Тема: Европейская модель менеджмента

  • Вид работы: Контрольная работа
  • Предмет: Менеджмент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Липецкий филиал

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория менеджмента (теория организации и организационное поведение)»

Тема: «Европейская модель менеджмента»












Липецк 2014г.

Содержание


1. Теоретическая часть

.1 Модели общественного развития

.2 Создание социально ориентированной экономики

.3 Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда

.4 Индикативное планирование

.5 Шведская модель социализма Г. Мюрдаля

.6 Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике

. Практическая часть

. Тесты

Список используемой литературы

1. Теоретическая часть


.1 Модели общественного развития


Общественное развитие - это процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов. С точки зрения исторического реализма решающим фактором исторического развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в реализации интересов. К объективным факторам развития обществ относятся территория, климат, уровень экономики, состояние общественных институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.), ментальность, сознание, мировоззрение народа и т.п.

Общественное развитие включает в себя два взаимодополняющих процесса - прогресс и регресс. Прогресс предполагает движение обществ от низшего к высшему, от простого к сложному, от частей к целому, регресс, наоборот, - движение обществ от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям. Прогресс обществ и человечества (общественное развитие) всегда сопровождается регрессом, когда происходит не только приобретение, но и утрата каких-то ценностей: экологии, тишины, спокойствия, стабильности профессии, незыблемости общественного строя и т.п. Если прогресс преобладает, то в целом говорится о прогрессивном развитии, в случае преобладания регресса речь идет о деградации.

Общественное развитие (отдельных сфер, формаций, цивилизаций и т.п.) включает переходные периоды, в которые происходит дезорганизация, деформация, децивилизация. Фундаментальной причиной необходимости переходного периода является противоречие между развившимися потребностями демосоциальной сферы и формацией общества, средствами производства. В результате разрешения этого противоречия происходит развитие структуры занятости населения. Трудовые навыки, опыт, знания большинства трудоспособного населения перестают пользоваться спросом, возникает массовая безработица, снижается уровень жизни, появляется состояние социальной напряженности, насилия, преступности, упадка морали и т.п. Переходный период - это всегда национальный кризис или даже катастрофа.

Анализ всемирной истории показывает, что нормальная продолжительность переходного периода составляет 15-20 лет, т.е. примерно период смены поколений. В зависимости от качества национальной элиты и характера формационного развития переходный период может быть сокращен, а может быть удлинен. В России, как правило, этот процесс затягивается.

Так, формационный переход от феодально-буржуазной формации (аграрно-индустриальной) к пролетарско-социалистической (индустриальной) и сопутствующий ему межформационный и межцивилизационный кризис страна прошла под руководством Ленина и Сталина за 20 лет, с 1917г. по 1937г. Сейчас она вступила в новый переходный межформационный и межцивилизационный переход от пролетарско-социалистической к постиндустриально-смешанной формации. И этот переход, и кризис будут достаточно сложными и разрушительными.

Нужно различать процесс общественного развития и разные способы понимания его, Между пониманием, которое всегда односторонне, и общественным развитием, которое всегда объективно, существует важное противоречие - знания и объект. В истории понимания общественного развития в социальной философии можно выделить три основных подхода к этому объективному процессу: циклический, поступательный, спиралевидный.

общественный рыночный социализм менеджмент

1.2 Создание социально ориентированной экономики


Социально ориентированная рыночная экономическая система стала разрабатываться в теоретическом виде уже в конце Х1Х - начале ХХ веков, где не последнюю роль сыграла победа социалистических идей в России. Но практически социально ориентированный рынок как система развития связан с именами таких известных политиков, как Л. Эрхард (Германия) и Г. Мюрдаль (Швеция). Это было уже во второй половине ХХ века: потребовались годы социальных потрясений в мире, чтобы понять одну вещь - эффективно управлять обществом может только само общество.

Теоретические основы социального рыночного хозяйства были заложены в рамках концепции ордолиберализма В. Ойкеном, Ф. Бемом, Л. Эрхардом. Принципиально отличие теории социального рыночного хозяйства от иных направлений экономической мысли заключается в том, что предмет деятельности экономических субъектов, в том числе и государства целостная система, функционирующая в неразрывном единстве экономических и социальных институтов. Модель социального рыночного хозяйства, созданная в рамках ордолиберализма, основывается, прежде всего, на признании рынка в качестве ведущего социально-экономического института. В основе развития общества всеобъемлющая конкуренция и система договорных отношений.

Социально-ориентированная экономика - эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем.

Целями социально-ориентированной экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира.


1.3 Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда


Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897-1977). В основе экономических реформ, проведённых Л. Эрхардом, лежала концепция «социального рыночного хозяйства», которую он возвёл в ранг официальной государственной доктрины, будучи одним из лидеров партии «Христианско-демократический союз» в послевоенной Германии. Основные положения экономической программы Л. Эрхарда были просты:

высокий уровень благосостояния для всех слоёв общества;

свободная конкуренция и частное предпринимательство;

активная и ответственная регулирующая роль государства;

широкий спектр гражданских свобод и демократических институтов.

Социальная ориентация «рынка по Эрхарду» предполагала, прежде всего, выбор общественных приоритетов, а также целенаправленное стимулирование определённых сфер и направлений хозяйственной жизни. Он справедливо считал также, что социальное рыночное хозяйство немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического снижения расходов и смягчения налогового бремени, что предусматривало увеличение номинальных доходов, главным образом, за счёт постоянного улучшения качества предлагаемых рынку товаров и услуг. Стимулами здесь помимо низких налогов выступали законы в защиту конкуренции на внутреннем рынке и свободы частных инвестиций, что в итоге и дало миру немецкое «экономическое чудо», где на первом месте находился общий тонус социальной защищённости граждан в Германии. Социальная защита касалась, прежде всего, тех, кто был, по- настоящему, физически слаб и не защищён объективно - это дети, инвалиды, пожилые люди, безработные, многодетные семьи.

Вместе с тем, относительно самостоятельным элементом социально ориентированного рынка было создание системы эффективной занятости, где речь шла, прежде всего, о механизме подготовки и переподготовки кадров, регулирования рабочих мест и развития программ общественных работ для неквалифицированной рабочей силы. В рамках социальной политики своего правящего кабинета Л. Эрхард осуществлял освобождение от налогообложения всех социально слабых слоёв населения, а с другой стороны - финансирование социальных программ за счёт высокого налогообложения социально сильных слоёв общества и ликвидации некоторых субсидий для богатых граждан. В целом, за время этих реформ в Германии выплата пенсий и других государственных пособий выросла в несколько раз. Л. Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей» и регулирующей силы в обществе - далёкой от роли «ночного сторожа», что позволяло политике активно использовать имевшиеся у неё в наличии макроэкономические рычаги для позитивного и активного воздействия на хозяйственную конъюнктуру. Именно при нём в научный обиход вошёл термин «социальное государство» как альтернатива «государству монетарному». Таким образом, социальное государство - это тип государства, которое проводит сильную социальную «справедливую политику» в интересах всех своих граждан и создаёт наиболее благоприятные материальные, организационные и духовные условия для активной жизнедеятельности всего населения в обществе.

Наконец, именно Л. Эрхард ввёл в практику хозяйственной жизни послевоенной Германии, так называемое, индикативное планирование, которое даёт возможность любой национальной экономике иметь цели своего социально-экономического развития в виде долгосрочных планов.

1.4 Индикативное планирование


Вместо административно-директивного планирования в ФРГ Л. Эрхард ввел в практику так называемое индикативное планирование, когда вместо директивных показателей устанавливаются определенные индикативные показатели.

Планирование в условиях рыночной экономики называют указательным (индикативным), ориентирующим на те или иные цели. Нередко индикативные планы в литературе трактуются как совокупность показателей, которые никого ни к чему не обязывают.

Индикативные планы вводили рамочные установления, а конкретное их выполнение передавалось хозяйственным субъектам. В индикативном планировании есть точки «отправления» и «прибытия». В период работы по подготовке плана делается прогноз относительно тех макроэкономических пропорций, которые могут сложиться через пять лет. Выясняется, что для выравнивания дисбаланса между некоторыми экономическими секторами необходимы определенные структурные изменения в национальной экономике, которые осуществляются косвенными мерами.

Самым существенным в индикативном планировании является то, что государство никому не приказывает, не навязывает свою волю. Каждое предприятие остается автономным субъектом в экономической деятельности. Индикативный государственный план только ориентирует предприятие в выборе решения. Но в то же время такими косвенными мерами государство способно создать более благоприятные условия для перспективных отраслей национальной экономики, добиться постепенного свертывания тех экономических структур, которые уже изжили себя.

В основу индикативного планирования, его эффективности Эрхард заложил следующие факторы:

высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки;

разнообразие методов и инструментария при реализации планов, отсутствие догматизма подходов;

твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, действуя нередко в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний при реализации принятых программ;

выработка национального согласия в осуществлении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отделенную перспективу и той модели общества, которой отдается предпочтение большинством народа;

атмосфера социального партнерства, ослаблявшая постепенно дух классовой конфронтации. Без соглашений в политике в области доходов, занятости и условий труда страну продолжали бы сотрясать массовые забастовки, что подорвало бы основы индикативного планирования.


1.5 Шведская модель социализма Г. Мюрдаля


По примеру своего коллеги - автора «немецкого чуда» Л. Эрхарда - лауреат Нобелевской премии шведский экономист и политик Гуннар Мюрдаль (1898-1987) так характеризует выбранную им для развития своей страны модель социально ориентированной рыночной экономики: особая форма организации хозяйственной жизни в обществе, где конечные рыночные цели подчиняются не интересам одних только собственников средств производства, но также интересам и других участников общественной хозяйственной жизни, прежде всего, в лице самих непосредственных производителей материальных благ и услуг. В этих заявленных самим Г. Мюрдалем концептуальных рамках возникает такое явление, как «государственное попечительство» или «патерналистское государство», которое нивелирует отрицательные моменты стихии рыночного выбора, направляя его на достижение целей равных экономических возможностей для большинства членов общества, где также находится место для долгосрочных прогнозов и для, составленных на их основе, длительных программ развития нации. Эту шведскую модель «социализма по Мюрдалю», активно претворяла в жизнь на протяжении всей второй половины ХХ века, практически бессменная на политическом «капитанском мостике» Швеции, партия социал-демократов. Её главной целью было и есть - «сделать всех граждан страны равными партнёрами в деле реализации задач управления национальными производственными ресурсами для их дальнейшего приумножения».

На основе этого базисного положения была выработана концепция «активной государственной политики на рынке труда», куда вошли такие функциональные конечные цели для её проводников и реципиентов, как:

комплекс условий для полной ликвидации безработицы;

система мер по созданию новых рабочих мест;

долгосрочная программа по переквалификации кадров.

По мнению Г. Мюрдаля, главной задачей государства в современном мире является социальная защита населения, под которой он понимает:

систему законодательных, экономических, социальных и этических гарантий, которые предоставляются трудоспособным гражданам страны;

условия равных возможностей для повышения своего благосостояния как за счёт личного трудового вклада на основе найма, так и за счёт самостоятельной предпринимательской деятельности.

Нетрудоспособным гражданам в рамках их социальной защиты государство обязано создать определённый уровень жизнеобеспечения - не ниже законодательно установленных базовых стандартов. В рамках этой основной социальной задачи для государства, по мнению Г. Мюрдаля, предусматриваются следующие направления его деятельности:

обеспечение всем членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому она, в силу ряда объективных причин, жизненно необходима;

создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать себе средства для своей полнокровной жизни любыми, не противоречащими законам, средствами и способами:

поддержание высоких социальных стандартов в деле обеспечения потребностей граждан услугами образования и медицины и в их реальной доступности;

совершенствование экономических условий для наёмного труда и защита его от негативных воздействий несовершенств реального рынка;

обеспечение экологической безопасности для всех членов общества;

защита общегражданских и внутриполитических прав и свобод для всех членов общества, соответствующих принципам социального государства;

защита граждан от преступных посягательств на них самих и на их имущества, а также от административного и политического преследования, от идеологического давления и психологического прессинга;

создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в его отдельных социальных ячейках;

обеспечение и поддержание максимальной стабильности в обществе.

В целом, основное кредо социального «рынка по Мюрдалю» можно свести к простому правилу, которому должно следовать государство при осуществлении им своей социальной экономической политики для достижения целей социальной справедливости: основное внимание уделять тем, кто действительно в нём нуждается, и изымать ряд привилегий у тех, кто в них объективно не нуждается.


1.6 Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике


Государственное регулирование реализуется посредством различных форм, методов и направлений. Весьма важна для общества и система государственного контроля, разрабатывающая стандарты жизни, экологические стандарты и т п.

В современной хозяйственной жизни государство представлено различными формами воздействия: растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, растут налоги, имеет место система государственного предпринимательства (доля государственного сектора в материальном национальном богатстве по странам мира сегодня колеблется от 20 до 60%), значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности. В конечном итоге государственная власть должна обеспечивать охрану общественных интересов, экономической системы страны в целом, только тогда ее деятельность будет эффективной. Одними из самых характерных черт органов государственного управления России являются их коррумпированность и связь с теневой экономикой. По оценкам западных экономистов размеры теневой экономики составляют от 30 до 40% всего объема экономики страны. Россия только с 2002 г. присоединилась к борьбе с отмыванием незаконных денег. В настоящее время в России нет полного комплекта нормативных документов и экономических рычагов борьбы с коррупцией. Для повышения эффективности государственного управления необходимо их создание и внедрение в экономическую систему в минимальные сроки.

В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику.

Прямое воздействие - это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Примером такого воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности.

Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги - один из основных методов косвенного регулирования.

При классификации методов управления выделяют административные и экономические. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование, денежно-кредитное, финансовое регулирование и т.п.

Говоря о государственном регулировании можно выделить следующие направления:

регулирование капиталовложений;

регулирование сбыта;

регулирование рынка рабочей силы;

стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

2. Практическая часть


Рис. 1 Линейная структура управления


Линейно-функциональная структура управления - структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные - обязательные для исполнения, и функциональные - рекомендательные для исполнения. Линейно-функциональные структуры управления обеспечивают приоритет единого начального распорядительства всеми ресурсами и ответственности за работу всей организации в целом. Они базируются на рациональной специализации производственно-функциональных звеньев, иерархичности распорядительских полномочий, контроле за эффективностью выполнения каждым подразделением и исполнителем возложенных на него функций. Без соблюдения этих принципов и критериев организация общественного производства на современном этапе невозможна.

Рис. 2 Матричная структура управления


Матричная структура управления представляет собой одну из наиболее распространённых разновидностей проектной организации, применяемую, преимущественно в крупных компаниях. В рамках данной организации члены проектной команды находятся не только в прямом подчинении руководителя проекта, но и в подчинении руководства функциональных подразделений, в составе которых они работают. Таким образом, управление осуществляется сразу по двум линиям: проектной и функциональной. Матричная структура предполагает, что руководители проекта полностью отвечают за планирование проекта и его последующее выполнение.

Функциональные руководители, со своей стороны, делегируют руководителю проекта часть своих полномочий и обязанностей, а так же выделяют в подчинение проектного руководства необходимых специалистов. Важно отметить, что матричная структура управления распространяется, как правило, не на всю организацию, а только на некоторую её часть. При этом оправданность перехода к такой организации зависит, по большей части, от квалификации руководителей проектных направлений, от их способности управлять Профессиональными навыками выделенных к ним в подчинение специалистов.

Рис. 3 Дивизионная структура управления.


Дивизионнальная структура управления совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы. Область применения дивизиональной структуры управления: многопрофильные предприятия; предприятия, расположенные в различных регионах; предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы.

Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями, но создаются они не по функциям, а по географическим регионам, видам продукции или типу клиентов. Подразделения имеют собственную сферу деятельности и могут самостоятельно решать текущие производственные и хозяйственные задачи. Общие для всей организации вопросы, такие как управление, персоналом, финансы и т.п. остаются в компетенции штабной структуры.

Рис. 4 Функциональная структура управления


Функциональная структура управления - для нее характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Из этого следует что, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой функций.

Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная структура управления позволяет решить отдельные задачи на высоком профессиональном уровне. Но в целом эта структура не отвечает принципу единоначалия, может стать причиной несогласованных действий функциональных руководителей.

Тесты


1. К известным школам в управлении не относится:

а) научное управление;

б) новая экономическая политика;

в) административное управление;

г) человеческие отношения.

Ответ: б

. Сущность ситуационного подхода состоит в:

а) применение способов действий, вызывающих наименьший отрицательный эффект в данной ситуации, с обеспечением максимальной эффективности;

б) знании методов профессионального управления, доказавших свою эффективность; умении предвидеть последствия применяемых методик и концепций;

в) правильном интерпретировании ситуации, определении наиважнейших факторов;

г) все перечисленное.

Ответ: в.

. С точки зрения современных проблем развития производства и рекомендации науки управления наиболее приемлемо такое содержание цели управления, как:

а) обеспечение народного хозяйства необходимым видом продукции в достаточном количестве и соответствующего качества;

б) достижения международного уровня качества продукции;

в) максимально возможное удовлетворение потребности человека в самоутверждении посредством активного и творческого труда;

г) получение максимальной прибыли.

Ответ: а.

Список используемой литературы


1. Алексеев Ю. Ностальгия по будущему/ Ю. Алексеев // Мысль, 2011. 18 с.

. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: ВЛАДОС, 2012. 240 с.

. Зубаков В.М., Камалтдинова Р.М. Экономическая политика общего благосостояния в системе рыночных отношений - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 202 с.

. Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Вдовина И.В. и др. Менеджмент: учебно-практическое пособие. - М.: Вузовский учебник, 2010.

. Ламперт Х. «Социальная рыночная экономика. Германский путь» изд. «Дело» Москва, 2012.

. Левченко В.А. Основы менеджмента: учебно-методический комплекс. - Курск: Б.и., 2010.

. Мюллер-Армак А. О свободе и социальной справедливости. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики. Социальное рыночное хозяйство/ А. Мюллер-Армак, // Политэконом, 2011, №1. 23-25 с.

. Омаров А.М. Менеджмент. Управление - древнейшее искусство, новейшая наука: учебник. - М.: Экономика, 2011.

. Рора У., Долгова С. «Менеджмент и рынок: Германская модель» учебное пособие, перевод с немецкого изд. «Бек», Москва, 2013.

. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов на Дону: Феникс, 2010.

. Современный менеджмент: учебник / под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля. - М.: ИНФРА-М, 2012.

. Эрхард Л. «Полвека размышлений. Речи и статьи» 2 изд. «Наука», Москва, 2011.