Тема: Интеллектуальная собственность и ее защита в инновационном процессе

  • Вид работы: Диплом
  • Предмет: Менеджмент













Курсовая работа по дисциплине «Инновационный менеджмент» на тему:

«Интеллектуальная собственность и ее защита в инновационном процессе»


Введение


В современных условиях практическое применение и широкое распространение результатов научно-технической и исследовательской деятельности, оформленных в виде объектов интеллектуальной (преимущественно - промышленной) собственности выступает необходимым фактором экономического развития страны. Актуальность инновационной активности в настоящее время существенно возросла и определяет положение страны на экономической и политической карте мира. Макроэкономическая роль нововведений заключается в изменении характера расширенного воспроизводства, в переводе национального хозяйства на более современную интенсивную модель развития. Отличительные признаки современного конкурентоспособного хозяйствующего субъекта в существенной мере предполагают:

а) активизацию собственных научно-исследовательских работ либо приобретение прав на ключевые для данной отрасли изобретения, ноу-хау и иные научно-технические достижения;

б) защиту интеллектуальной собственности как нематериального актива предприятия;

в) использование законодательно предусмотренных средств для закрепления исключительных прав на результаты творческой деятельности и интеллектуального труда, воплощенные в конечной продукции.

Интеллектуальная собственность постепенно, но неотвратимо становится главным стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность национальной экономики. Формирующаяся экономика знаний породила новую среду конкуренции, в которой идет борьба за исключительные права на новые идеи и изобретения. Во всем мире непрерывно растут наукоемкость выпускаемой продукции и стоимость технологических разработок. В таких условиях рыночный успех предприятия все больше базируется на новом знании, а интеллектуальная собственность становится главным фактором процветания любой страны мира, а в новых условиях - и скорости преодоления глобального кризиса.

Реализация программ по модернизации российских предприятий, основанных на инновационных достижениях, предполагает создание благоприятных условий для структурных преобразований в сфере коммерциализации научных знаний. Это требует интеграции производителя и прогрессивной научной мысли. Результатом такого союза выступают принципиально новые образцы продукции, обладающие более высокой потребительской ценностью. При этом существенно повышаются затраты на разработку нового продукта и сокращается длительность его жизненного цикла. Но вместе с тем, техническая сложность сделает их на определённый период времени защищёнными от конкуренции со стороны менее инновационно активных или не столь удачливых в научном поиске конкурентов.

В этой связи хотелось бы напомнить о так называемом «парадоксе Питера Друкера», который состоит в его смелой (а потому - не всеми разделяемой) мысли о том, что предпринимательство, основанное на нововведениях, связано с меньшим (!) риском, чем оптимизация традиционных процессов. По мнению П. Друкера, нет ничего более рискованного, чем оптимизация там, где можно применить нововведение. Такая модель, естественно, подразумевает ведение бизнеса в благоприятных со стороны государства и институциональной среды условиях, поощряющих инновационную активность. Деятельность предпринимателей инновационного типа вызывает благотворное оздоровляющее динамическое неравновесие в экономической системе, которое в свою очередь становится определенной гарантией устойчивости экономической системы в современных условиях.


I. Теоретическая часть


. Понятие интеллектуальной собственности


Термин «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками - юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с учреждением в 1967 году в Женеве Всемирной организации интеллектуальной собственности <#"justify">А также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Позднее в сферу деятельности ВОИС <#"center">2. Виды интеллектуальной собственности


Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Оно распространяется на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет, но выраженные в какой либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (рукопись, чертёж, изображение, публичное произнесение или исполнение и т.д.)

Для получения авторского права не нужно выполнять каких-либо формальностей. Это право возникает, как только произведение получит объективную форму (например, автор запишет на листке бумаги сочинённое им). Никакой регистрации произведения не требуется, кроме подтверждения даты публикации (произнесения) текста.

Группа исключительных прав, созданная во второй половине XX- начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания.

Право товарных знаков <#"justify">·на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;

·при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);

·на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

·в предложениях к продаже товаров;

·в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Не подлежат контролю со стороны правообладателя такие виды использования товарного знака, как:

. упоминание его в нерекламных целях;

.использование на товарах, которые уже были введены в оборот самим правообладателем или с его согласия (например, при пользовании купленным товаром, на котором изображён товарный знак или при дальнейшей перепродаже такого товара);

.использование в личных целях;

.другие виды использования, не связанные с введением товаров (услуг) в гражданский оборот.

Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными - представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.

Встречаются, особенно в последнее время, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Посмотрите, например, на кредитную карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.

Примеры, которые помогут понять, какие товарные знаки являются:

Словесными - «Apple» для компьютеров; Deutsche Bank для банка.

Произвольными или вымышленными обозначениями - Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE, Easy Jet.

Именами - Ford, Peugeot, Hilton (отель).

Слоганами - «Летай мной» для авиалинии.

Содержащими элементы - трёхлучевая звезда для Mercedes-Benz, статуэтка богини («Дух экстаза») для Rolls-Royce.

Цифры - одеколон 4711.

Буквы - GM, FIAT, VW, KLM.

Картинки или символы - Lacoste (маленький крокодил).

Звуками - мелодия сотового телефона Nokia.

В качестве промышленного образца <#"justify">Сам термин «патентное право» лишь совсем недавно был возвращен в российское законодательство. В течение длительного времени в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и другие технические новшества охранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами. Последние не предоставляли их обладателям исключительного права на использование созданных разработок, а лишь гарантировали им личные права и право на получение вознаграждения от пользователей. Поэтому совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникавшие в рассматриваемой области, именовалась не патентным, а изобретательским правом. В настоящее время в связи с восстановлением в России общепринятой системы охраны технических новшеств можно вновь с полным основанием говорить о российском патентном праве.

Патентное право предусматривает либо заявительскую, либо авторскую системы патентования. При заявительской системе патент выдаётся любому первому заявителю на его имя, будь то автор, либо законный преемник автора, либо лицо, присвоившее изобретение действительного автора. При авторской системе патент может получить лишь автор либо правопреемник, причем имя автора должно быть названо в заявочной документации и в патенте.

Как и авторское право, патентное право имеет дело с охраной и использованием нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуального творчества. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским правом, представляют собой результаты мыслительной деятельности, идеальные решения тех или иных технических или художественно-конструкторских задач. Лишь впоследствии, в ходе их внедрения, они воплощаются в конкретные устройства, механизм, процессы, вещества и т. п., наряду со сходством, сравниваемые объекты имеют и существенные различия между собой. Если в произведениях науки, литературы и искусства основная ценность и предмет правовой охраны - их художественная форма и язык, которые отражают их оригинальность, то в объектах патентного права ценность представляет, прежде всего, само содержание тех решений, которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся предметом охраны патентного права. В отличие от формы авторского произведения, которая фактически неповторима и может быть лишь заимствована, решение в виде устройства, способа, вещества, штамма или внешнею вида изделия может быть разработано другими лицами совершенно независимо от первого его создателя. В этой связи охрана технических или художественно-конструкторских решений, являющаяся основной функцией патентного права, строится на несколько иных началах и принципах.


3. Идейные обоснования интеллектуальной собственности


Причины, по которым государства принимают национальные законы и присоединяются в качестве подписавшихся государств к региональным или международным договорам (или к тем и другим), регулирующим права интеллектуальной собственности, обычно обосновываются стремлением:

·посредством предоставления охраны создать побудительный мотив для проявления различных созидательных усилий мышления;

·создать хранилища жизненно важной информации;

·вознаградить творческую деятельность;

·дать таким создателям официальное признание;

·содействовать росту как отечественной промышленности или культуры, так и международной торговли, посредством договоров.


4. Виды нарушений прав интеллектуальной собственности


К нарушению различных видов прав интеллектуальной собственности относятся:

·распространение объектов, использующих методы, описанные в патентах <#"center">5. Международная защита интеллектуальной собственности


Развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности <#"justify">Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, далеко не все возможности, заложенные в мах права, реализуются на практике. Причинами этого являются и общий низкий уровень правопорядка в стране, и неосведомленность авторов о своих правах и способах их защиты, и отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую помощь, и т. д. в последние годы в России наблюдается рост нарушений авторских и смежных прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации. Грубыми нарушителями указанных прав выступают также государственные радиостанции и телеканалы, в бюджетах которых даже не заложены средства, предназначенные на выплату авторского гонорара. Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимания органы власти. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты, авторских и смежных прав, которыми могут воспользоваться потерпевшие, оставленные один на один с правонарушителями, приобретает особую актуальность. Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

При жизни автора, по общему правилу, только он сам или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности. После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов. Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения пользователю, защита нарушенных прав соответствии с п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве возлагается на последнего. Однако если это лицо не осуществляет защиту нарушенных прав, автор или его наследники могут защищать их сами. При заключении договора о передаче неисключительных право на их защиту сохраняется за автором или его наследниками, если только в самом договоре не предусмотрено иное. Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которые передали полномочия на управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или ин го договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских и смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты. По общему правилу, защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает иск, т. е. обращенное к суду требование отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей нем обязанности или о признании наличия или отсутствия прав отношения - с другой. Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, т. е. только прямо указанных в законе случаях. В настоящее время в области авторского права таких случаев не предусмотрено. Однако потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой с их нарушенных прав в вышестоящий орган ответчика (если та вой имеется), в творческий союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути, сводится к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности. Наибольшую практическую значимость среди форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Закон об авторском праве предоставляет потерпевшим достаточно большой выбор способов защиты. Помимо указанных в ст. 49 Закона об авторском праве способов защиты потерпевшие могут воспользоваться и другими мерами, которые названы ст.12ГК. Кроме того, к нарушителям авторских и смежных прав могут быть применены некоторые дополнительные санкции, которые носят не гражданско-правовой, а административный характер. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве помимо возмещения убытков, взыскания незаконно полученного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд взыскивает с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации и уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. По решению суда могут быть конфискованы также материалы и оборудование, которые использовались для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведения или фонограмм. Как правило, потерпевший может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой Закона, либо вытекает из характера нарушенного права и совершенного нарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора среди допустимых способов защиты. Обратимся к их краткому анализу.


6. Законодательство в России в сфере интеллектуальной собственности


В России с 01 января 2008 <#"justify">·произведения науки, литературы и искусства

·программы для электронных вычислительных машин <#"justify">По своей юридической природе Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» носит многоотраслевой характер, являясь частью российского гражданского законодательства. Нормы иной отраслевой принадлежности в Законе практически не представлены. Исключение составляют правила, содержащиеся в ст. 50, которые носят гражданско-процессуальный характер, а также отсылочные нормы к уголовному и административному законодательству (ст. 48). Указанное обстоятельство, безусловно, усиливает целостность Закона и обеспечивает более тесную взаимосвязь его норм. Оценивая Закон в целом, можно отметить следующее. Прежде всего, с его принятием российское авторское право впервые за всю его историю сблизилось с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Первый серьезный шаг к этому был сделан Основами гражданского законодательства 1991 г., однако содержащиеся в них нормы были явно недостаточны для урегулирования возникающих на практике вопросов. Иными словами, если Основы гражданского законодательства определили принципиальный подход законодателя к регулированию авторско-правовых отношений, то Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» впервые подробно регламентировал все основные их аспекты с учетом гарантий, которые обеспечиваются Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Что касается отношений, связанных со смежными правами, то их развернутое правовое регулирование вообще дано впервые в истории российского законодательства. При этом безусловным достоинством Закона является то, что подавляющая часть его норм рассчитана на прямое применение. Далее, характерной чертой Закона является его рыночная направленность. Закон значительно расширяет возможности участников авторских и смежных с ними отношений по свободному распоряжению принадлежащими им Правами. Имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Одновременно отменены многие из существовавших ранее в законе гарантий и ограничений, которые были призваны ограждать права создателей творческих произведений. Такой подход, конечно, является достаточно жестким, но он характерен для рыночных отношений, которые внедряются в рассматриваемую сферу.

Наконец, особенностью Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является изменение некоторых ключевых моментов правового регулирования авторских отношений по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Указанные изменения прямо не связаны ни с повышением уровня авторско-правовой охраны, ни с рыночной ориентацией нового Закона, а выражаются лишь в ином юридико-техническом подходе к регулированию некоторых аспектов авторских правоотношений. В качестве примера можно сослаться на отказ законодателя от конструкции авторства юридических лиц на некоторые виды произведений, в частности энциклопедические издания, словари, журналы и т. п., введение понятия коллективного управления имущественными правами и т.д.


7. Критика интеллектуальной собственности


С самого своего возникновения интеллектуальная собственность подвергалась критике, со стороны как отдельных лиц, так и организаций. Причем критике подвергались как сами исключительные права, так и объединение их в единое понятие.

Уязвимым местом интеллектуальной собственности является теория о том, что идея приходит в голову только кому-то одному. Практика показывает, что состояние науки в определенный момент времени может «подготавливать» открытие или изобретение, которое может быть сделано разными независимыми людьми примерно в одно и то же время, не зная о работах друг друга. В случае применения понятия «интеллектуальной собственности» права и возможность пользоваться судебным преследованием и денежными отчислениями за это изобретение достанутся лишь первому заявившему, что может быть весьма несправедливым. В то же время известно немало случаев (например, Попов <#"center">II. Выбор и характеристика нововведений


1. Формулирование инновационной цели фирмы


Открытое акционерное общество «Фаберлик» осуществляет свою деятельность на парфюмерно-косметическом рынке РФ, который отличается высокой конкуренцией среди российских и международных компаний. Основными видами деятельности ОАО «Фаберлик» являются производство и реализация парфюмерно-косметической продукции, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Реализация продукции осуществляется посредством системы прямых продаж через сеть независимых консультантов.

Основу продуктовой линейки компании «Фаберлик» составляют средства по уходу за кожей, средства по уходу за волосами, парфюмерия, декоративная косметика и парфюмерно-косметическая продукция для мужчин.

ОАО «Фаберлик» конкурирует с другими компаниями - как производителями готовой парфюмерно-косметической продукции, так и с компаниями прямых продаж.

В настоящее время ОАО «Фаберлик» является первой по доле рынка среди российских производителей косметики компанией, действующей на рынке прямых продаж парфюмерно-косметического рынка РФ. Компания производит и реализует продукцию всех сегментов парфюмерно-косметического рынка, а также аксессуары и сопутствующую продукцию.

Российская Федерация является основным и крупнейшим рынком сбыта продукции компании. Помимо Российской Федерации компания «Фаберлик» осуществляет свои операции на рынках стран СНГ и Балтии.

Собственные производственные мощности компании расположены в Москве. Компания имеет фабрики по производству продукции в Балашихинском р-не Московской области п. Соболиха и в районе Бирюлево (г.Москва).

Общая цель инновационной деятельности фирмы - это выживание и развитие компании путем выпуска новых/улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства.

Деятельность научного центра компании и лабораторий направлена на совершенствование качества продукции за счет введения в состав особого вещества, разработанного учеными исследовательской лаборатории компании.

В производстве косметической продукции используются не только отечественные разработки, но и международные совершенно новые рецептуры и разработки. Новые технологии, передовое оборудование, подобного которому нет ни у одной косметической компании в России, - это новейшее оборудование и автоматические линии по производству, фасовке и упаковке косметической продукции из Германии, Англии, Швейцарии и Италии. В разработке проектов с научным отделом «Фаберлик» сотрудничают кафедры МГУ им. Ломоносова, ведущие научно-исследовательские центры России и лидирующие международные лаборатории - Uniqema, Gattefosse, ISP, Pentapharm, Silab, Sederma, Symrise, Croda.

Приоритетные направления деятельности:

В своей деятельности ОАО «Фаберлик» ориентировано, прежде всего, на разработку и запуск на рынок высококачественных, эффективных и инновационных продуктов ухода за кожей; достижение и сохранение лидирующих позиций в ключевых для компании сегментах парфюмерно-косметического рынка; дальнейшее расширение рынка сбыта в России, странах СНГ и Балтии; повышение качества и конкурентоспособности продукции; поддержку и развитие системы прямых продаж через сеть независимых консультантом.

Итак, компания «Фаберлик» имеет следующие цели:

1.Повышение конкурентоспособности

2.Увеличение ассортимента продукции

.Повышение качества продукции.

Инновационная цель компании заключается в получении прибыли от продажи улучшенных продуктов, повышении конкурентоспособности своих продуктов, повышении своего имиджа на рынке.

Для достижения этих целей было принято решение о необходимости эксклюзивных разработок исследовательских лабораторий компании, получении уникального, отличительного преимущества продукции и улучшении ее свойств.


. Оценка инновационного потенциала


Инновационный потенциал организации - это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций.

Для того, чтобы оценить все возможности фирмы рассмотрим ее потенциал. Инновационный потенциал предприятия характеризуется рядом следующих факторов:

1)Продуктовый блок.

Объем продаж:

Объём продаж в денежном выражении в целом по компании в 2009 году возрос на 11% к 2008 году. Уход за кожей продолжает оставаться ведущей категорией в продажах компании - 41% от общего оборота в денежном выражении, далее следует декоративная косметика с долей 24,9%. Рост продаж в этих категориях в 2009 году составил 10% и 12%, соответственно. Наибольший рост продаж достигнут в категории средств для ванны и душа.

Качество товара:

Вся продукция компании «Фаберлик» гипоаллергенна, успешно прошла испытания на эффективность и качество в Институте Красоты и отмечена многочисленными призами на престижных международных выставках. Продукция имеет соответствующие сертификаты и отвечает всем международным требованиям.

2)Ресурсный блок.

Трудовые ресурсы компании:

Компания «Фаберлик» продвигает свою продукцию через дистрибьюторов, используя метод прямых продаж. Это даёт возможность установления личного контакта консультантов со своими клиентами и организации встреч в удобное для них время и в удобном месте для более подробного ознакомления с продукцией. Но это тормозит развитие массовой рекламы (на телевидении, рекламных щитах).

В 2009 году был запущен ряд масштабных мотивационных программ, направленных на рост количества активных консультантов, в частности, стартовали программы «ВИП-клуб» и «Автомобилизация». Внедрена система базового обучения консультантов «Фаберлик» по всех регионах РФ. Компания активно участвовала в социальном проекте «Зеленые города».

Количество Консультантов в СНГ и Прибалтике - 1,2 млн.; 14 филиалов в России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Воронеж, Екатеринбург, Уфа, Ярославль, Самара, Новосибирск, Краснодар, Хабаровск, Иркутск, Омск), 4 Сервисных Центра (Саратов, Челябинск, Пермь, Ростов-на-Дону), КАМ-офисы в Красноярске и Волгограде. Представительства в странах СНГ и Балтии - Украине, Белоруссии, Казахстане, Армении, Грузии, Азербайджане, Монголии, Молдове, Латвия, Литва, Эстония.

В производстве продукции занят квалифицированный технический и рабочий персонал, обладающий необходимым уровнем знаний и высокой профессиональной подготовкой.

Сотрудники научной лаборатории постоянно находятся в поиске не только новых патентов, но и новых формул косметических препаратов для создания уникальных и эффективных новинок.

Технологические ресурсы компании:

Новые технологии, самое передовое оборудование, подобного которому нет ни у одной косметической компании в России, - это новейшее оборудование и автоматические линии по производству, фасовке и упаковке косметической продукции из Германии, Англии, Швейцарии и Италии.

Весь процесс изготовления продукции происходит на высокотехнологичных установках (вакуумные гомогенизаторы), которые позволяют создать мельчайшую кремовую эмульсию с частицами субмикронных размеров (0,1-0,5 мкм). Такая микроэмульсия улучшает проникновение активных компонентов в кожу, тем самым нормализуются обменные процессы.

В 2010 Компания продолжит развивать производственные мощности, приобретать новое оборудование, позволяющее обеспечить покупателей необходимым объемом качественной продукции. Также проводится реорганизация складского хозяйства. Планируется дальнейшее инвестирование в научные разработки.

Информационные ресурсы:

Компания проводит разработку новых продуктов силами собственного Центра научных разработок, а также в сотрудничестве с ведущими иностранными лабораториями и лабораторией МГУ. ОАО «Фаберлик» является обладателем более 30 патентов, подтверждающих эффективность применяемых в составе его продуктов ингредиентов -RALA (патенты 2299724, 2352322, 2357722) и другие.

По итогам многочисленных экспериментов были получены патенты на применение в косметологии таких биологически активных молекул и композиций, как РНК/РНП (рибонуклеиновая кислота - система восстановления кожи Night repair system). Косметика «Фаберлик» - единственная, в которой в качестве активного компонента используются природные иммунорегуляторы - Пептидогликаны, вещество с противовосполительным эффектом - Лизоцим, стимулятор защитных Реакций кожи Даларгин, живительная микроэмульсия эфирных масел и многие другие открытия.

Компания обладает огромной базой данных, содержащей разработки многих исследователей и разработчиков в косметической сфере.

3)Организационный блок.

В каждой из стран мира, в которых компания ведет свою деятельность, придерживается принципов социальной ответственности, не только соблюдая местные традиции, но и помогая людям. Начиная от производства сырья и до создания условий труда на своих заводах, заботится об охране окружающей среды и здоровья своих сотрудников. Компания ни когда не использует труд детей, не тестирует свою продукцию на животных и не покупает посреднические услуги тех компаний, которые это делают. Продукция компании не содержит поливинилхлорида, а каталоги печатаются на бумаге, произведенной из искусственно посаженых лесов.

В каждой стране, где есть представительства компании, она поддерживает благотворительные проекты на глобальном, государственном и региональном уровнях. Кроме постоянного взаимодействия с Международным детским фондом, «Фаберлик» взаимодействует с другими социальными организациями (в РФ - организация «Мирамед Институт») и организует свои благотворительные акции помощи детским домам и больницам, в которых всегда принимают активное участие консультанты и клиенты компании.

Корпоративные ценности - Единство, Дух, Страсть. Эти фундаментальные принципы, на которых основаны отношения с клиентами, консультантами, сотрудниками, строится деятельность компании, устанавливаются ее цели, приоритеты. Веря в эти ценности, компания верит в свою способность сделать мир лучше и в свой успех, а этом нелегком деле.

Вывод: Компания «Фаберлик» имеет все возможности для успешного осуществления инновационной цели. Квалифицированный персонал, современное оборудование, опытные руководители и стремление развиваться служат благоприятствующими факторами. Компания готова выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.

Количественно инновационный потенциал оценивается, используя систему базовых показателей:

1) Пи - интеллектуальный потенциал.


Пи = Пн/Чр, где


Пн - количество специалистов, занятых инновационной деятельностью.

Пн = 850 человек (сотрудники собственного центра научных разработок)

Чр - общая численность работников компании

Чр = 3600 человек (Консультанты не являются штатными сотрудниками компании, а осуществляют свою деятельность на условиях добровольного и независимого партнёрства.)

Пи = 850/3600 = 0,2361

Пи находится в пределах 0,20 - 0,25. Значит у компании достаточное количество специалистов, занимающихся инновационной деятельностью.

) Пнт - научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т.д.)


Пнт = Си/Авн, где


Си - общая стоимость интеллектуальной собственности компании

Си = 23867 (тыс. руб.)

Авн - прочие внеоборотные активы компании

Авн = 221610 (тыс.руб.)

Пнт = 23867/221610 = 0,1076

Компания обладает достаточной интеллектуальной собственностью, необходимой для инновационного развития, так как Пнт в пределах 0,10 - 0,15.

) Пм - удельный вес используемых новых методов.


Пм = Он/Осг, где


Он - стоимость новых методов, внедренных в деятельность компании.

Он = 48950 (тыс. руб.)

Осг - стоимость производственных фондов компании, руб.

Осг = 221632 (тыс.руб.)

Пм = 48950/221632 = 0,2513

Пм лежит в пределах 0,25 - 0,30. Компания оснащена технически и информационно для ведения инновационной деятельности.

) Пно - удельный вес нового оборудования, новых технологий.


Пно = ОФн/ОФср, где


ОФн - стоимость вновь введенного оборудования, технологий, руб.

ОФн = 96745 ( тыс. руб.)

ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

ОФср = 256730 (тыс. руб.)

Пно = 96745/256730 = 0,37521

Пно находится в пределах 0,35 - 0,40. Компания обладает необходимым количеством нового оборудования, инструментов и технологий для достижения инновационной цели.

) Пр - показатель инновационного роста.


Пр = Иис/Иоб, где


Иис - стоимость научно-исследовательских инвестиционных проектов, руб.

Иис = 985600 (тыс. руб.)

Иоб - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.

Иоб = 1815129 (тыс. руб.)

Пр = 985600/1815129 = 0,5539

Доли средств, выделяемых компанией на инновационную деятельность достаточно. Так как Пр лежит в пределах 0,55 - 0,60.

) Пд - удельный вес новых видов деятельности в общем объеме.


Пд = ВРнд/ВРоб, где


ВРнд - выручка от новых видов деятельности, руб.

ВРнд = 1200200 (тыс. руб.)

ВРоб - общая выручка от деятельности компании, руб.

ВРоб = 2112635 (тыс. руб.)

Пд = 1200200/2112635 = 0,5681

Пд находится в пределах 0,55 - 0,60, и это является нормой для компании.


3. Оценка инновационного климата


Целью проведения данного анализа является исследование состояния парфюмерно-косметической отрасли на рынке России, Санкт-Петербурга, зарубежных рынках и ее тенденции развития.

До настоящего времени Россия не являлась равноправным партнёром на мировом рынке сбыта парфюмерной продукции. На сегодняшний день фирма «Фаберлик» занимает одно из первых мест на отечественном рынке и восьмое место в мире по производству косметики. Так как происходит ежегодное увеличение объёмов продаж данной продукции то можно сделать вывод, что выпускаемый товар пользуется устойчивым спросом. Продукция фирмы «Фаберлик» может реально рассчитывать до 80% объёма производства российской косметики.

Нестабильная экономическая ситуация в стране также отражается и на состоянии парфюмерно-косметической отрасли. Имеется воздействие ряда неблагоприятных факторов:

Øнеблагоприятная (для производства) кредитно-денежная политика правительства;

Øпостоянно изменяющаяся налоговая политика государства;

Øпадение обменного курса рубля относительно мировых валют.

Экологическая ситуация в РФ также оказывает своё влияние ,

имея в виду воздействие следующих неблагоприятных факторов:

Øудорожание всех видов энергии и отсутствие энергосберегающих технологий;

Øугроза глобальных экологических катаклизмов;

Øотсутствие в нашей стране развитой системы утилизации бытовых отходов, как следствие загрязнение окружающей среды.

От внутренней и внешней политики правительства зависит не только судьба России, но и компании, как составной её части. В условиях обострения политической обстановки спрос на товар может резко возрасти либо резко упасть. У компании «Фаберлик» появилась реальная возможность выхода на зарубежные рынки (Польша, Словакия, Франция) и влияние политических факторов при этом может сыграть не последнюю роль.

Но в настоящее время прекрасная половина человечества вряд ли излечится от косметической лихорадки, поэтому прогноз изменений внешней среды весьма оптимистичен и благоприятен для инновационных целей фирмы «Фаберлик».


Анализ рынка товара:

Механизм или средствоОценка.Комментарии.1.Реклама в СМИ.2Косметика «Фаберлик» распространяется в каталогах и в интернет-магазине, а рекламе в СМИ уделено малое значение, что приводит к потере потенциальных покупателей.2.Прямая рассылка.3На сайте компании «Фаберлик» можно заказать косметику с доставкой домой или на работу.3.Сотрудники.5Компания «Фаберлик» продвигает свою продукцию через дистрибьюторов, используя метод прямых продаж. Это даёт возможность установления личного контакта консультантов со своими клиентами и организации встреч в удобное для них время и в удобном месте для более подробного ознакомления с продукцией.4.Выстаки.5Компания «Фаберлик» участвует в ежегодных фестивалях и форумах, где подробно рассказывает о своей продукции, в основу которой заложены открытия современных российских учёных и об использование новейших технологий в производстве.5.Наружная реклама.3Продукция компании «Фаберлик» предоставлена в каталогах, которые распространяют консультанты. Поэтому наружная реклама ( вывески, рекламные щиты и т.д.) не занимает главные позиции в продвижении товара.6.Упаковка.5Для каждого товара создана индивидуальная упаковка, такая чтобы можно было бы легко отличить один товар от другого. Каждый товар имеет подробную инструкцию к применению.7.Популярность.5Современный дизайн упаковки, высокая технологичность, качество и постоянное совершенствование продукции делает товар наиболее популярным и привлекательным в глазах покупателя по отношению к аналогам конкурентов.8.Продвижение товара.5Компания «Фаберлик» продвигает свою продукцию через дистрибьюторов, используя метод прямых продаж, который подразумевает личный контакт с покупателем и доведение до покупателя полной информации. Компания также обеспечивает разработку учебных пособий, каталогов, проведение обучения, семинаров, факультативных занятий по бизнесу, издание необходимой справочной и рекламной продукции.9.Товарная марка.5Товарная марка «Фаберлик» уже успела зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, и поэтому она может служить дополнительным конкурентным преимуществом в борьбе за покупателя.Анализ рынка товара показывает, что по большинству основных критериев оценки компания имеет положительный результат. Это является дополнительной благоприятной возможностью для достижения инновационной цели. Имея положительные характеристики качества товара и упаковки, компания становится популярной и привлекательной в глазах покупателя, что означает наличие стабильного спроса на продукцию, постоянное получение прибыли и соответственно финансовую возможность реализации инновационной цели. Так же у компании существует потребность в развитии более масштабной рекламной деятельности. Это приведет к увеличению потенциальных покупателей, а значит и к увеличению прибыли.


Характеристика потребителей:

Сведения2008 год2009 год1. Население.Пользователями косметики «Фаберлик» в СПб являются примерно 1.2 миллиона человек.В связи с кризисом многие пользователи продукции «Фаберлик» стали экономить на заказах, тем более что косметика не является товаром первой необходимости. Поэтому число пользователей уменьшилось.2. Пол потребителя.В основном преимущественно женщины и девушки.3. Возраст.От 15 до 55 летОт 13 до 55 лет4. Уровень дохода.Покупатели продукции «Фаберлик» имеют средний уровень дохода.Уровень дохода покупателей снизился в связи с кризисом.5. Стиль жизни.Подвижный образ жизни, стремление к здоровью и красоте. Основными покупателями являются женщины, которые привыкли ухаживать за собой и хотят надолго сохранить свою красоту и привлекательность.6.Степень нуждаемости в продукте.СредняяСтепень нуждаемости в продукте снизилась.7. Повод для совершения покупки.Желание выглядеть красиво, иметь молодую и здоровую кожу.

Вывод: Основными потребителями косметики и сопутствующих ей товаров являются женщины всех возрастов со средним уровнем дохода. Продукция компании «Фаберлик» отличается высоким качеством и доступными ценами, поэтому даже те люди, у которых уровень дохода понизился в 2009 году, смогут не изменять своим привычкам и продолжать пользоваться любимыми товарами. Желание выглядеть молодо и красиво - это естественное желание каждой женщины, и это желание будет еще долгие годы являться поводом для совершения покупки продукции «Фаберлик».

Проведя анализ характеристики потребителей, можно сделать вывод, что при позиционировании товара на рынке необходимо задействовать отличительные качества продукции, а именно уникальность и исключительность, которые достигаются благодаря внедрению собственных новых перспективных технологий на базе современного высокотехнологичного оборудования, на что, собственно, и направлена инновационная цель компании.


Анализ Конкурентов:

Критерий«Фаберлик»«Avon»«Mary Kay»«Oriflame»«Charm Cleo Cosmetic»1.Объем реализации в год(млн руб)6139207609802602. Рекламные надписи (слоганы).«Фаберлик» - косметика, необходимая как кислород!«Avon» - компания лучше всех понимающая женщину.«Мary Кay» - это компания созданная женщиной для женщин, во имя женщины.«Oriflame» - забота о вашей красоте! Лучшее от природы, лучшее от науки.Клеопатра - женщина любящая и любимая… Женщина с необыкновенным шармом… Вот почему Шарм… Вот почему Клео…3. Выставка товара в магазине.Продукция предоставлена в каталогах..Ежемесячно обновляемые каталоги.Каталоги.Продукция предоставлена в каталогах. Продукция компании продается в магазинах и Интернет-магазинах. 4. Качества компании (отличительные характеристики)«Фаберлик» - первая и единственная компания на рынке косметической продукции, благодаря которой всего лишь 11 лет назад появилось новое понятие в косметологии - Кислородная косметика. «Avon» гарантирует100% качество своей продукции и принимает товар обратно со 100% возмещением потраченных покупателем средств, в случае, если он остался недоволен покупкой по тем или иным причинам. «Мary Кay» одна из первых прекратила использовать слюду в упаковке парфюмерии, потому что утилизация слюды - самое вредное и токсичное производство. Компания «Мэри Кэй» не проводит тестирование продукции на животных и является одной из крупнейших косметических компаний, подписавших меморандум Коалиции потребительской информации.«Oriflame» - косметическая компания, которая продает высококачественные, натуральные средства по уходу за кожей и декоративную косметику через независимых консультантов, без привлечения розничной торговли.Совместной исследовательской работой научных сотрудников лаборатории и практикующих в салоне специалистов были разработаны системы деликатного и интенсивного ухода за кожей и волосами. В рецептуры были введены бесценные дары Кубани - марочные вина, коньяк, соки дыни, томата, огурца, абрикоса, красной смородины… 5. Ассортимент.В ассортименте продукции «Фаберлик» около 400 наименований, которые представлены во всех категориях косметики: уход за кожей лица и тела, декоративная косметика, парфюмерия, мужская косметика.На российском рынке «Avon» предлагает более 300 новинок, представленных наименованиями декоративной косметики, парфюмерии и средств по уходу за кожей лица, тела и волосамиАссортимент, включает более 200 наименований продукции в 7 категориях. Среди них солнцезащитные средства и средства для ухода за кожей, которые классифицируются как лекарственные препараты, средства по уходу за кожей, парфюмерия и косметика.«Oriflame» предлагает широкий спектр высококачественных средств по уходу за кожей лица, парфюмерии, декоративной косметики, средств по уходу за телом и волосами.(более 500 наименований)Ассортимент продукции, выпускаемой "Шарм Клео Косметик" превышает 100 наименований. Это не просто самостоятельные средства, а программы, обеспечивающие полный необходимый уход за кожей различных типов. Конкуренты компании «Фаберлик» - это достаточно сильные компании, неотстающие практически ни в чем друг от друга. Чтобы выжить в столь сильном кругу конкурентов, компании необходимо чем-то отличаться от остальных, то есть иметь особое конкурентное преимущество. На это и направлена инновационная цель компании - улучшение качества продукции за счет введения в его состав абсолютно нового уникального вещества. Это отличие в составе и изменившихся свойствах продукции повысит конкурентоспособность компании «Фаберлик» и обеспечит ей стабильное место в парфюмерно-косметической отрасли.

Вывод: Описание основных факторов риска:

Обострение конкуренции. Мультинациональные компании имеют собственные производства в РФ и/или размещают заказы на существующих мощностях независимых производителей в РФ. Усиление рыночной силы сетей, наступление частных торговых марок. Следствием этого может быть снижение продаж «Фаберлик».

«Фаберлик» как эффективный производитель и обладатель успешных товарных марок видит для себя дополнительные возможности через расширение собственного ассортимента за счет заказа у сторонних производителей и путем развития производства под заказ на собственных мощностях.

Снижение узнаваемости брендов компании за счет незначительной рекламной активности. «Фаберлик» продолжает ориентироваться в первую очередь на высокое качество и конкурентную цену своей продукции. «Фаберлик» практикует те виды рекламной активности, которая подтвердила свою эффективность.

Рост закупочных цен на сырье и материалы. Стратегические приоритеты компании направлены на постоянное улучшение договорных условий, полученных от поставщиков, на поиск новых источников сокращения издержек во всех направлениях своей деятельности, и в результате на обеспечение конкурентной цены выпускаемой продукции. При этом в ситуации изменения курсов мировых валют даже при снижении закупочных цен или их сохранении на протяжении длительного периода времени эти цены в рублевом эквиваленте растут, что повышает себестоимость продукции и, как следствие, заставляет пересматривать цены на готовую продукцию и снижает конкурентоспособность продуктов компании.

Инфляция - опережение роста затрат над ростом цен на товары компании. Сдерживание инфляции является приоритетом экономической политики государства. Планируемые значения этого показателя существенно ниже уровня, опасного для компании.

Существуют и другие риски, но они оцениваются компанией как незначительные или характерные для любой хозяйственной деятельности и, в частности, для производственной деятельности в России.


4. Выбор инновационной стратегии


Проведя анализ инновационного климата и оценив собственный потенциал, компания пришла к выводу о необходимости осуществления стратегии по качественным изменениям в существующем продукте за счет введения в его состав нового компонента «аквафтем».

Обоснование выбора инновационной стратегии осуществлялось по методике количественной оценки инноваций:

1)Формирование списка показателей конкурентоспособности продукта (крема для ухода за кожей) и индексов оценки.

Расчет представлен в таблице 1.

Рейтинговая оценка ( Пi ) по 5-ти бальной шкале:

- очень высокая важность показателя.

- высокая важность показателя.

- средняя важность пказателя.

- низкая важность показателя.

- очень низкая важность показателя.

Так же введен поправочный коэффициент важности показателей конкурентоспособности ( Кi ) , принимающий следующие значения:

,5 - покупатель знает и ценит компанию по показателю.

,2 - покупатель знает и ценит показатель, но при принятии решения о покупке будет рассматривать еще и несколько конкурентов.

,0 - покупатель не считает данный показатель важным и отличительным.

Относительные рейтинговые оценки рассчитываются по формуле:


Xi = Пi * Ki / ?Пi * Ki


Таблица 1 - Формирование оценок показателей конкурентоспособности.

Показатели конкурентоспособности продукта.ПiKiXi1. Заметный результат от использования крема.51,50,242. Полезные свойства (увлажнение, улучшение цвета лица, омолаживание)51,20,203. Защитные свойства (защита кожи от влияния холода, жары)41,20,154. Лечебные свойства (антибактериальность, гиппоаллергенность)31,20,115. Характеристики крема (консистенция, запах, цвет) 41,20,156.Удобство использования (характеристики упаковки)41,20,15

)Формирование «Матрицы нововведений».

Компания «Фаберлик», для достижения своей инновационной стратегии, рассматривает следующие возможные нововведения:

·Добавление эффекта автозагара.

·Введение в состав крема нового компонента «аквафтем».

·Добавление эфирных масел для создания аромоэффекта.

Рейтинг влияния нововведений на конкурентоспособность компании:

- сильное влияние.

- среднее влияние.

- слабое влияние.

- нововведение не влияет на показатель конкурентоспособности компании.

Нововведения могут влиять как положительно (+), так и отрицательно (-).

Расчет «Матрицы нововведений» представлен в таблице 2.


Таблица 2 - Формирование «Матрицы нововведений».

Показатели конкурентоспособности.XiНововведения.Добавление эффекта автозагара.Введение «аквафтема»Добавление аромоэффекта1. Заметный результат от использования крема.0,249(+)9(+)3(+)2. Полезные свойства (увлажнение, улучшение цвета лица, омолаживание)0,203(+)9(+)03. Защитные свойства (защита кожи от влияния холода, жары)0,151(+)9(+)04. Лечебные свойства (антибактериальность, гиппоаллергенность)0,1109(+)1(+)5. Характеристики крема (консистенция, запах, цвет) 0,153(+)1(+)9(+)6.Удобство использования (характеристики упаковки)0,153(+)1(+)0

3)Расчет условного и безусловного индекса нововведений.

а) Условный индекс рассчитывается по формуле:


Еy = ?Xi * Yij / ??Xi * Yij *100%


Еy(1-го нововведения) = 3,81/12,59 * 100% = 30,3%

Еy(2-го нововведения) = 6,6/12,59 * 100% = 52,4%

Еy(3-го нововведения) = 2,18/12,59 * 100% = 17,3%

Все выбранные нововведения положительно повлияют на конкурентоспособность компании. Но предпочтительнее всех получилось нововведение о добавление в состав крема компонента «аквафтем», так как у него самый большой условный индекс.

б) Безусловный индекс определяется по формуле:


Еб = ?Xi * Yij / ?Xi * Yij max


Еб(1-го нововведения) = 3,81 / 9= 0,42

Еб(2-го нововведения) = 6,6 / 9 = 0,7

Еб(3-го нововведения) = 2,18 / 9 = 0,24

Нововведения о добавлении компонента «аквафтем» и добавлении эффекта автозагара относятся к улучшающим (так как безусловный индекс лежит в пределах 0,4 - 0,7). Добавление аромоэффекта относится к рационализирующим (псевдоинновациям), безусловный индекс ниже 0,4.

На основании полученных расчетов компания выбрала наиболее эффективное нововведение - введение в состав продукта (крема) нового компонента «аквафтем», так как ценность вклада этого нововведения в конкурентоспособность компании максимальна и оно относится к классу улучшающих инноваций.


5. Приобретение и описание новшества


Было решено разработать и запатентовать уникальный компонент «аквафтем» и использовать его как активную основу серии кремов для ухода за кожей.

Особое вещество, которое решено разработать, должно стать уникальным переносчиком кислорода и основным ингредиентом кислородной косметики компании «Фаберлик». Оно должно отвечать следующим свойствам:

·способствовать проникновению биологически активных веществ в глубокие слои кожи и усиливать их действие;

·стимулировать обмен веществ в клетках кожи и оказывать на них омолаживающее действие;

·обладать ранозаживляющими, противоаллергическими, противоожоговыми и противовоспалительными свойствами;

Открытие новшества:

Чуть больше тридцати лет назад американские и российские ученые одновременно занялись поисками вещества, способного выполнять функции крови по переносу кислорода по организму человека от легких к органам и тканям.

Эксперименты оказались успешными. Жидкие перфторуглероды доказали свою способность поглощать кислород и даже превзошли по этим параметрам красные кровяные тельца человека.

Вообще, подобные эксперименты по поиску эффективного кровезаменителя велись отечественными учеными еще в советское время. Но создателям «перфторана»: уникального по своим свойствам соединения - к сожалению, не пришлось насладиться плодами своего труда. Начавшиеся по доносу завистников расследование и травля ученых довели их не только до суда, но некоторых даже до самоубийства. И, в результате, исследования прекратились на долгие годы.

Но в 90-е годы прошлого века они были возрождены и продолжены в Институте биофизики под руководством Генриха Иваницкого. Используя разработки безвременно ушедших из жизни коллег, ученые завершили исследования свойств «перфторана» в качестве искусственного кровезаменителя. В 1997 году доклад и научный фильм, показанный на конгрессе по искусственным клеткам в Пекине, произвели настоящий фурор в научном мире.

Позже на основе данного уникального медицинского открытия был сделан прорыв еще в одной области - косметологии. Ведь ни для кого не секрет, что кислород жизненно необходим не только нашим внутренним органам, но и коже. Так как она постоянно через поры дышит, поглощая соединения молекулярного кислорода прямо из воздуха. К сожалению, в современных крупных городах воздух помимо живительных молекул содержит множество примесей, которые далеко не так полезны, если не сказать более жестче. Мы постоянно находимся в замкнутом помещении (дома, в офисе, транспорте), где воздух не имеет возможности нормально циркулировать, и, как результат, кожа не может восполнить свои потребности в кислороде. К тому же, ее поглотительная способность с возрастом угасает. Все эти факторы неблагоприятным образом сказываются не только на внешнем виде кожного покрова, но и на скорость его старения, потерю упругости.

Косметологи давно пытались решить эту проблему, но молекулы кислорода существуют в форме газа, а значит, их невозможно поместить в баночку с кремом, а тем более доставить в глубокие слои кожи. Для этого необходимо специальное вещество-переносчик, которое сначала растворит в себе кислород, а потом высвободит его непосредственно в коже.

Разработкой такого вещества занялись работники центра научных разработок компании «Фаберлик». За основу был взят компонент «перфторан». Результаты работы превзошли все ожидания. Компания «Фаберлик» стала обладателем уникального, не имеющего аналогов во всем мире компонента «аквафтем».

Принцип работы «аквафтема» делает его похожим на гемоглобин крови человека. Связывая молекулы газа, «аквафтем» при соприкосновении с кожей высвобождает их в первозданном виде. При этом «перфторуглероды» инертны по своим свойствам, то есть не агрессивны и не вступают в химическую реакцию с окружающей средой, что делает их безвредными для живых клеток. Сам же «аквафтем» из-за своей большой молекулярной массы в глубокие слои кожи проникнуть не может. Так что, со временем он просто испаряется с ее поверхности.

Качественные косметические средства обычно имеют широкий спектр действия. Для этого в их составе используются несколько активных компонентов, которые непременно должны сочетаться между собой и усиливать действие друг друга. «Аквафтем» в этом смысле просто идеальный «партнер». Добавление перфторуглеродных соединений многократно усиливает полезные свойства других биоактивных компонентов и помогает коже лучше их усваивать.

Биологическая эффективность аквафтема:

1.«Аквафтэм» усиливает проникновение в глубокие слои и усвоение клетками кожи биологически активных веществ.

2.«Аквафтэм» стимулирует метаболизм (обмен веществ) в клетках кожи.

. Если на кожу в течение 30 дней наносить «аквафтэм», то в клетках эпидермиса появляются активные ядрышки. Это означает, что в них резко активизировались процессы регенерации клеток и обмена.

.«Аквафтэм» оказывает омолаживающее действие на клетки кожи. Длительное использование препаратов с «аквафтемом» значительно увеличивает содержание белков кожи - коллагенов и эластина в дерме. Количество и соотношение белков соответствует молодой коже. Восстанавливаются ее эластичность и упругость.

.«Аквафтэм» - высокоэффективное ранозаживляющее средство. Ускоряет течение репаративных процессов в коже.

.«Аквафтэм» - чрезвычайно эффективное противовоспалительное и противоаллергическое средство. Купирует явления раздражения и аллергические реакции на коже, особенно после использования некачественной косметики.

.«Аквафтэм» обладает противоожоговым действием. Охлаждает кожу, снимает отеки, предотвращает появление пузырей, ускоряет заживление (эпителизацию) ожоговых поверхностей.

Открытый компонент «аквафтем» является интеллектуальной собственностью компании. Компания является обладателем исключительного права на использование созданного вещества. Компонент «аквафтем» было решено запатентовать в России.

Патентование новшества:

Чтобы запатентовать свое открытие компания «Фаберлик» обратилась в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Роспатент является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. Роспатент находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации <#"justify">- Реферат (оригинал, 1 шт.) Предоставляется без возврата.

- Заявление о выдаче патента на изобретение (оригинал, 1 шт.)

В заявлении приводятся сведения о заявителе: фамилия, имя и отчество (если оно имеется) гражданина, причем фамилия указывается перед именем, или полное официальное наименование юридического лица (согласно учредительному документу), а также сведения об их соответственно месте жительства, месте нахождения, включая официальное наименование страны, полный почтовый адрес и код страны по стандарту ST.3 Всемирной организации интеллектуальной собственности. Если какие-либо сведения нельзя разместить полностью в соответствующих графах, их приводят по той же форме на дополнительном листе с указанием в соответствующей графе заявления: "см. продолжение на дополнительном листе". Заявление о выдаче патента может быть представлено на бланке заявления международной заявки, если к этому бланку прилагается или в нем содержится указание на то, что заявитель желает, чтобы заявка рассматривалась как национальная.

Формула изобретения (оригинал, 1 шт.)

Чертежи (оригинал, 1 шт.)

Описание изобретения (оригинал, 1 шт.)

Ходатайство о проведении экспертизы по существу (оригинал, 1 шт.)

Заверенная копия первой заявки, поданной в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (оригинал, 1 шт.)

Заявке в день поступления присваивается десятизначный регистрационный номер Роспатента (первые четыре цифры обозначают год поступления заявки, пятая цифра - код, используемый для обозначения заявок на изобретения, пять остальных цифр - порядковый номер заявки в серии данного года, а для заявки на секретное изобретение: первые четыре цифры обозначают год поступления заявки, пятая цифра - код, используемый для обозначения заявок на секретные изобретения, шестая цифра - код, используемый для обозначения Роспатента, четыре остальные цифры - порядковый номер заявки на секретное изобретение в серии данного года).

О факте поступления документов заявки заявитель уведомляется с сообщением ему регистрационного номера заявки и даты поступления документов. Уведомление направляется в течение двух недель со дня поступления документов заявки.

Если заявка содержит все необходимые документы и соблюдены требования к ним, заявитель, в двухмесячный срок со дня поступления документов заявки, уведомляется о положительном результате формальной экспертизы заявки и о дате подачи заявки.

По результатам экспертизы заявки по существу должен быть направлен исходящий документ экспертизы (решение, уведомление или запрос) не позднее 12 месяцев со дня направления уведомления об удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу.

Ответ на запрос или уведомление экспертизы, а также дополнительные материалы, представленные заявителем по собственной инициативе, рассматриваются в срок не более 2 месяцев со дня поступления корреспонденции, за исключением заявления о преобразовании заявки, о результатах рассмотрения которого должно быть сообщено заявителю в месячный срок со дня поступления заявления.

Государственная регистрация изобретения и выдача патента осуществляются при условии представления в установленном порядке документа, подтверждающего уплату соответствующей патентной пошлины. При непредставлении в установленном порядке документа, подтверждающего уплату патентной пошлины за регистрацию изобретения и выдачу патента, регистрация изобретения и выдача патента не осуществляются, а по соответствующей заявке принимается решение о признании ее отозванной.

Отправка патента на изобретение осуществляется в течение двух недель со дня публикации сведений о патенте в официальном бюллетене Роспатента.

Компания «Фаберлик» оплатила следующие услуги:

·Регистрация заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы - 1200 руб.

·В соответствии с пунктом 5 статьи 1374 Гражданского кодекса Российской Федерации к заявке прилагается документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере, или документ, подтверждающий основания освобождения от уплаты патентной пошлины, либо уменьшения ее размера, либо отсрочки ее уплаты

·+ 180 рублей за каждый пункт формулы изобретения свыше 25

·За проведение экспертизы заявки на изобретение по существу и принятие решения по ее результатам - 1800 руб.

·Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента на изобретение - 2400 руб.

Так же необходимо оплачивать пошлину и в последующие года пользования патентом:

Стоимость патента получилась 5400 руб. Период пользования патентом в 20 лет будет стоить компании 59400 руб.

Патент на «аквафтем» предоставлен в Приложении 1.

Внедрение данной разработки обеспечит предприятию усиление позиций на рынке, естественное монопольное положение в новом продуктовом сегменте за счёт использования исключительной лицензии на право изготовления данного продукта. Потребитель, в свою очередь, получит знакомый ему продукт с новыми полезными свойствами и функциями, которые ранее были ему не доступны.


IІІ. Составление программы освоения новшества


1. Иинновационные стратегические изменения


Компания «Фаберлик» проводит стратегию качественного изменения существующего продукта - введение в состав кремов по уходу за кожей уникального кислородного компонента «аквафтем» в качестве основы. Стратегия приведет к достижению инновационной цели компании: повышение конкурентоспособности фирмы и увеличение денежных потоков за счет улучшения свойств продукта. Осуществление стратегии повлечет за собой некоторые изменения в технологических, информационных, трудовых и других ресурсах компании.


. Обновление технологии производства и управления


Для производства «аквафтема» и его добавления в состав кремов понадобилось приобретение нового вида оборудования. «Анквафтем» производится на уникальном оборудовании, созданном специально для «Фаберлик», и по достаточно сложной технологии. Оборудование и технология создавались для производства медицинского препарата «перфторана», знаменитой «голубой крови».

При добавлении «аквафтема» в состав кремов в качестве основы используется уникальная двухступенчатая технология производства.

Во время первого, «горячего», этапа с помощью высокоскоростного диспергатора создается нейтральная эмульсия из «аквафтема», которая служит основой кремов. Эмульсия, создаваемая по таким технологиям, настолько тонкая и нежная, что все средства «Фаберлик» прекрасно впитываются, не оставляя на коже пленки или ощущения жирности, и наполняют кислородной энергией каждую клетку кожи.

Уникальность производства раскрывается и на втором этапе - «холодном». На этой стадии изготовления в готовую холодную основу добавляются все другие активные компоненты косметики: фитосомы и фитокомплексы, ароматические и растительные масла, фруктовые кислоты, экстракты целебных трав, коллаген, эластин, комплекс витаминов и аминокислот. Активные вещества растительного происхождения разрушаются при высокой температуре, поэтому добавляются растительные компоненты только в холодную эмульсию, сохраняя все чудесные свойства растений, и именно поэтому косметические средства «Фаберлик» намного превосходят по своей эффективности косметику, произведенную с использованием «обычных» технологий.


. Преобразование материально-технической базы


После введения новшества в производство компания продолжит развивать производственные мощности, приобретать новое оборудование, позволяющее обеспечить покупателей необходимым объемом качественной продукции. Планируется приобрести новое оборудование в количестве 10 единиц на стоимость 243000 тыс. руб. Это позволит в короткие сроки преобразовать состав средств, в которые будет добавлен новый компонент «аквафтем» в качестве основы. Оборудование будет установлено на заводе в районе Бирюлево (г. Москва) на имеющиеся у компании свободные площади. Также проводится реорганизация складского хозяйства. Планируется дальнейшее инвестирование в научные разработки, усовершенствование уже существующих рецептур.

Для получения нового компонента требуется новое вещество - «перфторан». Стоимость вещества 32900 тыс. руб. в год.

Необходимые мероприятия:

1)Приобретение 10 единиц нового оборудования.

2)