Тема: Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей

  • Вид работы: Контрольная работа
  • Предмет: Транспорт, грузоперевозки

Федеральное агенство по обрзованию

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского Государственного технического университета

Автомеханический факультет

Кафедра "Автомобильный транспорт"







Контрольная работа

По дисциплине

Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей




Выполнил:

студент

группа ВЭЗ-495

Преподаватель: Кулько А.П.









Волжский 2011

1. Исходные данные для проектирования СТО легковых автомобилей


Таблица 1. Тип станции обслуживания - городская СТО легковых автомобилей

№ вариантаЧисленность проживающих в населенном пункте А, чел.Среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей LГ, кмЧисло постов ТО и ТР конкурентов в зоне обслуживания ХТО.конкЧисло уборочно-моечных постов конкурентов в зоне обслуживания ХУ-М.конк.Количество заездов одного автомобиля в год, dСреднее число рабочих смен у конкурентов Число автомобилей на 1000 жителей региона n15.28500220001421,81,5200

2.Расчет мощности СТОА


2.1 Расчет годовых объемов работ


Мощность и тип городских станций обслуживания определяется числом и составом автомобилей по моделям. Количество легковых автомобилей , принадлежащих населению в зоне обслуживания СТОА, определяется по средней насыщенности автомобилей на 1000 жителей из выражения:


,


где А - численность населения, проживающего в предполагаемой зоне обслуживания (зона обслуживания клиентов принимается равной радиусом около 5 км вокруг СТОА); n - число автомобилей на 1000 жителей (В России на 1000 жителей приходится в среднем 200 автомобилей).

Количество легковых автомобилей, принадлежащих населению в зоне обслуживания СТОА для проектируемой станции:


авт.


Часть владельцев проводит обслуживание собственными силами, либо с привлечением других лиц и т.д., что учитывается коэффициентом k. Реально же на СТОА выполняется лишь 20…35 % работ от всего объема работ ТО и ТР, поэтому коэффициент можно принять k = 0,2…0,25.

Потенциальное расчетное число автомобилей, условно обслуживаемых на СТО региона:

.


Расчетно принимается, что условный автомобиль парка должен сделать в течение года в среднем до 2 автомобиле-заездов на СТО.


авт.


Техническая потребность в услугах по обслуживанию и ремонту автомобилей города (района) на СТОА, чел-ч:


,


где LГ - среднегодовой пробег автомобиля (зависит от многих факторов и принимается на основе отчетных (статических) данных), км; t - удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел-ч/1000 км, принимаем из табл. 2.


Таблица 2. Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТОА

Тип СТОА и подвижного составаУдельная трудоёмкость ТО и ТР*, чел-ч./1000 км пробегаРазовая трудоемкость за один заезд, чел-ч.мойка и уборкаприемка и выдачаГородские СТОААвтомобили легковые:Особо малого класса2,00,150,15Малого класса2,30,20,2Среднего класса2,70,250,25*Без уборочно-моечных работ


чел-ч.

В случае расчёта городской СТОА по сервису легковых автомобилей, необходимо определить остаточную емкость рынка автоуслуг в интересующем географическом сегменте.

Следует собрать информацию о трудоемкости обслуживания и ремонта SТСТО на всех СТОА конкурентов:


SТСТО=ХТО.конк.× ×××,


где ХТО.конк. - число постов ТО и ТР конкурентов в зоне обслуживания; - число дней работы поста в году, =305 дней; - продолжительность смены, =8 часов; - число смен работы в сутки; = 0,9 - коэффициент использования рабочего времени поста.


SТСТО=14×305×8×1,5×0,9=46116 чел-ч.


Затем, зная техническую потребность в услугах ТТО для всех автомобилей города, определяют остаточную трудоёмкость (годовой объем работ) ТО и ТР рынка для освоения проектируемым предприятием, чел-ч.:


,


где SТСТО - трудоемкость обслуживания и ремонта на СТОА конкурентов в городе (районе), чел-ч.


чел-ч.


Уборочно-моечные работы (УМР) на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е. общее число заездов на СТО региона для УМР при ТО и ТР:


=NCTO.


Если на СТО УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР согласно [2] может быть принято из расчета одного заезда на L3=800... 1000 км пробега.

Таким образом, число заездов на СТО региона для УМР как самостоятельного вида услуг:


. (5)

=1425 заездов

заездов


Трудоемкости уборочно-моечных работ в показатели удельной трудоемкости ТО и ТР на 1000 км пробега автомобилей (табл. 2, графа 2) не включаются.

Поэтому, потенциальный годовой объем уборочно-моечных работ в регионе TУ-М, определяется исходя из числа заездов автомобилей из парка обслуживаемых и автомобилей, приезжающих для коммерческой мойки


N3.У-М=+,


и средней трудоемкости работ tУ-М по формуле:

Ту-м = N3.У-М× tУ-М=(+)× tУ-М

Ту-м = (1425+31350)×0,25=8194 чел-ч.


Трудоемкость уборочно-моечных работ åTСТО.У-М, выполняемых конкурентами:


åTСТО.У-М= ХУ-М.конк.× ×××,


где ХУ-М.конк.- число постов ТО и ТР конкурентов в зоне обслуживания.


åTСТО.У-М=2×305×8×1,5×0,9=6588 чел.-ч.


Затем, зная потенциальную техническую потребность в уборочно-моечных работах автомобилей города, определяют остаточную трудоёмкость для данных видов работ, чел-ч: TОСТ.У-М=TУ-М - åTСТО.У-М


TОСТ.У-М=8194 -6588=1606 чел-ч.


Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей (в чел.-ч):


Tпв=NCTO ×tпв,


где tпв - разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел.-ч. [2, 8].


Тпв=1425×0,2=285 чел.-ч.

Результаты расчета годовых объемов работ приводятся по форме табл.3.


Таблица 3. Годовые объемы работ, чел.-ч

Виды воздействийОбщий годовой объем работ, ТТО и TP, ТТО-ТРУМР, ТУ-МПриемка и выдача авт., Тпв38529160628540420

Годовой объем вспомогательных работ (в чел.-ч)

Кроме работ, приведенных в табл. 3, на СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых в частности входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10... 15% от общего объема работ СТО.

Объем вспомогательных работ составит:


Твсп=40420×0,1=4042 чел-ч.


2.2 Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения


Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по данным табл. 4.

Таблица 4. Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО, % (по ОНТП-01-91)*

Виды работРаспределение объема работ в зависимости от числа рабочих постовРаспределение объема работ по месту их выполнениядо 5 от 6 до 10от 11 до 20от 21 до 30св. 30На рабочих постахНа производственных участкахДиагностические (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов)65443100-ТО в полном объеме352515106100-Смазочные 54322100-Регулировочные по установке углов управляемых колес105443100-Ремонт и регулировка тормозов105332100-Электротехнические 554438020Работы по системе питания554437030Аккумуляторные 122221090Шиномонтажные 752113070Ремонт узлов, систем и агрегатов16108885050Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные)-102528357525Окрасочные -10162025100-Обойные работы-13325050Слесарно-механические -8765-100Уборочно-моечные-----100-Противокоррозионные-----100-* Распределение объёма работ может быть скорректировано при соответствующем обосновании.


Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения:

, (6)


где Т - общий годовой объем работ СТО, чел-ч;

- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (=1,15);

Кп - доля постовых работ в общем объеме (0,75...0,85);

- годовой фонд рабочего времени поста:


,(7)


где - число дней работы в году, =305 дней; - продолжительность смены, =8 часов; - число смен работы в сутки, =1,5; = 0,9 - коэффициент использования рабочего времени поста.


=305×8×1,5×0,9=3294 часов

постов


Используя данные табл. 4 (колонка от 11 до 20 рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТО по видам и месту выполнения (табл. 5).

Таблица 5. Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения

Виды работРаспределение объёма работ по видам Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполненияот 11 до 20 постовНа рабочих постахНа производственных участках%чел-ч%чел-ч%чел-чДиагностические415411001541--ТО, смазочные1869351006935--Регулировочные по установке углов управляемых колес415411001541--Ремонт и регулировка тормозов311561001156- Электротехнические 4154180122320308Работы по системе питания4154170107930462Аккумуляторные 2771107790694Шиномонтажные 27713023170540Ремонт узлов, систем и агрегатов83082501541501541Кузовные и арматурные 259632757224252408Окрасочные 1661651006165--Обойные 311565057850578Слесарно-механические 72697- -1002697Итого:10038529100293011009228

3.Расчет численности работников СТОА


К производственным рабочим относятся рабочие, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное число рабочих.

Технологически необходимое число рабочих для ТО и ТР:


, (8)


где - годовой объем работ по ТО и ТР, чел-ч; - годовой фонд времени, технологически необходимого при 1-сменной работе, ч.

Штатное число рабочих:


,(9)


где - годовой (эффективный) фонд времени «штатного» рабочего, ч. Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды ФГ=1780 ч и ФШ=1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска). Для всех других специальностей ФГ=2020 ч и ФШ=1770 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).

Результаты расчёта общей численности, производственных рабочих СТО (ТО и ТР, УМР, приемка и выдача автомобилей, противокоррозионная обработка кузовов) приведены в табл. 6.

Таблица 6. Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО

Виды работ Годовой объем работ, чел-ч РT РШ расчетн.принят.расчетн.принят.ТО-ТР3852919,11921,822Приемка и выдача2850,140,16УМР16060,810,91Итого:4042020,042022,923

Приёмку автомобилей целесообразно поручить рабочему на посту ТО-ТР с диагностическим оборудованием.

Численность вспомогательных рабочих


чел.; чел


Используя табл. 7, распределим вспомогательных рабочих по видам работ.


Таблица 7. Распределение численности вспомогательных рабочих по видам работ

Виды вспомогательных работЧисло вспомогательных рабочих по видам работ в % от общего числа вспомогательных рабочихКоличество рабочихрасч.прин.Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастка и инструменты250,51Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций200,4Прием, хранение и выдача мат. ценностей200,41Обслуживание компрессорного оборудования100,2Перегон подвижного состава100,2 1Уборка производственных помещений70,14Уборка территории80,16Итого:10023

Численность персонала инженерно-технических работников и служащих предприятия, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны в зависимости от размера СТОА следует принимать по данным табл. 8. Выбираем колонку от 11 до 20 рабочих постов.


Таблица 8. Численность персонала инженерно-технических работников и служащих предприятия, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны

Наименование функции управления, персоналаЧисленность персонала при количестве рабочих постов, чел.до 5 от 6 до 10Расчетн.Принят.от 21 до 30от 11 до 20Общее руководство11111-2Технико-экономическое планирование----1Организации труда и заработной платы----1Бухгалтерский учет и финансовая деятельность112-323Комплектование и подготовка кадров----1Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание----1Материально-техническое снабжение--1-212Производственно-техническая служба23-56-868-9Младший обслуживающий персонал11223Пожарно-сторожевая охрана (ПСО)44444Итого:910-1216-201625-27

Принимаем численность персонала инженерно-технических работников и служащих предприятия, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны в количестве 16 человек.

Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения приведены в табл. 9.

Таблица 9. Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения

Виды работОбъем работ ТО и ТР выполняемый Численность производственных рабочихНа рабочих постахНа производственных участкахНа рабочих постахНа производственных участкахРTРШРTРШчел-ччел-чрасч.прин.расч.прин.расч.прин.расч.прин.Диагностические1541-0,761 0,871 ----ТО, смазочные6935-3,43 3,94 ----Регулировочные по установке углов управляемых колес1541-0,76 10,87 1----Ремонт и регулировка тормозов1156-0,57 -0,65-----Электротехнические 12333080,61 0,7 10,2 1 0,2 Работы по системе питания10794620,5 1 0,6 1 0,20,3Аккумуляторные 776940,030,040,30,4Шиномонтажные 2315400,10,10,30,3Ремонт узлов, систем и агрегатов154115410,7610,871 0,7610,871Кузовные и арматурные 722424083,6 44,141,2 11,4 1Окрасочные 6165-3,1 33,53 ---- Обойные 5785780,3 -0,3 -0,3-0,31 Слесарно-механические -2697 - - - -1,31 1,51 Итого:29301922814,515 16,516 4,64 5,35

4.Расчет числа рабочих постов СТОА


Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.

Число рабочих постов для работ по ТО и ТР определяется по формуле:


, (10)


где - остаточный годовой объем (трудоёмкость) работ по ТО и ТР в регионе, чел-ч; = 1,15 - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА; - годовой фонд рабочего времени поста, ч; - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (0,9…1,1).

В результате анализа данных табл. 4, 8 и 9 установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту (или ТО) и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.

Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам работ приведены в табл. 10.


Таблица 10. Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ

Виды работГодовой объем работ, чел-чЧисло рабочих постовРасчётное Принятое ТО, смазочные, диагностические84762,72Регулировочные по установке углов управляемых колес Ремонт и регулировка тормозов15410,49111560,37Электротехнические Аккумуляторные Шиномонтажные Работы по системе питания12330,41770,022310,0710790,34Ремонт узлов, систем и агрегатов15410,491Кузовные и арматурные, обойные 78022,52Окрасочные61651,962Итого:293019,349станция технический обслуживание автомобиль

Диагностические работы предлагается проводить на одном из постов ТО.

Регулировочные работы по установке углов управляемых колес и работы по ремонту и регулировке тормозов следует проводить на одном посту.

Так как объемов работ и численности производственных рабочих недостаточны для организации отдельных участков для таких работ как электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные, работы по системе питания, то их целесообразно объединить на одном универсальном посту.

Обойные работы предусматривается выполнять в кузовном участке.

В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО и ТР, расчета численности производственных рабочих и рабочих постов даны в табл. 11.

Таким образом, отдельные (обособленные) участки предусматриваются для следующих видов работ:

кузовных, арматурных и обойных;

окрасочных;

слесарно-механических и по ремонту узлов, систем и агрегатов;

противокоррозионных.

Таблица 11. Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов

Виды работРаспределение объема работ ТО и ТРОбъем работ ТО и ТР выполняемый Численность производственных рабочихЧисло рабочих постовНа рабочих постахНа производственных участкахНа рабочих постахНа производственных участкахрасч.прин.РTРШРTРШ%чел-ччел-ччел-чрасч.прин.расч.прин.расч.прин.расч.прин.Диагностические415411541-0,761 0,871 ----0,49-ТО, смазочные1869356935-3,433,94 ----2,212Регулировочные по установке углов управляемых колес, ремонт и регулировка тормозов726972697- 1,33 11,521----0,861Электротехнические4154112333080,610,710,2 10,21 0,41 Работы по системе питания, аккумуляторные, шиномонтажные 83083138716960,63 10,74 10,810,43Ремонт узлов, систем и агрегатов83082*23127700,7610,8710,7610,8710,491Кузовные, арматурные, обойные 2510788**917016183,9 44,44 1,3 11,5 12,52Окрасочные 1961656165-3,1 33,53 0,3-0,31 1,962Слесарно-механические 72697-2697 - - - -1,31 1,51 - - Итого:3852931440708914,515 16,516 4,64 5,359,349* В расчёте принято, что 75% объёма работ выполняется на постах и 25% на участке.

** То же 85% на постах и 15% на участке.


Число рабочих постов на уборочно-моечных работах (при их механизации):


,(11)

поста


Для проектируемой СТО принимаем 1 пост УМР (для мойки автомобилей перед ТО и ТР).

Результаты расчета общего числа рабочих постов приводятся по форме табл. 12.


Таблица 12. Распределение рабочих постов по видам воздействий

Общее число рабочих постовЧисло постов по видам воздействийУМР ТО, смазочные, диагностическиеРегулировоч-ные по установке углов управляемых колес, ремонт и регулировка тормозовЭлектротехничес-кие, аккумуляторные, шиномонтажные, работы по системе питанияОкрасоч-ныеКузовные, арматурные, обойныеРемонт узлов, систем и агрегатов 101211221 число постов приемки и выдачи

Число постов приемки автомобилей:


.(12)


В данном случае приёмку и выдачу автомобилей целесообразно делать на посту ТО, специализированном для проведения диагностических работ.

число вспомогательных постов на окрасочном участке

(зашкуривания, шпатлевки и т.п.) принимается из расчета 2...4 вспомогательных поста на один пост окраски, т.е. Хвсп=(2...4)Хокр.,


Хвсп=2×2=4 поста.


Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать 0,25...0,50.



5. Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения


Количество автомобиле-мест ожидания постановки автомобиля на посты ТО и ТР определяется из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост [2,8].

Хож=10×0,5=5 автомобиле-мест.

Предусматриваем, что 2 автомобиле-места размещаются в помещении рабочих постов и 3 на открытой стоянке.

Автомобиле-места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей.

Число автомобиле-мест для готовых к выдаче автомобилей


,


где Nc - суточное число заездов (Nc=×d/ ), где - годовое число заездов для проведения ТО-ТР на проектируемую СТО, d - число заездов одного автомобиля. Тпр - среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу (»4 ч.);

Тв - продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч. Исходя из формулы (3) рассчитаем:


заездов;


Суточное число заездов на ТО и ТР: Nc=649×1,8/ 305=4 заезда

Следовательно, автомобиле-место.

Принимаем, что 1 автомобиле-место будет размещаться в помещении станции.

6. Определение общего количества постов и автомобиле-мест проектируемой СТО


Общее количество постов - 14 и автомобиле-мест - 6 (3 в помещении СТО и 3 на открытой стоянке), в том числе:

рабочие посты - 10;

вспомогательные посты на участке окраски автомобилей - 4;

автомобиле-места ожидания постановки автомобилей на посты - 5 (из них 2 располагаются в помещении рабочих постов и 3 на открытой стоянке);

автомобиле-места хранения готовых к выдаче автомобилей - 1 (располагается в помещении СТО).



7. Определение состава и площадей помещений


Производственная площадь, занимаемая рабочими и вспомогательными постами, автомобиле-местами ожидания и хранения определяется следующим образом:


Fр.п = fавт ×X× kп , (13)


где Fр.п - площадь зоны, м2; fавт - площадь, нанимаемая автомобилем в плане (табл. 4); Х - число постов; kп - коэффициент плотности расстановки постов (его величина составляет 6 - 7 для одностороннего расположения постов и 4 - 5 при двусторонней расстановке постов).

Из семейства автомобилей ВАЗ выбираем для расчета модель ВАЗ-2115, имеющую наибольшие размеры (длина 4,33 м и ширина 1,62 м). Площадь в плане автомобиля ВАЗ-2115:


fавт =4,33×1,62=7,0 м2.


Общее число постов и автомобиле-мест, располагаемых в помещении, согласно приведенному выше расчету, составляет 14, в том числе:

рабочие посты - 10;

вспомогательные посты - 4;

автомобиле-места ожидания постановки на посты - 2;

автомобиле-места хранения - 1.

Площадь, занимаемая рабочими постами на данном этапе расчета (принимаем одностороннюю расстановку постов):


Fр.п.=7×10×6=420 м2.

Ориентировочно площадь производственных участков можно определить по количеству работающих [2]:

ч = f1 + f2(PТ-1), м2, (14)


где f1 - площадь на первого работающего, м2; - то же на каждого последующего работающего, м2; Т - число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.

Площадь участка по ремонту узлов, систем и агрегатов (при f1=18; f2=12 и PT=1):

ч.рем.=18+12(1-1)=18 м2.


Площадь участка работ по системе питания, аккумуляторных и шиномонтажных работ (при f1=18; f2=12 и PT=1):

ч.пит.ак.=18+12(1-1)=18 м2.


Площадь участка кузовных, арматурных, обойных работ (при f1=18; f2=12 и PT=1):

ч.куз.ар.=18+12(1-1)=18 м2.


Площадь участка окрасочных работ (при f1=18; f2=12 и PT=1):

ч.окрас.=18+12(1-1)=18 м2.


Площадь участка слесарно-механических работ (при f1=18; f2=12 и PT=1):

Fyч.сл-мех.=18+12(1-1)=18 м2.


Общая производственная площадь (рабочих постов и участков):

общ.произв.=420+18+18+18+18+18=510 м2 .


Площадь, занимаемая вспомогательными постами и автомобиле-местами ожидания и хранения (принимаем двухстороннюю расстановку):

вспомог.=7×7×5=245 м2.


Площадь технических помещений принимаем из расчета 7% от производственной площади:

техн.=420 ×0,07=30 м2.


Для городских СТОА площади складских помещений определяются по удельной площади склада на каждые 1000 комплексно-обслуживаемых автомобилей:


,(15)


где fуд - удельная площадь на 1000 обслуживаемых автомобилей, м2 (таб. 13).

Результаты расчета площадей складских помещений приводятся по форме табл. 13.

Таблица 13. Удельные площади складских помещений СТОА

Наименование складовУдельная площадь на 1000 обслуживаемых автомобилей, м2Площадь склада, м2Запасных частей3220,8Агрегатов и узлов 127,8Эксплуатационных материалов63,9Шин85,2Лакокрасок и химикатов*42,6Смазочных материалов*63,9Кислорода и углекислого газа42,6Итого:46,8* Для хранения масел и других огнеопасных жидкостей делают отдельное помещение вне основного склада.


Площадь кладовой для хранения автопринадлежностей снятых с автомобиля на период обслуживания, принимается из расчета 1,6 м2 на один рабочий пост: Fкл.пр.=1,6×XТО-ТР=1,6×9=14,4 м2.

Строительные требования. Выдача запчастей в цех: между складом и цехом находятся ворота или дверь, запираемые со стороны склада.

Склад состоит из зоны хранения (стеллажи и проходы) - до 70…80 % площади Fзона.хран.=0,75×Fскл=0,75×46,8=35,1 м2; зоны приемки, отгрузки и выдачи - 20…30 % Fзона.приемки=0,25×Fскл=0,25×46,8=11,7 м2. Стеллажи - 30 % от площади склада Fстеллажей=0,30×Fскл=0,30×46,8=14 м2; пространство приёмки и распаковки - 15 % Fприем.распак.=0,15×Fскл=0,15×46,8=7 м2; проходы - 55 % (главный не менее 1 м, остальные 0,8 м2) Fпроходов=0,55×Fскл=0,55×46,8=25,7 м2. Размеры ячеек стеллажей, включая проходы: 900 мм ´ 400 мм ´ 2,50; 900 мм ´ 600 мм ´ 2,50; 90 мм ´ 1800 мм ´ ´ 3,00.

Используя табл. 14, рассчитаем и составим сводную таблицу площадей административных и бытовых помещений СТОА

Таблица 14. Рекомендуемые размеры административных и бытовых помещений [2,9]

Помещение, строительные требованияРекомендуемая площадьПринятая площадь, м21. Кабинет руководителя 10…15, м2 112. Административные помещенияАдминистративные помещения определяем из расчета, что в них будет работать персонал инженерно-технических работников и служащих предприятия - примем для нашего примера 9 человек (см. табл. 9) и площади 7 м2 на одного работающего7×7=493. Помещение для заказчиков состоит из зон оформления заказов, продажи запчастей и автопринадлежностейДля городских СТОА площадь зоны оформления заказов - из расчета 9…12 м2 на 1 рабочий пост.10×10=100 1. Площадь зоны продажи запчастей, автопринадлежностей, инструмента и автокосметики составляет 30% от общего помещения заказчиков. 100×0,30=30 4. Столовая, часто она же зал для обучения и собранийНе менее 10 м2, или 1,2 м2 на работающего на СТО (технологические производственные, вспомогательные рабочие и служащие) плюс 5 м2 на кухню, или угол под неё (20+2+16)×1,2+5=515. Предусматривают отдельные туалеты для клиентов в зале приёма клиентов или рядом, для служащих и рабочих недалеко от их рабочих мест. Вход в уборную - через тамбурПлощадь туалетов - 3 м2 на туалет с одним унитазом; 1 унитаз на 15 человек Количество унитазов для служащих и рабочих: (20+2+16)/15=3 унитаза Площадь служебных туалетов: 3×3=9 Для клиентов в зале приёма предусматриваем 2 туалета по одному унитазу, площадь туалетов для клиентов: 2×3=66. Раздевалка0,8 м2 на каждого рабочего(20+2)×0,8=187. Душевая0,6 м2 для каждого рабочего(20+2)×0,6=13Итого, м2:287

До начала планировки производственного корпуса составляют сводную таблицу по результатам расчёта числа работающих и площадей помещений.

Результатов расчётов числа работников, основных и вспомогательных помещений СТОА приведён в табл. 15.


Таблица 15. Сводная таблица по результатам расчёта числа работников, основных и вспомогательных площадей СТОА

Число основных рабочих, чел Количество непроизводственного персонала (вспомогательных рабочих), челОбщая площадь помещений, м2Рабочие посты163420Участок по ремонту узлов, систем и агрегатов1-18Участок работ по системе питания, электротехнических, аккумуляторных и шиномонтажных работ1-18Участок кузовных, арматурных, обойных работ1-18Участок окрасочных работ1-18Участок слесарно-механических работ118Складские помещения-247Административные и бытовые помещения-14287Итого:2119844

Общая площадь производственного корпуса определяется по формуле:

=844+=903 м2,(16)


где SFпом - общая площадь основных и вспомогательных помещений СТОА; a - коэффициент, учитывающий проходы внутри производственного корпуса a=6…10 %.

Список используемой литературы


. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. -2-е изд. переработанное и дополненное. М.: Транспорт, 1993.-271 с.

. Кузнецов Е.С. Управление техническими системами: Учебное пособие/ МАДИ(ТУ) -М.,1998. -177 с.

. Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. -М.: Транспорт, 1999. -270 с. 52.

. Марков О. Д. Станции технического обслуживания автомобилей. - К.: Кондор, 2008. - 236 с.

. Напольский Г.М., Солнцев А.А. Технологический расчёт и планировка станций технического обслуживания автомобилей: Учебное пособие к курсовому проектированию по дисциплине «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса» / МАДИ (ГТУ) - М., 2003. - 53 с.

. Фастовцев Г.Ф. Автотехобслуживание. -М.: Машиностроение, 1985.-256 с.