Тема: Государственный кредит и долг

  • Вид работы: Контрольная работа
  • Предмет: Финансы, деньги, кредит

Тематический план


Понятие, функции и принципы государственного кредита

Формы государственного кредита

Понятие и виды государственного долга

Список источников


Понятие, функции и принципы государственного кредита


Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения перманентно образуются свободные денежные средства в рамках процесса их накопления для приобретения товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций.

Государственный кредит представляет собой своеобразную альтернативу (или дополнение) налоговым платежам. Различие между этими экономико-правовыми инструментами заключается в том, что государственный кредит носит добровольно - договорной характер, в то время как уплата налога представляет собой одностороннее и безвозмездное принудительное изъятие части дохода у физических и юридических лиц.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Экономическая сущность кредита заключается в том, что временно свободные средства физических и юридических лиц аккумулируются и используются государством как ссудный капитал, т.е. кредит является одной из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости общественного продукта и части национального дохода.

Как правовая категория государственный кредит - это институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях срочности, возвратности, добровольности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита.

Как элемент финансовой системы государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соответствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью дано функции происходит образование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге на финансовую политику.

Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выдаваемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

Принцип возмездности означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы. Многообразие видов государственных займов предполагает и иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения).

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют целевой характер - они направляются, прежде всего, на погашение бюджетного дефицита, а также иные цели, предусмотренные законодательством.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был представлен государственный кредит, он должен быть возвращен.

Принцип возвратности означает, что денежно-кредитные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды.


Формы государственного кредита

государственный кредит долг бюджет

Формами государственного кредита выступают государственные займы, которые классифицируются по различным основаниям.

.По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы - это займы, оформленные в виде ценных бумаг, свободно обращающихся на рынке после их первичного размещения. Нерыночные займы - это займы, оформленные на фондовые инструменты, которые покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему.

.По сроку заимствования могут быть краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (со сроком погашения от 1 до 5 лет) и долгосрочные (со сроком погашения от 5 лет и выше).

.По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы - это обязательства государства перед нерезидентами; внутренние займы - перед резидентами.

.В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы могут быть закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Беззакладные займы не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства.

.По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов: процентные (доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала); дисконтные (доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику); выигрышные (доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрышей); индексационные (доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг).

.В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, выделяют обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

.По признаку держателей ценных бумаг различают займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц.

.По субъектам (эмитентам) государственные займы классифицируются на займы, выпускаемые государством и местными органами управления.

.По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые.

В Республике Беларусь механизм функционирования государственного кредита на практике реализуется посредством размещения государственных займов в форме выпуска государственных ценных бумаг, к которым относятся:

государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до 1 года (ГКО);

государственные долгосрочные облигации со сроком обращения 1 год и более (ДКО).

Выпуск облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.

Облигации эмитируются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов.

Объем эмиссии облигаций определяется Министерством финансов при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, уточняется при его исполнении в установленном законодательством порядке. В пределах объема эмиссии облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме.

По каждому выпуску облигаций Министерство финансов принимает решение, которое должно содержать сведения о виде облигаций, дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости облигаций, условиях размещения, выплатах процентного дохода (для процентных облигаций), досрочном погашении и обмене облигаций.

Документом, удостоверяющим сведения о выпуске облигаций, является глобальный сертификат, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов в соответствии с законодательством.

Облигации являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь в пределах источников финансирования дефицита республиканского бюджета, установленных законом о бюджете на очередной финансовый год. Облигации выпускаются в виде записей по счетам.

Владельцами облигаций могут быть юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Указанные облигации не могут обращаться на вторичном рынке.

С целью привлечения временно свободных денежных средств физических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета государством определен порядок выпуска, обращения и погашения облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь (далее - облигации).

Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в виде отпечатанных на бумаге бланков установленной Министерством финансов формы.

Эмитентом облигаций от имени Правительства Республики Беларусь выступает Министерство финансов. Объем эмиссии облигаций определяется Министерством финансов при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, уточняется при его исполнении в установленном законодательством порядке.

По каждому выпуску облигаций Министерство финансов принимает решение, которое должно содержать сведения о виде облигаций, дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости облигаций, условиях размещения, выплатах процентного дохода (для процентных облигаций) и другие сведения.

Предъявителям облигаций предоставляется право на получение их номинальной стоимости и процентного дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций, которые выплачиваются при их погашении. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости.

К разновидностям государственных займов относятся облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь, номинированные в иностранной валюте (далее - облигации).

Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме.

Облигации размещаются на добровольной основе среди граждан Республики Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

Эмитентом облигаций от имени Правительства Республики Беларусь выступает Министерство финансов.

Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и могут уточняться при его исполнении.

Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. По каждому выпуску облигаций Министерство финансов утверждает условия и устанавливает в них: объем эмиссии, даты выпуска и погашения, срок обращения, дату выплаты дохода, номинал, процентную ставку дохода, сумму начисленных процентов, подлежащую розыгрышу, количество тиражей выигрышей, наименование валюты займа и др.

Продажа облигаций осуществляется Министерством финансов через банки, являющиеся агентами Министерства финансов.

Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение государственных облигаций по истечении срока их обращения, а также выплату процентного дохода и выигрыша по ним.

В целях привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования затрат, связанных с социально-экономическим развитием регионов местным Советам депутатов предоставлено право выпуска облигаций местных займов.

Местные облигационные займы проводятся посредством выпуска ценных бумаг - облигаций, как на бумажной, так и на безбумажной основе (в виде записей на счетах). Выпускаемые на безбумажной основе облигации могут быть только именными.

В зависимости от назначения привлеченных денежных средств могут проводится общие и целевые местные облигационные займы.

Облигации общих местных займов - это долговые обязательства местных Советов депутатов по привлечению денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, которые выпускаются на срок не более одного бюджетного года.

Облигации целевых местных займов - это долговые обязательства местных Советов депутатов по привлечению денежных средств физических и юридических лиц для финансирования конкретных проектов. Целевые облигации местных займов могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Объем эмиссии облигаций определяется:

для общего местного займа - суммой денежных средств, необходимых для финансирования временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, и расходов на его организацию и проведение.

для целевого местного займа - суммой денежных средств, необходимых для финансирования конкретных программ социально-экономического развития региона, и расходов на организацию и проведение займа.

Облигации местных займов могут размещаться через учреждения Национального банка, других банков и иных профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Ответственность за выполнение обязательств по облигациям местного займа несет эмитент.

Республика Беларусь заимствует денежные средства как у резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь.

Субъектами привлечения внешних займов являются:

.Республика Беларусь - для покрытия дефицита республиканского бюджета, для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.

.Правительство Республики Беларусь:

для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ;

для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.

. Резиденты Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также Правительство Республики Беларусь и резиденты под гарантии Правительства Республики Беларусь - для предоставления займов заемщикам-резидентам на условиях переуступки:

для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;

для реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;

для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.

Решение о привлечении займа Республикой Беларусь принимается Президентом Республики Беларусь; Правительством Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, - Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь; резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, - Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь.


Понятие и виды государственного долга


Государственный кредит и государственный долг являются взаимосвязанными и взаимозависимыми явлениями, т.к. образование государственного долга является экономико-правовым следствием государственных кредитных отношений.

Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся на территории страны имуществом и другими активами.

Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов по ним.

Государственный долг делится на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.

Текущий государственный долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним.

Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Долги местных Советов депутатов не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде:

займов, выпускаемых в форме государственных ценных бумаг от имени Правительства Республики Беларусь;

кредитов Национального банка Республики Беларусь;

других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.

Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Парламентом Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. В последние годы предусматривается, что размер внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 процентов от ВВП.

Внешний государственный долг - общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешние государственные займы привлекают в виде:

займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;

займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих государственный долг.

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

покрытия дефицита республиканского бюджета;

пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

поддержки экономических реформ.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в республиканской собственности имуществом.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете на очередной финансовый год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена. Они являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникших из внешних займов, полученных без государственной гарантии.

Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливается лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних государственных займов. В последние годы лимит внешнего государственного долга устанавливается в размере 2 млрд. долларов.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-правовое явление, требующее как разработки стратегии управления им, так и тактически верного использования системы специальных методов для регулирования происходящих в данной сфере процессов.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает:

осуществление операций по размещению долговых обязательств;

выплату доходов по ним;

погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Различают обслуживание внутреннего государственного долга и обслуживание внешнего государственного долга.

Выделяют определенные методы управления государственным долгом:

новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.;

конверсия - изменение размера доходности займа, т.е. увеличение или снижение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;

консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;

унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

отсрочка погашения займа - изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

аннулирование - полный отказ государства от своих обязательств.

Поскольку по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП иссякает возможность для дальнейшего экономического роста, то главной задачей государства в управлении государственным долгом является его ограничение.

Для контроля за формированием и обслуживанием внешнего государственного долга (в целях определения кредитной безопасности государства) используются следующие показатели:

отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 220%);

отношение внешнего долга к ВВП (критическое значение - 50%);

отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 25%).

В настоящее время Республика Беларусь по сравнению со многими странами мира имеет наиболее низкие значения названных показателей, что позволяет считать экономически безопасными осуществляемые государственные внешние заимствования.


Список источников


1.О внешнем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - №25-26. Ст.581.

.О внутреннем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - №19. - Ст.213; 1996. - № 32. - Ст.581.

.О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №596; 2002. - № 87. - 2/883; 2006. - №107. - 2/1235.

.О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999г. №1627 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №83. - 5/1881.

.О долгосрочных государственных облигациях, не обращающихся на вторичном рынке ценных бумаг: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1997г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1997. - №16. - Ст.594.

.Об утверждении основных условий выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999г. №1929 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 20. - №2. - 5/2219; 2001. - №63. - 5/6277; 2002. - №65. - 5/10550, №77. - 5/10721.

.Об утверждении порядка выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций местных займов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 1998г. №662// // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1998.- №12. Ст.330; 1999. - №31. Ст.934; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №29. - 5/5476.

.Основные условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001г. №1053 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №70. - 5/6419.

9.Финансовое право: Учебник / Отв. ред. И.Н. Химичева. 2-е изд., перер. И доп. - М.: Юристь, 2001. - 600с.

.Финансовое право: Учеб. Пособие / Бойко Т.С., Лещенко С.К.- Мн.: Книжный Дом, 2006. - 320с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / Вишевский А.А., Малахов В.В., Сауткин И.В., Тихоненко С.М. - Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. - 168с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / В.А. Круглов, Е.И. Орлова. - Мн.: Высшая школа, 2005. - 160с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / А.А. Пилипенко. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 608с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. - М.: Изд-во «Эксмо», 2004. - 480с.

.Финансовое право (понятия и схемы): Учебно-методическое пособие / Онищук Е.В. - Мн.: НО ООО «БИП-С», - 54с.

.Финансовое право: Учебно-методический комплекс / Пилипенко А.А. - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. - 208с.

.Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие / Ханкевич Л.А. - Мн.: Молодежное научное общество, 2000. - 250с.

.Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие / Ханкевич Л.А. - Мн.: Молодежное научное общество, 2004. - 282с.

.Финансы и кредит: Учеб. Пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Книжный дом, Мисанта, 2005. - 336с.

.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 784с.


В целях привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования затрат, связанных с социально-экономическим развитием регионов местным Советам депутатов предоставлено право выпуска облигаций местных займов.

Местные облигационные займы проводятся посредством выпуска ценных бумаг - облигаций, как на бумажной, так и на безбумажной основе (в виде записей на счетах). Выпускаемые на безбумажной основе облигации могут быть только именными.

В зависимости от назначения привлеченных денежных средств могут проводится общие и целевые местные облигационные займы.

Облигации общих местных займов - это долговые обязательства местных Советов депутатов по привлечению денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, которые выпускаются на срок не более одного бюджетного года.

Облигации целевых местных займов - это долговые обязательства местных Советов депутатов по привлечению денежных средств физических и юридических лиц для финансирования конкретных проектов. Целевые облигации местных займов могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Объем эмиссии облигаций определяется:

для общего местного займа - суммой денежных средств, необходимых для финансирования временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, и расходов на его организацию и проведение.

для целевого местного займа - суммой денежных средств, необходимых для финансирования конкретных программ социально-экономического развития региона, и расходов на организацию и проведение займа.

Облигации местных займов могут размещаться через учреждения Национального банка, других банков и иных профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Ответственность за выполнение обязательств по облигациям местного займа несет эмитент.

Республика Беларусь заимствует денежные средства как у резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь.

Субъектами привлечения внешних займов являются:

.Республика Беларусь - для покрытия дефицита республиканского бюджета, для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.

.Правительство Республики Беларусь:

для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ;

для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.

. Резиденты Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также Правительство Республики Беларусь и резиденты под гарантии Правительства Республики Беларусь - для предоставления займов заемщикам-резидентам на условиях переуступки:

для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;

для реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;

для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.

Решение о привлечении займа Республикой Беларусь принимается Президентом Республики Беларусь; Правительством Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, - Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь; резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, - Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь.


Понятие и виды государственного долга


Государственный кредит и государственный долг являются взаимосвязанными и взаимозависимыми явлениями, т.к. образование государственного долга является экономико-правовым следствием государственных кредитных отношений.

Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся на территории страны имуществом и другими активами.

Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов по ним.

Государственный долг делится на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.

Текущий государственный долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним.

Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Долги местных Советов депутатов не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде:

займов, выпускаемых в форме государственных ценных бумаг от имени Правительства Республики Беларусь;

кредитов Национального банка Республики Беларусь;

других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.

Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Парламентом Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. В последние годы предусматривается, что размер внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 процентов от ВВП.

Внешний государственный долг - общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешние государственные займы привлекают в виде:

займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;

займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих государственный долг.

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

покрытия дефицита республиканского бюджета;

пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

поддержки экономических реформ.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в республиканской собственности имуществом.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете на очередной финансовый год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена. Они являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникших из внешних займов, полученных без государственной гарантии.

Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливается лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних государственных займов. В последние годы лимит внешнего государственного долга устанавливается в размере 2 млрд. долларов.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-правовое явление, требующее как разработки стратегии управления им, так и тактически верного использования системы специальных методов для регулирования происходящих в данной сфере процессов.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает:

осуществление операций по размещению долговых обязательств;

выплату доходов по ним;

погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Различают обслуживание внутреннего государственного долга и обслуживание внешнего государственного долга.

Выделяют определенные методы управления государственным долгом:

новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.;

конверсия - изменение размера доходности займа, т.е. увеличение или снижение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;

консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;

унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

отсрочка погашения займа - изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

аннулирование - полный отказ государства от своих обязательств.

Поскольку по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП иссякает возможность для дальнейшего экономического роста, то главной задачей государства в управлении государственным долгом является его ограничение.

Для контроля за формированием и обслуживанием внешнего государственного долга (в целях определения кредитной безопасности государства) используются следующие показатели:

отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 220%);

отношение внешнего долга к ВВП (критическое значение - 50%);

отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 25%).

В настоящее время Республика Беларусь по сравнению со многими странами мира имеет наиболее низкие значения названных показателей, что позволяет считать экономически безопасными осуществляемые государственные внешние заимствования.


Список источников


1.О внешнем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - №25-26. Ст.581.

.О внутреннем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - №19. - Ст.213; 1996. - № 32. - Ст.581.

.О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №596; 2002. - № 87. - 2/883; 2006. - №107. - 2/1235.

.О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999г. №1627 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №83. - 5/1881.

.О долгосрочных государственных облигациях, не обращающихся на вторичном рынке ценных бумаг: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1997г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1997. - №16. - Ст.594.

.Об утверждении основных условий выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999г. №1929 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 20. - №2. - 5/2219; 2001. - №63. - 5/6277; 2002. - №65. - 5/10550, №77. - 5/10721.

.Об утверждении порядка выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций местных займов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 1998г. №662// // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1998.- №12. Ст.330; 1999. - №31. Ст.934; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №29. - 5/5476.

.Основные условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001г. №1053 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №70. - 5/6419.

9.Финансовое право: Учебник / Отв. ред. И.Н. Химичева. 2-е изд., перер. И доп. - М.: Юристь, 2001. - 600с.

.Финансовое право: Учеб. Пособие / Бойко Т.С., Лещенко С.К.- Мн.: Книжный Дом, 2006. - 320с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / Вишевский А.А., Малахов В.В., Сауткин И.В., Тихоненко С.М. - Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. - 168с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / В.А. Круглов, Е.И. Орлова. - Мн.: Высшая школа, 2005. - 160с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / А.А. Пилипенко. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 608с.

.Финансовое право: Учебн. пособие / Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. - М.: Изд-во «Эксмо», 2004. - 480с.

.Финансовое право (понятия и схемы): Учебно-методическое пособие / Онищук Е.В. - Мн.: НО ООО «БИП-С», - 54с.

.Финансовое право: Учебно-методический комплекс / Пилипенко А.А. - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. - 208с.

.Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие / Ханкевич Л.А. - Мн.: Молодежное научное общество, 2000. - 250с.

.Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие / Ханкевич Л.А. - Мн.: Молодежное научное общество, 2004. - 282с.

.Финансы и кредит: Учеб. Пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Книжный дом, Мисанта, 2005. - 336с.

.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 784с.