Тема: Судебная система в Российской Федерации

  • Вид работы: Диплом
  • Предмет: Основы права

План


Введение

Глава 1. Обзор исторического развития судопроизводства в России до судебной реформы 1864 г.

Глава 2. Система судебных органов по реформе 1864 г.

Глава 3. Суд в период с 1917 г. по 1991 г.

Глава 4. Современное устройство судебной системы

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной является важным признаком демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.

В своей работе я рассмотрю только судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Тема моей курсовой работы "Судебная система в Российской Федерации" очень хорошо освещается в юридической литературе.

Согласно Конституции РФ установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относиться к ведению РФ. В соответствии с этим выстроена и система высших судов России.

Структура судебной системы государства как материальной основы судебной власти является сферой конституционной компетенции. Конституция РФ указывает, что в судебную систему РФ помимо высших судов входят иные федеральные суды.

Реализации установления ч.3 ст.118 Конституции РФ, служит принятие Федеральным Собранием - Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ".

Этот закон является базовым для построения системы правового регулирования организации и деятельности всех судебных органов страны. По своей юридической силе он уступает только международным актам и договорам РФ.

Определяя общие контуры организации системы судов, данный закон имеет своей задачей укрепление независимости судей, обеспечение стабильности организации и деятельности судебных органов страны.

Настоящая работа посвящена исследованию судебной системе России, её развитию и совершенствованию в условиях становления правового государства.


Глава 1. Обзор исторического развития судопроизводства в России до судебной реформы 1864 г.


Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата.

В России суд известен со времен Киевской Руси, где суд творился князем и его представителями - посадниками и тиунами. В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляли:

·вече - высшая судебная инстанция;

·князь, который рассматривал преступления имущественные и против личности;

·посадник, который рассматривал значительные гражданские тяжбы (например, споры о земле, об имуществе, наследстве), а также дела о тяжких преступлениях. Обязательным условием правомочности суда посадника было рассмотрение дела на княжеском дворе;

·суд братчин. Братчины - это мирские пиры, собиравшиеся в определенные времена года. Пир избирал старосту, который считался главой братчины и председателем суда. Суду братчины были подсудны дела о личных обидах, а также дела о побоях и драках, возникших на пиру. Этот суд чаще всего заканчивался примирением сторон. Суд братчины не вправе был вмешиваться в дела, отнесенные к подсудности князя или посадника;

·суд земского старосты, который рассматривал дела о кражах и некоторых других преступлениях. Староста мог провести "суд по личному", т.е. на месте совершения преступления;

·церковный суд осуществлял архиепископ.

В Московской Руси в 15-17 веках суд осуществлялся князем (царем), решения которого не обжаловались и приводились в исполнение беспрекословно.

Князь (царь) лично рассматривал дела о государственной измене и иных государственных преступлениях.

Высшей, самостоятельной судебной инстанцией стала Боярская дума.

Средним звеном судебной системы были приказы, осуществляющие управление государством "по приказу" князя (царя); им предписывалось чинить суд и расправу "ровно для всех", включая иностранцев. Приказы делились на две категории: 1) с общей судебной функцией - судные приказы и 2) со специальной подсудностью.

На местах в городах и уездах действовали городовые и уездные судьи. В этих судах дела рассматривались воеводами, назначенными приказами, Боярской думой, а иногда и Князем (царем) в зависимости от значения города или уезда. К их подсудности относились дела, которые не были подсудны вышестоящим судам, а также - вотчинным, крестьянским и церковным судам.

В вотчинных судах дела рассматривались боярином либо по его поручению другим лицом из числа приближенных. К подсудности вотчинного суда относились все гражданские дела, возникшие в пределах вотчины, и уголовные дела, которые не относились к подсудности приказов или иных вышестоящих инстанций. К крестьянским судам относились суды монастырских крестьян, дворцовых крестьян, патриарших крестьян, помещичьих и вотчинных крестьян. Эти суды рассматривали гражданские споры между крестьянами, мелкие уголовные дела, занимались розыском беглых крестьян. С упразднением системы кормлений судебные полномочия были переданы губным избам.

В 1718г. Петром I была предпринята попытка по примеру Швеции отделить судебную власть от административной. В виде опыта первоначально это было сделано в Санкт-Петербургской губернии, а затем еще в нескольких губерниях. Первой инстанцией являлся городовой суд в уезде. Городового судью назначала Юстиц-коллегия. Он вершил дела единолично. Следующей инстанцией был провинциальный суд, состоявший из нескольких судей (от 8 до 12) в зависимости от объема работы суда. Высшим судом губернии был надворный суд, заседавший под председательством губернатора и состоявший из дворян, назначенных в состав суда губернатором. Однако даже в тех губерниях, где была введена эта система судов, разрешалось в целях "пресечения волокиты" в судах нижней инстанции вести разбирательство "дворянам у судных дел", а в вышестоящих провинциальных судах - воеводам, которые выполняли и административные функции. В городах судебными учреждениями были магистраты, которые рассматривали гражданские и уголовные дела граждан, причем приговоры по уголовным делам, влекущие смертную казнь, представлялись на утверждение Главного магистрата в Санкт-Петербурге. Кроме гражданских судов, Петр I учредил и военный суд, состоящий из двух инстанций. Первой и главной инстанцией для государственных преступлений был генеральный военный суд, который одновременно был судом второй инстанции по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, приговоры о которых вынесены нижним военным судом.

Высшей судебной инстанцией был Сенат. Реформы Петра I, как известно, встречали активное противодействие бояр и других влиятельных лиц в центре и на местах, особенно сопротивлялась реформированию церковь. Это было одной из причин неудачи судебной реформ

Более удачной оказалась реформа суда при Екатерине II. Это объясняется не только тем, что она проводилась более последовательно, чем при Петре I, но и тем, что она была созвучна с реформами Петра, которые, в конечном счете, создали благоприятную почву для реформирования судов.

В 1775 г. Екатерина II обнародовала первую часть документа управления Российской империей. Согласно этому документу, наряду с многочисленными изменениями также подлежали реформированию и суды.

В судебном ведомстве гражданские дела были отделены от уголовных.

В уезде действовал нижний земский суд, как суд нижней инстанции. Он разбирал мелкие гражданские дела и уголовные дела о малозначительных преступлениях.

Более сложные гражданские и уголовные дела рассматривал уездный суд (в городах магистрат), который состоял из судьи и 2 заседателей, последние избирались чаще всего из помещиков. Этот суд заседал 3 раза в год, рассматривал гражданские и уголовные дела по жалобам истцов или потерпевших. За работой суда наблюдал прокурор, который обязан был сообщать начальству о нарушении законов в суде, в том числе о нарушениях законов самим судом.

Высшую инстанцию на уровне губернии составлял верхний земский суд, который в зависимости от административного деления находился в провинциальном или губернском городе.

Губернский суд состоял из 2 палат: гражданской и уголовной. Он являлся высшей судебной инстанцией и рассматривал наиболее сложные гражданские споры, а также уголовные дела об особо тяжких преступлениях.

Сохранялись, а там, где их не было, создавались особенные суды, которые в нижних инстанциях имели свою подсудность. В вышестоящих инстанциях, начиная с провинциальных судов, рассматривались все дела, в том числе и рассмотренные ранее по первой инстанции особенными судами. К особенным судам относились:

·надворные суды - для дворян;

·совестные суды. Они представляют значительный интерес; они обязаны были судить "не только по закону, но и по совести". Совестный суд состоял из судьи и 6 заседателей. В основном здесь рассматривались дела о преступлениях безумных и малолетних, а также дела о колдовстве и о преступлениях, совершенных по невежеству.

В целом система общих судов состояла из 4 инстанций: 3 инстанции в пределах губернии и одна центральная - Сенат. Первыми инстанциями были: нижний земский суд, уездный суд (для городов - магистрат), нижний надворный суд. Судами второй инстанции являлись: верхний земский суд, губернский магистрат, верхний надворный суд. Третью инстанцию составляли губернское правление и его палаты. Четвертая инстанция - Сенат.


Глава 2. Система судебных органов по реформе 1864 г.


Широко распространено мнение, что судебная реформа началась 20 ноября 1864 г., когда царь Александр II (1855-1881) подписал Указ Правительствующего Сената, утвердившего четыре законодательных акта:

·Учреждение судебных установлений;

·Устав уголовного судопроизводства;

·Устав гражданского судопроизводства;

·Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Фактически же реформа началась задолго до указанной даты. Она коснулась не только судов, но и других взаимодействующих с судами органов - прокуратуры и следственного аппарата. Она также выразилась в крайне запоздалом учреждении адвокатуры, которого серьезно побаивались предшественники Александра II.

Первым шагом в практическом проведении реформы принято считать изданный в мае 1860 года Закон о судебных следователях. Что же касается реформы в целом, то подготовка к ней началась значительно раньше, еще в 30-х годах этого столетия. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени.

На последних этапах во избежание случайных и непродуманных решений была разработана концепция реформы, получившая наименование "Основные положения преобразования судебной части в России" (апрель 1862 г.). Опубликование по высочайшему повелению этого документа и всестороннее его обсуждение способствовали более тщательной доработке проектов законодательных актов, утвержденных 20 ноября 1864 года.

Чтобы обеспечить организованное осуществление намеченных преобразований, 19 октября 1865 года царь утвердил "Положение о введении в действие судебных уставов", которое ориентировало на постепенное, планомерное распространение по всей территории огромной страны предписаний новых законов. Официально реформа шла в течение 35 лет, до того момента, когда царь Николай II издал специальный указ о ее окончании (1 июня 1899 г.). На деле же идеи реформу пытались реализовать вплоть, до начала Первой мировой войны, то есть почти в течение 50 лет, но далеко не во всем успешно.

Для того времени и на фоне существовавших тогда судебных систем в других странах, российскую реформу можно считать, безусловно, прогрессивной. Она не была слепым и бездумным подражанием порядкам, сложившимся в государствах Европы и Северной Америки. Ее основные положения строились с учетом специфики конкретных экономических, социальных, политических, демографических, этнических, религиозных и иных условий, сложившихся в России. Возможно, организаторы реформы не во всем были последовательны, но в любом случае следует признать, что они стремились к сознанию совершенной судебной системы.

До 1864 г. рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда оказывали сильное давление различные административные органы, ведение следствия и исполнения приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по незначительным делам.

В результате утвержденных Александром II 20 ноября 1864 года четырех законодательных актов были провозглашены и реализованы следующие принципы судоустройства и судопроизводства:

·Отделение суда от администрации;

·Создание всесословного суда;

·равенство всех граждан перед судом;

·несменяемость судей;

·гласность, устность и состязательность процесса;

·презумпция невиновности.

При этом создавались две судебные системы, в которые входили местные и общие суды.

К местным судам относились мировые суды. Они рассматривали мелкие уголовные дела, а также гражданские дела с ценой иска первоначально до 500 рублей, а позднее до 1500 рублей. Мировой судья все подсудные ему дела рассматривал единолично. Судьи избирались на три года уездным земским собранием. Ими могли быть лица не моложе 25 лет, со средним или высшим образованием, обладавшие высоким имущественным цензом.

Что касается системы общих судов, то ее в пореформенной России составляли окружные суды и судебные палаты. Окружным судам были подсудны для рассмотрения по 1-ой инстанции все дела, неподсудные мировым судьям. Судьи окружных судов назначались царем по представлению министра юстиции. В качестве 2-ой инстанции для окружных судов были учреждены судебные палаты, они состояли из департаментов по гражданским и уголовным делам. Их председатели и члены также назначались царем по представлению министра юстиции. На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по 1-ой инстанции. Дела рассматривались при участии сословных представителей: губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

Правительствующий Сенат являлся кассационной инстанцией в системе судов, созданных в результате претворения в жизнь судебной реформы 1864 г. Сенат пересматривал в порядке кассационного производства вступившие в силу акты съездов мировых судей, приговоры окружных судов, принятые с участием присяжных заседателей, а также акты судебных палат. Всего в начале XX века в России действовали 105 окружных судов и 14 судебных палат.

Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (они отвечали на вопрос: "Виновен ли подсудимый?") определила организацию и порядок их работы. Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, располагающие недвижимостью или доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. Общие списки служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал тридцать очередных и шесть запасных заседателей. В заседании оставалось двенадцать присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (12 присяжных), так и прокурором (6 человек). Из числа не отведенных избирались двенадцать присяжных, из них - один старший.

После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным правила о силе приведенных доказательств, и предупреждал их против всякого увлечения в обвинении или в оправдании подсудимого. Для судьи-профессионала это был способ влияния на неискушенных в судейских делах присяжных заседателей. Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможна лишь в случае, если суд единогласно признавал, что решением присяжных осужден невиновный. В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным.

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокурора предварительное расследование преступления на закрепленных за ним участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования.

Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла на себе ряд пережитков прошлого.

Предание государственных чиновников суду осуществлялось постановлениями их начальства, а не по решению суда. Присяжные заседатели устранялись от рассмотрения дел, имеющих политический характер. Эти и другие изъятия из общего порядка постепенно готовили почву для надвигающихся контрреформ, и, начиная с 1864 и по 1894 год, было принято более 700 дополнений, изменений, поправок в Судебные уставы 1864 года. Их целью была нивелировка процессуального и материального законодательства. Хотя результат проведения судебной реформы 1864 г. - создание стройной системы судебных органов и вполне ясной и логичной системы инстанционного деления.

исторический судопроизводство реформа власть

Глава 3. Суд в период с 1917 г. по 1991 г.


В октябре 1917 г. в России произошло событие, значение которого можно, безусловно, определить как эпохальное. Изменился социальный строй. В научной литературе в зависимости от политических, а иногда и конъюнктурных позиций авторов это событие называют по-разному: октябрьский вороженный переворот, Великая октябрьская социалистическая революция…

Считалось, что освобождение угнетенного класса невозможно было осуществить не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом был создан. Полному уничтожению подверглись: жандармерия, полиция, тюрьмы и суды. Причем царские тюрьмы как наиболее одиозные учреждения старого режима были буквально демонтированы. В 1917-1918гг. это коснулось более 400 пенитенциарных заведений России. В истории страны был один день, когда в тюрьмах не было ни одного человека. Серьёзной реформации подверглась и судебная система, оставшаяся от Временного правительства.

В качестве суда 2-ой инстанции для народных судов (основного звена судебной системы) после упразднения губерний действовали верховные суды автономных республик, краевые, областные, (городские для Москвы и Ленинграда) суды, суды автономных областей и автономных округов. Они же являлись 1-ой инстанцией по делам о наиболее тяжких преступлениях в соответствии с определенной уголовно-процессуальным законом подсудностью.

Верховный Суд Российской Федерации с самого начала (1922 г.) действовал в составе судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам, которые по 1-ой инстанции рассматривали уголовные дела исключительной важности и общественного значения; коллегии являлись судом 2-ой инстанции для дел, рассмотренных по 1-ой инстанции краевыми (областными) и равными им судами, рассматривали дела нижестоящих судов по протестам в порядке надзора на решения и приговоры, вступившие в законную силу. С 1954 г. как в Верховном Суде РСФСР, так и в краевых (областных) судах и равных им судах были образованы президиумы для рассмотрения дел по протестам в порядке надзора на решения и приговоры, вступившие в законную силу, которые вынесены нижестоящими судебными инстанциями.

С 1960 г. в Верховном Суде Российской Федерации действует Пленум Верховного Суда, который состоит из председателя, его заместителей и всех членов Верховного Суда. Пленум Верховного Суда не рассматривал гражданские и уголовные дела. Основная задача, которую решал Пленум, - это дача руководящих указаний по вопросам применения законодательства Российской Федерации.

После образования СССР (1922 г.) создается Верховный Суд СССР, и 31 января 1924 г. - утверждается Положение о Верховном Суде СССР. Его основными задачами были: дача руководящих разъяснений верховным судам союзных республик, а затем и всем судам СССР о применении законодательства; осуществление надзора за деятельностью этих судов; надзор за деятельностью военных трибуналов через Военную коллегию верховного Суда СССР.

Последующие неоднократно изменения законодательства не изменили этих основных положений впредь до упразднения Верховного Суда СССР, в связи с распадом СССР и образованием СНГ.


Глава 4. Современное устройство судебной системы


Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Не должны издаваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. После вступления в законную силу судебные постановления являются обязательными на всей территории РФ. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система - совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации.

Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом «О судебной системе Российской Федерации» с учетом в необходимых случаях федерального и административно - территориального устройства страны.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, и арбитражные суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных судов составляют:

) Конституционный Суд Российской Федерации;

) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации - один из высших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., установившей в ст.125 новые положения, регламентирующие организацию и основы полномочий Конституционного Суда, в июле 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Кандидатом на должность конституционного судьи может быть гражданин РФ не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование, стаж юридической работы не менее 15 лет и обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Председатель Конституционного Суда, его заместитель и судья-секретарь избираются на пленарном заседании Суда на 3 года и могут быть переизбираться еще на один срок.

Конституционный Суд рассматривает дела и вопросы, как на пленарных заседаниях, так и на заседаниях двух создаваемых в Суде палат.

Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда РФ состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику. Суд ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм (закон «О Конституционном Суде РСФСР» и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ»).

Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции.

Компетенция Конституционного суда РФ состоит из 4 конституционных полномочий:

·Проверки конституционности законов, нормативно-правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемой по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

·Разрешения споров о компетенции;

·Толкования Конституции РФ;

·Дачи заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб. Рассмотрим каждое из указанных полномочий и особенности производства по рассмотрению соответствующих категорий дел.

В порядке нормоконтроля Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

·Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

·Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

·Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

·Не вступивших в силу международных договоров РФ.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности упомянутых нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают только те органы, которые указаны в Конституции: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

·Между федеральными органами государственной власти;

·Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

·Между высшими государственными органами субъектов РФ.

Правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч.3 ст.125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч.1 ст.85 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ наделен правом толкования Конституции РФ, которое он дает по запросам президента РФ, Совета федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обращение с запросом о даче заключения по данному запросу направляется в Конституционный Суд Советом Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее 10 дней после регистрации запроса. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ, рассмотрение обвинения прекращается.

В Конституционном Суде должны соблюдаться принципы:

·Принцип независимости обусловлен разделением властей и самостоятельностью судебной власти. В своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не вправе представлять каких-либо государственных или общественных органов, политических партий и движений, общественных и иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций и социальных групп.

·Принцип коллегиальности. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится в Конституционном Суде коллегиально.

·Принцип гласности. Имеется в виду проведение открытых заседаний по всем делам независимо от их рассмотрения в пленарных заседаниях или заседаниях палат Конституционного Суда. Основное назначение принципа гласности - обеспечить социальный контроль и ответственность судей во всех видах судопроизводства, включая конституционное.

·Принцип устности. Разбирательство в Конституционном Суде происходит устно. Уведомление о заседании, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьями и участниками процесса не позднее, чем за 10 дней до начала заседания.

·Принцип языка конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке, так как он является государственным языком РФ. Участники процесса, не владеющие русским языком, вправе давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика (ст. 19, часть 2 ст. 26, часть 1 ст. 68 Конституции).

·Принцип непрерывности. Заседания Конституционного Суда по каждому делу должны происходить непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

·Принцип состязательности и равноправия сторон. Участниками процесса в Конституционном Суде считаются стороны, их представители, эксперты, свидетели и переводчики. Сторонами являются:

а) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд жалобу или иное обращение;

б) органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

в) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: Верховный Суд Российской Федерации, наделенный правом законодательной инициативы и являющийся непосредственно высшей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, районным судам, военным и специализированным судам.

«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных нормах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Вопросы организации и деятельности Верховного Суда определяются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г., ГПК и УПК РСФСР, законом «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. с последующими изменениями и дополнениями, а также другими актами.

В составе Верховного Суда:

·Пленум (действует в составе председателя, заместителей председателя и членов Верховного суда).

·Президиум (действует в составе председателя, заместителей председателя и ряда судей Верховного суда).

·Судебная коллегия по гражданским делам,

·Судебная коллегия по уголовным делам,

·Военная коллегия;

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также военная коллегия действуют в качестве суда первой и второй инстанции. Кроме того, они рассматривают конкретные дела, по которым конкретные решения вступили в законную силу.

·Кассационная палата.

Председатель Верховного Суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этого суда. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя Верховного суда и заключении квалификационной коллегии этого суда (ст.ст.102, 128 Конституции РФ, ст.13 Федерального конституционного закона «О судебной системе»).

Верховный Суд осуществляет судебный надзор путем проверки законности и обоснованности решений судов общей юрисдикции по конкретным делам. Осуществляя судебный надзор, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия и кассационная палата рассматривают дела в составе 3 судей, а президиум Верховного Суда - в составе 13.

Жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры и постановления суда присяжных могут подаваться в кассационную палату по основаниям, указанным в ст. 465 УПК. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных возможен с учетом содержания этой нормы.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районные (городские) суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют и другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Данному уровню судов в соответствии со ст.35 УПК РСФСР подсудны все дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам или военным судам (ст.36-39 УПК РСФСР).

Судья единолично рассматривает все дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает 5 лет лишения свободы.

Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрена санкция от 5 до 15 лет лишения свободы.

Председатель районного (городского) суда также: рассматривает дела; назначает судей в качестве председательствующего в судебных заседаниях; распределяет обязанности между судьями; организует работу с народными заседателями; ведет личный прием, организует работу суда по приему заявлений и жалоб граждан; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики; руководит работой аппарата суда; организует работу по повышению профессионального уровня как судей, так и работников аппарата суда.

Верховные суды республики, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов - составляют второе звено.

В соответствии с Конституцией РФ, Законом о судоустройстве и другими федеральными законами, действующими в настоящее время, в республиках, краях, областях, округах, Москве и Санкт-Петербурге функционируют соответственно верховные суды, краевые, областные, окружные и городские суды - суды общей юрисдикции с равными полномочиями. Поэтому далее они называются для кратности «краевые (областные) и равные им суды».

Краевой (областной) и равные им суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции - по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации.

«Полномочия, порядок образования и деятельности краевых (областных) и равных им судов устанавливается Федеральным конституционным законом».

Краевой (областной) и равный ему суд состоит из судей и народных, а в некоторых судах и присяжных заседателей. Количество их зависит от объема работы, который в свою очередь определяется населенностью и размерами территории субъекта Федерации, загруженностью районных судов и др. В соответствии со ст.13 Закона о судебной системе, ст.30 и ст.42 Закона о судоустройстве и Закона о статусе судей, областные и равные им суды действуют в составе: председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

Компетенция (полномочия) краевых (областных) судов и равных им судов при обобщенной ее характеристике определяется тем, что к их ведению отнесено рассмотрение: гражданских и уголовных дел по первой инстанции; дел по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, а также по представлениям (заключениям) прокурора в связи с открытием по делу новых обстоятельств.

Президиум краевого (областного) и равного ему суда является надзорной инстанцией. На него возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления районных судов, а также на кассационные определения этого суда.

Председатель краевого (областного) и равного ему суда обладает широким кругом полномочий по участию в отправлении правосудия и организационному руководству судом.

Верховный Суд РФ - третье (высшее) звено.

Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть рассмотрено в двух инстанциях - первой и второй. Пересмотр дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях.

июня 1999 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». С его принятием на законодательном уровне завершилась реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Судьями военных судов являются граждане РФ, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. На должность судьи военного суда может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, заключивший контракт о прохождении военной службы, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет и офицерское воинское звание, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов.

Военные суды, реализуя присущую им судебную власть, осуществляют правосудие в процессуальном порядке. По гражданским и уголовным делам этот порядок определен Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР. В указанных процессуальных кодексах определены порядок, последовательность, основные этапы судопроизводства, виды принимаемых решений. В них регламентированы права и обязанности субъектов, участвующих в производстве по гражданскому или уголовному делу. Общим принципом для осуществления правосудия по делу является его рассмотрение и разрешение в судебном заседании. В системе федеральных судов общей юрисдикции, к которым относятся и военные суды первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции.

Суд первой инстанции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривает уголовные и гражданские дела по существу и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Судами первой инстанции являются военные суды гарнизонов и армии, а также военные суды округов и флотов по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда по делам, которые в соответствии с Положением о военных трибуналах относятся к их подсудности.

Суд кассационной инстанции на основании жалоб участвующих в деле заинтересованных лиц или протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решения или приговора суда первой инстанции, не вступившего в законную силу и вправе в установленных пределах внести в решение (приговор) изменения или отменить своим определением или подтвердить их правильность.

Судами второй инстанции являются суды округов и флотов по отношению к военным судам гарнизонов и армий, Военная коллегия Верховного Суда в отношении судов, чьи приговоры и решения они проверяют в кассационном порядке.

Суд надзорной инстанции в случаях, установленных Законом. Пересматривает приговоры и решения после их вступления в законную силу в порядке надзора. Судами этой инстанции могут быть военные суды округов и флотов, а также Военная коллегия Верховного суда РФ, решения которой могут быть пересмотрены лишь в порядке надзора Президиумом Верховного суда РФ.

Военным судам подсудны:

Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов Военнослужащих Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Окружной (флотский) военный суд. Действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формировании и органов. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его первого заместителя (заместителей) и других судей. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Окружные (флотские) военные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к соответствующим гарнизонным военным судам.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является непосредственно Верховный Суд РФ. В Верховном Суде РФ действует Военная коллегия, в состав которой входят председатель, его заместитель, председатели судебных составов и другие судьи Верховного Суда РФ.

Гарнизонный военный суд. Действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителя (заместителей) и других судей.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются верховным Судом РФ.

Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Эти суды не находятся в иерархической связи с Конституционным Судом РФ, они формируются самими субъектами, а их финансирование осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования, состав и компетенция этих органов правосудия регулируются законодательными актами субъектов Федерации. В ст.27 закона «О судебной системе РФ» указывается, что данные суды создаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. А также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Согласно действующему законодательству конституционные (уставные) суды и другие органы конституционного правосудия субъектов РФ реализуют следующие функции:

1.Проверяют соответствие конституциям (уставам) субъектам РФ законов, нормативных актов президента (губернатора), законодательного органа, правительства, актов органов местного самоуправления. Они решают также дела о соответствии конституции (уставу) субъекта Федерации международных договоров субъектов РФ, договоров и соглашений с другими субъектами Федерации, между субъектами Федерации и Российской Федерацией.

2.Разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта Федерации, между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления.

.Выносят решения по жалобам граждан на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов относительно конституционности законов субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

.Дают толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

.Участвуют в процессах по поводу отрешения от должности президента (губернатора) субъекта Российской Федерации.

.Имеют право законодательной инициативы в пределах их компетенции.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» предусмотрено создание в субъектах РФ института мировых судей (ст.ст. 4, 21, 28). Тем самым принято решение о возрождении и включении в судебную систему России нового звена - мировых судей.

Мировые судьи субъектов РФ являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в РФ», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают едиными с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ. Федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

На мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе судей в РФ» и иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и социальной защиты. Законодательством субъекта РФ могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей.

Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» устанавливает требования, предъявляемые к мировому судье, порядок его назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий. Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» к компетенции мировых судей относит рассмотрение:

·Уголовных дел о преступлениях наибольшей тяжести, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 2 лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ);

·Гражданских дел - по искам и заявлениям, отнесенных к их подсудности федеральным гражданским процессуальным законодательством, в частности:

1.Дел о выдаче судебного приказа;

2.Дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

.Дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

.Иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

.Дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

.Дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

.Дел об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

.Дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи КоАП ( ст.3 Федерального закона «О мировых судьях в РФ».

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляют систему федеральных арбитражных судов.

Полномочия, порядок образования и деятельность арбитражных судов в Российской федерации устанавливается конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. и другими федеральными конституционными законами.

Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Основными задачами арбитражных судов РФ при рассмотрении подведомственных им споров являются:

1.Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2.Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в РФ строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления арбитражных судов) обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд, который наряду с Конституционным Судом и Верховным Судом относится к высшим судам РФ.

«Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Высший Арбитражный суд РФ рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, а также рассматривает экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Суд также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ и пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят:

·Председатель, назначаемый на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ;

·Заместитель Председателя и другие судьи, назначаемые на должность Советом Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

При осуществлении своих полномочий Высший арбитражный Суд действует в составе своих структурных образований:

·Пленума; в состав пленума входят председатель Высшего Арбитражного Суда, его заместители и судьи этого суда. К компетенции пленума отнесено решение ряда важных вопросов судебной деятельности, в частности вопросов реализации права законодательной инициативы, обращения с запросом в конституционный Суд РФ.

·Президиума, который осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. Президиум функционирует в составе председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов этого суда. Президиум проверяет в порядке надзора законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов при условии, что они уже были обжалованы в апелляционном или кассационном порядке. Право приносить протесты в порядке надзора принадлежит председателю Высшего Арбитражного Суда, его заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

·Судебных коллегий и судебных составов. В Высшем Арбитражном Суде создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда. Эти коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов. В судебных коллегиях образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Они формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов РФ. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Для реализации решений этого Совета Председатель высшего Арбитражного Суда издает приказы и распоряжения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в систему арбитражных судов РФ в качестве основного и первого звена системы включены: арбитражные суды республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В качестве второго звена системы в нее входят федеральные арбитражные суды округов (ст.24). Последним (третьим) звеном является Высший Арбитражный Суд РФ.

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

суды первой инстанции;

суды второй (кассационной, апелляционной) инстанции;

суды надзорной инстанции.

Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Звено - понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция - понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции.

Суд первой инстанции - это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске - по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции - для мировых судей и районных судов - областной и соответствующие ему суды, а для областного суда - Верховный Суд Российской Федерации на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители), проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела, в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.


Заключение


Только с провозглашением идеи правового государства и с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви власти стала создаваться определенная теоретическая база для расширения социальной роли суда, что постепенного воплощается в обновляющемся законодательстве.

Законодательное совершенствование и развитие судебной системы является целью Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-20011 годы".

Поэтому, перспективной целью судебной системы должно стать повышение качества уровня судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. При этом развитие судебной системы немыслимо без дальнейшего активного развития всех ветвей власти, постоянное повышение квалификации судей всех юрисдикций, а также планы подготовки кандидатов в судьи в Российской академии правосудия.

Осознание необходимости реформирования судебной системы привело к тому, что инициативы об этом стали исходить от самих представителей судебной власти.

Это отразилось на становлении административного судопроизводства в стране, появлении специализированных судов (например, ювенальных), а также внедрении внесудебных, досудебных и примирительных процедур.

Помимо совершенствования различных видов судопроизводства судебной системы страны, совершенствуется и техническая оснащенность судов. Так в районных судах появятся специальные приемные, все суды будут оснащены информационными и электронными терминалами для получения гражданами и иными лицами необходимых справок, форм документов и подачи исков.

Разделение судебных инстанций наряду с увеличением прозрачности и открытости судебной системы в целом стало стратегическим направлением работы судебной власти в стране.

В этом году в России предполагается завершить реструктуризацию системы арбитражных судов, в соответствии с международной арбитражной практикой и с существующим российским законодательством, в соответствии с которыми должна быть закреплена четырехзвенная система арбитражных судов (суд первой инстанции, апелляционный суд и надзорный инстанция и кассационный суд), которая позволит иметь надежный правовой механизм исправления судебных ошибок.

Таким образом, данная работа позволяет сделать вывод о том, что судебная система России, является живым организмом, который постоянно совершенствуется и вместе с тем стабилизирует целостность правосудия в стране.


Список использованной литературы


Нормативный материал

1.Конституция Российской Федерации. - М., 2005.

.О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 05.04. 2005г. №2-ФКЗ).

3.О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 05.04.2005г. №3-ФКЗ).

.Об Арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995г. №1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 12.07.2006г. №3-ФКЗ).

.Собрание Законодательства Российской Федерации - 1994. - №13.

Специальная литература

1.Безнасюк А.С. Судебная власть/ А.С. Безнасюк, Х.У. Рустамов. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 455с.

2.Божьев В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации/ В.П. Божьев. - 3-е изд., исправленное и доп. - М.: Спарк, 1999 - 414с.

3.Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации / С.А. Воронцов. - М.: Норма , 1999. - 264с.

4.Исаев И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 768с.

.История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 - 1954 гг.: Сборник документов. - М.: Вестник, 1955. - 392с.

.Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб./ в ред. Л.А. Окуньков. - М.: Изд-во БЕК, 1996. - 664с.

7.Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / Отв. ред. В.И. Радченко. - М.: Норма, 2001. - 334с.

.Стецовский Ю.И. Судебная власть/ Ю.И. Стецовский: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 400с.

9.Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. / Под ред. Ю.П. Титова и О.И. Чистякова. - М.: Изд-во Юридическая литература, 1990. - 480с.

10.Чувилев А.А. Правоохранительные органы / А.А. Чувилев. - М.: Изд-во Стандарт, 2000. - 164с.

11.Юшков С.В. История государства и права СССР / С.В. Юшков. - М.: Изд-во "Полиграфкнига", 1947. Ч. 1. 767с.