Тема: Система прогнозирования и планирования доходов региональных бюджетов и ее совершенствование

  • Вид работы: Диплом
  • Предмет: Финансы, деньги, кредит

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ эконОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»











Система прогнозирования и планирования доходов региональных бюджетов и ее совершенствование.

Курсовая работа по специализации

«Государственные и муниципальные финансы»











Чистополь - 2011

Содержание


Введение

. Теоретические основы системы прогнозирования и планирования доходов региональных бюджетов

.1 Экономическая сущность и значение бюджетного планирования и прогнозирования

.2 Задачи бюджетного планирования прогнозирования

.3 Нормативно правовая база, регулирующая планирование доходов региональных бюджетов

. Анализ планирования и прогнозирования доходов региональных бюджетов и ее совершенствование на примере Республики Татарстан

.1 Оценка прогнозированная регионального бюджета

.2 Анализ планирования бюджета Республики Татарстан

.3 Пути совершенствования системы прогнозирования и планирования региональных бюджетов

Выводы и приложения

Список использованной литературы


Введение


Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов. Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею. В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Региональные бюджеты представляют собой бюджеты, формируемые субъекты Российской Федерации (область, край, республика и т.д.). Особенность данных бюджетов заключается в их двойственном положении. С одной стороны, они часть бюджетной системы всего государства и взаимодействуют с федеральным бюджетом, с другой - являются весомой силой относительно муниципальных бюджетов. Именно из региональных бюджетов осуществляется поддержка многих программ, финансируемых муниципалитетами.

Как экономическая категория бюджет Республики Татарстан представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики республики. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств.

В данной работе рассматривается структура статей доходов и расходов республиканского бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы, их классификация, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджета в течение нескольких лет.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета республика имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально повлиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно - технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Целью нашего исследования является анализ путей эффективного и рационального использования бюджетных средств и оптимизации его расходов.

бюджет региональный планирование прогнозирование


.Теоретические основы системы прогнозирования и планирования доходов региональных бюджетов


.1 Экономическая сущность и значение бюджетного планирования и прогнозирования


Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

органы законодательной (представительной) власти;

органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов. Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов. Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджете получателе и, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Бюджет государства представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.

По форме функционирования бюджет государства представляет собой плановый финансовый документ, составленный в идее баланса доходов и расходов.

Бюджету государства как экономической категории присущи две функции:

распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т.д.);

контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).

Формирование бюджета государства по уровням бюджетной системы Российской Федерации основывается на следующих принципах, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации:

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

сбалансированности бюджета;

результативности и эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

Бюджетное устройство Российской Федерации - это организационно-правовое построение бюджетной системы Российской Федерации, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (уровни бюджетной системы, виды бюджетов) и определить формы взаимосвязей между ними

Бюджетное устройство России базируется на ее государственном устройстве, отражая характерные для него взаимосвязи. В ее составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 83 субъекта. В их числе: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа. В настоящее время на основе волеизъявления граждан идет процесс по укрупнению субъектов Российской Федерации за счет вхождения национальных автономных округов в соответствующие области (края).

Все субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, по национальному и этническому составу, природным ресурсам, экономическому потенциалу и другим параметрам. Однако в формально-юридическом плане в отношении каждого субъекта Российской Федерации конституционно провозглашается принцип равноправия.

Конституция России также закрепляет, что каждый субъект Федерации - республика «имеет свою конституцию и законодательство». Что же касается всех остальных субъектов Российской Федерации, то каждый из них имеет «свой устав и законодательство».

Функционирование современной бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) и введенным в действие с 1 января 2000 г. _Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ).

Бюджетная система Российской Федерации - это основания на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации федерального уровня;

бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

бюджеты муниципальных образований, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система Российской Федерации, строится на следующих принципах:

единства бюджетной системы РФ;

разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.


.2 Задачи бюджетного планирования и прогнозирования


Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и прогнозирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», в соответствии с которым бюджет представляет собой форму образования и расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений. Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;

организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.


.3 Нормативно правовая база, регулирующая планирование и прогнозирование доходов региональных бюджетов


Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Региональные бюджеты представляют собой бюджеты, формируемые субъектами Российской Федерации (область, край, республика и т.д.). Особенность данных бюджетов заключается в их двойственном положении. С одной стороны, они часть бюджетной системы всего государства и взаимодействуют с федеральным бюджетом, с другой - являются весомой силой относительно муниципальных бюджетов. Именно из-за региональных бюджетов осуществляется поддержка многих программ, финансируемых муниципалитетами. Это способствует созданию благоприятной социально-экономической среды как на местах, так и в регионе.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

) собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;

) регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации.

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации складываются из расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий.

Законом №63-ФЗ ст. 69 Бюджетного Кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции. Прежде она называлась «Формы расходов бюджетов» и в ней были указаны формы предоставления бюджетных средств, среди которых были поименованы в бюджетные ассигнования. Сейчас эта статья называется «Бюджетные ассигнования». В ней дан перечень услуг и расходов, на оплату стоимости которых выделяются бюджетные ассигнования.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

социальное обеспечение населения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

предоставление межбюджетных трансфертов;

предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

исполнение судебных актов по искам к Республике Татарстан, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Республики Татарстан (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и местного самоуправления. Их размер не превышает 3% утвержденных расходов бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Орган исполнительной власти, местного самоуправления ежеквартально информирует орган законодательной или представительной власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

Я сделала выводы, что развития бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях связана с реформированием финансовых основ федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации, в результате которого были созданы предпосылки для перехода к перспективному бюджетному планированию. Стабилизация финансовой системы и межбюджетных отношений позволяют планировать будущие поступления на основе четко сформулированных и не подлежащих ежегодному пересмотру правил. Возникла потребность в создании перспективных программ наращивания собственных доходных источников в условиях увеличения зависимости обеспеченности бюджетов необходимыми средствами от качества разрабатываемой и реализуемой на местах налоговой и экономической политики. Наблюдается тенденция к повышению прозрачности финансовых потоков между федеральным центром и территориями, улучшающих перспективы эффективного менеджмента в области общественных финансов.


2. Анализ планирования и прогнозирования доходов региональных бюджетов и ее совершенствования на примере Республики Татарстан


.1 Оценка прогнозируемая регионального бюджета


Республиканский бюджет Республики Татарстан по доходам (с учетом безвозмездных перечислений и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) исполнен в следующем объеме:

за 2008 год -114 805,89 млрд. руб.

за 2009 год - 103 282,4 млрд. руб.

за 2010 год - 88,3 млрд. руб.


Таблица 1.

Доходы бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы

Наименование2008 год2009 год2010 годфакт. млрд. рубуд.вес в %факт. млрд. рубуд.вес в %факт. млрд. рубуд.вес в %I Доходы89,878,23%59,6457,75%58,856,91%В том числе:Налоговые80,789,92%57,0495,96%57,296,12%Неналоговые9,110,12%2,64,44%1,63,44%II Безвозмездные перечисления24,9821,77%43,642,25%29,528,15%Всего доходов114,78100,00%103,24100,00%88,3100,00%Источник: <#"justify">Из таблицы 1 видно, что в доходах бюджета Республики Татарстан значительный удельный вес занимают налоговые доходы. Но удельный вес их в последние годы сократился с 78,23% в 2008 г. до 56,91% на 2010 г. В налоговых доходах по плану в 2010 год 18,24% занимает налог на прибыль; 8,59% платежи за пользование природными ресурсами; 3,53% налог на имущество предприятий; 6,43% налог на доходы физических лиц. Значительный удельный вес в доходах бюджета Республики Татарстан занимал НДС. С 2001 года НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Несмотря на то, что в 2010 году в сравнении с 2009-м более чем в два раза сократятся поступления из федерального бюджета, бюджет Республики Татарстан (за счет ожидаемого роста поступлений по собственным доходам) на 2010 год утвержден почти на уровне плана бюджета 2009 года. Исходя из обозначенных параметров, бюджет Республики Татарстан по доходам составит 88,3 млрд. рублей, по расходам - 100,2 млрд. рублей, дефицит в размере 11,9 млрд. рублей.


Рис.1 Динамика доходов и расходов республиканского бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы


Как видно из рисунка 1 Приложение 4), в 2008 году бюджет Республики Татарстан исполнялся в основном в условиях положительной динамики развития экономики республики.

Доходы бюджета Республики Татарстан в 2008 году составили 114 млрд. 805 млн. рублей.

Налоговые доходы бюджета республики за 2008 год составили 80 млрд. 797 млн. рублей, что на 1 млрд. 325 млн. рублей или на 1,7% превышает прогнозный показатель на 2008 год.

Основной объем поступлений налоговых доходов в 2008 году администрировали Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (94,67%), Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан (5,32%).

В 2008 году поступления в бюджет республики по налогу на прибыль организаций составили 39 млрд. 560 млн. рублей или 100,6% от прогнозного показателя. Наибольший объем поступлений по налогу на прибыль обеспечили предприятия отрасли добычи полезных ископаемых (42,6% от общего объема поступлений налога на прибыль).

Поступления по налогу на доходы физических лиц - 19 млрд. 631 млн. рублей или 103,7%. Исполнение сверх прогнозного показателя обусловлено превышением фактической налогооблагаемой базы в 2008 году над прогнозным объемом, примененным при планировании НДФЛ. Структура поступлений НДФЛ в бюджет Республики Татарстан в 2008 году характеризуется высокой долей (96,4%) поступлений от доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.

Поступления по налогам на имущество составили 8 млрд. 839 млн. рублей или 101,2%, в том числе:

по налогу на имущество организаций - 7 млрд. 360 млн. рублей;

по транспортному налогу - 1 млрд. 433 млн. рублей;

по налогу на игорный бизнес - 45 млн. рублей.

Поступления по налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (акцизы), составили 6 млрд. рублей или 103,3%. Превышение прогнозного показателя обусловлено увеличением производства пива на 61,4% по сравнению с плановыми показателями, а также увеличением поступлений акцизов на нефтепродукты с единого счета Российской Федераций в связи с ростом объемов производства нефтепродуктов.

Неналоговые доходы бюджета республики за 2008 год составили 9 млрд. 19 млн. рублей, что на 260 млн. рублей или на 3% превышает прогнозный показатель, утвержденный Законом о бюджете на 2008 год.

Прочие неналоговые доходы составили 6 млрд. 18 млн. рублей или 103,6% от прогнозного показателя на 2008 год, из них наибольший объем составляют:

прочие неналоговые доходы, предназначенные для жилищного строительства - 5 млрд. 277 млн. рублей или 87,7%;

прочие неналоговые доходы, направляемые на обеспечение безопасности дорожного движения - 434 млн. рублей или 7,2%.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили 1 млрд. 908 млн. рублей или 101%. Прогнозный показатель превышен на 18 млн. рублей, в том числе превышены показатели поступлений по следующим видам доходов:

доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - на 14 млн. рублей или 4,9%;

дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Республики Татарстан - на 3 млн тыс. рублей или 0,3%;

Поступления в бюджет Республики Татарстан в 2008 году по группе «Безвозмездные поступления» составили 24 млрд. 988 млн. рублей, что на 3 млрд. 225 млн. рублей или на 14,8% выше показателя, утвержденного в Законе о бюджете на 2008 год.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 21 млрд. 691 млн. рублей, что на 3 млрд. 359 млн. рублей или на 18,3% превышает показатель, утвержденный Законом о бюджете на 2008 год.

За 9 месяцев 2009 года доходы бюджета Республики Татарстан составили 80 млрд. 713 млн. рублей или 122,5% от прогнозных показателей, утвержденных законом о бюджете на 2009 год. Утвержденный показатель на год по группе «Налоговые и неналоговые доходы» исполнен на 91,2%, по группе «Безвозмездные поступления» превышен в 2,3 раза.

По группе «Налоговые и неналоговые доходы» в отчетном периоде поступило 46 млрд. 829 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета республики занимают поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.

В отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение поступлений по основным налоговым доходам. Рост поступлений отмечается по налогам на имущество и акцизам.

В отчетном периоде в бюджет республики поступили неналоговые доходы в объеме 1 млрд. 765 млн. рублей или 111,3% от утвержденных показателей на год.

Доходы от использования имущества составили 1 млрд. 27 млн. рублей или 97,5% от утвержденных показателей на год, из них:

доходы от размещения средств бюджетов - 398 млн. рублей или 146,9% от утвержденных показателей на год;

доходы от аренды земельных участков - 125 млн. рублей или 72,6%;

доходы от аренды имущества и поступление средств от передачи имущества - 60 млн. рублей или 64%;

дивиденды по акциям, принадлежащим Республике Татарстан - 371 млн. рублей или 74,4%;

платежи от государственных унитарных предприятий (далее - ГУП) - 70 млн. рублей или 468,4%.

В отчетном периоде в бюджет Республики Татарстан по группе «Налоговые и неналоговые доходы» поступили доходы в объеме 127 млн. рублей, не прогнозируемые при формировании закона о бюджете на 2009 год

По группе «Безвозмездные поступления» за 9 месяцев 2009 года поступило 33 млрд. 883 млн. рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 29 млрд. 61 млн. рублей, что в 3 раза выше утвержденных показателей на год;

от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - 4 млрд. 714 млн. рублей, что составляет 100%;

межбюджетные трансферты из местных бюджетов (отрицательные трансферты) - 74 млн. рублей, что составляет 39,8%;

прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы (из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) -32 млн. рублей.

В целом, доходы бюджета республики за 9 месяцев 2009 года в сравнении с аналогичным показателем 2008 года сократились на 7 млрд. 217 млн. рублей или на 8,2%, что связано с уменьшением поступлений по группе «Налоговые и неналоговые доходы» на 24 млрд. 007 млн. рублей или на 33,9%. Безвозмездные поступления увеличились на 16 млрд. 790 млн. рублей или в 2 раза.

В 2010 году в консолидированный бюджет Республики Татарстан поступит, по прогнозным показателям Министерства финансов Республики Татарстан, 88,3 млрд. руб. (в том числе собственных доходов - 80 млрд. руб.).

В бюджет Республики Татарстан, по прогнозам, поступит 66,1 млрд. руб. (в том числе собственных доходов - 57,8 млрд. руб.).

В консолидированный бюджет Татарстана, по прогнозам, в 2010 году поступит налогов на доходы физических лиц в объеме 31,3 млрд. руб., в бюджет Татарстана - 18,8 млрд. руб.

Прогноз поступления налога на прибыль в 2010 году - 17,6 млрд. руб. (ставка налога - 18%).

Кроме того, по прогнозу 2010 года, налога на имущество организаций поступит 8,6 млрд. руб., налога на имущество физических лиц - 0,4 млрд. руб., налога на транспортные средства - 1,8 млрд. руб., земельного налога - 3,7 млрд. руб.

Прогноз поступления от акцизов в бюджет Республики Татарстан - 7,7 млрд. руб.


2.2 Анализ планируемого бюджета Республики Татарстан


Как видно из таблицы 2, показатель расходов, утвержденный законом о бюджете на 2008 год, исполнен на 99,5%.

Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан за 2008 год занимают расходы по разделам «Национальная экономика» - 37% и «Межбюджетные трансферты» - 29%.

Исполнение расходов бюджета РТ в 2008 году осуществлялось неравномерно.


Таблица 2

Структура расходов Республики Татарстан за 2008-2010 годы

Статьи2008%2009%2010%Расходы119,04499,586,55180,8100,283,59Общегосударственные вопросы5,77 3,81,961,22,232,01Национальная оборона1,9 0,251,80,011,3060,98Национальная безопасность и правоохранительная деятельность4,3794,182,522,313,272,58Национальная экономика44,2183725,92424,5940,26432Жилищно-коммунальное хозяйство0,480,80,110,082,321,02Охрана окружающей среды4,284,12,92,22,261,16Образование1,90,851,30,732,781,95Культура, кинематография и средства массовой информации2,9471,951,831,242,761,25Здравоохранение и спорт8,3748,57,2518,877,46,9Социальная политика10,2139,075,1035,1711,0310,01Межбюджетные трансферты34,5832935,85334,424,5823,73Источник: <#"justify">Расходы по разделу «Охрана окружающей среды» в основном исполнены на осуществление государственных функций в области охраны окружающей среды, обеспечение выполнения функций аппарата Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и реализацию республиканских целевых программ (Программа природоохранных мероприятий Республики Татарстан на 2008 год - 187 млн. рублей и Программа капитальных вложений Республики Татарстан на 2008 год - 15 млн. рублей).

По разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» расходы составили 2 млрд. 947 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов раздела составили подразделы «Культура» - 60,5% и «Периодическая печать и издательства» - 15,3%.

По разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» расходы исполнены в объеме 8 млрд. 374 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов раздела составили подразделы «Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта» - 65,62% и «Физическая культура и спорт» - 17,8%.

По разделу «Социальная политика» расходы исполнены в объеме 10 млрд. 213 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов раздела составил подраздел «Социальное обеспечение населения» - 73,9%.

По подразделу «Пенсионное обеспечение» отражены средства, направляемые на денежные доплаты к пенсиям государственных служащих Республики Татарстан, в сумме 197 млн. рублей.

По подразделу «Социальное обслуживание населения» расходы исполнены в объеме 912 млн. рублей.

По подразделу «Социальное обеспечение населения» расходы исполнены в объеме 7 млрд. 546 млн. рублей.

По подразделу «Охрана семьи и детства» расходы бюджета Республики Татарстан исполнены в сумме 747 млн. рублей.

По подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» расходы исполнены в объеме 809 млн. рублей.

По разделу «Межбюджетные трансферты» расходы исполнены в объеме 34 млрд. 583 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов раздела составили подразделы «Субсидии бюджетам муниципальных образований» - 56,3% и «Субвенции бюджетам муниципальных образований» - 25,1%.

По подразделу «Дотации бюджетам муниципальных образований» расходы исполнены в объеме 1 558 655,7 тыс. рублей.

По подразделу «Субсидии бюджетам муниципальных образований» расходы исполнены в объеме 19 млрд. 488 млн. рублей.

По подразделу «Субвенции бюджетам муниципальных образований» расходы исполнены в объеме 8 млрд. 665 млн. рублей или 99,8% от бюджетных назначений.

По подразделу «Иные межбюджетные трансферты» расходы исполнены в объеме 790 млн. рублей.

В целом по разделу «Межбюджетные трансферты» не исполнены утвержденные Законом о бюджете на 2008 год расходы на общую сумму 134 млн. рублей.

Кассовые расходы бюджета республики за 9 месяцев 2009 года составили 86 млрд. 551 млн. рублей или 80,8% от годового показателя.

В структуре произведенных расходов бюджета Республики Татарстан наибольший удельный вес составили расходы по разделам «Межбюджетные трансферты» - 34,4%, «Национальная экономика» - 24,59%, наименьший - «Образование» - 0,73% и «Национальная оборона» - 0,01%.

По разделу «Национальная экономика» расходы исполнены в сумме 25 млрд. 924 млн. рублей или в 2 раза выше годовых назначений, в том числе по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы составили 12 млрд. 496 млн. рублей, что в 2,9 раза выше годового показателя, из них расходы на предоставление субсидий в рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы» - 11 млрд. 402 млн. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 7 млрд. 646 млн. рублей).

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» подразделу «Коммунальное хозяйство» расходы составили 547 млн. рублей, превысив годовой показатель в 3,7 раза. В основном перевыполнение связано с освоением целевых средств, поступивших из федерального бюджета на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники - 227 млн. рублей, а также на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» - 111 млн. рублей.

По разделу «Социальная политика» подразделу «Охрана семьи и детства» расходы составили 813 млн. рублей или 128,9% от годового показателя, что в основном связано с освоением средств по целевой статье «Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» - 216 млн. рублей. Указанные расходы в законе о бюджете на 2009 год не предусмотрены и производились за счет целевых средств, поступивших из федерального бюджета.

По разделу «Общегосударственные вопросы» расходы исполнены в объеме 1, 96 млрд. рублей или 16,5% от годового показателя.

Низкий уровень исполнения расходов по данному разделу объясняется отсутствием в отчетном периоде потребности в средствах на обслуживание государственного долга республики, а также механизмом отражения расходов, произведенных за счет средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан (плановый показатель отражается в указанном разделе, а фактические расходы - в расходах бюджетополучателей в других разделах согласно целям получения).

Анализ исполнения расходов бюджета Республики Татарстан за 2009 год показал, что исполнение расходов осуществляется неравномерно.

Существенный рост расходов в основном связан с освоением средств, предусмотренных на строительство объектов Универсиады и Программы дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2009-2011 годы.

По сравнению с аналогичным периодом 2008 года расходы бюджета республики 2009 года увеличились на 5 млрд. 990 млн. рублей или на 7,8%.

По сравнению с уровнем 2008 года расходы увеличились:

по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» - на 65,9% или на 3 млрд. 714 млн. рублей в основном ввиду освоения федеральных средств, направленных на строительство и реконструкцию объектов Универсиады 2013 года в Казани;

по разделу «Социальная политика» - на 48,6% или на 3 млрд. 440 млн. рублей за счет роста расходов на обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения;

по разделу «Национальная экономика» - на 17,8% или на 3 млрд. 923 млн. рублей за счет роста расходов на реализацию Программы дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2009-2011 годы, а также программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы»;

по разделу «Межбюджетные трансферты» - на 2,4% или на 627 млн. рублей в основном за счет роста объемов трансфертов, передаваемых Фонду обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (в 2008 году расходы на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения производились по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт»).

Наибольшее снижение расходов наблюдается по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 82,8% или на 3 млрд. 767 млн. рублей в связи с учетом средств на реализацию программы «Государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» в текущем году на специальном внебюджетном счете.

составили 31 млн. рублей или 24,9% от утвержденных назначений.

Расходная часть консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2010 году составит - 100,2 млрд. руб.

В структуре произведенных расходов бюджета Республики Татарстан наибольший удельный вес составили расходы по разделам «Межбюджетные трансферты» - 23,73%, «Национальная экономика» - 32%, наименьший - «Охрана окружающей среды» - 1,16 % и «Национальная оборона» - 0,98%.


.3 Пути совершенствования системы прогнозирования и планирования региональных бюджетов


Таблица 3

Сбалансированность бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы

Наименование показателеймлрд. руб.млрд. руб.млрд. руб.200820092010Доходы114,78103,2488,24Расходы119,04486,551100,2Профицит (+) / Дефицит (-)- 4,26416,689- 11,96Источник: Пресс-служба Кабинета Министров Республики Татарстан


Как видно из таблицы 3 (приложение 5), консолидированный бюджет Татарстана в 2008 году исполнен с дефицитом 4,26 миллиард рублей.

В бюджет республики в 2008 году мобилизовано 114,8 миллиарда рублей, в том числе собственные доходы - 89,8 миллиарда рублей, федеральные средства - 24,3 миллиарда рублей, отрицательные трансферты из местных бюджетов - 667 миллионов рублей. В местные бюджеты налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 25,2 миллиарда рублей.

В четвертом квартале 2008 года общемировые кризисные тенденции стали оказывать существенное влияние на темпы роста экономики республики. Из-за снижения объемов производства большинства предприятий снизилось поступление налогов.

Расходная часть консолидированного бюджета республики в 2008 году составила 146,1 миллиарда рублей. По бюджету республики кассовые расходы составили 119,4 миллиарда рублей. Практически все основные мероприятия, предусмотренные в республиканском бюджете на 2008 год, профинансированы в полном объеме, в том числе межбюджетные трансферты местным бюджетам выделены в сумме 30,5 миллиарда рублей. Расходная часть местных бюджетов освоена в объеме 57,9 миллиарда рублей. Зарплата работникам бюджетных учреждений и персонифицированные адаптационные выплаты практически во всех муниципальных образованиях республики выплачены бюджетникам по декабрь включительно.

Бюджет республики на 2009 год по доходам и расходам был принят сбалансированным в объеме 86,551 миллиард рублей. В процессе формирования межбюджетных отношений местные бюджеты были спрогнозированы также бездефицитными. Однако, с учетом дотаций, субсидий и субвенций из бюджета республики органы местного самоуправления утвердили 998 местных бюджетов в общей сумме 49,5 миллиарда рублей по доходам и 50,4 миллиарда рублей по расходам с дефицитом в сумме 953 миллиона рубле.

Доходная часть консолидированного бюджета РТ в 2010 году составит 88,3 млрд. руб., расходная часть - 100,2 млрд. руб. Дефицит бюджета прогнозируется в объеме 11,9 млрд. руб. Покрыть дефицит предполагается за счет привлечения долгосрочных бюджетных кредитов.

Законом о бюджете на 2008 год резервный фонд Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден в объеме 1 млрд. 577 млн. рублей и отражен по разделу «Общегосударственные вопросы».

В отчетном году согласно Отчету об использовании ассигнований резервного фонда за счет средств резервного фонда произведены расходы в сумме 1 514 966,5 тыс. рублей.

В 2008 году средства резервного фонда направлялись на следующие цели:

повышение тарифных ставок, премирование, персонифицированные адаптационные выплаты работникам учреждений, финансируемых из бюджета Республики Татарстан;

профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих Республики Татарстан;

погашение кредиторской задолженности бюджетополучателей;

реализацию мероприятий программы «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи в 2008 году», Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2006-2008 годы;

разработку Республиканской целевой программы «Организация цифрового телевещания в Республике Татарстан на 2009-2015 годы», оплату работ по реализации проекта «Разработка Программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан»;

проведение международной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии Глобального информационного сообщества»;

реализацию государственного плана подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации в Республике Татарстан в 2008/2009 учебном году;

проведение сборов с руководителями подразделений по защите информации аппаратов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и другие расходы.

Законом о бюджете на 2009 год резервный фонд Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден в объеме 1 млрд. 684 млн. рублей.

Согласно Отчету о произведенных расходах за счет средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан за 9 месяцев 2009 года расходы составили 1 млрд. 111 млн. рублей или 66% от утвержденного показателя.

Средства резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан в текущем периоде направлялись на объекты капитального строительства, приобретение противовирусных препаратов, модернизацию электронной торговой площадки, закупку автотранспортных средств, коммунальной техники и пожарных автомашин, погашение кредиторской задолженности, оплату комплектов призывника, организацию международных и российских мероприятий, оплату расходов, связанных с участием представителей Республики Татарстан в различных международных и российских конференциях, семинарах.

Я сделала выводы, что в данной работе рассматривается структура статей доходов и расходов республиканского бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы, их классификация, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджета в течение нескольких лет.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета республика имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально повлиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно - технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Целью моего исследования является анализ путей эффективного и рационального использования бюджетных средств и оптимизации его расходов.


Выводы и предложения


Основное место в структуре доходов Республики Татарстан занимают налоговые поступления.

Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис привел во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Это коснулось и бюджета Республики Татарстан.

В данной работе был рассмотрен процесс исполнения бюджета субъекта РФ. Была изучена доходную и расходную часть республиканского бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы.

Необходимо создать комплексную систему финансового оздоровления предприятий, предусматривающую эффективное использование финансовых и имущественных ресурсов на предприятиях, находящихся в процедурах банкротства. Очень внимательно необходимо подойти к вопросам реструктуризации и рефинансирования ссудной задолженности ряда предприятий, имея в виду, что при правильном и взвешенном подходе применение этого механизма может оказаться определяющим фактором в процессе финансового оздоровления предприятия. Это означает, что будут сохранены рабочие места, а предприятия смогут платить налоги в бюджет.

Эффективность системы государственного управления может быть обеспечена скоординированной деятельностью всех органов власти, наличием стратегии развития, владением навыками и умением её реализовать. Должен быть продолжен переход органов исполнительной власти в основном на программно-целевые методы формирования бюджета.

Особого внимания требует программа капитальных вложений. Необходимо трансформировать эту программу в сводную программу развития общественной инфраструктуры, с включением в нее программ социальной ипотеки, развития дорог, сооружения природоохранных объектов и ряда других направлений. Одно без другого ни проектировать, ни строить нельзя.

Учитывая появление достаточно развитых институтов гражданского общества часть услуг, оказываемых государством (особенно вновь возникающие), необходимо делегировать на конкурсной основе различным организациям.

Республиканская электронная торговая площадка стала третьей по России, что, во-первых, говорит о высокой оценке ее деятельности со стороны федерального центра и, во-вторых, о высоком потенциале, который необходимо использовать для снижения затрат не только бюджетных, но и корпоративных.

Надо сделать всё возможное, чтобы спрос наших предприятий обеспечивался преимущественно местными товаропроизводителями. Важно обеспечить представление на этой площадке всей номенклатуры изделий, производимых налогоплательщиками Республики Татарстан. Надо детально анализировать и устранять причины, по которым продукция, аналогичная производимой в Татарстане, приобретается у внешних производителей.

Бюджет - это главный финансовый документ, в котором расписаны все денежные потоки страны, от его исполнения зависит уровень жизни людей. И поэтому на каждом этапе разработки, исполнения бюджет вызывает самые бурные обсуждения и у депутатов.

В данной работе рассматривались структура доходной и расходной части республиканского бюджета Республики Татарстан, подробно была изучена и проанализирована отчетность по исполнению бюджета. В работе были рассмотрены пути эффективного и рационального использования бюджетных средств и оптимизация его расходования.


Список использованной литературы


I. Нормативно-правовые материалы:

1. Бюджетный кодекс РФ/Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // по состоянию на 27.12.2009. - М: Юрайт-Издат, 2009. - 303 с.

. Бюджетный кодекс РТ/Закон РТ от 29 мая 2004 г. №34-ЗРТ //по состоянию на 10 ноября 2009 года [электронный ресурс] #"justify">. Конституция РТ/Закон РТ от 30 ноября 1992 г. №1665-XII // Республика Татарстан. - 1992. - 7 декабря 1992 г.

4. Закон РТ <#"justify">II. Специальная литература:

. Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 540 с.

. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - Изд. 5-е, доп. и перераб. - М.: ЮРАЙТ, 2006. - 621 с.

. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - 3-е изд. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006. - 366 с.

. Государственные муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит»/Л.М. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009. - 559с.

. Государственные и муниципальные финансы: Учеб.пособие: Гриф МО РФ для студ. вузов/Под ред. Г.Б.Поляка.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 319с.

12. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник: Гриф/И.Н. Мысляева.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009.- 360с. - (Высшее образование).

13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс/Под ред. Н.Ф.Самсонова.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 302 с. - (Высшее образование).

. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - Изд. 5-е, доп. и перераб. - М.: ЮРАЙТ, 2006. - 520 с.

15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента./Под ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 639с. - ("Золотой фонд российских учебников").

. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента./Под ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 639с. - ("Золотой фонд российских учебников").

. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник: Гриф/А.С. Нешитой.- 8-е изд., испр. и доп. - М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2009.- 320с. - Литература: с.317-319.

. Гайзатуллин, Р. Р. Татарстан: эффективность регионального развития на основе бюджетных инструментов/Р.Р. Гайзатуллин//Финансы: Ежемесячный теорет. и научно-практ. журнал.- М., 2008. №1.- С. 3-8.

. Финансы: Учебник: Гриф МО РФ для студ. вузов/Под ред А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 504с.: ил.

. Финансы: Учебник: Гриф МО РФ/Под ред.С.И. Лушина, В.А. Слепова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005.- 682с.