Тема: Содержание и соотношение понятий "потребность", "интерес", "ценность"

  • Вид работы: Диплом
  • Предмет: Социология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «Экономики и сервиса»




Курсовая работа

на тему

Содержание и соотношение понятий «потребность», «интерес», «ценность»



Автор курсовой работы

Рукавишников С.Г.

Группа ОТЗ 609а

Заочный факультет

Специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


Руководитель курсовой работы: Чехмарёва Г.В.







НОВОСИБИРСК 2008г.

Содержание


Введение

1.Глава. Потребность

1.1Общие понятия о потребности

1.2Социализация потребностей человека

2.Глава. Интересы

2.1.Понятие «интерес»

2.2.Диалектика объективного и субъективного в интересе

3.Глава. Ценность

.1Интересы, ценности и формы духовной жизни общества

3.2Способы интеграции ценностей

Заключение

Обзор литературы


Введение


Данная тема привлекла мое внимание и интересна тем что, в тему включены важнейшие стимулы человеческой деятельности - потребности, интересы и ценности. Что человеку нужно, в чем он заинтересован и что ему дорого в жизни - вот что скрывается в заглавии данной работы.

Потребности, интересы и ценности - близкие и вместе с тем не тождественные фундаментальные понятия. Они выработаны в истории общественной мысли для обозначения непосредственных причин социальных действий, в результате которых происходят изменения и преобразования в различных сферах жизни. Поэтому философский анализ данных категорий неотделим от исследования реальных жизненных ситуаций, социальной практики, от анализа актуальных проблем, стоящих ныне перед нашим обществом.

Объектом исследования является человек, а предметом исследования рассмотрение его потребностей, интересов и ценностей.

Целью исследования является:

·Изучение содержания понятий «потребность», «интерес», «ценность» и их соотношение

Задачами исследования являются:

·Дать определение понятиям - «потребность», «интерес», «ценность»

·Раскрыть проблемы «потребностей», «интересов» и «ценностей».

·Сопоставить данные понятия


Глава 1. Потребность


.1 Общие понятия о потребности

потребность интерес ценность

В современном обществознании термин «потребность» имеет несколько распространенных значений.

Потребность - в самом, общем понимании - существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в не которой совокупности внешних, условий его бытия, притязание внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности (шире - как причина всякой жизнедеятельности). Таково наиболее общее, философское, значение категории «потребность», оказывающее прямое или косвенное влияние на трактовку этого понятия в рамках социологии, политической экономии, общей и социальной психологии, демографии, комплекса дисциплин, изучающих политические - процессы, и других общественных наук. Этимология данного понятия такова, что оно распространяется на весь мир органической и социальной жизни, как бы указывая на естественную связь между этими двумя высшими формами движения материи. В известной мере именно этим обстоятельством объясняется и многогранность понятия потребности, и его достаточно общий характер.

Более развернутое значение этой категории связано прежде всего с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, а следовательно, о носителе потребностей. В качестве такового могут выступать любой биологический организм, человеческий индивид, естественно сложившееся сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальный слой или социальная группа в рамках данного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы и т.п.), наконец, человечество в целом. Специфика социологического анализа проблемы потребностей заключается в выяснении взаимоотношений между выделенными здесь социальными субъектами. В данном случае потребности предстают функционирующими на уровне общества, социальной группы и личности, причем каждый из этих уровней обладает определенным своеобразием, внутренней спецификой. В то же время они взаимопроникают друг друга, образуя бесконечный водоворот человеческих стремлений и желаний, сложное разнообразие факторов, обуславливающих их, пеструю картину результатов этих стремлений, проявляющихся в действиях и поступках людей.

Перекрещивание потребностей этих субъектов, совпадение между ними, их объединение и расхождение, сходство и конфронтация, преломление одного уровня развертывания потребностей в другом образуют сложную систему, принципы развития и функционирования которой могут быть поняты лишь на основе материалистического понимания истории.

Другая линия конкретизации категории «потребность» связана с уточнением той совокупности предметов наличного бытия, природных и социальных условий существования субъекта, которые выступают в качестве объекта потребности. Мера «материальности» или «духовности» потребности, степень ее обобщенности, ее «приземленность» или, наоборот, «возвышенность» определяются не только свойствами самого субъекта, вовлеченными в рассматриваемое отношение, но и свойствами самого предмета потребности.

Различные группы общественных, наук исследуют разные блоки в сложной картине потребностей. Одни части ее разработаны более подробно, другие - лишь обозначены пунктиром. Попытаемся воссоздать основные контуры этой картины, с тем чтобы, опираясь на них, сформулировать более или менее общее понятие потребности.

В своем наиболее общем значении понятие потребности выходит за рамки общественной науки. Потребность - неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятельности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия организма и миром, окружающей средой.

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного, отношения к условиям внешней среды. Сам характер этой избирательности задается состоянием организма. В этом избирательном отношении, в стремлении его к определенным предметам внешнего мира, к определенным условиям среды обнаруживается внутреннее противоречие организма, напряжение, которое должно быть снято действием самого организма. Именно в силу наличия той или иной потребности организм становится субъектом действия, деятельности.

Всякий сложный организм характеризуется не одной какой-либо потребностью, а системой потребностей, которая связана с взаимодействием его функциональных структур. Чем сложнее организм, тем большее значение приобретает взаимосвязь его частей. Потребности организма, динамичны, взаимозаменяемы, цикличны. Любая потребность возникает как состояние неудовлетворенности, беспокойства, нарастает все больше и больше до последних пределов, удовлетворяется и гаснет вплоть до нового напряжения, возникающего в результате растраты жизненных сил. Пределы колебаний потребности от ее возникновения до удовлетворения суть характеристики определенных жизненных циклов организма и вместе с тем объективные границы его бытия: обострившаяся до крайности и полностью неудовлетворенная потребность ведет к его разрушению и гибели. Сама жизнедеятельность сопровождается постоянной сменой фаз состояний потребностей, переходами этих фаз друг в друга. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения. У наиболее сложных организмов цикличность потребностей дополняется их эластичностью.


1.2 Социализация потребностей человека


Всемирная история - это прежде всего история развития потребностей человека и способов их удовлетворения, история создания материальных средств деятельности, предназначенных для реализации этих потребностей, а отнюдь не история чистой мысли, самосознания и т.п. Одна из коренных предпосылок исторического прогресса, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, состоит в том, что «сама удовлетворенная первая потребность, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом».

Животное не знает новых потребностей. Жизнь даже высокоорганизованных животных состоит в удовлетворении генетически заданного круга потребностей. Дифференциация особей животного стада по их физической силе, выносливости, быстроте реакции. Наблюдательности, способности к общению и т.д. не приводит к возникновению новых потребностей. Совсем иное дело - дифференциация способностей людей, членов человеческого сообщества. Здесь индивидуальные различия приводят к поиску и отбору новых средств деятельнсоти, которые превращаются, закрепляясь в индивидуальном и групповом опыте, в новую потребность данного сообщества человеческих индивидов, что оказывает существенное воздействие на повышение жизнеспособности всего общества.

В самом исходном пункте речь идет об удовлетворении биологических потребностей зарождающегося коллектива. Но удовлетворение этих потребностей физического существования с помощью созданных человеком средств удовлетворения, то есть небиологическим путем. В этом и состоит суть первого исторического акта. Возникает качественно новый тип эволюции, основанный на приумножении средств удовлетворения потребностей и на превращении этих средств в предметы новых, собственно человеческих потребностей. Следовательно, способность к расширению круга потребностей и к порождению новых - важнейший момент социализации потребностей, их очеловечивания.

В то же время этот процесс выделения человека из животного мира представляет собою и процесс качественного преобразования самих биологических потребностей человека, их наполнения социальным содержанием, обусловленный специфическими особенностями трудовой деятельности людей.


Глава 2. Интересы


.1 Понятие «интерес»


Потребности тесно связаны с интересами. Мы чаще рассматриваем их вместе, чем по отдельности, признавая тем самым глубокое родство, однопорядковость этих категорий Действенная сила потребности проявляется тем полнее, чем легче она выражена в интересах социальной общности. В свою очередь, роль последних возрастает по мере того, как усиливается их связь с насущными потребностями общественного развития. По сравнению с потребностями интересы выступают в качестве более непосредственной причины массовых действий. Ни одно социальное действие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа, революционный взрыв - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие.

Историческое значение того или иного действия тем более существенно, чем больше заинтересованность массы, вовлеченной в это действие. Такова важная закономерность социальных преобразований, открытая классиками марксизма-ленинизма '.

Интересы, как и потребности, представляют собою особый род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей. В этом одно из оснований классификации интересов. Другая сторона дела состоит в том, что интерес, как и потребность, направлен на определенный объект. В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, установившиеся обычаи и порядки.

Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен па те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе, будучи направлены либо на изменение, либо на закрепление существующих распределительных отношений.

В силу этого интересы оказываются в определенном смысле более значимыми, важными с точки зрения обеспечения действительных условий жизни. Они направлены в первую очередь на социальные средства существования. Когда достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей, то на первый план выступают интересы: для одних это «законные притязания» на сложившийся уровень потребления, для других - это стремление к качественному изменению условий жизни. В интересах, следовательно, заключен момент отрицания, неприятия тех условий, которые воспринимаются как недостойные, неадекватные.

Интересы непосредственно отражают сложившиеся в обществе отношения неравенства, в них постоянно присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Именно в этом основа той действенности, той реальной мощи, которая заключается в интересах. В них прямо отражается социальное положение индивидов, что и обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов действия и движущих сил общественного развития. Интересы представляют собою реальную силу, с которой необходимо считаться.

Чтобы ближе подойти к специфике действия интересов, возьмем наиболее важные значения этой категории как социологического понятия.

Интерес в социологическом плане - это свойство той или иной социальной общности - класса, нации, профессиональной или демографической группы и т. д.,- которое самым существенным образом воздействует на социально-политическое поведение данной общности, предопределяет ее важнейшие социально значимые акции.

В классовом обществе доминирующую роль в "Общественной жизни играют интересы классов по сравнению с ними профессиональные, национальные и иные интересы отступают на задний план, хотя это доминирование далеко не всегда носит очевидный характер. Общность интересов класса с точки зрения марксизма является настолько существенной его характеристикой, что она в ряде случаев используется в дефиниции самого понятия «класс». «Поскольку миллионы семей,- отмечает К. Маркс,- живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов,- они образуют класс». В. И. Ленин в полемике против П. Струве подчеркивал, что классы - это группы личностей, различающиеся между собою по роли, которую они играют в системе производственных отношений, по условиям их жизненной обстановки и тем интересам, которые определяются этой обстановкой.

Общность интересов класса проистекает, следовательно, из общности социально-экономического положения тех, кто входит в данную социальную группу. Последнее же, в свою очередь, обусловлено производственными отношениями как важнейшей стороной способа производства и уровнем развития потребностей. Именно в этом смысле и следует понимать тезис Ф. Энгельса о том, что «экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы».

Разумеется, это не означает тождества производственных отношений и интересов. Последние представляют собою их активную, действенную сторону. Именно интересы, и прежде всего интересы экономические, материальные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения. Здесь возникает сложный вопрос о степени осознания классом или иной социальной общностью своих интересов то есть вопрос о превращении «класса в себе» в «класс для себя». Что связь между производственными отношениями и интересами опосредствована потребностями. Интересы, будучи проявлением производственных отношений, направляют деятельность и сознание соответствующих групп населения за пределы собственно экономических отношений, Они раскрывают связь участников производственного процесса с различными социальными институтами как базисного, так и надстроечного порядка, которые так пли иначе воздействуют на распределение средств удовлетворения потребностей и на организацию всей общественной жизни.

Такой подход к интересу помогает уяснить значение этого понятия как категории социальной структуры общества, позволяющий рассматривать социальные процессы как результат не однонаправленного воздействия, а действия многих сил, заложенных в социальной структуре. Тем самым исторический процесс предстает как совокупность возможностей, многие из которых остаются нереализованными. Причем за каждую реализованную и нереализованную возможность несут ответственность определенные люди, партии, классы, нации.

Вторая линия связи интереса с общественной жизнью раскрывается в том, что он представляет собою основание идеологий. Выявление социальных оснований идеологии - важнейшее завоевание марксистско-ленинской науки. Любая идеология, в том числе и та, которая апеллирует к общечеловеческим или надклассовым целям и задачам, оказывается при ближайшем рассмотрении выражением определенных социальных и прежде всего классовых интересов. «Идеология выражает классовые интересы, и суть проблемы заключается в том, как понимать сами интересы».

Разумеется, идеология вырабатывается вполне конкретными людьми - теоретиками и политическими деятелями, авторами документов программного или тактического характера, определенных статей и книг. Она разрабатывается в полемике по самым различным поводам и сюжетам. Определения отдельных понятий, философские споры, дискуссии о нравственности, оценки тех пли иных произведений искусства, прямые суждения о политических событиях - все это вписывается в общую картину идейной жизни общества, казалось бы отстоящую достаточно далеко от практических жизненных интересов. Но в том-то и дело, что эта удаленность только кажущаяся. На примере анализа философских дискуссий, проходивших в Германии в 40-е годы прошлого века, К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что даже в дискуссии по поводу умозрительных предметов и в философских спекуляциях можно проследить борьбу различных идеологических концепций, которые, в свою очередь, связаны с реальными интересами, действующими в социально-экономической и политической сферах.

Каков же путь преобразования интересов в идей? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо представить себе, так сказать, «доидеологический» способ существования самих интересов. Прежде всего они существуют в виде стремлений людей, представителей того или иного класса, к удовлетворению их повседневных потребностей. Материальные, экономические интересы рабочих связаны с уровнем их заработной платы, с продолжительностью рабочего дня и мерой интенсивности труда, с ценами на продукты питания, с условиями жилья, с иными условиями труда и организации производства. Неудовлетворенность условиями жизни отдельных рабочих, отдельных предприятий, отдельных регионов той или иной капиталистической страны постепенно осознается как общая проблема. Дальнейший шаг в развитии классового сознания, в понимании классовых интересов состоит в том, что осознается связь между экономическими и политическими интересами класса. Чтобы сознание пролетариата стало революционным, в массовом, обыденном сознании должна быть уяснена роль политических институтов буржуазного общества и прежде всего его государственной машины, политического устройства, действительной роли политических партий.


2.2 Диалектика объективного и субъективного в интересе


С одной стороны, общепризнано, что интерес есть причина действия пли поступка, с другой - известно, что человек, социальная группа и даже класс могут действовать вопреки собственным интересам. В одних случаях деятельность субъекта, побуждаемая интересами, соответствует этим интересам, и цели этого субъекта получают осуществление, а в других - результат действия оказывается не совпадающим с исходными побуждениями. В этом случае интерес как исходный стимул действия как бы оборачивается против самого себя. Чаще всего при объяснении этого феномена выдвигается следующее соображение: интерес-де был не осознан, действие исходило из ложно понятых интересов, которые оставались неизменной объективной данностью, объективным отношением, которое может осознаваться и не осознаваться. Заметим, что в данном случае от объяснения социального действия через потребности и интересы совершается незаметный переход к объяснению действия через сознание. С этой точки зрения истинное или ложное сознание ведет к правильным или неправильным результатам действия.

В действительности, на наш взгляд, проблемы соответствия результатов действия интересам социального субъекта гораздо сложнее. При этом мало констатации того, что интересы развитых классов могут достигать на разных этапах классовой борьбы разных уровней зрелости и что в ходе реализации интересов они всегда наталкиваются на сопротивление иных социальных сил. Ведь сам интерес представляет собою внутренне противоречивое явление. Интерес - это не только объективное отношение, складывающееся независимо от сознания и воли действующего субъекта, это и не только стимул, взятый сам по себе. Интерес - это и то, и другое одновременно.

Антиномия объективного отношения и внутреннего стимулирования снимается в самой природе интереса, который представляет собою переход объективного в субъективное и обратно - субъективного (внутреннего) в объективное (внешнее действие). Интерес - это не просто положение социального субъекта, это и положение, выражающееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие.

Интерес, по Гегелю, есть содержание тех влечений, на удовлетворение которых направлена деятельность субъекта. Но деятельность есть главное определение субъекта, благодаря ей совершается переход субъективного в объективное. Интерес завершается, следовательно, определенным объективным делом и воплощается в нем. Интерес есть «момент субъективной единичности и ее деятельности» во всяком деле, получающем осуществление. «Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса».


Глава 3. Ценность


.1 Интересы, ценности и формы духовной жизни общества


Ценность, понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах ценность рассматривается как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает ценностью или является ценностью); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование.

Духовные стремления, идеалы, принципы, нормы нравственности относятся не столько к сфере действия интересов, сколько к области ценностей. Стимулы и причины человеческой деятельности получают здесь дальнейшее развитие: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, «превращаются» в ценности.

|Каждое из этих преобразований содержит в себе определенные качественные моменты. Как мы видели, при преобразовании потребностей в интересы на первый план выступили те характеристики побуждений деятельности, в которых проявляется отношение к социальным институтам. На новом этапе, то есть при «превращении» интересов в ценности, также меняется предмет отношения. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей - это прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Именно в силу этого ценности нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интересов. Они обладают относительной самостоятельностью.

В мире ценностей вновь происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Эта третья группа стимулов поведения может быть не менее активной побудительной силой действия, чем две первые. Ценностные стимулы затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них нет ни подвига, пи понимания общественных интересов, ни подлинного самоутверждения личности. Только личность, действующая во имя идеалов-ценностей, способна объединить вокруг себя других людей, способна стать выразителем определенных социальных интересов и общественных потребностей.

Касаясь этой сложной проблемы, Н. 3. Чавчавадзе пишет: «Говорят, что деятельность человека мотивирована его потребностями: не имея потребностей, человек не стал бы и действовать. Это, вероятно, правда. Но правда заключается и в том, что деятельность, целиком и полностью определяемая потребностью, никак не может быть свободной, созидающей новые ценности творческой деятельности. Пока человек находится во власти потребности, говорить о свободе нечего. Он должен в той или иной мере освободиться от этой власти, преодолеть свое подчинение потребностям, стать выше них. Свобода человека есть всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление».

Разные типы отношений между потребностями, интересами и ценностями порождают разные типы личности. Человек, в мотивации деятельности которого доминируют лишь самые необходимые нужды, не может быть свободен. Он действует под контролем внешних обстоятельств. Каждая его потребность, не превратившаяся в ценностное отношение, порождает лишь новые средства его зависимости.

Усложнение мотивации поведения, связанное с преобразованием потребностей в интересы,- важный шаг в развитии свободы. Борьба за реализацию социальных интересов формирует гражданственность, воспитывает политическое мышление.

Что касается ценностей духовной культуры, то они представляют собою те стимулы деятельности, которые находятся, по словам К. Маркса, «по ту сторону материального производства». Они связаны не столько со средствами и условиями человеческого бытия, сколько с идеей назначения человека, с теми движущими силами поведения, в которых творчество в различных его формах и проявлениях выступает в качестве самоцели.

Ясно, что, пока существует материальная нужда, эксплуатация, противопоставление материального и духовного производства, пока страх за настоящее и будущее остается стимулом поведения, ценности духовной жизни не могут стать всеобщим мотивом человеческой жизнедеятельности. Историческая миссия социализма связана с решением этой проблемы. Освобождение труда, обобществление средств производства, развитие демократии создают предпосылки для преодоления существенной разницы между физическим и умственным трудом, для сближения мотивов деятельности в сфере материального и духовного производства, а следовательно, и для того, чтобы ценности духовной культуры стали всеобщим мотивом поведения людей.

Развитие и усложнение системы побудительных мотивов человеческой деятельности порождает обратную связь между потребностями, интересами и ценностями. Духовные ценности и нравственные нормы воздействуют на социальные интересы. Они обусловливают цели социально-политического развития общества все в большей и большей мере. В этом проявляется возрастающая роль духовной жизни и общественного сознания. В свою очередь, интересы воздействуют на потребности, на развитие производства и социально-экономических отношений. На современном этапе именно эта сторона взаимодействия между потребностями, интересами и ценностями выступает на первый план, что сказывается в повышении роли социальных факторов в развитии общественного производства, в формировании человека с новым кругом потребностей и интересов.

Возвышение потребностей в условиях социализма представляет собою процесс, регулируемый интересами и ценностями. Вне этой связи трудно попять и проблемы становления так называемых разумных потребностей, то есть потребностей, сообразованных с ценностными идеалами и с общественными интересами.

Однако, прежде чем анализировать воздействие ценностей па интересы и потребности, остановимся па вопросе о том, что представляют собою сами ценности.

В советской философской и социологической литературе проблема ценностей анализируется с начала 60-х годов. Первой книгой, посвященной этому вопросу, была работа В. П, Тугарипова «О ценностях жизни и культуры» (Л., 1960). Он показал несостоятельность той точки зрения, будто само понятие ценности принадлежит идеалистической, неокантианской философской традиции. «Ценностный подход,- писал он в другой работе,- органически присущ марксизму-ленинизму, как живому учению, зовущему к революционному действию. Он представляет собой необходимый «мост» от теории к практике, посредствующее звено между ними…(Мы можем определить понятие ценностей в самом общем смысле так: ценности суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала. Из этого определения следует, что ценностью может быть не только то, что существует, но и то, что еще надо осуществить, за что надо бороться».

При дальнейшей разработке этой проблемы преимущественное внимание было сконцентрировано на духовных и нравственных ценностях как неотъемлемом компоненте духовной жизни общества. Но что такое сама духовная жизнь? Марксистская социология рассматривает ее в трех основных аспектах. Во-первых, она рассматривается как общественное сознание, как отражение общественного бытия. В этом определении утверждается материалистический подход к анализу духовной жизни общества и к духовным ценностям. Духовная жизнь общества не может быть понята ни в качестве абсолютно самодовлеющего начала, ни в виде проявления неких трансцендентных мистических сил. Концепция относительной самостоятельности отдельных форм духовной жизни, так же как и концепция обратного воздействия этих форм на порождающие их основания, вполне вписывается в данное определение, поскольку само понятие отражения трактуется в качестве весьма сложного процесса, обладающего массой самых разнообразных свойств: отражение материальных явлений и отношений в общественном сознании предполагает их преломление в сознании под определенным углом зрения, их трансформацию, их многократное взаимоотражение, взаимовлияние и т. д.

Второе определение духовной жизни выделяет в ней момент духовного производства. Здесь содержится указание на то, что идеи и ценности, распространенные в обществе и составляющие исходные компоненты его духовной жизни и общественного сознания, определенным образом производятся, создаются, распространяются и воспроизводятся. В подавляющем большинстве случаев этот процесс осуществляется спонтанно, стихийно, опираясь на традицию и на иные устоявшиеся механизмы духовной деятельности. Однако в современной общественной жизни все большее значение приобретает процесс целенаправленного производства идей, намеренного создания определенных умонастроений в соответствии с классовыми интересами.

Третье определение духовной жизни общества рассматривает ее в качестве культуры как функционирующей и развивающейся системы духовных или культурных ценностей. Здесь содержится прямое указание па преемственность культурных традиций, каждая из которых выражает определенный тип социально-классового отношения к действительности.

Во всех трех определениях духовной жизни содержится явное или неявное указание на связь явлений общественного сознания, духовных ценностей с интересами. Общественное сознание отражает общественное бытие сквозь призму потребностей и интересов, духовное производство осуществляется во имя интересов определенных социальных сил, культурные традиции так или иначе связаны с социальными интересами.


3.2 Способы интеграции ценностей


В утопических проектах будущего общества очерчены формы организации жизни, в которых основным интегрирующим началом выступает наука. Весьма привлекателен и такой вариант общественного устройства, где высшей ценностью объявляется искусство и красота. История знает немало способов организации общественных отношений, где высшей ценностью является политическая власть либо система религиозных догматов.

В реальной жизни существуют весьма важные механизмы интеграции всех этих и иных ценностей, противостоящие одностороннему стремлению к одной из них, какой бы значительной она ни оказалась. Один из этих «механизмов» - мировоззренческая сторона общественного сознания. Не случайно Гегель определял философию как квинтэссенцию духовной культуры данного общества. Именно в философском мышлении, если оно не изводится до тривиальностей, осуществляется переработка всех достижений науки, искусства, осмысления политических отношений.

В 1920 году в проекте резолюции «О пролетарской культуре» В. И. Ленин, подчеркивая роль мировоззренческой стороны марксизма, писал: «Весь опыт новейшей истории и в особенности более чем полувековая революционная борьба пролетариата всех стран мира со времени появления «Коммунистического Манифеста» доказали бесспорно, что только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата».

Для нас важно здесь то обстоятельство, что миросозерцание, философский уровень общественного сознания является выражением и интересов рабочего класса, и его культуры. Оно как бы интегрирует все иные духовные ценности, свойственные рабочему классу.

Если философское мышление осуществляет интеграцию форм духовной жизни как бы «сверху», опираясь на их теоретический, рациональный анализ, то нравственность как форма общественного сознания и самосознания решает тот же вопрос иначе - путем приобщения каждой личности к системе нравственных ценностей, сложившихся в данном обществе. В интеграции этих ценностей и состоит функция нравственности как способа регуляции общественных отношений. Хотя пропаганда нравственных норм и изучение истории этических учений и может стать профессией, но это но превращает специалиста в области этики в творца нравственных ценностей. Нравственные ценности развиваются в обществе спонтанно, нравственные нормы, так же как и материальные интересы, пронизывают собою все сферы общественных отношений, они проникают во все роды деятельности людей, предлагая выработанные, закрепленные в опыте образцы регулирования человеческих, отношений.

Нравственные представления, мотивы, побуждения действуют и в сфере научного творчества, и в области искусства, и в политике. Через эти побуждения, в том числе через представления ученого, художника, политика о соотношении добра и зла, общественных п личных интересов, о допустимости или недопустимости неправых средств ради достижения правых целей, о справедливости и несправедливости устройства данного общества, п через иные элементы собственно нравственного содержания осуществляется саморегуляция индивидуального поведения и регулирование совместных действий членов того пли иного сообщества людей. Через действие нравственных регуляторов специфические мотивы тех пли иных видов профессиональной деятельности получают общественно значимый смысл. Оказывается, что, кроме интересов, действующих в рамках данной профессии, данного вида деятельности, помимо личных и частных интересов, обеспечивающих ее временный успех, существуют более высокие, более общие интересы, в свете которых и содержание профессиональной деятельности, и ее результаты получают признание. Отсутствие нравственных регуляторов, ослабление их влечет за собою не только обособление интересов, их замыкание в узкопрофессиональных рамках, культивацию концепций знания ради знания, искусства ради искусства, власти ради власти, но и деградацию общественных отношений.

Нравственная регуляция является центральной категорией морали, так как она интегрирует психическое побуждение и долженствование. Но дело не только в этом. В нравственном сознании интегрируются высшие ценности - добро, истина, красота, любовь к свобод и справедливости,- выработанные в истории общества в качестве определенных способов осознания и осмысления интересов. Такой подход к соотношению ценностей позволяет понять нравственность не просто как одну из форм общественного сознания, а как специфическую его форму, интегрирующую результаты иных способов отражения действительности и связывающую их с миром реальных жизненных отношений, реальных потребностей и интересов. Не случайно нравственность и мораль не сопряжены с особой формой духовного производства и с особой сферой общественных отношений.

Это «срединная» форма общественного сознания, вбирающая в себя столкновение и борьбу реальных жизненных интересов (со стороны своего основания) и высшие ценности науки, искусства, политической деятельности (со стороны более высоких областей надстройки). Именно поэтому нравственные ценности и нормы отнюдь не однозначны: они могут выражать и реакционные и прогрессивные потребности и интересы. Апелляция к нравственности не может быть конечным основанием системы ценностей в данном обществе. Марксизм показал, что в буржуазном обществе действует одновременно по крайней мере три системы нравственности и ценностей, имеющие различную классовую природу.

В данном случае для нас важно не конкретное содержание нравственных норм, а способ существования самой нравственности как формы сознания и особого вида общественных отношений. Экономические интересы классов не просто «отражаются» в нравственности. Логика морали состоит в том, что интересы здесь «не просто выражаются, но так или иначе оцениваются, ограничиваются или утверждаются в зависимости от того, как они соотносятся с потребностями общества в целом или его прогресса, с «требованиями истории», т. е. с общечеловеческими интересами, какими они должны быть осознаны и признаны всеми актуально».

Любой человеческий интерес, выступающий на историческую арену, только через нравственное сознание и систему нравственных отношений получает оправдание, обоснование в качестве «истинного человеческого» интереса, вписывающегося в систему культурных ценностей, созданных человечеством.

Одна из наиболее существенных характеристик нравственности состоит в том, что она возвышает личность, пронизывает мотивацию ее деятельности такими ценностями, как долг, честь, совесть, справедливость, которые возвышают человека над миром повседневных обстоятельств, делают его сильнее и чище, пробуждают в нем особый строй чувств и умонастроений, не связанных непосредственно и прямо с пассивным отражением «окружающей среды». Эти чувства обращены к таким качествам человека, как гордость, чувство собственного достоинства, которые побуждают каждую личность задумываться о жизненном призвании, о смысле своего существования. И. Кант писал, что ничто так не возвышает человека, как нравственный закон в его собственном сердце. Ощущение причастности к человечеству, к своему классу, к свершениям своего народа и есть главный момент в нравственных представлениях человека.

Вторая особенность нравственности заключается в том, что нравственные побуждения, моральные нормы осуществляются всегда в сложной борьбе мотивов. И сознательно, и подсознательно человек как бы взвешивает все «за» и «против» при выборе того или иного поступка. Это «взвешивание» и есть работа нравственного сознания личности, оно включает в себя весь его предыдущий жизненный опыт, все то, что составляет именно эту личность. Разные люди в одной и той же ситуации ведут себя по-разному. И это различие объясняется не просто различиями среды и воспитания, оно определяется прежде всего нравственной позицией личности, уровнем ее социальной ответственности, мерой зрелости гражданских чувств человека, его сознательности.

Нравственная жизнь человека - это вовсе не усвоение им некоторой суммы прописных истин. Она протекает в борьбе мотивов, в постоянном напряжении духовных сил. Осуществление того пли иного выбора, поступка не только характеризует личность, оно оказывается важнейшим средством ее формирования. Тот, кто все делает по указке, по предписанию свыше, не проснулся к самостоятельной нравственной жизни. Позиция такого человека может быть правильна, но она несамостоятельна, а потому и ненадежна.

Третья особенность нравственного сознания состоит в том, что сами нравственные нормы, требования к человеку формируются на разных уровнях общности. Практическая мораль, подкрепляемая обычаем, отнюдь не всегда совпадает с нравственными предписаниями. Поэтому выбор, как правило, не выступает в виде альтернативы доброго и злого поступка. Он принимает гораздо более сложную форму, которая предполагает учет множества конкретных обстоятельств. Главная форма, в рамках которой раскрывается нравственно-проблемная ситуация, связана с установкой: поступить так, как «все поступают», или же поступить, как должно. В первом случае обеспечивается согласие с мнением большинства, и, как следствие этого, более или менее спокойная жизнь, во втором - возможен, а иногда и неизбежен конфликт с устоявшимся мнением, напряженность в отношениях, борьба, исход которой вовсе не предрешается однозначно.

Нравственный поступок и нравственное поведение предполагают готовность отстаивать нравственные принципы. Моральная зрелость человека обусловливает его готовность брать на себя ответственность за происходящее, не искать оправданий собственной пассивности, бездеятельности в объективных обстоятельствах и не дожидаться, что те вопросы, которые он может, а иногда и должен решать, будут решены другими лицами или что стечение обстоятельств само собою приведет к заранее обусловленному позитивному результату.

Первый признак кризисного состояния различных областей духовного производства, связанных с воспроизводством ценностей, заключается в противопоставлении этих сфер и соответствующих им ценностей и нравственных начал. Уход в область профессионально значимого, но нравственно нейтрального и есть проявление отчуждения в сфере духовного производства, разрушение целостной системы потребностей, интересов и ценностей. В этом случае продукты науки, искусства, политики становятся чуждыми реальным потребностям и интересам общества, они становятся либо самоцелью, либо предметом эксплуатации со стороны меркантильных, торгашеских интересов. В результате ценности человеческой культуры перерождаются в свою противоположность - научная истина превращается в сумму прагматических рекомендаций, подлинное искусство в бульварщину и порнографию.


Заключение


В приведенной работе были подробно раскрыты понятия «потребностей», «интересов» и «ценностей». Рассмотрены проблемы данных понятий как для индивида, так и для социальных групп.

Соотношение между потребностями, интересами и ценностями, прослеживаемое в различных сферах общественной жизни, отражает действительное движение социальных отношений. Марксизм определяет потребность (нужду) как практическое выражение необходимости. Превращение потребностей в интересы, интересов в подлинные ценности человеческого бытия представляет собою способ осознания необходимости, то есть способ осуществления свободы.

Человек не может быть свободен, если его жизнь ограничена только удовлетворением необходимых потребностей. Он не вполне свободен и тогда, когда преобразованы общественные отношения, в рамках которых развиваются его интересы. Подлинная свобода осуществляется тогда, когда ценности, созданные человеческой цивилизацией, становятся всеобщим достоянием не только в виде возможности приобщения к ним, но и в качестве мотивов человеческой деятельности, когда эти ценности действительно усвоены массой населения, всеми трудящимися. Первый шаг к этому, осуществляющийся в социалистическом обществе,- изменение отношения к труду. То, что труд как таковой, безотносительно к его конкретному содержанию, становится нравственной ценностыо, составляет важнейшее историческое завоевание. Сближение труда и культуры преобразует мир ценностей, освещает этот мир как бы новым светом, придает новый смысл искусству, научной деятельности, философским воззрениям человека на мир и на самого себя. В то же время процесс превращения труда в первую жизненную потребность не может быть понят вне развития и обогащения всей структуры мотивации, определяющей реальное отношение к труду. Свободный труд превращается в богатую и многогранную деятельность человека, включающую в себя все богатство мотивов и стимулов, порожденных культурой прошлого и настоящего.


Обзор литературы


1.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986

2.Михайлов Н.Н. О потребностях человека, их возвышении и формировании. - М.: Знание, 1981

.Морченко Т.А. Потребность как социальное явление. - М.: Высш. шк., 1990