Тема: Администрирование налогообложения прибыли организаций

  • Вид работы: Диплом
  • Предмет: Финансы, деньги, кредит













Курсовая работа

По дисциплине: « Налоговое администрирование»

Тема: «Администрирование налогообложения прибыли организаций» ОАО «Сельма»



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

.1 Понятие налогового администрирования

.2 Методика исчисления и уплаты налога на прибыль

.3 Методологические основы налогового контроля налога на прибыль организаций, как важной составляющей налогового администрирования

. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СЕЛЬМА»

.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Сельма»

.2 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки предприятия

.3 Планирование налога на прибыль организации как метода налогового администрирования

. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Зарубежный опыт налогового администрирования

.2 Проблемы администрирования налогообложения прибыли

.3 Направления совершенствования администрирования налогообложения прибыли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с осуществлением налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения и правовым регулированием соответствующей деятельности финансовых органов Российской Федерации по его осуществлению.

Развитие современного налогового законодательства и укрепление налоговых органов как самостоятельной системы органов контроля и управления в финансовой сфере обусловлено необходимостью скорейшего успешного завершения затянувшейся почти на десятилетие налоговой реформы, формирования эффективной организационной системы реализации государственной правовой политики в финансово-экономической сфере, обеспечения бесперебойного функционирования финансовой системы, приводными ремнями которой с точки зрения теории прямых и обратных связей <file:///C:\Documents%20and%20Settings\%D0%B4%20%D0%BE%20%D0%BC\%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB\%D0%9D%D0%90%D0%BB.%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5\%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D0%9C.%20%D0%A4.%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.htm> и выступают в совокупности органы управления финансами федерального уровня, а равно их подразделения в субъектах Федерации и на местах.

В современных условиях уточнения системы органов государственной власти и совершенствования их полномочий, помимо вопросов завершения кодификации налогового законодательства, именно проблемы обеспечения эффективности осуществления налоговыми и иными финансовыми органами государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а равно вопросы выработки стратегии развития российской налоговой системы и системы налогового администрирования выходят на первый план.

Поскольку сфера охватываемых тематикой настоящей работы проблем довольно обширна, акцент сделан на теоретическом исследовании отдельных вопросов, касающихся правовой сущности налогового администрирования в современных условиях, а также правовом анализе положений действующего законодательства, регулирующих использование мероприятий налогового администрирования, и практики их осуществления.

Теоретическое исследование проблематики, посвященной комплексному изучению вопросов именно налогового администрирования на настоящем этапе налоговой реформы с точки зрения проблем законодательного регулирования, в науке финансового права не проводилось. Вопросы, касающиеся правовых проблем, связанных с развитием налоговой системы, а равно отдельных проблем уточнения компетенции различных финансовых органов в сфере налогообложения рассматривались в контексте рассмотрения попутных практических проблем по исчисления или уплаты тех ли иных налогов и иных обязательных платежей.

В современный период ряд теоретических выводов по вопросам налогообложения получил свое отражение в работах таких ученых, как А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.И. Бутурлин, О.Н. Горбунова, С.А. Герасименко, А.Н. Головкин, Е.Ю. Грачева, В.М. Зарипов, М.Ф. Ивлиева, М.В. Карасева, В.А. Кашин, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, В.А. Кулеш, А.А. Никонов, С.Г. Пепеляев, Г.В. Петрова, В.И. Слом, Э.Д. Соколова, Д.М. Щекин, - а также ряда других ученых.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности финансовых органов Российской Федерации, связанной с осуществлением налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения.

Предметом диссертационного исследования выступает совокупность правовых норм финансового и административного законодательства, с помощью которых осуществляется нормативно-правовая регламентация деятельности финансовых органов Российской Федерации, связанной с осуществлением налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения.

Курсовая работа имеет своей целью определить признаки понятия «налоговое администрирование налога на прибыль» в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:

выявить сущность налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения и определить причины необходимости совершенствования правового регулирования данного явления, дать определение данному понятию;

провести теоретико-правовое исследование цели налогового администрирования налога на прибыль в условиях реформирования системы налогообложения;

проанализировать деятельность предприятия и провести анализ налогового администрирования налога на прибыль на данном предприятии;

выявить проблемы и перспективы совершенствования действующего налогового законодательства, и выработать конкретные рекомендации по устранению существующих недостатков.

Информационной базой курсовой работы являются учебные пособия по налогам и налогообложению, статьи в периодических изданиях по данной проблеме, Налоговый Кодекс РФ, налоговая и бухгалтерская отчетность ОАО «Сельма».


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


.1 Понятие налогового администрирования


Налоговое администрирование рассматривается можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, в качестве процессуальной деятельности, в основе которой находится налоговое производство, регламентированное налогово-правовыми нормами; во-вторых, в качестве системы управленческих отношений по взаимодействию между компетентными органами исполнительной власти, урегулированных административно-правовыми нормами.

Под налоговыми администрациями понимаются органы государственной власти, наделенные определенной компетенцией, выполняющие в сфере налогообложения поставленные перед государством задачи и функции, основной из которых является функция контроля посредством правовых норм, определяющих предмет их ведения и полномочия. Указанные органы, являющиеся субъектами налогового администрирования, осуществляют информационное взаимодействие, выражающееся в организационном порядке.

Анализ законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, а также законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения совместных проверок органами внутренних дел и налоговыми органами, позволяет сделать вывод о необходимости разработки Единого регламента взаимодействия налоговых администраций, предусматривающего обязательное ведение единой электронной базы, содержащей соответствующую информацию, в том числе о финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиках.

Подчеркивается взаимосвязь между качеством налогового администрирования и уровнем развития экономики в стране и выделяются особенности, присущие налоговому администрированию, а именно: определение данного термина через систему управленческих отношений; распространение деятельности налогового администрирования на сферу конкретных налоговых отношений; направленность налогового администрирования на формирование налоговых доходов бюджета и внебюджетных фондов; наличие двухстороннего характера субъектов налогового администрирования; участие в налоговом администрировании лиц, содействующих ему; взаимосвязь налогового администрирования с проводимыми в стране административными и налоговыми реформами; выступление налогового администрирования в качестве механизма реализации налоговой политики; доминирование контрольной функции в налоговом администрировании; воздействие на налоговое администрирование политических факторов; снижение затрат на осуществление налогового контроля; определение правовой базы налогового администрирования через взаимодействие административно-правовых и налогово-правовых норм.

Таким образом налоговое администрирование как форма реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере заключается в систематической, основанной на положениях законодательства Российской Федерации деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения.

Процессуальной формой налогового администрирования выступают: 1) мероприятия налогового контроля (налоговые проверки), налогового воздействия (приостановление операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и наложение ареста на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента), и привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах; 2) мероприятия налогового стимулирования (информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах на налоговые льготы и преференции, разъяснение порядка заполнения налоговых деклораций, принятие решений о изменении сроков исполнения налоговых обязанностей, возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов).

Осуществление эффективного налогового администрирования в процессе реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере преследует три группы целей: 1) политические (обеспечение социально-экономической стабильности и поступательного устойчивого развития общества и государства); 2) экономические (обеспечение бесперебойного финансирования процесса государственного и муниципального управления через систематическое обеспечение выполнения бюджетов всех уровней); 3) правовые (обеспечение публичного правопорядка в сфере налогообложения, обеспечение социальной справедливости (на основе принципа формального равенства) при перераспределении бремени несения публичных расходов).

Целями применения в процессе налогового администрирования регулирующих методов являются предупреждение и пресечение неправомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целями применения в процессе налогового администрирования стимулирующих методов являются обеспечение и стимулирование правомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, развитие налоговой культуры, правосознания в сфере налогообложения.

Основными методами налогового администрирования являются: регулирующие методы (выездные и камеральные налоговые проверки правомерности деятельности налогоплательщиков, финансовый мониторинг своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов, финансовый мониторинг полноты осуществления бухгалтерско-налоговой отчетности); стимулирующие методы (налоговые льготы, перевод на льготные налоговые режимы, изменение сроков исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов).


1.2 Методика исчисления и уплаты налога на прибыль


Налог на прибыль является одним из важнейших в налоговой системе Российской Федерации. Влияние же данного налога на экономику огромно. Рациональный налог на прибыль способен как пополнить бюджет, так и содействовать быстрому и качественному экономическому росту страны.

Согласно главе 25 Налогового кодекса, налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России.

Объектом налогообложения признается прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Для целей налогообложения прибыли на предприятиях организуется налоговый учет в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, которые во многом отличаются от требований положений по бухгалтерскому учету, методологически недостаточно обоснованы, что создает огромные трудности для налогоплательщиков[14].

К доходам для целей налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Ряд доходов не учитывается для определения налоговой базы (имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, полученное организациями в рамках целевого финансирования и т. д.).

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают:

) расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и/или реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

) расходы на освоение природных ресурсов;

) расходы на НИОКР;

) расходы на обязательное и добровольное страхование;

) прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Расходы, связанные с производством и/или реализацией, подразделяются на:

) материальные расходы;

) расходы на оплату труда;

) суммы начисленной амортизации;

) прочие расходы.

Налоговая база - это денежное выражение прибыли. Налоговая ставка устанавливается в размере 24%.

Налоговый период по налогу на прибыль - календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Порядок исчисления налога в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ следующий: налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога на прибыль и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению. В течение отчетного периода (месяца) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за предшествующий квартал.

Алгоритм исчисления налога на прибыль можно представить следующим образом:


Д-Р=П*Ст. Н;


Где Д - доходы организации;

Р - расходы;

Ст.Н-ставка налога на прибыль.

Налогоплательщик может перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предшествующего года.

Уплачивают только квартальные авансовые платежи: организации, у которых за предыдущие 4 квартала выручка от реализации не превышала 3 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации продукции, участники простых товариществ по полученным от участия в товариществе доходам, инвесторы соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и авансовых платежей подают налоговые декларации по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Налоговые декларации представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца, а если они исчисляются по фактически полученной прибыли, - не позднее 28-го числа, следующего за отчетным периодом. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта следующего года. При каждой выплате доходов иностранной организации производится удержание налога и его перечисление в бюджет в течение 3 дней после дня выплаты. По дивидендам и доходам по государственным ценным бумагам налоговый агент перечисляет налог в течение 10 дней со дня выплаты дохода.


1.3 Методологические основы налогового контроля налога на прибыль организаций, как важной составляющей налогового администрирования


В настоящее время теоретические аспекты налогового контроля недостаточно проработаны. Рассмотрим общие положения, на основании которых должен строится налоговый контроль, то есть его принципы. К их числу относятся юридические, экономические и специфические принципы налогового контроля, непосредственно связанные с сущностью налога на прибыль и методикой налогообложения прибыли в современных условиях (Табл.1).


Таблица 1 - Основные принципы налогового контроля по налогу на прибыль

Юридические принципыЭкономические принципыСпецифические принципыПринцип обеспечения законностиПринцип независимостиПринцип всеобщности Принцип юридического равенстваПринцип планомерности Принцип единства Принцип гласностиПринцип регулярности Принцип презумпции невиновности налогоплательщика Принцип ответственностиПринцип объективности и достоверностиПринцип соблюдения налоговой тайныПринцип защиты правПринцип документального оформления результатов налогового контроляПринцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроляПринцип взаимодействия

Юридические принципы налогообложения и функционирования налоговой системы в Российской Федерации заложены в ст. 3 НК РФ.

Экономические принципы построения налоговой системы России, базируются на постулатах классической политэкономии, сформулированных еще А.Смитом и дополненные практикой налогообложения последних лет, законодательно закрепленных в настоящее время в НК РФ.

Группа специфических принципов организации налогового контроля по налогу на прибыль определяется с одной стороны сущностью самого налога на прибыль, а с другой стороны особенностями информационной базы по формированию налогового учета.

Принцип всеобщности налогового контроля означает, что ни одна организация не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий налогового контроля.

Принцип единства налогового контроля предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России. Правовое регулирование налогового контроля осуществляется одним законодательным актом - НК РФ.

Принцип презумпции невиновности налогоплательщика - новелла российского налогового законодательства. Его содержание раскрывается следующим образом. Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Во-вторых, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы. В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу.

Принцип соблюдения налоговой тайны означает, что в ходе налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов.

Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

В настоящее время в практике работы отечественных налоговых органов предварительный налоговый контроль, особенностью которого является упреждающий характер, представляющий собой процесс анализа первичной информации о налогоплательщике, не получил еще должного распространения. В работе были разработаны общие принципы предпроверочного контроля.

Принцип целенаправленности основан на том, что предпроверочный контроль должен быть направлен на оперативное получение и использование при камеральных и выездных проверках максимума полезной информации.

Принцип системности предусматривает комплексный подход к решению проблемы.

Принцип объективности, обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.

Принцип соответствия предполагает максимальное соответствие результатов предпроверочного контроля с потребностями и механизмами принятия решений их пользователей, основой которого должно стать обнаружение незаявленного объекта налогообложения, выявленного: по данным бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика и информации из внешних источников; по результатам экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.

Принцип поэтапности создания и внедрения методологии предпроверочного автоматизированного контроля призван обеспечивать более эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.

Для выявления недобросовестных налогоплательщиков и формирования совокупности хозяйствующих субъектов по проведению налогового контроля по налогу на прибыль организаций выстроена система классификаций налоговых аналитических процедур по нескольким признакам и в разрезе элементов (Табл. 2).


Таблица 2 - Классификация налоговых контрольных процедур

Признак классификации налоговых контрольных процедурЭлементы класса налоговых контрольных процедурМетодические приемы 1. Общенаучные 2. Собственные эмпирические 3. Специфические приемы смежных экономических наукСтадии проведения 1. Предварительные контрольные процедуры на этапе камеральной проверки 2. Предварительные контрольные процедуры на этапе выездной проверкиТипы 1. Неавтоматизированные 2. Неполностью автоматизированные 3. Полностью автоматизированнеПолнота охвата объекта 1. Сплошные 2. Выборочные

Методические приемы, осуществляемые в ходе налоговых контрольных процедур, разделены на следующие приемы: общенаучные, собственно эмпирические и специфические приемы смежных экономических наук. Общенаучные методические приемы налоговых контрольных процедур представляют собой анализ достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности во всех существенных отношениях. Собственно эмпирические методические приемы налоговых контрольных процедур включают в себя формальную и арифметическую проверку, способ обратного счета, экспертизы различных видов, письменный и устный опросы и др. Специфические приемы смежных экономических наук содержат приемы экономического анализа и экономико-математические методы.

В зависимости от стадии, на которой проводятся налоговые контрольные процедуры выделены предварительные контрольные процедуры на этапе камеральной проверки и предварительные контрольные процедуры на этапе выездной проверки.

Большое значение имеет также классификация по типам налоговых контрольных процедур. Неавтоматизированные налоговые контрольные процедуры осуществляются непосредственно его субъектами без применения автоматических средств. Неполностью автоматизированные налоговые контрольные процедуры осуществляются его субъектами с применением автоматических средств регистрации. Полностью автоматизированные налоговые контрольные процедуры осуществляются целиком в автоматическом режиме под управлением субъектов контроля.

Полнота охвата объекта налоговых контрольных процедур включает сплошные и выборочные методы налоговых контрольных процедур. Сплошной метод очень трудоемкий, так как проводится сопоставление всех отчетных данных налогоплательщика с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности. Выборочный метод основан на принципе теории вероятностей, согласно которым можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части.

Использование этих классификаций в процессе предварительных налоговых аналитических процедур позволяет повысить качество налогового контроля.

Как отмечалось ранее, в процессе налоговой реформы, направленной на уменьшение налогового бремени налогоплательщиков, одной из основных задач является усиление контроля со стороны налоговых органов. В этих условиях, несомненно, усиливается роль и значимость камеральных проверок.

Камеральные проверки не могут ограничиваться обнаружением лишь арифметических и логических ошибок в налоговой отчетности для выявления возможного занижения налоговой базы. Следует анализировать в полном объеме всю информацию о налогоплательщике как внутреннюю, так и поступившую из внешних источников.

На практике все требования представителей налоговой службы, которые касаются регистров по налогу на прибыль, подчас организации игнорируют. Разрешение подобного рода проблем возможно путем внесения поправок в НК РФ. По нашему мнению, если бы обязанность вести налоговые регистры была законодательно установлена, то это не только предоставило бы возможность налоговым органам начислять штрафы, но и в значительной степени снизило трудоемкость проведения выездных проверок. Налоговые инспектора уже на этапе углубленной камеральной проверки могли бы запросить налоговый регистр и выявить допущенные при расчете налоговых показателей ошибки, определить основные направления дальнейшей проверки, выявить те первичные документы, достоверность которых требуется проверить в первую очередь. В налоговых регистрах должны отражаться результирующие налоговые показатели, которые переносятся в соответствующие строки налоговой декларации.

Важным нововведением, касающимся процедуры камеральных проверок, является обязанность налогового органа, в случае выявления по результатам проверки факта нарушения законодательства о налогах и сборах, составлять акт проверки. Эта процедура, безусловно, позволит не только преодолеть имеющуюся правовую неопределенность в вопросе оформления результатов камеральных проверок, но и обеспечить объективность принимаемых по итогам этих проверок решений.

В целях совершенствования процедур налоговых проверок предлагается упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов.

Таким образом, становится необходимостью разработка направлений применения налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль, которые позволят: проводить оптимальные предпроверочные контрольные процедуры; достичь высокого уровня эффективности проведения камеральной проверки; анализировать информацию о налогоплательщиках для рационального их отбора на выездную проверку; проводить качественно выездную проверку.

Рассмотрим особенности формирования бухгалтерской и налоговой отчетности в связи с введением в действие ПБУ 18/02, представляющее для налоговых органов дополнительные возможности для осуществления проверок и требующее учитывать все разницы, возникающие между бухгалтерской и налоговой прибылью.

С этой целью при проведении соответствия бухгалтерских и налоговых доходов уточнены различия, возникающие в отношении доходов, по несовпадениям: состава доходов, оценки доходов и момента признания доходов. При проведении соответствия бухгалтерских и налоговых расходов уточнены различия в отношении расходов, аналогично доходам, по несовпадениям: признаваемых расходов в бухгалтерском учете, но не учитываемых при расчете налога на прибыль, порядка признания активов и их оценки.

Анализ операций, приводящих к возникновению разниц между данными бухгалтерского и налогового учета, имеет положительные моменты для налогового контроля по налогу на прибыль.

При проверке следует анализировать не только информацию об отклонениях между бухгалтерской и налоговой прибылью, а также и об их причинах. Выявить, каким образом обусловлены колебания налоговых начислений по соответствующим периодам. Кроме того, сделать вывод о последующих расходах организации на уплату налога на прибыль в будущем.


2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СЕЛЬМА»


.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Сельма»


Открытое акционерное общество «Сельма» является одним из ведущих предприятий Железногорского района и Курской области по выращиванию племенного молодняка свиней. У потребителей продукции (ремонтный молодняк в живом весе) и клиентов, за последние годы сложилось хорошее мнение, как о предприятии, производящем высококачественную продукцию; надежном, перспективном, деловом партнере, предлагающем доступные цены (по сравнению с другими аналогичными предприятиями); Наше предприятие достаточно ответственно относится к выполнению договорных обязательств, а это один из наиболее существенных факторов, влияющих на установление долговременных и взаимовыгодных отношений, основанных на взаимопонимании и полном доверии.

Сфера деятельности предприятия - сельское хозяйство, основной вид деятельности общества - племенное свиноводство. В свиноводстве в настоящее время законченный цикл производства: искусственное осеменение животных, получение приплода, доращивание и откорм ремонтного молодняка. Выходное поголовье свиней на 01.01.2008 г. составило 3547 гол.

В перспективе в ОАО «Сельма» планируется создать площадку для откорма свиней, поступающих из Черемисиновского подразделения ОАО «Магнитный+». Данное предприятие в ближайшей перспективе планируется объединить с ОАО «Магнитный в единый баланс путем присоединения, прямой купли-продажи имущества.

На данном подразделении планируется единовременно содержать 7 000 гол. Готовая реализация составит 23 800 голов свиней в год.

В настоящее время в стадии реализации находится инвестиционный проект, который позволит рассчитывать на развитие позиций свинокомплекса, как крупнейшего производителя свинины в Курской области. Успешное развитие предприятия позволит создавать дополнительные рабочие места.

Также для ОАО «Сельма» дальнейшее перспективное развитие связано с повышением эффективности приоритетных направлений деятельности Общества (снижение издержек, повышение качества готовой продукции, работ и услуг) и совершенствованием системы управления предприятия.

Оценим производственный потенциал предприятия на основании таблицы 3.

Большая роль производственного потенциала в совершенствовании экономики предопределяет необходимость управления процессом его использования, что требует оценки эффективности загрузки потенциала.

Поскольку производственный потенциал предприятия представляет собой сложную систему, то уровень эффективности его использования характеризуется совокупностью показателей.

Среди них показатели загрузки элементов потенциала, которые составляют определенный прогнозный фон развития всего потенциала. Начнем с анализа показателей основных фондов предприятия.

В процессе анализа основных фондов изучаются их состав, структура, техническое состояние, динамика, обновление и степень использования. Анализ использования отдельных видов оборудования состоит в изучении качественного состояния имеющегося оборудования, показателей использования оборудования по времени и производительности, эффективности организации ремонта оборудования.


Таблица 3 - Производственный потенциал ОАО «Сельма» (Приложение А-Бухгалтерская отчетность предприятия за 2005-2007 гг.)

Показатель2005 тыс. руб.2006 тыс. руб.2007 тыс. руб.2007 к 2005 в %1. Внеоборотные активы44441436703880087,32.Оборотные активы463094868076198164,53.Собственный капитал83694850337879994,14.Собственные оборотные средства3925341363399991025.Средняя численность работников95989094,76.Среднегодовая стоимость ОС20735199511509472,8

Таким образом внеоборотные активы предприятия за 2005-2007 гг. уменьшился на 12,7%, оборотный капитал увеличился на 64,5 % и составил на конец 2007 года 76198 тыс. руб. Собственный капитал предприятия уменьшился за период 2005-2007 гг. на 5,9%.

Собственные оборотные средства у предприятия за анализируемый период увеличились на 2%. Среднегодовая стоимость ОС снизилась за счет выбытия объектов основных средств в результате физического износа и составила на конец 2007 года 15094 тыс. руб.

Всего среднесписочная численность работников в 2005 году составила 95 человек, в 2006 году 98 человек, а в 2007 90 человек.

Из них рабочих: в 2005 году 58 человек, в 2006 году 54 человек, в 2007 49 человека.

Рассмотрим объем работ ОАО «Сельма» за анализируемый период.

администрирование налог прибыль


Таблица 4 - Объем работ в натуральном и денежном выражении за 2005-2007 гг.

Наименование показателяЕд. изм.Факт 2005г.Факт 2006г.Факт 2007г.% 2006г. к 2005 % 2007г. к 2006 г.12345671.Выходное поголовье свиней гол53254490354784,3792.Получено валового привеса Тн589664675983109,693,53.Продано свиней в живом весеТн536365677242122,41104.Мясо и мясопродукция (в пересчете на живую массу)Тн31215913151825. Всего проданоТн567567267373118,51097.Выручка от реализации продукции всего Тыс.руб323973761339735116,11068.Себестоимость реализации товаров, услуг всего: Тыс.руб2368529144366941231269. Прибыль , всегоТыс.руб85328469304199,23510.Прибыль балансоваяТ.руб33231379-621141,4-45311. Чистая прибыльТ.руб33231339-621140,3-46311.Общая рентабельность предприятия %14,04,6-16,9-3613.Среднесписочная численность, всегоЧел.9598901039214.Фонд заработной платы , всегоТ.руб.587781128178138100,815.Среднемесячная заработная платаРуб.51556898757213410916.Производительность трудаРуб.34102138380634102111288,8


Из таблицы 4 видно, что выходное поголовье свиней за период 2006 - 2007 гг. уменьшилось на 21%. Валовый привес также снизился. Продано свиней в живом весе на 10 % больше чем в 2006 г. Выручка от реализации по основному виду деятельности увеличилась на 6 %.

Рассмотрим затраты предприятия за 2005-2007 гг.


Таблица 5-Затраты предприятия ОАО «Сельма» (тыс. руб.)

Показатель2005200620072007 к 2005 в %1. Материальные затраты 1715917855178441042. Затраты на оплату труда5877811281781393. Отчисления на социальные нужды126417201734137,24. Амортизация804833841104,6Итого251042852028597113,9

На основании таблицы 5 видно, что затраты на основное производство за период 2005-2007 гг. увеличились почти на 14 %. Среди затрат наибольший удельный вес занимают материальные затраты. Их величина за период 2005-2007 гг. увеличилась на 4%. К ним относят затраты на сырье, топливо, электроэнергию и другое. Затраты на оплату труда за период 2005-2007 гг. увеличилась на 39%.


2.2 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки предприятия


Структура уплачиваемых предприятием в 2007г. налогов приведена на рисунке 1.


Рисунок 1 - Структура налогов, уплачиваемых ОАО «Сельма» в 2007г.


Таблица 6 - Сумма уплаченных обществом налогов и иных платежей и сборов в бюджет за отчетный год, тыс. руб. (Приложение Б - Годовой отчет ОАО «Сельма за 2007 г.»)

№ п/пПоказательНачислено за годУплачено в бюджет и внебюджетные фонды за годЗадолженность по уплате123451НДС63663602Налог на доходы физ.лиц12027224803Налог на прибыль63634Налог на экологию423665Налог на пользование водными объектами302646Налог с вмененного дохода7ЕСН 201018841268Арендная плата за землю9Налог на имущество00010Транспортный налог24177ИТОГО:40073384623

На основании таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей занимает единый социальный налог, на втором месте находится налог на доходы физических лиц.

Таблица 7 - Показатели налоговой нагрузки для ОАО «Сельма»

Показатель2005 г.2006 г.2007 г.Средняя налоговая нагрузка в данном виде производства2007 г. к 2005 г. , +, -2007 г. к средней налоговой нагрузке в данной отраслиНалоговая нагрузка на выручку, %21,0323,6219,3520,00-1,680,65Налоговая нагрузка на поступления от покупателей, %16,9219,4715,19- -1,73- Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, %31,6536,3432,3855,000,7322,62Налоговая нагрузка на расчетную прибыль, %55,5556,3054,3870,00-1,1715,62Налоговая нагрузка на оплату труда, %45,3545,3345,5355,900,1810,37Удельный вес налоговых платежей в суммарных платежах, %17,9119,4215,70- -2,21-

На основании таблицы 7 и рисунка 2 можно сделать следующие выводы. Налоговая нагрузка на выручку предприятия за исследуемый период сократилась на 1,68%, налоговая нагрузка на добавленную стоимость увеличилась на 0,73%.

Рассмотрим порядок исчисления налога на прибыль организации за 2007 год. Налоговая декларация представлена в приложении В.

В 2007 году налоговая база по налогу на прибыль составила 262 500 руб. Сумма налога исчисляется как определенный процент от налоговой базы. Таким образом предприятие уплатило за 2007 год следующую сумму налога:

в федеральный бюджет 262 500 * 17,5%=45937,5 руб.

в региональный бюджет 262 500* 6,5%=17062,5 руб.

Таким образом за 2007 год предприятие заплатило 63 000 руб.

Формирование финансового результатов по основным видам деятельности осуществляется на счете 90 «Продажи».

Для обобщения информации о проданной готовой продукции, оказанных услугах к счету 90 «Продажи» ОАО «Сельма» открыты субсчета. Записи на эти субсчета производится накопительно в течение года, однако ежемесячно составляется сопоставляется дебетовый оборот по субсчетам затрат (02, 03, 07) с кредитовым оборотом по субсчету 01 - определяя финансовый результат от продаж, который ежемесячно списывается на субсчет 09. На основе оборотов по данным субсчетам заполняется Отчет о прибылях и убытках в части формирования доходов и расходов по обычным видам деятельности.

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров или оказанных услуг, сформированные обороты отражаются в синтетическом учете, который ведется в Главной книге.

Учет расчетов по налогу на прибыль осуществляют на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Формирование налогооблагаемых показателей на ОАО «Сельма» осуществляется в регистрах бухгалтерского учета, в соответствии с действующем законодательством.

Правильное формирование налогооблагаемых показателей служит базой для исчисления сумм налогов подлежащих уплате в бюджет.

За 2007 год предприятие своевременно перечислило в бюджет суммы налогов, подлежащие уплате.


2.3 Планирование налога на прибыль организации как метода налогового администрирования


Планирование отдельных налогов осуществляется по различным элементам налогов: объекту налогообложения, налоговой базе, налоговому периоду, налоговой ставке, порядку исчисления и сроку уплаты конкретного налога.

Оптимизация налога на прибыль является важнейшим моментом принятия предпринимательских решений, так как данный налог оказывает непосредственное воздействие на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта исходя из принятой им экономической стратегии.

Объектом обложения по данному налогу является прибыль, равная полученному доходу и уменьшенная на величину произведенных расходов (обоснованные и документально подтвержденные затраты).

Отсюда очевидны общие подходы к минимизации данного налога:

формальное увеличение величины расходов организации;

выведение части поступлений (доходов) из налогооблагаемой базы;

снижение в рамках действующего законодательства ставки налога.

С этих позиций общая схема налогового планирования предусматривает:

максимально возможное увеличение себестоимости;

уменьшение налогооблагаемой базы;

уменьшение ставок налога на прибыль.

Лизинговая схема

Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателя.

Лизинг как источник финансирования капитальных вложений позволяет минимизировать собственные затраты налогоплательщиков по сравнению с другими источниками.

Достигается это, в частности, за счет увеличения расходов лизингополучателя, учитываемых в соответствии с действующим налоговым законодательством при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, лизинговая компания может выступать в качестве посредника при покупке оборудования.

С учетом срока договора лизинга - в три раза короче, чем срок полезного использования объекта - лизингодатель вправе начислять амортизацию по предмету лизинга с коэффициентом 3 (ст. 259 НК), практически сводя к нулю свою прибыль.

Сумма уплачиваемых лизинговых платежей относится организацией в уменьшение налогооблагаемой прибыли (ст. 264 НК), причем в три раза быстрее, чем при покупке оборудования непосредственно у поставщика.

На практике эта схема требует тщательной проработки, поскольку возникают некоторые дополнительные расходы на ее реализацию.

Планирование налога на прибыль осуществляется при международном налоговом планировании, при разработке учетной политики организации, при заключении различных договоров.

Основные направления оптимизации налога на прибыль:

) обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и внереализационного дохода;

) обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов;

) включение в текст договоров формулировок по расходам в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ;

) обоснование отнесения расходов к косвенным в целях их учета для целей налогообложения прибыли в текущем периоде в полном объеме;

) осуществление контроля над размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ: представительские, командировочные, страхование работников и имущества и ряд других.

) подписание договоров с покупателями, предусматривая во всех возможных случаях переход права собственности по мере оплаты, учитывая положения ст. 39 Налогового кодекса РФ и то обстоятельство, что контрагент по таким договорам не имеет возможности продавать такое имущество до момента его оплаты;

) обоснование в договорах наличия штрафных санкций исходя из положений ст. 317 Налогового кодекса РФ;

) обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам в соответствии со ст. 266 Налогового кодекса РФ;

) обоснование создания или нет резервов, учитываемых в соответствии с Налоговым кодексом при формировании прибыли для целей налогообложения: на ремонт, на обесценение ценных бумаг, на возможные потери по ссудам и другие;

) утверждение расходов на ремонт неамортизируемого имущества в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 253 главы 25 НК РФ;

) обоснование способа начисления амортизации по амортизируемому имуществу с-учетом рассмотренных выше вариантов по бухгалтерскому и налоговому учету;

) рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в том числе путем приобретения имущества путем финансового и оперативного лизинга;

) рассмотрение возможности оптимизации расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыл и в части включения в них различных премиальных выплат, связанных с производственной деятельностью (за производственные результаты, за финансовые показатели деятельности организации, выполнение функций в соответствующие сроки и др.) с учетом налоговых последствий для исчисления единого социального налога;

) рассмотрение возможности оформления безвозмездного получения имущества от акционеров (участников), чья доля в капитале общества превышает 50%;

) другие направления.

Занимаясь оптимизацией налога на прибыль, целесообразно исходить из общей стратегии фирмы, ориентированной на удовлетворение интересов собственников как путем максимизации чистой прибыли, так и другими путями, всесторонне оценивая влияние изменений суммы налога на прибыль и соответственно суммы чистой прибыли на величину показателей эффективности.


3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ


.1 Зарубежный опыт налогового администрирования


Рассмотрим ситуацию со ставками налога на прибыль и развитых странах. Эти ставки объединяют все общенациональные налоги на прибыль всех бюджетных уровней (за исключением специальных налогов в отдельных отраслях, например, в добыче нефти). Так, в США ставка представляет суммарную величину корпорационного налога на федеральном, штатном и местном уровнях (с учетом предварительного вычета штатных и местных налогов из валового дохода для определения федерального налога). В Германии - это суммарная величина федерального корпорационного налога, дополнительного налога (введен с 1 июля 1995 г.) и промыслового налога (с учетом предварительного вычета последнего из дохода для установления федерального налога). В результате, если ставка собственно корпорационного налога на 1 января 1996 г. составляла для нераспределенной прибыли 45%, для распределенной на дивиденды прибыли - 30%, то ставка промыслового налога варьировала по отдельным общинам от 12 до 20,5%. Таким образом, ставки в большинстве стран приближаются к тем количественным критериям, которые были выработаны в 70-е годы. Но для окончательного вывода необходимо учесть и понижательное влияние налоговых льгот и повышательное воздействие налогообложения прибыли по другим направлениям (прежде всего налоги на имущество компаний). Рассмотрим современные льготы по налогообложению прибыли, значение которых, несмотря на тенденцию к их ограничению, достаточно весомо. Льготы можно разделить по выполняемым ими функциональным задачам. Устойчивый характер носят налоговые льготы, направленные на стимулирование инвестиционной и научно-технической деятельности предпринимательства в национальном и региональном масштабах и по отдельным сферам деятельности (включая льготы по зарубежным инвестициям). Ряд льгот направлен на помощь компаниям для сохранения их экономической устойчивости (льготы но отчислениям в резервные и родственные фонды компаний и пр.). Используются также льготы социального характера (например, на отчисления в благотворительные фонды). Льготы различаются и по способам их реализации: уменьшение налогооблагаемой прибыли, ставок налога, вычет из самой величины налога, отсрочка или полное освобождение от выплаты налога.

Не включены налоги на прибыль, используемые в отдельных отраслях (например, в добыче нефти). Не включены также налоги, не нацеленные прямо на обложение прибыли, но тем не менее покрываемые за ее счет, прежде всего налоги на имущество компании. По Германии представлены две ставки: большая - на нераспределенную прибыль, меньшая - на прибыль, распределяемую на дивиденды.

Среди распространенных налоговых льгот- уменьшение ставок налога на прибыль для среднего и мелкого предпринимательства. Специфика указанной льготы в том, что она редко открыто объявляется налоговой льготой''. Обычно пониженные ставки налога на прибыль вводятся в виде самостоятельного направления налоговой политики, что отчасти служит обходным маневром против политики уменьшения налоговых льгот. В США, например, на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога (ныне 35%), для средних и мелких корпораций используются две более низкие ставки - 15 и 25%. В Англии выделяется специальная пониженная ставка корпорационного налога на мелкое предпринимательство в 25%. Пониженные ставки налога на прибыль для мелкого и отчасти среднего предпринимательства используются и во многих других развитых странах. Анализ льгот по налогообложению прибыли показывает наличие больших различий между странами.

В решении своих фискальных задач многие развитые страны ориентируются на такой косвенный налог, как акцизы, а ряд стран (США, Канада, Англия, Франция и некоторые другие) на налоги с физических лиц.


3.2 Проблемы администрирования налогообложения прибыли


Важной особенностью российского налога на прибыль было ограничение на включение в состав затрат многих типов расходов, как текущих, так и капитальных, в результате чего происходило обложение налогом части затрат предприятия. Последствия такого налогообложения заключались в искажении решений как об объеме выпуска, так и об объемах инвестирования. Разумеется, полное исключение из базы налогообложения всех экономических издержек технически неосуществимо. Но в России ограничения вводились даже в тех случаях, когда оценка затрат не являлась проблематичной, а возможности злоупотребления были ограниченными.

Нормы амортизации, с одной стороны, были весьма низкими (при равномерном начислении амортизации предполагались нереально длительные сроки службы основных средств) и не обеспечивали экономической амортизации основного капитала, позволяющей обеспечить его воспроизводство, а, с другой стороны, разрешалось начисление амортизации на все элементы капитала, не принимая во внимание их фактический возраст, что увеличивало размеры амортизационных отчислений. Такое положение искажало оценку затрат капитала. Если принять во внимание инфляционные процессы, снижавшие реальную величину амортизационных отчислений, а также отсутствие регулярной переоценки основных фондов, то очевидно, что налог на прибыль увеличивал предельные затраты предприятий на капитал.

В то же время для обеспечения нейтральности налога на прибыль необходимо, чтобы разрешенный метод амортизации обеспечивал действительное возмещение фактического экономического износа капитальных активов. Этому может способствовать, например, свободное начисление амортизации (разрешение немедленного списания активов) без вычета процента и финансирование инвестиций за счет выпуска облигаций. В других ситуациях при установлении налога на прибыль затраты на капитал могут как уменьшаться, так и увеличиваться.

Одновременно в России ограничивался вычет из базы налога на прибыль части затрат на заработную плату, командировочных расходов, расходов на рекламу, представительских расходов.

Рассмотренные проблемы налогообложения безусловно искажали принятие решений предприятиями. Регламентация исключения из налогооблагаемой базы ряда затрат на производство, устаревшие нормы амортизационных списаний влекли за собой увеличение эффективной ставки налога в сравнении с законодательно установленным уровнем. Однако установить, каков был результирующий эффект описанных особенностей налогообложения - происходило ли стимулирование замены труда капиталом или наоборот, по-видимому, не является возможным, т.к. реальные соотношения затрат обоих факторов, разрешенных к включению в себестоимость, постоянно изменялись, как вследствие неравномерной динамики относительных цен, так и в результате спорадических индексаций параметров налоговой системы.


3.3 Направления совершенствования администрирования налогообложения прибыли


С целью снижения издержек администрирования и уменьшения вносимых налоговой системой искажений нами предлагаются следующие меры:

налогообложение всех видов доходов по единой ставке;

интеграция налога на прибыль с подоходным налогом, чем обеспечивается однократное налогообложение прибыли предприятий;

меры по совершенствованию базы налогообложения, предусматривающие минимизацию искажающих эффектов, связанных с базой налога, но с учетом необходимости создания препятствий для уклонения от уплаты налога.

Администрирование налога должно происходить на уровне предприятий, потому что именно там осуществляется большая часть удержаний у источника. Администрирование потребует меньших усилий, т.к. налоговым органам придется контролировать меньшее количество налогоплательщиков, и доходы в бюджет будут собираться с помощью удержания налога у источника. Налогообложение компенсаций за труд, согласно предлагаемому нами порядку, должно главным образом осуществляться путем удержания налога у источника выплаты. Дивиденды будут облагаться интегрированным корпоративным налогом, а окончательный налог с процента должен удерживаться у источника. Сочетание налогов, удерживаемых у источника выплаты за услуги, не связанные с трудовой деятельностью, и налогов, удерживаемых у источника выплаты вознаграждений за труд, создаст единую систему налогообложения физических лиц. Сумма налога будет правильной, если будет действовать всего одна ставка в сочетании с большим числом освобождаемых от уплаты налога лиц и возможностью подачи деклараций для тех, кто имеет право на возмещение. Единая ставка должна применяться ко всем выплатам физическим лицам, которые будут включать также заработную плату и дивиденды. При этом ставка должна применяться не к начисленной заработной плате, а к расходам работодателя на оплату труда, включая подоходный налог и совокупные платежи в социальные фонды.

Налогообложение различных видов доходов по единой ставке уменьшит стимулы к легальному и нелегальному уходу от налогообложения, обеспечит нейтральность в отношении формы предпринимательской деятельности, упростит издержки соблюдения законодательства и контроля за его исполнением.

Важным моментом является контроль за правильностью исчисления налога на прибыль. При этом важным необходимо считать следующие шаги.

Первым шагом проведения предварительных аналитических процедур может стать запрашиваемая у проверяемого налогоплательщика следующая информация: учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета, регистры бухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопления информации о постоянных и временных разницах по доходам и расходам, налоговым обязательствам (активам) и аналитические регистры налогового учета, сформированные в соответствии с НК РФ.

Вторым шагом, полученная информация анализируется на предмет установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения, возникающая из-за разницы в оценке и признании доходов и расходов, активов, обязательств.

Третьим шагом может стать запрос проверяющим у налогоплательщика информации о наличии постоянных отрицательных разниц. Эти операции определяют уменьшение налогооблагаемой прибыли по сравнению с бухгалтерской прибылью.

Если в процессе контроля объекта проверяющими будут выявлены отклонения, превышающие допустимый уровень, то возникнет целесообразность подвергнуть аналитическим процедурам объекты, непосредственно связанные с «проблемными». Такой подход позволит установить причины отклонений и предотвратить их повторное появление. Кроме того, в каждой текущей процедуре контроля предполагается использование информации об отклонениях, выявленных предыдущими процедурами контроля этого же объекта.

Необходима методика предварительных аналитических процедур при проведении налогового контроля по налогу на прибыль, представленная в виде следующих блоков:

анализ соответствия отдельных расчетных показателей по формам бухгалтерской и налоговой отчетности с целью выявления источника этих различий и арифметических ошибок при их заполнении;

анализ значительного расхождения сумм бухгалтерской и налоговой прибыли, отдельных составляющих по показателям доходов и расходов от реализации и внереализационных доходов и расходов, указанных налогоплательщиком в составе показателей бухгалтерской и налоговой отчетности с целью принятия решения о необходимости детальной налоговой проверки выделенных операций и всех иных аналогичных операций;

выявление и конкретизация причин возникновения нарушений по налогу на прибыль.

Таким образом мы рассмотрели проблемы и пути совершенствования налогового администрирования налога на прибыль организации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенное исследование позволяет сделать следующие заключения.

Суть современного этапа социально-рыночной трансформации налоговой системы <#"center">СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Борзунова, О.А. Налоговое право. Особенная часть: учебник.- М.: 2006.

. Брызгалин, А.В. Практическая налоговая энциклопедия / А.В. Брызгалин. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 800с.

.Васильева, М.В. Практика применения части второй НК РФ: Налога на прибыль, НДС, ЕСН, НДФЛ // Экономико-правовой бюллетень. - 2005. - №6. - С.17-29.

.Вылкова, Е.С. Налоговое планирование: учебник для вузов / Е.С. Вылкова, М.В. Романовский - СПб.: Питер, 2004. - 293 с.

5.Вылкова, Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях / Е.С. Вылкова // Налоговый вестник. - 2003. - №1. - С.136-140.

. Дадашев, А.З. Налоговое планирование в организации / А.З. Дадашев, Л.С. Кирина. - М.: Книжный мир, 2004. - 168с.

. Дегтярев В.А. Принципы налогового планирования деятельности индивидуальных предпринимателей. - М.,2003. С.264.

.Евстигнеев, Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - СПб: Питер, 2004. - 256с.

.Журавлева Т.А. Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономике // Финансы и кредит. - 2004. - №1.-С.59-62.

10.Лапенкова, О.В. Налоговый учет в организациях: Постановка. Регистры / О.В. Лапенкова - М.: ФБК-ПРЕСС , 2003. - 344с.

11.Липатова И.В. Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы // Финансы. - 2003. - №7. - С.28.

12.Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие - М.: ЗАО «ТК Велби», 2003.- 264 с.

.Налоги и налогообложение.5-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской - СПб.: Питер, 2007.-589 с.

14.Рагозин, Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях. Учебное пособие для руководителя и бухгалтера / Б.А. Рагозин. - М.: Налоги и налоговое планирование, 2003. - 203с.

15.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - 8-е изд., испр. - М.: «Новое знание», 2007. - 504 с.

16.Тихонов, Д. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков / Д. Тихонов, Л. Липник. - М.: Альпина, 2004. - 250с.

.Фокин, В.М. Налоговое регулирование / В.М. Фокин.- М.: Статут, 2004. - 74с.

18.Франк, Ф.К. Актуальные проблемы использования принципов правоприменения в налоговом праве // Адвокат . - 2004. - №8. - С.12-17.

19. Ходов, Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики / Л.Г. Ходов. - М.: Теис, 2003. - 253с.

20.Экономика предприятия. 2-е изд. /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: «Юристъ», 2007.-546 с.

.http://www.tax.ru