Рассмотрение политической культуры США на переломе тысячелетий. Курсовая работа (т) 

Тема: Рассмотрение политической культуры США на переломе тысячелетий

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Политология

Содержание


Введение

.Развитие политической культуры США

.Политическая культура США середины - конца XIX в

. «Американизм» XXв.

.Послевоенный период и преддверие XXIв

Заключение

Список литературы



Введение


Актуальность темы. Общественно-политическая жизнь США традиционно пользуется большим вниманием отечественной науки. Это внимание не случайно. Превращение США в 19-20 столетии в крупнейшую мировую державу - одна из самых актуальных причин, вызывающих интерес к США в прошлом и в настоящее время.

Распад Советского Союза и начавшиеся либеральные реформы стимулировали интерес к экономической и политической практике либерализма.

Тема данной курсовой работы: Рассмотрение политической культуры США на переломе тысячелетий.

Цель: Исследование политической культуры США в выбранный период.

Общая цель конкретизируется рядом задач:

рассмотреть политическую культуру США, её становление и развитие;

- изучить политическую культуру этой страны в конце XIX в.

- рассмотреть «американизм» и политические изменения в XXв.

-проследить политическую культуру в послевоенный период и в преддверие XXI в.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 19в. вплоть до начала 21в. (в первой части затрагивается период колонизации)

Степень разработанности темы. История политической мысли и культуры США привлекает определенное внимание отечественных и американских исследователей. Первый и наиболее крупный блок образуют труды американских специалистов, посвященные истории американской политической традиции в целом. К этой группе можно отнести, в первую очередь, общие работы П.Аллита, А. Артура, Д.Гретты и Т.Ричеса, Р.Кирка, К. Росситера. Значительный интерес представляют собой также работы ряда известных американских политиков и политологов: З. Бзежинского, Г. Киссинджера, И. Кристола и С. Хантингтона, посвященные генезису неоконсервативной идеологии, внешней политике США и проблемам политической идентичности американской нации.

К другой группе относятся работы отечественных специалистов, посвященные политической истории США, эпохам Р.Никсона и Р.Рейгана в истории Республиканской партии. Среди общих работ необходимо отметить вышедшую еще в советский период четырехтомную «Историю США» под редакцией Г.Н.Севостьянова, Н.Н.Болховитинова, Г.В.Куропятника и др., а также работы В.В. Согрина, посвященные политической истории США. Можно отметить также ряд других публикаций В.В.Согрина, в которых рассматриваются разные аспекты политической жизни в США. Феномен «консервативной революции» конца 1970-начала 1980-х. гг., связанный с победой Р.Рейгана на президентских выборах 1980 года, рассмотрен в работах целого ряда отечественных исследователей. Это монографии К.С.Гаджиева, В.Н.Гарбузова, А.Ю. Мельвиля. В частности, стоит отметить посвященную феномену «рейгановской революции» монографию В.Н.Гарбузова, в которой использовано огромное количество аутентичных, американских источников, проливающих свет на рост влияния консервативных идей в американском обществе и этапы формирования рейгановской коалиции. Современная внешняя политика США, ее идейные предпосылки, в том числе связываемые с идеологией неоконсерватизма, были подробно рассмотрены в монографиях известного отечественного специалиста А.И.Уткина. В своих работах А.И.Уткин описывал как практическую реализацию идеологических установок американского политического истеблишмента, так и политико-правовые и философские основания этих установок. В ряде сочинений автор затрагивал общественно-политические взгляды П.Бьюкенена, чья позиция в вопросах внешней политики, по его мнению, представляет собой яркий пример правоконсервативной альтернативы воззрениям неоконсерваторов.

Структура работы: данная работа состоит из введения, четырех разделов, вывода и списка литературы.



1.Развитие политической культуры США

политическая культура национальный штат

Образование и развитие политической культуры оказали прямое воздействие на формирование национального менталитета и специфику внутрисоциальных отношений в современных Соединенных Штатах, продолжая оформлять отдельные черты внутренней и внешней политики. Внутренние культурные предпосылки определяют содержание ценностей, транслируемых вовне.

Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но в одном она была практически всегда одинаково последовательной - в подавлении культурного разнообразия. Как ни парадоксально это звучит, но известное своей мультикультурной спецификой современное американское общество прошло на пути своего исторического формирования ряд неоднозначных этапов, первым из которых стало уничтожение коренного населения и создание резерваций для выживших. Немаловажную роль в формировании политической культуры этой страны сыграл колониальный период, сопровождавшийся давлением метрополий. В результате географического положения и политики властей в американских колониях среднего побережья сложился неоднородный состав населения в религиозном и этническом отношении. При обсуждении теологических вопросов необходимо было вести себя сдержанно во избежание конфликтов.

Провинциальная эра и характерные для неё усиление роли ассамблей и подъём религиозного сознания; Гражданская война, Первая и Вторая Мировые Войны; Мировой экономический кризис.

К началу войны за независимость были заложены основы политической культуры США. События революционных лет привели к резкому росту политического самосознания населения, расширению политического участия, демократизации политических институтов. Итог - создание единого самостоятельного государства. Завоевавшая независимость республика была легитимизирована посредством харизмы. Роль некоего харизматического лидера сыграл Дж. Вашингтон, сумев обеспечить себе поддержку всех слоёв населения и став символом единства. Первый президент США был последовательным приверженцем конституционных принципов, на основе которых создавалась система государственных органов молодой республики. За время его пребывания у власти сложились политические партии, ставшие неотъемлемой частью политического механизма демократии. Большую роль сыграло успешное развитие экономики, утверждение идей многопартийности. На дальнейшее развитие ПК оказали влияние гражданская война, отмена рабства, демократическое движение конца 19-начала 20-го вв., «великая депрессия» и «новый курс» Ф. Рузвельта. С 30-х годов идёт переосмысление роли государства в жизни общества. В последующие десятилетия наблюдается рост значимости коммунитаризма.

Основными аспектами Политической культуры Штатов считаются народный суверенитет, индивидуальные права, политическое участие и индивидуализм.

Народный суверенитет. Американцы верят в то, что народ является источником правительственной власти. Каждый американский школьник знает слова А. Линкольна, что правительство его страны - это «правительство народа, из народа и для народа». Пройдя нелёгкий путь, народ США пришёл к пониманию того, что весь американский народ - единственный источник суверенитета. Его воля - превалирующая. Хорошо выверенный баланс между самостоятельностью и прочной интегрированностью является важнейшим фактором экономического процветания и политической стабильности.

Политическое участие. Политическое участие является очень важным для большинства американцев. Они считают федеральное правительство и правительство штатов «близкими к народу» в основном из-за своего активного участия в политической жизни. Президентская власть должна быть сильной, чтоб избежать возможного влияния демагогических лидеров.

Индивидуальные права.Почти все американцы свято верят в свои индивидуальные права. Законы США гарантируют гражданину беспрепятственное распоряжение собой и своим имуществом. Эксплуатация, бедность, преступность вызывают недовольство со стороны граждан, и они борются со всем этим. В то же время, разделяя мысль, что каждый волен жить так, насколько он свободен.

Право собственности в Америке даёт широкие права хозяевам по управлению своими предприятиями, что позволяет использовать недемократические методы управления. Нигде в мире люди не защищают частную собственность столь яро, как в США. И капитализм там, пожалуй, более прочен, чем в любой другой стране[13, С. 76].

Индивидуализм.Многие исследователи считают, что индивидуализм - базисная часть политической культуры США. Ценность отдельной личности, вера в её силы и возможности получили отражение в произведениях Г. Мельвилля, Г. Торо, У Уитмена. Они критиковали конформистов. Другие же считают, что современный гражданин должен быть просвещённым и образованным, а не строгим индивидуалом.

Политический плюрализм. Американское общество в условиях рыночной демократии по-настоящему плюралистично. Под плюрализмом понимается множественность механизмов разделения государственной власти. Общество воспринимается как совокупность групп, объединенных тем или иным интересом. Между группами осуществляется конкурентное взаимодействие по совместному решению политических проблем. Необходимо обеспечить равенство этих групп в доступе к ресурсам, информации, связи. Баланс интересов, к которому в конечном итоге приходят "заинтересованные группы", обеспечивает равновесие всей политической системы общества.

Роль государства в таких условиях сводится к тому, чтобы выступать в качестве незаинтересованного арбитра и фиксировать в своих решениях достигнутый баланс интересов. Эта политическая теория получила название "теории фракций".

Политические партии. Играют ключевую роль в политической жизни страны. Партии выполняют роль посредника между народом и властью, вовлекая активистов и претендентов в избирательный процесс и предлагая электорату различные программы.

Общенациональные политические партии представляют собой довольно свободные конфедерации местных партийных организаций, которые объединяются с целью поддержки своего кандидата на президентских выборах или для завоевания большинства мест в Конгрессе. Система федерализма способствует усилению партийных организаций в штатах (ценой ослабления общенациональной партии) ввиду распределения многих выборных должностей на уровне штатов и обеспечения поддержки на местах.

Важнейшей чертой партийной системы США является существование двух основных политических партий.

Современный облик Республиканской и Демократической партий оформился, во многом, в 1930-е гг. Их поддерживают разные слои американского общества. Республиканская партия считается более консервативной, в ней большим влиянием пользуются представители милитаристских кругов, ВПК, крупного капитала, руководства привилегированных университетов, религиозная элита преимущественно протестантских конфессий и т.д. Демократическую партию в значительной степени поддерживают представители национальных и религиозных меньшинств (например, афро-американцы и католики), демократически настроенные интеллектуалы (интеллигенция) и т.д.

На протяжении всей американской истории размежевание интересов никогда не было четким, за исключением периода Гражданской войны, и внутри обеих партий всегда проявлялись различные, подчас противоположные, интересы. Поэтому возникла необходимость идти на компромиссы при выработке политических платформ разных партий, что отражалось в их программах. Нередко итог голосования определялся отношением скорее к личности кандидата, чем к его политической программе.

Также у большинства американцев отсутствует интерес к «большой» политике. Активисты партий и политических движений принадлежат к «среднему» и «высшему среднему» классам. Они образованные, обеспеченные, со сравнительно высоким социальным статусом. В США преобладает психологическая установка на доверие к согражданам. Долгое время обращалось внимание на характеристики, которые свидетельствовали о высокой степени однородности ПК США[11].

Американцы гордятся политическими институтами, традициями своей страны, демократией. Убеждённость в избранности Америки стала неотъемлемым элементом того сплава идей, чувств, символов, который принято называть «американизмом».


2. Политическая культура США середины - конца XIX столетия


Сложные политические процессы, происходящие в американском обществе в 1828-1849 гг., вели к расширению и укреплению демократии, политических прав и свобод для белого мужского населения. Но ограничения, касающиеся женщин, свободных цветных, рабов-негров, свидетельствовали о теневых сторонах и недостатках «джексоновской демократии». Также не следует забывать об острых социальных и классовых проблемах, порождаемых экономическими кризисами, усилением капиталистической эксплуатации, хотя и носившей более смягченный характер, чем в Старом Свете. Развитие рабочего движения, возникновение рабочих партий, рост профсоюзов, борьба за общенациональную аграрную реформу, за 10-часовой рабочий день становятся характерными чертами данного периода. Не менее серьезными были проблемы иммигрантов и этно-конфессиональные конфликты, что также находило свое отражение в общественном мнении и активно использовалось различными политическими силами в стране.

В 1820-1830-х гг. в США происходит рост секционализма, обусловленный как экономическими, так и политическими причинами. Столкновение интересов Севера и Юга открыто проявило себя в нуллификационном кризисе 1828-1833 гг., поводом к которому стала неприятие южанами политики протекционизма, который отвечал экономическим интересам промышленников Севера. В общественном мнении Юга укоренялись представления о том, что северяне благоденствуют за его счет. Это питало сепаратистские тенденции. Южные плантаторы, представлявшие правящую элиту, серьезно опасались конкуренции за власть в Союзе со стороны торгово-промышленных кругов Севера. Нуллификационный кризис вызвал обострение противостояния двух секций и стал своеобразным прологом будущей Гражданской войны. Общественное мнение в северных штатах в этот период оказалось довольно сплоченным в стремлении защитить единство страны и поддержать президента Джексона. Север объединился, забыв на время даже о своих партийных разногласиях.

Еще одной важной проблемой в 1828-1849 гг. становится рост экспансионизма, стремление США к присоединению новых территорий.Большинство населения страны одобряло политику территориальных присоединений, несмотря на то, что существовало оппозиционное движение, главным образом в среде интеллектуалов Севера. Не подлежит сомнению, что поддержка общественным мнением действий президента Дж. Полка сыграла чрезвычайно важную роль в развитии экспансионизма и дальнейшем территориальном росте страны.

Нараставшее противостояние Севера и Юга усиливало изоляционистские тенденции и дивергентные процессы в рамках сложившейся американской цивилизации, вело к формированию двух социокультурных систем, к поиску их самоидентификации. В сложившейся оппозиции «плантаторский Юг» - «промышленный Север» основная борьба развернулась между либеральными и консервативными идеями, которые были не столько связаны с существующими партиями, сколько носили именно региональный характер.В 1850-е гг. усиливаются дискуссии и споры между Севером и Югом, но в целом общественное мнение двух секций стоит за сохранение единства страны, что вызывает необходимость поиска взаимоприемлемых компромиссов. Однако компромисс 1850 г., билль Канзас-Небраска 1854 г. и решение по делу Дреда Скотта не являлись политикой, способной удовлетворить Север, поскольку преимущества от этих мер получал Юг.

Анализ состояния мнений американцев, сложившихся вокруг происходящей в стране партийно-политической перегруппировки сил, показывает весьма пеструю и неоднозначную картину. Усиливается раскол по секциональному признаку. Между северными и южными штатами возрастают враждебность и противостояние по главному вопросу о дальнейшем существовании рабства. Основная часть политической элиты страны продолжает сохранять определенный консерватизм и оказывает предпочтение более опытной демократической партии, давно выверенной политике компромиссов, оказывая соответствующее воздействие на умы американцев. Новой республиканской партии приходится вести упорную борьбу за привлечение на свою сторону общественного мнения большинства американцев.

И все-таки самая кровопролитная и жестокая в американской истории война привела к восстановлению целостности государства, к решению назревших социально-экономических и политических проблем: отмене рабства и принятию гомстед-акта. Это обусловливалось в конечном итоге и тем, что общественное мнение большей части северян оказалось на стороне революции и прогресса.

Вопрос об иммиграции на территорию США приобретал остроту далеко не только в расово-этническом плане. Так, с середины 1840-х гг. началось обострение проблемы белой иммиграции: в течение десяти лет в страну прибыли 3 млн. переселенцев из Европы, что составляло 15% от всего американского населения. Новые иммигранты (в основном представители бедных слоев населения Ирландии и Германии) резко обострили конкуренцию на рынке труда. Кроме того, в отличие от прежней миграции (преимущественно протестантской и англосакской) новая волна была католической, в связи с чем возникал новый конфликт, в т.ч. религиозно-этнического характера - с 1852 г. набравшее силу антикатолическое и антииммигрантское движение создало имевшую миллионный электорат Американскую партию, которую в 1854-1856 гг. вытеснила Республиканская партия[12, С. 138].

Официальная политика дискриминации этнических меньшинств стимулировалась и усиливалась постоянными акциями, направленными на защиту прав т.н. "настоящих американцев". Появление известного ку-клукс-клана было спровоцировано стремлением белых южан сохранить расовый порядок, существовавший до гражданской войны, который был временно нарушен послевоенной политикой реконструкции. Позже клан начал направлять свои действия против еврейских иммигрантов и католиков.

Начало форсированного строительства железных дорог после Гражданской войны привело к возрастанию иммиграции из Китая, и поскольку вслед за китайскими рабочими на территорию Штатов устремились и китайские проститутки в 1875 г. был принят первый закон об ограничении иммиграции, запретивший впускать в страну преступников и проституток. В 1882 г. народные волнения в Калифорнии и других штатах привели к принятию Акта о выселении китайцев, временно приостановившего китайскую иммиграцию. На рубеже XIX-ХХ веков возникла проблема и с японской иммиграцией - в 1908 г. президент Теодор Рузвельт заключил с Японией "джентельменское соглашение", по которому Япония обязывалась остановить миграцию своих граждан в США[15, С. 100].

Вопрос этнической принадлежности стал краеугольным камнем построения социальных отношений и формирования американской культурной идентичности с началом массовой иммиграции из стран Южной и Восточной Европы в 1880 гг., в 1900 гг. эта волна "захлестнула" Америку, достигнув пика в 1914 г. В 1921 г. конгресс установил "потолок" в 150 000 иммигрантов ежегодно.

История США конца XIX столетия стала свидетельницей безумных действий самосуда и насилия над представителями расово-этнических меньшинств. В качестве примера достаточно привести упомянутые насильственные акции, направленные против китайской диаспоры в Калифорнии, не говоря уже о печально известных судах Линча. Все это бросало вызов мифу о нации, где все созданы равными.

Критический период американской истории рубежа XIX-XX вв., отмеченный расовыми и антииммигрантскими актами насилия, привел к возникновению идеи, которая с тех пор стала стержнем культурной политики США. Речь идет о т.н. концепции мультикультурализма или "плавильного котла" ("плавильного тигля"). Основа концепции плавильного тигля была выдвинута еще в 1780-х годах ЭкторомСент-Джоном де Кревекером, который утверждал, что "представители всех народов словно сплавляются в новою расу" [15, С. 204-205].

Плавильный котел явился наиболее неоднозначным символом американского общества, из всех, которые когда-либо существовали. С одной стороны, он указывает на основную особенность современной американской культуры: на ее внутреннее разнообразие и многоликость, что можно сказать и об американском обществе в целом. Но, в то же время, этот термин воплощает в себе направляющее течение в истории формирования мультикультурного социума США: отрыв от этнических корней и погружение в огромный унифицирующий мультинациональный плавильный котел.

Национальные выборы. Улисс Грант, популярный на Севере герой Гражданской войны, был избран президентом в 1868. Он отозвал федеральные войска и чиновников из южных штатов, тем самым оттолкнув от себя радикальных республиканцев. Многие профессиональные политики, на которых он опирался, погрязли в коррупции. В самой Республиканской партии возник раскол.

В период с 1872 по 1892 кандидатами на пост президента выдвигались многие известные политические деятели. Среди них Хорас Грили, Резерфорд Хейс, СэмюэлТилден, ДжеймсГарфилд, Честер Артур, Гровер Кливленд. Последний победил ещё раз на выборах в 1884 году.

Республиканский конвент 1896, которым беззастенчиво манипулировал Марк Ханна из Огайо, выдвинул кандидатом в президенты губернатора Огайо Уильяма Маккинли и принял платформу, включавшую введение высоких тарифов и «твердых денег». В партии демократов, собравшихся на свой конвент в июле, выявились серьезные разногласия. По проекту партийной платформы, включавшему идею «свободного серебра», разгорелась жаркая дискуссия, в ходе которой Уильям Дженнингс Брайан произнес блестящую речь в защиту неограниченной чеканки серебра. Проект платформы был принят, а Брайан стал партийным кандидатом в президенты. Популисты же опоздали. Многие пункты их платформы были перехвачены демократами (которые, правда, не ратовали ни за национализацию железных дорог, ни за субказначейский проект). Когда собрался популистский конвент, его делегатам пришлось поддержать Брайана.

Вновь началось процветание страны, и именно это обстоятельство, более чем что-либо иное, обеспечило Маккинли победу. Он собрал 7 млн. голосов избирателей и 271 выборщика, Брайан же - 6,5 млн. и 176. Популизм был подорван поражением Брайана и начавшимся экономическим подъемом: цены росли, кредиты стали более доступными, рынок сбыта сельскохозяйственной продукции расширился. Маккинли не только принял новый тариф в 1897 и отменил хождение серебра (закон о денежном обращении 1900), а также привел страну к победе над Испанией, и в результате США впервые в своей истории приобрели заморские владения.

3. «Американизм» XX века


Развитие американской культуры в XX столетии часто обсуждалось в свете анализа таких понятий как "американский характер", "американский дух", "американская мечта" и т.д. Многие институты, прямо или косвенно занимавшиеся реализацией культурной политики в США, стремились реализовать на практике и популяризировать, в ту пору среди иммигрантов, идею об американском образе жизни. Например, по их мнению, строящиеся многоэтажные жилые дома способствовали "американизации" иммигрантов. В сельской местности проводилась работа по культурному просвещению на американский манер деревенских жителей. Акцент делался на подготовке иммигрантов к успешной ассимиляции. Меценаты оказывали помощь в открытии музеев, библиотек, формировании музыкальных коллективов и других учреждений в сфере культуры, которые могли бы задать "правильный" вектор процессу "погружения" в доминирующую культуру, что являлось в то время (в конце XIX- начале XX века) основополагающей тенденцией. В результате, противоречие, возникшее между тенденцией к ассимиляции и тенденцией к сохранению культурного разнообразия привело к возникновению термина "культурная демократия".

Дж. Дракслер стал одним из пионеров в изучении этой проблемы. В своей монографии 1920 г. "Демократия и ассимиляция: смешение иммигрантского наследия в Америке" он выступает за то, что этнические сообщества и отдельные его члены сами в праве решать в какой степени должно сохраняться их культурное наследие[14]. Дракслер призывает к культурной демократии, считая ее неотъемлемым дополнением ценностей политической и экономической демократии. Двадцать лет спустя, другой американский ученый У. Дюбуа в своих трудах рассматривал культурную демократию как своего рода обязанность общества, которая необходима для ликвидации расизма в США.

Х.Колэн, профессор Новой Школы Социальных Исследований (Нью-Йорк), встревоженный увеличением расистских организаций в 1910-х гг. писал: "Культурное развитие основывается на культурном плюрализме. Культурный плюрализм возможен только в демократическом обществе, чьи институты поощряют индивидуализм в социальных группах, личностях, характерах, чьи установки освобождают личностей и посвящают в братство свободы и сотрудничества. Америка стоит перед альтернативой: "Культур Клукс Клан" или культурный плюрализм"[16, С.4]. Такие взгляды на американскую культуру в процессе ее формирования составили противовес позиции реакционно-расистских кругов в США.

Кажется вполне естественным, что первая серьезная попытка сформировать и осуществить комплексную культурную политику в Америке на государственном уровне произошла во время "великой депрессии", когда в обществе возникло опасение полного краха частного сектора в экономике. Программы 1930-х гг. явились едва ли ни единственным в американской истории ярким мероприятием государства в области культурной политики. Федеральные культурные программы "нового курса" представляли интересные модели децентрализованного развития сферы культуры, проектировавшиеся, чтобы отвечать американской мультикультурной среде. Они были направлены на охват как можно большей части населения и затрагивали наиболее актуальные в то время, противоречивые и болезненные вопросы.

Несмотря на активное участие государства в реализации внутренней и внешней культурной политики в этот период, продолжалось усиление взаимодействия правительства с частным сектором, на долю которого уже тогда приходилась организация многих культурно-образовательных программ и обменов.

Вторая мировая война явила собой разделительную черту между культурной деятельностью 1930-х и послевоенным временем. Только один элемент культурной политики тридцатых перекочевал в новую эпоху. Это т.н. "охота на ведьм". Итак, корни антикоммунистической лихорадки 1950-х гг., которую в американской историографии именуют "эрой Маккарти", кроются в 30-х гг.

"Великая депрессия" способствовала появлению и распространению самых разных политических, экономических и культурных идей радикального толка, многие из которых отразились в культурных программах этого периода, что, в свою очередь, спровоцировало усиление реакции в США.

Эксперименты по централизации управления экономикой в рамках Нового курса и опыт организационной работы, приобретенный в ходе этих экспериментов, оказались бесценным подспорьем для мобилизации населения. Было создано целое созвездие новых государственных учреждений. Управление военного производства (УВП) во главе с бывшими руководителями НАВ и военно-промышленного управления занялось переводом национальной промышленности на военные рельсы. Когда УВП не удалось взять под свой контроль добычу и поставки сырья, Рузвельт создал сначала управление экономической стабилизации, а затем - управление военной мобилизации, наделенное чуть ли не диктаторскими полномочиями. Управление ценового регулирования (УЦР) установило фиксированные цены. Военно-трудовое управление установило контроль за оплатой труда и продолжительностью рабочей недели и почти полностью покончило с длительными забастовками.

Простаивающие производственные мощности в промышленности и сельском хозяйстве, избыток рабочей силы и сырья, многолетняя привычка к нужде из национального бедствия внезапно превратились в национальное достояние.

В период противостояния с Советским Союзом Америка начала активно внедрять в массы представление об "американском образе жизни", "американской мечте", что было частью идеологической пропаганды. Одной из целей стало стремление адаптировать понятие американской мечты к новым социально-политическим реалиям.

4. Послевоенный период и преддверие XIX века


Большой импульс после войны получило развитие американского телевидения и средств массовой информации. Американцы смотрели с надеждой в будущее послевоенного мира, который должен был быть "спроектирован", согласно их идеологии, по американскому образцу. В этом контексте все наработки в области культурной политики 1930-х гг. были быстро забыты. Америка начинала распространение коммерческой культуры в мировом масштабе, что начало приводить в т.ч. к внутренним социокультурным катаклизмам.

Консерваторы в США и Европе испытывали серьезные опасения в связи с угрозой со стороны американской массовой культуры. "В 1920-х гг. британский писатель Д.Лоуренс обличал американский материализм, ложный морализм и отсутствие исторически сложившегося самосознания. Немец А.Халфельд, со своей стороны, также отрицал американскую цивилизацию за ее бездуховную культуру"[14]. В 1940-50-х гг. европейцы, придерживавшиеся левых взглядов, начали волноваться по поводу проникновения американского влияния, как в сфере политики, так и в искусстве и культуре.

"Масс-медиа Америки превратились в осадные орудия в войне культур и в самое надежное средство оболванивания молодых: Для новых марксистов не было цели важнее, чем уничтожение института семьи, которую они рассматривали как типичный пример диктатуры и как инкубатор шовинизма и социальной несправедливости"[1,С.123]. В результате, по информации Бьюкенена, в современных США традиционные семьи составляют не более четверти от общего числа проживающих вместе людей. Приведенные примеры ярко иллюстрируют "культурные войны" в американском обществе по объективным причинам сегодня ещё более ожесточившиеся.

Однако вернемся к истории вопроса. 1950-е гг. ознаменовали возникновение нового подхода к культурной политике, охарактеризовавшегося двумя основными чертами: узкая заинтересованность в профессиональных учреждениях и акцент на частных лицах в определении направлений и приоритетов.

Далее политическая культура и особенности политики ярко высветлены по десятилетиям.

Социальную историю американского общества в период между Второй мировой войной и 1970 можно разделить на два этапа, хотя подобное деление несколько искусственно из-за значительной исторической преемственности между этими этапами и существенных вариаций внутри каждого из них. В течение первого этапа - примерно до 1960 - большинство американцев, похоже, были удовлетворены направлением развития и устройством общества, в котором они жили.

Наиболее явное недовольство выражали те, кого угнетал конформизм идей, вкусов и поведения. Книги профессионалов и дилетантов обществоведов с красноречивыми названиями вроде Общество изобилия, Одинокая толпа, Организованный человек, В погоне за социальным статусом, Белый воротничок сформировали литературу протеста, сравнимую с критицизмом литераторов-интеллектуалов 1920-х годов. В 1950-х годах в крупнейших американских городах возникли колонии «битников», представителей своеобразной богемы, ставших выразителями негативных взглядов на американскую культуру. Но подобные критики были в меньшинстве; немногие соглашались оставить теплые ниши в «обществе изобилия» и окунуться в неприкаянную «разбитую» жизнь. А сетования чернокожих активистов и писателей, что решения Верховного суда, направленные на освобождение их собратьев, не изменили условий их существования, вызывали лишь сочувствие (или желание помочь деньгами).

В начале 1960-х годов общественное недовольство достигло невиданного размаха. За несколько лет почти вся Америка оказалась охваченной возмущением, гневом, насилием. Первые организованные протесты были вызваны очевидной неспособностью американской демократии гарантировать афроамериканцам свободу, равенство и справедливость. Голоса протеста стали поднимать и другие этнические меньшинства: мексиканцы, пуэрториканцы, индейцы, азиаты. Американский средний класс был шокирован утверждениями авторов популярных книг и статей, что капитализм оказался неспособным вывести из нищеты огромную армию «невидимок», составляющую четверть населения страны. Наконец, и молодежь из благополучных белых семей среднего класса начала выражать свою разочарованность устоями американской культуры.

Расовая проблема в Америке 70-х гг. продолжала оставаться одним из наиболее болезненных моментов и оказывала влияние на реализацию не только культурной политики, но и всей внутренней политики в целом.

В 80-е гг. при администрации Р.Рейгана приоритетной моделью государственной политики США стал "новый федерализм", означающий тенденцию к децентрализации управления различными сферами деятельности, в том числе и культуры, сужение масштабов вмешательства государства в духовную сферу, перекладывание задач на различные деловые и общественные институты. Децентрализация управления культурной политикой проявилась в предоставлении более широких полномочий в этой сфере местным органам власти. "Новый федерализм" в культурной политике привел значительному усилению и без того крепких позиций частных благотворительных фондов, спонсорских организаций и иных негосударственных институтов.

В 90-е и "нулевые" годы благотворительные организации продолжали играть ведущую роль в процессе реализации культурной политики и оказывать влияние на ее содержание (т.к. в США не существует ведомства, специализирующегося на вопросах культуры и культурной политики, этим занимаются общественные или частные организации и филантропических фонды).

Пересмотрены иммиграционное законодательство и другие социально значимые меры. Вводились новые ограничения на доступ легальных иммигрантов к льготам, а закон о борьбе с терроризмом расширил полномочия государства по запрету на въезд и депортации иностранцев, подозреваемых в причастности к терроризму. Защитники прав гомосексуалистов также потерпели поражение, когда Конгресс принял Закон о защите брака, запретив на федеральном уровне предоставление социальных льгот однополым партнерам и юридическое признание их брака (разрешенного в некоторых штатах). Сторонники усиления федерального контроля над детскими телевизионными программами торжествовали победу после принятия нового закона о телевещании. Среди прочих мер закон вводил рейтинг телевизионных программ и позволял устанавливать специальный прибор, дающий возможность родителям блокировать нежелательные программы.

Большие изменения и разнообразие прослеживаются в развитии политической культуры в послевоенный и период и канун XIX века. Пересмотры законов, война, общественное недовольство, федерализм внесли огромную лепту в её перемены. В новое тысячелетие США вошли в политическую жизнь главенствующей державой мира.



Заключение


Лидирующее воздействие США сказывается на фундаментальных и стратегических процессах социальных преобразований, глобализации мировой экономики, развития науки и технологий, борьбы с общемировыми проблемами - международной преступностью, терроризмом и др. Велика, впрочем, роль США и в накоплении ряда международных проблем.

Приоритетный государственный интерес США объективно состоит в том, чтобы сохранить, закрепить и преумножить имеющиеся преимущества, источники эффективности своей экономики и политики, инновационный потенциал населения и страны. В связи с этим Соединенные Штаты, с одной стороны, воспринимаются многими в качестве выразителей общего вектора развития человечества. С другой стороны, США ради внутреннего благополучия зачастую пренебрегают правами и интересами отдельных народов, государств и групп государств и тем самым порождают диссонанс в гармоничном движении к более справедливому для всех будущему.

Как позитивные, так и во многом негативные моменты истории государства оказывают воздействие на формирование национального самосознания и психологии, становятся неотъемлемой частью менталитета, находят свое отражение в экспортируемых культурных продуктах. В равной степени внутренние реалии современных США (политические, социальные, финансово-экономические, этнические, конфессиональные и другие) оказывают непосредственное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны, формирование её международного имиджа и внешней культурной стратегии.



Список литературы


1.Бьюкенен П. Дж. "Смерть Запада" /П. Дж. Бьюкенен// "Издательство АСТ". - М., 2004.

2.Гаджиев К.С. Американский консерватизм (проблемы типологизации) / К. С. Гаджиев // Проблемы американистики. Вып.8: Консерватизм в США: прошлое и настоящее: Сборник // Под ред. Е.Ф.Язькова. М., 1990;

.Гарбузов В.Н. Революция Рональда Рейгана / В. Н. Гарбузов// М., 2008. Мельвиль А.Ю. США - сдвиг вправо? Москва., 1986.

.Зарубежная политическая наука: история и современность. Вып. 3.-М., 1990.

.История политических и правовых учений: учебник для вузов. Издание 2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца // М. Издательство «Норма-Инфра», 1999.

.История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейст. - М.: Зерцало, 2004. - 344 с.

.История США в 4-х томах//ред. Севостьянов Г.Н. М.,1983-1987

.Камалов М. Демократическая политическая культура: американский опыт// Вестник МГУ. - Сер.12. - 1991. №5. - С. 73-78.

.Каменская Г. В.. Политическая культура США // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - №4. - С. 65-78.

.Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. Политология // С.-П., 1996. - 205 с.

.Партии в политической системе США. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://elib.org.ua/internationallaw/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1176879903&archive=&start_from=&ucat=9&

.Согрин В.В. Политическая история США/ В. В. Согрин// США в XVII-XX вв. - М.: Весь мир, 2001.

.Тотьмянин Н.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев /Н.Д. Тотьмянин //США: экономика, политика, идеология. -1995. -№ 1.

. США . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://umbt.com.ua/usa.html#1002337-L-336

.Хантингтон С. Кто мы? / С. Хантингтон//"АСТ". - М., 2004.

16.Cummings M.C. Jr. Cultural Diplomacy and the United States Government/ M.C. Cummings// A Survey (Washington DC: Center for Arts and Culture, 2003) www.culturalpolicy.org