Тема: Нормирование как метод управленческого учёта

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Бухучет, управленч.учет

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Филиал в г. Ишимбае








Пояснительная записка к курсовому проекту

по общепрофессиональной дисциплине

«Разработка и стандартизация программных средств»

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ

«Учета и Тарификации телефонных звонков»



Выполнил:

студент группы ПИЭз-404

Ханмурзина З.З.


Содержание


1. Введение

2. Назначение и цели разработки

2.1 Функциональное назначение

.2 Эксплуатационное назначение

. Требования к программе

.1 Требования к функциональным характеристикам

.1.1 Требования к составу выполняемых функций

3.2 Исходные данные для расчета

.2.1 Постоянные исходные данные

.2.2 Входные данные

.3 Выходные формы задачи

.4 Организация решения задачи

.5 Технология базы данных

.6 Предметная область

.7 Организация входных и выходных данных программы

.8 Состав базы данных

.9 Разработка текстовой документации

.10 Требования к надежности

3.10.1 Требования к обеспечению надежного (устойчивого) функционирования программы

.10.2 Отказы из-за некорректных действий оператора

.11 Климатические условия эксплуатации

.11.1 Требования к численности и квалификации персонала

3.12 Требования к составу и параметрам технических средств

3.13 Требования к применению в системе языков программирования высокого уровня

.14 Специальные требования

. Требования к программной документации

. Стадии разработки

. Порядок контроля и приемки

7. Используемая литература

Приложения


1. Введение


Данная курсовая работа представляет собой разработку технического задания на создание программы Учета и Тарификации телефонных звонков (далее по тексту - Программа) для Городского узла связи г. Салават (далее по тексту - Предприятие).

Основание для разработки

Основанием для разработки программного продукта является задание на курсовое проектирование, согласованное с руководителем курсового проекта.


2. Назначение и цели разработки


Программный продукт «Программа Учета и Тарификации телефонных звонков» предназначен для получения подробных отчетов о звонках и их стоимости по отдельному абоненту, группе абонентов (например, организации), позволяет фиксировать данные о произведенных телефонных звонках с порта телефонной станции и сохранять их в базе данных компьютера для последующей обработки, тарификации и предоставления отчетов.


2.1 Функциональное назначение


Функциональным назначением программы является предоставление пользователю телефонной связью отчета о стоимости телефонных переговоров.


2.2 Эксплуатационное назначение


Программа должна эксплуатироваться в обособленных подразделениях Предприятия.

Пользователями программы должны являться сотрудники расчетного отдела подразделений Предприятия.


3. Требования к программе


.1 Требования к функциональным характеристикам


.1.1 Требования к составу выполняемых функций

Программа должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже функций:

·контроль за телефонными звонками, производимыми на АТС;

Комплексная тарификация телефонных звонков и услуг с учетом:

·Статуса клиента (физическое или юридическое лицо)

·тарифов для физических лиц(3 типа);

Правил тарификации по:

·типу звонка;

·внутреннему номеру;

·осуществление тарификации как по географическим зонам и обособленным группам номеров, так и по номерам в отдельности

·длительности разговора;

·фильтров по стоимости и длительности;

·учет телефонных номеров в привязке к организации;

·генерация отчетности по статистике с АТС;

·анализ объема телефонных звонков;

·эффективная организация и управление пользованием АТС;

·выставление счетов за телефонные услуги.


.2 Исходные данные для расчета


Исходные данные подразделяются на две группы: постоянные данные и переменные данные.

3.2.1 Постоянные исходные данные

В программу загружены:

·данные на клиента;

·тарифный план, используемый клиентом,

·отчетность об задолженности оплаты или ее отсутствии

·тарификации телефонных разговоров для физических лиц внутри города,

·телефонные номера для бесплатных звонков,

·тарификация междугородних, международных звонков,

·тарификация разговоров (входящие и исходящие) с мобильных телефонных станций

·использование других услуг, оказываемых ГУС.


3.2.2 Входные данные

·данные о произведенных телефонных соединений, переданные с АТС и накопленные в базе данных на каждого клиента

·данные об использовании клиентом других услуг, предоставляемых ГУС (будильник, сказка, телеграмма).

·Номер отправителя

·Номер получателя

·Длительность звонка


3.3 Выходные формы задачи

программа телефонный звонок стоимость

Выходные формы задачи - подсчет оплаты за телефонные услуги.


3.4 Организация решения задачи


Постоянные исходные данные хранятся в базе данных, переменные данные вводятся в базу данных ежедневно. Подсчет данных производится ежедневно после загрузки в базу данных новых сведений.


3.5 Технология базы данных


Базы данных должны быть реализованы на технологиях СУБД MS SQL-Server с применением SQL-запросов.


.6 Предметная область


Предметная область должна состоять из 4 предметов, в частности: «Тариф Клиент», «Договор», «Организация», «Система клиент». Данные предметы рассматривают структура нескольких таблиц, схематически изображенных на Рисунке 1.


Рисунок 1 - Схема 1 «4 Предмета предметной области»


3.7 Организация входных и выходных данных программы


Ввод данных - через клавиатуру компьютера, флоппи диск, CD-ROM или USB flash; вывод данных - на монитор компьютера, на принтер, на флоппи диск, записывающий CD-ROM или USB flash.

Вся входная информация подразделяется на два вида: ввод информации с клавиатуры и автоматически подгружаемые сведения с АТС.

Ввод информации с клавиатуры происходит в следующих случаях:

·Изменение исходных данных о клиенте;

·Смена тарифного плана клиента (по его заявлению);

Автоматически подгружаемые сведения с АТС:

В городе функционируют 6 АТС, которые накапливают сведения о входящих и исходящих звонках с АТС и передают их ежедневно через локальную сеть системному администратору, который осуществляет передачу этих данных так же через локальную сеть в расчетный отдел, где эти сведения накапливаются в базе данных, а затем обрабатываются.

Выходными данными будут являться документы учета телефонных звонков:


Счет-извещение по лицевому счету физического лица;

№ Лицевого счетаФИО клиентаНомерТарифСтоимостьДлительность звонка

Счет-извещение юридическому лицу (организации);

№ извещенияНаименование организацииНомерТарифСтоимостьДлительность звонка

·Отчет по статистике с АТС;

·Документальный анализ объема телефонных звонков;

·График активности АТС в режиме реального времени;


3.8 Состав базы данных


База данных должна:

-учитывать информацию о каждом поступившем звонке и о каждой оказанной услуге с точно зафиксированным временем произведенного звонка, его длительность, география;

-хранить информацию о всех клиентах, пользующихся телефонной связью;

-хранить информацию о тарифном плане каждого клиента, о бронировании телефонной линии, об отключении телефонной линии.

-быть открытой к расширению и дополнению числа клиентов, к изменению их данных;

-обеспечивать получение оперативных данных заинтересованным лицам (руководству ГУС, руководству Башинформсвязь) о загруженности телефонных линий, используемых услугах, возможность описания сложной структуры организации и схемы пользования услугами АТС;

-обеспечивать получение вышеперечисленных оперативных сводок как на экране монитора, так и на лазерном принтере.


3.9 Разработка текстовой документации


При разработке текстовой документации на программное обеспечение дополнительно к текстовым документам должна быть разработана «Инструкция для специалиста по работе с программой» в виде, понятном специалисту, а не как программный документ.


3.10 Требования к надежности


3.10.1 Требования к обеспечению надежного (устойчивого) функционирования программы

Программа вместе с компьютером и другими техническими средствами должна обеспечивать получение не более 1 сбоя или отказа за 10 000 часов работы, т.е. интенсивность сбоев и отказов не более 10-4 1/час.

Среднее время восстановления работоспособности программы вместе с компьютером и другими техническими средствами после отказа - не более 3 часов.

Коэффициент готовности программы вместе с компьютером и другими техническими средствами должен быть не менее 0,9997.

Программа должна автоматически контролировать вводимую входную информацию на предмет исключения заведомо неверных данных.

Надежное (устойчивое) функционирование программы должно быть обеспечено путем выполнения совокупности организационно-технических мероприятий, перечень которых приведен ниже:

.организацией бесперебойного питания технических средств;

.использованием лицензионного программного обеспечения;

.регулярным выполнением рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ, изложенных в Постановлении от 23 июля 1998 г. «Об утверждении межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию ПЭВМ и оргтехники и сопровождению программных средств»;

.регулярным выполнением требований ГОСТ 51188-98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов.


3.10.2 Отказы из-за некорректных действий оператора

Отказы программы возможны вследствие некорректных действий оператора (пользователя) при взаимодействии с операционной системой. Во избежание возникновения отказов программы по указанной выше причине следует обеспечить работу конечного пользователя без предоставления ему административных привилегий.


3.11 Климатические условия эксплуатации


Климатические условия эксплуатации, при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к техническим средствам в части условий их эксплуатации.

Программа будет прекрасно работать от плюс 5 до плюс 35 °C при относительной влажности 90% и атмосферном давлении 462 мм.рт.ст., поскольку такие условия приблизительно соответствуют условиям эксплуатации современных компьютеров непромышленного исполнения.


3.11.1 Требования к численности и квалификации персонала

Минимальное количество персонала, требуемого для работы программы, должно составлять не менее 2 штатных единиц - системный администратор и конечный пользователь программы - специалист расчетного отдела.

В перечень задач, выполняемых системным администратором, должны входить:

.задача поддержания работоспособности технических средств;

.задачи установки (инсталляции) и поддержания работоспособности системных программных средств - операционной системы;

.задача установки (инсталляции) программы.

.получение оперативных данных с АТС и передача их в базу данных для накопления данных и их дальнейшей обработки.

Конечный пользователь программы (специалист) должен обладать практическими навыками работы с графическим пользовательским интерфейсом операционной системы.


.12 Требования к составу и параметрам технических средств


В качестве рабочих станций должны использоваться компьютеры типа IBM PC Pentium II и выше со следующей конфигурацией:

·процессор Pentium III 900 MHz;

·операционная система Windows 2000/XP;

·128 Mb оперативной памяти;

·300 Mb виртуальной памяти;

·6 Gb свободного места на диске;

·последовательный порт (COM) или сетевой порт (в зависимости от конфигурации АТС).


3.13 Требования к применению в системе языков программирования высокого уровня


Система должна быть реализована с помощью одного из распространенных языков программирования высокого уровня, с учетом возможности переноса Системы c платформы MS Windows на OS Linux и MacOS и взаимодействия (совместимости) с программой 1С-бухгалтерия. Структура кода Системы должна быть разработана с учетом требований объектно-ориентированного программирования с обязательным применением комментариев в тексте кода.


3.14 Специальные требования


Программа должна обеспечивать взаимодействие с пользователем (специалистом) посредством графического пользовательского интерфейса, разработанного для того чтобы достичь максимальной доступности и легкости в использовании.


4. Требования к программной документации


Документация на Программу - комплекс взаимоувязанных документов, в котором полностью описаны все решения по созданию и функционированию Системы, а также документов, подтверждающих соответствие системы требованиям технического задания и готовность ее к эксплуатации (функционированию).

Рабочая документация на Программу - часть документации на Программу, необходимой для изготовления, установки и наладки автоматизированной системы в целом, а также входящих в систему программно-технических, программно-методических комплексов и компонентов технического, программного и информационного обеспечения.

Документация на Программу должна соответствовать ГОСТ 34.201-89 (Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем), ГОСТ 2.102-68 (Виды и комплектность конструкторских документов), ГОСТ 2.601-95 (Эксплуатационные документы), ГОСТ 19.101-77 (Виды программ и программных документов).

Документация на Систему должна включать следующие разделы:

Вид программного документа

Содержание программного документа

Спецификация. Состав программы и документации на неё.

Ведомость держателей подлинников. Перечень предприятий, на которых хранят оригиналы программ и подлинники программных документов.

Текст программы. Запись программы с необходимыми комментариями.

Описание программы. Сведения о логической структуре и функционировании программы.

Порядок и методика испытаний. Требования, подлежащие проверке при испытании программы, а также порядок и методы их контроля.

Пояснительная записка. Схема алгоритма, общее описание алгоритма и (или) функционирования программы, а также обоснование принятых технических и технико-экономических решений.

Эксплуатационные документы. Сведения для обеспечения функционирования и эксплуатации программы.

Общее описание. Сведения о назначении программы, области применения, применяемых методах, классе решаемых задач, ограничениях для применения, минимальной конфигурации технических средств.

Руководство системного программиста. Сведения для проверки, обеспечения функционирования и настройки программы на условия конкретного применения.

Руководство программиста. Сведения для эксплуатации программы.

Руководство оператора. Сведения для обеспечения процедуры общения оператора с вычислительной системой в процессе выполнения программы.

Проверку комплектности и качества эксплуатационной документации провести путем анализа документации на соответствие требованиям нормативно-технических документов ТЗ.


5. Стадии разработки


Разработка должна быть проведена в три стадии:

.разработка технического задания;

.рабочее проектирование;

.внедрение

На этапе разработки технического задания должны быть выполнены перечисленные ниже работы:

.постановка задачи;

.определение и уточнение требований к техническим средствам;

.определение требований к программе;

.определение стадий, этапов и сроков разработки программы и документации на неё;

.выбор языков программирования;

.согласование и утверждение технического задания.


6. Порядок контроля и приемки


Предварительные испытания Системы необходимы для определения ее работоспособности и решения вопроса о возможности приемки Системы в опытную эксплуатацию.

Согласно п. 1.3 ГОСТ 34.603-92 для Системы установлены следующие основные виды испытаний:

.предварительные;

.опытная эксплуатация;

.приемочные.

Примечание: допускается дополнительно проведение других видов испытаний Системы и их частей.

Предварительные испытания Системы проводят для определения ее работоспособности и решения вопроса о возможности приемки Системы в опытную эксплуатацию. Предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов о их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала Системы с эксплуатационной документацией.

Опытную эксплуатацию Системы проводят с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик Системы и готовности персонала к работе в условиях функционирования Системы, определения фактической эффективности Системы, корректировке (при необходимости) документации.

Приемочные испытания Системы проводят для определения соответствия Системы техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки Системы в постоянную эксплуатацию.


7. Используемая литература


1. Благодатских В.А. Стандартизация разработки программных средств: учеб. пособие /В.А. Благодатских, В.А. Волнин, К.Ф. Поскакалов; под ред. О.С. Разумова. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 288 с

2. Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 352 с.


Приложения


Приложение А


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Единая система программной документацииГОСТ 19.101-77 (СТ СЭВ 1626-79)ВИДЫ ПРОГРАММ И ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВUnited system for program documentation. Types of programs and program documents

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20 мая 1977 г. № 1268 срок введения установлен с 01.01 1980 г.

Настоящий стандарт устанавливает виды программ и программных документов для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1626-79.

1. ВИДЫ ПРОГРАММ

1.1. Программу (по ГОСТ 19781-90) допускается идентифицировать и применять самостоятельно и (или) в составе других программ.

.2. Программы подразделяют на виды, приведенные в табл. 1


Таблица 1

Вид программыОпределениеКомпонентПрограмма, рассматриваемая как единое целое, выполняющая законченную функцию и применяемая самостоятельно или в составе комплексаКомплексПрограмма, состоящая из двух или более компонентов и (или) комплексов, выполняющих взаимосвязанные функции, и применяемая самостоятельно или в составе другого комплекса

1.3. Документация, разработанная на программу, может использоваться для реализации и передачи программы на носителях данных, а также для изготовления программного изделия.

.2, 1.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2. ВИДЫ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ

2.1. К программным относят документы, содержащие сведения, необходимые для разработки, изготовления, сопровождения и эксплуатации программ.

.2. Виды программных документов и их содержание приведены в табл. 2.


Таблица 2

Вид программного документаСодержание программного документаСпецификацияСостав программы и документации на нееВедомость держателей подлинниковПеречень предприятий, на которых хранят подлинники программных документовТекст программыЗапись программы с необходимыми комментариямиОписание программыСведения о логической структуре и функционировании программыПрограмма и методика испытанийТребования, подлежащие проверке при испытании программы, а также порядок и методы их контроляТехническое заданиеНазначение и область применения программы, технические, технико-экономические и специальные требования, предъявляемые к программе, необходимые стадии и сроки разработки, виды испытанийПояснительная запискаСхема алгоритма, общее описание алгоритма и (или) функционирования программы, а также обоснование принятых технических и технико-экономических решенийЭксплуатационные документыСведения для обеспечения функционирования и эксплуатации программы

(Измененная редакция, Изм. № 1).

.3. Виды эксплуатационных документов и их содержание приведены табл.3.


Таблица 3

Вид эксплуатационного документаСодержание эксплуатационного документаВедомость эксплуатационных документовПеречень эксплуатационных документов на программуФормулярОсновные характеристики программы, комплектность и сведения об эксплуатации программыОписание примененияСведения о назначении программы, области применения, применяемых методах, классе решаемых задач, ограничениях для применения, минимальной конфигурации технических средствРуководство системного программистаСведения для проверки, обеспечения функционирования и настройки программы на условия конкретного примененияРуководство программистаСведения для эксплуатации программыРуководство оператораСведения для обеспечения процедуры общения оператора с вычислительной системой в процессе выполнения программыОписание языкаОписание синтаксиса и семантики языкаРуководство по техническому обслуживаниюСведения для применения тестовых и диагностических программ при обслуживании технических средств

(Измененная редакция, Изм. № 1).

.4. В зависимости от способа выполнения и характера применения программные документы подразделяются на подлинник, дубликат и копию (ГОСТ 2.102-68), предназначенные для разработки, сопровождения и эксплуатации программы.

.5. Виды программных документов, разрабатываемых на разных стадиях, и их коды приведены в табл. 4.


Таблица 4

Код вида документаВид документаСтадии разработкиЭскизный проектТехнический проектРабочий проекткомпоненткомплекс-Спецификация--05Ведомость держателей подлинников---12Текст программы--13Описание программы--20Ведомость эксплуатационных документов--30Формуляр--31Описание применения--32Руководство системного программиста--33Руководство программиста--34Руководство оператора--35Описание языка--46Руководство по техническому обслуживанию--51Программа и методика испытаний--81Пояснительная записка--90-99Прочие документы

Условные обозначения:

- документ обязательный;

- документ обязательный для компонентов, имеющих самостоятельное применение;

- необходимость составления документа определяется на этапе разработки и утверждения технического задания;

- документ не составляют.

.2-2.5. (Измененная редакция, Изм. № 1).

.6. Допускается объединять отдельные виды эксплуатационных документов (за исключением ведомости эксплуатационных документов и формуляра). Необходимость объединения этих документов указывается в техническом задании. Объединенному документу присваивают наименование и обозначение одного из объединяемых документов.

В объединенных документах должны быть приведены сведения, которые необходимо включать в каждый объединяемый документ.

.7. На этапе разработки и утверждения технического задания определяют необходимость составления технических условий, содержащих требования к изготовлению, контролю и приемке программы.

Технические условия разрабатывают на стадии «Рабочий проект».

.8. Необходимость составления технического задания на компоненты, не предназначенные для самостоятельного применения, и комплексы, входящие в другие комплексы, определяется по согласованию с заказчиком.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

Переиздание (Ноябрь 1987 г.) с Изменением № 1, утвержденным в июне 1981 г (ИУС 9-81)


Приложение Б



Приложение В


Внешний вид программы


Приложение Г