Тема: Товарная политика фирмы

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Маркетинг

Введение


Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.

Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.

В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.

Актуальной данной темы курсовой обосновывается тем, что товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.

Целью курсовой является рассмотрение товарной политики организации и разработка предложений по совершенствованию товарного ассортимента и цен.

Задачи:

определить роль и значение товарной политики в маркетинговой деятельности организации.

рассмотреть содержание товарной политики филиала «Производственный комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба»;

рассмотреть ситуационное положение филиала «Производственный комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на рынке;

провести оценку сильных и слабых позиций на рынке;

провести анализ товарной политики филиала «Производственный комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» с учетом результатов деятельности на рынке;

предложить маркетинговые решения при формировании рациональной товарной политики филиала «Производственный комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба».

Объектом курсовой работы является товарная политика Филиал «Производственный комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

Предметом является ассортимент товара на предприятии и цены на товары.

При написании работы была использована следующая литература: периодическая печать Маркетинг в России и за рубежом, Маркетинг, реклама и сбыт, а также учебные пособия следующмх авторов: Ходеев Ф.П. Маркетинг для студентов средних специальных учебных заведений, Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ, Котлер, Ф. Основы маркетинга, Барышев А.Ф. Маркетинг, Басовский Л.Е. Маркетинг.

Методы исследования: статистический, аналитический, SWOT-анализ, ситуационный и прочие.

Работа состоит из 42 страниц, введения, содержания, 4 глав, 1 рисунка, 11 таблиц, 23 источников литературы, заключения и приложений.



1. Роль и значение товарной политики в маркетинговой деятельности организации. Содержание товарной политики организации


Товарная политика - это разработка частных стратегий по оценке номенклатуры выпускаемой продукции и движения ее до потребителей соответствующих рынков.

Товарная политика представляет собой совокупность целей, задач и основных направлений, определяемых высшим руководством организации, в отношении наиболее значимых характеристик товара и направленных на стимулирование сбыта для достижения целей организации [5, c. 233].

Составные элементы товарной политики организации определяются характеристиками товара. Составные элементы товарной политики предприятия представлены на рисунке 1.1.


Рисунок 1.1. Составные элементы товарной политики предприятия


Товарная политика определяется на стадии разработки стратегии организации, а маркетинговые операции являются частью стратегии маркетинга, его тактикой.

Разработка товарной политики предусматривает:

-комплексный анализ возможностей действующих рынков с позиции обеспечения успешной реализации планируемой номенклатуры продукции, т.е. оценка рынков сбыта;

-оценку уровня конкурентоспособности собственного товара и аналогичного товара, производимого конкурентами;

-выбор наиболее благоприятных рынков и установление для каждого из них соответствующей номенклатуры продукции, объема реализации и цены;

-анализ выручки и разработка плана перспективной номенклатуры продукции с учетом ее конкурентоспособности;

изучение возможности неценовой конкуренции

Товарная политика задаёт направление развития товарного ассортимента и поэтому неразрывно связана с инвестиционными задачами роста, сохранения позиций и изменения курса деятельности.

Возможные варианты развития товаров:

товары мировой новизны, создающие новые рынки;

новые товарные линии, позволяющие фирме выйти на уже сложившиеся рынки, т.е. новые товары для фирмы.

Дополнения к существующему ассортименту изделий.

Перепозиционирование товара.

Модификации существующих товаров.

Снижение издержек.

Одним из основных вопросов, определяющих в конечном счете эффективность деятельности предприятия, является вопрос: «Что выпускать предприятию?» и значит вопрос определения его товарной политики. На выбор товарной политики оказывают влияние следующие факторы:

На выбор товарной политики оказывают влияние следующие факторы:

качество выпускаемых товаров;

номенклатура выпускаемых товаров;

производственные возможности (в основном производственные ресурсы);

издержки изготовления товара;

число ассортиментных групп товаров;

ширина ассортиментной группы;

число модификаций товара;

внедрение качественно новых товаров;

снятие устаревших товаров;

наличие торговой марки.

Оказывая воздействие на данные факторы, предприятие определяет свою товарную политику.

Цели, задачи и основные направления товарной политики

Стратегические решения по товару являются важнейшими в рамках обшей маркетинговой стратегии предприятия - это связано с тем, что товар служит основным источником получения прибыли, кроме того товар - это центральный элемент комплекса маркетинга; цена, сбыт коммуникации основываются на особенности товара.

Товарная стратегия - это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективную деятельность предприятия в целом.

Задачи разработки товарной стратегии могу быть различны: удовлетворение запросов потребителей, оптимальное использование технологий и опыта фирмы, оптимизация финансовых результатов фирмы, завоевание новых покупателей разными путями.

Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах разработки и совершенствования товара, по этому товарная политика включает проведение систематических исследований на всех этих этапах, причем их объектом является не сам товар, а потребитель с его запросами по отношению к данному товару, его ответной реакции на маркетинговые операции на каждом этапе продвижения товара.

Осуществляя товарную политику, фирма преследует цель: производить товары, которые в наибольшей степени могут удовлетворить потребителя и который он предпочтет всем другим аналогичным товарам, т.е. товары которые окажутся приоритетными при выборе продукции на рынке и будут обладать высоким качеством и высокой конкурентоспособностью.

Специалисты по маркетингу рекомендуют при разработке и осуществлении товарной стратегии ориентироваться на проверенные коммерческой практикой подходы (направления):

)важно (если товар серийного и массового производства) добиться чтобы товар в глазах покупателей выгодно отличался от конкурентов, благодаря фирменному стилю, упаковке, цвету и т.д.;

)из ряда товаров целесообразно выбрать один товар, который может быть привлекательным для многих покупателей и обеспечить этому товару концентрированный маркетинг;

)применяя дифференцированный маркетинг можно попытаться создать разновидности одного и того же товара для различных сегментов рынка, разработать соответствующие программы маркетинга;

)товарная узкая специализация оправдывает себя, если предприятие работает на узком сегменте рынка, когда спрос на один товар продолжает расти в течение длительного времен; узкая специализация может быть вынужденной мерой когда недостаточно ресурсов, особенно технологий, глубокая сегментация рынка данного товара. Узкая специализация может быть оптимальной для небольшого предприятия, или когда предприятие иногда меняет узкую специализацию используя ее для освоения новых рынков или адаптируется к меняющемуся характеру спроса;

)высоких результатов можно добиться, выходя на рынок с новым товаром (товарной новизны);

)плодотворным может оказаться поиск новых областей использования для уже выпускаемого товара, поддержанный широкой рекламной компанией и др. мероприятиями стимулирования сбыта.

Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных задач связанных с:

-оптимизацией структуры предлагаемых товаров, в том числе и с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла товара;

-разработка и внедрение на рынок новых товаров;

-обеспечение качества и конкурентоспособности товара;

-принятие решений связанных с рыночной атрибутикой товаров.

В маркетинге товаром является всякая продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Это означает, что каждая фирма, прежде чем выходить на рынок, должна создать и изготовить некоторый продукт [9, с. 156].

Создаваемый продукт должен ответить на вопрос: для удовлетворения какой именно потребности данный товар предназначен (на швейной фабрике шьём женское платье, а в магазине продаём «надежду» стать более привлекательной).

Изготовленный продукт может быть предложен рынку, если имеет соответствующий уровень качества, эффективную упаковку, а так же марочное название. Представляемый рынку и обладающий указанными выше свойствами продукт обычно называется товаром в реальном исполнении.

Наконец, чтобы организовать эффективную продажу товара, следует сопроводить его дополнительными выгодами (например, послепродажным обслуживанием, бесплатной доставкой, установкой или монтажом), а также создать соответствующее маркетинговое обеспечение.

В реальной жизни существует огромное множество различных товаров. Чтобы как-то облегчить работу людей, занимающихся исследованием рынка, и создать благоприятные условия для приобретения необходимых товаров покупателями, разработаны различные классификации товаров.


1.2 Классификация потребительских товаров

маркетинговый решение товарный рынок

Потребительские товары обычно классифицируются с учётом поведения покупателей при их приобретении. В данном случае выделяют:

-товары повседневного спроса - это товары, которые покупатель приобретает без особых усилий в их выборе и без сравнения с другими аналогичными товарами (мыло, сигареты, газеты и т.д.);

-товары тщательного выбора - это товары, которые потребитель в процессе покупки сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены, дизайна (одежда, мебель, электробытовые товары);

-престижные товары - это товары, ради потребления которых значительная часть покупателей готова приложить дополнительные усилия (обладают уникальными свойствами или имеют марку известной фирмы-производителя);

-товары пассивного спроса - это товары, о существовании которых потребитель знает, но не задумывается об их приобретении (покупаются тогда, когда возникает неожиданная необходимость в них или предпринимаются значительные маркетинговые усилия, без которых продажа была бы не реальна). Такими товарами, в частности, являются могильные участки, надгробья и др.

Товары повседневного спроса, в свою очередь, подразделяются на следующие группы [6, с. 334]

-основные товары постоянного спроса (хлеб, зубная паста, молоко);

-товары импульсной покупки - это товары, которые покупаются без всякого предварительного планирования и поисков (жевательные резинки, шоколадные батончики);

-товары для экстренных случаев - товары, которые приобретаются при возникновении острой потребности в них (например, лекарства, зонтики в дождь и др.).

Во многих странах приведённая классификация потребительских товаров очень часто используется при создании сети предприятий розничной торговли. Поэтому по названию магазина можно определить, какие товары можно приобрести в нём.

Товары производственного назначения могут быть классифицированы таким же образом, как и потребительские товары. При классификации обычно принимают во внимание участие этих товаров в процессе производства, а также их относительную ценность. С учётом сказанного выделяют [1, с. 76]:

-основное и вспомогательное оборудование;

-сырьё, материалы и готовые детали;

-полуфабрикаты;

-стационарные сооружения;

-вспомогательные материалы и услуги.

Существующие в теории маркетинга и приведенные выше классификации товаров не совсем полны и совершенны. Можно дать и другие. Важно всегда учитывать, что практическое использование выбранной классификации должно в полной мере определить потребительские свойства выделенных групп товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют потребностям тех, для кого они предназначены.

Товарная номенклатура и товарный ассортимент

Ассортимент товаров - совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку [6, с. 336].

Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

Широта ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций каждого вида товара.

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поставленных на продажу.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров [1, с. 124].

Производственный ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемая промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество [1, с. 125].

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: производственные и непроизводственные товары.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели - оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. Вопрос о расширении / сужении ассортимента выпускаемой / продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

В реальной действительности очень мало фирм, которые предлагают рынку лишь один товар. Как правило, фирма изготовляет и продаёт несколько товаров, а также может оказывать некоторые услуги. Все эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы [12, с. 128].

Товарная номенклатура - это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским характеристикам или призванных удовлетворять определённую потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными группами.

В реальной действительности очень мало фирм, которые предлагают рынку лишь один товар. Как правило, фирма изготовляет и продаёт несколько товаров, а также может оказывать некоторые услуги. Все эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы.

Товарная номенклатура - это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским характеристикам или призванных удовлетворять определённую потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными группами. Ими, например, для парфюмерно-косметической фирмы могут быть: одеколон, духи, губная помада и т.д.

Совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой, определяет так называемый товарный ассортимент. Он характеризуется [2, с. 92]:

-широтой (количество изготовляемых ассортиментных групп);

-глубиной (количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе);

-насыщенностью (количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);

-гармоничностью (степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей).

Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основные из которых [2, с. 98]:

-изменение спроса на отдельные товары;

-появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведённых исследований в области техники и технологии;

-изменения в товарном ассортименте конкурентов.

Управлять товарным ассортиментом - значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения его [2, с. 101]:

-широты. Фирма может развить его ассортимент за счёт изготовления товаров новых ассортиментных групп;

-глубины. Фирма может увеличить количество ассортиментных позиций в отдельных ассортиментных группах и уменьшить их в других;

-насыщенности. Фирма может развить ассортимент за счёт увеличения общего числа всех ассортиментных позиций;

-гармоничности. Фирма может добиться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.

Принимая решения о широте, глубине, насыщенности и гармоничности товарного ассортимента, необходимо постоянно проводить оценку выпускаемых фирмой изделий. Поэтому следует постоянно анализировать соответствие производимых изделий запросам покупателей и на этой основе принимать решения о:

-снятии с производства устаревших товаров;

-модификации изготовляемых товаров;

-разработке новых видов продукции.

Таким образом, маркетинговая деятельность по связанная с товарной политикой, связанна с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме.


2. Ситуационное положение филиала «Производственный комбинат ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на рынке. Оценка сильных и слабых позиций на рынке


Среди отраслей пищевой промышленности Республики Беларусь ведущее место занимает мясная. В целом на потребительском рынке Гомельской области реализуют мясные изделия около тридцати производителей, в том числе Филиал «Производственный комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба», который более пятнадцати лет успешно работает на рынке торговли колбасными изделиями и полуфабрикатами. За это время предприятие заслужило доверие покупателей города Гомеля и Гомельской области, многие из которых стали постоянными партнерами. Целью деятельности нашего предприятия является выпуск конкурентспособной продукции, безопасной, доступной по цене, с наилучшими потребительскими свойствами, удовлетворяющей требованиям потребителя и гарантирующей устойчивую прибыль предприятия

Осуществлять свою деятельность коллективу организации приходится в условиях достаточно жесткой конкуренции, в сегодняшней рыночной конъюнктуре. И сегодня организация не стоит на месте, продолжает заниматься техническим перевооружением на более современном уровне. При разработке и внедрении новых видов продукции используются как новые передовые технологии, так и старые традиционные виды продукции. Ежемесячно обновляется и расширяем ассортимент выпускаемой продукции, начиная от продукции полуфабрикатов, до деликатесной. Всего на комбинате производится и реализуется свыше 100 видов колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов.

Продукция Производственного комбината отличается высоким уровнем вкусовых свойств и огромным выбором. Помимо вкусной и недорогой продукции, доступной любым покупателям, комбинат выпускает мясные деликатесы, а также эксклюзивную продукцию, копчености, без которых невозможно представить ни одного торжества.

Продукция Филиала Производственный комбинат ОАО «Гомельтранснефть Дружба» получает высокую оценку на специализированных международных и региональных выставках, проводимых в городе Гомеле, что подтверждается многочисленными наградами. Именно на выставках мы имеем возможность прямого контакта с потребителями, где, проводя дегустацию, они высказывают свое мнение о достоинствах и недостатках продукции.

Филиал «Производственный комбинат» Республиканского унитарного предприятия «Гомельтранснефть Дружба» создан на основании приказа директора предприятия №59 от 01 июля 1994 г. Филиал «Производственный комбинат» осуществляет торговое обслуживание жителей города Гомеля и Гомельского района.

В 2011 году проведена реорганизация Республиканского унитарного предприятия «Гомельтранснефть Дружба» в связи с акционированием в Открытое акционерное общество (ОАО).

ОАО «Гомельтранснефть Дружба» зарегистрировано решением Гомельского облисполкома №365 от 17.05.2004 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №400051494, свидетельство об общереспубликанской регистрации №ГМ 002504, является по отношению к Филиалу учредителем. Филиал расположен по адресу: Республика Беларусь, 247035, Гомельская область, Гомельский район, д. Бобовичи, ул. Дружбы.

Филиал не является юридическим лицом. Филиал является обособленным подразделением ОАО «Гомельтранснефть Дружба», имеет текущий счет в банке, печать и штампы с обозначением своего полного наименования. Филиал не имеет своего отдельного баланса. Филиал наделен частью имущества ОАО «Гомельтранснефть Дружба», на праве хозяйственного ведения.

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, Филиал осуществляет в пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь, собственником и Положением. Филиал не вправе безвозмездно передавать, отчуждать находящееся в его хозяйственном ведении недвижимое имущество, основное технологическое оборудование, сдавать его в аренду, в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия концерна, а в установленных законодательством случаях - без согласия Президента Республики Беларусь, Правительства, республиканского органа по управлению государственным имуществом. Остальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении филиала, филиал распоряжается самостоятельно в пределах, определяемых предприятием.

Филиал создан с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов работников предприятия, собственника имущества, а также:

обеспечение потребителей высококачественными продуктами питания;

обеспечение хозяйственно-оперативной деятельности предприятия и эффективное использование принадлежащего предприятию имущества.

Филиал осуществляет следующие виды деятельности:

производство мяса, включая мясные продукты, в том числе производство мяса, пищевых субпродуктов, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов;

оптовая и розничная торговля произведенной продукцией;

производство хлебобулочных изделий;

организация общественного питания (столовая, кафе).

В организации заметно прослеживается функциональная структура аппарата управления (приложение Г). «Производственный комбинат» выступает как обособленное структурное подразделение ОАО «Гомельтранснефть Дружба» филиал «Производственный комбинат» возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором предприятия. Начальник филиала действует на принципах единоначалия, а также на основании доверенности, выдаваемой генеральным директором предприятия и Положения. Структура, численность и штаты работников филиала утверждаются генеральным директором предприятия. Распределение обязанностей между работниками филиала производится в соответствии с должностными инструкциями, которые утверждаются начальником филиала. Начальник филиала имеет следующие обязанности:

-обеспечение сохранности имущества филиала;

-обеспечение соблюдения правил технической эксплуатации оборудования и механизмов, другой техники;

-обеспечение выполнения мероприятий и соблюдение норм по вопросам техники безопасности и др.;

-обеспечение соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды, внедрение стандартов ИСО-14001-2000 на каждом рабочем месте;

-предоставление в установленные сроки бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности и др.

В непосредственном подчинении начальника филиала находятся инженер, главный бухгалтер, ведущий экономист, инспектор по кадрам, товаровед материально-технического снабжения, два маркетолога, старший мастер мясоперерабатывающего цеха, зав. лабораторией, старший мастер-техник, пекарни, контролеры контрольно-пропускного пункта.

Товаровед по материально-техническому снабжению осуществляет поиск и выбор поставщиком сырья для мясного производства и производит расчет потребности в нем, также ведет разработку условий договоров поставки и установление хозяйственных связей с поставщиками, организует контроль за их исполнением.

Маркетолог занимается организацией розничной продажи мясных полуфабрикатов и колбасных изделий, осуществляет прием заявок от розничных торговых объектов, контроль за соблюдением правил торговли, качеством торгового обслуживания, повышением культуры торговли. В целях расширения рынка сбыта, реализации товаров организуют выездную торговлю. При осуществлении выпуска новых видов продукции изучают спрос на потребительском рынке.

Проведем анализ основных показателей хозяйственной деятельности филиала «Производственный комбинат», данные представим в таблице 2.1


Таблица 2.1 Основные показатели хозяйственной деятельности филиала «Производственный комбинат»» за 2009-2011 гг.

ПоказателиГодТемп роста, %, или отклонение (+/-)2009 г.2010 г.2011 г.2011 к 2010 гг.2011 к 2009 гг.1 Выручка от реализации, млн р.: 1.1 в действующих ценах 1.2 в сопоставимых ценах8946 89469722 852812491 7024128,5 82,3139,6 78,52. Объем производства продукции, млн р.: 2.1 в действующих ценах 2.2 в сопоставимых ценах6203 62036501 570310435 5868160,5 102,9168,2 94,63. Себестоимость реализованной продукции: 3.1 сумма, млн р. 3.2 уровень, % (стр. 3.1: стр. 1.1)

1008198 91,69405 96,711958 95,7127,2 -1,0145,5 +4,14 Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки: 4.1 сумма, млн р. 4.2 уровень, % (стр. 4.1: стр. 1.1) 100946

,6959

,81458

,7152,0

+1,9154,1

+1,645 Прибыль, млн р.-2050-2877-4583159,0223,06 Прибыль от реализации продукции, млн р.-1323-2232-3392151,9256,47. Рентабельность, %: итоговая (стр. 5: стр. 1.1) 100

реализации (стр. 6: стр. 1.1) 100

расходов (стр. 6: стр. 3.1) 100-22,9 -14,8 -16,1-29,5 -23,0 -23,7-36,7 -27,2 -28,37,2 4,2 4,613,8 12,4 12,2

Анализ основных показателей хозяйственной деятельности филиала «Производственный комбинат» позволил определить: выручка от реализации продукции за анализируемый период 2009-2011 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так выручка от реализации продукции в действующих ценах 2011 г. по отношению к 2010 г. возросла на 28,5% и составила 2769 млн. р., по отношению к 2009 г. выручка от реализации возросла на 39,6%. В сопоставимых ценах выручка от реализации продукции сократилась: в 2011 г. по отношению к 2010 г. выручка сократилась на 17,7% и составила 7024 млн. р., а по отношению к 2009 г. сокращение выучки от реализации продукции в сопоставимых ценах составило 39,3%. Увеличение выручки от реализации продукции в действующих ценах обусловлено увеличением объемов производства продукции за период 2009-2011 гг.

Объем производства продукции в действующих ценах увеличился, так в 2011 г. по отношению к 2010 г. объем производства продукции возрос на 60,5%, а по отношению к 2009 г. на 68,2%. В сопоставимых ценах объем производства продукции в 2011 г. о отношению к 2010 г. возрос на 2,9%, а по отношению к 2009 г. снизился на 5,4%. Увеличение объемов производства продукции произошло за счет увеличения спроса на производимую продукцию. Сокращение объемов производства в сопоставимых ценах обусловлено увеличением уровня инфляции за период 2010-2011 гг.

Себестоимость реализованной продукции в 2011 г. по отношению - к 2010 г. возросла на 27,2% и составила 11958 млн. р., а по отношению к 2009 г. гг. себестоимость реализованной продукции увеличилась на 45,5%. На увеличение себестоимости продукции отрицательно повлиял рост цен на сырье и материалы, увеличение затрат на оплату труда, затраты на электроэнергию.

Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки увеличились на 52% и в 2011 г. составили 1458 млн. р., а по отношению к 2009 г. возросли на 54,1%, это обусловлено, прежде всего, увеличением выручки от реализации продукции.

Отрицательной тенденцией можно отметить снижение показателя прибыли, так в 2009 г. убыток составил 2050 млн. р., а к 2011 г. Убыток сократился в 2,2 раза и составил 4583 млн. р. Снижение прибыли обусловлено увеличением себестоимости реализованной продукции и увеличением расходов. Так же наблюдается сокращение прибыли от реализации продукции в 2011 г. по отношению к 2010 г. Убыток возрос в 1,5 раза и составил 3392 млн. р., а по отношению к 2009 г. Убыток увеличился в 2,5 раза.

Отрицательная прибыль отрицательно повлияла на такие показатели как: итоговая рентабельность, рентабельность от реализации и рентабельность расходов.

Итоговая рентабельность за анализируемый период отрицательная и в 2011 г. составила -36,7%.

Рентабельность реализации так же отрицательная и в 2011 г. составила -27,2%. Данное снижение обусловлено увеличением уровня себестоимости реализованной продукции и снижением спроса на предлагаемую продукцию среди населения.

Рентабельность расходов в 2011 г. составила -28,3% что на 4,2% больше чем в 2010 г., вследствие увеличения совокупных расходов.

Рассмотрим формирование прибыли в филиале «Производственный комбинат» за период 2009-2011 гг., данные представим в табл. 2.2.


Таблица 2.2 Формирование прибыли в филиале «Производственный комбинат» за 2009-2011 гг.

ПоказателиГодТемп роста, %, или отклонение (+/-)2009201020112011 к 2010 гг.2011 к 2009 гг.1234561 Выручка от реализации продукции, млн р.8946972212491128,5139,62 Налоги, уплачиваемые за счет выручки, млн р.9469591458152,0154,13 Себестоимость реализованной продукции: сумма, млн р.8198940511958127,2145,54 Другие расходы (управленческие расходы и расходы на реализацию): сумма, млн р. уровень, %-2,03,0150,0-5 Прибыль от реализации произведенной продукции: сумма, млн р. удельный вес в прибыли, %-1323-2232-3392151,9256,46 Прибыль от реализации в других отраслях: сумма, млн р. удельный вес в прибыли, %-----7 Прибыль от реализации (стр. 5 + стр. 6) сумма, млн р. уровень, % удельный вес в прибыли, %-1323-2232-3392151,9256,4

Прибыль от реализации за анализируемый период изменялась следующим образом: в 2009 г. прибыль от реализации продукции отрицательная и составила -1323 млн. р., в 2011 г. по отношению к 2010 г. отрицательная прибыль возросла в 1,5 раза, а по отношению к 2009 г. в 2,5 раза. Снижение показателя прибыли обусловлено увеличением затрат на производство продукции и сокращение спроса на продукцию и увеличением расходов на реализацию.

Прибыль от операционных расходов и доходов в 2009 г. составила -6 млн. р., так как операционные расходы превысили доходы на 6 млн. р., в 2010 г. отсутствовала, так как предприятие не получает прибыли от процентов, доходов от участия в создании других организаций, доходов от операций с активами. Так же на предприятии отсутствуют операционные расходы. В 2011 г. составила -1 млн. р.

Прибыль от внереализационных доходов и расходов за период 2009-2011 гг. изменялась следующим образом: в 2011 г. прибыль составила -1192 млн р., что в 1,8 раза больше по отношению к 2010 г. В 2009 г. прибыль также отрицательная и составила -721 млн р. так как внереализационные расходы, превысили доходы. Отрицательная прибыль от внереализационных расходов и доходов обусловлена расходами от долевого участия в других предприятиях, от сдачи имущества в аренду, т.е. других расходов от операций, не связанных с производством и реализацией продукции, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытка.

Прибыль в 2011 г. составила -4583 млн. р., что на 59% больше, чем в 2010 г. и в 2,2% больше по отношению к 2009 г. Отрицательная прибыль показывает, что в целом предприятие не рентабельно, так как не приносит прибыль от своей деятельности.

Рассмотрим показатели рентабельности в филиале «Производственный комбинат» за период 2009-2011 г., данные представим в табл. 2.3.


Таблица 2.3. Показатели рентабельности филиала «Производственный комбинат» за 2009-2011 гг.

ПоказателиГодТемп роста, %, или отклонение (+/-)2009201020112011 к 2010 гг.2011 к 2009 гг.1 Итоговая рентабельность, %-22,9-29,5-36,7+7,2+13,82 Рентабельность продаж, %-14,7-22,9-27,2+4,3+12,53 Рентабельность трудовых ресурсов, %:по прибыли-102,3 -113,1-111,8 -1,27 +9,54 Рентабельность капитала, %:по прибыли-40,3-42,3-31,0-11,3-9,35 Рентабельность основного капитала, %: по прибыли-56,2-59,6-37,2-22,4-19,06 Рентабельность оборотного капитала, %: по прибыли-143,2 -146,3 -186,7 +40,4 +43,5 7 Рентабельность себестоимости реализованной продукции, %-16,1-23,7-28,3+4,6+12,28 Рентабельность экономических ресурсов, %: - по прибыли-28,9-21,6-24,3-2,7+4,69 Прибыль, млн р.-2050-2877-4583159,0223,010 Прибыль от реализации, млн р.-1323-2232-3392151,9256,411 Чистая прибыль, млн р.-2050-2877-4583159,3223,612 Фонд заработной платы, млн р.2002,42544,64098,413 Среднегодовая стоимость капитала, всего, млн р., в т.ч.: 13.1 основного 13.2 оборотного5079 3647 14326795 4829 196614770 12316 2454217,4 255,0 124,8290,8 337,7 171,414 Себестоимость реализованной продукции, млн р.8198940511958127,2145,515. Среднегодовая стоимость экономических ресурсов, млн р. (стр. 12 + стр. 13)7081,41359018868,4138,8266,516. Выручка от реализации продукции, млн р.8946972212491128,5139,6

Анализ показателей рентабельности филиала «Производственный комбинат» за период 2009-2011 гг. показал, что предприятие работает не эффективно, так как несмотря на увеличение показателей выручки и объемов производства продукции предприятие несет убытки, прибыль отрицательная, показатели рентабельности отрицательные и ежегодно отрицательная рентабельность не только сохраняется, но и увеличивается.

Показатель итоговой рентабельности отрицателей и свидетельствует о том, что деятельность предприятия не приносит положительных результатов. Так итоговая рентабельность в 2011 г. отрицательная и составила -36,7%, что на 7,2% больше чем в 2010 г., по отношению к 2009 г. отрицательная рентабельность возросла на 13,8%

Снижение рентабельности продаж свидетельствует о снижении конкурентоспособности выпускаемой продукции и соответственно увеличению снижению спроса на продукцию.

Снижение рентабельности трудовых ресурсов свидетельствует об ухудшении эффективности использования трудовых ресурсов.

Рентабельность капитала характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал, так как рентабельность капитала отрицательная, следовательно прибыль прибыль на вложенный капитал сокращается.

Рентабельность основного капитала по прибыли в 2011 г. увеличилась на 4% по отношению к 2010 г., и сократилась на 30% по отношению к 2009 г.

Рентабельность оборотного капитала в 2011 г. по отношению к 2010 г. возросла на 25%, а по отношению к 2009 г. сократилась на 16,7%.

Рентабельность себестоимости реализованной продукции за период 2009-2011 гг. снижалась, снижение показателя рентабельности затрат свидетельствует о снижении окупаемости расходов.

Рентабельность экономических ресурсов по прибыли в 2009 г. г. составил -28,9%, в 2010 г. показатель снизился до -21,6%, а в 2011 г. показатель возрос на 4,6 п.п. и составил - 24,3%. Показатель также отрицательный, что является негативным фактором

Рассмотрим динамику, состав и структуру себестоимости производства и реализации продукции филиала «Производственный комбинат» за период 2009-2011 гг., данные представим в табл. 2.4


Таблица 2.4 Состав и структура себестоимости производства и реализации продукции филиала «Производственный комбинат» за 2010-2011 гг.

ПоказателиГодТемп роста, %, или отклонение (+/-)2010 г2011 г2010к 2009 гг.1 Сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты:3666,02826,077,01 Сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты: сумма, млн р. удельный вес, %3666,0 46,92826,0 30,477,0 -16,55 Электрическая энергия сумма, млн р. удельный вес, %211,5 2,7494,8 5,3 233,9 +2,66 Тепловая энергия сумма, млн р. удельный вес, %71,4 0,9117,0 1,2163,8 +0,38 Расходы на оплату труда сумма, млн р. удельный вес, %2225,0 28,43411,0 36,6153,3 +8,29 Отчисления на социальные нужды сумма, млн р. удельный вес, %920,0 11,81386,0 14,9150,6 +3,110 Амортизация основных фондов сумма, млн р. удельный вес, %292,6 3,7437,8 4,7149,6 +1,011 Прочие затраты сумма, млн р. удельный вес, %414,7 5,3584,9 6,3141,0 +2,012 Расходы на реализацию продукции сумма, млн р. удельный вес, %11,2 0,1441,9 0,45374,1 +0,3113 Полная себестоимость товарной продукции сумма, млн р. удельный вес, %7812,4 100,09299,6 100,0119,0 -

Анализ состава и структуры себестоимости производства и реализации продукции филиала «Производственный комбинат» за период 2010-2011 гг. позволил определить следующее: основная доля затрат в общей структуре себестоимости приходится на сырье и материалы, около 30-45% так же расходы на оплату труда 30-40% и отчисления на социальные нужды 10-15%, затраты на покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты 40%.

Доля затрат на сырье и материалы за анализируемый период снизилась, так в 2010 г. затраты на сырье и материалы составляли 46,9%, а в 2011 г. затраты снизились и составили 30,4%.

Возросли затраты на тепловую и электрическую энергию, на увеличение данных показателей повлиял фактор увеличения тарифов на данные услуги. Так на тепловую энергию затраты увеличились на 63% по удельному весу на 1,3%, на электрическую энергию на в 2,3 раза, по удельному весу на 2,6%.

Так же можно отметить увеличение расходов на оплату труда, так в 2011 г. по отношению к 2010 г. расходы возросли на 53,3%, поудельному весу в 2010 г. 28,4%, а в 2011 г. 36,6%, что на 8,2% больше чем в 2010 г. В общей структуре себестоимости, соответственно возросли и отчисления на социальные нужды. Увеличение затрат на оплату труда оказывает положительное влияние на повышение удовлетворенности работающего персонала и соответственно способствует повышению производительности труда. Однако увеличение затрат на оплату труда может увеличить конечную стоимость изделия, за счет увеличения себестоимости продукции.

Затраты на амортизацию основных фондов в 2011 г. по отношению к 2010 г. возросли на 49,6%, по удельному весу на 1, % и составили 4,7 в общей структуре себестоимости.

Прочие затраты также увеличились и в 2011 г. составили 6,3% по удельному весу в общей структуре себестоимости, по сумме прочие затраты возросли на 41%.

Расходы на реализацию продукции возросли с 11,2 млн. р. до 41,9 млн. р, что в 3,7 раза больше по отношению к 2010 г., по удельному весу на 0,31%

Таким образом, полная себестоимость товарной продукции возросла на 19%, в основном за счет увеличения затрат на оплату труда, прочих затрат и затрат на тепловую и эклектическую энергию.

Проведем анализ динамики кадрового состава филиала «Производственный комбинат» по категориям персонала и уровню образования. Результаты расчетов оформим в таблицах 2.5 и 2.6


Таблица 2.5 Динамика численности работников по категориям персонала филиала «Производственный комбинат» за 2009-2011 гг.

Наименование позицийЕд.изм.ГодыТемп роста, %2009201020112011 к 2010 гг.2011 г. к 2009 г.Среднесписочная численность работающих, всегочел.109113137121,2125,7в том числе:-Служащиечел.353539111,4111,4Руководителичел.121011110,097,7Специалистычел.232528112,0121,7другие служащиечел.-----Рабочиечел.747898125,6132,4Примечание: Источник: Собственная разработка на основании данных: «Отчет по труду и заработной плате» (форма 1-Т)


Анализ динамики численности работников по категориям персонала показал что среднесписочная численность за анализируемый период возросла, так в 2009 г. среднесписочная численность составляла 109 чел., а к 2011 г. численность возросла на 25,7% и составила 137 чел.

Численность служащих в филиале за период 2009-2011 г. увеличилась на 11,4% в основном за счет руководителей в 2010 г. на 10,0% и специалистов в 2011 г. по отношению к 2010 г. на 12,0% и в 2011 г. по отношению к 2009г. на 21,7%

В 2011 г. по отношению к 2009 г. численность рабочих возросла на 32,4% и составила 98 чел., а в 2011 г. по отношению к 2010 г. численность основных рабочих возросла на 25,6%.

Успешность работы предприятия в значительной степени обусловлена количественным и качественным составом кадров, рациональным их использованием, расстановкой по рабочим местам в соответствии с профессией и квалификацией, организацией труда и полнотой использования рабочего времени. В связи с этим большое влияние на эффективность и результативность хозяйственной деятельности оказывает кадровая политика филиала. Рассмотрим общеобразовательный уровень работников филиала «Производственный комбинат» (таблица 2.6).


Таблица 2.6 - Образовательный уровень работников филиала «Производственный комбинат» ОАО «ГомельтранснефтьДружба» за 2010 год

Уровень образованияВсего работников, чел.В том числеруководителейспециалистовслужащихрабочих1. Высшее образование37726-42. Среднее специальное образование2724-213. Профессионально-техническое образование6813-644. Общее среднее611-4Итого:1381134-93

Численность работников филиала «Производственный комбинат» за 2010 год составила 138 человек.

Следует отметить, что удельный вес работников, имеющих высшее образование, составляет 26,8%, которые являются руководителями, специалистами и рабочими в организации, в том числе 4 человека занимают рабочие должности, имея высшее образование. Можно отметить, что удельный вес работников, имеющих высшее образование значительный.

Средне-специальное образование имеют 27 человек, из которых 2 - руководители, 4 - специалисты и 21 чел. занимают рабочие должности. Данный момент в качественном составе работников не достаточно оптимальный, так как преимущественно руководители и специалисты должны иметь высшее образование.

Удельный вес работников имеющих профессионально-техническое образование составляет 49,3%, и преимущественно данный процент работников приходится на рабочие должности. Но нужно отметить, что четыре человека занимают руководящие должности. Незначительный удельный вес 4,3% приходится на работников, имеющих общее среднее образование.

Таким образом, кадровая служба филиала «Производственный комбинат» должна систематически уделять внимание повышению качественного состава работников, повышению их квалификации согласно должностным инструкциям и требованиям, предъявляемым к современным работникам.

Оптимальный и хорошо подобранный состав работников положительно влияет на скорость принятия решений, оперативность прохождения и получения максимально достоверной коммерческой информации.

С целью определения сильных и слабых сторон организации построим SWOT - матрицу и определим возможности и угрозы


Таблица 2.7 SWOT-анализ «Производственного Комбината» ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

Сильные стороныСлабые стороны1. Наличие достаточно современной технологии при изготовлении продукции; 2. Наличие квалифицированных кадров; 3. использование качественного сырья 4. Широкий ассортимент продукции1. Слабо развиты каналы сбыта продукции; 2. Высокая конкуренция на рынке. 3. Отсутствие четкой стратегии в деятельности предприятия. 6. Деятельность предприятия не приносит прибыль 7. Цена на продукцию увеличиваетсяВозможностиУгрозы1. Освоение новых рынков; 2. Создание более совершенной дилерской сети для реализации всех видов выпускаемой продукции 3 Повышение качества выпускаемой продукции 4. Расширение ассортимента 5. Снижение затрат на продукцию, за счет экономии электроэнергии, тепловой энергии, прочих затрат 6. Развитие рекламной деятельности; 6. Развитие собственной товаропроводящей сети1. Появление новых конкурентов; 2. Сбой в поставках основных видов сырья; 3. Охват более сильными конкурентами основной части рынка сбыта. 4. Неудовлетворенность покупателей качеством продукции

Таким образом, можно отметить, что предприятие, осуществляя свою деятельность, не приносит прибыль, основные показатели деятельности отрицательные, что свидетельствует о том, что предприятие не рентабельно.



3. Анализ товарной политики организации с учетом результатов деятельности на рынке


Анализ ассортимента выпускаемой продукции

Вся производимая продукция филиала «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» изготовлена из высококачественного и экологически чистого сырья, используя в технологии приготовления традиционные рецепты.

Мясоперерабатывающий участок производит около 100 видов колбасных изделий и полуфабрикатов:

Из группы Вареные колбасы и ветчины - производим десять наименований;

Сосиски и шпикачки - пять наименований;

Колбасы варено - копченые, салями - около четырнадцати наименований;

Копчености - шестнадцать наименований;

Полуфабрикаты - тридцать три вида.

Вместе с тем визитной карточкой мясоперерабатывающего цеха продолжают оставаться варено-копченая колбаса «МОСКОВСКАЯ», а также многие виды копченостей и балыков. Основной секрет успеха коллектива состоит в том, что при производстве колбасных изделий используются натуральное отечественное сырье, высококачественные специи и оболочки, которые придают продукции особый вкус и аромат.

Ассортимент производимой продуции нашим общепитом разнообразный начиная от закуски и заканчивая вкусным десертом. Из группы полуфабрикаты предлагаем широкий выбор вареников и пельменей. Бобовичские пельмени, вареники самые вкусные, которые Вы можете найти в магазинах Вашего города. Лучшие сорта муки, необычное сочетание различных категорий свинины и говядины с добавлением лука и специи, это традиции высокого качества и доступных цен. Вареники имеют комбинированную начинку, в состав которой входит (картофель, грибы, капуста, творог), что придает им неповторимый вкус.

Из полуфабрикатов быстрого приготовления предлагаем чебуреки, котлеты, биточки, голубцы (мясные и овощные). Любителям сладкого предлагаеются разнообразные кондитерские изделия: торты и пирожные на основе бисквитных, песочных, заварных, со сливочным, белковыми кремами, а также изделия с орехами, изюмом и фруктовой начинкой (кексы, рулеты булочки и пирожки).

Для анализа структуры ассортимента выпускаемой продукции рассмотрим объем выпуска в натуральном выражении, данные представим в табл. 3.1.


Таблица 3.1 Производство основных видов продукции «Производственного Комбината» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» в натуральном выражении

Вид выпускаемой продукцииГодТемп роста, %2009 г.2010 г.2011 г.тоннтоннтонн.2011 к 2010 гг2011 к 2009 гг.Всего мясо, включая свиные головы41443438588,792,9Мясо, включая с/п 1 кат, всего В то числе мясо:396 382414 399379 36591,5 91,495,7 95,5говядина132111117105,488,6свинина25628824886,196,9с/п 1 кат14151493,3100,0Колбасные изделия, всего В том числе169192194101,0114,8варенные443337112,184,1сосиски и сардельки31252288,070,9полукопченые144848100,0342,9вяленые323150,0100,0варено-копченые278562,518,5продукты из шпика669150,0150,0копченности40706085,7150,0Мясные полуфабрикаты, всего В том числе226176179101,279,2фарш915157111,862,6п/ф натуральные бескост48483981,281,2суп набор и рагу433038126,788,4колбаса сырая44474595,7102,3

Таким образом, можно отметить, что производство продукции в организации «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» сокращается. Так наблюдается сокращение производства мяса, мясных полуфабрикатов, некоторые позиции колбасных изделий. За анализируемый период увеличилось производство колбасных изделий на 14,8%, в том числе полукопченых колбасных изделий, продуктов из шпика, копченостей, также увеличилось производство сырой колбасы.

Товарная номенклатура характеризуется следующими показателями:

широтой - число ассортиментных групп;

глубиной - количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе;

насыщенность - общее число конкретных товаров фирмы;

гармоничность (согласованность) - степень близости различных ассортиментных групп с точки зрения конечного использования товаров, требований к организации производства, каналов распределения или иных показателей.

Для наглядности представления ассортимента «Производственного Комбината» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» необходимо изобразить его графически, рис. 3.1



Широта ассортимента - 3 ассортиментные группы, 3 подгруппы.

Глубина 1 =5

Глубина 2 = 14.

Глубина 3 = 33

Насыщенность = 5+14+33=52 единицы.

Гармоничность равна отношению ассортиментных позиций связанных между собой технологией, потребителями, каналами сбыта или т. п., к насыщенности. Т.к. вся продукция - мясная, то коэффициент гармоничности равен единице (52/52=1).

Для оценки важности ресурсов по степени важности проведем АВС - анализ. Организацию товарной политики, осуществляемой отделом продаж, исследуем через проведение АВС - анализ основной продукции организации «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба». С помощью метода АВС сгруппируем ассортимент продукции в зависимости от его вклада.

А - до 50%;

В-от 50% до 80%

С - от 80% до 100%

Проведем АВС анализ по доле продаж в обороте за период 2011 г. данные представим по продукции организации (таблица 3.2)

Таблица 3.2 Группирование ассортимента по методу ABC

Наименование продукцииОбъем реализации, тоннУд вес, в реализацииНакопленный уд. весЗонаМясо, включая свиные головы38524,824,8АМясо, включая с/п 1 кат37924,449,2Асвинина24815,965,1Вговядина1177,572,6ВП/ф натуральные бескост774,977,5ВКопченности593,881,3СФарш563,684,9СКолбасы483,188,0СКолбаса сырая452,990,9ССуп набор и рагу392,593,4СКолбасы варенные372,495,8ССосиски и сардельки221,497,2Сс/п 1 кат140,998,1СПрочие виды колбас100,698,7СПродукты из шпика90,699,4СКолбасы варено-копченые50,399,8СКолбасы вяленые30,2100СИтого1553100--

Итак, по результатам анализа ассортимента по объему продаж к группе А отнесено две ассортиментные позиции: мясо и мясо с/п 1 категории;

Продукция этой группы требует прямого контроля, так как продукция данной группы обеспечивает 50% объемов продаж.

К группе В-отнесены три ассортиментные позиции: говядина, свинина, полуфабрикаты натуральные бескостные.

Данная группа требует достаточно четкого контроля и достаточно частого наблюдения за количеством, выделенные ассортиментные позиции имеют среднюю степень важности для организации, так как обеспечивают 30% результатов;

К группе С - отнесены двенадцать ассортиментных позиций: копчености, фарш, колбасы, колбаса сырая, суп набор и рагу, колбаса вареная, сосиски и сардельки, с/п 1 категории, прочие виды колбас, продукты из шпика, колбасы варено-копченые, колбасы вяленые.

Контроль, за которыми, должен быть в простом порядке. Так как данные ассортиментные позиции наименее значимы и, обеспечивают оставшихся 20% объемов продаж. Данные ассортиментные позиции нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.

Анализ розничной торговой сети

Розничная торговая сеть филиала «Производственный комбинат» представлена 6 розничными торговыми объектами:

магазин №2 по ул. Базовая, 8А;

магазин «Смачны», с\с Бобовичи,

пос. Дружба, общей площадью 129 м.кв.;

2-мя киосками по ул. Каменщикова, 3 и по ул. Б. Царикова, 1;

павильоном без торгового зала, Речицкое шоссе, территория рынка «Давыдовский»;

павильоном с торговым залом по ул. Фадеева (торговые ряды «Сельмашевские).

С целью увеличения розничного товарооборота проводится сезонная выездная торговля продукцией собственного производства, а так же торговля в праздничные дни. Таким образом, розничная торговая сеть филиала «Производственный комбинат» распределена повсеместно по г. Гомелю, охватывает зоны обслуживания районных рынков. Магазин «Смачны» располагаясь в пос. Дружба с\с Бобовичи, обслуживает сельских жителей данного района, а также работников ОАО «Гомельтранснефть Дружба». В целом, розничная торговая сеть филиала «Производственный комбинат» охватывает достаточно широкую зону обслуживания.

Таким образом, состояние, развитие и эффективное использование основных средств обеспечивает организации хозяйственную самостоятельность.


4. Принятие маркетинговых решений при формировании рациональной товарной политики организации


Таким образом, анализ товарной политики, проведенный в третьей главе позволил определить, что выпускаемая продукция предприятием слабо пользуется спросом среди населения, основная доля продаж приходится на свежее мясо и полуфабрикаты. Такая продукция как колбасы, сосиски, фарш, копчености и прочее не обеспечивают объем продаж и пользуются не значительным спросом. Вследствие снижение спроса на продукцию среди населения, филиал «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» несет убытки.

Таким образом, для совершенствования товарной политики филиала целесообразно предложить ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции.

прежде всего, следует выделить не рентабельные виды продукции, которые не приносят прибыли и снять их с производства (колбасы вялено копченые, колбасы варенные);

рассмотреть возможные варианты снижения себестоимости продукции;

рассмотреть возможные варианты расширения ассортимента выпускаемой продукции.

Для расширения ассортимента выпускаемой продукции, филиалу «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» необходимо начать производство нового вида продукции - сухого корма для кошек «КОТиКОРМ». Филиал «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» никогда не выпускал корм для кошек.

Название нового продукта - это первый и важнейший элемент бренда. Название корма для кошек «КОТиКОРМ» не случайно. Название состоит из двух слов «кот» и «корм» связанных буквой «и», оно подразумевает корм для кошек.

Корм способствует эластичности кожи и блеску шерсти, поддерживает естественный и устойчивый иммунитет питомца. Для полноценного питания кошек необходимо получать питательные вещества в достаточном количестве, а именно: белки, жиры, углеводы, клетчатку, витамины, минеральные вещества, воду. Пища определяет скорость роста и развития питомцев. Еда кошки должна быть концентрированной, состоящей в основном из кормов животного происхождения. Только корм, приготовленный из различных продуктов, способен обеспечить животное полноценным питанием. Корм для кошек - новый продукт для филиал «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Необходимо начать производство корма одного вида - с говядиной. В дальнейшем можно будет расширять ассортимент корма для кошек: с свининной и курицей.

Учитывая всё выше изложенное на филиал «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» ветеринарными специалистами совместно с технологами необходимо разработать рецептуру сухого корма для кошек «КОТиКОРМ». Сухой корм для кошек, сбалансированный по питательным веществам, микро и макро элементам должен производиться без применения химических красителей, консервантов, ароматизаторов. В качестве усилителя вкуса использовать только натуральные продукты из говядины.

Необходимые ингредиенты: Мука кормовая из говядины, кукуруза, рис, продукт соевый кормовой, масло растительное, льняное семя, морковь сушенная, дрожжи пивные, усилитель вкуса для котов, комплекс витаминов и минералов, стабилизатор жира. Содержание питательных веществ: сырой протеин - не менее 26%; сырой жир - не менее 11%; сырая клетчатка - не более 4%; кальций - не менее 0,8%; фосфор - не менее 0,8%; хлорид натрия - не более 0,8%. Необходимые витамины: А - 30 000 МЕ/кг; D3 - 2000 МЕ/кг; Е - 180 мг/кг.

Предлагается к производству сухого корма для котов «КОТиКОРМ» будет расфасовываться по 1, 5, 10, 15 кг в упаковке. Эта наиболее оптимальный объем расфасовки. Вторичная упаковка представляет собой картонные ящики из высококачественного картона, также поставляемые производителем оборудования. Таким образом, продукция филиал «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» будет вполне пригодна и удобна как для целей розничной торговли, так и для транспортировки.

Срок годности предлагаемого к производству продукта при условии его хранения при tє - 2-20 С - более 12 месяцев. Учитывая, что далеко не у всех оптовых покупателей есть возможности для хранения сухого корма, филиал «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» предполагает отпускать продукцию, как крупным оптовым покупателям, так и мелкооптовым.

Цены на сухой корм для кошек «КОТиКОРМ» филиал «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» планируется устанавливать на уровне конкурентов, и даже ниже. Кроме того, для оптовых покупателей будет действовать гибкая система скидок в зависимости от количества закупаемого товара. Сбыт продукции будет осуществляться посредством реализации в торговых точках, а также поставки будут и в другие города, по предварительно заключенным контрактам.

Линия по производству сухого корма для кошек ОЛ2-В необходимо закупить у российской фирмы ООО «Торгсин» со склада в Минске. В комплект входит оборудование для приготовления заготовки, автомат по формовки сухого корма, автомат для высушивания сухого корма, отводящий транспортёр готовой продукции, автомат упаковки. Важной особенностью поставки оборудования является то, что оно состоит из готовых к подключению отдельных агрегатов, собранных в контейнере, благодаря чему технологическая линия может монтироваться очень быстро, что очень удобно при её перегрузке, расходы при погрузочно-разгрузочных работах минимизированы. Общая стоимость закупаемого оборудования представлена в табл. 4.1.


Таблица 4.1 Стоимость, закупаемого оборудования

Наименование приобретённого оборудованияСтоимость с учётом НДС, млн. руб.Линия по производству сухого корма ОЛ2-В (комплект)437,50Итого437,50

Денежные средства будут привлекаться в кредит в банке на два года под 20% годовых. Это низкий процент кредита. В настоящее время в Республике Беларусь финансовый кризис и действующие процентные ставки по кредитам более 40%. Такие высокие кредитные ставки сделают проект экономически нецелесообразным. Объем производства нового вида составит 6 т/год.

Для финансирования проекта необходимо 437,50 млн. руб., которые будут направлены на приобретение оборудования.

Источником финансирования данного проекта является кредит банка в размере 437,5 млн. руб., выдаваемый сроком на два года под 30% годовых. Погашение кредита будет происходить равными взносами в конце каждого месяца.

Планируется, что в первый год предприятие выпустит и реализует 60 тонн корма, среднерыночная цена составляет 160 тыс. руб. за 10 кг.

Определим выручку от реализации корма: 40*160,0*100 = 640 000 тыс. руб.

Для определения срока окупаемости и выгодности предлагаемого мероприятия будет использоваться методика определения чистого дисконтированного дохода. Он характеризует интегральный эффект от реализации проекта и определяется как величина, полученная дисконтированием (при постоянной ставке процента отдельно от каждого года) разницы между всеми годовыми оттоками и притоками реальных денег, накапливаемых в течении горизонта расчета проекта:


ЧДД = , (4.1)


где Пt - чистые потоки наличности в годы t = 1, 2, 3,…, Т, ден. ед.;

Т - горизонт расчета.

Формула по расчету ЧДД можно представить в следующем виде:


ЧДД = П0 + П1 * К1 + П2 * К2 + … + Пt * КТ (4.2)


Чистый дисконтированный доход показывает абсолютную величину прибыли приведенной к началу реализации проекта, и должен иметь положительное значение, иначе инвестиционный проект нельзя рассматривать как эффективный

Процентная ставка, взятая для расчета ставки дисконта, равна 30%.

Где r - процентная ставка (28%);

t - порядковый номер года, для которого рассчитывается корректирующий коэффициент (t = 1, 2, 3, 4, 5).

Результаты расчета представлены в табл. 4.2.


Таблица 4.2 - Расчет чистого дисконтированного дохода

ПоказателиГодыИтого20132014201520162017Объем вложений, млн. руб.437,5----437,5Доход, млн. руб.-6406406406403200Ставка дисконта, d10,590,450,350,27-Расчетная дисконт. стоимость, млн. руб.-377,6288224172,81062,4Чистый дисконтированный доход, млн. руб.-437,559,9149,5213,5264,7687,6

Как видно из табл. 4.2, организация окупит свои вложения на втором году (2014 г.) после вложения денежных средств сумма чистого дисконтированного дохода в 2014 г. составит 59,9 млн. руб.

За пять лет (к 2015 г.) организация получит чистый доход в размере 687,6 млн. руб. Следовательно, можно сделать вывод, что предложенное мероприятие является прибыльным, и организация может смело вкладывать в него деньги.

Таким образом, можно сказать, что совершенствование товарной политики филиала позволит повысить спрос на продукцию филиала, привлечь дополнительное число потенциальных покупателей и увеличить продажи продукции.


Заключение


Товарная политика - это комплексное понятие, включающее в себя ассортиментную политику, создание новых товаров и запуск их в производство, исключение из планов товаров, потерявших потребительский спрос, модификацию товаров, вопросы упаковки, товарного знака и наименование товара.

Продукция Производственного комбината отличается высоким уровнем вкусовых свойств и огромным выбором. Помимо вкусной и недорогой продукции, доступной любым покупателям, комбинат выпускает мясные деликатесы, а также эксклюзивную продукцию, копчености, без которых невозможно представить ни одного торжества.

Анализ основных показателей хозяйственной деятельности филиала «Производственный комбинат» позволил определить, что филиал выпускает продукцию, наращивая объемы производства. Однако, несмотря на увеличение объемов производства, снижается прибыль от реализации продукции и чистая прибыль предприятия.

Негативным моментом было отмечено увеличение себестоимости реализованной продукции, на увеличение себестоимости продукции отрицательно повлиял рост цен на сырье и материалы, увеличение затрат на оплату труда, затраты на электроэнергию. Полная себестоимость товарной продукции возросла на 19%, в основном за счет увеличения затрат на оплату труда, прочих затрат и затрат на тепловую и эклектическую энергию.

Анализ состава и структуры себестоимости производства и реализации продукции филиала «Производственный комбинат» позволил определить следующее: основная доля затрат в общей структуре себестоимости приходится на сырье и материалы, около 30-45% так же расходы на оплату труда 30-40% и отчисления на социальные нужды 10-15%, затраты на покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты 40%.

Отрицательная прибыль отрицательно повлияла на такие показатели как: итоговая рентабельность, рентабельность от реализации и рентабельность расходов.

Как показал анализ товарной политики во второй главе «Производственный Комбинат» ОАО «Гомельтранснефть Дружба» выпускает достаточно широкий ассортимент мясной продукции, для производства продукции используется качественное сырье, основная доля выпускаемой продукции высшего сорта. Однако, несмотря на это, комбинат несет убытки от своей деятельности, производство продукции снижается, объем реализации продукции в натуральном выражении снижается.

Широта ассортимента - 4 ассортиментных групп, 13 подгрупп, насыщенность 57 единиц.

Для оценки важности ресурсов по степени важности был проведен АВС - анализ по доле продаж в обороте за период 2011 г.

Итак, по результатам анализа ассортимента по объему продаж к группе А отнесено две ассортиментные позиции: мясо и мясо с/п 1 категории;

Продукция этой группы требует прямого контроля, так как продукция данной группы обеспечивает 50% объемов продаж.

К группе В-отнесены пять ассортиментных позиций: говядина, свинина, с/п 1 категории, колбасы вареные, сосиски и сардельки.

Данная группа требует достаточно четкого контроля и достаточно частого наблюдения за количеством, выделенные ассортиментные позиции имеют среднюю степень важности для организации так как обеспечивают 30% результатов;

К группе С - отнесены десять ассортиментных позиций: колбасы вяленые, колбасы варено-копченые, продукты из шпика, копчености, прочие виды колбас, фарш, п/ф натуральные бескост, суп набор и рагу, колбаса сырая. Контроль, за которыми, должен быть в простом порядке. Так как данные ассортиментные позиции наименее значимы и, обеспечивают оставшихся 20% объемов продаж. Данные ассортиментные позиции нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.

Анализ розничной торговой сети филиала «Производственный комбинат» представлена 6 розничными торговыми объектами:
- магазин №2 по ул. Базовая, 8А;
магазин «Смачны», с\с Бобовичи,

пос. Дружба, общей площадью 129 м.кв.;

2-мя киосками по ул. Каменщикова, 3 и по ул. Б. Царикова, 1;

павильоном без торгового зала, Речицкое шоссе, территория рынка «Давыдовский»;

павильоном с торговым залом по ул. Фадеева (торговые ряды «Сельмашевские).

По результатам сильных и слабых сторон были предложены мероприятия по совершенствованию товарной политики в филиале, планирование ассортимента выпускаемой продукции, открытие фирменной торговой точки.



Список использованной литературы

маркетинговый решение товарный рынок

1.Акулич И.Л. Маркетинг: Учебник.3-е изд.-Мн.: Выш.шк., 2007. - 463 с.

2.Анализ спроса продукции и рынков сбыта / А.С. Чернобривец // Экономика. Финансы. Управление. - 2005. - №5. - С. 40 - 44.

.Анализ товарной политики/ А.Б. Вербицкая/ / Марктиг реклама и сбыт, №1, С. 25-28.

.Армстронг, Г. Введение в маркетинг. / Г. Армстронг, Ф. Котлер. - М.: Вильямс, 2007. - 824 с.;

.Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник / Александр Фёдорович Барышев. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

.Бейкер, М. Теория маркетинга. / М. Бейкер. - М.: Питер, 2002. - 464 с.;

.Беляев В.И. «Маркетинг: основы теории и практики». Москва, 2007

.Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: учебное пособие. - М.:Издательство ПРИОР, 2002. - 128 с

.Дейан А. Изучение рынка / Пер. с франц. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2008 г.

.Информационный ресурс агропромышленного комплекса Республики Беларусь [Электронный ресурс] / УП «ГИВЦ Минсельхозпрода». - Минск, 2008. - Режим доступа: http://www.givc.by/. - Дата доступа: 10.04.08.

.Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер. - М.: Питер, 2008. - 813 с.;

.Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 367 с.

.Министерство статистики и анализа Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс] / Статистическая информация. - Минск, 2008. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php. - Дата доступа: 11.04.08.

.Овечкина О.М. Основы маркетинга: Учеб. пособие. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2004. -288 с.

.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.

.Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. - М.: Финансы и статистика, 2007.

.Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник для программы МВА. / Б.А. Соловьев. - М.: Инфра-М, 2008. - 379 с.;

.Статистический ежегодник Республики Беларусь. / Министерство статистики анализа Республики Беларусь - Мн.: Информстат., 2011.

.Товарная стратегия предприятия/ В.А. Белая // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011 г. - №3. с.

.Рынок, маркетинг, менеджмент. Учебное пособие/ А.И. Савинский, В.И. Ежель, А.И. Капштык, З.М. Мадаев - Мн.: Ураджай, 2007.

.Сабецкая Г.Н. Рыночная модель конкурентоспособности продукции // Маркетинг. - 2006. - №1. - С. 24-51

.Фролькис В.А. Введение в теорию и методы оптимизации для экономистов. 2-е изд. - СПб: Питер, 2009.

.Ходеев Ф.П. Маркетинг для студентов средних специальных учебных заведений - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 224 с.

.Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. - М.: Финансы и статистика, 2009.

.Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 156 с