Тема: Анализ розничного товарооборота на примере предприятия ООО "Климат Комфорт"

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Эктеория

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра Экономического анализа и статистики








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности»

на тему: Анализ розничного товарооборота на примере предприятия ООО «Климат Комфорт»




Выполнила

Ганина Наталья Григорьевна

Научный руководитель

Ярыгина Татьяна Александровна



Пермь 2013 г.

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические основы розничного товарооборота

.1Понятие и характеристика розничного товарооборота

.2Задачи и методика анализа розничного товарооборота

Глава 2. Анализ розничного товарооборота ООО «Климат Комфорт»

.1 Краткая характеристика ООО «Климат Комфорт»

.2 Анализ товарооборота ООО «Климат Комфорт»

Глава 3. Анализ выявленных резервов и мероприятия по увеличению розничного товарооборота

.1 Мероприятия по увеличению розничного товарооборота

.2 Пути повышения товарооборота на ООО «Климат Комфорт»

Заключение

Список литературы


Введение


Рынок представляет собой социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ через процесс взаимного приспособления. Заключительной фазой обращения предметов личного потребления, где происходит реализация товаров и услуг в обмен на денежные доходы населения является розничная торговля, которая в большинстве своем осуществляется через магазины.

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и плана экономического и социального развития государства в целом. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Анализ розничного товарооборота позволяет изучить динамику и процент выполнения планов, влияние на него различных факторов, таких как производительность труда, численность работников предприятия, эффективность использования торговых площадей, робота поставщиков, политика руководства предприятия.

Анализ розничного товарооборота в данной работе проводится на примере предприятия ООО «Климат Комфорт». Объектом исследования является его деятельность по реализации товаров. И, следовательно, основная цель курсовой работы - проанализировать розничный товарооборот предприятия ООО «Климат Комфорт» и выявить резервы его роста.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать комплекс следующих задач:

?дать понятие и характеристику розничного товарооборота;

?выявить задачи анализа;

?рассмотреть методику его выполнения;

?дать краткую характеристику ООО «Климат Комфорт», в том числе его экономических показателей;

?проанализировать выполнение плана и динамику товарооборота торгового предприятия, и влияние на него основных факторов, выявить резервы;

?обобщить неиспользованные возможности увеличения объема продаж и дать рекомендации.

Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты розничного товарооборота, используемая методика его анализа. Вторая глава аналитическая: на примере ООО «Климат Комфорт» проанализирован розничный товарооборот за 2012 год. При анализе использованы методы факторного анализа: абсолютных разниц и цепных подстановок. Третья глава рекомендательная.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что глубокое изучение и осмысление изложенного в работе материала, применение его на практике может усовершенствовать организацию деятельности ООО «Климат Комфорт», а, следовательно, и эффективность функционирования организации в целом.

При освящении теоретических вопросов были использованы различные справочные и учебные пособия. Информационной базой анализа являлась бухгалтерская и статистическая отчетность организации, на основании которой был проведен анализ по методике, приведенной в учебнике «Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли» под редакцией А.Н. Соломатина.


Глава 1. Теоретические основы розничного товарооборота


.1 Понятие и характеристика розничного товарооборота


Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.

Розничный товарооборот - это выручка от продажи непосредственно населению потребительских товаров для личного потребления, как за наличный расчет, так и за расчетные чеки учреждений банков, посредством организованного потребительского рынка всеми действующими предприятиями, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования, а также выручка, полученная через кассу неторговых предприятий от продажи непосредственно населению товаров собственного изготовления, закупленных на стороне или полученных по бартеру.

В розничном товарообороте учитывается продажа потребительских товаров:

юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на продовольственных, вещевых и смешанных рынках.

Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (счета) или заменяющего чек документа.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении, качественная - структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Товарная структура розничного товарооборота торгового предприятия включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.

Объем розничного товарооборота представляет собой важнейший количественный показатель деятельности торговой организации, который влияет на величину валового дохода и в конечном итоге прибыли предприятия, поэтому должен подвергаться детальному анализу.


1.2 Задачи и методика анализа розничного товарооборота


Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торг организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи анализа:

?проверка обоснованности плановой величины товарооборота;

?проверка выполнения плана товарооборота в целом за отчетный период (год, полугодие, квартал, месяц) а также по отдельным составляющим данного периода;

?изучение динамики розничного товарооборота, т. е. изменения его объема по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

?рассмотрение состава товарооборота;

?изучение структуры розничного товарооборота;

?факторный анализ товарооборота;

?выявление резервов увеличения объема розничного товарооборота.

Источниками информации для анализа розничного товарооборота являются плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация. Важнейшими первичными документами служат товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки.

Анализ товарооборота следует начинать с оценки выполнения плана. При этом определяется сумма перевыполнения (недовыполнения) и процент его выполнения:


? П(Н) = Тф - Тп, (1.1)


где ?П(Н) - сумма перевыполнения (недовыполнения) плана товарооборота, руб.;

Тф - фактический объем товарооборота, руб.;

Тп - плановый объем товарооборота, руб.


Т% = Тф/Тп*100 (1.2)


где Т% - процент выполнения плана товарооборота.

Анализ равномерности выполнения плана товарооборота за отдельные периоды времени осуществляется с помощью расчета коэффициента равномерности:


Р = 100 - V, (1.3)


где Р - коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота, %; V - коэффициент вариации выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %.

= ?x / Хср, (1.4)


где ?х - среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %; Хср - средний процент выполнения плана товарооборота.

?x=, (1.5)


где Хi - процент выполнения плана товарооборота за i-ый период.

Этот коэффициент характеризует равномерность выполнения плана товарооборота относительно среднего уровня этого показателя по торговой сети потребительского общества. Он учитывает как негативные (недовыполнение плана), так и положительные (перевыполнение) отклонения.

В процессе анализа динамики товарооборота определяются:

сумма увеличения (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:


?УВ(УМ) = Т1 - Т0, (1.6)


где ?УВ(УМ) - сумма увеличения (уменьшения) товарооборота, руб.; Т1 - объем товарооборота в отчетном году, руб.;

Т0 - объем товарооборота в прошлом году, руб.;

темп роста (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:


%Р(У)= Т1 / Т0 * 100, (1.7)


где %Р(У)- темп роста (уменьшения) объема товарооборота, %;

Т1, - объем товарооборота в отчетном году, руб.;

Т0 - объем товарооборота в прошлом году, руб.

Анализ товарооборота следует проводить не только в целом по торговому предприятию, но и в разрезе структурных подразделений (филиалов, секций), отдельных товарных групп, то есть по ассортиментной структуре.

В ходе анализа структуры товарооборота определяется выполнение плана реализации по отделам, секциям, товарным группам, выявляется тенденция их оборотов, определяется удельный вес реализации в общем объеме товарооборота, рассчитывается коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте в целом по торговому предприятию:


Кс.с=, (1.8)


где Кс.с - коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте, %;

- удельный вес товарооборота i - ой товарной группы в общем объеме товарооборота в отчетном году, %;

- удельный вес товарооборота i - ой товарной группы в общем объеме товарооборота в прошлом году, %;- количество товарных групп.

Если значение данного коэффициента равно 0, то сдвиги в структуре товарооборота отсутствуют. Верхней границы изменения коэффициента не имеют: чем больше изменение структуры, тем выше значение коэффициента.

На объем товарооборота торгового предприятия оказывает влияние большое число факторов. В практике экономического анализа их принято подразделять на три группы:

?факторы, связанные с товарными ресурсами;

?факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;

?факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы.

Факторы, связанные с товарными ресурсами, влияют на объем товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало и конец года, поступление товаров и их выбытие. Между указанными величинами имеется определенная взаимосвязь, выражаемая формулой товарного баланса:


Зн + П= Р + В + 3к, (1.9)


где Зн - запасы на начало года, руб.;

П - поступление товаров, руб.;

Р - объем товарооборота, руб.;

В - выбытие товаров, руб.;

Зк - запасы на конец года, руб.

Преобразуя данную взаимосвязь можно получить балансовую формулу товарооборота:


Р = Зн +П - В - 3к (1.10)


Изменение каждого из слагаемых соответствующим образом влияет на объем товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров. Их уменьшение, наоборот, способствует сокращению объема товарооборота.

Уменьшение выбытия товаров, сокращение их конечных запасов повлияет положительно на сумму реализации; увеличение же отрицательно сказывается на величине объема товарооборота.

Рассматривая направления влияния (+; -) данных факторов, необходимо учитывать доброкачественность поступающих товаров во всем ассортименте и требуемых количествах. Тот же подход соблюдается в отношении товаров в запасах. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние, может перейти в разряд отрицательных.

Влияние на объем товарооборота торгового предприятия факторов, связанных с товарными ресурсами, определяется способом разниц или цепных подстановок.

В первом случае находятся отклонения между показателями отчетного и прошлого года, а затем определяется направление влияния фактора на увеличение или уменьшение объема товарооборота. Причем следует учитывать, что направление влияния на объем товарооборота изменения выбытия товаров и запасов товаров на конец года меняется на противоположное.

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов (Этов), который определяют по формуле:


Этов= , (1.11)


где, Зн - запасы товаров на начало отчетного периода;

П - поступление товаров;

Р - розничный товарооборот;

В - прочее выбытие товаров;

Зк - запасы товаров на конец отчетного периода.

Этов показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

При анализе могут определяться обратный показатель эффективности использования товарных ресурсов, то есть объем товарных ресурсов на 1 рубль розничного товарооборота, а также частные показатели эффективности их использования. К частным показателем эффективности использования товарных ресурсов относится доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объеме товарооборота.

Также при анализе розничного товарооборота целесообразно проанализировать товарооборачиваемость. Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарных запасов. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия [6].

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по следующим формулам:


Вдн. = (Зср. х Д) / ТО, (1.12)

Вдн. = Зср. / ТОдн., (1.13)


где Вдн. - товарооборачиваемость в днях;

Д - количество дней анализируемого периода (год - 360 дней, квартал - 90 и месяц - 30 дней);

ТО - розничный товарооборот за изучаемый период;

ТОдн. - среднедневной объем розничного товарооборота;

Зср. - средние товарные запасы.

Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по следующим формулам:


Воб.= ТО / Зср., (1.14)

Воб.= Д / Вдн., (1.15)


где Воб. - товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров).

Значительное влияние на объем товарооборота торгового предприятия оказывают трудовые факторы: численность работников и производительность их труда. Модель имеет вид:


ТО= В х Ч, (1.16)


где ТО - объем товарооборота, руб.;

Ч - среднесписочная численность работников, чел.;

В - производительность труда одного работника, руб.

Объем розничного товарооборота в значительной степени зависит от потенциала торгового предприятия: наличия торговых площадей, оборудования, механизмов и эффективности их использования.

Модель, характеризующую объем товарооборота торгового предприятия в зависимости от эффективности использования площади торгового зала, может быть выражена следующим образом:

ТО = H * S, (1.17)


где ТО - объем товарооборота предприятия, руб.; - торговая площадь предприятия, кв.м.;

Н - товарооборот на 1 кв.м. площади торгового зала, руб.

В результате анализа выявляются резервы повышения товарооборота и их способы использования.

Основными причинами снижения объемов реализации товаров и недовыполнение планов могут быть: действия конкурентов; устаревший ассортимент, который не соответствует спросу потребителей; узость и недостаточная глубина а ассортимента; неудовлетворительный уровень обслуживания; неэффективная работа коммерческих служб; опоздание в поступлении товаров и несоответствие объемов этих поступлений потребностям развития товарооборот.


Глава 2. Анализ розничного товарооборота ООО «Климат Комфорт»


.1 Краткая характеристика ООО «Климат Комфорт»


ООО «Климат Комфорт» - торгово-монтажная компания, основанная в 2010 году в г. Пермь. Деятельность была начата по адресу Белинского, 45., к маю 2012 года был открыт второй магазин по адресу ул. Героев Хасана, 56 в ТЦ «Евразия». По общероссийскому классификатору видов экономической деятельности основным видом деятельности предприятия является прочая розничная торговля в специализированных магазинах.

Компания "Климат Комфорт" - это комплексный подход к решению любых задач по созданию комфортного микроклимата в помещениях жилого и коммерческого назначения. Всегда в наличии широкий ассортимент бытового и профессионального климатического оборудования.

Кроме того компания предлагает дополнительные услуги: монтаж кондиционера <#"214" src="images/image-doc_zip11.jpg" />

Рис. 2.1. Схема организационной структуры управления ООО«Климат Комфорт»


Покупателями климатического оборудования являются как физические, так и юридические лица, это обосновывается тем, что люди хотят чувствовать в комфортных условиях и дома, и на работе, и на отдыхе. Основная масса покупателей это люди с высоким достатком и различные предприятия в том числе и развлекательной сферы. Крупными клиентами компании являются ОАО «Уралкалий», ОАО «Пермские моторы», ООО «А-Моторс», министерство культуры и даже администрация города.

Необходимо отметить сезонность спроса на системы кондиционирования. Основной спрос на климатическое оборудование обычно приходится на пики жары.

С момента своего основания компания Климат Комфорт позиционирует себя как лидер на рынке услуг по строительству в городе Пермь и получила репутацию испытанного партнера. Тем не менее, конкурентов в данной отрасли предостаточно. В Перми их насчитывается более пятидесяти. Самые сильные из них «ПРО климат», «Технология климата», « Эксперт Климат Строй», «Сервис-Климат».

Покупателями климатического оборудования являются как физические, так и юридические лица, это обосновывается тем, что люди хотят чувствовать в комфортных условиях и дома, и на работе, и на отдыхе. Основная масса покупателей это люди с высоким достатком и различные предприятия в том числе и развлекательной сферы. Крупными клиентами компании являются ОАО «Уралкалий», ОАО «Пермские моторы», ООО «А-Моторс», министерство культуры и даже администрация города.

Основные показатели деятельности ООО «Климат Комфорт» представлены в таблице.


Таблица 2.1. Основные экономические показатели деятельности ООО «Климат Комфорт»

Показатели20112012Абсолютное отклонение, тыс. рубОтносительное отклонение, %Объем реализации, тыс. руб 14 953,0 22 313,0 7360,0149,2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб 11 005,0 15 666,0 4661,0142,4 Уровень себестоимости, % 70,6 70,2 -0,499,4 Колличество проданных товаров, шт 4 252,0 2 975,0 -1277,070,0 Валовая прибыль, тыс. руб 3 948,0 6 647,0 2699,0168,4 Прибыль от продаж, тыс руб. 1 163,0 2 201,0 1038,0189,3 Рентабельность продаж, % 7,8 9,9 2,1126,8 Среднесписочная численность работников, чел 7,0 11,0 4,0157,1 Товарооборот на 1 работника, тыс. руб 2 136,1 2 028,5 -107,895,0

В соответствии с данными в таблице товарооборот или объем реализации увеличился в 2012 г. по отношению к 2011 г. на 49,2% или на сумму 7360 тыс. руб, при том что в натуральном выражении товарооборот снизился на 30% или 1277 единиц. Это в первую очередь связано с расширением деятельности: открытие второго магазина, и смещение в сторону реализации более дорогостоящих товаров и оборудования.

Валовая прибыль в 2012 г. по отношению к 2011 г. выросла на 2698 тыс. руб. или на 68,4%.

Уровень себестоимость изменился не значительно: на 0,6%, однако из таблицы видно, что темпы роста объемов реализации опережают темпы роста себестоимости товаров, что является положительной тенденцией для предприятия.

Прибыль от продаж за отчетный год увеличилась на 1038 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом или на 89,3%. Такой рост связан с открытием второго магазина и со снижением доли издержек обращения в 2012 г.

Среднесписочная численность работников в 2012 г. составила 11 человек, это на 4 человека или на 57,1% больше чем в предыдущем году. Рост численности вызван расширением деятельности предприятия и как следствие увеличением рабочих мест. Однако товарооборот на одного работника снизился на 5 %, что является негативной тенденцией и требует детального анализа для выявления резервов.

Экономические показатели деятельности ООО «Климат Комфорт» должны постоянно подвергаться детальному изучению и анализу, для эффективного использования его ресурсов.

Предприятие не имеет в штате бухгалтера и экономиста, поэтому анализ товарооборота ведется на интуитивном уровне без детальной проработки каждого показателя. Бухгалтерией, налоговой и статистической отчетностью занимается генеральный директор.


2.2 Анализ товарооборота ООО «Климат Комфорт»


Анализ товарооборота ООО «Климат Комфорт» следует начать с оценки выполнения плана продаж как за год, так и в разбивке по месяцам для установления равномерности реализации продукции в соответствии с графиком продаж. Данные для анализа указанных показателей представлены в таблице.


Таблица 2.2. Показатели динамики и плана товарооборота ООО «Климат Комфорт» за 2011 - 2012 гг.

МесяцОбъем продаж за 2011Объем продаж за 2012 годОтклонениепланфактот планаот предыдущего годасумма%сумма%январь8628368415100,6-2197,6февраль838950935-1598,497111,6март9301000108080108,0150116,1апрель125517001667-3398,1413132,9май1212244024477100,31236202,0июнь186024402776336113,8915149,2июль290525402964424116,758102,0август107925402254-28688,71175208,9сентябрь10902100216060102,81070198,1октябрь83519952138143107,21303256,0ноябрь9581736179559103,4837187,4декабрь11291240125616101,3127111,3за год149532151722313796103,77360149,2

Планы товарооборота мо месяцам в отчетном 2012 году были не довыполнены в феврале на 1,6%, в апреле - на 1,9%, в августе на 11,3 %. В всех остальных месяцах планы по продажам были перевыполнены и за счет этого в общем за год план был перевыполнен на 3,7%.

Потери в товарообороте, в связи с невыполнением планов в трех месяцах составили 334 тыс.руб. (15+33+286), что составляет 1,55% от планового товарооборота (334/21517*100).

Основной причиной недовыполнения плана является сезонный спрос на некоторые категории товаров.

Чтобы проследить динамику выполнения плана за 2012 г. целесообразно построить график:


Рис. 2.2 Динамика плановых и фактических показателей товарооборота ООО «Климат Комфорт» за 2012 г.


Скачек товарооборота в летние месяцы объясняется тем, что в жаркие месяцы повышается спрос на дорогостоящее климатическое оборудование - кондиционеры и сплит-системы.

Коэффициент равномерности рассчитываем по формуле (1.3):

?= = 7,12;

V==6,9;

Кравн=100-6,9=93,1%.

Выполнение плана розничного товарооборота было равномерным на 93,1%.

Удельный вес проданных групп товаров в общем объеме товарооборота характеризуется данными, приведенными в таблице.

Таблица 2.2. Анализ структуры товарооборота ООО «Климат Комфорт»

Товарная группаОбъем продаж, тыс.рубУдельный вес, %Отклонение2011201220112012по уд.в, %тыс.рубКондиционеры и вентиляционное оборудование1764415011,818,66,82386Увлажнители, очистители и осушители воздуха109214507,36,5-0,8359Котельное оборудование 1720207511,59,3-2,2355Водонагреватели 224333691515,10,11126Радиаторы отопления1989276713,312,4-0,9778Электрические конвекторы146520539,89,2-0,6587Тёплый пол 97221206,59,531148Насосное оборудование 146512949,85,8-4-171Тепловые пушки и завесы 1510238710,110,70,6877Трубы и фитинги7336474,92,9-2-86Всего1495322313100100-7360

Из таблицы видно, что по абсолютным показателям товарооборот всех товарных групп растет в 2012 году, по сравнению с предыдущим, кроме насосного оборудования, труб и фитингов. В относительных же показателях увеличение произошло лишь по четырем товарным группам: кондиционеры и вентиляционное оборудование на 6,8%, водонагреватели на 0,1%, тёплый пол на 3%, тепловые пушки и завесы на 0,6%. Как видно, в 2012 году значительный рост и удельный вес в общем объеме товарооборота имеют кондиционеры и вентиляционное оборудование. Из всех категорий товаров они являются самыми дорогостоящими и с торговой наценкой выше, чем у других, поэтому тенденция повышения их удельного веса является положительной для предприятия.

Коэффициент абсолютных структурных сдвигов найдем по формуле (1.8):

Ксс==2,87

Итак, коэффициент структурных сдвигов составляет 2,87. Это означает, что среднее колебание в удельных весах товарооборота по отдельным группам в общем объеме товарооборота составляет 2,87 %, что характеризует структуру товарооборота как достаточно стабильную.

Одним из главных факторов успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Влияние факторов, связанных с товарными фондами выражаются методом балансовой увязки с помощью формулы (1.10).

Данные для проведения факторного анализа представлены в таблице.


Таблица 2.2. Продуктовый баланс предприятия ООО «Климат Комфорт»

Показатели, тыс. руб20112012ОтклонениеТоварные запасы на начало года86193877Поступление товаров15105221397034Выбытие759318Товарные запасы на конец года938671-267Товарооборот14953223137360

Что бы определить влияние каждого фактора на изменение объема товарооборота проведем факторный анализ методом цепных подстановок:

ТО0=861+15105-75-938=14953

ТО=938+15105-75-938=15030

ТО= 938+22139-75-938=22064

ТО=938+22139-93-938=22046

ТО1=938+22139-93-671=22313

?ТО(товарные запасы на начало периода)=15030-14953=77

?ТО(поступление)= 22064-15030=7034

?ТО(выбытие)= 22046-22064=-18

?ТО(товарные запасы на конец периода)= 22313-22046=267

?ТО(общ)= 77+7034-18+267=7360

На основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что розничный товарооборот на предприятии за анализируемый период увеличился в целом на 7360тыс. руб. В частности за счет роста товарных запасов на начало периода на 77 тыс. руб., увеличение поступления товаров привело к повышению объемов реализации на 7034 тыс.руб., за счет увеличения выбытия снизился на 18 тыс.руб., и снижение запасов на конец года повлекло рост товарооборота на 267 тыс. руб.

Таким образом, эффективность использования товарных ресурсов повысилась в динамике незначительно. Доля прочего выбытия в общем товарообороте в 2011 году составила 0,50% (75/14953*100), а в 2012 году 0,42% (93/22313*100), т.е. снизилась на 0,08%, что является положительной тенденцией.

Необходимо проводить политику минимизации прочего выбытия товаров, оптимизации товарных ресурсов и запасов товаров.

Можно отметить, что на повышение товарооборота в значительной степени повлияло изменение поступления товаров.

Резервом повышения объемов реализации является их рост на 18 тыс.руб. за счет снижения выбытия. На данном предприятие выбытие включает товарные потери, связанные с браком оборудования, и порчей его в ходе установки.

По формуле (1.12) рассчитываем товарооборачиваемость в днях за 2011 и 2012 гг.:

В(2011)дн=701,125*360/14953=17 дней;

В(2012)дн=825,625*360/22313=13 дней.

Как видно из расчетов товарооборачиваемость в 2012 году ускорилась по сравнению с 2011 годом на 4 дня (17-13). Этот факт говорит о повышении покупательской способности потребителей и ведет к высвобождению дополнительных денежных средств, что является положительной тенденцией для предприятия.

Скорость обращения или товарооборачиваемость в оборотах рассчитаем по формуле (1.16):

В(2011)об=360/17=21,2 оборота;

В(2012)об=360/13=27,7 оборотов.

Следовательно, оборачиваемость товаров ускорилась на 6,5 оборота.

Далее изучим влияние на товарооборот трудовых факторов: численность работников, производительность их труда и изменения цены на товары. Данные для анализа представлены в таблице 2.3.


Таблица 2.3. Влияние показателей труда на объем реализации ООО «Климат Комфорт»

Показатели20112012Абсолютное отклонение, тыс. рубОтносительное отклонение, %Объем реализации в фактических ценах, тыс. руб14953,000022313,00007359,0000149,2142Индекс цен-1,05100,0510105,1000Объем реализации в сопоставимых ценах прошлого года14953,00002123,25696277,2569141,9799Среднесписочная численность работников, чел7,000011,00004,0000157,1429Среднегодовой товарооборот на 1 работника (производительность) в фактических ценах, тыс. руб2136,14292028,4545-107,688394,9587Среднегодовой товарооборот на 1 работника (производительность) в сопоставимых ценах, тыс. руб2136,14291930,0234-206,119590,3509

В отчетном году по сравнению с прошлым годом среднесписочная численность работников торгового предприятия увеличилась на 4 человека, или на 57,1 %, производительность труда одного работника в фактических ценах уменьшилась на 107,69 тыс. руб., или на 5%, а в сопоставимых ценах прошлого года соответственно на 206,12 тыс. руб., или на 9,7 %.

Используя способ разниц можно рассчитать влияние на объем товарооборота изменения трудовых факторов и индекса цен:

?ТО(численность работников)=4*2136,1429=8544,5716тыс.руб;

?ТО(товарооборот на 1 работника)= (-206,1195)*11=-2267,3145тыс.руб;

?ТО(цена)=(2028,4545-1930,0234) * 11=1082,7421 тыс.руб;

?ТО(общ)=8544,5716-2267,3145+1082,7421=7360тыс.руб.

На основе расчетов можно сделать следующие выводы: объем реализации в 2012 г. по сравнению с 2011 г. изменился на 7360 тыс.руб в сторону увеличения, в том числе расширение штата сотрудников на 4 человека привело к росту товарооборота на 8544,5716 тыс.руб, а снижение производительности труда повлияло на сокращение объема реализации товаров на 2267,3145 тыс.руб., за счет повышения цен на товары объем товарооборота увеличился на 1082,7421 тыс.руб. Резервом является повышение выпуска продукции на 2267,3145 тыс.руб. за счет увеличения производительности труда.

Изучим влияние изменения торговых площадей и эффективности их использования на изменение объема товарооборота с помощью формулы (1.18).

В таблице представлены данные для расчетов.


Таблица 2.4. Анализ влияния использования площади торгового зала на изменение товарооборота ООО «Климат Комфорт»

Показатели20112012Абсолютное отклонение, тыс. рубОтносительное отклонение, %Объем реализации, тыс. руб14953,000022312,00007360,0000149,2209Площадь торгового зала, кв.м(S)24,700040,200015,5000162,7530Объем товарооборота на 1 кв.м, тыс. руб(Н)605,3846555,0498-50,334991,6855

Влияние факторов определим методом абсолютных разниц по формуле:

?ТО(площадь)=15,5*605,3846=9383,4613 тыс.руб.;

?ТО(ТО на 1 кв.м)=-50,3349*40,2=-2023,4630 тыс.руб.;

?ТО(общ)= 9383,4613-2023,4630=7360 тыс.руб

В результате влияние факторов получается следующее:

расширение площади торгового зала на 15,5 кв.м. привело к росту товарооборота на 9383,4613 тыс.руб;

снижение объема товарооборота, приходящегося на 1 кв.м. площади сократило продажи на 2023,4630 тыс.руб.

Резервом является повышение объемов продаж на 2023,4630 тыс.руб за счет повышения эффективности использования площади торгового зала.

Для наиболее успешной работы магазина, необходимо рассматривать все факторы, влияющие на товарооборот в комплексе, проанализировать резервы его повышения и проводить соответствующие мероприятия.


Глава 3. Анализ выявленных резервов и мероприятия по увеличения розничного товарооборота


.1 Мероприятия по увеличению розничного товарооборота


Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:

·с обеспечением товарными ресурсами;

·эффективностью использования трудовых ресурсов;

·эффективностью использования основных средств.

Указанные факторы в большей мере поддаются влиянию торговой организации, в данной связи заслуживают отдельного внимания и соответствующего анализа.

Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.

Положительное влияние на сумму товарооборота оказывает увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров и их остатка на конец периода.

Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.

К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.

Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана розничного товарооборота. Работники розничных торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности [20, с.51].

Производительность труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового работника.

К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.

Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные.

Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большой степени от эффективности деятельности торговых организаций.


.2 Пути повышения товарооборота на ООО «Климат Комфорт»


В процессе анализа розничного товарооборота ООО «Климат Комфорт» в 2012 г. было выявлено его увеличение на 49,2% по отношению к предыдущему году, что является, конечно же, положительным направлением работы торгового предприятии. Однако, в отчетном году были использованы не все возможности увеличения товарооборота, этот показатель можно было увеличить как минимум на 3228 тыс. руб. Объем товарооборота мог бы увеличиться еще за счет:

улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 18 тыс.руб., а именно за счет снижения прочего выбытия;

повышения эффективности трудовых ресурсов, а именно производительности труда работников на 1185,57 тыс. руб.;

за счет эффективности использования площади торгового зала на 2024,46 тыс. руб.

В результате анализа было выявлено, что прочие выбытие в абсолютном показателе в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличилось на 18 тыс. руб., и составило 93 тыс. руб., что привело к снижению розничного товарооборота. В результате предприятию необходимо снизить количество возвратов товара поставщикам по причине брака и оборудования, поврежденного при монтаже.

Определим возможный товарооборот предприятия при том же количестве прочего выбытия, что и в предыдущем году по формуле 1.10:

ТО1=938+22139-75-671=22331 тыс.руб.


Показатели, тыс. руб2011возможныйОтклонениеТоварные запасы на начало года86193877Поступление товаров15105221397034Выбытие75750Товарные запасы на конец года938671-267Товарооборот14953223317378

Таким образом, товарооборот в 2012 году мог быть больше на 18 тыс. руб. (22331-22313).

Эффективность использования товарных ресурсов при таких показателях составит: будет больше на 0,0008 чем при фактических.

Предприятию необходимо снизить этот показатель прочего выбытия до минимума, путем предоставления скидок на оборудование с браком, бесплатное сервисное обслуживание в течение года. Также необходимо проанализировать от каких поставщиков чаще поступает товар с дефектами и недокомплектованный товар и возможно сменить некоторых поставщиков.

Для повышения товарооборота так же необходимо увеличивать производительность труда, как минимум до показателя предыдущего года. Производительность труда можно повысить путем пересмотрения политики заработной платы торгового персонала, например: увеличение процента с продаж при одновременной уменьшении оклада, ввести прогрессивное премирование за перевыполнение плановых показателей продаж. Производительность может возрасти при большем сплочении коллектива, т.е. возникает необходимость корпоративных мероприятий и соревнований. Необходимо проанализировать график работы персонала и возможность пересмотреть его по согласованности с работниками.

Рассчитаем возможный товарооборот в сопоставимых ценах при той же производительности труда, что и в 2011 году по формуле 1.17:

ТО=11*2136,1429=23498,571 тыс.руб.

В действующих ценах товарооборот мог мы составить 24672,449 (23498,571 *1,05), что на 2359,449 тыс.руб. (23498,571-22313) больше чем при фактической производительности труда.

Так же в ходе анализа было выявлено, что площади торгового зала в 2012 году были использованы менее эффективно по сравнению с 2011, это не позволило предприятию увеличить товарооборот на 2024,46 тыс. руб.

К общему снижению эффективности использования площади торгового зала привело открытие второго магазина, где как раз эти площади были плохо использованы. Предприятию нужно пересмотреть расположение товаров на стеллажах: более компактно развесить оборудование сплит-систем и кондиционеров, произвести островную выкладку тепловых пушек и радиаторов, как это сделано в первом магазине.

Если бы товарооборот на 1 кв.м торгового зала был равен значению предыдущего года, то объем продаж составил бы:

ТО=40,2*605,3846=24336,46 тыс.руб.

Таким образом, товарооборот мог бы быть больше на 2023,46 тыс. руб. (24336,46-22313).

В результате проведенных мероприятий предприятие могло бы увеличить свой товарооборот на 4400,909 тыс.руб, а именно:

за счет снижения прочего выбытия на 18 тыс.руб;

за счет повышения производительности труда на 2359,449 тыс.руб.;

за счет повышения эффективности использования площади торгового зала на 2023,46 тыс.руб.

Так же для привлечения большего числа крупных покупателей и повышения своей репутации, что повлияет на объем продаж, ООО «Климат Комфорт» рекомендуется начать участвовать в выставках и ярмарках. Например, «Пермской ярмарке» проводиться специализированная выставка оборудования и технологий для водоснабжения и водоотведения, теплоэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, развития инженерных коммуникаций и экологии города - «Вода. Тепло. ЖКХ».

Если принять в работу эти рекомендации можно привлечь больше покупателей, тем самым увеличить товарооборот магазинов и соответственно прибыль предприятия.


Заключение


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, отражающих конечный результат деятельности торговых организаций и определяет все остальные показатели развития торговли: состояние материально-технической базы, потребность в персонале, в финансовых ресурсах и др. О величине товарооборота говорит выручка от продажи товаров, т.е. товарооборот представляет собой показатель, характеризующий продажу товаров, их обмен на деньги. Анализ розничного товарооборота играет большую роль в экономике в целом и в работе конкретного предприятия.

От его уровня зависят основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, такие как валовой доход, прибыль, рентабельность, финансовое положение предприятия. Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

В ходе курсовой работы проведен анализ розничного товарооборота по ООО «Климат Комфорт». Во время анализа розничного товарооборота использовались приемы сравнения и детализации, балансовая увязка показателей. Было изучено влияние основных факторов на изменение розничного товарооборота.

Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех групп факторов:

) обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;

) обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников;

) состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.

Так же в ходе анализа было выявлено, что предприятие использовало не все возможные ресурсы по повышению товарооборота.

Объем товарооборота мог бы возрасти за счет: а) улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов; б) за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов; в) повышения эффективности использования материально-технической базы торговли.

Внедрение предложений по совершенствованию анализа будет способствовать росту розничного товарооборота на 4 400 909 руб.

розничный товарооборот финансовый торговля

Список литературы


1. Баканова М.И. Экономический анализ в торговле: Учебное пособие / под ред. Баканова М.И - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.

. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб.пособие. / Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л.; Под.ред. Л.Е. Басовского. - М.: ИНФРА, 2007. -222с.

. Бороненкова С.Л., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий: Учеб. - Ек., 2004. - 236с.

. Гиляровская Л.Т. Комплексный подход к анализу товарооборота //Аудитор, 2001, №4

. Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учебное пособие. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. -192 с.- (Профессиональное образование).

. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: Учеб.-практ. Пособие / Л.И. Кравченко. - Мн.: ФУ Аинформ, 2003. - 288 с.

. Лебедева С.Н. Экономика торгового организации: Учеб. Пособие - М.: Новое издание, 2004 - 239 с.

. Любушин И.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 448с.

. Парушина Н.В. Учет и анализ реализованной продукции // Бух. Учет. 2002 г. №4.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- 4-е изд., перераб. И доп. - М.:ИНФРА-М. 2008. - 512 с. - (Высшее образование)

. Савицкая Г.В. Экономический анализ. - М.: Новое знание, 2003. - 640с.

. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для вузов / В.А.Чернов; под ред. Проф. Баканова М.И. - (ВПО/Гр). - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 686 с.

. Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. - 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Дашков и К, 2004. - 352 с.