История формирования понятия транснационального преступления. Реферат 

Тема: История формирования понятия транснационального преступления

  • Вид работы: Реферат
  • Предмет: Основы права

Введение


В последнее десятилетие XX в, и сейчас, в начале XXI в, беспрецедентно возросла международная активность преступности, опасность которой усугубляется размыванием границ государств и продолжающимся процессом усиления их прозрачности, расширением и взаимопроникновением экономических рынков, которые раньше были закрыты или жестко контролировались государством. Это создает условия для возникновения новых, ранее неизвестных форм преступности, усугубления ее профессионализации. В результате изменений в структуре торговли, финансов и информации создается такое положение, когда преступность уже не связана национальными границами.

Международная преступность представляет собой негативное социальное явление, причиняющее вред развитию человеческого общества, и слагающееся из угрожающих мировому правопорядку и национальной безопасности преступлений, в борьбе с которыми необходимо сотрудничество между государствами.

Издавна существует сотрудничество государств в деле превенции и наказания за совершаемые индивидом преступления, как правило, тяжкого или особо тяжкого характера, так как борьба с такими преступлениями требует объединения усилий государств на двустороннем, локальном или универсальном уровне путем заключения между ними международных договоров.

Такие договоры устанавливают обязанность государств, касающиеся розыска предполагаемого преступника, уголовного преследования его в соответствии с их внутренним законодательством или выдачи другому государству, оказания иной правовой помощи. Именно в этом и состоит причастность международного права к делу борьбы с преступлениями международного характера.

Целью международного сотрудничества по борьбе с уголовной преступностью является создание международных условий неотвратимости наказаний за совершение уголовных преступлений - осуществление частной и общей превенции уголовной преступности, что выражается в форме выдачи преступников и оказания правовой помощи при судебном разбирательстве и исполнении уголовного наказания.


История формирования понятия транснационального преступления


Научные взгляды на международное уголовное право стали складываться уже в Средние века под влиянием развития самой идеи международного права и ответственности за международные правонарушения во время военных действий. Приведем в пример наиболее ранние трактаты: книгу профессора Болонского университета Леньано «О войне, о репрессалиях и о поединке» 1360 г.; книгу «О военном деле и войне», написанную в 1563 г. Итальянским юристом Белли; «Теологические рассуждения» профессора Саламанкского университета Витория, частично трактующие о праве войны, которые были изданы после его смерти в 1557 г. Знаменита работа Гуго Гроция «О праве войны и мира», ставшая впоследствии основой международного уголовно-правового запрета.

Доктрина классического международного права отстаивала тезис о наличии у всех государств международной обязанности наказывать лиц, совершивших преступные правонарушения международного характера. В частности, немецкий юрист А. Гефтер отмечал, что «всякое действительное и безусловное отрицание прав людей и народов, всякое покушение общего или частного характера, направленное против этих прав и заявленное вовне принятием соответствующих мер, составляет нарушение международного права, оскорбление всех государств… и вызывает общие усилия к их подавлению». К числу таких преступлений, совершаемых отдельными лицами, он относил, в частности, пиратство.

Необходимой зрелости в качестве общепризнанной системы международное уголовное право достигает в ходе подготовки и проведения Нюрнбергского и Токийского судебных процессов над военными преступниками. В постнюрнбергский период термин «международное уголовное право» стал использоваться большинством западных ученых. Особую историческую роль в доктринировании и прогрессивном развитии этой отрасти сыграла Комиссия международного права ООН, которая с 1947 г. занималась разработкой Свода принципов международного права, признанных в Уставе Нюрнбергского трибунала и подтвержденных в его Приговоре, и подготовила проект Кодекса законов о преступлениях против мира и безопасности человечества. Тогда впервые члены Комиссии условились обозначать в официальных документах международные преступления термином «преступления против мира и безопасности человечества».

Активная работа над Кодексом возобновилась спустя 30 лет, когда в 1984 г. член Комиссии Д. Тиам представил доклад с перечнем деяний, квалифицируемых как преступления против мира и безопасности человечества. В результате проект статей 1954 г. был дополнен новыми «преступлениями по международному уголовному праву», признанными в качестве таковых международным сообществом, а именно: колониализм, апартеид, взятие заложников, наемничество, экономическая агрессия, применение атомного оружия, угроза или применение насилия против лиц, пользующихся международной защитой, серьезное нарушение принимающего порядка со стороны дипломата или лица. Пользующегося международной защитой, и действия, причиняющие серьезный ущерб окружающее среде.

Советской правовой доктрине принадлежит особая роль в деле отраслевого обособления международного уголовного права. Общепризнано, что советская наука отличалась глубокой и, по сути, лучшей в мире теоретической разработкой концепции «международного преступления».

Так, видный отечественный ученый-криминалист А.Н. Трайнин считается создателем теории уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. Профессор различал следующие виды международных преступлений: 1) преступления против основ мирного существования народов (агрессия), 2) преступления против законов и обычаев войны (использование запретных способов и орудий ведения войны, средств массового уничтожения, убийства и насилия над военнопленными и мирными гражданами и иные преступления); 3) преступления против физического существования народов (геноцид).

В послевоенные годы П.С. Ромашкин и И.И. Карпец рассматривали международное уголовное право как группу норм и самостоятельную отрасль права, не являющуюся частью ни международного, ни национального права. Именно И.И. Карпец научно обосновал концепцию «преступлений международного характера» и предложил одно из лучших доктринальных определений международного уголовного права: «… это система норм, складывающихся в результате сотрудничества между суверенными государствами или международными органами или организациями, имеющая своей целью защиту мира, безопасности народов, международного правопорядка как от наиболее тяжелых международных преступлений, направленных против мира и человечества, так и от других преступлений международного характера, предусмотренных в международных соглашениях, конвенциях или иных правовых актах межгосударственного характера, наказуемых согласно специальным актам (уставы, конвенции) либо соглашениям, заключенным между государствами в соответствии с нормами национального уголовного права».

Были разработаны и иные определения. Например, Ю.А. Решетов пришел к выводу, что международное уголовное право является комплексной отраслью, включающей материальные и процессуальные нормы. «Эти нормы относятся либо к международному публичному праву, либо к международному частному праву (уголовному) и, наконец, к национальному уголовному праву».

В целом, классификация преступлений, являющихся предметом международного сотрудничества в борьбе с преступностью, оформляется в первой половине XX в. Так, на I Международной конференции по унификации международного уголовного права преступления были подразделены на преступления международного характера и международные преступления. Ограничивающими критериями являются элементы и признаки преступления, посягающие на мир и безопасность человечества, а также объект и объективные стороны посягательства.

Однако определения и способ применения предложенных критериев до сих пор является предметом дискуссии ученых. Так, например, М.И. Блум считает, что «международные преступления и преступления, посягающие на международный правопорядок, резко отличаются по своей направленности и опасности для судьбы мира и человечества. По степени своей опасности они не подлежат ни сопоставлению, ни сравнению». Такая точка зрения подвергается критике со стороны П.Н. Бирюкова, который считает, что «…во-первых, любые преступления, особенно международного характера, подлежат и сопоставлению, и сравнению с другими преступлениями, иначе нельзя выяснить степень их опасности, выработать формы и методы борьбы с ними, установить, к какой группе преступлений их отнести; во-вторых, международные преступления (как и преступления международного характера) не неизменны, могут появляться новые, либо уже известные могут менять степень своей опасности».


Определение, признаки и группы транснациональных преступлений


В различных источниках преступления международного характера именуются по-разному: «международные уголовные преступления». «уголовные преступления международного характера», «международные преступления уголовного характера», «конвенционные преступления», «транснациональные преступления» и т.д. Однако эти различия носят терминологический характер, и перечисленные названия фактически являются синонимами.

В литературе можно встретить различные определения понятия «транснационального преступления».

Е.О. Алауханов к транснациональным преступлениям относит «деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства ради достижения собственных противоправных целей».

В числе такого рода противоправных деяний Е.О. Алауханов называет: захват заложников; посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерных материалов в противоправных целях; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконные акты, направленные против гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.

Подробное и обоснованное определение транснациональных преступлений дает Л.М. Энтин. По его мнению, «это деяния, предусмотренные международным договором, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на нормальные стабильные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т.п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими договорами».

Н.А. Зелинская определяет транснациональные преступления (называя их конвенционными преступлениями), как преступления, «составы которых предусмотрены конвенциями, обязывающими участвующие в них государства ввести соответствующие нормы в свое национальное уголовное право, и, соответственно, в случае конвенционных преступлений приговор выносится на основе национального уголовного права».

А.О. Вихляева пишет: «Транснациональные преступления - общеуголовные преступления, попадающие под юрисдикцию двух и более государств. В одних случаях такие преступления совершаются в одном государстве, а последствия проявляются в другом. В других случаях часть преступных действий совершается в одном государстве, а часть в другом. Например, оружие незаконно приобретается в одном государстве, а незаконно продается в другом».

Из всего сказанного выше можно вычленить ряд особенностей рассматриваемых преступлений: 1) в отличии от международных преступлений ответственность за транснациональные преступления несут не государства, а физические лица, потому что международная опасность этих деяний значительно ниже, чем международных преступлений; 2) объектом преступного посягательства в данном случае являются не международный мир и безопасность человечества, а лишь нормальные отношения, межгосударственное сотрудничество, права человека и другие охраняемые международным правом общечеловеческие ценности; 3) уголовная ответственность за эти преступления наступает на основе международных договоров, но по национальным нормам уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Возможно, что в ближайшие годы юрисдикция в отношении преступлений международного характера изменится. Комиссия международного права ООН подготовила проект Статута международного уголовного суда, который будет иметь силу международного договора с юрисдикцией в отношении рассматриваемых преступлений.

Такой постоянно действующий суд с обязательной юрисдикцией призван существенно повысить уровень и эффективность борьбы с международной преступностью.

Однако не все государства поддерживают идею создания такого уголовного суда, считая его орудием вмешательства в свои внутренние дела. Поэтому в настоящее время основные проблемы в этом плане решают национальные правоохранительные органы.

В настоящее время к числу транснациональных международное сообщество относит 15 групп преступлений (согласно классификации ООН):

отмывание денег;

терроризм;

кражи произведений искусства и предметов культуры;

кража интеллектуальной собственности;

незаконная торговля оружием;

угон самолетов;

морское пиратство;

захват наземного транспорта;

мошенничество со страховкой;

компьютерная преступность;

экологическая преступность;

торговля людьми;

торговля человеческими органами;

незаконная торговля наркотиками;

ложное банкротство;

проникновение в легальный бизнес;

коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей, выборных лиц.

Следует отметить, что не все страны на сегодняшний день криминализовали в своих национальных законодательствах подкуп должностных лиц, хотя отдельные виды взяточничества все-таки уголовно запрещены. Представленная классификация наглядно демонстрирует, насколько сильно и одновременно опасно влияние преступности на жизнь отдельных граждан, отдельные отрасли и мировую инфраструктуру.


Формы межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью


Международное сотрудничество в области борьбы преступности осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и доброй воли всех заинтересованных сторон.

К наиболее распространенным формам межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью, детерминированными правовыми, экономическими организационными и техническими возможностями большинства стран, можно отнести:

заключение и реализацию международных соглашений по вопросам борьбы с преступностью, предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями;

оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;

исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;

регламентацию уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;

обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов разных государств;

проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;

обмен опытом правоохранительной работы;

оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;

предоставление материально-технической и консультативной помощи.

Координатором международного сотрудничества в борьбе с преступностью выступает ООН и входящие в ее состав специализированные органы. Функции ООН по борьбе с преступностью заключены в ее Уставе.

В соответствии с решением Генеральной ассамблеи ООН (1950 г.) эта организация каждые пять лет проводит конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они направлены на координацию деятельности государственных и общественных организаций, обеспечивающую обмен опытом по проблемам предупреждения преступности, деятельности законодательных органов и органов уголовной юстиции (наша страна - постоянный участник таких конгрессов с 1960 г.)

Среди документов, касающихся вопросов международной борьбы с преступностью, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, можно назвать минимальные стандарт правил обращения с заключенными, кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, меры борьбы против коррупции, международный кодекс поведения государственных должностных лиц, основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, основные принципы, касающиеся роли адвокатов, программа по контролю над наркотиками и др.

Российская Федерация как член ООН является участницей практически всех международных конвенций и соглашений по борьбе с преступностью. В настоящее время в нашей стране активное участие в борьбе с преступностью и защитой жертв преступлений принимают такие органы ООН, как Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Управление по наркотикам и преступности, Детский фонд (ЮНИСЕФ) и др.

Активными субъектами международного сотрудничества в данной сфере выступают межправительственные организации, среди которых особенно выделяются Международная группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Совет таможенного сотрудничества (СТС), Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная организация по миграции (МОМ), Международная федерация обществ Красного креста и Красного полумесяца и др.

Отдельное внимание среди названных межправительственных организаций следует уделить созданной в 1923 г. Международной организации уголовной полиции (с 1956 г. называемой Интерполом). Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную. В настоящее время он объединяет 190 государств. Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, сессии которой проходят ежегодно. Существенным отличием Интерпола от других международных организаций выступает наличие в каждой стране национального центрального бюро (НЦБ).

Основными задачами Интерпола, закрепленными в ее уставе, являются: обеспечение и развитие взаимного сотрудничества органов уголовной полиции в рамках действующих в конкретной стране законов; создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждение уголовной преступности. Поставленные задачи решаются путем организации сотрудничества по конкретным уголовным делам.

НЦБ Интерпола обменивается информацией между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, осуществляющими борьбу с преступностью, правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и генеральным секретариатом Интерпола. Структурные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах РФ.

Кроме того, наряду со специализированными органами ООН и межправительственными организациями по вопросам координации деятельности и сотрудничества в борьбе с преступностью в нашей стране активно действуют: Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество, Международное общество социальной защиты и Международный уголовный и пенитенциарный фонд.

Правовую базу для обеспечения национальных режимов в рамках международного сотрудничества составляют:

Конвенции ООН:

О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (Венская конвенция);

Против коррупции от 9 декабря 2003 г. (Меридская конвенция)

О борьбе с финансовым терроризмом от 9 декабря 1999 г. (Нью-Йоркская конвенция);

Против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермская конвенция);

Конвенции совета Европы:

Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбургская конвенция);

Об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.;

Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. (Варшавская конвенция);

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.

Важную роль в вопросах международного сотрудничества по борьбе с преступностью также играют соглашения в рамках СНГ (около 80 международно-правовых актов, в том числе 25 договоров и соглашений).

Среди них: Конвенция о правовой помощи правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.), Декларация о принципах установления и поддержания режима внешних границ государств - участников СНГ (1997 г.), Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ (1996 г.), оглашение о защите участников уголовного судопроизводства (2006 г.), Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с преступностью на 2011 - 2013 гг., программы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2011 - 2013 гг., в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011 - 2013 гг., в противодействии незаконной миграции на 2012 - 2014 гг. и др.

На сегодняшний день решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам безопасности реализуют:

Совет министров внутренних дел (СМВД);

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ);

Совет министров юстиции (СМЮ);

Координационный совет генеральных прокуроров (КГСП);

Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ);

Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (СРТС);

Совместная комиссия государств - участников Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (СКБНМ);

Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР);

Антитеррористический центр (АТЦ);

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП).

В систему обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам на пространстве СНГ включены практически все государства Содружества.


Заключение

транснациональный преступление терроризм конвенция

С развитием общества и тенденций к глобализации возник феномен транснациональной и международной преступности.

Территориальная (глобальная) распространенности этого вида преступности существенно повышает общественную опасность криминальных посягательств, совершаемых международными преступными сообществами, одновременно ослабляя и понижая эффективность социального контроля. Криминологи отмечают, что в последнее время количественные и качественные характеристики преступности в отдельной стране прямо (по отдельным видам преступлений) или косвенно зависят от совокупности внешних факторов. В этой связи приоритетное значение должно отводиться вопросам координации предупредительной работы на межгосударственном и международном уровнях.

В условиях глобализации экономики, культуры, политики и иных сфер жизни общества транснациональная преступность стала представлять серьезную угрозу не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества. Ее общественная опасность стала выражаться в рассредоточенности преступных деяний и субъектов одновременно на территории нескольких государств, при этом социальные последствия таких деяний нередко проявляются за пределами государств, на территории которых они были совершены, и представляют опасность для интересов более чем одной страны.

В подобных условиях межгосударственное, межправительственное и иные формы взаимодействия приобретают приоритетное значение.


Список использованной литературы


1.Устав Организации Объединенных Наций // #"justify">.Алауханов Е.О. Проблемы соотношения национального уголовного права с международным уголовным правом // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2010. - № 10. С. 62-65.

.Баранник И.Н. Транснациональная организованная преступность и сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона в борьбе с ней. - М., 2007 // #"justify">.Бирюков П.Н. Международное право. Учебник для бакалавров. 5 изд. - М.: Юрайт, Гарант, 2012. - 793 с.

.Вихляева А.О. О формировании правовых основ пресечения транснациональных преступлений на единой территории Таможенного союза // Таможенное дело. - 2011. - № 1. - С. 33-38.

.Зелинская Н.А. Международное уголовное право в системе юриспруденции // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 3. - С. 134 - 142.

.Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю. Формирование понятия «междун ародный терроризм»: история и современность // Правовое государство: Теория и практика. - 2011. - № 24. - С. 58-60.

.Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 2006. - 625 с.

.Меркушин В.В. Противодействие транснациональной организованной преступности. - М.: Юрайт, Гарант, 2005. - 193 с.

.Никитина Е.В. Зарубежное законодательство в сфере борьбы с международными преступлениями // Юристъ - Правоведъ. - 2010. - № 5. - С. 89-93.

.Решетников А.Ю. Криминология: краткий курс лекций / А.Ю. Решетников, О.Р. Афанасьева. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 166 с.

.Шумилов В.М. Международное право: Учебник. - М.: Велби, 2008. - 611 с.

.Энтин Л.М. и др. Актуальные проблемы европейского права: учебное пособие / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 2008 - 161 с.