Тема: Влияние развода на развитие ребенка (подростки)

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология

Введение


В современном мире семья теряет свою ценность. Развод стал нормальным явлением. Однако наиболее болезненным развод является для детей, а не для взрослых. Это становится огромным ударом, ребенок чувствует утрату родного человека, ему приходится быть свидетелем конфликтов и неприятных ситуаций. Больше всего дети боятся того, что не смогут в будущем общаться с один из родителей, будет он их так же любить, как и до развода. Дети опасаются изменений в их жизни, ведь им придется привыкать ко всему новому.

Споры и напряженность в отношениях родителей приводят зачастую к тому, что дети начинают чувствовать свою вину в происходящем, они начинают замыкаться в себе, становятся агрессивными.

Развод может быть и положительным событием для ребенка. Исключением могут, является те случаи, в которых ребенок рос в постоянных конфликтах, испытывал постоянный стресс в семье.

Естественно развод серьезно влияет на психику ребенка, и психологические проблемы детства отражаются в будущем.

Данная работа посвящена проблеме развития детей в подростковом возрасте и влияния развода на подростков.

Актуальность работы. Распад семьи является важной проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возросло число детей, которые воспитываются в конфликтных, неполных семьях. Среди таких детей, и подростки. На подростка по-своему отражается распад семьи, так как в этом возрасте дети становятся более восприимчивыми, чувствительными, агрессивными.

Цель: выявить влияние развода на детей подросткового возраста

Объект: конфликтная семья

Предмет: подросток в ситуации разводящихся родителей и семейных конфликтов

Гипотеза: развитие индивидуализации и автономии у подростка, растущего в конфликтной разводящейся семье, нарушается

Исходя из цели, гипотезы и предмета исследования, можно выделить его задачи: 1. Выявить особенности личности подростка

2. Определить влияние семьи на развитие подростка

. Проанализировать поведение подростка в ситуации разводящихся родителей

Новизна заключается в том, что впервые рассмотрен процесс индивидуализации и автономии подростков, переживших развод, растущих в конфликтной семье

Практическая значимость: результаты теоретического исследования можно использовать при разработке стратегий работы психолога с семьей и подростком, особенно в ситуации разводящихся родителей.



. Особенности личности в подростковом возрасте


.1 Особенности личности подростка

личность подросток семья развод

Подростковый возраст - это переход от детского возраста к зрелому.

Ф. Дольто называет этот период «движением к зоне перемен». Он говорил, что этот период «крайней ранимости», от которой подростки защищаются либо депрессией, либо негативом, который еще больше усиливает их слабость». [7, стр. 5]

Швейцарский психиатр К.Г. Юнг считал, что нормальное развитие личности связано с процессом самоощущения, самостановления человека, когда человек сам принимает решения, несет ответственность за свои поступки и т.д. [18, стр. 54]

Многие авторы рассматривают в качестве нормального развития личности подростка процесс автономии и индивидуализации. Например, по мнению психолога А. Адлера в процессе формирования личности важно активное участие самого человека, которое должно быть разумным, сознательным и активным, только тогда возникнет гармония у подростка. [1.стр. 79]

Ф. Райс рассматривает индивидуализацию и автономию как основные составляющие развития личности в подростковом возрасте.

Под индивидуализацией подразумевается процесс, при котором подросток начинает отдаляться от семьи, становится свободным человеком. Этот процесс включает в себя самосознание, самореализацию. Процесс индивидуализации может протекать в здоровой или болезненной форме. Исследования показали, что подростки со здоровой индивидуализации обретают самосознание взрослой личности, и не отдаляются от семьи.

В процессе индивидуализации подростки должны избавиться от одного из самых крупных достижений своего детства: им предстоит «разобрать и построить заново психологическую структуру, в которой они пребывали в детском возрасте». Поскольку дети младшего возраста некритично воспринимают взгляды своих родителей, подросткам необходимо провести переоценку усвоенных убеждений и ценностей, чтобы разобраться, какие из них в действительности принадлежат им, а какие - его родителям. Опора на своих родителей - это единственный способ для ребенка почувствовать в себе силы для самостоятельной деятельности и исследования мира. То, что было усвоено в детстве и обеспечивало автономию ребенка в этом возрасте, должно быть преодолено подростком ради дальнейшего развития.

Исследования (Gavazzi, and Sabatilli, 1990) показали, что процесс индивидуализации развивается, когда подростки самостоятельно принимают решения, а затем продолжают жить с последствиями этих решений. [13, стр. 430]

Самое важное решение, с принятием которого сталкиваются все подростки, связано с тем, кто, собственно, будет принимать решения. Подростки обучаются в реальных жизненных ситуациях, они начинают ощущать на себе последствия собственных действий. Им предстоит сделать открытие того, что «ты - единственный, кто может принимать решения в твоей жизни, и что больше некого винить или хвалить кроме самого себя». А чтобы понять это, подростки должны быть готовы расстаться со своими старыми убеждениями.

В процессе индивидуализации подростки пытаются сохранить ощущения гармонии между своим внутренним «Я» и тем, что они значат для других. Свои новые чувства они пытаются сравнить со своими предыдущими ощущениями, мыслями, представлениями.

Подростки, которые гармонично расставили свои и родительские взгляды и убеждения, могут поддерживать близкие отношения с родителями, чувствуя себя при этом комфортно и не боясь потерять свою собственную индивидуальность. Эта близость очень важна для подростков, благодаря ей они не боятся потерять свою индивидуальность, и они могут оставаться самими собой. Так же индивидуализация подразумевает и возрастающую независимость от родителей, и положительное отношение к собственной независимости.

Так же выделили параметры внутрисемейного взаимодействия, которые оказывают сильное влияние на индивидуализацию подростка:

·Индивидуальность - неповторимость, уникальность личности индивида, умение выражать собственное мнение, видеть, чем ты отличаешься от других

·Чувство родства - уважение чужих взглядов

Для подростков важно, чтобы они чувствовали близость, родство с другой личностью, так и отличались бы от неё. Чтобы подростки оставались в хороших отношениях с семьей, с родителями и не чувствовали потерю индивидуализации, им надо достигнуть высшего уровня индивидуализации.

Подростки с таким уровнем индивидуализации происходят из семей, где все четко понимают различия между собой, однако при конфликтах не боятся разрешать их, а наоборот принимают активное участие, разбираются в проблеме. В таких семьях люди остаются в хороших взаимоотношениях.

А вот дети с низким уровнем индивидуализацией наоборот происходят из семей, в которых члены семьи не имеют собственного мнения, которые достаточно равнодушно реагируют на проблемы и избегают разногласия.

Под автономией Ф. Райс подразумевает свободу подростка и выделяет в ней два аспекта: поведенческую и эмоциональную. Поведенческая автономия предполагает то, что подросток обретёт независимость и свободу, без руководства извне, т.е. будет действовать самостоятельно. Эмоциональная автономия - избавление детской эмоциональной зависимости от родителей. [13, стр. 431]

Исследования (Feldman, Wood, 1994) показали что именно стремление к поведенческой автономии возрастает у детей, достигших подросткового возраста. [13, стр. 431]

Подростки добиваются права применять собственные решения, например, выбирать друзей самостоятельно, одежду, фильмы, компании и т.д. В этом возрасте ребенку нужны такие родители, которые смогли бы давать свободу не сразу, а постепенно. Подростки хотят делать собственный выбор, нести ответственность за свои слова и поступки, однако полную свободу они не хотят. Так как полная свобода, особенно, когда предоставляется слишком рано, воспринимается так, будто семья отказывается от ребенка. Так же подростки просто не знают как воспользоваться полной свободой, что может поставить их в тупик.

А вот переход к эмоциональной автономии не такое драматичное, как переход поведенческой автономии. Здесь многое зависит от поведения родителей. Если родители воспитывают у подростка чувство зависимости от них, то подросток может вырасти человеком, который не в состояние принимать самостоятельные решения. Это культивирование зависимости препятствует формированию социальной зрелости.

Если же, наоборот, со стороны родителей не идет никакая поддержка, то ребенок, скорее всего, вырастит эгоистичным человеком, которому нет дела не до кого, кроме себя.

Автономия является одной из наиболее важных проблем, встающих перед подростком. Ведь автономия подразумевает ответственность за свои поступки и за принятие самостоятельных решений. В процессе перехода от подросткового возраста к юношескому количество самостоятельно принятых решений постепенно увеличивается; а количество решений, принятых совместно с родителями или же только родителями, уменьшается с возрастом. Данные тенденции более ярко выражены у мальчиков, чем у девочек.

Родительский стиль, в особенности материнский, - крайне важный фактор формирования автономии у девочек. Для мальчиков же самым главным является увеличение независимости, увеличение возраста.

Родители могут либо содействовать, либо препятствовать росту автономии. В ответ на стремление подростков получить право голоса и возможность влиять на родительские решения, касающиеся их, некоторые родители способны перейти к возложению на своих детей все большей ответственности; другие же негативно реагируют на стремление подростков к большей автономии. Чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости.


1.2 Влияние семьи на подростка


Почти все исследования отмечают, что родители оказывают огромное влияние на поведение подростков. Практически все подростки считают себя частью своих семей.

Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений, которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка. В. Сатир, обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей - «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны - и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия». [14, стр. 52]

Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по количеству времени, которое они готовы тратить на него, судя по интересу, который они проявляют к его жизни, по их готовности и желанию быть рядом с ним. Родительская поддержка способствует высокой самооценки и успехам в учебе, благодаря поддержки родителей у подростка могут стать доверительные отношение с семьей. Однако если же семья не уделяет много времени и внимания своему ребенку, у него могут развиться комплексы неполноценности, ребенок станет плохо учиться, и станет совершать импульсивные поступки.

Пример:

«Я капитан команды, но ещё ни разу ни отец, ни мать не пришли посмотреть, как я играю. То они слишком заняты, то слишком устали, то некому посидеть с младшей сестрой. В школе мной все восхищаются, девчонки так и вертятся около раздевалки, малыши даже просят автографы…Но какое это имеет значение, если двум самым близким людям до этого нет дела!» [13, стр. 423]

Подростки ждут поддержки, дружеского отношения, внимания от родителей. Но в плане общения с подростками надо найти «золотую середину», так как, если постоянно навязывать свое общество, подростки наоборот начнут отдаляться. Они любят проводить время с друзьями, и не любят, когда родители пытаются взять эту роль на себя. Они нуждаются в опоре, поддержке и заинтересованности взрослых, а не в сверстниках в их лице.

Чем старше подростки, тем меньше проявляется любовь родителей по отношению к ним: они не уделяют внимание, почти не тратят свое время, в общем, не участвуют в жизни своих детей. Это часто связано с тем, что взрослые не считаются с мнением своих детей, считают себя более опытными в жизни, им кажется, что подросток ещё просто маленький ребенок, без своего мнения и т.п. Исследования показали, чем родители уважительнее относятся к своим детям, считаются с их мнением, тем в семье будет спокойнее атмосфера.

Очень важно уметь сопереживать, понимать и слушать детей в подростковом возрасте. Некоторые семьи показывают абсолютное равнодушие к переживаниям своих детей. Подросткам очень важно знать, что родители отнесутся к их переживаниям с пониманием и серьёзностью. Им необходимо сопереживание со стороны родителей, если у них «несчастная любовь», понимание, если те получили плохую оценку в школе, необходимо выслушать своего ребенка, если у того проблемы с друзьями, все это очень важно для подростка, ведь для него это существенные проблемы и к ним не стоит относиться со скепсисом. Важно, чтобы подросток чувствовал поддержку со стороны родителей и доверял им, как можно большее.

Пример:

«Мы хотим, чтобы к родителям можно было прийти со своими проблемами и быть уверенными, что нас поймут. Многие родители просто не слушают нас, даже не дают возможности что-либо объяснить. Им не мешает хотя бы иногда смотреть на вещи с нашей позиции» [13, стр. 424]

Исследования показали (Olsen, 2000), что подростки чаще всего обращаются к матерям за советом, нежели к отцам. Они больше сопереживают, с пониманием относятся к проблемам детей, с ними проще разговаривать, отцы чаще всего относятся с осуждением. В семье крайне важно общение. [13, стр. 445]

Недоверие является одним из раздражающих факторов для подростков. Им важно знать, что родители доверяют им свои какие-то секреты, свои проблемы, т.е. ничего не скрывают от них. Некоторые родители не доверяют своим детям, так как проецируют на них проблемы своего прошлого, тревоги, чувство вины, пишет Ф. Райс.

Например, матери, которые родили ребенка вне браке, очень недоверчивы в сексуальном плане. Вообще для подростков очень важно, чтобы родители им доверяли в интимных отношениях. Нужно разговаривать на тему взаимоотношений полов. В подростковом возрасте начинает формироваться отношение к противоположному полу и важно показать подростку, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя.

Но помимо абсолютного доверия к ребенку, крайне важно и проявлять заботу. Существует термин «стиль привязанности» подростка. Ф. Райс делит привязанность на три основных стиля: безопасный, небезопасный тревожный, небезопасный избегающий. [13, стр. 427]

Подростки с безопасной привязанностью открытые для общения, доверчивые, обычно воспитывались родителями, проявляющими заботу, любовь. Такие дети уверены в себе, социально адаптированы, хорошо успевают в школе. Подростки с небезопасной тревожной привязанностью, воспитаны родителями, которые постоянно были рядом с детьми. Эти дети, которые озлобленные, не уверенные во взаимоотношениях, которые боятся быть брошенными. Подростки с небезопасной избегающей привязанностью обычно отстранены от других людей, бояться разочарований. Родители таких детей были холодными и безразличными.

Так же существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют и применяют рукоприкладство. У подростков в таких семьях устанавливается стойкая враждебность к родителям, трудности в общение со с окружающим миром, недоверие к взрослым.

Так же Ф. Райс говорит о том, что в семье очень важны эмоции, любовь и положительные аффекты (аффект - те эмоции, которые «бушуют» внутри семьи [13, стр. 425]).

Аффекты могут быть положительными и отрицательными. Положительный аффект связан с привязанностью, любовью, близостью в семье. Отрицательный аффект связан с враждебностью, холодностью. В семье, где отрицательные аффекты царит безразличие, родители мало проявляют свою любовь, по крайне мере внешне она никак не проявляется, они не обнимают детей, не целуют, не хвалят и т.д. Поэтому Ф. Райс считает, что подростки нуждаются и во внешней любви, т.е. во внешних проявлениях.

Одна девочка сказала: «Я даже не помню, чтобы родители когда-нибудь сказали, что любят меня. Наверное, они думают, что я и так это знаю; а мне так хочется, чтобы они хотя бы изредка говорили мне, что меня любят, или как-нибудь иначе давали мне это понять» [13, стр. 425].

Если не проявлять внешнюю любовь, дети могут закрыться, стать замкнутыми, либо же изголодаются и станут одержимыми мыслью о том, где достать любовь. Подростки пользуются разными методами, чтобы привлечь внимание родителей, методы, как положительные, так и отрицательные. Они могут специально пакостничать, делать то, что раздражает родителей, вести себя якобы, как плохие дети, но все это идет от того, что им чего-то не хватает, не хватает внимания. Либо же подростки, наоборот, получают хорошие оценки, из кожи вон лезут, делать все правильно, не ошибаться, только для того, чтобы родители их похвалили, заметили.

Для подростков важно признание и одобрение со стороны родителей. Родители часто критикуют своих детей, не показывая своего одобрения по отношению к их действиям. В особенности, подросткам хочется, чтобы их принимали такими как они есть, прощали им ошибки, не ругали за их недостатки. Необходимо относится к ребенку как к взрослому человеку.

Родителям лучше всего проявлять гибкость к своим детям, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей, так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье.

Конечно, влияние семьи на подростка очень велико. Родителям необходимо найти наиболее лучший вариант взаимодействия с их ребенком, учитывать его желания, прислушиваться к его мнению, а главное воспринимать таким, каким он есть. Необходимо понимать, что подростковый период закончится, и за это время нужно успеть дать ребенку все самое необходимое, в плане эмоций, ценностей, принципов. Ведь в подростковом возрасте закладываются основные ценности, которые в последующем будут сопровождать человека.



2. Развитие подростка в конфликтной семье


.1 Конфликтные ситуации между детьми и родителями


Основная проблема у подростков - это проблема взаимоотношений с родителями. В подростковом возрасте ребенок переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии и уважении.

Подростки начинают отдаляться от родителей, противостоять им. Ребенок становится грубым и резким, часто критикующим родителей. Родители, зачастую, просто не готовы к такой перемене ребенка, что в последующем оборачивается конфликтными ситуациями.

Выделяют основные типы конфликтов между подростками и родителями: [12, стр. 321]

По мнению психологов, причиной конфликтов между родителями и детьми является неустойчивость родительского восприятия. Родители не считают подростка взрослым, подросток, наоборот, считает, что уже вырос и имеет право принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает требовать к себе уважение, однако все равно иногда ведет себя как ребенок. Подростки очень противоречивы. Взрослые не понимают, как объяснять элементарные вещи своим детям, от этого начинают нервничать и срываться на детях.

Еще одна причина конфликта - диктатура родителей. Формы этого конфликта разнообразны, но в общем диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков.

Конечно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать решения, которые позволят подростку психологически расти, т.е. разрешать подростку иногда делать то, что на его взгляд правильно, советоваться с ним, позволять принимать ему участия в семье.

По мнению психологов, старшие должны сочетать, и требовательность, и доверительное отношение, и уважение по отношению к подросткам. Иначе ребенок может начать вести себя агрессивно по отношению к родителям.

Родители, которые заставляют ребенка вести себя, так как они хотят, скорее всего, столкнуться с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда ненавистью. Ребенок из-за диктатуры родителей может потерять чувство собственного достоинства, он будет чувствовать себя униженным.

Подросток может вырасти циником и эгоистом в том случае, если родители игнорируют интересы подростка, лишают его права голоса, которых не интересует его мнение. Конечно, может обойтись и без таких тяжких последствий, но то, что в будущем ребенок будет не таким, каким ожидали родители, это точно. Так как положительной стороны у такого воспитания нет.

Родитель с подростком, так же, часто конфликтуют из-за территории. Некоторые родители очень назойливы по отношению к ребенку, лезут ему в душу. У взрослеющего человека обязательно должна быть личная территоия, куда «посторонним вход запрещен». Исследования показали, что в семьях, где родители уважают границы своего ребенка, конфликтов и ссор значительно меньше.

Для разрешения конфликтов, связанных с территорией подростка, вводят некоторые простые правила общения: [14, стр. 128]

не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

не трогать личные вещи,

не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо давать свободу подростку в выборе одежды, музыке, друзей и т.д.

Подростков часто раздражает, когда их родители чересчур опекают. И это следующий тип конфликтной ситуации - чрезмерная опека и забота.

Можно сказать, что это скрытый конфликт. На первый взгляд, мало ссор между родителями и детьми, однако дети в таких семьях зачастую пользуются своим положением и превращаются сами в диктаторов. Такие дети обычно введут себя, как маменькины сыночки и дочки, в семьях, где их очень ждали, где он был последней надеждой на счастье.

В подростковом возрасте маменькины дети часто срываются и восстают против взрослых. Причем, форма протеста может быть разной. Это уже зависит от индивидуальности.

Причиной конфликтов может стать, если родители делают не так как хочется подростку. Если родители, например, купили не такой телефон, как захотелось ребенку. Ребенок начинает гнобить и унижать родителей.

Но, обычно, такие дети в семье главные, а в обществе не реализуются, так как никто под них не хочет подстраиваться, никто не хочет делать так, как им хочется. Такие дети становятся замкнутыми и необщительными. Исследования, показали, что чрезмерная опека чаще губит человека, чем проблемы.

Еще один тип конфликтной ситуации - родительская авторитетность.

Родители в таких случаях требуют от ребенка совершенства. Они хотят, чтобы ребенок делал все безукоризненно, учился на одни пятерки, убирался все до блеска, одевался так, как нравится им. За непослушания, они наказывают ребенка своим неуважением. Проводят воспитательные беседы, не давая отставать свое мнение.

Это приводит к двум типам конфликтов: [12, стр. 357]

. Ребенок начинает в подростковом возрасте вести себя холодно с родителями. Если в его семье случаются какие-то проблемы, он не сочувствует, ведут себя эгоистично и равнодушно.

. Ребенок чувствует себя бездарным. Он понимает, что делает все не так, хотя очень старается. Появляются мысли о бессмысленности в существовании.

Так же одной из скрытых конфликтных ситуаций является мирное существование.

В данном случае, в семье все занимаются собой. Родители своими проблемами, не трогают ребенка, позволяя делать ему все, что хочется. В какой-то момент ребенок просто начинает понимать, что семье нет до него дела, что никто не интересуется его делами.

И вот, когда в семье случается что-нибудь нехорошее, где потребуется участие ребенка, ребенок не будет испытывать никакого интереса к происходящему, ему будет просто безразлично то, что происходит в его семье.

Конфликты между родителями и подростками будут всегда. Так, как подростковый возраст очень трудный и для подростка и для родителей. Тут и играет роль, разница в возрасте. Родители не понимают, почему ребенок слушает именно такую музыку, почему он ест, например, фаст фуд, почему дружит ни с тем, с кем бы дружили они. Нужно понимать, что подростковый возраст очень изменчивый. Ведь все равно ребенок, когда вырастет, скорее всего, перестанет слушать ту музыку, которую слушал в подростковом возрасте, есть фаст фуд, или одеваться, как-то странно на ваш взгляд.


2.2 Подросток в ситуации разводящихся родителей


В наше время развод становится все более частым явлением, и, конечно же, встает вопрос о влияние развода на детей. По мнению многих психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Развод имеет как кратковременный, так и долговременный эффект на развитие подростка.

Одна из реакций, связанная с разводом у подростка - шок и отказ верить в случившееся. Она возникает тогда, когда ребенок не осознает всей глубины проблемы и не верит в то, что произошло. Дети обычно так реагируют из-за того, что не видели, как их родители ссорятся, не знали о проблемах и конфликтах. Для детей - это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.

Другая реакция - страх, тревога и неуверенность в будущем. Дети не осознают то, как они будут общаться с тем родителем, который уходит, будут ли они вообще общаться, будет ли он их любить и проводить с ними время.

Так же подростки могут испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.п.

«Почему ты заставила уйти папу?», «Я ненавижу тебя за то, что ты ушел от мамы к другой женщине!»

Нередко гнев подростков направлен на обоих родителей.

«Вы всю жизнь мне поломали!»

Некоторые подростки озабочены и общественным мнением.

«Как так? Что подумают мои друзья?»

Бывают случаи, когда подростков беспокоят и чувства их родителей.

Другим распространенным переживанием является чувство вины и самообвинение. Подросток винит себя в случившемся, так как родители часто ссорились из-за него. Ему кажется, что если бы он себя вёл по-другому, все было бы хорошо, родители были бы вместе. В таких случаях, подросток замыкается в себе, становится более ранимым, старается все делать правильно.

Развод часто сопровождается трауром, говорит Ф. Райс. У подростков возникает чувство потерянности, печали, депрессии. Ведь после развода приходится приспосабливаться к отсутствию одного из них.
Пример:
«Труднее всего было привыкнуть жить без отца. Я даже не представляла, как он мне нужен, пока он не ушел от нас» [13, стр. 466].

Если после развода один из родителей начинает с кем-то встречаться другим, начинает заводить другую семью, то у подростков появляется ревностная реакция. Ребенок становится обидчивым, так как вынужден делить свою любовь. Ему кажется, что его будут любить меньше, что он чужой в этой семье. Нередко подросткам в таких ситуациях просто обидно, то, что в его семье ничего не получилось, а вот в новой все получится. К тому же нужно учиться приспосабливаться к новым людям, к мачехе или отчиму, к новым братьям и сестрам, для подростка, у которого итак случилось такое событие, как развод, очень тяжело воспринимать и подчинятся к чему-то новому.

Дети, пережившие развод, получают травму на всю жизнь. Подростки испытывают проблемы с поведением, как во взрослом, так и в раннем возрасте. Дети, у которых развелись родители, обычно, хуже учатся в школе, чаще, конфликтуют со сверстниками, рано вступают в половые отношения и т.д. У детей хуже самооценка, проблемы с поведением, они почти перестают общаться со своими родителями, недоверчиво относятся к окружающим и новым людям.

Подростки, родители которых развелись, с большей вероятностью разведутся в будущем.

Существует много факторов, которые определяют проблемы, испытываемые подростками после развода. [8, стр. 199]

Во-первых, это психологическая травма.

Во-вторых, это стресс и конфликт, ставший причиной развода.

Развод связан с долгосрочными изменениями стиля жизни ребенка. Дети начинают метаться между родителями, чтобы не потерять связь ни с одним из них.

Многие факторы связаны с конфликтом. Включая частые споры с родителями, конфликты между супругами и т.п., все это оказывает негативное влияние на подростков. Многие подростки страдают от долговременных последствий напряженной ситуации в семье перед разводом и сопровождающих проблем, таких как агрессия родителей, по отношению друг другу, ухудшение отношений между детьми и родителями, недостаток внимания. Эти проблемы сопровождаются стрессом после развода и сложными отношениями между родителями. Подростки будто мечутся между двух огней, их принуждают принять сторону одного из родителей, либо они, наоборот, пытаются наладить хорошие отношения и с матерью, и с отцом, что так же приводит к ссорам между родителями.

Так же развод родителей оказывает влияние на будущее поведение подростка в его собственной семье. Как и говорилось раньше, подростки, чьи родители развелись, впоследствии разводятся гораздо чаще тех, кто воспитывался в полной и крепкой семье. Так как в подростковом возрасте формируются семейные ценности, а из-за развода эти ценности в глазах подростка улетучиваются. У подростков из неполных семей понижено чувство ответственности по отношению к семье, к обязанностям.

Кроме того, дети, которые прошли через развод, часто вступают в ранний брак, так как им хочется компенсировать недостаток тепла, им хочется крепкой семьи, обрести счастье. Однако, как показывают исследования, это не всегда заканчивается счастливым браком.

Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Иерархия жизненных ценностей 18-19 летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей, эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни. А студенты из полных семей, у которых важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, является максимальное использование своих возможностей, способностей, то есть ценности саморазвития, самореализации. Вместе с тем ряд исследований показал, что важен не сам по себе факт развода, а характер складывающихся в семье отношений. [9, №5., с. 6].

Так же некоторые подростки видят и положительные стороны в разводе. Развод идет на пользу тем детям, которые росли в конфликтной семье. Например, если отец бьет мать и самого подростка, развод в таком случае, идет, как облегчение.

Развод имеет разные стороны для подростка, однако, несомненно, он оказывает сильное влияние на развитие подростка. Как положительное, так и отрицательное, но отрицательное чаще всего. На каждого ребенка он действует по своему, но в любом случае, ребенок меняется, у него меняется отношение к миру, семье и к себе.



Выводы


1. Индивидуализация и автономия - основные составляющие развития личности в подростковом возрасте.

. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость и терпимость в своих взглядах и поведении по отношению к ребёнку подросткового возраста. Родительская поддержка, понимание и сопереживание, любовь и положительные аффекты, доверие - основа для нормального развития ребёнка в подростковом возрасте.

. В разводящейся семье подросток становится более агрессивным, ранимым, он начинает чувствовать свою вину в происходящем, у него нарушается развитие автономии и индивидуализации.

. Основными факторами, влияющими на психическое развитие подростка в семье разводящихся родителей, являются: семейная атмосфера, поведение родителей, причины и течение развода, вовлеченность подростка в конфликт между родителями.

Гипотеза о том, что развитие индивидуализации и автономии у подростка, растущего в конфликтной разводящейся семье, нарушается, подтверждается.

Тема важна, так как развод в наше время стал частым явлением. Среди разведенных людей, много тех, кто пережили в подростковом возрасте развод. Поэтому, если уж случается развод, важно дать понять ребенку, важность семьи, ценность семейным отношениям. И стараться, чтобы ребенка, конфликтные ситуации взрослых людей, как можно меньше касались.



Заключение


Современная статистика показывает, что чуть больше половины всех вступающих в брак со временем расторгают его. У подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко достигшие подросткового возраста.

Работа состоит из двух глав.

В первой главе рассмотрены особенности личности подростка. Нужно понять, как ребенок в этом возрасте реагирует на разные вещи, события даже не связанные с разводом. Ведь у подростков наступает половое созревание, они ведут себя более возбужденно, чем раньше, воспринимают всю поступающую к ним информацию немного иначе, так как становятся более восприимчивыми.

В подростковом возрасте процесс индивидуализации частично протекает в семье, поэтому родители должны на собственном примере показывать, что плохо, что хорошо, как нужно относиться друг другу. В отношение с детьми, родителям нужно найти «золотую середину».

Тут же рассмотрено влияние семьи на развитие подростка. В подростковом возрасте закладываются основные ценности, идеалы и т.п. И огромное влияние оказывает семья, на поведение подростка, на его психологическое состояние.

Во второй главе рассматривается развитие подростка в неполной семье. А так же типы конфликтных ситуаций между родителями и детьми. В подростковом возрасте основной проблемой является взаимоотношения с родителями. Основной проблемой является разница во взглядах родителей и детей, конфликт поколений. Во второй части этой главы анализируется поведение подростка в конфликтной семье.

Дети, пережившие развод, будут иметь определенные трудности в будущем, в плане семьи, окружение, себя.

Большинство подростков, чьи родители разводились, испытывали страх, гнев, ревность, обиду и вину и т.д. Для многих подростков была типична утрата интереса к школе и видам активности в период развода. Требуется несколько лет, чтобы ребенок адаптировался к изменениям в его семье.

Развод - тяжелое испытание для подростка. Очень важно, чтобы в этот период ребенок не ожесточился, не закрылся, а, наоборот, научился лучше понимать своих родителей и окружающий мир и самое главное себя.



Список литературы


1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 2010

2.Андреева Т.В. Семейная психология. - СПБ., 2004

.Байярд Р.Т., Ваш беспокойный подросток. - М., 2005

.Вахромов Е.Е. Побег подростков из дома. - М., 2006

.Гейл Ш. Возрастные кризисы. - М., 1999

.Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. - 2001, - №11. - С. 108 113. 76

7.Дольто Ф. На стороне подростка. - ЕКБ., 2010

.Захаров А.И. Неврозы у детей подростков - Л., 1982

.Ивашкина М.Г. Психологические проблемы детей и подростков // Помоги себе сам. - 2000, - №5., с. 6

.Круковер В.И. Воспитание подростка. - М., 1999

.Осипова М.М. Развод и дети //

.Психология и психотерапия семейных отношений/ под. ред. Райгородский Д.Я. - С., 2008

13.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ под. ред. Николаевой Е.И. - СПБ, 2010

14.Сатир В. Психотерапия семьи. - СПБ., 2006

.Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 1987

.Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1989

.Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1996

.Юнг К.Г. Психоанализ. - М., 2006