Тема: Цели, задачи, принципы психологической коррекции

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология

Институт государственного администрирования

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии











Курсовая работа по дисциплине

«Основы психологической коррекции»

Тема

Цели, задачи, принципы психологической коррекции



Выполнил

Студент 5 курса дистанционного отделения

(Направление «Психология», Квалификация - «Бакалавр психологии»)

Кибирёв Игорь Николаевич






Москва 2013 г.


ВВЕДЕНИЕ


Психологическая коррекция является одним из важнейших направлений практической деятельности психолога. Она представляет собой деятельность, которая направлена на исправление тех особенностей развития человека, не соответствующих оптимальной модели. Кроме того, психологическая коррекция дает возможность сформировать у человека качества, необходимые для повышения его социализации и адаптации к меняющимся условиям жизни и деятельности.

Психологическая коррекция осуществляется с помощью различных средств воздействия, с использованием различных методов и техник. Все это в существенной степени зависит от целей и задач психологической коррекции, постановка которых является важнейшим процессом.

Не менее важны также и принципы, на основании которых должен строиться психокоррекционный процесс. Учет важнейших принципов дает возможность правильного осуществления психологической коррекции и способствует повышению ее эффективности. Именно этим обусловлена актуальность рассматриваемой проблемы на сегодняшний день.

Объектом курсовой работы является процесс психологической коррекции.

В качестве предмета выступают цели, задачи и принципы психологической коррекции.

Цель курсовой работы: изучить основные цели, задачи и принципы психологической коррекции.

Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

.Охарактеризовать сущность и основные функции практической психологии.

.Проанализировать психологическую коррекцию и ее место в системе практической психологии.

3. Рассмотреть проблему целей и задач психологической коррекции.

4.Проанализировать сущность основных принципов психологической коррекции.

.Определить основные принципы составления психокоррекционных программ.

Курсовая работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования.

В первой главе работы рассматривается психологическая коррекция как важнейшее направление деятельности практического психолога. Вторая глава посвящена непосредственно изучению проблемы целей, задач и принципов психологической коррекции. В заключении приведены основные выводы, которые можно сделать в результате анализа, проведенного в рамках курсовой работы.


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА


1.1 Практическая психология и ее функции


В жизни достаточно часто приходится встречаться теми проблемами и вопросами, которые относятся к области психологии. Человек устроен так, что ему свойственно стремиться к внутренней гармонии, физическому и психическому здоровью, равновесию. Однако, реализуя это стремление на практике, человек часто оказывается в сложных ситуациях, с которыми самостоятельно справиться он не может. Психология - это наука о душе, о внутреннем мире человека.

Именно практическая психология призвана помочь человеку решить важные для его жизни проблемы. Практическая психология - это отрасль психологии, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни.

К сожалению, в нашем обществе психологическая культура развита недостаточно, вследствие чего многим людям сложно разобраться в своих проблемах, а также в отношениях с окружающими людьми. Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому, а также помогать близким людям. В психологической культуре выделяются три основных компонента: самопознание и самооценка; умение управлять собственным поведением, эмоциями, общением: познание других людей.

Овладение психологической культурой уже само по себе несет психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации и помощь психологов.

Понятие психологической помощи - это наиболее устоявшееся в практической психологии понятие. Его содержание представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психологической профилактике, психологической коррекции, психодиагностике, психологическом консультировании и психотерапии.

При этом чаще всего, оказание психологической помощи подразумевает оказание психологических услуг тем, кто испытывает значительные трудности в социализации, адаптации. Задача психолога, таким образом, в определенной степени приравнивается к задаче врача: поставив диагноз, нужно «нормализовать» жизнедеятельность человека, вернуть его в общее русло. Иначе говоря - снова сделать его «таким же, как все».

Еще один подход появился уже в середине восьмидесятых годов, наиболее ярко проявившись в области практической психологии образования. Его основная идея, состояла в выдвижении понятия «содействие». Суть новой позиции сводилась не только к замене термина. Речь шла, прежде всего, о том, что работать психологу нужно не только с теми людьми, у кого есть проблемы, а со всеми людьми, оказывая тем самым содействие их развитию. Для психолога, который работает в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего учителям, ученикам, родителям.

Почти одновременно с термином «содействие» появился еще один термин - «поддержка». В практической психологии, а также в научной литературе стали встречаться такие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка развития детей», «психологическая поддержка образовательной среды».

В последние годы широко употребляться стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология сопровождения заключается в том, что не следует ограждать человека от трудностей, не нужно решать его проблемы вместо него, а в том, что следует создавать условия для совершения человеком осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Психолог идет рядом как друг и помощник. Клиент всегда может обратиться к нему за помощью, но это не означает, что психолог должен все делать за него. Функции психолога в парадигме сопровождения некоторым образом напоминают работу телохранителя. Его и не видно может быть, пока он не понадобится. Чаще всего задачей психолога является создание благоприятных условий для самостоятельного решения проблемы. Но бывают моменты, когда он должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

Рассматривая психологическую службу в системе образования, необходимо отметить, что она создается для того чтобы обучение и воспитание детей проходило с учетом имеющихся научно-психологических знаний. Ее основными работниками являются профессиональные психологи. Они принимают участие в решении тех вопросов, которые касаются судьбы ребенка, его обучения и воспитания. На протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до окончания школы он должен находиться в сфере повышенного внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. Именно поэтому психологи проводят постоянные психодиагностические обследования, оценивают темпы и характер психического развития ребенка, а также дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей. Кроме этого, психологическая служба призвана обеспечить своевременность выявления резервов психологического развития детей, а также их использование в процессе организации в обучения и воспитания. Если речь идет о тех детях, которые отстают в своем развитии от других детей, то задача психолога сводится к тому, чтобы своевременно выявить оценить возможные причины задержек в развитии. Если дело касается одаренных детей, то задача, связанная с ускорением психического развития, трансформируется в следующую проблему: обеспечение раннего выявления задатков и их превращения в высокий уровень развития способностей.

Еще одна сложная задача психологической службы образования состоит в том, чтобы постоянно держать под контролем процессы обучения и воспитания с целью повышения их качества. Имеется в виду, прежде всего, необходимость построения этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями психической теории обучения и воспитания. Практическая цель работы психолога в этой ситуации сводится к тому, чтобы с позиций этой науки давать рекомендации по усовершенствованию рассматриваемых процессов с учетом научных данных о развитии детей определенного возраста.

Таким образом, практическая психология призвана обеспечить гармонизацию личности и содействовать ее развитию. Разнообразные направления деятельности психолога способствуют выполнению этой задачи. Одним из важнейших направлений практической деятельности психолога и является психологическая коррекция.

практический психология коррекция


1.2 Психологическая коррекция в системе практической психологии


Психологическая коррекция - это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Целью коррекции является поддержка здоровых людей в критических ситуациях.

А.А. Осипова определяет психокоррекцию как систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств воздействия.

Термин «коррекция психического развития» как обозначение определенного направления психологической деятельности впервые возник в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. В данном аспекте он означает исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. В психологии психокоррекция стала рассматриваться как совокупность мер психологического воздействия, которые направлены на формирование отсутствующих психических функций, а также устранение отклонений, отставания, нарушений психического развития.

В дальнейшем по мере развития прикладной возрастной психологии произошло расширение сферы приложения понятия «коррекция» на область нормального психического развития. В настоящее время психокоррекцией называют практически любое проявление активности психолога-практика, выходящее за рамки диагностики. Близким по смыслу является термин «компенсация» - выравнивание, развитие нарушенных функций и перестройка сохранных для замещения нарушенных.

Для понимания сущности психологической коррекции в рамках практической деятельности психолога необходимо определить те черты, которые отличают психологическую коррекцию от психотерапии. Необходимо отметить, что психологической коррекции подлежат те недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой устойчивые качества, которые формируются очень рано и практически не подлежат изменению. Можно выделить ряд специфических черт, которые отличают психокоррекционный процесс от психологической терапии:

-психологическая коррекция ориентируется на клинически здоровую личность человека, имеющего в повседневной жизни определенные психологические трудности, проблемы, определенные жалобы невротического характера. Кроме того, это могут быть люди, которые хорошо себя чувствуют, но хотят изменить свою жизнь или ставят перед собой цель развития собственной личности;

-психологическая коррекция ориентирована на здоровые стороны личности человека вне зависимости от степени имеющегося нарушения;

-в психологической коррекции, как правило, имеет место ориентация на настоящее и будущее клиентов;

-психологическая коррекция ориентирована на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной помощи при психологическом консультировании, и долгосрочной помощи при психотерапии);

-в рамках коррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя и отклоняется навязывание психологом определенных ценностей клиенту;

-воздействия в рамках психологической коррекции направлены на изменения поведения, а также на развитие личности клиента.

Основным отличием психологической коррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, состоит в том, что психологическая коррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности либо видами поведения и направлена на то, чтобы их переделать. Основной задачей развития является формирование нужных психологических качеств при их отсутствии либо недостаточности.

Различие между психологической коррекцией и психотерапией заключается в том, что психотерапия имеет дело с нарушениями различного рода у людей, страдающих соматическими или психическими заболеваниями (расстройствами). Многие аномалии поведения и психики людей, которые проявляются при заболеваниях, похожи на те, с которыми работает психолог в рамках психологической коррекции. Однако, если людей, которые обращаются за помощью к психотерапевту, называют пациентами, то тех, кто нуждается в психологической коррекции, называют клиентами.

Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений.

Клиент представляет собой нормального, физически и психически здорового человека, у которого в жизни возникли определенные проблемы поведенческого либо психологического характера, с которыми он не способен справиться самостоятельно. Именно поэтому он и нуждается в помощи психолога.

Термин «коррекция» подразумевает, прежде всего, целенаправленное психологическое воздействие «сверху», чтобы привести психическое состояние человека в соответствие с известной заранее «нормой психического развития». Это означает внешнее, постороннее вмешательство в те или иные психические проявления человека (порой достаточно жесткое). В зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов.

Как указывает Г.С. Абрамова, осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях:

-«Делай как я!» (в данном случае психолог сам берет на себя ответственность и предлагает достаточно жесткую схему работы);

-«Давай сделаем вместе!» (ответственность делится между психологом и клиентом);

-«Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя).

В качестве объектов психологической коррекции могут выступать личность, группа, семья. Существуют различные критерии, в соответствии с которыми выделяются различные виды психологической коррекции. Так, по характеру направленности коррекции можно выделить симптоматическую и каузальную коррекцию.

Симптоматическая коррекция - это коррекция симптомов, которая предполагает кратковременное воздействие для того, чтобы снять острые симптомы отклонений в развитии, мешающих перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная коррекция направлена на причины и источники отклонений в развитии. Этот вид коррекции является более длительным по времени и требует существенных усилий. При этом каузальная коррекция является более эффективной, так как одни и те же симптомы часто могут иметь абсолютно разную природу, причины, а также психологическую структуру нарушений.

В зависимости от содержания выделяется психологическая коррекция познавательной сферы личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, а также коррекция межличностных отношений, внутригрупповых и детско-родительских отношений.

Выделяют две основные формы проведения психокоррекционной работы - групповая и индивидуальная. Групповая психокоррекция - это не самостоятельное направление психокоррекции, а лишь специфическая ее форма. При ее использовании основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где в качестве такого инструмента выступает только сам психолог.

Групповая психологическая коррекция основана на том, что психолог здесь работает одновременно с целой группой лиц, имеющих сходные проблемы. Основной эффект данной формы психокоррекции достигается путем межличностного взаимодействия и взаимопонимания. При работе с некоторыми проблемами именно данная форма является наиболее эффективной. Для достижения необходимого результата очень важно знать и учитывать при построении работы группы основные особенности групповой психологической коррекции, принципы и методы ее проведения, осноные фазы групповой коррекции, принципы комплектования группы и т.д. Данная форма требует тщательной подготовки психолога.

Программа психологической коррекции составляется, как правило, на основании результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается в своей деятельности психолог.

Разнообразные методы психологической коррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых считаются психоаналитическое, поведенческое, а также экзистенциально-гуманистическое. Определенные, отличающиеся друг от друга, методологии этих направлений, различные представления о модели «здорового», «нормального» человека влекут за собой различия в средствах и приемах психологической коррекции.

В зависимости от продолжительности можно выделить сверхкороткую психологическую коррекцию (длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных проблем клиента), короткую (несколько часов и дней), длительную (месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем), а также сверхдлительную психологическую коррекцию (может длиться годы и затрагивает сферу сознательного и бессознательного, пониманию сущности переживаний и т.д.).

Таким образом, психологическая коррекция представляет собой специфическое направление деятельности практического психолога. Психологическая коррекция имеет ряд характерных особенностей и закономерностей, которые отличают ее от других видов деятельности и должны учитываться при ее осуществлении.



ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ


2.1 Цели и задачи психологической коррекции


Психологическая коррекция направлена на исправление отклонений в развитии человека. В связи с этим возникает целый ряд актуальных вопросов:

-Что необходимо понимать под отклонением в развитии?;

-Каковы показания для осуществления психологической коррекции?;

-Кто принимает решение, а также берет на себя ответственность за целесообразность определения задач психологической коррекции;

-Кто и по каким критериям оценивает эффективность психологической коррекции.

В практике коррекционной работы существуют различные модели, которые объясняют причины трудностей в развитии. Биологическая модель, к примеру, объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания. Медицинская модель относит трудности и отклонения в развитии к области аномального развития. Согласно интеракционистской модели, для возникновения проблем развития большое значение имеют сбои и нарушения взаимодействия между личностью и средой, в частности, дефицитарность среды, сенсорная и социальная депривация ребенка.

Педагогическая модель причины отклонений рассматривает с точки зрения явлений педагогической и социальной запущенности ребенка. Деятельностная модель рассматривает в качестве причины отклонений в развитии несформированность ведущего типа деятельности, а также других видов деятельности, которые типичны для рассматриваемой возрастной стадии.

Постановка целей психологической коррекции напрямую связана с теоретической моделью психического развития, а также определяется ею. В рамках отечественной психологии цели коррекционной работы определяются взглядами на закономерности психического развития ребенка как активный деятельностный процесс, который реализуется в сотрудничестве с взрослым человеком. На основании этого выделяется три основных направления в области постановки целей психологической коррекции:

-оптимизация социальной ситуации развития;

-развитие необходимых видов деятельности ребенка;

-формирование возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей развития, как правило, рассматриваются с точки зрения нарушения внутренних структур личности или с точки зрения дефицитарности среды. Возможно также объединение этих точек зрения. Исходя из этого, цели коррекционного воздействия понимаются или как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, или как модификация поведения путем обогащения и изменения среды, обучения человека новым формам поведения.

Необходимо отметить также и то, что выбор определенных методов и техник коррекционной работы, определение критериев успешности психокоррекции определяются ее целями.

При конкретизации целей психологической коррекции важно руководствоваться следующими правилами:

-цели психологической коррекции необходимо формулировать в позитивной, а не в негативной форме. Сущность данного правила заключается в том, что определение цели психологической коррекции нельзя начинать со слова «не», оно не должно носить запрещающий характер, ограничивающий возможности развития личности и проявления инициативы клиента.

Негативная форма определения цели психокоррекции представляет собой описание поведения, особенностей личности, которые необходимо устранить, описание того, чего в итоге быть не должно (к примеру, «избавиться от неуверенности в себе»).

Позитивная форма представления целей психологической коррекции, наоборот, включает в себя описание форм поведения, деятельности и личностных структур, которые необходимо сформировать у клиента (к примеру, «выработать уверенность в себе»). Позитивная форма определения целей психологической коррекции задает определенные ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и создает, таким образом, условия для постановки личностью в перспективе целей саморазвития;

-цели психологической коррекции должны быть реалистичными и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы, а также с возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта, способов действий, которые были усвоены на коррекционных занятиях, в реальную практику жизненных отношений. В том случае, если цели далеки от действительности, психокоррекционная программа представляет собой даже большее зло, чем ее отсутствие. Опасность в таком случае заключается в том, что создается впечатление полезных действий, что заменяет собой более существенные усилия;

-при постановке целей психологической коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности, а также планировать показатели интеллектуального и личностного развития клиента к концу программы, а также возможности отражения показателей в особенностях общения и деятельности клиента на последующих стадиях его развития;

-важно помнить, что эффект коррекционной работы проявляется на протяжении достаточно длительного времени. Он имеет место, как в процессе коррекционной работы, так и к моменту ее завершения. Приблизительно спустя полгода можно говорить об окончательном закреплении либо утере клиентом положительного эффекта коррекционной работы.

Таким образом, постановка целей и задач коррекционной работы является важным этапом, который в существенной степени обуславливает ее эффективность. Именно по этой причине важно уделять постановке целей существенное внимание. Не менее важным является учет в процессе психологической коррекции ее основных принципов.


2.2 Анализ основных принципов психологической коррекции


Выделяется ряд основных принципов, которые необходимо учитывать в процессе психологической коррекции. Рассмотрим основные принципы.

Важнейшим принципом психологической коррекции является принцип единства диагностики и коррекции, который отражает целостность процесса оказания психологической помощи как своеобразного вида практической деятельности каждого психолога. Этот принцип является основополагающим принципом коррекционной работы, так как ее эффективность на 90% зависит от того, насколько комплексной, тщательной и глубокой была предшествующая диагностическая работа.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух основных аспектах. Во-первых, перед началом коррекционной работы обязательно должен присутствовать этап прицельной комплексной психологической диагностики. На основании этой диагностики составляется первичное заключение и осуществляется формулировка целей и задач психологической коррекции. Построение эффективной коррекционной работы возможно только на основе предварительного тщательного психодиагностического обследования. Наряду с этим, самые глубокие и точные диагностические данные не имеют смысла, если не сопровождаются четко продуманной системой коррекционных мероприятий.

Во-вторых, коррекционно-развивающая деятельность психолога требует от него постоянного контроля динамики изменения поведения, деятельности, особенностей личности клиента. Важно следить за динамикой его эмоциональных состояний, изменением его чувств и переживаний в рамках коррекционной работы. Подобный контроль дает возможность вносить необходимые коррективы в задачи коррекционной программы, а также вовремя изменять и дополнять методы и средства психологического воздействия на клиента. Контроль динамики хода эффективности коррекции, таким образом, требует осуществления диагностических процедур на протяжении всего процесса коррекционной работы, так как именно они предоставляют психологу необходимую информацию, а также обратную связь.

Следующий принцип - это принцип нормативности развития. Нормативность развития понимается как последовательность возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития, которые сменяют друг друга. Психологическая коррекция всегда осуществляется на основании представления о возрастной норме.

Понятие «психологический возраст» ввел Л.С. Выготский. Оно подразумевает новый тип строения личности, ее деятельности, а также те психические и социальные изменения, которые определяют сознание ребенка в самом главном, определяют его отношение к окружающей среде, внутреннюю и внешнюю жизнь и весь ход развития в определенный возрастной период.

При оценке соответствия уровня ребенка возрастной норме, а также при формулировании исходя из этого целей психологической коррекции, важно учитывать ряд характеристик:

-особенности социальной ситуации развития (к примеру, изменение типа воспитательного либо образовательного учреждения, круга общения ребенка, включая взрослых, сверстников, семейное окружение и т.д.);

-уровень сформированности основных психологических новообразований на определенном этапе возрастного развития;

-уровень развития ведущей деятельности ребенка, а также ее оптимизация.

Помимо понятия «возрастная норма» важную роль играет и понятие «индивидуальная норма», которая дает возможность наметить программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента в пределах возрастной нормы развития, а также с учетом его индивидуальности, неповторимости и самостоятельного пути развития.

Принцип коррекции «сверху вниз» - еще один важный принцип, который выдвинут Л.С. Выготским, и раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога находится завтрашний день развития, а основное содержание коррекционной деятельности - это создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Выготского в качестве клиентов выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и выстраивается как психологическая деятельность, которая нацелена на своевременное формирование психологических новообразований.

Принцип психологической коррекции «снизу вверх». Реализация этого принципа основывается на том, что в качестве важнейшего содержания коррекционной работы рассматривается тренировка и упражнение психологических способностей, уже имеющихся у человека. Рассматриваемый принцип реализуется преимущественно сторонниками поведенческого подхода. Коррекция поведения, согласно этому подходу, должна строиться как подкрепление (положительное либо отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения для того, чтобы закрепить социально-желательное поведение, а также для торможения поведения, которое является нежелательным.

Исходя из этого, главная задача коррекции «снизу вверх» - это вызывание определенной заданной модели поведения любыми возможными способами, а также ее немедленное подкрепление. В центре психологической коррекции находится наличный уровень психического развития, которое понимается как процесс усложнения и модификации поведения, комбинации реакций из того поведенческого репертуара, который уже имеется на определенный момент.

Важным принципом психологической коррекции является также принцип системности развития психологической деятельности. Рассматриваемый принцип основывается на необходимости учета в психологической коррекции профилактических, а также развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязь разных сторон человеческой личности и гетерохронность (неравномерность) их развития. Из-за системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

При определении целей и задач психологической коррекции нельзя ограничиваться только теми проблемами, которые актуальны непосредственно на сегодняшний день. Важно исходить из ближайшего прогноза развития. Превентивные меры, которые приняты своевременно, дают возможность избежать отклонений в развитии самого различного рода, а тем самым избежать необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.

Реализация принципа системности развития в психологической коррекции обеспечивает ее направленность на устранение причин, а также источников отклонений в психическом развитии. Успех психологической коррекции базируется на результатах психологической диагностики, в итоге которого представляется система причинно-следственных связей, а также иерархии отношений между симптомами и причинами этих симптомов.

В рамках определения стратегии психологической коррекции принцип системности развития тесно связан с принципом коррекции «сверху вниз». Системность анализа актуального уровня развития, достигнутого ребенком к моменту обследования, осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы.

Деятельностный принцип психологической коррекции определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор способов и средств достижения поставленных целей, тактику проведения психологической коррекции, конкретные пути и способы достижения целей. Его сущность состоит в том, что в качестве генерального способа коррекционно-развивающего воздействия выступает организация активной деятельности клиента. Именно в ходе реализации этой деятельности создаются необходимые условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, а также организуется та основа, которая необходима для позитивных сдвигов в рамках развития личности. Психологическое коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте определенной деятельности, выступая в качестве средства, ориентирующего активность.

Согласно деятельностному принципу основным направлением психологической коррекции является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в разных сферах предметной деятельности, взаимодействия, т.е., в конечном счете, в социальной ситуации развития. Работа по психологической коррекции строится не как обычная тренировка умений и навыков, а как целостная, максимально осмысленная деятельность, которая естественно и органично вписывается в систему ежедневных жизненных отношений клиента.

Особенно широко в рамках коррекционной работы используется понятие «ведущий вид деятельности» (особенно это касается коррекционной работы с детьми). В дошкольном возрасте таким видом деятельности выступает игра, в подростковом возрасте - общение и т.д. В соответствии с этим и должна выстраиваться система коррекционной помощи.

Деятельностный принцип психологической коррекции определяет предмет приложения коррекционных усилий. Кроме того, он задает способы психологической коррекции через организацию определенных видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

Рассматривая основные принципы психологической коррекции нельзя не уделить отдельное внимание тем принципам, которых необходимо придерживаться при составлении психокоррекционных программ, так как этот этап оказывает существенное влияние на эффективность коррекционных воздействий в целом. Остановимся на данном аспекте.


2.3 Характеристика принципов составления коррекционных программ


Правильно составленная психокоррекционная программа является залогом успеха психологической коррекции. Среди принципов составления коррекционных программ можно выделить следующие:

-принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач;

-принцип приоритетности коррекции каузального типа;

-принцип единства коррекции и диагностики;

-деятельностный принцип коррекции;

-принцип комплексности методов психологического воздействия;

-принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей клиента;

-принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента к участию в коррекционной программе;

-принцип программированного обучения;

-принцип опоры на различные уровни организации психических процессов;

-принцип возрастания уровня сложности;

-принцип учета эмоциональной сложности материала;

-принцип учета объема, а также степени разнообразия материала.

Остановимся подробнее на рассматриваемых принципах. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач отражает необходимость присутствия в коррекционной программе любого рода задач трех указанных видов. Вовремя принятые профилактические меры дают возможность избегания различного рода отклонений в развитии, а тем самым и необходимости специальных коррекционных мероприятий.

Взаимообусловленность различных сторон психики в развитии человека дает возможность в существенной мере оптимизировать развитие путем интенсификации сильных сторон человеческой личности за счет механизма компенсации. Помимо этого, каждая программа коррекционного воздействия должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, но и на создание благоприятных условий для максимально полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Исходя из этого, цели и задачи коррекционной программы необходимо формулировать как систему задач трех уровней: коррекционного уровня (исправление нарушений и отклонений в развитии), профилактического уровня (предупреждение отклонений), а также развивающего уровня (стимулирование, оптимизация и обогащение содержания развития).

Принцип единства коррекции и диагностики при составлении коррекционных программ отражает целостность процесса оказания психологической помощи и поддержки в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

Принцип приоритетности психологической коррекции каузального типа ориентирован на то, что работа с симптоматикой, насколько бы она ни была успешной, не способна окончательно разрешить трудности, переживаемые клиентом. Очевидным является тот факт, что только устранение причин, которые находятся в основе нарушения развития, способно обеспечить полное разрешение проблем, которые они вызывают. Таким образом, приоритетной целью осуществления коррекционных мероприятий должно стать устранение причин отклонений в развитии и трудностей клиента.

Деятельностный принцип построения коррекционных программ основывается на теории психического развития ребенка, которая была разработана в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. Центральным моментом здесь является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, способы реализации ее целей.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей клиента согласует в себе требования соответствия хода личностного и психического развития клиента нормальному развитию, а также признания неповторимости и уникальности каждого человека. Учет индивидуальных особенностей дает возможность каждому клиенту самостоятельно выбрать свой путь в соответствии с собственной индивидуальностью. Коррекционная программа не должна быть усредненной, унифицированной. Через оптимизацию условий развития и предоставление человеку возможностей для адекватной ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации его пути развития, а также утверждения его «самости».

Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость всего существующего многообразия техник, приемов и методов из арсенала практической психологии. Известным является то, что большинство существующих методов, которые широко используются в практике, были разработаны в зарубежных психологических школах на основах психоанализа, бихевиоризма и т.д. Все они достаточно противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика и техника не являются неотчуждаемой собственностью определенной теории.

Переосмысленные с критической точки зрения и взятые на вооружение, данные методы являются достаточно мощным инструментом, который дает возможность оказания эффективной психологической помощи клиентам с самыми разными проблемами.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется важной ролью, которую ближайший круг общения человека играет в его психическом развитии. Если говорить о психологической коррекции в отношении ребенка, то необходимо отметить, что система его взаимоотношений с взрослыми людьми, способы их осуществления и т.д. являются важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка. Ребенок никогда не развивается как изолированный индивид, вне общения с другими людьми. Развитие осуществляется в целостной системе социальных отношений, в единстве с ними и неразрывно от них. Таким образом, объектом развития должен выступать не изолированный ребенок, а целостная система отношений, субъектом которых он является.

Принцип опоры на различные уровни организации психических процессов свидетельствует о том, что при составлении коррекционных программ важно опираться на более развитые психические процессы, а также использовать методы, которые их активизируют. Это достаточно эффективный путь коррекции перцептивного и интеллектуального развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно, поэтому часто в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов. Непроизвольные процессы в то же время могут стать основой для формирования произвольности в ее разных формах.

Принцип программированного обучения заключается в том, что наиболее эффективно работают программы, которые состоят из ряда последовательных операций, выполнение которых осуществляется сначала с психологом, а затем самостоятельно. Это приводит к формированию необходимых умений и действий.

Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. При этом формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, а также предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Учет приведенных принципов на этапе составления коррекционной программы способствует ее правильности, грамотности и логичности, что оказывает существенное влияние на эффективность психологической коррекционной работы в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Практическая психология направлена на то, чтобы помочь человеку решить важные для него проблемы. В ее рамках выделяются различные направления деятельности психолога, одним из которых и является психологическая коррекция. Коррекция представляет собой направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности; систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств воздействия.

Психологическая коррекция близка к другим видам деятельности (психологическое консультирование, психотерапия, развитие личности). Однако существует целый ряд признаков, которые дают возможность разграничить данные понятия. Так, к примеру, психологическая коррекция, в отличие от развития, имеет дело с уже сформированными качествами личности. В отличие от психотерапии она ориентирована на среднесрочную помощь, а также ориентируется на клинически здоровую личность человека и т.д.

Эффективность психологической коррекции в существенной мере зависит от правильности определения ее целей и задач. Необходимо отметить, что постановка целей психологической коррекции напрямую связана с теоретической моделью психического развития. В зависимости от того, как определяются причины трудностей в развитии, соответствующим образом формулируются цели коррекционного воздействия. При этом в рамках любой модели объяснения психического развития, необходимо придерживаться ряда правил при определении целей психологической коррекции. К ним относится, к примеру, позитивная формулировка целей, учет дальней и ближайшей перспективы развития и т.д.

Не менее важную роль играет учет принципов психологической коррекции. Значительное место занимают принципы нормативности развития, единства диагностики и коррекции, принцип системности развития психической деятельности и ряд других принципов. Все они основываются на определенных теоретических и методологических положениях, которые необходимо учитывать психологу в процессе оказания психологической помощи клиенту.

Рассматривая принципы психологической коррекции, отдельное внимание необходимо уделить и принципам построения коррекционных программ, так как это достаточно важный этап, от правильности которого во многом зависит эффективность коррекционных воздействий. Среди принципов построения коррекционных программ можно выделить принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач; принцип приоритетности коррекции каузального типа; принцип комплексности методов психологического воздействия; принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента к участию в коррекционной программе и т.д.

Таким образом, психологическая коррекция является своеобразным видом деятельности практического психолога. Психокоррекционный процесс основывается на определенных особенностях и закономерностях, которые необходимо учитывать при постановке целей и задач воздействия. Кроме того важную роль играют принципы психологической коррекции, учет которых позволяет обеспечить ее эффективность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Академический проект, 2003. - 496с.

2.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М.: изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 2002 - 464с.

.Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.

.Дуткевич Т.В., Савицкая О.В. Практическая психология. Введение в специальность. - К.: Центр учебной литературы, 2010. - 256с.

.Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. - М.: «Академия», 2009. - 512с.

.Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2005. - 784с.

.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПБ: Питер, 2007. - 583с.

.Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2003. - 448с.

.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М: ТЦ «Сфера», 2000. - 448с.

.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. - 510с.

.Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592с.

.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: «Академия», 2000. - 160с.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2009. - 592с.

.Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2008. - 240с.

.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2001. - 208с.

.Шмелева И.А. Введение в профессию: Психология: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2010. - 272с.

.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Владос, 2009. - 272с.