Тема: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология

ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

В Г. КАЛИНИНГРАДЕ










Курсовая работа

по дисциплине «Общая психология»

на тему: «Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста»



Студентки 2 курса

Группы 86БП

Ивановой Галины Ивановны

Преподаватель

Баркаева Ирина Леонидовна





Калининград - 2014



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

.1 Семья как институт социализации личности

1.2 Формы родительского отношения и стили семейного воспитания

1.3 Условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье

.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА

.1 Ход исследования и описание методик

.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения периода старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли - роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.

В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания.

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.

Цель исследования: изучение родительского отношения и его взаимосвязи с самооценкой детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формы родительского отношения к детям.

Предмет исследования: взаимосвязь родительского отношения и самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Мы полагаем, что:

благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия, способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста;

низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).

Задачи исследования.

.Изучить научную литературу по проблеме исследования.

.Выявить формы родительского отношения и стили семейного воспитания.

.Определить условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье.

.Эмпирически выявить влияние стиля семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

.Разработать рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Методологическая основа исследования.

В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающие типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характер и поведения (Д. М. Боулби, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, и др.)

В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (Лангмейер Йозеф, Матейчек Зденек, Е. Т. Соколова, Д. М. Боулби, М. Д. Эйнсуорт). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, и др. [6, 32 ].

Методы исследования.

. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

. Эмпирические методы исследования (наблюдение, тестирование, проективный метод). Метод математической обработки данных.

Методики исследования.

. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин.

. Изучение межличностных отношений в семье. Методика PАRI Е. Шеффер и Р. Белла. Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

. Методика «Какой Я» (в модификации методики О.С. Богдановой).

. Проективная методика «Рисую себя» (А.М. Прихожан и З. Васляускайте)

База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР д/с №40.

В исследовании принимали участие 20 детей (5 -7 летнего возраста) и их родители 38 человек (18 мам, 1 бабушка и 19 пап).



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


.1 Семья как институт социализации личности


Традиционно главным институтом социализации личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. [17]

В любом периоде жизни ребенка родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекраснейших человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом и, конечно же, на формирование его личности.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников. [11]

Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [7]

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

В настоящее время в России наблюдается рост большего числа неблагополучных семей. [2]

Последствием воспитания в неполной или неблагополучной семье могут быть: нарушение личностного развития ребенка (развитие истероидных и гипертимных черт), неадекватный стиль общения со сверстниками и взрослыми (конфликтность, неумение видеть проблемы партнера, доминантный стиль общения во всех ситуациях) и т. п.

Конфликтная ситуация в семье может сильно по влиять на формирование личности ребенка.

Взаимоотношения в семье - психологические отношения субъектов, связанных родством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. [15]

Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Однако, некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности. [22]

Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и видоизменяется.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара - отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление - существенная общественно-воспитательная проблема. [5]

Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряд других симптомов невроза.

Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. [18]

Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка.

Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.


.2 Специфика и стили семейного воспитания


Рассматривая основные типы семейных отношений, необходимо иметь в виду взаимосвязь каждого из них и формирование поведения и определенных черт личности ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. [27]

В отечественной и зарубежной психологии существует много классификаций стилей родительского воспитания.

Одна из классификаций представлена А. Болдуином, который выделил два стиля практики родительского воспитания: демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим - верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дж. Болдуин выделил также четыре параметра измерения родительского поведения:

родительский контроль, то есть предпочитают ли родители оказывать большое влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих требований, последовательны ли в них;

родительские требования, побуждающие детей к развитию в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферах;

способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий;

эмоциональная поддержка - способность родителей выражать сочувствие, любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордости от успехов детей [21].

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребенку отличаются высокой психологической напряженностью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадеживающее.

А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют следующие виды неправильного воспитания.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью чаще недостатком опеки и контроля, а главное - истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. В последнее время гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Скрытая гипопротекция нередко сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Доминирующая гиперпротекция характеризуется постоянной чрезмерной опекой, мелочным контролем за каждым шагом, системой постоянных запретов.

Потворствующая гиперпротекция, для которой характерно чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей.

Потворствующая гипопротекция. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения ребенка.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него было бы легче.

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это [12; 23].

Е.С. Иванов выделяет и другие типы воспитания, являющиеся неблагоприятными: воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, условия жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи [23].

Коннер предлагает систематическую классификацию родительских позиций, отражающую тип родительского отношения, где родительская позиция сформулирована в форме характерных для родителя словесных конструктов и способов поведения:

Принятие и.любовь. Характерные словесные выражения: «ребенок - центр моих интересов». Способ поведения с ребенком - нежность, занятия с ним. Влияние на развитие ребенка - чувство близости, нормальное развитие личности.

Явное отвержение. Характерные словесные выражения: «ненавижу этого ребенка», «не буду о нем тревожиться». Способ поведения с ребенком, невнимательность, жестокость, избегание контактов. Влияние на развитие ребенка - агрессивность, преступность и эмоциональная неразвитость личности.

Излишняя требовательность. „Характерные словесные выражения: «не хочу ребенка такого, какой он есть». Способ поведения с ребенком - критика, отсутствие похвал, придирчивость. Влияние на развитие ребенка - фрустрация, неуверенность в себе.

Чрезмерная опека. Характерные словесные выражения: «все сделаю для моего ребенка, посвящу ему свою жизнь». Способ поведения с ребенком чрезмерные поблажки или ограничения свободы. Влияние па развитие ребенка - инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности [10].

Многие психологи выделяют 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество[6].

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов[6].

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. [33]

Гиперопека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе [3].

Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи.

На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. [24]

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом [21].

Большое значение в становлении самооценки и личности ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный) [31].

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль "согласия"; при авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку- стиль "подавления"; при попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Старший дошкольник видит себя глазами близких взрослых, воспитывающих его. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

родители регулярно указывают детям, что им делать;

ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

решение часто принимает сам ребенок;

ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта ребенка с родителями.

. Равнодушные и жестокие родители - еще более тяжелый случай. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

. Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Отечественный психолог В.М. Минияров отмечал, что стили воспитания в семье ведут к формированию различных типов личности. Так, попустительский стиль семейного воспитания ведет к формированию конформного типа личности; состязательный стиль - к формированию доминирующего типа личности; рассудительный стиль - к формированию сензитивного типа; предупредительный - к формированию инфантильного типа личности, контролирующий - к формированию тревожного типа и, наконец, сочувствующий стиль семейного воспитания ведет к формированию интровертированного типа личности.

В процессе исследования В.М. Минияров выявил наличие еще одного стиля - гармоничного, который, вобрав то лучшее, что содержат шесть стилей семейного воспитания, является их синтезом. В результате гармоничного стиля воспитания формируется гармоничный тип личности [16]. Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер[19]. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К нему проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя

Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» - мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенку, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми [31].

Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).

А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [9]:

.Принимающе - авторитарный - субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации - эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

. Симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

. Симбиотическо-авторитарный - гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психо-социальной идентификации.

Параметры измерения родительского отношения: «Принятие - отвержение», «Кооперация» (социальная желательность), «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (инфантилизация - инвалидизация)].

Таким образом, стиль семейного воспитания является ядром формирования того или иного типа личности. Следовательно, конфликты между родителями и детьми могут быть решены с помощью правильно выбранного стиля семейного воспитания, то есть предпочтение должно быть отдано гармоничному стилю воспитания.


1.3 Условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье


Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико.

Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явление природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. [13]

Возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» он ответит - «Я большой». Если спросить то же самое ребенка шести лет, он ответит: «Я меленький».

У ребенка старшего дошкольного возраста возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание своих личных качеств (хороший, добрый и т.д.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года - внешнее «Я сам», в шесть лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее. [4].

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 6 - 7 лет. Основная симптоматика кризиса состоит из трех элементов:

  1. Потеря непосредственности - между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
  2. Манерничанье - ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.
  3. Симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный фактор, потому что с этого момента ориентация поведения осуществляется внутри этой внутренней жизни. [4].

Вообще время между основными детскими кризисами занимает почти все дошкольное детство. Если попытаться выделить самое общее в этом значительном и разнообразном отрезке жизни, то можно сказать, что это самый плодотворный и спокойный период социализации ребенка. Он становится управляемым, постепенно научается руководствоваться правилами социального взаимодействия, произвольно сосредоточиваться и направленно учиться. [9].

В это время собственный опыт взаимодействия со средой и людьми организуется с помощью обобщенного человеческого зная, нравственные правила и законы вымещаются причинно - следственные связи, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются стражи не оправдать ожидания, быть отвергнутыми другими. Именно подобный тип уязвимости может свидетельствовать о развитии ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, в том числе и самооценке.

Как известно, Л.С. Выготский связывает с этим возрастом (кризис 7 лет) дифференциацию внутреннего и внешнего, открытие ребенком самого существования своих переживаний, появление возможности осмысленно ориентироваться в них, возникновение самооценки как некоторых «запросов к себе», борьбы переживаний, внутреннего конфликта и выбора. Появление иерархической структуры переживаний, с одной стороны, становится аффективной основой развития способности к символизации, с другой - неминуемо заставляет ребенка ощутить отдельность своего внутреннего мира, неоднозначность его отношений с нравственными правилами. Анализируя эту ситуацию, Выготский Л.С. отмечает, что «ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности». [8].

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка появляются в этой области новые самостоятельные возможности. Они связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней и позволяет выбрать из всего богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все выше перечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. [29, 30]

Вся эта яркая жизнь, являющаяся в норме, может быть, основной индивидуальной ценностью ребенка данного возраста, не претендует называться «серьезной». Реальная, серьезная, жизнь дома и в обществе идет теперь более обыденно, накатано для ребенка. Он по мере сил выполняет требования взрослых, но относится к ним более спокойно, старается соблюдать общие правила, находя при этом компромисс для сохранения своих индивидуальных ценностей. Можно сказать, что и взрослые в этот период начинают взаимодействовать с ребенком наиболее «экономным» и формальным способом. [20].

Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от родителей оценки становятся собственными оценками ребенка. Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Родители так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я». [26].

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт - главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самооценки. [28].

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самооценки характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду - кризису семи лет. [22].

Исследовав теоретическую литературу по проблеме влияния родительско - детских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы вяснили, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучение в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительстких отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Все рассмотренные нами классификации гармоничные, либо как конфликтные. Соответсвенно типу преобладающих в семье отношений и развивается самооценка ребенка старшего дошкольного возраста - либо позитивная, либо негативная.

Родители детей с разными типами общей и частной самооценки имеют спечифические особенности структуры системы позитивных родительских чувств. Отсутсвик противоречий внутри компонентов струтуры системы позитивных родительских чувств, высокая устойчивость этих чувств, обуславливают формирование адекватной общей и частной самооценки дошкольника. Противоречивость, неустойчивость и недоразвитие компонентов системы позитивных родительских чувст приводит к формированию различных видов неадекватной общей и частной самооценки дошкольника.

Таким образом, говоря о типах семейного воспитания, мы в первую очередь хотим обратить внимание на то, что данное понятие синонимично понятию родительское отношение к ребенку, более широкому по своему содержанию. Потому раскрывать типы семейного воспитания мы сочли необходимым в русле понятия "родительское отношение" к ребенку. Родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. А.Я.Варга и В.В. Столин выделяют такие варианты родительских позиций как: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность и эмоциональное отвержение (маленький неудачник). В общем, опираться в своей работе мы будем на определение, предложенное Варга А.Я. и Столиным В.В.



. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА


.1 Ход исследования и описание методик


Для изучения влияния семьи на уровень самооценки старших дошкольников возможно было использовать следующие методы исследования: наблюдение, беседа, психодиагностические методики.

Цель: исследование влияния детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР д/с №40. В исследовании участвовали 20 детей (5 -7 летнего возраста) и их родители (19 пап и 18 мам и 1 бабушка).

Методики исследования.

.Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

. Изучение межличностных отношений в семье. Методика PАRI Е. Шеффер и Р. Белла. Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

Тест-опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей.

В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов.

Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.

. Методика «Какой Я» (в модификации методики О.С. Богдановой). Методика предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

. Проективная методика «Рисую себя». Данная методика разработана А.М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет. Ребенку предоставлялся лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры на выбор и предлагалось нарисовать себя. Время работы не ограничивалось, дополнительных инструкций не следовало. Обработка результатов рисунка проводилась по следующим параметрам:

декорирование рисунка отражают внутреннее ощущение ребенком самого себя (оценивалось по 3 баллам);

количество используемых цветов отображает эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе (оценивалось по 3 баллам);

расположение рисунка по высоте листа показывает занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое (чем выше рисунок, тем больше балл, оценивалось по 3 баллам);

размеры тела отображает самопроявление себя: маленький размер - ограниченность (оценивалось по 3 баллам)

общая сумма баллов по рисунку

Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов - высокий, 7 - 5 баллов - средний, 4 - 1 балла - низкий.

Выбранные нами методики стандартизированы и надежны для проведения исследования.


.2 Анализ результатов исследования


Тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.

При обработке «Теста - опросника родительского отношения (ОРО)» у родителей, полученные в исследовании результаты были сведены в таблицы.

При изучении особенностей родительского отношения получены следующие данные.


Таблица 2.1 - Результаты родительского отношения

№ п/пФ. И. детейСтиль воспитанияТип семьиОтношенияМатьОтец1Лена ДМаленький неудачникНеполнаяКонфликты, пренебрежение2Света САвторитерная гиперсоциализацияКооперацияПолная стабильнаяНапряженные отношения3Оля НКооперацияПринятие-отвержениеПолная СтабильнаяВзаимопонимание4Сергей ВПринятие - отвержениеАвторитарная гиперсоциализацияПолная СтабильнаяНапряженные отношения5Лина САвторитарная гиперсоциализацияПринятие-отвержениеПолная РаспадающаясяКонфликты, пренебрежение6Олег ДМаленький неудачникНеполнаяКонфликты, пренебрежение7Саша ВКооперцияСимбиозПолная СтабильнаяВзаимопонимание8Семен ПКооперацияСимбиозПолная СтабильнаяВзаимопонимание9Лариса ОСимбиозАвторитарная гиперсоциализацияРаспадающаяся РаспадающаясяКонфликты, ссоры10Симона ЕКооперацияСимбиозПолная СтабильнаяВзаимопонимание11Виктор ГКооперацияКооперацияПолная СтабильнаяВзаимопонимание12Людовиг ГАвторитерная гиперсоциализацияКооперацияПолная РаспадающаясяСсоры, конфликты13Даниил ЕКооперацияСимбиозПолная СтабильнаяВзаимопонимание14Олег ОАвторитерная гиперсоциализацияПринятие - отвержениеРаспадающаяся РаспадающаясяКонфликты, ссоры15Витя ЗПринятие - отвержениеСимбиозПолная СтабильнаяНапряженные отношения16Света ЛКооперацияПринятие - отвержениеПолная СтабильнаяВзаимопонимание17Анна ААвторитерная гиперсоциализацияПринятие - отвержениеРаспадающаяся Конфликты, ссоры18Вилена ДПринятие - отвержениеПринятие - отвержениеПолная Напряженные отношения19Лена САвторитерная гиперсоциализацияСимбиозПолная СтабильнаяКонфликты, пренебрежение20Сергей ДКооперацияКооперацияПолная СтабильнаяВзаимопонимание

Сведем все полученные данные в общую таблицу.


Таблица 2.2- Результаты родительского отношения

№Стиль воспитанияМатьОтец1Принятие - отвержение362Кооперация843Симбиоз764Авторитарная гиперсоциализация625Маленький неудачник21

Для отцов характерны в большей степени, чем для матерей, такие виды отношений как симбиоз и отвержение. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. При отвержении мы можем говорить о том, что родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Для матерей характерны такие виды отношений как контроль и кооперация (р < 0,01). На основании этого делаем вывод о том, что родительское отношение отцов и матерей различно. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Авторитарная гиперсоциализация» или контроль - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его сторону. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

В работе мы опираемся на принцип, выделенный Р.В. Овчаровой, согласно которому феномен родительства системно определен [34]. Материнская и отцовская родительские позиции представляют собой диалектическое единство. Их своеобразие и необходимый баланс и создает оптимальные условия для полноценного развития личности ребенка. Одна из главных проблем семьи является регуляция противоречий, которые возникают в семье из за разных стилей воспитания.

Далее родителям был предложена методика PАRI, которая предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни.


Таблица 2.3- Результаты исследования методики PАRI.

№ПризнакиМама,%№ПризнакиПапа, %1Вербализация451Вербализация252Чрезмерная забота752Чрезмерная забота453Зависимость от семьи853Зависимость от семьи904Подавление воли654Подавление воли355Ощущение самопожертвования1005Ощущение самопожертвования506Опасение обидеть806Опасение обидеть1007Семейные конфликты407Семейные конфликты358Раздражительность758Раздражительность809Излишняя строгость609Излишняя строгость5510Исключение внутрисемейных влияний7510Исключение внутрисемейных влияний6511Сверхавторитет родителей8511Сверхавторитет родителей3512Подавление агрессивности4012Подавление агрессивности7513Неудовлетворенность ролью хозяйки6513Неудовлетворенность ролью хозяйки8014Партнерские отношения5514Партнерские отношения9015Развитие активности ребенка8015Развитие активности ребенка6016Уклонение от конфликта6016Уклонение от конфликта4517Безучастность мужа7017Безучастность мужа8018Подавление сексуальности8018Подавление сексуальности7519Доминирование матери8519Доминирование матери7520Чрезмерное вмешательство в мир ребенка8520Чрезмерное вмешательство в мир ребенка6521Уравненные отношения10021Уравненные отношения10022Стремление ускорить развитие ребенка6522Стремление ускорить развитие ребенка8523Несамостоятельность матери8023Несамостоятельность матери70

Проведя это исследование и сравнив результаты, можно сказать, что у матерей высоко ощущение самопожертвования перед детьми и семьей в целом, существуют уравненные отношения между родителями и ребенком.

Мамы не считают основным побуждение словесных проявлений, вербализацию, также здесь мамы редко находятся в агрессивном состоянии, что свидетельствует о низких баллах в этой шкале.

У отцов существует опасение обидеть ребенка, стремление создать безопасность в своей семье. Существуют уравненные отношения между родителями и ребенком, партнерские отношения, но у мам имеется ограниченность интересов рамками семьи, заботами исключительно о семье.

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности, возникновение конфликтов между родителями и детьми.

Далее нами было проведено тестирование на определение уровня самооценки детей.

При изучении самооценки по тесту «Какой я?» нами были получены следующие данные.



Таблица 2.4-Результаты исследования самооценки по тесту «Какой я?» О.С. Богдановой

№ п/пФ. И. детейБаллыУровень самооценки1Лена Д2Низкая2Света С6Средняя3Оля Н5Средняя4Сергей В4Низкая5Лина С6Средняя6Олег Д4Низкая7Саша В8Высокая8Семен П6Средняя9Лариса О3Низкая10Симона Е7Средняя11Виктор Г4Низкая12Людовиг Г2Низкая13Даниил Е10Высокая14Олег О1Низкая15Витя З5Средняя16Света Л6Средняя17Анна А3Низкая18Вилена Д9Высокая19Лена С5Средняя20Сергей Д7Средняя

Таблица 2.5 - Результаты исследования самооценки по тесту «Рисую себя» Результаты исследования самооценки по тесту «Рисую себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте

№ п/пФ., И детейКол-во балловУровень самооценки1Лена Д1Низкая2Света С5Средняя3Оля Н7Средняя4Сергей В2Низкая5Лина С6Средняя6Олег Д4Низкая7Саша В8Высокая8Семен П6Средняя9Лариса О3низкая10Симона Е5Средняя11Виктор Г7Средняя12Людовиг Г3Низкая13Даниил Е8Высокая14Олег О1Низкая15Витя З7Средняя16Света Л6Средняя17Анна А3Низкая18Вилена Д10Высокая19Лена С5Средняя20Сергей Д7Средняя

Таким образом, при обработке теста «Рисую себя» получены результаты: высокий уровень самооценки выявлен у 3 опрошенных детей, средний уровень - у 10, низкий уровень самооценки выявлен у 7 опрошенных детей. Т.е., в группе детей, преобладает средний уровень самооценки.

Подведем общий вывод по всем проведенным методикам.


Таблица 2.6-Влияние стиля воспитания на тревожность и самооценку

№ п/пФ. И. детейСтиль воспитанияУровень самооценкиМатьОтец1Лена ДМаленький неудачникНизкая2Света САвторитерная гиперсоциализацияКооперацияСредняя3Оля НКооперацияПринятие-отвержениеСредняя4Сергей ВПринятие - отвержениеАвторитарная гиперсоциализацияНизкая5Лина САвторитерная гиперсоциализацияПринятие-отвержениеСредняя6Олег ДМаленький неудачникНизкая7Саша ВКооперцияСимбиозВысокая8Семен ПКооперацияСимбиозСредняя9Лариса ОСимбиозАвторитарная гиперсоциализацияНизкая10Симона ЕКооперацияСимбиозСредняя11Виктор ГКооперацияКооперацияНизкая12Людовиг ГАвторитерная гиперсоциализацияКооперацияНизкая13Даниил ЕКооперацияСимбиозВысокая14Олег ОАвторитерная гиперсоциализацияПринятие - отвержениеНизкая15Витя ЗПринятие - отвержениеСимбиоз Средняя16Света ЛКооперацияПринятие - отвержениеСредняя17Анна ААвторитерная гиперсоциализацияПринятие - отвержение Низкая18Вилена ДПринятие - отвержениеПринятие - отвержение Высокая19Лена САвторитерная гиперсоциализацияСимбиозСредняя20Сергей ДКооперацияКооперацияСредняя

Как видно из приведенных данных, в неполной семье № 1 и № 6 наблюдается у детей высокий уровень тревожности и низкая самооценка.

В данном случае это объяснимо. У детей из неполных семей часто возникают трудности психологического характера.

Из общей картины выделяется «симбиотический» стиль отношений к ребенку. Родитель ощущает себя единым целым с ребенком, ограждая его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель принимает ребенка целиком, стремится к удовлетворению всех его потребностей, следствием такой гиперопеки и безграничной любви является завышенный уровень самооценки ребенка.

Особое внимание следует уделить взаимосвязи родительского отвержения с формированием самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования выяснилась следующая закономерность - чем больше родитель ребенка отвергает, тем больше последний приписывает себе положительных качеств. Данному родительскому отношению свойственно равнодушие по отношению к ребенку, разрушается гармоничность родительско - детских отношений. Вследствие этого, наблюдается расхождения между ожидаемой и родительской оценкой. Однако ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет некоторый индивидуальный опыт, включающий в себя и уровень притязаний, он имеет представление о том, каким его хотят видеть окружающие (дома, в детском саду).

Можно предположить, что на этом фоне происходит замещение «Я реального» на «Я идеальное». Наделяя себя самыми хорошими качествами, ребенок компенсирует отрицательное, равнодушное отношение родителей к себе. В подтверждение этому - расположение изображения на листе, соответствующее высокой самооценке. Родительское отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», инфантилизирующее ребенка, принижающего его личную и социальную состоятельность, так же приводит к тому, что высокая самооценка выполняет защитную функцию, оторванную от реального поведения.

Высокая самооценка у исследуемых детей в сочетании с ожидаемыми оценками со стороны родителей и низкими родительскими оценками, по нашему предположению компенсирует неблагополучный оценочный опыт и защищает ребенка от неуспеха.Таким образом, следует предположить, что завышенная самооценка компенсирует неблагополучный опыт общения ребенка с родителями и защищает его от неуспеха, у ребенка срабатывает сильный компенсаторный

Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особый интерес, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения.

На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание такого поведения у детей, является то, что:

у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Рассматривая значимые корреляционные связи необходимо обратить внимание по психологические особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста. По полученным в ходе исследования результатам, можно предположить о том, что чрезмерное давление, строгий контроль со стороны родителей (все это характеризует авторитарный стиль родительского отношения к детям) приводит к формированию заниженной самооценки ребенка. [31 Рогов Е.И.]

Если индивидуальный опыт ребенка в старшем дошкольном возрасте еще не достаточно богат, а общее родительское отношение носит негативный оценочный окрас, это приводит необъективному, не реалистичному представлению о себе и своих качеств у чебенка. Если же авторитарный стиль воспитания родителей еще и авторитетный, в этом случае формирующаяся самооценка ребенка закономерно занижена.

Особое внимание следует уделить взаимосвязи родительского отвержения с формированием самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. В ходе исследования выяснилась следующая закономерность - чем больше родитель ребенка отвергает, тем больше последний приписывает себе положительных качеств.

Рекомендации:

Оптимизация родительско-дестких отношений: необходимо, чтобы ребенок мог рости в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях. Вместе с тем - последовательности в воспитательных воздействиях со стороны родителей. (Сергей В., Олег Д., Лариса О., Людовиг Г., Анна А.)

Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми. Если у него возникают трудности в отношениях с детьми необходимо выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников. (Света С., Оля Н., Лина С., Семен П., Симона Е., Витя З., Света Л., Лена С., Сергей Д.)

Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе. (Саша В., Данил Е., Вилена Д.)

Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: при оценивании ребенка, необходимо оценивать его действия, а не его личность, находить причины трудностей и ошибок, а также способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Важным фактором психо-социального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях, более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий и взаимоотношений.

Отношения детей и родителей необходимо рассматривать в контексте возраста, динамичность детско-родительских отношений описывается не только с точки зрения возрастных изменений, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это фактор, который опосредует все отношения личности, в том числе и отношение к детям.

Для исследования особенностей влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки дошкольников, в данной работе были подобраны и проведены следующие методики: на выявление самооценки детей - методика «Какой Я», раскрывающая восприятие и оценивание себя по десяти положительным качествам; проективная методика «Рисую себя», демонстрирующая внутреннее представление ребенка о себе.

Для исследования родительского отношения к детям, мы воспользовались «Опросником родительского отношения» Варга Я.А. и Столина В.В., отражающим рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам.

Анализ результатов исследования показал, что явно выраженный авторитарный стиль детско-родительских отношений реально способен повлиять на формирование низкой самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста. Также, эмоциональное отвержение, недовольство ребенком, его инфантилизация и строгий контроль со стороны родителей оказывают совершенно влияние на формирование самооценки ребенка. При данных негативных формах родительского отношения, дети в ходе исследования продемонстрировали низкую самооценку.

Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средняя самооценка детей, родители которых уважают и признают индивидуальность ребенка, верят в него, т.е. в целом имеют благожелательное отношение к ребенку.

Анализируя полученные нами результаты, выявленные в ходе эмпирического исследования, следует отметить, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования в основе своей подтвердилась, основным фактором, обусловливающим снижение самооценки дошкольников, является нарушение родительско-детских отношений, прояв¬ляющееся в нестабильности поведения и требований родителей, а также в их авторитарной, доминантной позиции.

Благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста и низкоц степени тревожности.

Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.) и сопровождается высоким показателем тревожности.

По нашему предположению на данном возрастном этапе формирования самооценки, детско-родительские отношения оказывают влияние на ту или иную функцию самооценки. В том случае, когда родительские отношения носят партнерский характер, проявляется любовь и уважение к личности ребенка, предоставляется самостоятельность, у ребенка в системе самооценивания развивается регуляторная функция самооценки. Обогащается индивидуальный опыт ребенка, выравнивается уровень притязаний, приобретая более осознанный характер. Развивающаяся критичность по отношению к себе приобретает гипертрофированные формы и выступает как конструктивный инструмент в дифференцировании самооценки.

В случае же, где общий фон детско-родительских отношений носит выраженный негативный характер, самооценка в структуре личности ребенка выполняет защитную компенсаторную функцию.

Если мать отстраняется от ребенка, предоставляя ему самостоятельность, а отец занимает доминирующеконтролирующее положение, ребенок находится в затруднительном положении, оценивает себя низко. Если мать, как и отец, контролирует и при этом центрирована на ребенке, это дополняет воспитательную позицию отца, способствует развитию у ребенка более высокой самооценки.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования и легко поддается коррекции. Выявленные нами в ходе исследования особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста можно использовать в консультационной практике.

На наш взгляд дальнейшее исследование данной проблемы является актуальным. Использование результатов, полученных в ходе нашего исследования, в воспитательной и профилактической деятельности дошкольных учреждений, в развивающих программах, компенсирующих недостатки семейного воспитания, могут повысить эффективность взаимодействия родителей и ребенка, внести коррективы в личностное развитие ребенка.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

семейный воспитание дошкольник самооценка

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Альманах психологических тестов // Под редакцией Агибалова В.В. - М., 2006. - 387 с.

.Архиреева Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иваново, 2008. С. 3 - 6.

.Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2008. - 395 с.

.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. - 387 с.

.Бортов Р.В. Семейные отношения. - М.: Проспект, 2009. - 336 с.

.Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. Дисс. кандид. псх. наук. -М., 2006. - 260 с.

.Винникот Д. В. Разговор с родителями. - М., 2008. - 260 с.

.Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2009. - 396 с.

.Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С.34-56.

. Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. - М., 2006. - 376 с.

. Гордон А. Популярная педагогика. - М., 2006. - 406 с.

.Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2008. - № 10. С. 90 - 97.

. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 2008. - 408 с.

.Заxаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей /Вопросы психологии. - 2008.- № 1. - С.45-49.

.Ивашкин B.C., Онуфриева В.В. Определение индивидуального стиля отно¬шения родителей к детям. Владимир, 2008. - 165 с.

. Искольдский Н.В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С.77-84.

.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. - 499 с.

. Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. - М., 2006. - 396 с.

. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2009. - 396 с.

.Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2008. - 399 с.

. Логинова И.А. О специфике детско-родительских отношений. /Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - № 4. - С. 17-20.

. Немов Р.С. Психология. - М., 2009. - 407 с.

. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 2007. - 395 с.

.Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Издательство Института Психологии, 2009. - 319 с.

.Попов О.Н. Психология. Курс лекций. - Абакан, 2007. - 386 с.

. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2006. - 374 с.

.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.

. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2006. - 216 с.

. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 2007. - 364 с.

.Репина Т.А., Стеркина Р.В. Общение детей в детском саду и семье. - М., 2006. - 396 с.

. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2006. - 201 с.

.Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 2009. - 200 с.

.Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 2009. - 384 с.

. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 2006. - 376 с.