Тема: Кризис в муниципальных предприятиях

  • Вид работы: Контрольная работа
  • Предмет: Основы права

Факультет: ЗО и Э

Кафедра: Экономики и управления













Специальность: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии легкой промышленности»

Контрольная работа

по дисциплине «Антикризисное управление»

Тема: Кризис в муниципальных предприятиях


Исполнитель: студент гр. ЗЭ-91 ___________ Давыдова М.С.








Новосибирск 2014


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

.1Кризисы в муниципальном образовании, типология кризисов и их источники

.2Сущность антикризисного управления, его основные принципы

. КРИЗИС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ


Антикризисное управление в муниципальных образованиях - это управление в экстремальных ситуациях: в условиях стихийных бедствий и природных катаклизмов, техногенных катастроф, эпидемий, состояния банкротства муниципальных предприятий, резкого сокращения государственной, финансовой поддержки и т.п. чрезвычайных ситуаций.

Такое управлении требует разработки специальных программ управления, исходя из условий, характерных для отдельных муниципальных образований (географическая зона, климатические и погодные условия, структура промышленного и сельскохозяйственного производства, социального состава населения и т.п.).

Подобная программа должна включать в себя как прогноз развития кризиса, так и возможные пути ликвидации критического состояния и его последствий при поддержке хозяйственных организаций, банковских структур, государственных органов и населения.

Антикризисное управление муниципальными образованиями требует определенного опыта, навыков и умения в руководстве такими образованиями.



. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ


.1 Кризисы в муниципальном образовании, типология кризисов и их источники


Муниципальные образования в России на сегодняшний день выступают в роли самостоятельных уровней управления - они обладают правами по формированию собственных бюджетов, а также полномочиями по решению широкого круга вопросов местного значения. При этом в пределы ведения местного самоуправления входит значительный круг социально-экономических вопросов, финансирование которых за счёт местных бюджетов при их дотационном характере в кризисных условиях становится весьма проблематичным.

В обыденном сознании под кризисом понимают перелом, переворот, решительная пора переходного состояния, а также недостаток, несовершенство, дефект, слабость дефицит, скудность, бедность и т.п.

Сегодня понятие «кризис» употребляют по отношению к одной из стадий экономического цикла. Экономические кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX в. - как «недопотребления», связанного с нарушением равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом. До XX в. ограничивался пределами одной, двух или трех стран. В последующем кризис стал приобретать международный характер, поскольку развитие торговли создавало через взаимодополняемость и конкуренцию благоприятные условия для их распространения. Экономические кризисы проявляют себя в резком переломе конъюнктуры, что моментально влечет за собой спад производства, рост безработицы, увеличение количества банкротств и т.д.

В зависимости от масштабов проявления кризиса различают уровни кризисов в современном мире.


Таблица 1 - Уровни проявления кризисов

УровеньХарактеристика кризисных явленийГлобальныйПредставляют собой опасности и угрозы всемирного масштаба, угрожающие существованию человечества или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете - терроризм, загрязнение окружающей среды и т.д.РегиональныйСвязаны с обострением международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества, возникновением в нём военных угроз, экономических проблем, экологических угроз и т.п.Национальныйа) Вызванные внешними факторамиСвязаны с угрозой развязывания войны против конкретного государства с посягательствами на его суверенитет, независимость, территориальную целостность.б). Вызванные внутренними факторамиВозникают чаще всего в экономической и политической сферах, в области межнациональных отношений.ЛокальныйВозникают в отдельных областях и районах государства. Их следствием является возникновение внутренних депрессивных регионов.

Проявления кризиса весьма многолики и могут охватывать все сферы общественной жизнедеятельности. И в зависимости от той сферы общества, которую охватил кризис, можно классифицировать рассматриваемое явление по областям их проявления или отраслевому принципу. Согласно такому подходу выделяют политические, экономические, социальные, демографические, экологические, финансовые, промышленные и другие.

Причины кризиса можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние связаны, в первую очередь, с цикличностью развития. Внутренние же причины классифицируют по-разному. Оценивая кризис как финансовое явление, связанное с банкротством, называют в качестве его источников следующие:

серьезное нарушение финансовой устойчивости предприятия, препятствующее нормальному осуществлению его хозяйственной деятельности;

существенная несбалансированность в рамках относительно продолжительного периода времени объемов денежных потоков;

продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная низкой ликвидностью активов.

Однако основными причинами возникновения кризисов стоит считать неэффективность управления организациями. Неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных организаций проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений.

Закономерное цикличное развитие или случайные кризисы в экономике муниципального образования могут быть вызваны также множеством факторов, которые можно проанализировать с использованием подхода М.Портера.

Таблица 2 - Схема анализа влияния внешних причин на возможность возникновения кризиса в местной экономике по модели М.Портера


Циклическое развитие макроэкономической системы, зависящее от состояния факторов модели «национального ромба», отражается на всех входящих в нее подсистемах, включая муниципальные образования.

Таким образом, используя понятие кризисов и их типологию, мы можем определить кризисы в муниципальных образованиях как локальные экономические явления, характеризующиеся резким ухудшением экономического состояния муниципального образования, повышением безработицы, банкротством <unsaved://ThtmlViewer.htm/?1879053313@0805389312> предприятий и общим снижением жизненного уровня <unsaved://ThtmlViewer.htm/?1879053313@0807758080> и благосостояния <unsaved://ThtmlViewer.htm/?1879053313@0812000768> населения. При этом причины кризисных явлений в муниципальных образованиях вызваны как влиянием внешних факторов - несовершенством законодательства, кризисами в национальной экономике, так и внутренними - неэффективностью управления вследствие низкой квалификации и неопытности руководителей.


1.2 Сущность антикризисного управления, его основные принципы


Антикризисное управление - такая система управления организацией, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для данной организации явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации в организации специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при опоре в основном на собственные ресурсы.

Рассмотрим на каких принципах базируется система антикризисного управления.


Таблица 3 - Принципы антикризисного управления

ПринципСодержаниеРанняя диагностика кризисных явлений в деятельности организации.Возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.Срочность реагирования на кризисные явленияЧем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать организацияПолная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состоянияВ борьбе с кризисными явлениями организация должна рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы её равновесному состоянию.Уровень финансовых затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления, как для коммерческих организаций, так и для органов власти различного уровня.

Основным элементом антикризисного управления является финансовый менеджмент. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любой организации, тем более находящейся в стадии кризиса. Огромна роль финансового менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента является анализ финансового состояния организации. Анализируя финансовое состояние организации возможно установит зачатки кризиса на самых ранних этапах развития.

Итак, можно сделать следующие выводы, что антикризисное управление - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. В основе организации антикризисного управления положены ряд принципов, отличающие его от управления организацией в стабильных условиях.



. КРИЗИС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


В настоящее время по мере становления и развития новых форм территориального управления становится очевидным, что муниципальные образования и регионы являются сложными социально-экономическими системами, подверженными кризисам так же, как и системы производственные. В связи с этим в общей системе антикризисного управления целесообразно выделить антикризисное управление территориальными системами, в т.ч. непосредственно антикризисное управление территорией.

Если рассматривать кризис территории как период, характеризуемый наибольшей вероятностью возникновения ситуаций, при которых условия ее устойчивого развития оказываются невыполнимыми, то в самом общем виде антикризисное управление муниципальным образованием можно определить как один из важнейших постоянно реализуемых видов деятельности органов местного самоуправления, обеспечивающий сохранение определенной структуры местной экономики, ее устойчивое развитие и сглаживание негативных последствий кризисов различной природы.

В современной литературе принято давать узкую и широкую трактовку понятия «антикризисное управление», а также разделять понятия «антикризисное управление» и «антикризисное регулирование».

Антикризисное управление муниципальным образованием в узком смысле слова можно рассматривать как комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности муниципального образования и удовлетворению требований кредиторов.

Платежеспособность - способность муниципального образования своевременно и полностью выполнять свои обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.

Неплатежеспособность - финансовое положение муниципального образования, при котором оно не может своевременно погашать свои финансовые обязательства.

В целях антикризисного управления следует различать долговую и текущую платежеспособность.

Долговая платежеспособность определяется наличием (отсутствием) обязательств, отнесенных действующим законодательством к долговым обязательствам.

В соответствии Бюджетным кодексом РФ долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;

займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Ст. 106, 111, 92.1 Бюджетного кодекса предусматривают предельные величины основных параметров местного бюджета:

предельный объем муниципальных заимствований не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета;

предельный размер расходов на обслуживание долга не должен превышать 15% от расходов бюджета;

дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Нарушение этих параметров позволяет уполномоченному органу субъекта федерации назначить ревизию местного бюджета и по ее результатам передать исполнение этого бюджета под контроль органа, исполняющего региональный бюджет.

Стандартные процедуры антикризисного управления по восстановлению текущей платежеспособности включают ее реструктуризацию, т.е. согласованное с кредиторами предоставление отсрочки или рассрочки по обязательствам муниципального образования. В случае признания долга безнадежным возможно частичное или полное списание основного долга, а также штрафов и пени. Графики реструктуризации, в зависимости от конкретной финансовой ситуации, составляются таким образом, чтобы выплата большей части суммы долга пришлась на конец срока реструктуризации. Задолженность по штрафным санкциям, как правило, реструктурируется одновременно, причем на более льготных условиях. При погашении задолженности по основному долгу допускается списание долга по пеням и штрафам.

В целях антикризисного управления следует различать неисполнение долговых обязательств при сохранении текущей платежеспособности и нарушение текущей платежеспособности и неисполнение долговых обязательств одновременно.

Причинами неплатежеспособности муниципального образования могут быть:

нарушение процедуры подготовки и рассмотрения проекта бюджета; ошибки в самой логике разработки и рассмотрения проекта бюджета; отсутствие системы казначейского исполнения бюджета;

отказ администраций субъектов РФ принимать в расчет фактические долги муниципальных образований при рассмотрении объема трансфертов; неясность процедуры выяснения отношений между органами государственной власти, местного самоуправления и кредитором;

несоблюдение принципа единства кассы. Переход на казначейское исполнение бюджетов в муниципальных образованиях осуществлен частично. Несмотря на то, что казначейское исполнение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ, в муниципалитетах нарушаются основные принципы казначейства, в частности - единство кассы: по факту доходы бюджетов зачисляются на разные счета и т.д.

В отличие от неплатежеспособности, несостоятельность муниципальных образований - это признанная судом неспособность администрации муниципального образования исполнить свои обязательства перед кредиторами. В России термин «несостоятельность» применяется по отношению к предприятиям наряду с термином «банкротство», что регулируется соответствующим Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Для территорий процедуры банкротства разработаны и применяются за рубежом, но в России они законодательно не определены.

Принцип оптимальности. В процессе разработки и принятия управленческих решений необходимо определить некоторые критерии оптимальности. Каждое решение принимается таким образом, чтобы выбранный критерий оптимальности имел экстремальное значение при некоторых ограничительных условиях. Различные ограничения и их комбинации обусловливают различные варианты управленческих решений. Очевидно, что одним из критериев должен стать бюджетный эффект - разница между доходами, полученными по результатам антикризисной программы, и расходами на ее разработку и реализацию.

Каждое из описанных выше направлений формирования современной системы антикризисного управления территорией, безусловно, требует более детальной проработки и уточнения, однако единый концептуальный подход к построению муниципальной системы антикризисного управления на основе единой методологии позволит обеспечить эффективное управление кризисными территориями и создать предпосылки для их устойчивого развития в будущем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

антикризисный управление муниципальный неплатежеспособность

Итак, в нашей стране в процессе преобразований в стране создана новая система управления, состоящая из двух ветвей власти - государственной и местного самоуправления.

И одно из ключевых понятий местного самоуправления и основа его функционирования - муниципальное образование.

Особенностью настоящего этапа становления местного самоуправления и муниципальных образований, является то, что на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне идет активное развитие муниципального права. Как показала практика, основные причины возникновения споров в сфере применения норм этого муниципального права заключаются в недостаточном правовом регулировании вопросов местного самоуправления субъектом Российской Федерации; непризнании в ряде случаев права отдельных территорий на осуществление местного самоуправления; отсутствии уставов муниципальных образований; не назначении в установленные сроки выборов в органы местного самоуправления.

Еще раз подчеркнем, что муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Таким образом, муниципальное образование выступает формой организации местного самоуправления.

В заключение отметим, что сейчас в нашей стране идет процесс формирования муниципальных образований: создана необходимая правовая база и условия для осуществления прав на местное самоуправление. И будем надеется, что «муниципальное образование» станет не просто еще одной «бюрократической организацией, а действительно рабочей формой местного самоуправления.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Парахина, В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В.Галеев, Л.Н.Гашина. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС,2008. - 496 с.

. Пронина, Л. Муниципальные образования в условиях кризиса / Л. Пронина // Журнал «Бюджет». - 12 октября 2009.

3. <http://www.formanagement.ru/formans-289-1.html> (дата обращения 07.12.14)