Тема: Ценностно-смысловая сфера личности подростков

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология

Введение


Актуальность. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции.

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 11 до 18 лет. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, такие как: свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему транслирует именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая размытость общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Актуальность данной работы определяется необходимостью понимания особенностей развития ценностно-смысловой сферы личности подростков, знания факторов, влияющих на её формирование с целью своевременной помощи в правильном выборе нравственных ориентиров.

Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н.А.Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М.Каганом, социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М.Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко.

Проблема: какова роль ценностно-смысловой сферы ориентаций личности в подростковом возрасте.

Цель: изучение ценностно-смысловой сферы личности подростков.

Гипотеза: доминирующими ценностями в подростковой среде являются терминальные ценности и инструментальные ценности.

Объект исследования: ценностно-смысловые ориентации личности подростков.

Предмет исследования: ценностно-смысловая сфера

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

. Дать характеристику ценностно-смысловой сферы личности.

. Описать развитие ценностно-смысловой сферы личности у подростков.

. Рассмотреть факторы, влияющие на формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков.

. Описать методики исследования ценностно-смысловой сферы личности подростков.

. Изучить особенности ценностно-смысловых ориентаций подростков.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Она включает в себя 48 страниц.



Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности и особенности ее развития у подростков


.1 Характеристика ценностно-смысловой сферы личности


Ценностно-смысловая сфера является центральным образованием личности, воздействуя в целом на поведение человека в каждой конкретной ситуации и определяя общую направленность его жизни, помогая человеку осмысливать свое существование и окружающие его явления, мир в целом.

Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении. [23]

Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности - любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье. Внутригрупповые ценности - политические, религиозные и индивидуальные. Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. [9]

Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. [7]

В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные, которые, в свою очередь, могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественными, моральными. B самом общем виде различия материальных и духовных ценностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов. Вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения иные. [13]

В одной из наиболее известных теории личности американского психолога Абрахама Харольда Маслоу является теория самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которая является высшей ступенью в иерархии потребностей. А. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Чем ниже расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Автором были выделены две группы ценностей: [22]

Б - ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям, такие как, истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность;

Д - ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо потребности, на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

Абрахама Маслоу полагал, что существуют определенные ценности, присущие каждому человеку. «Высшие ценности существуют в самой природе человека и могут быть там найдены». [22]

Американский психолог Милтон Рокич определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.

По мнению Милтона Рокича ценности характеризуются следующими признаками:

Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.

Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени.

Ценности организованы в системы.

Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, личности.

Влияние ценностей прослеживается во всех социальных сферах.

Милтон Рокич выделяет два класса ценностей: к первому классу относятся - терминальные ценности, убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; ко второму классу имеют отношения - инструментальные ценности, это убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариабельность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей - целей и ценностей - средств. [26]

Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Он определяется объектом, выполняющим функцию ценностей, и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф. Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные. Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами: [19]

физический статус;

техническое устройство;

праксеологические функции;

социально-экономическая форма.

Духовные ценности - идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами:

информационное содержание и истинностная характеристика;

материальное воплощение;

аксиологическая функция;

социально-экономическая форма.

По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются компоненты, которые характеризуют их как ценности, т.е. их социально опосредованные функционально - праксеологические определения. [20]

В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т. д.) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Когда человек совершает то или иное действие, он понимает, осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл - это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.

Можно определить смысл жизни и по отношению к жизненным потребностям, которые многочисленны и разнообразны, но среди которых можно выделить потребность в самореализации. Такая потребность называется потребностью в самовыражении, в самореализации, в проявлении своего «Я». Естественно, что условия жизни - это прежде всего другие люди, поэтому потребность в понимании, в признании непосредственно связана с первой, составляет ее самостоятельную сторону. Содержанием жизни являются деятельность, труд, потребность в которых также становится одной из ведущих. Человек в своей жизни определенным образом соподчиняет эти и другие потребности, выявляет свои способы и меру их удовлетворения. Так создается смысл его жизни. [28]

Философия трактует смысл жизни как психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления

Смысл жизни - это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл.

С одной стороны, смысл жизни выражает притязания личности, ее стремления, потребности, с другой - является подтверждением ее реальных достижений, реальной способности выражать себя в формах жизни. Поэтому смысл жизни - это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям. [28]

Смыслу жизни противостоит отчуждение жизни от человека - лишение его реальных действий, поступков, их ценности, значимости, превращение их в функциональные. Поэтому утрата смысла жизни происходит и в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостаточно развитой потребности в самовыражении и в силу неспособности их реализовать. Смысл жизни утрачивается и в силу непропорциональности тех психических или личностных затрат, той цены, которую личность платит за свои реальные достижения. Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат, при которой личность испытывала бы подлинную удовлетворенность, и ею питался бы дальнейший смысл ее жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, то личность также перестает испытывать удовлетворение, а это в свою очередь разрушает смысл ее жизни.

На протяжении жизни смысл жизни меняется. У молодых смысл жизни ориентирован на будущее, у стариков - на прошлое или настоящее. У некоторых в течение жизни наблюдается значительное снижение жизненных ценностей и смысла жизни. [28]

Как правило, для личностных и смысловых ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностно-смысловых ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

Ценностно-смысловые ориентации - это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. [30]

Таким образом, каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои ценностные ориентации. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотив образующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям. Так же следует помнить, что ценности носят двойственный характер. Они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые эта личность входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.



1.2 Развитие ценностно-смысловой сферы личности у подростков


Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни.

Подростковый возраст представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Как считает Д.И. Фельдштейн, ведущим видом деятельности у подростков становится общественно полезная деятельность. Кроме того, в этом возрасте возникает и развивается особая форма общения - интимно-личностная. В начале подросткового возраста происходит резкий поворот в ориентации на сверстников. Общение с товарищами, сверстниками и благополучие в этих отношениях представляют для подростка большую ценность. Общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентации. [15]

Э.А. Орлова в своей работе изложила данную точку зрения ценностных ориентаций подростка. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для подростка своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение. На уровне повседневной жизни обыденные представления являются своеобразными единицами социального знания. Представления формируются на личностном уровне и являются продуктом непосредственных контактов подростков с окружающим миром.

Ценностное отношение как часть ценностного представления может выступать в виде комплекса взаимосвязанных элементов:

Ценностная предметность как объективная основа и предпосылка ценности.

Актуальная потребность деятельного субъекта, переживаемая как состояние неудовлетворенности, нужды.

Ценность как элемент человеческой деятельности, как момент противопоставления действительности и идеала.

Оценка как завершение ценностного отношения.

Формирование ценностных ориентации более сложный процесс. Он протекает посредством интериоризации, идентификации, интернализации.

Отчетливо выступает факт ориентации на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности. [15]

Подростковый возраст является началом пубертатного периода, соответствующего половому созреванию. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростков формируется новое представление о самом себе.

Изменение социальной позиции, начало полового созревания и резкие сдвиги физического развития обусловливают возникновение чувства взрослости. В.Г. Асеев отмечает, что центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Это новообразование вызывает переориентацию с детских норм и ценностей на взрослые, что усложняет комплекс личностных свойств подростка. По мнению Е.Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему ценностно-смысловых ориентаций различного рода нравственных качеств. [21]

Решающую роль в формировании ценностно-смысловой сферы личности в этом возрасте Г. Дюпон отводит эмоциям. По его мнению, именно в подростковом возрасте начинается психологическая стадия развития эмоций, которая связана с новым фокусом интересов подростка. Поиск себя, своего отличия от других людей приводят к тому, что детские классификации людей по полу, возрасту, групповой принадлежности и любимым способам проведения досуга сменяются более психологичными, многофакторными классификациями, имеющими сильную эмоциональную окраску. В поисках собственной идентичности и уникальности подростки прикладывают к себе и к другим людям психологические мерки, которые систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях и поведенческих кодах. Эти представления еще не интернализованы, их еще предстоит проверить в условиях реальной жизни, скоординировать с ценностями семейными, групповыми, социальными. Г. Дюпон считает, что наиболее распространенными вариантами завершения психологической стадии развития являются негативизм (асоциальная или антисоциальная реакция на рассогласование личных и общественно одобряемых ценностей) или адаптация собственных взглядов на жизнь применительно к реальным условиям этой жизни. Принципиальная возможность достижения эмоционально-личностной автономности открывается уже в конце подросткового возраста. [16]

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления, накапливается достаточный моральный опыт. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым определяют ее поведение. [10]

Принятие и освоение ценностей - сложный процесс, образующий структуру, представленную в работе Я. Гудечека. Информация о существовании ценности и условиях ее реализации переводится на собственный, индивидуальный язык, на уровне активной деятельности познанная ценность принимается или отвергается. В дальнейшем формирование ценностных ориентаций обретает два направления:

Первый - через принятие ценности ведет к инклюзии, то есть к включению ее в личностно признанную систему ценностей, а затем - к динамическому изменению личности в соответствии с принятой ценностью.

Второй - отрицание ценности, когда интернализация ценностей застревает на уровне трансформации или активной деятельности, так как доминирует ценность неблагоприятного фактора, а общественные ценности, такие как семья, работа, здоровье, познание не являются составляющими личностно признанной системы ценностей. [1]

Уильям Льюис Штерн, немецкий психолог и философ, описал 6 типов ценностей и соответственно типов личности, которые заметны уже в подростковом возрасте:

теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо; личность стремится постигнуть единичный случай и исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями;

экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата;

социальный тип - смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей;

политический тип - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

религиозный тип - ценностная ориентация в поиске смысла жизни, высшей духовной силы. [24]

Вступление ребенка в отрочество знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Первое, что здесь бросается в глаза - это формирование чувства взрослости. Происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфичному для общения взрослых людей. Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста. Период перехода связан с тем, что родительская опека постепенно замещается зависимостью подростка от других институтов социализации. Этот переход создает трудности и для взрослых, и для самого подростка.

Формированию у взрослых равноправного отношения к подростку мешают неизменность общественного положения подростка:

он по-прежнему школьник;

полная материальная зависимость от родителей;

привычный стиль взрослых в воспитании - направлять и контролировать ребенка;

сохранение у подростка детских черт в поведении. [5]

Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений с взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял, обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность, не считаясь с его интересами, требованиями, желаниями. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие с взрослыми. Существовавший в детстве тип отношений с взрослыми, отражающий асимметричное, неравноправное положение ребенка, становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлениям о собственной взрослости. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на признание взрослыми его равноправия с ними. [18]

Характерной особенностью подросткового возраста является возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе. Эта потребность возникает из необходимости соответствовать внешним и внутренним требованиям, регулировать отношения с окружающими. В психологии эту особенность подросткового возраста называют кризисом идентичности.

В размышлениях о себе подросток, прежде всего, обращен к своим недостаткам и испытывает потребность в их устранении, а позже - к особенностям личности в целом, к своей индивидуальности, своим достоинствам и возможностям. Но особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста и в некоторых случаях даже нарастает. Рефлексия носит преднамеренный характер, становится самостоятельным внутренним процессом.

В подростковом возрасте представления о себе расширяются и углубляются, возрастает самостоятельность в суждениях о себе, но дети очень различаются по степени знания себя и адекватной самооценки. У многих подростков она завышена, и уровень их притязаний к родителям, учителям, сверстникам выше реальных возможностей. Нередко на этой основе у подростков возникает ощущение несправедливого отношения к нему, непонятности. Поэтому они могут быть аффектированно обиженными, подозрительными, недоверчивыми, часто агрессивными и всегда - чрезвычайно чувствительными к оценочным суждениям в их адрес.

На первые, но повторяющиеся неуспехи подросток реагирует болезненно, хронические неудачи порождают неуверенность в себе. У одних в результате снижается уровень притязаний, другие, наоборот, доказывают всем и себе, что все могут преодолеть. В целом у подростков ярко выражена потребность в положительной оценке и хорошем отношении окружающих. Поэтому они очень чувствительны к мнениям о них и почти все жаждут самоутверждения в любой форме. Особо подросток заботится о собственной самостоятельности, независимости. Чем старше подросток, тем шире сфера претензий на самостоятельность; большинство хотят выразить свое «Я» в оценках, суждениях, поступках. В этом возрасте начинается формирование собственных позиций по ряду вопросов и некоторых жизненных принципов, что свидетельствует о появлении самовоспитания. [12]

Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностно-смысловой сферы подростков. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей. [12]

Таким образом, формирование системы ценностно-смысловых ориентаций личности является предметом пристального внимания именно в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом связан тот уровень развития самосознания, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно - историческими условиями. Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации выступают индивидуально - типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.


.3 Факторы, влияющие на формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков


Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности. [8]

В первую очередь нравственные ценности закладываются у ребенка в семье. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который еще называют жизненным сценарием. [6]

Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом, закладываются основные потребности личности. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. Наличие индивидуальных ценностей и смыслов позволяет каждой семье в ходе развития своего ребенка присваивать ему уже готовые, одобряемые в данной культуре базовые ценности, которые являются важнейшими детерминантами поведения. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания. [27]

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Группа постепенно становится каналом социализации и требует установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов. Здесь-то и складывается новая социальная ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. [30]

Другое направление в развитии нравственных норм и ценностей связано с активной ориентацией подростков на значимого взрослого, часто это известные люди, артисты или музыканты. Идеал формируется подростковым сознанием также как набор черт и качеств персонажей из книг, фильмов, знакомых, родителей. Подросток всегда хочет походить на типичного сверстника своего пола с набором освященных традицией или модой качеств: например, для подростка-мальчика это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими. Стремление следовать мужскому или женскому идеалу заставляет подростка подражать другим, и часто они бывают очень похожи друг на друга в одежде, прическах, жаргоне, манерах. [31]

Большое влияние в современном мире имеет степень воздействия на поведение и ценностные ориентации подростков, чей возраст предполагает постоянную открытость психики к внешнему влиянию, средств массовой информации, таких как радио, телевидение, газеты, реклама, интернет.

Если традиционно предлагалось рассматривать коммуникацию как передачу информации, то сегодня передача информации расценивается как средство реализации более глубинных целей. Это воздействие может быть осмыслено как информационное насилие.

Информационное насилие - это, прежде всего, избыточность информации. Избыток информации препятствует критическому суждению: ежедневно поступающая масса сведений, фактов, оценок, рекомендаций, которые нередко противоречат друг другу и которые человеческое сознание не успевает, как следует переварить сбивает человека с толку и не даёт возможности самоопределиться - ни в интеллектуальном, познавательном, ни в нравственном отношении. [14]

Особенно трудно в этом отношении детям и подросткам, и не удивительно, что при ранней физиологической зрелости их духовное созревание, предполагающее подлинное познание и ответственность за свои поступки и за свою жизнь, наступает всё позднее. А в эпоху, когда широкий поток чужого опыта и анонимного знания захлёстывает человека задолго до появления собственного, жизнь грозит превратиться в какой-то мираж, где утеряны всякие ориентиры.

Важно отметить, что информация и знание - понятия не тождественные, хотя их нередко отождествляют. Знание предполагает опыт, а информация - чаще всего нет. Информация, как правило, передает человеку вторичный опыт до того, как он вообще получил первичный; человеку что-то объясняется раньше, чем он успел это пережить.

Средства массовой информации являются факторами стихийного воздействия на личность. Но содержание ценностно-смысловой сферы личности может меняться как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. [14]

Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей. [17]

Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: потребность - интерес - установка - ценностная ориентация. Интерес - это осознанная потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности.

Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения. [17]

В познании особенностей социального развития и характера процесса социализации этап подросткового возраста занимает особое место. Он рассматривается как специфический пубертатный период, характеризующийся особой динамикой изживания предыдущей фазы развития и становления новой системы жизненных ориентации. Именно поэтому актуальным остается раскрытие структурно-содержательных характеристик, тенденций, факторов, условий, определяющих процесс социализации подростка, формирование его социальной позиции, самоопределения. [17]

Характерной особенностью подросткового возраста является формирование особого типа молодежной субкультуры, на которую оказывают воздействие фундаментальные механизмы культурной трансформации нового типа ценностно-нормативных моделей. [25]

Психолог Б. Битинас при анализе механизмов формирования ценностных ориентации показывает роль свободного воспитания, фиксированных социальных установок, убеждений. Под интериоризацией понимается процесс превращения социальных идей как специфического опыта человечества в побуждающие его к позитивным поступкам и сдерживающие от негативных. Следовательно, интериоризация - это не только усвоение социальных норм, но и становление этих идей доминантами, регуляторами жизни человека. Социальные идеи считаются интериоризированными, когда овладевают человеком. Можно сказать, что процесс формирования ценностных ориентации представляет собой процесс перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые. [3]

Наиболее значимым для подростка является личное участие в социально значимых событиях. При этом Б. Битинас отмечает, что в подростковом возрасте важны не столько сами социальные идеи, сколько эмоциональное отношение взрослых к этим идеям и построение на этом отношении поведения. В младшем подростковом возрасте на первый план выдвигаются удовольствие, переживаемое благодаря правильному поступку, и страдания из-за проступка. При негативном эмоциональном опыте формируется негативная позиция личности. Так, установлено, что в неблагоприятных семьях дети практически не испытывают позитивных переживаний, и это является основной причиной формирования их негативной позиции. Создание условий для позитивных эмоциональных переживаний формирует благоприятные предпосылки для изменений негативной позиции. Процесс воспитания строится так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей, интересов, как процесс самореализации. Правомерно можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей:

процессуальный

содержательный. [3]

Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей, обусловленных возрастными особенностями подросткового возраста. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении.

Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения.

Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие:

Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение - ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации;

Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я -реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал»;

Фаза прогноза - завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации. [4]

Для определения эффективности формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие критерии:

Знание ценностей. Результатом здесь является умение формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается усвоенным, если подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.

Дифференциация ценностей - умение подростков производить ценностный выбор.

Действенность ценностных ориентации.

Развитые ценностные ориентации - это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения. [11]

Формирование системы ценностных ориентаций подростков является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностных ориентаций участвует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности. [11]

Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для неё наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.


Глава 2. Эмпирическое изучение ценностно-смысловой сферы личности подростка


.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков


В нашем исследовании мы применили такие методики как: Тест «Смысложизненных Ориентаций (СЖО)» Дмитрия Алексеевича Леонтьева и Методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича.

Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО)
Д. А. Леонтьева позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Тест СЖО является адаптированной версией теста Цель в жизни Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей - с будущим, эмоциональной насыщенности - с настоящим, удовлетворения - с достигнутым результатом, прошлым.

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует "прошлое", которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. "Будущее" есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.

Содержание теста и бланк методики (Приложение 1).

Инструкция: вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр I, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Ключи <#"justify">Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Типология ценностей М. Рокича:

Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.

Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Инструментальные ценности подразделяются на группы:

этические, ценности общения, ценности дела;

индивидуалистические, конформистские, альтруистические;

самоутверждения, принятия других людей и т. д.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.

Результаты теста очень зависят от адекватности в самооценке человека. Достоинство этого теста - универсальность, удобство и быстрота в проведении и обработке данных. Однако на результаты могут оказать влияние неискренность испытуемого, стремление давать социально желательные ответы. ценностный смысловой подросток

Инструкция. Сейчас Вам будет предъявлен бланк, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - внимательно изучить представленный список и выбрать ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Про ранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

Содержание теста и бланк методики (Приложение 2)

Обработка результатов: доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик. [2]


.2 Анализ и интерпретация результатов исследования


В первом исследовании, которое мы провели, участвовало 52 испытуемых в возрасте от 15 до 18 лет. В результате этого исследования мы выявили следующие результаты (Таблица 2.2.1)


Таблица 2.2.1

Субшкалы смысложизненных ориентаций

СубшкалыБаллы1 (Цели)32,452 (Процесс)30,953 (Результат)26,14 (Локус контроля - Я)21,95 (Локус контроля - жизнь)32,256. Общий показатель ОЖ105,95

. Цели в жизни. Баллы, полученные по этой шкале, говорят о том, что большинство (ср.знач.= 32,45) испытуемых целеустремлены и имеют планы на будущее, хотя не все эти планы реализуемы, испытуемые готовы тратить свои усилия на их реализацию и брать на себя ответственность за их выполнение. Чаще всего эти цели направлены на небольшой промежуток времени, обычно на несколько лет.

. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Исходя из полученных данных большинство (ср.знач.=30,95) испытуемых довольны своей жизнью, хотя некоторые из них возможно считают, что она могла бы быть по интереснее и надеются на то, что она станет таковой в будущем.

. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Исходя из полученных результатов, большинство (ср.знач.=26,1) испытуемых в целом считают себя самореализованными личностями, довольные тем, чего добились за пройденный промежуток жизни, хотя и ожидая больших успехов в будущем.

. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Исходя из полученных результатов, большинство (ср.знач.=21,9) испытуемых верят в себя и свои силы и стараются строить свою жизнь в соответствии со своими собственными представлениями о ее смысле. Но все же эта вера не абсолютна, поэтому сложная жизненная ситуация или препятствие может заставить их искать советов по перестройке своей жизни и выходе из кризиса у других людей.

. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. Исходя из полученных результатов, большинство (ср.знач.=32.25) испытуемых в данной группе верят, что они могут контролировать свою жизнь, и что судьба не управляет ими. При этом эта вера не абсолютна и они могут допускать влияние неизвестных сил на их судьбу, пусть они и не определяют ее полностью.

Во втором исследовании, которое мы провели, участвовало 52 испытуемых в возрасте от 15 до 18 лет. В результате этого исследования мы получили следующие результаты (Таблица 2.2.2; Таблица 2.2.3; Таблица 2.2.4; Таблица 2.2.5; Таблица 2.2.6).


Таблица 2.2.2

«Конкретные» и «абстрактные» (терминальные ценности)

Конкретные ценностиМесто в жизниАбстрактные ценностиМесто в жизниАктивная деятельная жизнь 8,4Жизненная мудрость 9,25Здоровье 4,05Красота природы и искусства 14,35Интересная работа 8,45Любовь 6,9Материально обеспеченная жизнь 7,9Познание 10,7Наличие хороших и верных друзей 5,4Развитие 9,95Общественное признание 12,15Свобода 10,45Продуктивная жизнь 11,4Счастье других 14,55Счастливая семейная жизнь 7,95Творчество 14,15Удовольствия 9Уверенность в себе 6,7

Под конкретными ценностями понимаются, ценности направленные на что-то в собственной жизни, на ее улучшение.

Под абстрактными ценностями понимаются, ценности, направленные на что-то не конкретное, духовное. Эти ценности могут быть направлены не только на себя или свою жизнь.

Среди конкретных и абстрактных ценностей доминирующие позиции занимают общественное признание (ср. знач.=12,15) и счастье других (ср.знач.=14,55) это говорит о том что:

- общественное признание (ср.знач.= 12,15) - признание обществом заслуг индивида, желание быть популярным и любимым , желание получить положительную оценку обществом собственной жизни.

- счастье других (ср.знач.=14,55) - желание, чтобы все вокруг были счастливы, чтобы у всех все получалось и ни у кого не было никаких бед.

По полученным данным можно сделать вывод, что большинство людей в группе жаждут признания общества, желают, чтобы их поступки и успехи были положительно оценены. А также мечтают о том, чтобы всем вокруг них было хорошо, у людей вокруг них не было проблем, и они были бы счастливы.


Таблица 2.2.3

«Ценности профессиональной самореализации» и «личной жизни» (терминальные ценности)

Профессиональная самореализацияМесто в жизниЛичная жизньМесто в жизниАктивная деятельная жизнь 8,4Любовь 6,9Интересная работа 8,45Наличие хороших и верных друзей 5,4Общественное признание 12,15Свобода 10,45Продуктивная жизнь 11,4Счастливая семейная жизнь 7,95Развитие 9,95Удовольствия9

Под профессиональной самореализацией понимается желание реализовать себя по работе, добиться определенного поста на службе и роста по карьерной лестнице. Сюда же можно отнести желание выполнять ту работу, которая нравиться человеку и получать положительную оценку своей рабочей деятельности.

Под личной жизнью понимается стремление реализовать себя в личной жизни. Сюда входят желание счастливой личной жизни, наличие верных друзей, удовольствие от проведения вместе времени со своей семьей. Любовь и возможно создание большой семьи, стремление быть хорошим отцом или матерью и т.д.

Среди ценностей профессиональной самореализации и ценностей личной жизни доминирующие позиции занимают общественное признание (ср. знач.=12,15) и свобода (ср.знач.=10,45) это говорит о том что:

- общественное признание (ср.знач.= 12,15) - признание обществом рабочих заслуг индивида, желание быть популярным и любимым в коллективе, желание получить положительную оценку обществом собственной трудовой жизни и своих рабочих успехов.

- свобода (ср.знач.=10,45) - стремление к независимости в личной жизни, сюда входят стремление жить отдельно от родителей, не заводить детей или свобода в отношениях, т.е. желания избежать каких-либо сдерживающих факторов и ответственности в личной жизни.

Судя по полученным результатам, испытуемые желают признание их успехов в трудовой деятельности, принятия обществом их профессиональной состоятельности, а также свободы в отношениях. То есть стремятся к свободным отношением без обязательств, которые не сковывали бы их и не мешали трудовой деятельности.

Под этическими ценностями понимаются, ценности направленные на развитие качеств одобряемых и принимаемых обществом с точки зрения этики.

Под ценностями общения понимаются, ценности, которые направлены на создание приятной атмосферы в общении с другими людьми, то, что важно для людей во время общения или, что им нужно для приятного общения.

Под ценностями дела понимается то, что важно для человека в трудовой деятельности, или то, что необходимо ему для приятной работы.




Таблица 2.2.4

«Этические ценности», «ценности общения», «ценности дела» (инструментальные ценности)

Этические ценностиМесто в жизниЦенности общенияМесто в жизниЦенности делаМесто в жизниОтветственность 7,1Воспитанность 5,5Аккуратность 8Высокие запросы 12,2Жизнерадостность 4,85Исполнительность 11,3Независимость 8,55Непримиримость к недостаткам 12,7Образованность 6,75Самоконтроль 10,1Терпимость 11,8Рационализм 10,6Широта взглядов 12,8Чуткость 9,3Смелость в отстаивании своего мнения 10 Честность 7,65Твердая воля 9,55 Эффективность в делах 11,65

Среди этически ценностей, ценностей общения и ценностей дела доминирующие позиции занимают высокие запросы (ср.знач.=12,2), непримиримость к недостаткам (ср.знач.=12,7), эффективность в делах (ср.знач.=11.65), это говорит о том что:

- высокие запросы (ср.знач.=12,2) - высокая требовательность к самому себе, такие люди часто стараются достичь во всем совершенства, часть испытывают неуверенность в собственных успехах. Стремятся все делать хорошо, являясь строгим судьей для самих себя.

- непримиримость к недостаткам (ср.знач.=12,7) - нежелание мириться с недостатками собеседника, стремление изменить их.

- эффективность в делах (ср.знач.=11.65) - стремление быть эффективным в той деятельности, которую выполняет человека. Быть высококлассным специалистом, хорошо исполняющим свою работу.

Согласно полученным результатам испытуемые требовательны к себе, стараются достичь совершенства в своей деятельности, стремятся быть хорошими специалистами в рабочей деятельности, а также непримиримы к недостаткам других людей в общении.


Таблица 2.2.5

«Индивидуалистические ценности», «конформистские ценности» и «альтруистические ценности» (инструментальные ценности)

Индивидуалистические ценностиМесто в жизниКонформистские ценностиМесто в жизниАльтруистические ценностиМесто в жизниНезависимость 8,55Воспитанность 5,5Терпимость 11,8Непримиримость к недостаткам 12,7Самоконтроль 10,1Чуткость9,3 Рационализм 10,6Широта взглядов 12,8 Смелость в отстаивании своего мнения 10 Твердая воля 9,55

Под индивидуалистическими ценностями понимаются, ценности направленные на самого себя, свою твердую позицию в обществе и даже на противопоставление себя обществу.

Под конформистскими ценностями понимаются, ценности направленные на способность человека приспосабливаться к обществу, принимать мнение большинства и существовать как его часть.

Под альтруистическими ценностями понимаются, ценности направленные на благо общества, независимо от собственной выгоды.

Среди индивидуалистических ценностей, конформистских ценностей и альтруистических ценностей доминирующие позиции занимают непримиримость к недостаткам (ср.знач.=12,7), широта взглядов (ср.знач.=12,8) и терпимость (ср.знач.=11,8), это говорит о том что:

- непримиримость к недостаткам (ср.знач.=12,7) - непримиримость к собственным недостаткам или недостаткам других людей, желание исправить их во что бы то ни стало.

- широта взглядов (ср.знач.=12,8) - такие люди стараются расширить свои взгляды, чтобы иметь возможность понимать и принимать чужую точку зрения.

- терпимость (ср.знач.=11,8) - способность относиться терпимо к другим людям и их поступкам, не осуждать их и принимать как должное. Способность контроля собственной агрессии.

Согласно полученным данным испытуемые не принимают недостатки свои и общества и стремятся их изменить, при этом они стараются проявлять терпение по отношению к другим людям, а также стараются расширить свой кругозор, чтобы понимать точку зрения других людей.


Таблица 2.2.6

«Ценности самоутверждения», «ценности принятия других людей» (инструментальные ценности)

Ценности самоутвержденияМесто в жизниЦенности принятия других людейМесто в жизниВысокие запросы 12,2Самоконтроль 10,1Независимость 8,55Терпимость 11,8Непримиримость к недостаткам 12,7Чуткость 9,3Образованность 6,75Широта взглядов 12,8Смелость в отстаивании своего мнения 10Честность 7,65Твердая воля 9,55 Эффективность в делах 11,65

Под ценностями самоутверждения понимаются, ценности направленные на утверждения себя в обществе, часто не заботясь о других.

Под ценностями принятия других людей понимаются, ценности направленные на принятие людей такими, какие они есть и понимание их.

Среди ценностей самоутверждения и ценностями других людей доминирующие позиции занимают непримиримость к недостаткам (ср.знач.=12,7) и широта взглядов (ср.знач.=12,8), это говорит о том что:

- непримиримость к недостаткам (ср.знач.=12,7) - непримиримость к собственным недостаткам, желание исправить их во что бы то ни стало.

- широта взглядов (ср.знач.=12,8) - такие люди стараются расширить свои взгляды, чтобы иметь возможность понимать и принимать чужую точку зрения.

Согласно полученным данным испытуемые непримиримо относятся к собственным недостаткам и стараются их исправить, при этом они стремятся расширить кругозор своих знаний, чтобы принимать других людей и понимать их точку зрения.

Таким образом мы можем сделать вывод, что доминирующими ценностями в подростковой среде являются терминальные ценности (общественное признание (ср.знач.= 12,15), счастье других (ср.знач.=14,55), свобода (ср.знач.=10,45) ) и инструментальные ценности (высокие запросы (ср.знач.=12,2), непримиримость к недостаткам (ср.знач.=12,7), эффективность в делах (ср.знач.=11.65), широта взглядов (ср.знач.=12,8), терпимость (ср.знач.=11,8)). В своих устремлениях подростки ориентированы на будущее, имеют свое представление о жизни и считают, что могут управлять ей.



Заключение


В данной курсовой работе мы изучили ценностно-смысловую сферу личности подростков.

Таким образом, каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои ценностные ориентации. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотив образующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям. Так же следует помнить, что ценности носят двойственный характер. Они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые эта личность входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Таким образом, формирование системы ценностно-смысловых ориентаций личности является предметом пристального внимания именно в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом связан тот уровень развития самосознания, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно - историческими условиями. Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации выступают индивидуально - типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

Итак, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для неё наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

Таким образом мы можем сделать вывод, что доминирующими ценностями в подростковой среде являются терминальные ценности (общественное признание (ср.знач.= 12,15), счастье других (ср.знач.=14,55), свобода (ср.знач.=10,45) ) и инструментальные ценности (высокие запросы (ср.знач.=12,2), непримиримость к недостаткам (ср.знач.=12,7), эффективность в делах (ср.знач.=11.65), широта взглядов (ср.знач.=12,8), терпимость (ср.знач.=11,8)). В своих устремлениях подростки ориентированы на будущее, имеют свое представление о жизни и считают, что могут управлять ей.



Список использованной литературы


1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.

. Альманах психологических тестов. М: "КПС", 1995. - 400 с.

. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.

. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976.

. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.

. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.

. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991. - 512 с.

. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. - 2002. - №1. - С.96-105.

. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 102 - 109.

. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М, 1978. - 272с.

. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.

. Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. - 1999. - №2. - С.30-32.

. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.-222с.

. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентации. Исследование отношения к норме социального поведения на различных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1992. - с. 3-12.

. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). М., 1979. - 175 с.

. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. - 992 с.

. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.

. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2003. - 304 с.

. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. - с. 150 - 155.

. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989, - 311 с.

. Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. - 2001. - №16. - С.4.

. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - С.108-118с.

. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к Действительности // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - с. 35 - 38.

. Островская К.В. В поисках ценностей. М., 2000. - 151 с.

. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. // Социол. исслед. - 1999 - №6. - С.96-99.

. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - 288 с.

. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М, 1987. - 240 с.

. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности/ Учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 1999. - 92 с.

. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. В 2-х т. М., 1986. - 408 с.

. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108-115.

. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. - 204 с.



Приложение 1


Ф.И.О. группа, возраст___________________________________________________

32101231.Обычно мне очень скучно.Обычно я полон энергии2.Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающейЖизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной3.В жизни я не имею определенных целей и намеренийВ жизни я имею очень ясные целя и намерения4.Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельнойМоя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.5.Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другиеКаждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.6.Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал занятьсяКогда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.7.Моя жизнь сложилась именно так, как я мечталМоя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.8.Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.9.Моя жизнь пуста и неинтересна.Моя жизнь наполнена интересными делами10.Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.11.Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.12.Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.13.Я человек очень обязательный.Я человек совсем не обязательный.14.Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.15.Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.16.В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.В жизни я нашел свое призвание и целя.17.Мои жизненные взгляды еще не определились.Мои жизненные взгляды вполне определились.18.Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.19.Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.20.Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворениеМои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.



Приложение 2


Ф.И.О. группа, возраст ____________________________________________

Терминальные ценностиМесто в жизниАктивная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) Здоровье (физическое и психическое) Интересная работа Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) Наличие хороших и верных друзей Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) Счастливая семейная жизнь Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) Творчество (возможность заниматься творчеством) Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) Инструментальные ценностиМесто в жизниАккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) Исполнительность (дисциплинированность) Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) Смелость в отстаивании своего мнения Чуткость (заботливость) Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) Честность (правдивость, искренность) Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)