Тема: Ценностные ориентации специалистов IT

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология















Ценностные ориентации специалистов IT


Введение

ценностный мотивация программист

Тема курсовой работы: Ценностные ориентации специалистов IT

Проблема исследования: Необходимо выявить ценностные особенности специалистов IT по сравнению с теми специалистами, которые работают с людьми.

Актуальность: На данный момент сфера IT активно развивается, при этом недостаточно изучено структура личности специалистов IT. А Это необходимо для эффективной мотивации специалистов данной сферы. В данной курсовой работе будут изучены ценностные ориентации специалистов IT. Что позволит более эффективно взаимодействовать с работниками, правильно их мотивировать и вести их к достижению целей организации, в которой они работают.

Гипотеза: Для специалистов IT и специалистов работающих с людьми есть различия в ценностных ориентациях.

Объект исследования: особенности ценностных ориентации специалистов IT.

Предметом исследования: являются ценности специалистов IT.

Цель: Выявить особенности ценностной ориентации специалистов IT.

Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели это:

Задачи:

.Проанализировать научную литературу по теме «Ценностные ориентации специалистов IT».

.Рассмотреть теоретические основы проблемы ценностных ориентаций специалистов IT.

.Выявить специфику работы программиста.

.Сравнить ценностные ориентации специалистов IT и специалистов, работающих с людьми.

Выборка: для исследования предполагается взять следующие группы испытуемых:1. Web-разработчики, работающие не менее 5 лет.

. Специалисты, работающие не менее 5 лет с людьми. Такие как учителя, медики, преподаватели и т.д.

Размер каждой группы 9 человек.

. Будут выявлены существенные различия в ценностной ориентации специалистов.

Используемые методы:

Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

Методы исследования, которые будут использованы:

·Методика Шварца для изучения ценностей личности.

·Для определения нормальности распределения будет использоваться тест Колмогорова-Смирнова.

·При нормальном распределение анализ данных будет проходить по критерию t-Стьюдента, при не нормальном распределении Манна-Уитни.

Данное исследование поможет работникам отдела кадров в IT фирмах формировать более действенные способы мотивации для сотрудников.


Глава 1.Теоретические предпосылки изучения ценностных ориентаций специалистов сферы IT

ценностный мотивация программист

1.1Неоднозначность определения личности в современной психологии


В начале работы попробуем сформировать понятийный аппарат, который будет использоваться далее в тексте. Одним из центральных понятий моего исследования является феномен личности. Я задавала вопрос "что такое личность? ". Ни один человек не смог ответить сходу на эти вопросы.

Ответы были такими:

"Личность- это индивид наделенный определёнными качествами, которые отличают его от других людей. "

"Личность - это человек со всеми его плюсами и минусами"

"Личность - это сформировавшийся человек"

"Личность - это совокупность качеств человека"

"Личность - это такая масса всякой хрени, которая хочет, чтобы ее целовали"

"Личность - это индивид, который себя осознает"

"Личность - набор каких-то характеристик требований к окружающему миру, которые как-либо определяют человека в мире"

"Личность - уникальная живая тварь, которая соображает"

"Личность - характер, то что определяет каждого человека"

"Личность - это совокупность персональных качеств человека, составляющая основу его восприятия обществом"

"Личность - Сформировавшийся характер человека"

"Личность - это когда у человека есть что-то свое, чем он отличается от кого-то другого"

В большинстве подобные «определения» характеризуют «житейско-бытовое» понимание личности. Тем не менее, стоит отметить, что в ряде высказываний содержатся важные элементы, необходимые для понимания личности как сущности - это связь индивид-личность-индивидуальность

Поскольку сущности, изучаемые психологией, являются плохо формализуемыми и субъективными, то универсального определения понятия «личность» не существует.

Исторически можно выделить три периода исследования личности

·Философско-литературный (до начала 19 века)

·Клинический (19 век)

·Экспериментальный (собственно психологический)

Различные психологические школы по-разному трактуют это понятие. Например: Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (К.К. Платонов).

Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную функцию

(А.Г. Ковалев "Психология личности" второе издание 1965г)

Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других (И. Сарнофф). Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению (Д. Бирн). Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения (Краткий психологический словарь, 1985). Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (К.К. Платонов) Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ, то можно сказать, что личность традиционно понимается как социальное, по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта. Иными словами, личность это некий атрибут субъекта (индивида), но не сам субъект.

В отличие от советской психологии в западной понятие личности часто подменяется понятием индивидуальность. Беря за основу теорию личности Леонтьева (и ее дальнейшее развитие в первую очередь в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского) и анализируя имеющиеся подходы в выявлении ядра личности, можно систематизировать следующим образом.

1. Существенное разделение понятий человек, индивид, субъект деятельности, индивидуальность и личность.

2. Следует различать расширительное понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и вершинное понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.

. Личностью не рождаются - личностью становятся; личность формируется в онтогенезе достаточно поздно.

. Личность не есть пассивный результат действия извне на человека, а она развивается в процессе его собственной деятельности

Не могу не упомянуть еще одно современное определение личности, которое с гносеологической точки зрения является формально-функциональным и, с этой точки зрения, гораздо проще воспринимается представителями фундаментальных наук. Определение принадлежит современному русскому психологу Б.С. Братусю:

"Стать личностью - это

·во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего, межличностную моральную позицию;

·во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность;

·в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами всей своей жизни".


1.2Специфика работы программиста


Программист - это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей.

В программировании на первое место ставятся не только практические навыки, но и идеи специалиста.

Программист - это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей. Программистов можно условно разделить на три категории в зависимости от специализации: Прикладные программисты занимаются в основном разработкой программного обеспечения прикладного характера - игры‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры и т.п. К области их работы также можно отнести создание программного обеспечения для систем видео- и аудио-наблюдения‚ СКД‚ систем пожаротушения или пожарной сигнализации и т.п. Также в их обязанности входит адаптация уже существующих программ под нужды отдельно взятой организации или пользователя. Системные программисты разрабатывают операционные системы, работают с сетями, пишут интерфейсы к различным распределенным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых. Их задача состоит в том‚ чтобы разработать системы программного обеспечения (сервисы)‚ которые‚ в свою очередь‚ управляют вычислительной системой (куда входит процессор‚ коммуникационные и периферийные устройства). Также в список задач входит обеспечение функционирования и работы созданных систем (драйвера устройств‚ загрузчики и т.д.). Web-программисты также работают с сетями, но, в большинстве случаев, с глобальными - Интернет. Они пишут программную составляющую сайтов, создают динамические веб-страницы, web-интерфейсы для работы с базами данных.

К особенностям профессии относят:

На основе анализа математических моделей и алгоритмов решения научно-технических и производственных задач программист разрабатывает программы выполнения вычислительных работ. Составляет вычислительную схему метода решения задач, переводит алгоритмы решения на формализованный машинный язык. Определяет вводимую в машину информацию, ее объем, методы контроля производимых машиной операций, форму и содержание исходных документов и результатов вычислений. Разрабатывает макеты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации, проводит камеральную проверку программ. Определяет совокупность данных, обеспечивающих решение максимального числа включенных в данную программу условий. Проводит отладку разработанных программ, определяет возможность использования готовых программ, разработанных другими организациями. Разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования, типовые и стандартные программы, программирующие программы, транслятора, входные алгоритмические языки. Выполняет работу по унификации и типизации вычислительных процессов, участвует в создании каталогов и карточек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

·высокая заработная плата;

·сравнительно высокий спрос на специалистов;

·иногда можно получить работу не имея высшего образования;

·по преимуществу является творческой профессией.

Минусы профессии:

·приходится часто и много объяснять одно и то же, так как то, что понятно и очевидно программисту, совсем не всегда понятно и очевидно пользователю;

·работа в режиме аврала (иногда) в стрессовой ситуации;

·профессия накладывает специфический отпечаток на характер, который нравится далеко не всем окружающим.

Важные качества

Программирование является бурно развивающейся областью, поэтому программист должен уметь быстро адаптироваться к текущему состоянию технологии и постоянно изучать новые технологии. Поэтому способность к самообучению - один из главных навыков, которым должен обладать программист. В противном случае через несколько лет его ценность как специалиста окажется заметно ниже. Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.

Особенности профессии отражаются в психологических способностях программиста. Укажу наиболее яркие.

1. Гиперконцентрация

Работа программиста требует высокой степени погруженности в среду разработки при создании проекта. Разработчик сознательно изолирует себя от внешней среды (например, очень часто используются звуконепроницаемые мониторные наушники без включения музыки), что приводит к повышенной раздражительности при попытке прервать данный процесс.

В реальной жизни бытовые дела пo привычке начинают выпoлняться в режиме гиперконцентрации. Разработчику, вовлеченному в деятельность, крайне сложно быстро переключать внимание.

2. Погруженность во внутренние образы и конструкции

Работа программиста имеет специфику, которая в аналогичном виде более всегo присуща профессии инженера-изобретателя. В прoцессе профессиональной рабoты программиста возникают визуализация абстратных образов кода. Данный эффект называется образнo-чувственным кoнструированием. Если человек не из профессии видит на экране толькo набoры символов, тo в голове программиста этoт кoд превращается в целые части мира. Именно поэтому прoграммисты «чувствуют» кoд, знают кoгда он «красив», кoгда «грязен», будет ли он работать и т.д. В какой-тo мере хороший программист сравним с писателем художественных произведений.

3. Низкий урoвень социального взаимoдействия и его разнообразия в повседневной работе

Данный момент не является обязательным, однакo, всё же периодически встречается и может играть свою определенную роль в деформации психики. Так как бoльшую часть рабoчего времени программист прoводит работая с кодом, и единственными «собеседниками» в нем являются «методы, функции, объекты, модули, пакеты и т.п.», соответственно, и уровень социального взаимодействия у программистов, как правилo, ниже, чем в бoльшинстве профессий. Это связано еще не стoлько с тем, сколько людей вовлеченo в работу, сколькo с тем, думает ли о других людях в данный мoмент сам человек. Особенно ярко асоциально-затворническое поведение встречается среди фрилансеров (программистов-одиночек), но и у корпоративных разработчиков коллектив, как правилo, состoит из таких же программистов.

4. Обостренное восприятие причинно-следственных связей

Код - продукт труда программиста - должен работать. Одна из основных теорем алгоритмизации говорит о том, что любая, сколь угодно сложная логика алгоритма, может быть представлена в виде следования и вложенности блоков-условий (конструкций если-то-иначе). Соответственно, любая программа, выражаясь простым языком, представляет собой конечный набор причинно-следственных связей этогo кода. Всё этo накладывает свой отпечаток и на мышление человека. Данный спосoб мышления еще принятo называть «техническим складом ума», когда челoвек старается найти всему рациональное объяснение и понять причиннo-следственную связь.

5. Привыкание к формализованной постановке задач

Как правило, программист выполняет разработку на основе технического задания, полученного от аналитика или заказчика. Данный документ крайне подробный и содержит четкие укаания что необходимо сделать. Результат работы должен максимально соответствовать сформулированным требованиям, которые должны обладать полнотой и непротиворечивостью. Привычка делать то, что было сказано, постепенно перетекает и в другие области жизни. Нo так как в бoльшинстве случаев социальногo взаимодействия имеет местo невербальное восприятие, «угадывание» и «додумывание», то у программистов обостряется чувство конкретизации. IT-специалисту всегда проще задать лишний вопрос, чем потoм «переделывать заново». Если для большинства «будь проще» это «гoвори меньше», то для программистов «будь проще» это частo «говори точнее».


1.3Ценности и их виды


Ценности и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.В. Сусленко, В.А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б.Г. Ананьев, Л.Э. Пробст и др.). Разработана статусно иерархичная структура ценностей в виде ядерноцентрической модели:

ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;

ценности среднего статуса (структурный резерв);

ценности ниже среднего статуса (периферия);

ценности низшего статуса.

Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны, а ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении (Ядов, 1975).

Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Билски выделяют следующие основные их характеристики (Schwartz & Bilsky, 1987):

.Ценности - это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

.Ценности - желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).

.Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.

.Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

.Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов.

Исследования ценностей могут проводиться на двух уровнях анализа:

·на уровне личности (индивидуальных различий);

·на уровне культуры (различий в социальной культуре).

Анализ ценностей на уровне личности (индивидуальных различий). В данном случае единицей анализа выступает личность. Для отдельных людей (индивидов) ценности представляют собой мотивационные цели, которые служат руководящими принципами в их жизни (Rokeach, 1973; Schwartz & Bilsky, 1987). Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и совместимости, которую индивиды испытывают, когда следуют ценностям в повседневной жизни. Люди, например, не могут стремиться завоевать авторитет для себя и в то же самое время пытаться быть скромными, но они могут одновременно стремиться к авторитету и материальному благосостоянию. Корреляции между оценками ценностей, которые дают люди, отражают лежащие в их основе оси измерения (dimensions). Эти оси измерения группируют индивидуальные ценности.

Анализ ценностей на уровне социальной культуры (различий в социальных нормах, обычаях и традициях социальных групп). В данном случае единицами анализа становятся социальные группы. Этот уровень исследования имеет место тогда, когда ценности характеризуют социальную культуру общества или группы людей, а также при рассмотрении того, что является общим для всех людей, составляющих данную культуру, когда анализируются абстрактные идеи о том, что хорошо, правильно и желательно в обществе или другой ограниченной социальной группе. В этом контексте понятие культура сходно с понятиями нации, национальности, этнической или религиозной группы, субкультуры и понимается как определенная социальная группа, характеризующаяся социальными нормами, обычаями, традициями. Наиболее точным эквивалентом широко используемого в англоязычной литературе термина культура (culture) являются, пожалуй, понятия социальная культура, или социальная группа. Это отличие важно иметь в виду, чтобы не путать данное понятие с индивидуальной культурой поведения человека - смыслом, в котором традиционно употребляется данное слово в русском языке. Социальные институты, в рамках которых живут люди, выражают определенные ценностные приоритеты в отношении целей и способов действия. Например, в обществах, где индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся, экономическая и правовая системы, вероятно, будут соревновательными (например, сформируются капиталистические рынок и состязательная процедура судопроизводства). По контрасту, культурный акцент на групповое благополучие, скорее всего, будет выражаться в кооперативных системах (например, социализм и посредничество).

Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является приемлемым и затем обосновать свой выбор другим. Приоритеты ценностей также влияют на то, как инвестируются социальные ресурсы. Например, относительная значимость, которая приписывается в обществе таким ценностям, как благосостояние, справедливость и красота, отчасти детерминирует то, будут ли деньги, земля и человеческий ресурс вкладываться в индустриализацию, социальное благосостояние или в сохранение окружающей среды. Приоритеты ценностей культуры в качестве стандартов, кроме того, оказывают влияние на то, каким образом будет оцениваться работа - в терминах производительности, социальной ответственности, инновационности или поддержки существующей властной структуры.

Отношения между различными ценностями на уровне культуры отражают социальную динамику совместимости и конфликта, которая обнаруживается, когда социальные институты преследуют свои цели. Эти отношения не обязательно те же самые, что и на индивидуальном уровне. Например, несмотря на то что одновременный акцент на авторитете и скромности несовместимы на индивидуальном уровне (как отмечалось выше), они совместимы на уровне культуры. Социальная система будет работать мягче (ровнее), если люди принимают авторитет как желательную основу для организации человеческих отношений и скромность как соответствующую реакцию в отношении тех, кто имеет больший авторитет.

Поскольку отношения между ценностными приоритетами на двух уровнях могут различаться, то лежащие в их основе оси измерения, которые организуют ценности, также могут не совпадать. Оси измерения на уровне культуры должны проистекать из корреляций среди ценностных приоритетов, характеризующих разные социальные группы. То есть за единицу анализа принимается группа (например, нация), и корреляции высчитываются между многими социальными группами (Smith, Schwartz, 1997).

Таким образом, важно различать исследования ценностей на уровне личности и на уровне культуры. При этом необходимо обращать внимание на два существенных аспекта.

Во-первых, оси измерения, которые лежат в основе ценностных приоритетов, могут не быть одними и теми же при анализе на этих двух уровнях.

Во-вторых, выбор соответствующего уровня анализа зависит от характера поставленного вопроса.

. Если вопрос касается того, как индивидуальные различия в ценностных приоритетах связаны с вариациями других индивидуальных качеств, то должны использоваться измерения ценностей на уровне личности, даже когда в исследовании принимают участие индивиды из разных культурных групп.

. Если вопрос касается того, как культурные различия в превалирующих ценностях связаны с определенными вариациями атрибутов культуры, то необходимо осуществлять измерения на уровне культуры, даже если эти переменные представляют собой частоту индивидуальных форм поведения.

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича. Рокич (1973) стимулировал оживленный интерес к ценностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент. На концепцию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы.

В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений (beliefs), имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться (Rokeach, 1973).

Концепция человеческих ценностей Рокича включает в себя следующие постулаты:

общее число ценностей невелико;

все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

ценности организованы в системы;

истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

Под ценностными ориентациями понимаются «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» (Rokeach, 1973).

Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные (Rokeach, 1973).

Терминальные ценности - это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться.

Инструментальные ценности - это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

На развитие и формирование ценностных ориентации личности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, средства массмедиа, социальные институты и т. д.).

К внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания (Райе, 2000).


1.4 Методы изучения ценностей


Изучение ценностей сопряжено с определенными трудностями. Например, люди могут не осознавать абстрактно выраженные ценности, испытывать сложности при их формулировании. Поэтому некоторые исследователи предпочитают делать выводы о ценностях опосредованно из таких продуктов культуры, как фильмы или литература, невербального поведения людей, из ответов на определенные вопросы, заключающих в себе информацию о тех или иных присущих им ценностях. Но использование опосредованных выводов также проблематично: субъективные интерпретации исследователя могут отразиться на этих заключениях (Smith, Schwartz, 1997).

Большинство исследователей прямо задают вопросы о базовых ценностях. Эта исследовательская традиция была начата Рокичем (1973), который изучал ценности, используемые людьми как осознанное руководство к выбору и обоснованию решений.

Изменилась и процедура их изучения: если большинство ранних исследований измеряли ценности с помощью интервью, небольших эссе или незаконченных предложений, почти все современные исследования ценностей используют структурированные опросники (Smith, Schwartz, 1997).

Наиболее широко используемый метод состоит в опросе респондентов, насколько они согласны с определенными ценностями, выраженными в отдельных словах, коротких фразах, описывающих общую целевую ориентацию. Обычно формат ответа дает респонденту возможность выразить степень своего согласия относительно оценочной шкалы.

Но и этот тип измерения содержит возможность ряда ошибок, две разновидности которых являются наиболее важными, но часто игнорируемыми, особенно в кросскультурных исследованиях (Smith, Schwartz, 1997). Это тенденциозность ответов и эквивалентность смысла. Тенденциозность ответов. Респонденты, принадлежащие к разным культурам, различаются тем, что они типично отвечают на оценочные шкалы. Некоторые из них, например, используют крайние ответы, в то время как другие используют усредненные ответы. Для исследователя возникает дилемма, как интерпретировать вариации в ответах испытуемых: как артефакт или как «настоящие» различия.

Возможны разные процедуры для корректировки тенденциозности ответов. Одна наиболее типично используемая - это стандартизация данных испытуемых (standardizing data withinsubjects) (например, Hofstede, 1980). Другой подход - предлагать респондентам ранжировать ценности по их важности (например, Rokeach, 1973), полностью избегая рейтинговой шкалы.

Эквивалентность смысла. Вторая проблема измерения заключается в том, что необходимо установить, имеют ли изучаемые ценности один и тот же смысл в разных культурах. Даже используя самые качественные переводы, мы не можем быть уверенными, что выражение ценности имеет эквивалентный смысл в различных языках и культурах. Доминирующий акцент психологического исследования заключается в поиске таких универсалий когнитивного, эмоционального или поведенческого характера.

Эту проблему эквивалентности смыслов исследователи иногда решают, выясняя, является ли структура отношений между ценностями внутри каждой культуры сходной (Schwartz, 1992). Смысл ценности уточняется с помощью ее ассоциаций - позитивных, негативных или нейтральных - с другими понятиями. Если ценности имеют сходный смысл в разных культурах, интеркорреляции между этими ценностями должны быть также сходными. Если смысл ценностей различается в разных культурах, интеркорреляции между ценностями должны также различаться. Поэтому исследователи обычно оценивают степень сходства в паттернах корреляционных связей путем факторного анализа или анализа многомерного шкалирования на всем наборе ценностей, отдельно в рамках каждой социальной культуры. Затем они сравнивают факторы (factors), оси измерения (dimensions) или конфигурации областей (regional configurations) ценностей, которые обнаруживаются в каждой культуре. Ценности имеют эквивалентный смысл в разных культурах, если они расположены в сходных факторах или осях измерения или в сходных областях (spatial regions). Если сходные факторы, оси измерения или области не выявляются в каждой культуре, или если ценности имеют отчетливо различное расположение, эквивалентности смысла не существует.

Прогресс в выяснении универсальных базисных ценностей зависит от того, насколько строго исследователи подходят к использованию существующих критериев для оценки эквивалентности факторов, осей измерения, или разрабатывают и применяют для этого новые критерии (Smith, Schwartz, 1997).

В предыдущем разделе указывалось, что исследования ценностей могут проводиться на двух уровнях анализа - на уровне личности (индивидуальных различий) и уровне социальной культуры (социальных различий). Характеризовались особенности этих понятий и соответствующих типов исследований. В рамках каждого из них используются разные методы и методики исследования. Они довольно многочисленны и разнообразны. В данной книге мы уделим внимание только характеристике методов исследования индивидуальных ценностей личности.

Современные зарубежные исследования ценностей на уровне личности отчетливо делятся на две группы:

исследования, которые базируются на работах Рокича;

исследования, которые исходят из концепций, разработанных Хофстедом и Триандисом.

Как отмечалось выше, Рокич (1973) способствовал возрастанию интереса к ценностям среди психологов тем, что дал четкое определение понятия и разработал легкий в проведении инструмент, который операционализировал взгляд на ценности как руководящий принципы жизни.

Ему же принадлежит первая теоретически обоснованная методика изучения ценностей. Она получила широкое распространение как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях данной проблемы. Методика была создана в 1973 г. и называлась «Rokeach Value Survey»

(RVS) - «Опросник ценностей Рокича». Она основывалась на приеме прямого ранжирования списков ценностей (Rokeach, 1973).

Опросник ценностей Рокича (ОЦР) был задуман как всесторонний и в то же время избегающий избыточности. Респонденты ранжировали два списка ценностей, по 18 ценностей в каждом, в соответствии с их значимостью.

Процедура ранжирования в этом опроснике многими критиковалась. Последующие исследователи или стандартизировали ранги, или использовали вместо этого оценивание каждой ценности.

Помимо споров о теоретическом обосновании методики Рокича существенным ее недостатком является подверженность влиянию социальной желательности.

К достоинствам методики относят универсальность, удобство и экономичность, как проведения, так и обработки результатов, гибкость, то есть возможность варьировать стимульный материал и инструкции.

Для того чтобы понять, какие оси используются для измерения ценностей, исследователи изучали структуру опросника. Сам Рокич предложил две оси измерения:

личные ценности (например, комфортная жизнь) - социальные ценности (равенство);

моральные ценности (честный) - ценности компетентности (логичный).

Однако проведенный им факторный анализ данных, собранных в США, не подтвердил эту структуру.

В дальнейшем исследователи в течение ряда лет получали неоднозначные результаты факторного анализа данных, полученных в разных странах. Они неоднократно анализировались различными авторами (Smith, Schwartz, 1997), отчасти подтверждая идеи Рокича. Однако в многочисленных исследованиях обнаруживалось то большее, то меньшее сходство систем ценностей индивидуального уровня в разных культурных средах. Шварц и Билски (1987), заново анализируя некоторые из ранее собранных данных, смогли вьщелить семь типов ценностей в каждой из шести изученных стран. Эти типы ценностей отчасти подтвердили обоснованность выделения Рокичем двух осей:

·компетентность - мораль;

·личное - социальное.

После этого Шварц (1992) разработал новую теорию и методологию для изучения ценностей, речь о которых пойдет в следующем разделе.

Помимо этого разрабатывались методики, основанные на понятиях индивидуализма - коллективизма. Индивидуализм - коллективизм, как он был сформулирован Хофстэдом, (1980), - это понятие, характеризующее социальную культуру и не являющееся атрибутом индивидов. Однако многие исследователи перенесли это понятие на уровень оценки индивидуальных различий, сделав личностной переменной и определив его как степень, в которой индивид одобряет ценности, нормы и установки, связанные с индивидуализмом или коллективизмом культуры. Эти исследователи стремились вьщелить одну ось измерения, которая бы отличала индивидуалистов и коллективистов. Главная особенность данного параметра измерения - это тенденция давать приоритет личным или внутригрупповым интересам, ценить независимость, эмоциональную обособленность, личные достижения и соревнование в противовес взаимозависимости, эмоциональной близости, групповым достижениям и кооперации (Triandis, 1995).

Для измерения этой переменной было разработано несколько инструментов. Триандис и его коллеги разработали шкалу установки, состоящую из 21 пункта, которую они использовали в исследовании студентов в девяти странах (Triandis, Bontempo, Betancouit, Bond, Leung et al., 1986) и позже еще в десяти странах (Triandis, McCusker, Betancourt, Iwao, Leung et al., 1993). Факторный анализ полученных данных показал, что индивидуализм - коллективизм представляет собой скорее многомерное понятие, чем унитарную, биполярную ось измерения.

С целью измерения отдельных узких аспектов личностного конструкта, обозначаемого как индивидуализм - коллективизм, был создан и ряд других шкал (цит. по: Smith, Schwarz, 1997).

Методики исследования ценностей и ценностных ориентации, используемые в отечественной практике, представляют собой или модификации методики Рокича, или являются авторскими. Они имеют значительные различия в измеряемых параметрах в зависимости от области применения, возраста, социальной категории испытуемых и т. д.

Адаптация теста Рокича на русский язык была проведена в 70е годы. Методика была адаптирована А. Гоштаутасом, А.А Семеновым и В.А. Ядовым в ИСЭП АН СССР и описана в книге «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности». В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам.

Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова (1979), в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентации интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении отечественных исследований.

Адаптированный вариант методики Рокича многократно публиковался в разных изданиях, широко использовался и до сих пор используется в отечественных исследованиях ценностей и ценностных ориентации.

Одной из известных методик изучения ценностных ориентации является «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ») И.Г. Сенина. Опросник направлен на выявление основных ценностных ориентации и жизненных устремлений личности, значимости различных сфер жизнедеятельности.

Г.Е. Леевик выделяет следующие типы ценностей: ориентация на труд, на общение, на познание, на общественно полезный труд, на материальные ценности, на развитие деловых качеств, на развитие нравственных качеств, на развитие волевых качеств, на развитие моральных качеств (Леевик, 1990).

Многие отечественные методики имеют разные типы шкал и параметры измерения, часто используется различная терминология: ориентация на ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, ценности и т. д.

«Тест смысложизненных ориентации» (СЖО) был разработан Д. А. Леонтьевым (1992). Он представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, который был создан на основе концепции В. Франкла. Наряду с общим показателем осмысленности жизни методика включает пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации: цели в жизни, процесс жизни (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни), результативность жизни (или удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля: локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) и локус контроля - жизнь (управляемость жизни).

Близкие по смыслу конструкты измеряет также «Методика предельных смыслов» (Леонтьев, 1999). Она была разработана автором в попытках найти новые, нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. Методика является индивидуальной по форме проведения и диалогической по своей природе. Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы, задаваемые экспериментатором, имеют следующий вид: «Зачем люди делают тото?». Серия вопросов и ответов заканчивается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый уже не в состоянии ответить на вопрос «Зачем?». Далее экспериментатор возвращается к оставленным на предыдущих этапах разветвлениям ответов. В результате всей процедуры выявляется и анализируется смысловое дерево личности.

С нашей точки зрения, исследования Шварца и его методика существенно обогатят психологические исследования ценностей и психологическую практику в России. Опросник Шварца представляет собой теоретически обоснованную методику, которая охватывает более широкий спектр ценностей. В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые могли бы быть использованы в кросскультурных исследованиях, имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения ценностей как групп, так и отдельных индивидов. К числу таких методик относится Опросник ценностей, разработанный Шаломом Шварцем. Методика Рокича была взята им в качестве исходного пункта, но затем концептуально усовершенствована, существенно модифицирована и расширена.


Глава 2. Организация и методы исследования особенностей ценностных ориентаций специалистов IT


2.1Описание выборки и процедуры исследования


Критерии деления людей в выборке

Специалист IT

В качестве специалиста IT исследовались в основном web разработчики, которые работают по профессии более 5 лет.

Контрольная группа

В качестве контрольной группы исследовались люди, которые работают с людьми 5 лет и более. Исследовались такие профессии как учителя, врачи, психологи и др.

В исследовании приняли участие 18 человек в возрасте от 25-35 лет. Средний возраст 30 лет. Выборку составили 10 лиц мужского пола и 8 женского.


2.2Методика Шварца для изучения ценностей личности


Методика Шварца, завоевавшая популярность во многих странах мира, стала доступной, прежде всего благодаря публикации В.Н. Карандышева [4], который провел адаптацию методики на русскоязычной выборке, но психометрические данные методики не опубликовал. В 2011 году А.В. Капцовым было проведено психометрическое исследование внутренней согласованности шкал методики Шварца на выборке 640 человек (студенты и работники предприятий г. Самара, возраст 17-45 лет, мужчины -51%).

Опросник Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей.

Первая часть опросника («Обзор ценностей») предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.

Вторая часть опросника («Профиль личности») изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.

Опросник может использоваться для изучения ценностей различных социальных групп. При необходимости испытуемым могут быть даны пояснения, касающиеся смысла некоторых слов и утверждений.

Что касается возрастного диапазона, опросник может использоваться для изучения ценностей личности, начиная с 14 лет. Проведение исследования ценностей подростков младше 14 лет представляется нецелесообразным по нескольким причинам.

Во-первых, в этом возрасте ценности находятся в процессе формирования.

Во-вторых, для испытуемых может оказаться сложной сама процедура ранжирования в первой части опросника.

В-третьих, может потребоваться большое количество разъяснений смысла используемых слов и высказываний.

Опросник Шварца предполагает самостоятельную работу испытуемого с ним и может применяться как индивидуально, так и в группе.

Первая часть опросника («Обзор ценностей») представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур.

В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных.

Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных.

Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от -1 до 7. Чем выше балл в диапазоне - 1,0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представляется ему эта ценность.

Во второй части опросника («Профиль личности») приводится список из 40 описаний человека, соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей. Испытуемого просят оценить, в какой степени описанный в опроснике человек похож или не похож на него.

Используется шкала из 5 позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».

Хотя проведение опросника не ограничено во времени, практика показывает, что ученики старших классов общеобразовательной школы и студенты 1 курса вуза обычно работают над опросником 30-50 минут.

Необходимо обращать внимание испытуемых на то, что все пункты опросника должны быть заполнены. Если в ходе работы у испытуемых возникают вопросы, экспериментатор должен на них ответить. При этом ответы должны быть разъясняющего и поддерживающего типа, но не выражать советов и не носить побуждающий характер.


Таблица 1. Показатели надежности (внутренней согласованности) шкал «нормативные идеалы» опросника Ш. Шварца (часть 1)

Наименование шкалыРазмахАльфа КронбахаТета- надежность Конформность0,25 ... 6,250,4950,522Традиции0 ... 5,80,2350,289Доброта1,6 ... 6,20,3170,493Универсализм0,75 ... 6,30,4810,616Самостоятельность1,4 ... 6,40,4820,495Стимуляция0 ... 6,30,3770,418Гедонизм- 0,67 ... 6,70,5020,517Достижения1,25 ... 6,250,5090,544Власть- 0,25 ... 6,50,2950,409Безопасность0,6 ... 6,20,5290,541

Из таблицы можно сделать вывод, что некоторые шкалы первой части опросника имеют низкую согласованность (традиции, стимуляция, власть), что подтверждает мнение о недостаточной адаптации методики Ш. Шварца на российской выборке.

Показатели надежности (внутренней согласованности) шкал «индивидуальные приоритеты» опросника Ш. Шварца (часть 2)


Наименование шкалыРазмахАльфа КронбахаТета- надежность Конформность -1..40,5930,594Традиции -1..3,50,5290,544Доброта -0,3..40,5570,569Универсализм -1..40,7260,736Самостоятельность -0,3..40,5970,603Стимуляция -1..40,6180,602Гедонизм -1..40,8110,812Достижения -1..40,7590,759Власть -1..40,6950,702Безопасность -1..40,6420,649

Сравнительный анализ данных таблиц показывает, что вторая часть методики Ш. Шварца имеет значительно более высокий уровень надежности шкал, что можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в первой части методики испытуемым необходимо оценить важность ценностей, представленных в списке, что повышает вариативность понимания испытуемыми контекста применения ценностей, а во второй части эти же ценности оцениваются в ситуационном пространстве, что упрощает понимание задания методики и ограничивает вариативность ответов. Во-вторых, возможно, первая часть вызывает большее разнообразие ответов испытуемых в связи с тем, что касается руководящих принципов их жизни, тогда как во второй части методики необходимо оценить профиль человека, соответствующий тем или иным ценностям. Таким образом, можно считать, что на сегодняшний день без реадаптации возможно использование в практике на русскоязычной выборке лишь второй части методики Ш. Шварца.В своей работе при использовании ключа ответы по шкалам нормативных идеалов не учитывались.

Принципы обработки данных

Полученные эмпирические данные были обработаны с использованием статистических процедур в программе SPSS 20.0:

ØДля определения типа распределения опроснику;

ØДля сравнения показателей ценностных ориентаций у специалистов IT и специалистов, работающих с людьми;


Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей ценностных ориентаций специалистов IT


.1Результаты эмпирического исследования


Для дальнейшего статистического анализа была проверена нормальность распределения опросника по методике Шварца. Анкета содержит 10 шкал:

власть (Power) - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

достижение (Achievement) - личный успех в соответствии с социальными стандартами;

гедонизм (Hedonism) - наслаждение или чувственное удовольствие;

стимуляция (Stimulation) - волнение и новизна;

самостоятельность (Self-Direction) - самостоятельность мысли и действия;

универсализм (Universalism) - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

доброта (Benevolence) - сохранение и повышение благополучия близких людей;

традиция (Tradition) - уважение и ответственность за культурные и религиозные

обычаи и идеи;

конформность (Conformity) - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

безопасность (Security) - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.


Таблица 2. Проверка нормальности распределения по каждой шкале ценностных ориентаций у специалистов IT и специалистов, работающих с людьми.

Ценностные ориентацииСтатистика Z Колмогорова-СмирноваP (Асимпт. знч. (двухсторонняя))КонформностьВыборка 1 0, 678 Выборка 2 0,447Выборка 1 0,747 Выборка 2 0,988ТрадицииВыборка 1 0, 764 Выборка 2 0,341Выборка 1 0,747 Выборка 2 1,000ДобротаВыборка 1 0, 769 Выборка 2 0,568Выборка 1 0,562 Выборка 2 0,903УниверсализмВыборка 1 0, 414 Выборка 2 0,370Выборка 1 0,996 Выборка 2 0,999СамостоятельностьВыборка 1 0, 558 Выборка 2 0,546Выборка 1 0,914 Выборка 2 0,927СтимуляцияВыборка 1 0, 741 Выборка 2 0,966Выборка 1 0,642 Выборка 2 0,308ГедонизмВыборка 1 0, 379 Выборка 2 0,503Выборка 1 0,999 Выборка 2 0,962ДостиженияВыборка 1 0, 520 Выборка 2 0,731Выборка 1 0,950 Выборка 2 0,660ВластьВыборка 1 0, 837 Выборка 2 0,367Выборка 1 0,485 Выборка 2 0,999БезопасностьВыборка 1 0, 599 Выборка 2 0,601Выборка 1 0,866 Выборка 2 0,863Условные обозначения: * при р (уровень значимости) < 0,05


Из таблицы видно, что выборки специалистов IT и специалистов, работающих с людьми по всем ценностным ориентациям не отличны от нормального распределения, тогда для сравнения ориентаций используем t-критерий Стьюдента.

Далее сравниваем ценностные ориентации у специалистов IT и специалистов, работающих с людьми.


Ценностные ориентацииСр. знач. Специалисты ITСр. знач. Специалисты, работающие с людьмиТ-критерийР*Конформность2,93,5-1,530,146Традиции2,12,5-0,9410,361Доброта3,94,5-1,380,184Универсализм2,73,4-1,1860,253Самостоятельность4,45,2-2,60,019Стимуляция34,5-3,30,04Гедонизм3,23,9-0,9080,377Достижения3,95,1-2,90,010Власть2,23,2-1,80,094Безопасность3,63,8-0,380,709Условные обозначения: * при р (уровень значимости) < 0,05


Из таблицы видно, что у специалистов IT и специалистов, работающих с людьми значимые отличия выявлены по таким ценностным ориентациям: самостоятельность, стимуляция и достижения.


Заключение


В результате исследования было выявлены различия в ценностной ориентации между специалистами IT и специалистами, работающими с людьми. Цель «Выявить особенности ценностной ориентации специалистов IT.», поставленная в начале работы была достигнута.

Для достижения цели решены задачи:

·Изучить материал по мотивации, ценностям.

·Собрать данные из двух выборок.

·Проанализировать данные.

В результате исследования было выявлено значимое различие по показателям «Самостоятельность», «Стимуляция» и «Достижения».

Данные различия вполне укладываются в психологические особенности IT-специалиста, которые формируются профессиональной деятельностью.

В рамках данной темы планируется продолжить работу в формате дипломной работы, в котором будет увеличена выборка испытуемых. Кроме того планируется использовать иные методики для получения более объективной картины.


Список литературы


1.Умрихин Владимир Владимирович «Проблемы личности и характера в психологии.» 2009 год

.Карандашев В. Н. «Методика Шварца для изучения ценностей личности» 2004 год

.Психоголос энциклопедия практической психологии Статья "Формирование жизненных ценностей" #"justify">Приложения


Приложение 1


Первичные данные по специалистам IT и специалистам, работающим с людьми.

Конформность ConformityТрадиции TraditionДоброта BenevolenceУниверсализм UniversalismСамостоятельность Self-DirectionСтимуляция StimulationГедонизм HedonismДостижения AchievementВласть PowerБезопасность SecurityВыборкаИспытуемый 11,753,23,83,754,8324,253,252,61Испытуемый 231,22,81,254,23,3333333,3333334,753,2541Испытуемый 32,51,63,22,8753,43,3333332,33333331,541Испытуемый 43,2523,63,254,82,333333544,255,21Испытуемый 53,52,84,82,8754,43,33333303,750,753,41Испытуемый 6524,61,541,6666675,6666673,252,54,41Испытуемый 72,252,44,62,3754,22,6666672,6666671,51,53,21Испытуемый 82,524,62,254,23,66666744,51,2521Испытуемый 92,52345,83,66666741,51,541Испытуемый 103,253,243,3754,4542,251,53,62Испытуемый 112,524,42,2555,3333335,66666763,753,62Испытуемый 124,52,84,83,6255,84,33333355,53,52,82Испытуемый 134,252,252,754,855,3333335,7544,22Испытуемый 143,253,84,84,1255,42,6666672,33333353,255,42Испытуемый 1542,65,46,256,25,66666736,2523,62Испытуемый 164,53,85,64,755,25,3333333,666667535,22Испытуемый 172,250,62,40,555642,251,42Испытуемый 183,51,63,83,1254,82,3333330,6666676,255,254,82

Приложение 2


Опросник состоит из двух частей «Обзор ценностей» и «Профиль личности».

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

ИНСТРУКЦИЯ: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.

Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.

Используйте оценочную шкалу отметок от -1 до 7.

Чем выше номер (-1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок: отметка «-1» характеризует ценности, противоположные

Вашим принципам, отметка «О» означает, что ценность совершенно не важна,

не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости,

обычно таких ценностей не должно быть более двух.

Перед каждой ценностью в списке проставьте номер, указывающий важность этой ценности лично для вас как руководящего принципа вашей жизни. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, используя все номера от-1 до 7 (-1,0, 1, 2, 3,4, 5,6, 7).


Как руководящий принцип моей жизни эта ценность является:

Противоположной моим принципамНе важнойВажнойОчень важнойВысшей значимости-101234567

Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка - 1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из Списка 1.

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1

1РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самимсобой)3СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение,что другие заботятся обо мне)8СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремлениек новизне)

10СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошиеманеры)

БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересовдругих людей, избегание конфронтации)

16КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность дляблизких)

СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная

проблемами, новизной и изменениями)

26МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 2

Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка - 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.


Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:

Противоположной моим принципамНе важнойВажнойОчень важнойВысшей значимости-101234567

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся при влечь к себе внимание)

СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ(сохраняющий природу)

ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ(проявляющий уважение)

41ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защитасобственного «лица»)47ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)

УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.)51БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)52ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.


Очень похож на меняПохож на меняВ некоторой степени похож на меняНемного похож на меняНе похож на меняСовсем не похож на меня1. Придумывать что-то новое и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей.3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.11. Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.14. Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.18. Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок.22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный.25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него.32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.33. Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание.39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Тип ценностейНомера пунктов опросникаОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ (уровень нормативных идеалов)- список 1 и 2ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ (уровень индивидуальных приоритетов)Конформность Conformity11,20,40,477, 16, 28, 36Традиции Tradition18,32,36,44,519, 20, 25, 38Доброта Benevolence33,45,49,52,5412, 18,27,33Универсализм Universalism1,17,24,26,29,30,35,383, 8, 19, 23, 29, 40Самостоятельность Self-Direction5, 16,31,41,531, 11,22,34Стимуляция Stimulation9, 25, 376, 15, 30Гедонизм Hedonism4, 50, 5710, 26, 37Достижения Achievement34, 39, 43, 554, 13, 24, 32Власть Power3, 12, 27, 462, 17, 39Безопасность Security8, 13, 15,22,565, 14,21,31,35

власть (Power) - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

достижение (Achievement) - личный успех в соответствии с социальными стандартами;

гедонизм (Hedonism) - наслаждение или чувственное удовольствие;

стимуляция (Stimulation) - волнение и новизна;

самостоятельность (Self-Direction) - самостоятельность мысли и действия;

универсализм (Universalism) - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

доброта (Benevolence) - сохранение и повышение благополучия близких людей;

традиция (Tradition) - уважение и ответственность за культурные и религиозные

обычаи и идеи;

конформность (Conformity) - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

безопасность (Security) - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.