Тема: Черты характера. Проблема типологии черт

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология















Курсовая работа

на тему «Черты характера. Проблема типологии черт »


Содержание


Введение

Раздел 1. Проблема характера в психологии

.1История исследования характера

.2Черта как структурная единица характера

.3Факторы, влияющие на формирование черт характера

Раздел 2. Сравнительный анализ подходов к типологии черт характера

.1 Типологии черт характера

.2 Типологии черт в зарубежной психологии

.2.1 Типология Э. Кречмера

.2.2 Типология У. Шелдона

.2.3 Типология Э. Фромма

.2.4 Типология З. Фрейда

.2.5 Типология А. Адлера

.2.6 Типология К. Г. Юнга

.2.7 Типология К. Хорни

.3 Типологии черт в отечественной психологии

.3.1 Типология Б. Ананьева

.3.2 Типология А. Лазурского

.3.3 Типология К. Леонгарда

.3.4 Типология А. Личко

Выводы

Список литературы


Введение


Характер является базовой частью личности, которая определяет её индивидуальность. Будучи по содержанию сложным явлением, он состоит из структурных компонентов, которые определяются как черты или диспозиции. Изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самим себе. Выделение черт в характере используется для диагностики и коррекции отдельных проявлений характера. Таким образом, тема нашего исследования актуальна тем, что до сих пор в науке нет полного единства мнений относительно спектра черт, составляющих структуру характера. Обилие типологий обусловлено наличием очень большого количества черт характера. На современном этапе возникла необходимость структурировать всю массу типологий и черт характера.

Объектом исследования являются черты характера, предметом - типологии черт.

Цели работы: провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных типологий.

Задачи работы:

.Теоретический анализ литературы по проблематике;

.Сравнительный анализ подходов типологий черт характера;

.Формулирование выводов;

.Оформление работы.


Раздел 1. Проблемы характера в психологии


.1 История исследования характера


Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Понятие «характер» с греческого означает гравировка. Это как бы примета человека, паттерн его черт или его жизненный стиль. Первая по времени попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию черт характера, основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Он создал множество тонких письменных зарисовок характеров. Эти описания отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений. Начатая им традиция получила развитие в эпоху Возрождения и Нового времени. Характер выражает сущность человека. Аристотель дал описание душевных качеств - нравов - людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. [15; 16; 20]

Понятия «характер» и «личность» часто используются как синонимы. Причиной этому является, то, что Persona (личность) первоначально означала маску, «характер» - чекан. Первое понятие предполагает внешность, видимое поведение, поверхностные качества; второе предполагает глубокие (возможно врожденные), фиксированные и базовые структуры. [15] Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно говорят о чертах, характерных для данного человека. Обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все её проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И. К. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д. [17]

Самым важным показателем характера являлись глаза человека. По словам Аристотеля, большие, добродушные, но выпуклые глаза являлись признаком глупости. Л. Н. Толстой различал хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».[7]

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов, в позе человека раскрывается его характер: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномика, имеет хиромантия. Хиромантия - это система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. В XVIII в. развернулась интенсивная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых А. Бэна, Ф. Гальтона, Дж. Ст. Милля, французских исследователей Малапера, Ф.Полана, Т. Рибо, А. Фулье, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых Э. Готфрид, И. Гофмана, Т.Кречмера, В. Штерна. В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить как особую науку этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для обозначения тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос». [16]

Следует отметить, что в понимании характера у советских психологов наблюдаются значительно большее единство и определенность, чем у зарубежных. Точка зрения К. К. Платонова распространенная и общепризнанная, и мы её используем как основу для нашей работы. К. К. Платонов сделал попытку детально разработать структуру личности, представив ее как объединение нескольких субструктур, но эта попытка вызывает большие сомнения. [5; 8]

В зарубежной психологии нередко характер определяется как личность в ее этическом аспекте и на этом основании делается неправильный вывод, что характер - предмет изучения не психологии, а этики.

В результате, характер - это совокупность стойких черт личности, которые определяют отношение человека ко всему окружающему миру и к себе самому. Поэтому очень важно уметь определять характер человека по его самооценке, манере вести себя, выразительности выражения лица и мимике. Это дает возможность анонсировать его поступки на будущее и тем самым корректировать их ожидаемые последствия. А также в достижении поставленных целей, так как характер является качественным показателем ответственности, упорства и терпения человека. Это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые, научно обоснованные методы его исследования.


1.2 Черта как структурная единица характера

характер черта психология физиогномический

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественном обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. [3]

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. [10; 18]

В первую группу этот ученый выделил общие черты характера, те, которые являются психической основой личности. Это такие качества как принципиальность, честность, мужество и, естественно, их антиподы: малодушие, неискренность.

Во вторую группу входят те черты характера, в которых проявляется отношение человека к другим людям. Т.е. общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие.

Третью группу черт характера составляют те черты, выражающие отношение человека к самому себе. Именно к этой группе относятся гордость и самомнение, тщеславие, заносчивость и чувство собственного достоинства, адекватная гордость.

Четвертая большая группа черт отражает отношение человека к труду. Трудолюбие и лень, боязнь трудностей и настойчивость в их преодолении, активность и безынициативность входят в эту группу.

В зависимости от того, какие черты характера (положительные или отрицательные) преобладают у человека, зависит нравственная характеристика личности. Одни люди характеризуются как высоконравственные, другие как безнравственные, принципиальные или беспринципные, альтруисты или эгоисты, совестливые или бессовестные и т.п.

Кроме моральных черт характера, выделяют также черты характера, которые связаны с волевыми, интеллектуальными и эмоциональными особенностями человека.

Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность у человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Черты характера помогают - или мешают - личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей. Названия черт подразумевают слишком многое. Никакая теория черт не может быть доброкачественной, если она не принимает во внимание и не объясняет изменчивость человеческого поведения. Давление со стороны окружающей среды, люди, с которыми человек общается, и противоречия самой личности могут задержать, усилить, исказить, или полностью подавить поведение, которого мы могли бы ожидать в норме как проявления характерных черт человека. В потоке человеческой деятельности кроме изменчивой части есть также и часть постоянная, которая определяется с помощью концепции черт. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведенческими ситуациями.

Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера. Черты - это свойства более гибкие, каждое проявление черты слегка отлично, поскольку оно сопровождается иными детерминирующимися условиями. Черты лежат в основе «характерного» поведения. [4]

Постараемся подытожить вышесказанное. Характер - не простая совокупность, а случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с нею. Кроме того, структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт: некоторые из них являются основными, определяющими, ведущими, другие - второстепенными, менее существенными.

Отношения человека к действительности всегда проявляются в деятельности, и эти отношения составляют содержательную сторону характера. Будучи тесно взаимосвязанными, они также влияют на взаимосвязь черт характера и образование его целостной структуры.


.3 Факторы, влияющие на определенные черты характера


Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. Он не закладывается нам еще при рождении. Есть черты характера предопределенные генетикой. Но они могут меняться. Характер формируется в течение всей жизни человека. Прежде всего, его формируем мы сами. Оказывают влияние на него формирование также и окружающая среда; в некоторой степени, родители; окружение в котором живем и общаемся и многие другие факторы. Это всё вносит свои изменения. Допустим, травма, особенно, полученная в детстве, может деформировать характер; Психические заболевания, при которых может произойти полный распад человека как личности.

То, каким будет человек, а точнее каким будет его характер напрямую, зависит от условий, в которые он попал и от всего, что его окружает.

Такие черты как доброта, злопамятность, жадность, быстрота мышления и т.д. во многом зависят от ген. Среда помогает им раскрыться, или удерживает их до поры до времени.

В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. В одном варианте рассматриваются генетические основы, в другом - социальные условия. [5]

1)Генетическая предрасположенность. Генетические задатки человека раскрываются во взаимодействии со средой. Cходство характеров, прослеженное в родословных линиях многими авторами; связь характера, особенно в его патологических формах, с телесной конституцией (Кречмер, Шелдон и др.); [5; 13; 26]

)Социальные условия. Влияет воспитание, школьный период, воспитание родителями, референтные группы (друзья, коллеги т.д.), кризисные ситуации, болезни, самовоспитание. Этим вопросом занимался Э. Фромм, Б. С. Братусь [16]

Все эти выводы очень важны для психологии. В частности, они заставляют выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания, учитывающих и, возможно, корригирующих эти отклонения. Каждый тип характера - это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность. Практически во всех описаниях типов характера можно найти сочетания очень разнородных, очень разнопорядковых свойств.


Раздел 2. Сравнительный анализ подходов к классификации черт характера


.1 Типологии характера


Психологическая типология - классификация людей по типам, на основании качественных различий, с точки зрения одной из психологических теорий. Тип - это устойчивая совокупность признаков, свойств либо картина поведения в целом, которая рассматривается как типичное для группы, как симптомокомплекс. Каждого человека, у которого отмеченный данный симптомокомплекс, начинают относить к этому типу.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шеддон, а в наши дни - К. Леонгард, Э.Фромм. Также проблемой изучения характера занимались многие психологи, среди которых хотелось бы выделить: отечественные - А.Ф. Лазурский, А. Е. Личко, а также зарубежные - А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Г. Юнг и другие. [8]

Все типологии характера исходили из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Составление научный типологий - один из наиболее древних методов познания мира. В основе их лежит представление о типе как комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи. На сегодняшний день в психологии собрано значительно количество зарубежных и отечественных типологий личности, характера. Наиболее известные из них - типологии Э. Кречмера, А. Лаузурского, К. Леонгарда, А. Личко, Э.Фромма, У. Шелдона и др.

С помощью психологических типологий исследователи оказываются в состоянии обозреть многомерную реальность самых разных и вполне конкретных характеров, прогнозировать типичные для данного человека реакции и поступки, установить определенный порядок, категоризировать многообразный эмпирический материал. И все же необходимо помнить, что любая типология - удобная в обращении, но весьма приблизительная модель. Сами типы являются продуктом абстрагирования ученого, в процессе которого многое из уникальности индивидуума неизменно утрачивается. Не существует двух одинаковых людей. Поэтому ошибочно делать слишком смелые обобщения и жесткие прогнозы на основании психодиагностики типологического портрета личности.


.2 Типологии в зарубежной психологии


Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

.Конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

. Психоаналитическое (А. Адлер, З. Фрейд, К. Г. Юнг и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);

. Идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т.д.).[25]

. Акцентуации личности (занимались рассмотрением патологий черт характера М. Уильямс и А. Либин)

Концепции личности в современной зарубежной психологии. Теории личности А. Адлера, Э. Берна, Р. Кеттелла, Г. Олпорта, К. Роджерса, Б.Ф. Скиннера, К. Юнга, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона.


.2.1 Типология Э. Кречмера

Анализируя совокупности морфологических признаков, Э. Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить характер именно через эти типы морфологических конституций. [8; 9]

Астенический тип. Астеник - это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.

- Атлетический тип. Свойственно сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

- Пикнический тип. Отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.


2.2.2 Типология У. Шелдона

В основе типологии лежит преобладание одной из тканей эмбриона - эндодермы, из которой образуются органы пищеварения, мезодермы, из которой состоят кости и мышцы, и эктодермы, из которой образуются нервная система и мозг. Выделил три типа: [8]

- Эндоморфный (аналогичен пикнику). Любовь к комфорту, социофилия, приветливость со всеми, жажда похвалы и одобрения, ориентация на других людей, бесхарактерность, легкость в общении и выражении чувств, общительность, тяга к людям в тяжелую минуту, ориентация к детству и семейным отношениям.

Мезоморфный (аналогичен атлетику). Решительные манеры, энергичность, стремление к господству и жажда власти, клаустрофобия, внешний вид соответствует более пожилому возрасту, экстраверсия в поступках, но скрытость в чувствах и эмоциях.

Эктоморфный (аналогичен астенику). Интроверсия, повышенный уровень внимания, тревожность, скрытность чувств, эмоциональная сдержанность, социофобия, затруднения в установлении социальных контактов, хроническая усталость.


.2.3 Типология Э. Фромма

Он описал четыре основных социальных типов характера: характер садиста, мазохиста, конформиста и некрофилиста. [8]

Садист - человек с характером насильника. С окружающими людьми он ведет себя агрессивно и если считает их причиной своих неудач, то начинает терроризировать, стремясь причинить им боль и страдания, наслаждаясь при этом их муками.

Мазохист - это человек с характером самоистязателя. Он считает себя неудачником в жизни, неполноценной и ничтожной личностью. У мазохистов иногда проявляются садистские наклонности, проявляющиеся в стремлении приобрести власть над другими, эксплуатировать их и наслаждаться своей властью. Конформист - человек, привыкший всем беспрекословно подчиняться. У него нет ни собственного мнения, ни собственных убеждений, ни собственного Я. Если у него есть друг, то он во всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, то во всем подчиняется ее требованиям. Конформист - это тип социального приспособленца.

Некрофилист - человек с характером разрушителя. Чувствуя свое бессилие, свое ничтожество и неспособность создать, что-нибудь ценное, некрофилист направляет свою активность на разрушение и уничтожение всего, что ему встречается на пути. При социальных потрясениях некрофилисты являются основной силой, разрушающей существующий социальный строй, экономику, науку и культуру в угоду своим личным амбициям.


.2.4 Типология З. Фрейда

Содержит в своем основании стадию психического развития, на которой произошла фиксация либидо, и включает в себя такие типы: [8]

оральный - фиксация либидо на оральной стадии. «Застревание» на этой стадии сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов. Это люди раздражительные, склонные к перееданию, грызущие ногти, сосущие пальцы, много говорящие, непрестанно курящие, любящие жевательную резинку, леденцы и семечки. Различают орально - пассивный (веселый, зависимый, доверчивый, пассивный) и орально-агрессивный (вербальная агрессия, цинизм) подвиды орального типа. В целом, среди типичных черт выделяют оптимизм либо пессимизм, доверчивость либо подозрительность, восхищенность либо завистливость, манипулятивность либо пассивность, в качестве ведущих видов защиты выступают проекция, отрицание, интроекция.

анальный - возникает вследствие фиксации на анальной стадии. У ребенка формируются качества характера (аккуратность, опрятность, пунктуальность, великодушие, гибкость мышления, но и упрямство, и скрытность, великодушие, гибкость, мышления, но и упрямство, и скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию), являющиеся следствием особенностей приучения к опрятности. Выделяют анально - удерживающий (упрямство, скупость, педантизм); анально - выталкивающий (эмоциональная нестабильность, агрессивное лидерство) виды анального типа. Ведущие виды защиты -интеллектуализация, реактивная формация, уничтожение сделанного, изоляция.

фаллический - тщеславие, либо ненависть к себе, элегантность либо склонность к простоте, целомудрие либо неразборчивость в связях и др. Данный тип - тип Дон-Жуана и характеризуется он, соответственно, следующим - многочисленными попытками доказать свою мужественность и зрелость, дерзостью, хвастливостью, опрометчивостью. Основной вид защиты - вытеснение.

генитальный - максимально психическое здоровье, типичные черты свидетельствуют о полной социализации, адаптации и эффективности деятельности. В качестве основной защиты используют сублимацию.


.2.5 Типология А. Адлера

В основу своей типологии А. Адлер положил два параметра - активность и социальный интерес. [8]

Управляющий тип характеризуется высокой активностью и низким социальным интересом. Представителем данного типа свойственны самоуверенность, активность, напористость, чувство превосходства над остальными, отсутствие заботы о других людях, удовлетворение потребностей в асоциальной манере.

Берущий тип характеризует средний уровень активности и средний уровень выраженности социального интереса. Для данного характера свойственно паразитическое отношение к внешнему миру, решение своих потребностей за счет других людей; кредо данного типа - «всё хорошее находится вне меня».

Избегающий тип характеризуется низкими уровнями активности и социального интереса. Представителям данного типа свойственно стремление к избеганию неприятностей, постоянное бегство от решения жизненных задач.

Социально - полезный тип. Для данного типа свойственен высокий уровень социального интереса. Данный тип добивается целей вместе с другими людьми.


.2.6 Типология К. Юнга

В основе типологии лежат экстра- и интроверсия и 4 психические функции. [8]

Экстраверт - направляет свою психическую энергию вовне. Данный вид спонтанно и естественно проявляет интерес к внешней среде - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.

Интроверт - устремляет психическую энергию вовнутрь, связывая её с внутренними реакциями и образами, с миром мысли, фантазии или чувства.

Четыре психические функции Юнг делит на рациональные и иррациональные.

К рациональным относятся мышление и чувства. К иррациональным - интуиция, ощущения. Эти функции образуют от себя еще пару противоположностей: каждый член пары пытается замаскировать другого и затормозить. Создание этих четырех функций дает 8 различных комбинаций, каждая из которых соответствует определенному типу.

Таким образом, возможны следующие типы:

Экстравертный мыслительный;

Экстравертный чувствующий;

Экстравертный сенсорный;

Экстравертный интуитивный;

Интровертный мыслительный;

Интровертный чувствующий;

Интровертный сенсорный;

Интровертный интуитивный.

Согласно теории Юнга, в идеале индивид должен полноценно владеть всеми функциями, чтобы давать адекватный ответ на любые жизненные вопросы.


.2.7 Типология К. Хорни

В зависимости от способа, с помощью которого человек пытается снизить уровень соей базальной тревоги, К. Хорни выделяет следующие типы невротических характеров:

на людей, или уступчивый тип: «Если я уступлю, со мной будет все в порядке»;

против людей, или агрессивный тип; «Если у меня власть - со мной все будет в порядке»;

от людей, или отстраненный тип: «Если я отстранюсь - со мной все будет в порядке».[8]

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей:1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

. Большая часть людей, в соответствии с этой типологией, может быть разделена на группы.


2.3 Типологии в отечественной психологии


В отечественной психологии исследование характера связано с именами Б. Г. Ананьева, А. Ф. Лазурского, Н. Д. Левитова, П. Ф. Лесгафта, Н. О. Лосского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова.

Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. [25]


.3.1 Типология Б. Ананьева

Б. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.


.3.2 Типология А. Лазурского

А. Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде, в зависимости от того, насколько среда «давит» на человека. [8; 19]

Низший уровень - это недостаточно приспособленные люди, среда накладывает на них сверхсильный отпечаток, насильственно приспосабливая их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными особенностями каждого отдельного человека. Рассудочный тип, аффективный, активный.

Средний уровень - люди смогли найти свое место в окружающей среде и использовать ее в своих целях. Непрактичные теоретики-идеалисты, практики-реалисты.

Высший уровень - это уровень творчества, когда человек стремится среду переделать. Типы - идеалы: альтруизм; знание: индуктивное, дедуктивное; красота; религия; общество, государство; внешняя деятельность, инициатива; система, организация; власть, борьба.


.3.3 Типология К. Леонгарда

Классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: [25]

.Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики.

.Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение.

.Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

.Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.

.Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, подозрительность.

.Педантичный тип. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание.

.Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

.Эмотивный тип. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость. 9.Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. 10.Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость.

.Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации.

. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию.


.3.4 Типология А. Личко

Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. [25]

1. Гипертимный тип - отличается неугомонностью, шумливостью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением. Им свойственна переоценка собственной личности, тяга к компаниям, подчас асоциальным.

. Психоастенический тип - повышенный самоанализ и самобичевание, робость, тревожная мнительность, навязчивые страхи, моторная неловкость, нерешительность.

. Шизоидный тип - свойственны раздвоенность, замкнутость (аутизм), эмоциональная холодность, трудности в межличностных отношениях, склонность к вычурной фантазии, символике. В качестве коммуникативного допинга используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания.

. Эпилептоидный тип - злобная гневность и жестокость уживаются с бережливостью, педантизмом и аккуратностью, повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию. Алкогольное опьянение усиливает агрессию и сопровождается беспамятством, садомазохистскими наклонностями. 5. Циклоидный тип - склонность к колебаниям настроения: период подъема с активностью, шутливостью, склонностью к алкоголизации (до 1-2 недель) может сменяться понижением настроения до степени, не доходящей до истинной депрессии. Мелкие неприятности тогда переносятся тяжело. Появляются вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству.

. Лабильный - крайняя неустойчивость настроения, меняющегося от ничтожного повода. Это «люди настроения в данный момент», чуткие к знакам внимания, привязанные к родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (1-2 дня).

. Сенситивный - отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживанием своей неполноценности.

. Астено-невротический - проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондрией.

. Неустойчивый - характеризуется легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадают в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью.

. Паранойяльный тип - характеризуется чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью.

. Истероидный тип - отличается эгоцентризмом, стремлением, во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более, что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Во всех поступках такого типа наблюдается явная наигранность, неестественность, и позёрство, даже в интимной сфере.

Если у одного и того же индивидуума встречаются сочетания нескольких черт, то говорят о смешанном типе акцентуации характера.

Выводы


В завершении курсовой работы сделаем некоторые выводы.

. Проблема типологий характера имеет очень давнюю историю, со времен Античности. С веками добавлялись всё новые и новые понятия, гипотезы и представления о характере и о том, по каким критериям его можно рассматривать. Характер является единым целым. Это совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности. Это сложное образование, которое включает в себя множество черт.

. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с нею. Кроме того, некоторые структуры характера являются основными, определяющими, ведущими, другие - второстепенными, менее существенными.

Так как, характер - это явление социальное, оно способно изменятся не только от окружающей среды, но и от воли самого человека.

. До сих пор в науке нет полного единства мнений относительно спектра черт, составляющих структуру характера. Обилие типологий обусловлено наличием очень большого количества черт характера. На современном этапе возникла необходимость структурировать всю массу типологий и черт характера.

В основе классификаций черт характера, разные исследователи закладывали разные критерии, иногда противоречащие друг другу. Выделение типов как целостных морфопсихологических синдромов (Э. Кречмер, У. Шелдон и пр.); систем устойчивых связей между отдельными чертами; по виду наклонности и её качественному уровню (А. Лазурский); по преобладанию одного или нескольких «элементов характера» - ума, чувства, воли; по содержанию и формам проявления стремлений (Ф. Полан)

Список литературы


1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980.

. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990 - 367 с.

. Бурно М.Е. О характерах людей. - М.:, 2003.- 105 с.

4. Головин с. Ю. Словарь практического психолога. 1998 г

. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988 -280 с.

. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990 - 367 с.

. Ковалев А.Г. Психология личности, гл. XII. Изд. 3-е. - М., «Просвещение», 1970.

. Кондрашихина О. А. Дифференциальная психология: Учеб. пос. - К.: Центр учебной литературы, 2009 - 232 с.

9. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. - М:. 1982. - 238-349 с.

10. Левитов Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е. - М., «Просвещение», 1969.

. Леонгард К. Акцентуированные личности. - К.: Вища школа, 1989 - 448 с.

12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий: Тексты. - М, 1982 - 290 с.

13. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001 - 592 с.

14. Немов С. Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е. - М.: УМК «Психология», 2004 - 527 с.

16. Рогов Е. И. Общая психология. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998 - 448 с.

. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: "Питер", 2000

. Сорокун П. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 - 672 с.

. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004 - 413 с.

. Фромм Э. Характер и социальный прогресс. Психология личности: Тексты. - М., 1982.

22. <http://gpsy.org.ua/002/038.php>

. <http://www.syntone.ru/library/books/content/1535.html>

. <http://ozzsite.ucoz.ru/publ/tipologicheskie_kharakteristiki_lichnosti/tipologii_kharaktera>

. <http://psychology.nsk.ru/harakter.html>