Тема: Влияние стилей взаимоотношения в семье на агрессивность подростков

  • Вид работы: Статья
  • Предмет: Психология

Сибирский университет потребительской кооперации,













Влияние стилей взаимоотношения в семье на агрессивность подростков





Н.О. Сухинина



Перечисленные стили семейных взаимоотношений в данной статье играют очень важную роль в воспитании детей. От выбора стиля взаимоотношений зависит, станет подросток агрессивным или нет.

В современном мире наблюдается все больше и больше различных отклонений в развитии личности и поведении подростков. К одной из главных проблем современной молодежи относится их жестокость и агрессивность. Особенно остро поведенческие отклонения проявляются именно в подростковом возрасте. Причинами такого поведения могут служить плохая компания, невнимание учителей, средства массовой информации, ухудшение социальных условий жизни подростков и так далее. Но все же одна из главных причин - это стиль взаимоотношения родителей и детей в семье. Именно от их воспитания зависит, как ребенок будет вести себя, переходя во взрослую жизнь.

С каждым годом растет число подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях и проявлениях агрессии в различной форме. Поэтому агрессивность подростков, несомненно, актуальна в наше время и это является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Многие отечественные и зарубежные психологи занимались проблемой агрессивности подростков. К ним относятся такие выдающиеся люди, как: Р. Берон, Е.В. Куприянчук, А.А. Реан, А.И. Антонов, К.Лоренц и многие другие.

Также данной проблеме посвящены специальные монографии и значительное число экспериментальных работ. Но не смотря на это Г. Кауфман имеет достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве». И это действительно так, проблема подростковой агрессии еще не до конца решена психологами и педагогами и на многие вопросы, посвященные данной теме, ответы имеют противоречивый характер, либо вовсе отсутствуют.

Для формирования адекватного поведения у молодежи и для благоприятного разрешения конфликтов необходимо снизить уровень подростковой агрессивности. Огромную роль в решении этой задачи играют родители подростков, но в большинстве случаев они не понимают, что возникновение агрессии во многом зависит от стиля взаимоотношения в семье. Поэтому целью данной работы является выявление влияния факторов семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.

В соответствии с проблемой и целью данной статьи мной были поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие и причины агрессии.

Изучить стили взаимоотношений в семье родителей и детей.

Рассмотреть методы снижения агрессивности у подростков.

В основном под агрессией понимают вредоносное поведение, начиная от злых шуток и заканчивая убийствами. В настоящее время существуют множество определений психологического термина «агрессия», но ни одно из них не может быть признано полностью исчерпывающим и общеупотребительным. взаимоотношение семья агрессивность поведение

Одно из самых распространенных определений предлагает Психологический словарь под редакцией Зинченко:

Агрессия (от лат. Agressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Л.М. Семенюк выделяет следующие трактовки этого понятия:

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.

Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту.

Многие психологи разделяли подростковую агрессию на несколько групп по степени ее проявления. Вот одна из этих классификаций:

Физическая агрессия - прямое физическое нападение как-то: попытка начать драку, удары кулаками или оружием, бросание предметов с целью нанесения телесных повреждений.

Прямая вербальная агрессия - нападение в любой форме, которое включало в себя прямое взаимодействие и открытую агрессию или неповиновение.

Косвенная агрессия - включает менее явные проявления вербальной агрессии, такие как клевета, отказ в просьбе с целью обидеть просителя и инспирирование агрессии со стороны других.

Агрессия у трудного подростка развивается постепенно, начинается от менее слабого проявления и со временем приобретает все более отягощенных характер.

Как было уже сказано, одной из причин возникновения подростковой агрессии является характер отношения в семье. Многие российские психологи: Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский и другие, отмечают, что для правильного развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

В мире нет одинаковых семей, каждая семья своеобразна, каждая обладает целым комплексом психологических особенностей. Но существует и общая черта всех семей - это, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений.

Личность ребенка необходимо формировать с самого раннего детства. Опытные родители знают методы воспитания ребенка и могут сформировать правильные детско-родительские отношения. Неуверенность же родителей приводит к неправильному воспитанию и обострению взаимоотношений в семье. Все это будет негативно сказываться на личности подростка.

Агрессивное поведение свойственно тем подросткам, которые выросли в семьях, где с самого раннего детства ребенок ощущает отсутствие любви, поддержки и тепла, где родители относятся к своим детям равнодушно. В качестве воспитательных методов в таких семьях применяют только лишь физические наказания.

Одна из основных причин агрессивности - это отвержение ребенка родителями. К подростковому возрасту причина равнодушного или враждебного эмоционального отношения уже с трудом вспоминается. Подрастающий человек должен показывать, что он существует и достоин любви, поэтому использует самый, по его мнению, подходящий способ привлечь внимание - агрессивность

В психологии существуют разные классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. А. Болдуин и Г.М. Коджаспирпова выделяют 2 стиля воспитания: демократический и контролирующий:

Демократический стиль. Характеризуется высоким уровнем речевого общения родителей с детьми, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, если это будет необходимо.

Контролирующий стиль. Предполагает существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений.

В ходе наблюдений за подростками из семей, в которых преобладает демократический стиль взаимоотношений, выяснилось, что они характеризуются умеренной агрессивностью, лидерством, стремлением управлять другими детьми и чрезмерной активностью.

Дети из семей с контролирующим стилем воспитания послушны, неагрессивны, боязливы, внушаемы.

Исходя из наблюдений за стилями семейного воспитания, Болдуин выделяет 3 типа родителей, с определенными методами воспитания и характер их детей:

Авторитетные родители. Дети наделены общительностью, доброжелательностью, инициативностью и добротой. Такие родители очень любят и понимают своих детей, стараются им помочь. Они предпочитают не наказывать ребенка, а объяснять и на примере показывать, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Авторитарные родители. Дети у них раздражительные и склонные к конфликтам. Такие родители не дают свободы своим детям, ребенок полностью находится под их контролем. Дети в такой семье угрюмы и тревожны, зачастую несчастны.

Снисходительные родители позволяют своим детям делать все, что они захотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева со стороны ребенка. Поведение таких детей становится опасным и неуправляемым.

По вышеперечисленным типам взаимоотношений родителей и детей четко видно, что агрессивные подростки воспитываются у авторитарных и снисходительных родителей. Происходит это оттого, что в первом случае дети находятся под постоянным контролем и строгостью, а во втором случае, наоборот, контроль полностью отсутствует. Из этого можно сделать вывод, что контроль над детьми обязательно должен присутствовать, но в пределах разумного.

Чтобы избежать подростковой агрессии необходимо начинать правильное воспитание с самого раннего детства. Если же время упущено и ребенок проявляет агрессию, необходимо свести ее к минимуму, чтобы подросток не причинил вреда ни себе, ни окружающим. Совсем ликвидировать подростковую агрессию практически невозможно, так как в переходный возраст происходят не только психологические, но и физиологические изменения в организме, которые также способствует агрессивному поведению.

В первую очередь, чтобы снизить уровень агрессивности ребенка, необходимо не проявлять агрессии самому. Затем нужно выработать оптимальный стиль воспитания, если раньше не было возможности этого сделать. Самым оптимальным стилем воспитания является принимающий стиль, при котором, окончательное решение принимают взрослые, но учитывая мнение и желания ребенка. Если родители запрещают что-то своему ребенку, то это запреты, которые объяснены.

Кроме всего этого можно направить агрессию в другое русло. Спорт и творчество помогут подростку выплескивать агрессию. Кроме этого, ребенок может самовыражаться через хобби и победы в различных конкурсах.

Проблема подростковой агрессии была и остается актуальной. Многие педагоги и психологи занимаются решением данной проблемы, но как уже было сказано, некоторые вопросы все же остаются без ответов.

Все задачи, которые были поставлены в начале работы, в ходе ее написания были решены. Были раскрыты некоторые понятия и причины возникновения агрессии у подростков; стили взаимоотношения в семье между родителями и детьми были изучены и полностью раскрыты. Также мной были рассмотрены методы снижения подростковой агрессии. На сегодняшний день число агрессивных подростков увеличивается, что очень плохо сказывается на обществе в целом. Было выяснено, что причинами такого поведения являются неправильные детско-родительские отношения. Если же семьи не будут подбирать правильный стиль взаимоотношений, то число агрессивных подростков в дальнейшем не уменьшится, а наоборот будет набирать бороты. Поэтому родителям необходимо задумываться о будущем своих детей начиная с самого раннего детства.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Абдулова Т.П. «Агрессивный подросток: книга для родителей». - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 128с.

Антонов А.И. «Микросоциология семьи»: уч. пособие для вузов. - М.: Изд. Дом «Nota Bene», 1998. - 360с.

Бандура Альберт, Уолтер Ричард «Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений». - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512с.

Варга А.Я. «Структура и типы родительских отношений». - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.

Дружинин В.И. «Психология семьи». - М.: ВЛАДОС, 1999. - 295с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека»: уч. Пособие для высш. уч. Заведений. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 464с.

Куликова Т.А. «Семейная психология и домашнее вопитание»: уч. для студ.ср. и высш. пед. уч. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 232с.

Макаренко А.С. «О воспитании». - М.: Политиздат, 1988. - 486с.

Манапова Е.И. «Психология девиантного поведения»: уч. пос. для вузов. - Омск: Изд-во ОМГПУ. 2004. - 144с.

Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с дктьми». - СПб.: Речь, 2005. - 150с.

Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. «Большой психологический словарь», М.: 2003. 672с.

Овчаров Р.В. «Справочная книга школьного психолога». - М.: Просвещение, 1996. - 352с.

Паренс Генри «Агрессия наших детей».: пер. с англ. Л.Г. Герцик, А.В. Решетникова. - М.: Форум, 1997. - 152с.

Райгородский Д.Я. «Психология семьи».:уч. пос. для вузов. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М». 2002. - 752с.

Румянцева Т.Г. «Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии//Вопросы психологии». - 1991. - № 1. С. 81-88.

Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.», Воронеж: НП «МОДЭК», 1998. 96с.

Фурманов И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция». - Минск.: Литера, 1997. - 198с.

Цветкова Р.И. «Психология детей с асоциальным поведением и приемы педагогического воздействия в воспитании». - Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1981. - 14с.

Цветкова Р.И. «Психология трудного подростка». уч. пос. высш. уч. зав. - Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1990. - 80с.

Шнейдер Л.Б. «Психология семейных отношений. Курс лекций». - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512с.