Тема: Влияние типов семейного воспитания на личностное развитие ребенка

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность работы. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. [6]

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [9]

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. [11]

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Цель работы - выявить влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.

Объект работы - личностное развитие ребенка.

Предмет работы - влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.

Задачи работы:

.Рассмотреть основные типы семейного воспитания и их особенности.

.Анализировать взаимосвязь типов семейных отношений с личностным развитием ребенка.

.Экспериментально исследовать влияние типов семейного воспитание на личность ребенка.

Гипотеза исследования. Предполагается, что 1) негативные особенности развития ребенка зависят от типа семейных отношений; 2) властное, подавляющее отношение родителей к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств; 3) правильное гармоничное отношение родителей к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности.

Теоретической базой исследования явились работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной и других.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе СОШ № 57 г. Москвы. В исследовании принимали участие 60 человек, из них 30 младших школьников (9-10 лет) и 30 родителей.

Методики исследования: детский вариант шкалы явной тревожности (А.М.Прихожан); анкета для определения агрессивности (Т.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко); методика "Двенадцать животных" (Б.К.Папшев); методика исследования эмпатии (И.М.Юсупов); тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В. Столин).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, психодиагностика, педагогический эксперимент.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА


1.1 Основные типы семейного воспитания и их особенности


Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика включает в себя:

родительских ценностных ориентаций, установок;

эмоционального отношения к ребенку;

уровня родительской компетентности.

Все это является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания:

интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие);

параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный);

последовательность - непоследовательность в реализации стиля воспитания;

аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с ребенком;

тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении. [22]

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь.

При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

§Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.

§Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками.

§Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз. [8]

Существует и другая классификация типов семейного воспитания:

гипопротекция;

доминирующая гиперпротекция;

потворствующая гиперпротекция;

потворствующая гипопротекция;

воспитание в культе болезни;

эмоциональное отвержение;

жестокое отношение;

повышенная моральная ответственность;

противоречивое воспитание;

воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным.

Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения.

Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям.

Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг.

Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви.

Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи».

Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.

Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами.

Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка.

Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки).

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка.

Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер. [10]

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением.

Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку.

Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка.

Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления.

Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию. [25]

Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка.

Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.

Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию.

Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение. [27]

1.2 Влияние типов семейных отношений на личностное развитие ребенка


Важным моментом является выявление взаимосвязи между стилем родительского воспитания и эмоциональным развитием ребенка. Но стиль семейного воспитания тесно связан с такой более общей характеристикой как тип отношений. От типа отношений будет зависеть - каким способом будут решаться противоречия и конфликты между участниками воспитательного процесса.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. [11]

Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения. [2]

Вероятность противоправного поведения будет увеличена, если межличностные конфликты разрешаются путем насильственных методов в виде актов агрессии. В современном мире эталоны агрессивного поведения широко рекламируются средствами массовой информации и получают высокий социальный статус.

Альтернативой агрессивного поведения может быть компромиссный путь решения конфликтов, ориентированный на сотрудничество, взаимное понимание и эмпатию. Для стиля же межличностного взаимодействия с элементом конфронтации характерна тенденция к доминированию, соперничеству, стремление добиваться победы любой ценой. Отношения к окружающим при такой манере взаимодействия характеризуется недоверчивостью, подозрительностью, негативными установками на окружающих, нетерпимостью к противодействию. Люди с такой ориентацией, как правило, склонны игнорировать желания и интересы близких им людей, стремятся превратить их в объекты для манипуляции. Данные характеристики такого взаимодействия способствуют проявлению агрессивности и являются в какой-то степени источником и катализатором агрессии. [19]

Особенностью родительских отношений, - считает Т.В. Архиреева, - являются три их составляющие: эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики".

Эмоциональный компонент выражает негативное или положительное отношение к ребенку, принятие или отвержение. Так, например, мать мальчика, отец которого не захотел воспитывать и бросил их, не увидев даже своего сына, не может простить это и мстит сыну своей ненавистью. И, наоборот, любовь к своему мужу переносит на своего ребенка и благодарит судьбу за такой подарок. Эмоциональный компонент отражает «симпатию-антипатию», «уважение - неуважение», «близость - отдаленность».

Представление родителей о характере, потребностях, интересах, ценностях ребенка составляют гностический компонент родительских отношений.

Адекватное представление о ребенке - это знание его особенностей, его склонностей и увлечений, своеобразия его психических характеристик.

Неадекватное представление связано с ложными установками на ребенка - занижение или преувеличение его возможностей, недоверие к ребенку, враждебное отношение к нему. Рост напряжения в результате ошибочного представления в ребенке приводит к нарастанию агрессивности.

Негативные установки на ребенка способствуют развитию его дурных наклонностей, провоцируют порочные влечения, такие как наркотизация, алкоголизация. Дети используют их как средство снятия душевного дискомфорта, а потом это становится привычкой, от которых позже не могут избавиться. [3]

По мнению А.Я. Варга, поведенческий компонент родительских отношений - это способы воздействия на ребенка, манера общения, способы контроля. Крайние полюса этих воздействий - доминирование родителей и отсутствие всякого влияния на детей. Промежуточные формы воздействия - отсутствие всякого влияния на детей. Промежуточные формы воздействия - это кооперация родителя с ребенком.

Типы семейного воспитания отца еще не достаточно изучены как в нашей отечественной, так и в зарубежной науке.

По данным С.В. Небыковой родительским отношениям присущи противоречивость стилей семейного воспитания. Только 45% матерей и 25% отцов эмоционально принимают своих детей, т.е. высоко оценивают способности, поощряют их инициативу, доверяют им, могут встать на точку зрения ребенка. Другие же, которых большинство, имеют неадекватное представление о своем ребенке (инфантилизация), поведенческий компонент представлен авторитаризмом.

Неадекватное восприятие ребенка, по мнению В.Е. Каган, объясняется наличием тоталитарного мышления, когда акцент родителей перенесен из сферы самореализации в сферу самоутверждения (потребность доминировать над ребенком), преобладание словесных методов в их воспитании, размытость и конфликтность автоидентификации взрослого как активного воспитателя. [21]

В семьях с тоталитарным сознанием ярко выражено стремление к доминированию и властности. Можно предположить, что в таких семьях у детей социальная адаптация будет идти по типу активного протеста, по типу агрессивных реакций. Такая адаптация носит негибкий, односторонний характер с проявлением только одной стратегии.

У другой группы детей, у которых негативные эмоции не выливаются в поведенческий аспект, они переходят внутрь на уровень соматики. У этих детей страдает больше всего коммуникативная сфера личности. Если в семье ребенок не находит применения своим речевым способностям, он начинает чувствовать себя неполноценным.

Отметим особенности родителей, имеющих черты агрессивной, авторитарной модели общения. К таким родителям можно отнести человека - автократа, постоянно подавляющего инициативу, активность окружающих людей, стремящегося к манипулированию другими людьми. Они живут по заданному стандарту, программе и загоняют других под свой стандарт.

Ребенок, воспитывающийся у таких родителей, тренируется в исполнении чужих приказаний: «Поставь сюда туфли», «Сиди и помалкивай» и т.д. Такие родители лишают ребенка самого главного - способности самостоятельно мыслить, анализировать возникшие проблемы и принимать решения. Самое большое богатство ребенка - его чувства, эмоции - постоянно подавляются. Установка на ребенка «стань таким, как я хочу» превращает ребенка в робота или раба. Лишение человека права на собственный поступок стирает черты индивидуальности. [24]

А.И.Захаров пишет о недоверии таких родителей к способности ребенка быть самостоятельным и уметь постоять за себя. Для них характерно мотивированное убеждение в наличии постоянной, идущей извне опасности, от которой нужно во что бы то ни стало защитить ребенка всеми доступными способами, в том числе чрезмерной опекой и контролем. Типичным для таких родителей является обостренное чувство долга, обязанности, повышенная принципиальность, то есть комплекс гиперсоциализированных черт характера, подчеркивающий своего рода заданность в отношениях с ребенком и недостаток непосредственности в выражении чувства к нему.

Помимо указанных черт такие родители обладают и высокой тревожностью, склонностью к беспокойству, которые провоцируют развитие страхов у детей. Результаты бурной деятельности таких родителей приводят к формированию инфантильной личности, незрелой в социальном и интеллектуальном отношении гиперзависимой от окружения, неспособной противопоставить свое «Я» другим.

Огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка оказывает стиль воспитания. Так, дети, чрезмерно опекаемые родителями, чрезмерно зависимые от матери являются более тревожными, неуверенными, эмоционально неустойчивыми и беззащитными в ситуации новизны.

Основой их неуверенности и страха является отсутствие навыков общения, самообслуживания, чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний и подозрительность к окружающим. Мама такого ребенка, по мнению А.И.Захарова, прикрывает свою внутреннюю неуверенность и страх внешней авторитарностью: она категорична в суждениях, склонна к предвзятым оценкам.

В результате двойственного облика матери возникает перенапряжение нервной системы у ребенка и это приводит к необходимости разрядки негативных эмоций в виде агрессии. [13]

агрессивный семейный личностный ребенок

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА


Данное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 57 г. Москвы, где приняли участие 30 детей младшего школьного возраста (9-10 лет), а также их родители в количестве 30 человек.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы были подобраны и использованы следующие методики:

детский вариант шкалы явной тревожности (А.М.Прихожан);

анкета для определения агрессивности (Т.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко);

методика "Двенадцать животных" (Б.К.Папшев);

методика исследования эмпатии (И.М.Юсупов);

тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В. Столин).

Сочетание данных методик позволяет получить более полную информацию о личностном состоянии испытуемых.

Для определения тревожности младшего школьника использовался детский вариант шкалы явной тревожности (А.М.Прихожан). Эта методика представляет собой опросник, содержащий 53 вопроса.

Данная методика направлена на выявление тревожных реакций у детей 7-12 лет, содержит контрольную шкалу, выявляющую тенденцию испытуемого давать социально-одобряемые ответы. Нами было проведено групповое обследование.

При обработке результатов количество утвердительных ответов, представляющих собой «сырую» оценку, переводились в шкальную, в качестве которой использовалась стандартная стеновая шкала.

Для этого полученные данные испытуемых сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

На основании шкальной оценки делался вывод об уровне тревожности испытуемого: 1-2 стена показывает, что состояние тревожности не свойственно испытуемому, 3-6 - нормальный уровень, 7-8 - несколько повышенная, 9 - явно повышенная, 10 - очень высокая тревожность.

У 13 детей уровень тревожности несколько завышен, 5 детей имеют очень высокую тревожность, 12 детей имеют нормальный уровень тревожности.

Анкета для определения уровня агрессивности, разработанная Г.П.Лаврентьевой, Т.М. Титаренко (1992), представляет собой блок вопросов, на которые предполагается два варианта ответа: «да» или «нет».

Ответ заносится в регистрационный лист. Количество утвердительных ответов является показателем уровня агрессивности.

У 10 детей присутствует агрессивность, 20 не являются агрессивными в общении.

При анализе материала в соответствии с разработанными критериями оценки определялось наличие или отсутствие агрессивности.

Полученные данные были использованы для проведения корреляционного анализа типов семейного воспитания и эмоциональных характеристик детей.

Самооценка младших школьников определялась методикой, представляющей собой вариант модификации теста «12 животных» Д.А. Белухиным, разработанного Б.К. Лашневым.

Ребенок ранжирует животных по принципу привлекательности - непривлекательности и обводит кружком то животное, на которое он больше всего похож.

Если он выбрал животное в начале ряда, то это характеризует его как человека с завышенной самооценкой, если в конце - с заниженной самооценкой.

По методике «12 животных» на исследование самооценки отмечается, что очень высокий уровень самооценки имеет 4 ребенка, средний уровень - 20 детей и низкую самооценку - 6 детей.

Методика по определению эмпатии И.М. Юсупова представляет собой опросник из 36 утверждений, каждый из которых испытуемый оценивает, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «никогда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».

Каждому варианту ответа соответствует числовое значение 0,1,2,3,4,5. Затем суммируются баллы приписанные ответам, и результаты соотносятся со «Шкалой развитости эмпатийности»: 5-11 баллов - очень низкий уровень, 12-36 - низкий, 37-62 - средний, 63-81 - высокий, 82-90 - очень высокий уровень.

По тесту И.М. Юсупова на исследование эмпатийных тенденций отмечается, что к очень высокому уровню эмпатийности отнесен 1 ребенок, высокому уровню эмпатийности 9 детей, нормальный уровень имеют 15 детей и низкую эмпатийность - 5 детей.

Психодиагностические данные, полученные по методикам "Двенадцать животных" (Б.К. Лашнев) и определения эмпатии (И.М. Юсупов) использованы в проведении корреляционного анализа.

Для выявления типа семейного воспитания нами применялся тест-опросник, разработанный А.Я.Варга и В.В. Столиным: 61 вопрос опросника составляет 5 шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам указывает на выраженность определенного стиля взаимоотношений. Тестовые баллы по определенной шкале переводятся в проценты. Опросник содержит 5 следующих шкал:

. «Принятие» - «отвержение».

. «Кооперация».

. «Симбиоз».

. «Авторитарная гиперсоциализация».

. «Маленький неудачник».

Опросник был нами разбит на 6 шкал, так как шкала 1 содержит два полюса родительских отношений.

По результатам этой методики мы выделили шесть групп детей в соответствии с выраженностью того или иного стиля родительского отношения.

В первую группу вошли дети, у которых преобладает такой стиль родительского отношения, как «Принятие» (10% от общего числа испытуемых).

Во вторую группу вошли младшие школьники со стилем родительского отношения «Отвержение» (5%).

К третьей группе отнесены учащиеся со стилем «Кооперация» (30%); в четвертую группу вошли дети со стилем родительского отношения «Симбиоз» (17,5%); пятая группа - школьники с выраженным стилем «Авторитарная гиперсоциализация» (25%); шестая группа - дети с преобладающим стилем родительского отношения «Маленький неудачник» (10%).

Затем, на основании данных по тесту тревожности А.М. Прихожан, вычислялись выборочные средние значения (в стенах) по каждой группе детей, выделенных нами в соответствии с типом родительского отношения.

Межгрупповое сравнивание с учетом показателей тревожности показало следующие результаты для детей первой группы со стилем «Принятие», средняя оценка тревожности равна 5,2 балла.

Для стиля «Кооперация» эта оценка составила 5,6 балла. В группах детей со стилями родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» и «Симбиоз» еще более высокий балл тревожности, средняя оценка в данных группах равна 7,9 и 8 баллов соответственно.

В группе детей со стилем «Маленький неудачник» средняя оценка уровня тревожности равна 8,5 балла.

Наиболее тревожной оказалась группа со стилем родительского отношения «Отвержение»: средний показатель тревожности составил 9 баллов.

Для определения связи стилей воспитания с эмоциональными характеристиками детей нами проведен корреляционный анализ с использованием компьютерной программы "Statistica 5.0".

В результате анализа получена совокупность, включающая 20 коэффициентов корреляции, из которых 15 статистически достоверны (при уровне значимости р<0,05 и критическом значении коэффициента корреляции гкр=0,31). Результаты анализа представлены в таблице 1.


Таблица 1. Результаты корреляционного анализа показателей стилей семейного воспитания и эмоциональных характеристик детей

№ варианта по стилям воспитанияV1 (тревожность)V2 (агрессивность)V3 (самооценка)V4 (эмпатийность)V1 стиль «Принятие»-0,27-0,19+0,360,18V2 стиль «Отвержение»+0,51+0,46+0,09-0,32V3 стиль «Кооперация»-0,23-0,17+0,15+0,21V4 стиль «Симбиоз»+0,43+0,32+0,39+0,22V5 стиль «Авторитарная гнперсоцнализация»+0,42+0,43-0,32-0,34V6 стиль «Маленький неудачник»+0,44+0,39-0,37-0,32

Нами обнаружена прямая тесная связь стиля воспитания "Принятие" с самооценкой детей (+ 0,36).

При этом: чем больше показатель стиля "Принятие", тем выше самооценка ребенка.

В то же время стиль воспитания "Кооперация" не имеет тесной связи со всеми эмоциональными характеристиками детей.

А.К. Осницкий пишет, что «проявления агрессивности в активной форме определяются воспитанием, существенную роль в окультивировании самых разных проявлений ребенка играет осознание и умение саморегуляции.

Они способствуют регуляции определенных побуждений».

Важным моментом является то, что взрослый научает ребенка регулировать свои поступки, поведение посредством осознания.

Е.Л. Яковлева отмечает: «Основными условиями осознания ребенком своих эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений являются принятие или непринятие, поддержка или ее отсутствие, вербализация взрослым эмоциональных проявлений ребенка».

Для стилей "Принятие" и "Кооперация" характерно отсутствие поддержки агрессивных проявлений ребенка, при этом родителями применяются не угрозы, физические наказания и порицания, а такая форма дисциплинарного воздействия как объяснение (вербализация), что способствует саморегуляции поведения ребенка и повышению его самооценки.

Выявлена положительная тесная связь между стилем родительского воспитания "Отвержение" и такими эмоциональными характеристиками как тревожность (+ 0,51) и агрессивность (+ 0,46), а эмпатийность имеет обратную связь (- 0,32) с этим стилем.

Для стиля "Отвержение" характерно недоверие, неуважение к ребенку, а также полное равнодушие, попустительство, отсутствие контроля и эмоциональное отвержение.

Все это приводит к высокой агрессивности и тревожности и низкому показателю эмпатийности.

В работе И.В. Дубровиной подчеркивается, что при негативном отношений взрослых к ребенку возникает состояние смущения и тревоги, также причиной тревоги может быть длительный дефицит эмоционального общения даже между одним из взрослых и ребенком.

Домашние неприятности (отрицательные переживания родителей, наказания, боязнь физического насилия) являются источником тревожности у младших школьников, а одним из наиболее распространенных страхов является боязнь огорчить, расстроить родителей.

Причем, дело все в том, что дети не просто "заражаются" тревожностью взрослых, а важно то, что ребенок не переживает чувства защищенности.

Постоянное ожидание угрозы со стороны взрослого вызывают истощение не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что приводит к психосоматическим заболеваниям.

В результате анализа установлены тесные связи стиля родительского отношения "Симбиоз" с тревожностью ребенка (+ 0,43), его агрессивностью (+ 0,32) и самооценкой (+ 0,39).

Стиль "Симбиоз" сочетает в себе разные тактики родительского отношения, повышенную эмоциональную заботу, усиление контроля за поведением ребенка.

Такие особенности воспитания способствуют росту агрессивности и тревожности.

Стиль "Авторитарная гиперсоциализация" соотносится с эмоциональными характеристиками.

Так, существует положительная связь этого стиля с тревожностью (+ 0,42), агрессивностью (+ 0,43) и обратная зависимость с эмпатийностью (- 0,32).

В случае воспитания по типу "Авторитарная гиперсоциализация" в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.

Родитель старается навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают.

Отношение родителей к успехам ребенка тревожно-мнительное, наблюдается чрезмерная озабоченность родителя будущим ребенка. Эти характеристики стиля способствуют проявлению высокой агрессивности, тревожности и низкой самооценки, эмпатийности.

Корреляционный анализ показал, что стиль воспитания «Маленький неудачник» прямо связан с тревожностью (+ 0,44) и агрессивностью (+ 0,39) и имеет обратную зависимость с эмпатийностью (- 0,32) и с самооценкой (- 0,37).

Для стиля "Маленький неудачник" характерно, что родитель приписывает ребенку личную и социальную несостоятельность.

Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю несерьезными. Родитель досадует на его неуспешность и неумелость. Это ведет к возникновению высокой тревожности и агрессивности и к снижению эмпатийности и самооценки.

Таким образом, на основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

Факторами, способствующими увеличению тревожности детей, следует считать такие стили родительского отношения, как «Отвержение», «Маленький неудачник», «Авторитарная гиперсоциализация», «Симбиоз».

Факторами, повышающими агрессивность являются следующие стили родительского отношения: «Отвержение», «Маленький неудачник», «Авторитарная гиперсоциализация».

Для этих стилей родительского отношения характерна неудовлетворенность потребностей ребенка.

Низкая вероятность удовлетворения потребности приводит к созданию отрицательных эмоций.

К таким отрицательным эмоциям можно отнести эмоцию гнева, а его последствием становятся агрессивные действия против субъекта или ситуации, вызывающей гнев.

Низкий уровень самооценки присущ детям со стилями отношений «Маленький неудачник», «Авторитарная гиперсоциализация», «Отвержение».

Высокий уровень самооценки зафиксирован у детей со стилями «Симбиоз», "Принятие".

Наиболее адекватный уровень обнаружен в группах детей со стилем «Кооперация».

У детей младшего школьного возраста выявлена тенденция достоверного уменьшения уровня эмпатии при следующих стилях: «Маленький неудачник», «Отвержение», «Авторитарная гиперсоциализация».

Таким образом, тип семейного воспитания оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира, они будут творить историю.

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.

Cемья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности ребенка. [12]

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. [5]

Цель работы достигнута. Задачи работы решены, гипотеза подтверждена.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Издательство Академия, 1997. - 307 с.

2.Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М.: Издательство АСТ, 2002. - 277 с.

.Аронсон Э. Социальная психология. - М.: Издательство Академия, 2002. 504 с.

4.Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 2008. - 367 с.

.Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М.: Издательство Академия, 2009. - 304 с.

6.Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М. Издательство Академия, 1997.- 300 с.

.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212 с.

.Булгаков А.В., Сыромятников И.В. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.: Академия, 2008. - 204 с.

.Выготский Л. С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

.Гуревич П. С. Психология и педагогика. - М.: Издательство Юнити-Дана, 2005.-320 с.

.Гуревич П. С. Психология. - М.: Издательство Юрайт, 2011.- 608 с.

.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. - СПб.: ТООТК, 1998.- 272 с.

13.Еникеев М. И. Общая и социальная психология. - М.: Издательство Инфра-М, 2010. - 640 с.

.Калинин А.Ю. Факторы формирования нового типа семьи в современной России//Социально-экономическое развитие России в XXI веке: материалы 9 Всероссийской научно-практической конференции: сборник статей. Пенза, 2010. С. 58-64.

15.Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 156 с.

.Кроль В. М. Психология и педагогика. - М.: Издательство Высшая школа, 2009. - 325 с.

.Михеева А.Р. Семья, родительство: социологические и демографические аспекты. - Новосибирск, 2001. - 153 с.

.Немов Р.С. Психология. Книга 1. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - 688 с.

.Немов Р.С. Психология. Книга 2. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. - 606 с.

.Немов Р.С. Психология. Книга 3. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. - 640 с.

.Нуркова В.В. Психология.- М Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 1988. - 125 с.

.Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Издательство Просвещение, 1976. - 479 с.

.Осипова О.С. Типология ценностно-нормативных систем брака и семьи / О.С. Осипова // Философия и будущее цивилизации: в 4 т. М.: Современные тетради, 2005. Т. 4. С. 360-385.

24.Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкиена Т. А., Валента Т. Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 360 с.

25.Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. Ростов-на-Дону: ²Феникс², 1999. - 576 с.

26.Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М.: Издательство Академия, 1997.

27.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательство Просвещение , 1960. - 193 с.

28.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003. -336 с.