Тема: Криминологические особенности незаконного оборота оружия

  • Вид работы: Контрольная работа
  • Предмет: Основы права

Московский финансово-промышленный университет (МФПУ)

Юридический факультет













Контрольная работа

Криминологические особенности незаконного оборота оружия




Работа выполнена

Студенткой группы ЗБЮ-121-НЯ

Сарычевой Марией Викторовной








Ноябрьск, 2014

Содержание

криминологический преступление оружие незаконный

Введение

. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

.1 Причины незаконного оборота оружия

.2 Основные направления совершенствования организации противодействия незаконному обороту оружия

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Современный период жизни государства и общества чрезвычайно сложен. Существенным препятствием на пути проведения политических, экономических и социальных реформ в России является преступность, динамика количественных показателей которой уже несколько лет остается неблагополучной. Качественная характеристика преступности также меняется не в лучшую сторону. Нарастающая вооруженность преступного мира и открытая демонстрация оружия - одни из факторов ухудшения криминогенной обстановки на территории России. Массовость преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь; существует тенденция роста опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.

В сложившейся ситуации особую актуальность имеют проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия в Российской Федерации. Специально проведенные исследования показывают, что рассматриваемые противоправные деяния не только не уменьшаются, несмотря на активно принимаемые органами внутренних дел меры, но и становятся все более доходным преступным промыслом, имеющим, в отличие от ряда других посягательств, относительно большую доступность и меньшую степень риска разоблачения. Неконтролируемый оборот оружия приобрел организованный и транснациональный характер и относится в современных условиях к сильнодействующим детерминантам преступности.

Борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности по предупреждению преступлений, так как она характеризуется двойной превенцией: помимо пресечения незаконных действий в отношении оружия предупреждаются и тяжкие последствия, которые могут наступить при противоправном применении оружия.

В современных условиях возникает необходимость принятия экстренных, более жестких мер по борьбе с незаконным оборотом оружия, в первую очередь, связанных с усилением контроля за его легальным оборотом. Разработка этих мер возможна лишь на основе глубокого криминологического исследования всех закономерностей незаконного оборота оружия, так как без фундаментальных научных исследований данного явления деятельность правоохранительных органов по борьбе с ним малоэффективна.



1. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия


.1 Причины незаконного оборота оружия


Анализ данных статистической отчетности свидетельствует о тенденции расширения незаконного оборота оружия. По разным экспертным оценкам, в стране в незаконном обороте находится от 1,5 до 5 млн. единиц огнестрельного оружия. Так, по данным МВД России, в России действует более 3 тыс. организованных преступных группировок, занимающихся незаконным оборотом оружия. Многие из них имеют тесные связи с организованной преступностью других стран. Пограничные и таможенные органы ежегодно пресекают многочисленные попытки ввоза и вывоза оружия. По существу, оружие превратилось в товар, приносящий значительные доходы преступникам. Ежегодно в стране регистрируется от 60 до 90 тыс. соответствующих преступлений. Из незаконного обращения органами внутренних дел ежегодно изымается свыше 300 тыс. единиц огнестрельного оружия. Неуклонно увеличивается и достигает 30 тыс. число граждан, ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за различные преступления, связанные с незаконным оборотом оружия. Наибольшее их количество в последнее время совершается в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Алтайском крае, Мурманской и Калужской областях, а также в г. Москве.

Особая общественная опасность незаконного оборота оружия состоит в создании им необходимых условий для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в росте так называемой вооруженной преступности. Причем некоторое снижение показателей такой преступности объясняется не ее реальным уменьшением, а увеличивающейся латентностью. Состояние этой преступности, ежегодное совершение 12-14 тыс. преступлений с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств вызывает особую тревогу.

Увеличение вооруженной преступности находится в прямой зависимости от политической и экономической ситуации за последнее десятилетие. Продолжающаяся нестабильность общества, перманентное возникновение очагов региональных и межнациональных конфликтов, криминализация экономики привели к значительному росту преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В свою очередь, это повлекло за собой открытое применение преступниками различных видов оружия при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Перечень предметов вооружения, к которому проявляется преступный интерес, ныне расширился, вплоть до пулеметов, гранатометов, автоматических пушек и др. Увеличению вооруженной преступности способствует и то, что в стране пока не перекрыты источники поступления оружия в незаконный оборот. Таким образом, незаконный оборот оружия занимает особое место в структуре преступности и является одним из факторов, значительно осложняющих современную криминогенную ситуацию. Составляя лишь 2,5% всей преступности страны, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, способствуют росту организованной преступности, терроризма и создают реальную угрозу общественной безопасности. Поэтому борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений. При этом пресечение незаконных действий в отношении оружия направлено и на предупреждение тяжких последствий, которые могут наступить при его противоправном применении.

Незаконный оборот оружия представляет собой сложный вид преступной деятельности, включающий различные нелегальные способы его приобретения и последующего обращения с ним.

При этом наиболее распространенными источниками поступления оружия в незаконный оборот являются объекты его хранения и производства. К числу таких объектов относятся воинские части, организации военно-промышленного комплекса, предприятия, производящие оружие, органы внутренних дел и подразделения внутренних войск. В настоящее время каждая третья единица из находящегося в незаконном обороте оружия похищена со складов и хранилищ, а каждая вторая - из воинских частей Министерства обороны Российской Федерации. Нередки случаи появления оружия в незаконном обороте в результате его утраты законными владельцами. Ныне в федеральном розыске находится свыше 60 тыс. единиц утраченного огнестрельного нарезного оружия и боевой техники.

Криминальный рынок пополняется и оружием, похищенным с предприятий, его производящих. В городах, в которых расположены предприятия-изготовители оружия, участились факты хищения деталей стрелкового оружия с последующей его сборкой.

Значительная часть оружия, находящегося в незаконном обороте, изготавливается кустарно. В последнее время кустарное изготовление оружия характеризуется значительным повышением профессионального мастерства производителей, применением ими высококачественных технологий и совершенствованием образцов производимых предметов. Во многом развитие кустарного производства оружия обусловлено кризисным состоянием предприятий по производству оружия, вследствие чего его работники вынуждены самостоятельно добывать средства к существованию путем незаконного изготовления оружия. Как правило, подобные преступления совершаются организованными группами лиц.

Источником поступления оружия в незаконный оборот является также его контрабанда из-за рубежа, стран ближнего зарубежья, а также из "горячих точек". Контрабанда оружия получила значительное распространение, начиная с 90-х годов ХХ в. Первые контрабандные поставки в страну боевого оружия осуществлялись во время пребывания советских войск в Афганистане. Во второй половине 90-х годов отмечен контрабандный ввоз в Россию оружия военнослужащими, находившимися в группах российских войск в странах СНГ. Впоследствии незаконные вооруженные формирования в Чеченской Республике вооружались путем поставок оружия из других государств под видом гуманитарной помощи, закупок оружия в странах СНГ либо через посредников на предприятиях России; контрабандных поставок из-за рубежа; собственного производства его некоторых образцов. Нахождение большого количества оружия в "горячих точках" привело к его использованию против федеральных сил и к распространению по всей России. При этом оружие из "горячих точек" вывозится как преступниками, так и служащими федеральных военизированных организаций. Помимо отмеченных поставок в "горячие точки" боевого оружия из зарубежных стран и стран СНГ большую опасность для России создает контрабанда оружия в Псковскую и Ленинградскую области из Прибалтийских государств. Причем "балтийский канал" в настоящее время становится одним из главных источников нелегальной поставки оружия иностранного производства.

Учитывая географическое положение России, происходящие в ней социальные, экономические процессы, большой потенциал вооружения и боевой техники, происходящую передислокацию войск, военно-морских баз, наличие большого числа торговых, рыболовных, грузопассажирских портов, слабую укрепленность государственной границы, в последнее время расширяются предпосылки и возможности контрабандного вывоза и ввоза оружия. Все чаще оружие захватывается преступными группами и переправляется в районы межнациональных конфликтов.

Одним из основных способов, используемых преступниками для приобретения оружия, является его хищение с указанных выше объектов.

При совершении ежегодно около 3000 подобных преступлений соотношение различных видов хищения оружия таково: кражи - 63%; разбойные нападения - 12%; грабежи - 9%; присвоение - 14%; растрата - 2%.

Большинство краж оружия (93%) совершается из его специальных хранилищ (складов, оружейных комнат, дежурных частей с сейфами для хранения оружия и др.) либо у отдельных лиц. В зависимости от характера проникновения в эти хранилища кражи можно классифицировать на совершенные путем использования свободного доступа (28%) либо технических средств преодоления препятствий (72%).

В хранилища оружия преступники обычно проникают с помощью специальных средств либо воспользовавшись недостатками конструктивных элементов хранилища.

Такие кражи обычно совершаются группами лиц, поскольку особенности хранения оружия (техническая укрепленность объекта, наличие вооруженной охраны, сигнализация и т.п.) обусловливают необходимость совместных действий преступников. Причем большинство краж оружия из хранилищ (72%) совершается в ночное время.

Отличительной чертой краж оружия у физических лиц является использование преступниками сложившейся ситуации (халатного отношения к хранению оружия, выданного для постоянного ношения; оставления оружия в автомобиле; нахождения лица, имеющего при себе оружие, в состоянии алкогольного опьянения; массового скопления людей, позволяющего совершить кражу путем срезания кобуры с пистолетом с ремня).

Хищения оружия путем разбойного нападения относятся к категории особо тяжких преступлений, поскольку преступник своими действиями, помимо причинения вреда общественной безопасности, посягает на жизнь и здоровье потерпевшего. При подготовке к совершению разбойного нападения преступники заранее выбирают объект нападения (военнослужащие, несущие караульную службу; сотрудники милиции; дежурные части органов внутренних дел); время совершения преступления; подыскивают средства подавления сопротивления потерпевших, а также принимают меры, обеспечивающие собственную безопасность. Причем в 33% разбойных нападений преступниками использовалось оружие, изъятое ими у потерпевших, а в 67% случаев - используемые в качестве оружия заранее приготовленные предметы (ножи, гвоздодеры, топоры и пр.). В результате разбойных нападений потерпевшим причинялись телесные повреждения различной степени тяжести (77%), а в некоторых случаях наступала их смерть (23%).

Незаконный оборот оружия наряду с его незаконным приобретением включает также и такие противоправные действия с ним, как передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение, количество которых ежегодно составляет около 50 тыс. Применение находящегося в незаконном обороте оружия в преступных целях выходит за рамки такого оборота и образует наряду с ним самостоятельный вид преступления.

Выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту оружия, имеет важное значение для его предупреждения. К ним относятся:

недостаточная укрепленность границ Российской Федерации с рядом новых независимых государств, ранее составляющих СССР;

наличие очагов локальных вооруженных конфликтов внутри России и вокруг нее;

снижение уровня исполнительской, служебной и производственной дисциплины в учреждениях, на предприятиях и объектах, вовлеченных в оборот оружия;

слабая техническая защищенность подобных объектов;

ослабление жесткого государственного контроля за транспортированием и перевозкой оптовых партий оружия и боеприпасов, что в значительной степени связано с трудностями и упущениями в сфере проведения экономических и социальных реформ;

ухудшение общей криминогенной ситуации в России, связанной, прежде всего с проявлениями организованной преступности и ростом насильственных преступлений;

недостаточная эффективность функционирования государственной системы выявления и пресечения каналов незаконного оборота оружия в связи с их слабой материально-технической базой, проблемами кадрового обеспечения, слабой организацией взаимодействия и координации между отдельными структурными звеньями, отсутствием единого централизованного учета находящегося в обороте оружия, боеприпасов.

В результате действия этих факторов наблюдается выход оружия из-под контроля государства, что с неизбежностью влечет противоправное обладание им отдельными лицами. В свою очередь, насыщенность страны оружием предопределяет его неправомерное применение. Соответственно возникает и существует прямая зависимость между ростом незаконного оборота оружия и количеством совершаемых вооруженных преступлений. Реальную опасность стали представлять организованные преступные группы, члены которых используют оружие в качестве основного аргумента при решении возникающих проблем. Нормальным для них средством устранения конкурентов стали убийства по найму.

Совершению преступлений в сфере незаконного оборота оружия способствуют:

недостатки и пробелы в законодательных и ведомственных нормативных актах;

просчеты в организации деятельности лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел;

недостатки в организации и осуществлении контроля за оборотом оружия;

отсутствие должной координации между подразделениями и службами органов внутренних дел и иными правоохранительными органами в области контроля за оборотом оружия;

слабое взаимодействие (либо вообще его отсутствие) между различными службами органов внутренних дел в обеспечении контроля за оборотом оружия.

Важной объективной причиной незаконного оборота оружия является также недостаточное финансирование войск и воинских формирований, в связи, с чем в полной мере не обеспечиваются надлежащие условия его хранения. Загруженность баз, складов и арсеналов оружия превышает установленные нормы. Значительное количество мест хранения оружия не соответствует установленным техническим требованиям, что облегчает проникновение в них посторонних лиц. Более того, в ряде случаев оружие хранится в не приспособленных для этой цели помещениях. Существует дефицит пожарной техники и пожарной сигнализации, недостает или нуждается в замене значительное количество технических средств защиты.

Особенностью нашего времени стало публичное признание и закрепление на конституционном уровне неотъемлемых прав и свобод человека как высшей ценности. Однако в реальности привычным явлением стали, неуклонный рост безработицы среди экономически активной части населения, мизерная заработная плата и пенсионное обеспечение, сокращение рабочих мест, отсутствие возможности для правопослушных граждан честно работать, воспитывать детей на высоконравственных началах, поддерживать нормальные межличностные отношения. В подобных ситуациях преступное проявление, связанное с незаконным распространением оружия, далеко не всегда вызывает осуждение со стороны близкого окружения виновного, а напротив, нередко находит свое оправдание.

В создавшихся условиях люди, в чьих руках случайно оказывается оружие, нередко из безысходности пускают его в преступный оборот. Так, по данным проведенного социологического опроса граждан, на вопрос: "Как бы Вы поступили, если бы случайно стали владельцем оружия?" около 62% респондентов ответили, что продали бы его, а 20% - что оставили бы оружие себе.

Однако в основном причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия, являются субъективными, повторяющимися из года в год. К ним относятся: проявление существующих у отдельных лиц отрицательных нравственно-психологических качеств, антиобщественной установки личности; недостатки контроля за вооружением; недостатки в исполнении своих обязанностей военнослужащими, ответственными за сохранность вооружения; недостатки в работе по подбору кадров лиц, ответственных за сохранность оружия; нарушения военнослужащими правил осуществления охраны складов, арсеналов и баз.


.2 Основные направления совершенствования организации противодействия незаконному обороту оружия


Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осуществляется на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях.

Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения; исключение возможности его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот; изъятие оружия из незаконного оборота.

Результативность достижения перечисленных целей во многом зависит от обоснованности превентивных мер с учетом реальных возможностей органов государственной власти и управления (в первую очередь материальных), от проведения необходимых общегосударственных мероприятий политического, социально-экономического, правового и воспитательного характера, направленных на искоренение причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений. В связи с этим заслуживает серьезного внимания предложение о заключении Россией межгосударственных соглашений со странами-участницами СНГ и странами Прибалтики по выработке законодательной базы, устанавливающей единый порядок оборота оружия и тесное взаимодействие правоохранительных органов этих стран в борьбе с его незаконным оборотом. С целью осуществления действенного контроля за незаконным оборотом оружия возможно также создание единого компьютерного банка данных, включающего в себя сведения: об оружии, находящемся в розыске (с подробным описанием его криминалистических характеристик); об изъятом оружии (с результатами его криминалистического исследования); о лицах, у которых изъято оружие, в том числе и о лицах, освобожденных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Возможно также создание специальной базы данных с внесением характерных признаков лиц, у которых виновные приобрели оружие. Наличие такого рода информации позволит осуществлять оперативный контроль, как за перемещением оружия, так и за лицами, занимающимися его незаконным оборотом, причастными к подобного рода преступлениям. Тем самым значительно облегчилось бы решение задачи установления и устранения источников поступления оружия в незаконный оборот. Поскольку одним из таких источников являются "горячие точки", важным средством противодействия незаконному обороту оружия будет прекращение боевых действий на соответствующих территориях.

Одним из основных факторов, влияющих на рост преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, являются негативные последствия социально-экономического характера, породившие повышенный спрос на предметы вооружения и возможности его незаконного удовлетворения.

В связи с этим основной упор в общесоциальном предупреждении преступлений в сфере незаконного оборота оружия должен быть сделан на реальном улучшении социально-экономической ситуации в стране в целом. Как известно, позитивные факторы экономического характера обладают естественным профилактическим свойством. Развитие экономики будет способствовать процветанию социальной инфраструктуры, смягчит социальные последствия безработицы, увеличит благосостояние народа, предоставит возможности в удовлетворении его материальных, духовных и культурных потребностей, следствием чего в свою очередь станет снижение психологической напряженности в обществе.

Наряду с увеличением рабочих мест необходимо предпринять меры по повышению заработной платы и своевременной ее выплате. Так называемый кризис неплатежей по всем отраслям экономики, и в особенности в бюджетной сфере, нередко становится причиной незаконного сбыта оружия из воинских частей и иных хранилищ.

Помимо этого, важное значение имеет организация досуга населения, способная "снять криминогенность", особенно в среде молодежи.

Происходящие в обществе негативные процессы существенно увеличили приток несовершеннолетних в криминальные структуры. Они становятся "пешками" в руках не только уголовных элементов, но и нередко различных политических авантюристов, которые, преследуя свои интересы, провоцируют молодежь на совершение преступлений. Поэтому предупреждение преступлений в среде несовершеннолетних и молодежи должно стать важным направлением работы всех государственных институтов, в том числе и правоохранительных органов. Необходимо выявлять молодежь, вовлеченную в любые формы криминальных проявлений, и помогать ей находить иные, позитивные решения жизненных проблем. Отсутствие средств у государства для строительства спортивных сооружений является одновременно и криминогенным обстоятельством, которое необходимо учитывать при планировании борьбы с преступностью в том или ином регионе страны. Для решения этой и многих других задач понадобятся значительные материальные затраты. Однако моральный и материальный ущерб, наносимый обществу незаконным оборотом оружия в целом, гораздо весомее.

В настоящее время следует в первую очередь предпринять усилия по повышению и укреплению деятельности правоохранительных органов государства в целях их более эффективного воздействия на предотвращение глобального развития негативных процессов в сфере незаконного оборота оружия.

Что же касается мер предупреждения преступлений, совершение которых сопряжено с незаконным распространением оружия и предметов вооружения, то создание соответствующих средств борьбы с этими посягательствами предполагает еще и обнаружение в криминогенном комплексе такого объекта, который ранее не испытывал воздействия со стороны институциональных средств борьбы с преступностью. В настоящее время необходимы качественная перестройка всей системы профилактической работы, создание более эффективных средств воздействия как на преступность в целом, так и на преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.

В первую очередь это касается ряда подразделений органов внутренних дел, выполняющих наряду с другими и превентивную функцию. К ним относится лицензионно-разрешительная служба органов внутренних дел, сотрудники которой правомочны выдавать лицензии и разрешения на владение оружием. В каждом случае поступления заявления от граждан либо юридических лиц о выдаче такой лицензии или разрешения сотрудники лицензионно-разрешительной системы обязаны тщательно проверить заявителя, его соответствие требованиям, определенным Федеральным законом "Об оружии". Помимо этого, сотрудники лицензионно-разрешительной службы также осуществляют систематическую перерегистрацию владельцев гражданского и служебного оружия. Эта деятельность позволяет выявлять лиц, владеющих оружием без соответствующего разрешения, устанавливать факты утраты оружия (с тем чтобы вовремя объявить его в розыск), изымать разрешения у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами, занимающихся токсикоманией.

Обязанностями работников уголовного розыска, подразделений лицензионно-разрешительной службы, участковых уполномоченных милиции являются выявление лиц, незаконно владеющих оружием; проведение работы среди населения по добровольной сдаче такого оружия в органы внутренних дел; привлечение к уголовной ответственности виновных в незаконном обороте оружия, предупреждение тем самым совершения других, более тяжких преступлений.

Одной из важнейших специально-профилактических мер в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и предметов вооружения, являются проводимые органами внутренних дел широкомасштабные комплексные операции типа "Арсенал" и "Гастролер".

Большое значение в предупреждении преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, имеют представления прокуратуры и частные определения судов, в которых администрация соответствующих организаций уведомляется об упущениях, способствовавших совершению рассматриваемых преступлений, и соответственно предлагаются конкретные меры по их устранению.

Очевидным фактом является и то, что чем больше оружия будет бесконтрольно находиться в руках у населения, тем больше будет совершаться преступлений с его применением. Нелегальное приобретение, сбыт, ношение оружия, криминальные взрывы с тяжкими последствиями становятся одним из обстоятельств, существенно влияющих на общее состояние криминогенной обстановки. Следовательно, превентивные меры по специальной профилактике преступлений должны быть направлены на изъятие предметов вооружения у населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать все доступные средства убеждения и принуждения. В некоторых регионах страны (г. Москва и Московская область, Республика Татарстан и др.) местные органы власти активно применяют такие формы стимулирования граждан, как денежное вознаграждение лиц, добровольно сдавших оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

Совершенствование государственного контроля за предметами вооружения предполагает налаживание должного учета наличия и расходования оружия; обеспечение надлежащего хранения этих предметов; улучшение работы по подбору кадров для деятельности, связанной с хранением, отпуском и использованием оружия, усиление контроля за его сохранностью. В настоящее время уже накоплен определенный опыт организации и проведения совместных мероприятий органов внутренних дел с иными субъектами правоохранительной системы (органами ФСБ, ФТС и др.) по контролю за сохранностью оружия. В частности, из представителей МВД, Министерства обороны, ФСБ, Федеральной службы охраны, ФТС, Государственной компании "Росвооружение" создан Межведомственный координационный совет по обеспечению взаимодействия в вопросах сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и борьбы с посягательствами на них. Практика работы этого Совета в условиях сложной криминогенной обстановки в стране в целом и ее обострения в отдельных регионах свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования взаимодействия субъектов правоохранительной системы, осуществляющих контроль за оборотом оружия.

Так, в рамках Всероссийской комплексной инвентаризации оружия за допущенные нарушения приостановлено или прекращено функционирование 850 объектов его хранения (из 27 тыс. проверенных). Периодически проводятся комплексные профилактические мероприятия по обнаружению и пресечению незаконного владения оружием. Быстрому пресечению незаконного распространения оружия способствует своевременная постановка на оперативный учет каждого экземпляра похищенного или утраченного оружия. Проверка по данным этого учета каждого изъятого предмета позволила бы выявить и надежно перекрыть каналы утечки оружия.

К специальному предупреждению незаконного оборота оружия и связанных с его использованием преступлений относятся, и применение уголовно-правовых мер, осуществление общей и частной превенции. Так, привлечение виновного лица к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия выступает в качестве фактора предупреждения других преступлений, в которых предметы вооружения являются средством достижения иного, более тяжкого преступного результата. Таким образом, положения уголовного закона выступают, с одной стороны, в качестве формы социально-политической и правовой оценки преступления, а с другой - как средство предупреждения насильственных, корыстно-насильственных и иных преступлений, в которых использование оружия является одним из способов их совершения.



Заключение


Высокая степень общественной опасности незаконного оборота огнестрельного оружия характеризуется разнообразием преступных последствий. Кроме угрозы личности и имущества, преступные деяния несут в себе угрозу таким ценностям, как общественный порядок, нормальная деятельность органов власти и управления, функционирование на должном уровне хозяйственных объектов и негосударственных формирований.

Состояние незаконного оборота оружия находится в прямой зависимости от степени правопорядка в государстве. Незаконный оборот оружия можно рассматривать как своеобразный индикатор, позволяющий оценивать состояние государства и национальной безопасности. Уровень незаконного оборота оружия значительно вырастает в те исторические периоды, когда нарушаются устои государственности, нарушается и ослабляется социальный контроль в обществе.

Итоги исследования последствий рассматриваемого преступления позволяют выделить их особенности:

преступные последствия могут представлять угрозу посягательства на самое ценное благо человека - его жизнь и здоровье;

совершаемое преступление создает опасность неопределенному кругу лиц;

преступные последствия могут выражаться в крупномасштабной угрозе материальным ценностям и другим интересам.

Полагаем, что общественная опасность незаконного оборота предметов вооружения не может ограничиваться характеристикой последствий в виде причинения вреда общественным отношениям. В качестве социальных последствий этого преступления выступают также и психологические последствия. Значительный рост незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств приводит к тому, что у населения появляется обостренное чувство страха, которое негативно влияет на условия жизнедеятельности общества.

Причинный комплекс незаконного оборота оружия неразрывно связан с современными условиями жизни общества, производен от общих причин и условий преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества. Повышенный спрос на оружие придал экономический характер незаконному обороту оружия, поскольку он является источником высоких криминальных доходов.

В целях предупреждения незаконного оборота оружия в России необходимо создать специальный государственный орган по контролю за оборотом оружия, который выполнял бы следующие задачи:

создание автоматизированной системы учета огнестрельного оружия, имеющегося на территории России;

осуществление контроля за оборотом оружия на всех его этапах, начиная с момента производства и заканчивая утилизацией;

оказание помощи правоохранительным органам в пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия;

контроль экспорта и импорта вооружения;

координация деятельности ведомств, вовлеченных в оборот оружия.

Особое опасение вызывает использование предметов вооружения организованной преступностью. Многие преступные группировки оснащены различными видами современного оружия. В психологическом плане это создает у них уверенность в достижении поставленных целей и безнаказанности. Следует заметить, что вооруженность является конструктивным признаком ряда преступлений, совершаемых организованными группами, например бандитизма. Исследования практики применения судами законодательства об ответственности за бандитизм показали, что оружие и боеприпасы, находившиеся в бандах, в основном изъяты из свободного оборота (автоматы Калашникова, гранаты и др.). Это еще раз доказывает, что большая часть огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, используемых преступниками, похищается. Таким образом, рост фактов использования предметов вооружения в преступных целях вызывает необходимость постоянного внимания к работе по их предупреждению.

В современных условиях необходимо принять на федеральном уровне основополагающий документ об основах государственной политики в области контроля за вооружением. В связи с этим необходимо разработать концепцию государственной политики в области контроля за вооружением, которая должна отражать современное состояние и тенденции, развития оборота оружия, комплекс мер по предупреждению его незаконного оборота, рассчитанного на длительный период.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что потребность в установлении уголовно-правового запрета на незаконный оборот огнестрельного оружия является отражением происходящих в обществе процессов, дающих государству достаточные основания для защиты общественных отношений от преступных посягательств. Эти основания образуют систему предпосылок, которые не просто связаны между собой, но и имеют единую сущностную основу. Вместе с тем необходимо акцентировать внимание на различиях в механизме обусловленности уголовной ответственности этими предпосылками, что, несомненно, может сказаться на законодательном закреплении, юридической природе рассматриваемого преступления и особенностях наказания за него.



Список использованной литературы


1. Цыганов И.Ю. / Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение огнестрельного орудия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых или взрывных устройств - 2008 г.

. Бикеев Ю.Н. / Проблемы уголовной ответственности за незаконное обращение с предметами вооружения - 2008 г.

. Осипова Н.Ю. / Уголовно - правовая и криминологическая характеристика организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота оружия - 2007 г.

. Мальков С. / Особенности дифференциации уголовной ответственности за незаконные действия с отдельными видами оружия - 2006 г.

. Марков А.Я. / Ответственность за незаконное владение оружием -2006 г.

. Скоропупов Ю.И. / Уголовно - правовые и криминальные вопросы борьбы с незаконными действиями с оружием, его основными частями, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами - 2003г.

. Белозеров Ю.Н., Нагаев Е.А. / Незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств - 2000 г.