Тема: Экспериментальное исследование представлений о себе у младших школьников

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология

Оглавление


Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

.1 Образ Я младших школьников

.2 Самооценка и оценивание младших школьников

.3 Младший школьник и его окружение

.4 Межличностные отношения у младших школьников

.5 Коинг Стратегии у младших школьников

Глава 2 Экспериментальное исследование представлений о себе у младших школьников

2.1 Методики и процедура исследования

.2 Исследование

2.3 Описание и обсуждение результатов

Выводы

Заключение

Литература


Введение


Младший школьный возраст является очень важной ступенью в развитии личности человека. Ребёнок в этом возрасте становится наиболее автономным, самостоятельным настраивает в социальные контакты. Дети в этот период своей жизни становятся более автономными. Происходит развитие логических структур, адаптации, автономии, но, пожалуй, самое важное, что происходит с ребёнком в этом возрасте это развитие самооценки. Ребенок становится более автономным от семьи, теперь его самооценка зависит не только от похвалы и наказания родителей, но теперь его оценивают ещё и в школе, что конечно оказывает огромное влияние на его самооценку, то, как к нему относятся учителя, ровесники и одноклассники оказывает на самооценку большое влияние. Удачи приводят к её росту, неудачи к её понижению. Так же на характер человека оказывает влияние, если у него низкая или вымокая самооценка. Низкая самооценка ведет к личностному кризису, закрытости отстраненности, высокая к высокомерию, и высокой самокритичности.

В данной курсовой работе будет исследоваться уровень самооценки у детей младшего школьного возраста, то, как дети оценивают себя, в чем основные отличия самооценки у детей 2, 3 и 4 класса и как это влияет на их поведение в повседневной жизни.


Глава 1. Теоретическое обоснование исследования


.1 Образ «Я» младших школьников


«Образ Я» или «Я концепция» это совокупность представлений человека или ребёнка о себе, которая складывается из многих факторов: контактов с окружающим миром, людьми, самооценкой, это рефлексивная часть личности, с помощью которой у человека складывается ясный образ себя осознание себя и своего мировозрения в обществе. Но человек всегда убеждён в своей «я концепции» независимо от того основываются ли его знания на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. В младшем школьном возрасте «Я концепция» складывается из отношений ребёнка с родителями, учителем, сверстниками. В младшем школьном возрасте для формирования личности очень важно то, что окружает младшего школьника, поскольку это влияет на его самооценку.

«Я» концепция состоит из:

) Когнитивной составляющей к ней относятся ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание жизненных целей, и пр. Говоря проще эта часть я концепции включает в себя то, как человек обрисовывает и видит себя.

) Оценочной составляющей к ней относится оценочные знания различных представлений индивида о себе. Это могут быть его социокультурное окружение, социальные реакции на него и т.п. Из всего этого в частности складывается самооценка человека.

) Поведенческая составляющая. Формирование «Я концепции» складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма общения.(22)

По Э. Эриксону «Я» концепция проходит через несколько стадий формирования. По его мнению, каждая стадия развития отвечает своему, присущему данному обществу ожиданию, которые человек может оправдать или не оправдать, и, исходя из этого он либо включается в общество, либо отвергается и «изгоняется» им. (21)

Таким образом «Я концепция» имеет многоуровневую структуру и большое внутреннее содержание. В данной курсовой работе более подробно будут описываться подструктуры, которые формируют у людей самооценку (как человек или ребёнок оценивает себя, значимости оценивания и на важных близких) и которые, безусловно, важны для младших школьников.


.2 Самооценка и оценивание младших школьников


Самооценка является важной частью «Я концепции». Самооценка это представление человека о важности своей личности в обществе и непосредственное оценивание себя и собственных качеств, чувств, достоинств <#"justify">Смело выражает свои чувства не задевая и не оскорбляя других

Люди с среднейсамооценкой менее критичны к себе в отличии отлюдей с низкой самооценкой, они менее зависимы от мнения окружающих людей. Они верят, что они сами и их мнение не менее важно, чем мнение окружающих их людей. Люди со средней самооценкой более контактны и открыты мнение о себе менее зависимо от их успехов или неудач.

Человек с высокой самооценкой характеризуется следующими факторами:

Абсолютная уверенность в своей правоте.

Если мнение такого человека расходится с мнением, научно доказанным то научное мнение будет считаться глупым.

Такой человек «не умеет ошибаться» и считает, что если что-то складывается не та, то в этом виновата судьба

Желание превосходства. (22)

Стремятся высказываться при любом вопросе даже незначительном.

Не принимает помощи

Не воспринимают критику, но в отличие от людей с низкойой самооценкой из-за высокой самоуверенности.

Боязнь ошибок.

Неудачи. Склоняют их к депрессии.

Если у человека высокая самооценка, и это ему мешает, следует отлавливать в себе такие моменты, когда это особенно сильно выражается и подавлять в себе такие качества или обратиться к психотерапевту для оказания помощи и для понижения уровня притязаний в частности

Таким образом, самооценка является важной частью «Образа Я» у людей и у младшего школьника, в частности на него, влияет множество факторов.

В частности если у младшего школьника низкаяая самооценка, он будет подавлен, но скорее всего не покажет этого поскольку, на мой взгляд, дети в этом возрасте склонны к стремлению к выской самооценке самооценки и мысли «скоро все уладится». При высокой самооценке младший школьник, скорее всего, будет приближаться к низкой, поскольку его умения, скорее всего ещё не будут соответствовать его уровню притязаний (шкала ум «Дембо Рубинштейн»)


1.3 Младший школьник и его окружение


Младший школьник и родители

Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности имеет огромное значение. Родители являются важной опорой в развитии ребёнка.

Педагогическая культура родителей является одним из важнейших факторов развития, воспитания и социализации младшего школьника. Для родителей очень важно развивать в себе культурно просветительские навыки для общения с ребенком, учить должны не только в школе, большой вклад в развитие детей должны делать ещё и родители.

Школьный психолог занимающийся младшими школьниками может сделать нечто вроде практических занятий для родителей направляя их и указывая на тонкости работы с детьми, ребёнок ребёнку рознь и поэтому следует указывать родителям на разные тонкости при взаимодействии с детьми.

Что бы между родителем и ребёнком младшего школьного возраста возникла доверительная и позитивная атмосфера родителям просто необходимо знать, как работать с ребенком, поскольку родители, скорее всего, проводят больше времени на работе, а с детьми всего лишь 3-4 часа перед сном и если повезёт час утром, а у детей в этом возрасте развиваются отношения с одноклассниками и учителями у них формируется то или иное представление о себе. (20)

Младший школьник и сверстники

В младшем школьном возрасте ребенку приходится сталкиваться с построением новых контактов, прежде всего со сверстниками. В ситуации формального равенства сталкиваются дети с разным психическим строением, с разной культурой речевого и эмоционального общения. Начальная школа переносит ребенка, прежде защищенного семьей, и имеющего небольшой опыт общения в формальной среде в ситуацию, где необходимо отстаивать свои взгляды и свою позицию, свое мнение, свое право на автономность. Если эмоциональные и социальные привязанности ребенка имеют центрированость главным образом на семье, то в нынешней ситуации ему открывается более широкий мир, состоящий из сверстников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству.

Ребенок постоянно сравнивает себя со своими ровесниками. С. Хартер дала весьма точное определение, указав, что "Я концепции" у детей создает определенный «фильтр», через который они оценивают свое поведение. Отношения со сверстниками для младших школьников очень важны.

Р. Селман изучая дружеские отношения детей в возрасте от 7 до 12 лет описал четыре стадии дружбы.

На первой стадии (до 6 лет и младше) друг - это просто товарищ по играм, некто, живущий неподалеку, которых ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки.

На второй стадии (от 7 до 9 лет) осознается, что другой человек тоже испытывает некоторые чувства и эмоции.

На третьей стадии (от 9 до 12 лет) возникает понимание, что друзья это люди, которые помогают друг другу в трудностях.

На четвертой стадии, наблюдавшейся у некоторых детей с которыми работал Селманом (от 11 до 12 лет) появлялась способность видеть отношения с позиции другого человека. Селман считал, что особенностью дружеских отношений между детьми является способность принимать позицию другого человека. Но такая позиция поддерживается не всеми исследователями. Дружба более тонкая материя в один момент это может быть поддержка, а в другой конкуренция между детьми.

Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивает самооценку укрепляя её, делая ребёнка более устойчивым в тех или иных убеждениях.

Если дети сталкиваются с отвержением сверстников, существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте, пониженной самооценкой, уходом ребёнка от общества и контактов со сверстниками.

Таким образом, общение со сверстниками и одноклассниками имеет огромное влияние для развития самооценки ребенка. Если у ребенка есть хотя бы один верный и надежный друг его самооценка будет достаточно стабильной и скорее всего средней.

Если у ребенка много друзей, то его самооценка будет высокой. Высокая самооценка это наиболее стабильная она подразумевает то, что человек контактен, остроумен и общителен.

Если у ребенка нет друзей или есть только в его социальном окружении (школе, детском саду) Скорее всего его уровень самооценки будет низкой что приведет к замкнутости, проблемности и ассоциальности. (9)

Взаимодействие с учителем

Как подчеркивает Д. Б. Эльконин, у младшего школьника происходит перестройка системы отношений жизнью. Макросистема «ребенок - взрослый» делится на две системы отношений: «ребенок - учитель» и «ребенок - родители». (14)

Система «ребенок - учитель» определяет отношения ребенка с родителями и ребенка с детям. Хорошее поведение и отметки конструируют отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, т.е. оценка влияет на самооценку и дает определённый тип отношений с окружением. Система ребенок - учитель» является центральной в жизни ребенка, от нее зависят все благоприятные для жизни условия. В школе действует принцип «все равны перед законом» т.е. учитель выступает в роли закона и порядка, но для него все деда равны, на мой взгляд, это не очень хорошо в первую очередь для самих детей. В начале все дети строго следуют указаниям учителя. Младший школьник начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель, если говорить яснее цепная реакция от ребенка к ребенку. В учителе, который всему учит, поначалу концентрируется главный смысл, главная прелесть новой позиции. Учитель, в глазах ученика, главный элемент школы. (22)

Дети младшего школьного возраста любят учиться, и их отношение к учителю исходит из их мотивации учиться. Как уже упоминалось: учитель для них высший авторитет. Для ученика любое слово для них закон. Но при этом им необходимо, чтобы учитель был требовательным и строгим.

Часто ученики сталкиваются с плохими оценками, критикой со стороны учителя, порой наказаниями (просьбой выйти за дверь). Это учеников, конечно, угнетает, вызывает у них отрицательные реакции, у некоторых понижение самооценки очень часто это приводит к тому, что ученики отбиваются от рук и для самоутверждения начинают вести себя асоциально, очень часто встречается, что дети к пятому классу начинают курить некоторые пробуют слабый алкоголь, на мой взгляд, это реакция на детские обиды так дети пытаются самоутвердиться и показать свое безразличие к происходящему, хотя очевидно, что если ребёнок начинает себя так вести это признаки потери уверенности в себе, и повышение самооценки за счет ущерба физическому здоровью. (22)

Один из внутренних конфликтов обусловливающих малый эффект воспитательных воздействий на ребенка обнаружила в своих исследованиях Л.С. Славина: изучая отношение школьника к обучению, она столкнулась с фактами, когда требования взрослых оставались детьми без внимания, иногда вызывали у них сильную отрицательную реакцию. Ребенок уходил в себя, не принимал требований взрослых, сопротивлялся им.

Анализируя данные она обнаружила что: дети в этих случаях не принимают требований взрослых, поскольку эти требования не имеют для них смысла, а может быть, даже имеют противоположный смысл это явление называется «смысловым барьером». Это полное отгораживание ученика, от каких либо требований и укоров, это явление вполне можно назвать защитной реакцией, для защиты самооценки в частности. «Ты глух к требованиям и укоров - значит защищен». (22)


1.4 Межличностные отношения у младших школьников


Важным фактором в формировании личности младшего школьника является развитие мотивационной сферы: потребностей, желаний, стремлений и намерений. Младший школьник активно овладевает навыками общения.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе

Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

К 3- 4 классу дети глубже осознают качества личности, характера окружающих их сверстников. И уже в 3 классе при необходимости могут выбрать одноклассников для совместной деятельности. Около 75% учащихся 3 классов мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей [12, с.323].

Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.

Во втором классе, наиболее важными качествами для детей являются красивая внешность, готовность поделиться своими вещами.

В третьем классе приемлемость изменяется, хотя и здесь важными остаются общественная активность и красивая внешность, но содержание изменяется. Дети в этом возрасте ценят товарища за организационные способности и общественную активность.

Общение с одноклассниками и прочими сверстниками обогащает Образ Я ребенка. Взаимодействие со сверстниками делает Образ Я ребенка более динамичным и помогает в его развитии.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, определяя социальную адаптацию ребёка, и является регулятором его поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. От представления ребенка о себе зависит уверенность его в своих силах.

Аффективные реакции некоторых детей являются следствием неудовлетворительного положения в группе сверстников, которое очень остро переживается детьми и является следствием трудности в общении.

В процессе взаимодействия в коллективе происходит постоянное влияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка.

Основными показателями отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При развитии этих качеств возникает стремление к общению.

Отношения между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует разумно управлять.

В классе преобладает две системы отношений: деловые и личные.

Совершенно иначе оценивается положение ученика в системе личных отношений.

Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, складывающихся в коллективе, зависит не тольео от количества симпатий одноклассников, но и от взаимности этих сипатий.

Выделяется два типа выбора отношений:

) Неустойчивый выбор, отражающий более легковесный выбор взаимоотношений.

) Устойчивый выбор, отражающий длительные и устойчивые отношения.

В классе можно выделить несколько типов взаимоотношений к которым прибегают ученики:

) Нахождение в центре внимания (иногда плохим поведением)

) Общение с большим количеством сверстников

) Стремление к лидерству

) Общение с определенным кругом сверстников

) Нахождение в стороне

) Сотрудничество

) Доброжелательность ко всем

) Позиция соперничества

) Выискивание у других ошибок и недостатков

) Стремление оказания помощи другим.

То как будет вести себя ребенок связано с установками которые формируют семья, школа, сверстники; ожидания учеников, позициея, условия, в которых обитает ребенок.

Дети с малым количеством контактов конфликтны и недоброжелательны в классе и по этому ищут общения вне школы и вне класса

Пребывание детей в благоприятном положении в классе может направить их нравственные качества по двум путям. Чаще это приводит к высоким нравственным чертам.

Таким образом на детей младшего школьного возраста оказывает влияние множество факторов окружения, начиная со сверстников в классе и школе заканчивая родителями и учителями чье влияние имеет огромное значение для формирования самооценки.


1.5 Коинг Стратегии у младших школьников


Как пишут Никольская и грановская

Копинг стратегия - это активное, сознательное усилие личности, предпринимаемое в ситуации психологической угрозы. По своему содержанию понятие копинга близко к понятию психологической защиты.

В младших классах отметки часто выступают как обобщенная оценка личности ребенка. Если ребенок - двоечник, то его могут незаслуженно подозревать в самых разных неблаговидных поступках. Если плохую отметку получит отличник - это может явиться для него трагедией, снизить самооценку и уважение к себе. Из-за плохих отметок у детей формируются чувство вины, стыда, тревожность, неуверенность в себе, боязнь ситуации соревнования. (12)

Мальчикам лучше всего помогают две стратегии: «прошу прощения, говорю правду» и «смотрю телевизор, слушаю музыку», девочкам - «обнимаю, прижимаю, глажу». Чаще, чем девочкам, мальчикам на уровне тенденции помогает только одна стратегия: «ем или пью». Это может быть следствием полового диморфизма. Достоверно чаще, чем мальчикам, девочкам помогают стратегии «молюсь», «обнимаю, прижимаю, глажу». И, на уровне тенденции,- «говорю с кем-нибудь». Это показывает, что в трудную для минуту женщины больше нуждаются в ком-то с кем они могут вступить в разные формы вербального и невербального взаимодействия. По данным психологов, во всех культурах девочки демонстрируют лучшие навыки общения, чем мальчики. (12)

Глава 2 Экспериментальное исследование представлений о себе младших школьников


.1 Методики и процедура исследования


В исследовании принимало участие 30 детей в возрасте от 8 до 11 лет, 10 детей из 2 класса, 10 детей из 3, и 10 из 4. Им предлагалась серия методик для исследования самооценки и оценки своих личностных качеств: рисунок человека и рисунок семьи, модификация теста Куна «Кто Я» и Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Процедура исследования проходила в каждом классе в 3 этапа.

Первый этап включает в себя договоренность с администрацией школы, учителями и родителями, это очень важно, поскольку без разрешения всех этих инстанций проведение исследовательской деятельности над детьми не разрешается.

Второй этап непосредственно проведение эксперимента, можно выделить 2 подэтапа

подэтап посвящен полностью проективным методикам и опросам по ним.

подэтап посвящен методикам, направленным на непосредственное измерение самооценки ребенка (Дембо-Рубинштейн, «Кто Я»)

В целом на второй этап учителя выделяли мне 2 урока (90 минут + перемена между уроками), но вполне хватает примерно 60 минут. Дети работали активно, подходили к методикам с интересом и любознательностью

Третий этап, пожалуй, самый трудоёмкий, это написание заключений по детям для родителей, он, конечно, подразумевает то, что методики проанализированы и проверенны. Заключение включает в себя небольшое описание результатов, которые показали дети на данном исследовании, какие у них есть проблемы, какие плюсы и минусы, на что следует обратить внимание, что учесть и как поступить с ребёнком учитывая его качества и приоритеты. В большинстве случаев родителям в заключении рекомендуется уделять больше внимания детям, их интересам и хорошим качествам детей, ведь детям, особенно младшим школьникам, очень важно внимание родителей.

И конечно отдельные советы следует дать учителям, поскольку они не могут уделить внимание всем без исключения, учителям следует указать на тех детей, которые нуждаются в особом внимание.

Таким образом, проходило, и данное исследование теперь предлагается подробное изложение того, что было увидено в данном исследовании по методикам и по классам.

Во втором классе в исследовании принимало участие 6 мальчиков (60%) и 4 девочки (40%).

В 3 классе в исследовании приняло участие 5 мальчиков (50%) и 5 девочек (50%).

В 4 классе в исследовании приняло участие 3 девочки (30%) и 7 мальчиков (70%)


.2 Исследование

самооценка младший школьник

Тест Куна «Кто Я»

Интерпретация проходит в несколько этапов.

Интерпретация количества ответов

По количеству ответов, данных за отведённый промежуток времени, можно косвенно судить об уровне рефлексии личности. Чем больше ответов дано за отведённое время, тем уровень рефлексии выше.

Интерпретация оценок

·Самооценка считается средней, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

·Самооценка считается высокой, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

·Самооценка считается низкой, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).

·Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.

Шкала анализа идентификационных характеристик

1.«Социальное Я»

2.«Коммуникативное Я»

.«Материальное Я»

.«Физическое Я»

.«Деятельное Я»

.«Перспективное Я»

.«Рефлексивное Я»

Класс

Уровень рефлексии в классе достаточно высокий только 2 из 10 детей дали минимальное количество определений (6 из 10) ещё 2 ребёнка дали 7 определений из 10. Остальные дали 10 определений из 10.

Исходя из данных, полученных в методике лишь 3 ребенка имеют среднюю самооценку у остальных детей она высокая, для детей второго класса это является нормой.

В классе превалирует уравновешенный тип самооценки.

В классе дети преимущественно выделяют:

Социальное Я «дочь/сын, ученик, ребенок»

Рефлексивное Я «хороший, умный, лентяй» и современное «геймер».

Физическое Я «сильный, слабый, красивая»

Лишь двое выделили

Деятельное Я «Помогаю по дому, слежу за младшими братьями/сестрами». Ответы содержат прямые и косвенные примеры идентичности, как эмоционально положительные (хороший, добрый), так и эмоционально отрицательные (лентяй, глупый). По всей видимости, на самооценку в этом возрасте оказывают влияние в основном социальные и рефлексивные качества.

класс

Уровень рефлексии у детей третьего класса достаточно высокий 8-10 определений из 10.

Здесь видно, что дети из 3 класса становятся более критичными к себе.

В классе, вновь, превалирует уравновешенный тип самооценки. Половина детей (50%) выделяют

Деятельное Я «Помогаю по дому, слежу за младшими братьями/сестрами».

Хотя Социальное Я «дочь/сын, ученик, ребенок» и

Рефлексивное Я «хороший, умный, лентяй» и «геймер»

Физическое Я «Умный, красивая» так же имеют своё довольно большое значение.

Ответы, как и прежде, содержат прямые и косвенные примеры идентичности, как эмоционально положительные, так и эмоционально отрицательные.

класс

Уровень рефлексии в четвертом классе так же достаточно высок 8-10 определений

Исходя из данных видно, что дети так же относятся к себе с определенной долей критичности.

Деятельное Я «Помогаю по дому, слежу за младшими братьями/сестрами».

Социальное Я «дочь/сын, ученик, ребенок

Рефлексивное Я «хороший, умный, лентяй»

Физическое Я «Умный, красивая» являются основными показателями идентичности детей, Но тут несколько детей показали еще и Коммуникативное Я «общительный, остроумный, имею много друзей» это говорит о развитии личности младшего школьника.

Так же как и в предыдущих возрастных группах, ответы содержат прямые, косвенные примеры идентичности, как эмоционально положительные, так и эмоционально отрицательные.

Исходя из полученных данных можно увидеть, что в данном тесте дети мало критичны к себе и своим состояниям, с возрастом их самооценка претерпевает ряд изменений.

Во втором классе дети более склонны к глобально высокому уровню рассмотрения своей самооценки.

В третьем классе у некоторых детей проявляется некоторая критичность, которая дает детям более адекватное мироощущение.

В четвертом классе не у всех, но у большинства проявляется уже большая самокритичность.

Но в тесте Куна они склонны к некоторой доле преукрашения себя и своей личности.

Дембо-Рубинштейн

Методика Дембо-Рубинштейн анализируется следующим образом.

высота самооценки - от «0» до знака «.»;

оценка себя глазами родителей от «0» до знака «x»

Уровень самооценки.

до 74 средняя самооценка.

до 100 высокая..

и ниже низкая самооценка

класс

Средняя величина показателей оценки детей родителями (в представлении детей) и самооценки.


ШкалаМальчикиДевочкиРодители (среднее по классу)Умный868660Хор. товарищ909077Хор. ученик798857Веселый968980Здоровый859550Красивая/ сильный8579М 80/ Д 85

В целом для детей второго класса переоценка своих способностей нормальна в более взрослом возрасте эти показатели станут более средними.

Оценивая себя с точки зрения родителей дети 2 класса склонны к понижению всех показателей только девочки в шкале красоты склонны к повышению по шкале красоты.

Таким образом, у детей во втором классе высокая самооценка, которая является нормой для их возраста это говорит о том, что у них хорошие отношения в коллективе и самих себя они оценивают (с точки зрения здоровья и веселости, к примеру) очень высоко.

3 класс

Средняя величина показателей оценки детей родителями (в представлении детей) и самооценки.


ШкалаМальчикиДевочкиРодители (среднее по классу)Умный778090Хор. товарищ708080Хор. ученик848678Веселый747290Здоровый657085Красивая/ сильный8080М 80/ Д 85

В третьем классе, по всей видимости, происходит некоторый перелом в представлении о себе и о мире, исходя из этого, у некоторых детей происходят изменения в самооценке которые приводят к более реалистичному видению себя в мире. Скорее всего, в данном возрасте нормой будет считаться так же высокая самооценка.

Рассматривая себя глазами родителей дети склонны рассматривать некоторое повышение, т.е. если они считают себя умными то родители считают их (по их мнению) Умнее, красивее и веселее.

класс

Средняя величина показателей оценки детей родителями (в представлении детей) и самооценки.


ШкалаМальчикиДевочкиРодители (среднее по классу)Умный606060Хор. Товарищ557465Хор. ученик586560Веселый487060Здоровый716570Красивая/ сильный6975М 65/ Д 70

По. Всей видимости к четвертому классу у большинства детей происходят изменения в самооценке которые приводят к ешё более реалистичному представлению о себе и о мире, таким образом, большинство детей могут составить представления о себе более адекватно. В этом возрасте нормой, скорее всего, будет считаться средняя самооценка.


Распределение по возрастам

Мальчики

ШкалаМальчики 2 классМальчики 3 классМальчики 4 классУмный868060Хор. Товарищ908055Хор. Ученик798658Веселый967248Здоровый857071Красивая/ сильный858069

Исходя из данных изображённых в таблице видно, что во втором классе большинство детей склонны к высокой самооценке, что является нормой в их возрасте, в третьем классе у трех детей наблюдаетсявысокая самооценка у других детей она средняя, в четвертом классе у всех мальчиков наблюдается средняя самооценка. Видимо у детей к возрасту 10 лет происходит некоторая переоценка и оценка становится более средней. Лишь у трех детей, одного мальчика из 2 класса и двух из третьего, наблюдается некоторое понижение, пока в пределах нормы, самооценка у них не стала низкой, но и к высокой самооценке они не склонны, самооценка у них в пределах средняя, хотя в возрасте 8-9 лет дети обычно склонны к высокому рассмотрению самооценки.


ШкалаДевочки 2 классДевочки 3 классДевочки 4 классУмный8680 60 Хор. Товарищ908074Хор. Ученик888665Веселый897770Здоровый957065Красивая/ сильный798075У девочек наблюдается та же тенденция что и у мальчиков. Во втором классе девочки склонны к высокой самооценке, в третьем девочки склонны так же к высокой самооценке, в 4 классе только одна девочка из трех имеет высокую самооценку, хотя у двух других девочек она так же довольно высокая, но в пределах средней.


Сводная таблица

2 классШкалаМальчикиДевочкиРодители (среднее по классу)Умный868660Хор. Товарищ909077Хор. Ученик798857Веселый968980Здоровый859550Красивая/ сильный8579М 80./ Д 853 классШкалаМальчикиДевочкиРодители (среднее по классу)Умный778090Хор. Товарищ708080Хор. Ученик848678Веселый747790Здоровый657085Красивая/ сильный8080М 80./ Д 854 классШкалаМальчикиДевочкиРодители (среднее по классу)Умный6060 60Хор. Товарищ557465Хор. Ученик586560Веселый487060Здоровый716570Красивая/ сильный6975М 65./ Д 70

Таким образом, для разных возрастных периодов можно выделить определенную норму.

Во 2 классе большинство детей будет склонно к высокой самооценке, для их возраста это будет являться нормой, самооценку, которая будет ниже этой условной нормы будут показывать дети, которые испытывают те или иные неудовольствия, в общении, социуме, воспитании.

В 3 классе норму определить сложнее поскольку у некоторых детей нормой является высокая, а некоторых детей будет нормой средняя самооценка. В данной категории исследования взгляды детей разделились поровну, нормой здесь, скорее всего, будет являться высокий уровень самооценики.

В 4 классе ситуация меняется тут дети были более склонны к средней самооценке, и лишь одна девочка была склонна к высокой самооценке.

Проективные методики

Проективные методики, вошедшие в исследование это «Рисунок человека» и «Рисунок семьи». Данные методики направлены на исследование индивидуальных особенностей личности, внутрисемейных отношений, некоторых характеристик поведения, настроения и самооценки. Следует описать тенденцию по каждому рисунку по классам.

класс

Рисунок семьи

В целом тенденция по классу показала, что отношение к семье у детей 2-го класса в целом положительна они относятся к семье как к целостному, структурированному образованию.

У девочек рисунки получились более детальными, более прорисованными и более структурированными, что значит, что девочки видят свою семью более гармонично целостно и положительно.

У мальчиков рисунки менее аккуратные и опрятные, но тоже имеют своеобразную структуру. 2 мальчика-близнеца нарисовали семью структурировано и детально перечислив всех своих родственников, включая старших сестер, мать, отца и бабушку, возможно, это связано с их менталитетом эти мальчики кабардинцы. У других мальчиков (40%) семья изображена весьма карикатурно, почти головоноги, но структура более менее проглядывается, один из них изобразил семью в виде маленьких карикатурных человечков, это может свидетельствовать о недостаточной связи с родителями или о том, что у мальчика низкая самооценка, еще у одного мальчика была очень вытянутая семья, это возможно свидетельствует о том, что ему не хватает общения с родителями и он от этого достаточно сильно страдает.

В целом по классу у 80% детей наблюдается позитивное и достаточно теплое отношение с близкими, у 20% детей наблюдаются отклонения от нормы, что свидетельствует о низкой самооценке и недостатке внимания со стороны близких.

Все дети рисуют полную семью, замещений нет, рисуют себя рядом включенными в деятельность. Лишь у двоих детей семья нарисована проблематично, но они включены во взаимодействие друг с другом.

Рисунок человека

У девочек во втором классе рисунок человека вышел ничуть не хуже чем рисунок семьи у двух девочек наблюдается ориентация на прошлое возможно это связано с травмирующими воспоминаниями, кроме того у одной из этих девочек человек ещё и очень маленький возможно у неё пониженная самооценка.

У трех мальчиков так же наблюдается ориентация на прошлое, в том числе у одного из близнецов. Ещё у двух мальчиков наблюдается низкая самооценка, хотя человек стоит в центре он достаточно маленький, возможно, это подразумевает чувство недооцененности или угнетённости. И опять же у ребенка, который в рисунке семьи нарисовал персонажей вытянутыми, нарисовал человека с вытянутым туловищем. Это может свидетельствовать о каких-то неудовлетворенных потребностях, скорее всего во внимании родителей.

В целом замещений по классу не было лишь уменьшенные фигурки, что говорит о низкой самооценке, недооценкнности или нехватке внимания.


Исходя из данных полученных по рисункам, большинству детей второго класса комфортнее видеть себя в контексте семьи, поскольку там они испытывают чувство защищенности, комфорта, получают защиту и комфорт. Рассматривать себя отдельно от семьи большинство детей могут с трудом, но двое детей представили координально другую картину их рисунки говорят о том, что они лучше представляют себя как отдельных личностей, возможно, это говорит о том, что они испытывают проблемы в контакте с родителями или подвергаются угнетению с их стороны.

класс

Рисунок семьи

Девочки, как и во втором классе, нарисовали более структурированные рисунки, на которых изображена семья занимающаяся общим делом, но 3 девочки (30%) нарисовали детали, которые тревожат, у одной из девочек был очень выражен фон на рисунке, это может свидетельствовать о том, что её гложет некие тревоги, с которыми она сама не в силах справиться, у двух других девочек у всех членов семьи руки убраны за спину, это свидетельствует о наличии некоторой тайны или травмирующей ситуации, после общения с преподавателем, стало известно, что у одной из девочек недавно умерла мать, что конечно является ужасной травмой для ребёнка особенно в таком юном возрасте.

У мальчиков опять получились карикатурные рисунки, у трех из них это была полная абстракция с элементами некоторого сценария, понаблюдав за ними в течение исследования я понял что это, скорее всего зачатки истероидных черт личности, что в принципе свидетельствует о низкой самооценке. Два других мальчика в целом нарисовали достаточно хорошие рисунки, но люди на них были маленькими, что так же может свидетельствовать о нарушении в самооценке, скорее о её стремлении к низкому уровню, но у этих двух ребят рисунки более структурированы.

Почти все дети рисуют полную семью, кроме девочки, которая потеряла мать, замещений, нет, рисуют себя рядом включенными в деятельность.

Рисунок человека

Девочки в третьем классе так же изобразили достаточно детальных людей, конечно, та девочка, у которой не стало матери, по прежнему рисовала человека с руками за спиной и достаточно маленького в левом верхнем углу листа, что свидетельствует о травматизации в прошлом.

Мальчики. Продолжили рисовать карикатуры, но в этот раз у них получились более детальные рисунки, хотя те, что рисовали маленьких человечков и здесь нарисовали, маленьких людей, что укрепляет меня в мысли, что у них низкая самооценка.

В целом замещений по классу не было лишь уменьшенные фигурки, что говорит о низкой самооценке



Исходя из данных полученных при обработке можно увидеть что только трое детей находят гармонию и понимание в семейном кругу, остальные 7 по тем или иным причинам абстрагируются от семьи не получая от неё того внимания и заботы которого бы им хотелось. В рисунке человека 5 детей получают от социума внимание, которого, скорее всего им не хватает в семье, они стараются удовлетворить свою потребность, во внимании совершая определённые поступки, возможно не всегда хорошие, которые им позволяют получить внимание окружения, ведь даже потребность в наказании никто не отменял. По всей видимости ещё двое детей не получают удовлетворения и от социума, что приводит к понижению самооценки у этих детей.

класс

Рисунок семьи

У девочек опять же были самые структурированные рисунки, но у двух девочек в рисунках присутствовала некоторая доля карикатуризма, хотя в целом рисунки очень хорошо прорисованы и достаточно детально.

У мальчиков из 7 рисунков только три наиболее прорисованы, остальные 4 имеют карикатурный стиль. У трех мальчиков наблюдаются дефекты в рисунках семьи у двух люди маленькие, что свидетельствует о недостатке внимания со стороны родителей или неуверенности в себе. У одного из мальчиков каждый член семьи разделён отдельными рамками, возможно, ему не хватает личного пространства либо каждый член семьи ему представляется как отдельная независимая от других личность.

Все дети рисуют полную семью, замещений нет, рисуют себя рядом включенными в деятельность. В целом почти у всех детей члены семьи и сами дети, достаточно крупные, что свидетельствует о средней самооценке.

Рисунок человека

В целом дети нарисовали хорошие рисунки, правда 2 девочки нарисовали в рисунке человека персонажей мужского пола, а один мальчик нарисовал женского персонажа, скорее всего это связано с тем что некоторые дети видят в людях противоположного пола пример для подражания или им просто не хватает общения с родителем того пола которого они нарисовали. 3 мальчика изобразили людей в нижней части листа скорее всего, они испытывают некоторую подавленность. Ещё один мальчик нарисовал человека в середине листа, там, где условно начинается верхняя его часть, но достаточно маленького, это может говорить о высоком уровне притязаний при низкой самооценке.

В целом замещений по классу не было у многих детей человек изображен крупно что свидетельствует о средней самооценке

Таким образом, получается, что в четвертом классе данные схожи с данными детей, которые учатся во втором классе. У многих детей благоприятные отношения с семьёй, но при этом как личности они чувствуют себя не уверенно. И меньшинство более адекватно оценивают себя как личности при этом не могут найти общего языка с семьёй. По всей видимости, дети к четвертому классу смиряются с тем, что происходит в их семейной жизни и это влияет на то, что как личности они имеют слабую дифференцировку и наоборот те, кто видят себя как отдельные личности имеют проблемы в отношениях с семьей.


Делая общий вывод по проективным методикам можно сказать, что рисунки является непосредственным передатчиком тревожных мыслей чувств и переживаний детей. Кроме того они позволяют оценить как ребёнку легче рассматривать себя как члена семьи или как отдельную личность.

Рисунок семьи показал что 40% детей не получают эмоциональной отдачи от родителей или она крайне негативна для них что ярко выражено в рисунках.

Рисунок человека показал, что 66% детей имеют низкую самооценку в связи с отсутствием теплых контактов с родителями, проблем с учителями и общей подавленностью.

По всей видимости, детям из 2-го класса более комфортно в семейных условиях, и только двое находят комфорт в социуме (в общении с одноклассниками, друзьями и т.п.)

В третьем классе есть небольшой коллектив который не находит комфорта ни в семье ни в социуме, но большинство детей комфортнее ощущает себя в социуме.

В четвертом классе, так же как и во втором, дети находят больший комфорт в семье.

Исходя из этого можно предположить, что во втором классе дети склонны к идеализации своей семьи, при этом не готовы рассматривать себя как отдельных личностей. В третьем классе дети пытаются отстраниться от семьи и найти комфорт в социуме, некоторым это не удается и они остаются в маленькой группе аутсайдеров. В четвертом классе наступает некоторое примирение с семьей, ребёнок осознает, что он не всемогущ и примеряется со своим семейным и социальным положением.


Сводная диаграмма по проективным методикам


.3 Описание и обсуждение результатов


Резюмируя данные полученные по ученикам 2, 3 и 4 классов, хотелось бы обратить внимание на результаты и добавить комментарии учителей, по тем детям, с которыми проводилась работа

класс

В целом дети, учувствовавшие в исследовании показали высокий уровень самооценки по всем методикам для детей второго класса этоявляется нормой.

По тесту Куна у детей этого класса четко можно выявить Социальное, Рефлексивное и Физическое Я, действительно дети в этом возрасте весьма эгоцентричны, что четко просматривается в данной методике, лишь двое детей смогли проявить деятельное Я, что свидетельствует о некоторой самостоятельности детей в целом это неплохо, такой вид оценки себя чаще проявляется при появлении младших братьев и сестер или когда родитель просят выполнить ту или иную посильную работу. Но многие дети не смогли дать больше 6-7 определений своей личности, это тоже норма их личность ещё формируется.

В методике Дембо-Рубинштейн выявились довольно высокие показатели самооценки, но со стороны родителей оценивают себя довольно низко.

Рисунки семьи показали, что у детей очень позитивное отношение к себе и своей семье дети рисуют гармоничную и дружную семью рисуют всех членов своей семьи без замещений. Но 2 мальчика имеют некоторые проблемы во взаимоотношениях с семьей.

Рисунок человека показал, что у детей хорошее представление о себе, но самооценка у всех детей разная 8 детей имеют по данной методике низкуюую самооценку или ориентированы на прошлое.

Как говорит преподавательница этого класса «В целом дети хорошие, спокойные, не заставляют на них кричать или повышать голос. Класс и дети, с которыми вы работаете хороший»

Класс

В третьем классе дети показали достаточно разные показатели по тем или иным методикам.

В тесте Кунаопять же проявляются Рефлексивное, Социальное, Физическое Я, но в данном классе более четко формируется Деятельное Я. В среднем дети дают 7-8 определений себя некоторые смогли дать 10

В тесте Дембо-Рубинштейн показатель стали более разными, если во втором классе показатели держались на уровне 80-95, в третьем классе некоторые показатели начали уменьшаться до 70. В качестве родителей дети оценивают себя так же по-разному, но так же достаточно высоко.

В рисунке семьи возникли некоторые скрытые детали у двух девочек люди были нарисованы с руками за спиной, словно они пытались что-то скрыть. Два мальчика нарисовали семью очень маленькой.

В рисунке человека одна девочка опять изобразила человека с руками за спиной, два мальчика опять изобразили нереалистичные карикатуры, ещё один мальчик нарисовал человека очень маленьким в середке, возможно неуверенность в себе.

Как говорила их учительница «У девочки (которая в обоих рисунках рисовала людей с руками за спиной) недавно умерла мать, Те двое мальчишек любят привлекать к себе внимание по этому хулиганят». Про мальчика с маленьким человеком на рисунке сказала «Мальчик замкнут в себе и держится в стороне» что действительно говорит о его неуверенности в себе.

Класс

В данном классе, так же как и в 3 показатели были очень разнообразными.

В тесте Куна опять прослеживаются Социальное, Рефлексивное, Физическое и Деятельное Я, но некоторые дети смогли найти в себе ещё и Коммуникативное (общителен, имею много друзей) Я. Все дети кроме одного смогли дать 8-10 определений себя, лишь один ребенок смог дать всего 4 определения своей личности

Тест Дембо-Рубинштейн показал, что нормой в данном классе являются 50-70% никто из детей не дал о себе резко негативную оценку, ни у кого из детей самооценка не ушла за среднюю линию, к этому возрасту нормой, скорее всего, будет являться средняя самооценка.

Рисунок семьи показал, что у детей очень различное отношение в этом возрасте к семье, кто-то рисует большие фигуры на весь лист, кто-то рисует маленьких человечков в разных областях листа, преимущественно слева внизу. Это говорит об очень разном отношении к семье и внутрисемейным отношениям. По классу лишь у троих детей проблемы во взаимодействии с семьей

В рисунке человека так же были очень разнообразные рисунки, человек на них так же имел разные размеры и места расположения, две девочки изобразили мужскую фигуру, возможно, не хватает внимания отца или ревность к младшему брату. В целом 7 из 10 детей имеет проблемы в личностном плане и взаимоотношении с социумом.

Учитель говорит о них «В целом класс послушный, дети, с которыми вы работаете очень разные есть и посильнее (в умственном плане) есть и послабее, но в целом класс очень хороший.

Подводя итоги о проделанной работе можно заметить некоторые изменения в самооценке детей, с возрастом от высокой она переходит разряд средней, что в принципе говорит о нормальном развитии детей, иногда самооценка может стать низкой это зависит от того в какой среде растет ребёнок и от того как к нему относится окружение, родители, сверстники, учителя и пр.


Выводы


Исходя из полученных мною данных можно предположить, что с возрастом у детей взгляды на самооценку изменяются. От более идеалистических они становятся более реальными. Думаю на примере 2, 3 и 4 классов это видно достаточно четко. Дети второго класса представляют семью очень идеальной, гармоничной, позитивной и светлой, себя оценивают как добрых, светлых и умных, самооценка достаточно высокаа, скорее всего, для детей 7-8 лет это норма. В третьем классе взгляды у некоторых детей немного меняются они понимают, что семьи не похожи одна, на другую и что в жизни бывают трудности, особенно это выражается у детей переживших развод и смерть одного из родителей, примерно у половины детей самооценка становится более адекватной и более адекватной, хотя у половины она по прежнему остается высокой. У детей 4 класса взгляд на мир наиболее адекватен, они понимают, что семья это святое, но и происходящее вокруг не менее важно, у них возникает понимание, что они не совершенны и что они очень разные. Конечно, на их самооценку помимо семьи огромное значение оказывают учителя, друзья, коллеги и другие близкие, но семья, на мой взгляд, для детей особенно в начальных классах оказывает огромное влияние.

У детей второго класса нормой является завышать свою самооценку, с возрастом эта тенденция уходит, иногда меняется на низкий уровень самооценки.

Заключение


Подводя итог к проведённой работе можно сказать, что самооценка действительно важная часть личности даже для детей младшего школьного возраста. Она играет важную роль в построении контактов, общении и поведении детей младшего школьного возраста.

Исходя из проведенных исследований можно заметить, что у детей 2 класса наиболее позитивное отношение к себе и сильная привязанность к родителям, что делает их самооценку достаточно высокой, они ещё не видят в себе некоторых негативных черт, таких как лень, зависимости от интернета и компьютерных игр (тест Куна (4 класс)), в третьем классе у некоторых детей проявляется более реалистичный взгляд на себя и на свои действия, они обнаруживают свою лень, вредные привычки, хулиганистость и др. У детей четвертого класса у 80-90% наблюдается наиболее реалистичная оценка себя они уже наиболее четко могут отлавливать в себе негативные черты, остается, пожалуй, их проработать для их устранения. Из выше изложенного могу считать гипотезы 1 и 2 доказаны.

Список литературы


.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

2.Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 422с.

.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 1968. - 400с.

4.Вачков И. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников/ М.: Чистые пруды, 2009. - 32с.

5.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

6.Венгер А.Л. Схема индивидуального развития детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. Томск.: «Пеленг» 1993. - 69с.

.Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: «Институт практической психологии», 1998. - 256с.

8.Кон И.С. Открытие «Я». М.: Издательство политической литературы <#"justify">9.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 460с.

.Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. - 64 с.

11.Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. - 568с.

.Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2001 .- 507 с.

13.А. Захарова <#"justify">17.Строганова Л.В. Подсказки психологу в коррекционной работе с младшими школьниками. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112с.

.Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.- 176с.

.Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. - М.: Академия психологических наук РСФСР, 1962. 267с