Тема: Правовое положение общества с ограниченной ответственностью

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Основы права

Содержание


Введение

Глава I. Понятие и особенности правового регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью

§ 1. Нормативные источники правового регулирования организации и деятельности ООО

§ 2. Понятие и признаки ООО

Глава II. Особенности создания и прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью

§ 1. Общая характеристика процедуры создания ООО

§ 2. Виды и порядок реорганизации ООО

§ 3. Ликвидация ООО

Заключение

Список литературы


Введение


Человек в современном обществе не может существовать без объединения с другими людьми в группы, без соединения его личных усилий и капиталов с другими для достижения тех или иных целей и задач.

Основным правовым видом такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и есть юридическое лицо.

Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено следующими причинами: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Одним из видов юридических лиц являются Общества с ограниченной ответственностью. С начала 90-х годов XX в. они становятся самыми популярными в России формами экономической деятельности. Безусловно, это происходит в силу того, что данная форма юридического лица является наиболее гибкой, упрощенной и экономичной, без личной ответственности участников.

Следовательно, многочисленные вопросы и юридические проблемы, которые неминуемо возникают при их функционировании, затрагивают интересы многих лиц. Разрешение этих вопросов будет способствовать успешному функционированию обществ, а значит - и предпринимательской деятельности в целом.

Закрепленное ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности служит основой конституционно-правового статуса участников хозяйственных обществ.

В статье 8 указано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Актуальность темы настоящей дипломной работы также определяется несколькими теоретическими и практическими причинами. Прежде всего, это происходящие в России социально-экономические изменения, существенно преобразовавшие систему юридических лиц, их органов, характер деятельности этих органов и потребовавшие разработки принципиально нового правового регулирования, адекватного складывающимся экономическим потребностям. Это нашло свое выражение в принятии специальных законодательных и подзаконных актов, в которых были сформулированы положения, определяющие понятие, виды и особенности юридических лиц, новых для хозяйственной практики страны. Речь идет о Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. От 05.05.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) .

общество ограниченная ответственность правовой

Следует заметить, что законодательство в данной сфере постоянно развивается. В последнее время было внесено много изменений в нормативные акты, регулирующие данные отношения, которые, с одной стороны, разрешили часть вопросов, с другой - неминуемо, породили новые.

Для совершенствования законодательства необходим тщательный анализ гражданско-правового положения обществ с ограниченной ответственностью со всеми входящими в него гражданскими правами и обязанностями.

Объектом дипломной работы являются общественные отношения, направленные на процесс учреждения и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, а также отношения, связанные с прекращением их деятельности.

Предмет исследования составляют совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения по учреждению, деятельности, и прекращению существования обществ, системные связи этих норм между собой и нормами других отраслей права, механизм их реализации.

Целью настоящей работы является анализ правового регулирования общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы юридического лица.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью в российском праве;

определить основные этапы создания, реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью и выявить существующие в настоящее время проблемы применения действующего законодательства;

проанализировать имеющиеся в современной литературе точки зрения специалистов по рассматриваемой проблеме и предложить пути их решения;

сделать обобщающие выводы.

При исследовании проблем, поставленных в данной дипломной работе, использовались следующие теоретические методы. Это анализ нормативной правовой базы, научной литературы, научных журналов, публикации современных юристов и правоведов по исследуемой проблеме, нормативно-методические материалы, судебно-арбитражная практика судов РФ.

Во введении обозначена актуальность выбранной для рассмотрения темы, ее цель и задачи. В главах последовательно изучаются вопросы, необходимые для раскрытия темы работы. В заключении приводятся выводы, сделанные по результатам исследования.

Глава I. Понятие и особенности правового регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью


§ 1. Нормативные источники правового регулирования организации и деятельности ООО


Общество с ограниченной ответственностью на сегодняшний день один из самых популярных видов юридического лица, созданного для осуществления предпринимательства. В настоящее время в РФ, по данным регистрирующих органов, ООО составляют более 73% от числа всех коммерческих юридических лиц.

Такое распространение обусловлено формой общества, удачно соединяющей в себе черты как объединения лиц, так и объединения капиталов. При этом, с одной стороны, отсутствует "громоздкость" акционерных обществ, а с другой - нет практически неограниченной ответственности участников товариществ. Кстати, название общества как общества "с ограниченной ответственностью" не совсем верно отражает его суть, т. к участники несут не ответственность по долгам общества, ограниченную размерами их вкладов, а риск утраты этих вкладов.

В дореволюционной России существовали товарищества, правовое положение которых закреплялось в "Своде Законов Гражданских" и "Уставе Торговом". Перечень законодательно закрепленных товариществ включал в себя полное товарищество, товарищества на вере, акционерное (товарищество на паях), артельное.

Большинство дореволюционных ученых-цивилистов, например Г.Ф. Шершеневич, придерживались мнения, что данный перечень являлся закрытым.

Однако существовала и другая точка зрения. Так, К. Победоносцев указывал, что общие законодательные формы не исчерпывают всего содержания товарищества.

После революции 1917 г. были сохранены некоторые товарищеские формы хозяйствования - товарищество лиц и товарищество капиталов. Несмотря на то, что Гражданский кодекс 1922 г. назвал среди прочих товариществ также товарищество с ограниченной ответственностью, по своей юридической сути оно существенно отличалось от существующих западных аналогов.

К концу 20-х годов прежние товарищеские объединения вовсе исчезли, возродившись лишь в 90-х годах с принятием Закона СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI "О кооперации в СССР", Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-I "О собственности в РСФСР", Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

В тот период государство создавало предприятия, оставаясь собственником их имущества, но не отвечая по их долгам. Основами гражданского законодательства Союза СССР и республик, принятыми в 1991 г., предусмотрено, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Действующие до принятия Основ статьи Гражданского кодекса 1964 г. и Гражданского процессуального кодекса 1964 г. исключали из числа возможных объектов взыскания по долгам юридического лица принадлежащие ему основные средства. Не допускалось также обращение взыскания на оборотные средства, если юридическое лицо могло доказать, что они ему необходимы для осуществления нормальной деятельности. В результате такого законодательного решения практически единственным объектом взыскания по долгам юридического лица до принятия Основ были денежные средства на банковских счетах.

С принятием Гражданского кодекса РФ были закреплены существующие в настоящее время организационно-правовые формы юридических лиц. Хозяйствующим субъектам была предоставлена возможность организовывать свою предпринимательскую деятельность по принципу общества с ограниченной ответственностью. В ст.56 ГК РФ было воспроизведено положение, содержащееся в ст.15 Основ 1991 г., в соответствии с которым юридическое лицо по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом.

Правовую основу создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью в Российской Федерации составляют два базовых закона - ГК РФ и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Согласно п.3 ст.87 ГК РФ правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, а также права и обязанности его участников определяются ГК РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Таким образом ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, регулирующих юридический статус хозяйственных обществ данного вида, права и обязанности их участников. Иные вопросы деятельности обществ с ограниченной ответственностью могут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами. Главным образом это отношения, участниками которых могут быть юридические лица независимо от их видов, а также отношения, отражающие специфику деятельности некоторых обществ с ограниченной ответственностью.

ГК РФ, как основной документ, который утверждает базовые положения об ООО, определяет понятие и основы правового положения таких хозяйственных обществ (ст.87 ГК), правила об участниках обществ (ст.88 ГК), основные требования к учредительным документам (ст.52, 89 ГК), формированию уставного капитала (ст.90 ГК), основы организации управления в обществе с ограниченной ответственностью (ст.91 ГК), особенности реорганизации и ликвидации таких обществ (ст.92 ГК), правила о переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу (ст.93 ГК) и о выходе из общества его участника (ст.94 ГК).

Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", принят Государственной Думой на основании прямого указания п.3 ст.87 ГК РФ и введен в действие с 1 марта 1998 г.

Согласно ст.1 Закона он определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

При этом особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами.

Данная статья подчеркивает зависимость норм Закона от общих гражданско-правовых норм, установленных ГК РФ, и подчиненность Закона этим общим нормам, устанавливает связь указанных законов, а также указывает пределы конкретизации норм ГК РФ в нормах Закона.

В Законе развиты и конкретизированы соответствующие нормы ГК РФ о хозяйственных обществах и, в частности, об обществах с ограниченной ответственностью. Кроме того, установлено много новых правил, которые ранее ГК РФ не регламентировались.

Закон состоит из шести глав, содержащих пятьдесят девять статей, в которых детально регулируются отношения, связанные с созданием и деятельностью обществ с ограниченной ответственностью. В большинстве случаев нормы Закона являются нормами прямого действия, которые не нуждаются в конкретизации при помощи других правовых актов.

Таким образом, Закон является специальным актом гражданского законодательства, регулирующим правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации такого общества.

С 1 сентября вступили в силу очередные поправки в ГК РФ, которые коснулись в том числе обществ с ограниченной ответственностью.

Несмотря на все новеллы, внесенные в ГК РФ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью <#"center">§ 2. Понятие и признаки ООО


Легальное определение общества с ограниченной ответственностью дается законодателем в статье 87 Гражданского Кодекса, а также в статье 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Таковым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

ООО является коммерческой организацией, основанной на объединении капиталов. По сравнению с акционерным обществом общество с ограниченной ответственностью является более простой формой предпринимательства, удобной для организации малого и среднего бизнеса.

Нормы законодательства, регулирующие создание и деятельность общества с ограниченной ответственностью, являются в значительной мере диспозитивными, что удобно, считаю, для правоприменительной практики.

К аналогичному выводу приходит в своей статье и М.Ю. Тихомиров, отмечая, в частности, следующее:". в обществе с ограниченной ответственностью удачно сочетаются личностный и материальный элементы. Правовое регулирование ООО как в Российской Федерации, так и за рубежом отличается от норм акционерного законодательства большей диспозитивностью и предоставляет участникам таких хозяйственных обществ значительно более широкий выбор при определении их организационной структуры, формировании уставного капитала, установлении внутренних правил и процедур и решении других вопросов. Общества с ограниченной ответственностью являются, пожалуй, одной из наиболее удачных правовых форм для субъектов малого и среднего предпринимательства. "

Важной особенностью общества с ограниченной ответственностью является и то, что по своей природе оно является закрытым хозяйственным обществом, т.е. предполагает стабильный состав участников.

В связи с поправками в ГК РФ вводится деление обществ на публичные и непубличные, ООО является непубличной организацией.

Разделение обществ на публичные и непубличные связано с необходимостью предусмотреть для публичных обществ жесткие требования, а для непубличных - наоборот, более гибкий подход к их деятельности.

Закон регулирует количественный состав участников ООО. Закон (п.3 ст.7) определяет, что число участников общества не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников общества превысит данный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

Статья 7 Федерального Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью определяет круг лиц, которые могут быть участниками обществ с ограниченной ответственностью. Возможность участия в таких обществах непосредственно связана с объемом правоспособности и полномочиями по распоряжению имуществом, которыми обладает тот ли иной субъект гражданских правоотношений. В силу этого не вправе участвовать в обществах с ограниченной ответственностью государственные органы и органы местного самоуправления, если иное не будет установлено федеральным законом.

В статье 8 Закона "Об обществах" дается общий перечень прав участников обществ с ограниченной ответственностью, который является традиционным и основывается на положениях п.1 ст.67 ГК РФ, применяемых ко всем хозяйственным товариществам и обществам. К специфическим правам участника общества с ограниченной ответственностью относится, в частности, право свободного выхода из общества. Важнейшим можно назвать право предъявлять в интересах общества иски, а также право обжаловать в суде решения органов управления обществом.

Набор прав участников общества, прямо предусмотренных Законом "Об обществах", является минимальным и не может быть уменьшен или ограничен учредительными документами общества. Напротив, устав общества может предусматривать и другие, так называемые права его участников.

С 1-го сентября 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс, по которым участники ООО также имеют право обжаловать решения органов общества, в случаях, предусмотренных законом и влекущих гражданско-правовые последствия, потребовать от имени общества, возмещения убытков, причиненных обществу, оспаривать, действуя от имени общества, совершенные обществом сделки по предусмотренным законом основаниям, и требовать применения последствий их недействительности.

Статья 9 Закона "Об обществах" закрепляет обязанности участников. На самом деле круг обязанностей участников общества шире, однако, они имеют более локальный характер, как, например, обязанность участника, намеренного продать свою долю третьему лицу, письменно известить об этом остальных участников общества и само общество с указанием цены и других условий продажи.

На основании пункта 1 статьи 93 ГК РФ участник общества с ограниченной ответственностью может продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или ее часть одному или нескольким участникам данного общества с ограниченной ответственностью.

Кроме того, он может продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или ее часть третьим лицам в случае, если это не противоречит уставу общества. При этом необходимо иметь в виду, что участники общества с ограниченной ответственностью пользуются преимущественным правом покупки доли участника или ее части пропорционально размерам своих долей, если уставом общества с ограниченной ответственностью или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права. В случае если прошел месяц со дня извещения либо иной срок, предусмотренный уставом общества или соглашением его участников, а участники общества с ограниченной ответственностью не воспользовались своим преимущественным правом выкупа доли, то эта доля может быть продана третьему лицу.

На практике может сложиться ситуация, когда уставом общества с ограниченной ответственностью будет предусмотрена невозможность передачи доли третьему лицу и другие участники общества от приобретения доли отказались. В этом случае на основании пункта 3 статьи 93 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью обязано выплатить участнику ее действительную стоимость либо выдать ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости. В сложившейся ситуации общество с ограниченной ответственностью обязано реализовать такую долю третьим лицам в установленные сроки либо уменьшить свой уставный капитал.

Кроме того, участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время самостоятельно выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доли в уставном капитале общества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены действующим законодательством и учредительным документами общества с ограниченной ответственностью.

Изменение в составе учредителей может произойти в случае увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет вклада третьего лица на основании пункта 2 статьи 19 Закона "Об обществах". Решение об увеличении уставного капитала за счет вкладов третьих лиц принимается общим собранием единогласно на основании заявления третьего лица о принятии в общество и внесении вклада.

В заявлении указывается:

размер и состав вклада, порядок и сроки его внесения;

размер предполагаемой доли в уставном капитале и др.

Одновременно принимается решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, причем данные изменения подлежат обязательной государственной регистрации.

Необходимо отметить, что документы для государственной регистрации, предусмотренные настоящим пунктом изменений в учредительных документах общества, а также документы, подтверждающие внесение дополнительных вкладов участниками общества и вкладов третьими лицами в полном размере, должны быть представлены органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня внесения в полном размере дополнительных вкладов всеми участниками общества и вкладов третьими лицами, подавшими заявления, но не позднее шести месяцев со дня принятия предусмотренных настоящим пунктом решений общего собрания участников общества. Указанные изменения в учредительных документах приобретают силу для участников общества и третьих лиц со дня их государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

К приобретателю доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью переходят все права и обязанности участника общества, возникшие до уступки указанной доли. Участник общества, уступивший свою долю в уставном капитале общества, несет перед обществом обязанность по внесению вклада в имущество, возникшую до уступки указанной доли, солидарно с ее приобретателем.

На практике не редки случаи, когда по требованию кредиторов на основании решения суда на долю какого-либо из учредителей общества с ограниченной ответственностью может быть наложено взыскание. Это взыскание на основании части 1 статьи 25 Закона "Об Обществах" накладывается только в случае, если иного имущества должника не достаточно. Это подтверждается также и пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью: "…обращение взыскания на долю участника в уставном капитале общества по его долгам кредиторам может производиться по решению суда лишь при недостаточности (отсутствии) у данного участника другого имущества для покрытия долгов.

На практике встречается и такой способ изменения учредителей общества с ограниченной ответственностью как выкуп доли самим обществом.

Выкуп доли возможен в следующих случаях:

) когда согласно уставу общества с ограниченной ответственностью уступка доли участника другим участникам или третьим лицам допускается лишь с согласия других участников, однако такого согласия не получено;

) если уставом общества с ограниченной ответственностью запрещено отчуждение доли третьим лицам, а участники общества отказываются от приобретения ее у участника, намеренного произвести отчуждение доли;

) неполной уплаты участником своего вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью в предусмотренный при учреждении общества срок. Участнику в этом случае выплачивается действительная стоимость части доли пропорционально части внесенного им вклада;

) при выходе участника из общества с ограниченной ответственностью;

) при исключении участника из общества с ограниченной ответственностью по законному требованию других учредителей;

) при отказе участников общества с ограниченной ответственностью дать согласие на переход доли участника к его наследникам или правопреемникам реорганизованного (ликвидированного) юридического лица - участника общества.

В иных случаях общество не вправе приобретать доли в своем уставном капитале и совершенные в таких случаях сделки купли-продажи являются ничтожными.

Расчеты с учредителями при их выходе из состава учредителей общества с ограниченной ответственностью ведутся по действительной стоимости. Согласно части 3 статьи 25 ГК РФ действительная стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала общества. В случае, если такой разницы недостаточно для выплаты участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительной стоимости его доли, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Законом определена исключительная компетенция общего собрания, установлен порядок созыва как очередных, так и внеочередных собраний, порядок работы общего собрания.

Предусмотренный п.2 ст.33 Закона "Об обществах перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, не является исчерпывающим и уставом может быть расширен. В него включены: определение основных направлений деятельности общества, принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, изменение устава, внесение изменений в учредительный договор, утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества, принятие решения о реорганизации или ликвидации общества и т.д.

Этот перечень дополняется рядом вопросов, обозначенных в других статьях Закона, которые также должны быть решены общим собранием, совершением сделок, в которых заинтересованы руководящие работники общества, совершение крупных сделок и др. Общее, что характерно для вопросов исключительной компетенции собрания участников, - фундаментальность этих вопросов, долгосрочность действия принятых по ним решений, невозможность без ущерба интересам участников решить их в рабочем порядке.

Делегирование другим органам общества правомочий общего собрания по вопросам, которые отнесены к его исключительной компетенции, запрещено. Это допустимо лишь в случаях, предусмотренных законом, например уставом, может быть предусмотрено, что образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

Компетенция общего собрания не безгранична - ему не предоставлено право решать любые вопросы деятельности общества. И это справедливо: при всей своей значимости как формы выражения воли участников общества общее собрание все же является недостаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью.

В связи с этим п.4 ст.32 Закона "Об обществах" установил, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным и коллегиальным исполнительным органом общества.

Собрание участников общества с ограниченной ответственностью путем голосования по обсуждаемым вопросам реализует свое право на управление делами общества. Закон не увязывает число голосов, принадлежащих участнику общества, с размером его доли в уставном капитале. Равенство долей не предполагается, хотя и может быть предусмотрено уставом.

Решения общего собрания, как правило, принимаются большинством голосов участников общества с ограниченной ответственностью. Однако в ряде случаев, исходя из значимости для общества решаемого вопроса, Закон требует квалифицированного большинства и даже единогласия.

Одним из важных решений, принимаемых учредителями общества, является избрание его исполнительных органов. Если учредитель общества - одно лицо, исполнительные органы назначаются.

Следует считать, что избрание исполнительных органов должно произойти после заключения договора об учреждении ООО, то есть после выявления в надлежащей форме воли учредителей создать общество. Закон не содержит специальных указаний о том, как должно проходить собрание учредителей, определяя лишь, что утверждение устава и денежной оценки не денежных вкладов требует единогласия всех учредителей.

Одной из самых заметных новелл ГК РФ в части корпоративных отношений можно назвать возможность назначения в обществе нескольких единоличных исполнительных органов (ст.53 ГК РФ <#"justify">Нарушением признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Документы и документооборот обеспечивают само существование соответствующей корпорации как юридического лица и всю юридически значимую деятельность общества с ограниченной ответственностью. Поэтому для оптимальной организации управленческого процесса в обществе с ограниченной ответственностью принципиально важными являются правила о хранении документов общества, установленные в ст.50 Закона.

Общество обязано хранить следующие документы: учредительные документы общества, протокол общего собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки не денежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества, документ, подтверждающий государственную регистрацию общества, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества, положения о филиалах и представительствах общества, документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества, протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа и ревизионной комиссии, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля, иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами РФ, уставом общества, его внутренними документами.

Из выше сказанного следует, что общество с ограниченной ответственностью - это коммерческая организация, имеющая разделенный на доли участников уставный капитал и самостоятельно отвечающая по своим обязательствам.

В настоящее время общество с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной организационно-правовой формой хозяйственных обществ в Российской Федерации.

Вероятно, изменения в раздел Гражданского кодекса РФ о юридических лицах еще долго будут вызывать вопросы у практикующих юристов. Не ясны последствия новых норм: об органах - представителях юрлиц, о нескольких директорах и др.

Минэкономразвития подготовила доработанную версию поправок <#"center">Глава II. Особенности создания и прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью


§ 1. Общая характеристика процедуры создания ООО


Наряду с акционерными обществами по российскому законодательству одной из разновидностей хозяйственных обществ, создаваемых в целях осуществления предпринимательской деятельности, является общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее деятельность на свой риск.

Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с законом.

Согласно новой редакции ГК РФ, принятие общим собранием решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, должны удостоверяться нотариусом (п.3 ст.67.1 ГК РФ <#"center">§ 2. Виды и порядок реорганизации ООО


Одним из способов прекращения и в определенных случаях - возникновения юридического лица является реорганизация.

Формы реорганизации определены ГК РФ и Законом "Об Обществах" императивно: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Другие формы законом не предусмотрены и не могут быть использованы.

Основные положения о реорганизации юридических лиц, в том числе обществ с ограниченной ответственностью, содержатся в статьях 57 - 60 ГК РФ.

При реорганизации общества (обществ) права и обязанности реорганизуемого общества переходят в порядке универсального правопреемства к другим обществам.

К правопреемникам может перейти весь комплекс имущественных прав и обязанностей реорганизуемого общества либо часть их. Не допускается лишь такая реорганизация, в результате которой права реорганизуемого общества оказались бы отделены от его обязанностей. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольно по решению самого общества.

Новая редакция ГК РФ предусматривает возможность реорганизации юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (например, слияния и присоединения), а также с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах.

Ограничения при проведении реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом (п.1 ст.57 ГК РФ <#"center">§ 3. Ликвидация ООО


Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация общества является, наряду с реорганизацией, формой прекращения юридического лица, но такого, при котором правопреемство не происходит.

Общество может быть ликвидировано добровольно - по решению его участников либо принудительно - по решению суда.

Вопрос о ликвидации общества с ограниченной ответственностью вносится на рассмотрение общего собрания его участников по предложению совета директоров (наблюдательного совета) - в тех обществах, где таковой образован, - исполнительного органа или любого участника общества независимо от размера или числа имеющихся у него долей.

Законом даже примерно не определены причины, по которым общество может быть ликвидировано в добровольном порядке. Пункт 2 ст.61 ГК РФ указывает лишь две из них: истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано.

Необходимость выносить на общее собрание вопрос о прекращении деятельности общества в связи с истечением срока, на который оно было создано, можно объяснить тем, что большинство участников пожелает продлить этот срок или вовсе отказаться от определения срока. Однако если срок в учредительных документах определен и по его истечении исполнительный орган общества будет совершать какие-либо сделки, то возникшие из них обязательства нельзя рассматривать как обязательства общества, ответственность по ним должно нести лицо, вступившее в сделку.

Иначе, если речь идет о прекращении в связи с достижением цели - здесь решение собрания необходимо, так как следует установить, достигнута ли поставленная цель. Основанием добровольной ликвидации общества может послужить нецелесообразность его дальнейшего существования, в частности явная недостижимость цели, поставленной при его создании.

Решение о добровольной ликвидации принимается и в случае, когда стоимость чистых активов общества уменьшилась и стала ниже уровня минимального размера уставного капитала. Решение о ликвидации общества должно быть незамедлительно письменно сообщено органу государственной регистрации по месту регистрации общества (п.1 ст.62 ГК РФ).

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

) в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст.65 ГК РФ основанием принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство) общества. Условия и порядок объявления общества несостоятельным (банкротом) определены Законом о банкротстве.

Внешним признаком банкротства общества считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с установленной даты их исполнения.

При добровольной ликвидации завершение дел общества возлагается на ликвидационную комиссию, которая после ее назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе выступать в суде. Субъектом правоотношений остается общество, находящееся в состоянии ликвидации, и потому все сделки, заключаемые в этот период от имени общества, должны содержать указание о том, что общество находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации общества.

При ликвидации общества, в состав участников которого входит государство - Российская Федерация или субъект Российской Федерации - или муниципальное образование, необходимо включение в состав ликвидационной комиссии представителя соответствующего органа по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления.

В общих чертах порядок ликвидации может быть определен следующим образом.

Ликвидационная комиссия публикует в органе печати, в котором обычно помещаются сведения о государственной регистрации юридических лиц, информацию о предстоящей ликвидации общества с точным указанием его реквизитов, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Предоставляемый кредиторам срок для заявлений в ликвидационную комиссию не может быть меньше двух месяцев (п.1 ст.63 ГК РФ). Если общество к моменту ликвидации не имеет обязательств перед кредиторами, то в результате ликвидационных мер его имущество будет распределено между участниками. Как правило, имущество распродается (в том числе с торгов), а между участниками распределяются денежные средства, вырученные от распродажи.

Кроме общей публикации, ликвидационная комиссия должна принять и другие меры, чтобы выявить кредиторов и предложить им заявить свои требования к ликвидируемому обществу. Всем известным кредиторам направляются письменные уведомления о ликвидации общества. Уведомление содержит информацию о размере долга общества адресату и предложение в установленный срок предъявить требование в ликвидационную комиссию. Когда срок для заявления требований истек, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. В промежуточном балансе отражается состав имущества ликвидируемого общества, т.е. данные об активах и заявленных кредиторами требованиях, которые могут быть удовлетворены за счет имеющихся активов. Должны быть учтены не только ликвидные требования, но и требования, срок платежа по которым еще не наступил. Ликвидационная комиссия дает заключение по поводу удовлетворения предъявленных кредиторами требований. Для последующего удовлетворения требований существенно значим факт своевременности их заявления, указанный в промежуточном балансе. Требования, заявленные своевременно, удовлетворяются преимущественно перед требованиями кредиторов, которые были переданы до окончания работы ликвидационной комиссии, но с пропуском объявленного срока (п.5 ст.64 ГК РФ).

Промежуточный баланс утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью по согласованию с органом, в котором ликвидируемое общество было зарегистрировано. Согласование может быть проведено в письменной форме или путем участия представителя указанного органа в общем собрании.

Требования кредиторов удовлетворяются в первую очередь из денежных средств ликвидируемого общества. При недостаточности денежных средств ликвидационная комиссия продает имущество общества с ограниченной ответственностью с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты денежных сумм кредиторам производятся в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ, со дня утверждения общим собранием участников промежуточного баланса. Лишь кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении одного месяца с даты утверждения промежуточного баланса. При недостаточности имущества для полного удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди выплаты производятся соразмерно заявленным требованиям, т.е., например, на рубль заявленных требований может прийтись 20 копеек, если сумма стоимости оставшегося имущества в пять раз меньше суммы заявленных требований.

Заключительным актом работы ликвидационной комиссии является составление ликвидационного баланса, который утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью по согласованию с органом, в котором зарегистрировано ликвидируемое общество.

Этим завершается работа ликвидационной комиссии, но до ее завершения кредиторы, которым ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении требований, вправе обратиться с иском в суд. При удовлетворении иска кредитор получает выплаты за счет имущества ликвидируемого общества, оставшегося после удовлетворения кредиторов, своевременно заявивших о своих требованиях. Документы, связанные с ликвидацией, передаются в государственный орган, где было зарегистрировано ликвидированное общество.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Заключение


Общество с ограниченной ответственностью на сегодняшний день один из самых популярных видов юридического лица, созданного для осуществления предпринимательства.

Правовую основу создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью в Российской Федерации составляют два базовых закона - ГК РФ и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"

ООО является коммерческой организацией, основанной на объединении капиталов. По сравнению с акционерным обществом общество с ограниченной ответственностью является более простой формой предпринимательства, удобной для организации малого и среднего бизнеса.

Основные проблемы, выявленные в результате исследования темы в соответствии с поставленными целями и задачами:

.В сентябре были внесены изменения в ГК РФ, касающиеся деятельности ООО, но однако сам закон в настоящее время изменений не претерпел. Поэтому налицо много правовых коллизий, однозначных решений которых в данный момент нет.

2.Теперь в качестве единоличного исполнительного органа может выступать как физическое, так и юридическое лицо (раньше - только физическое лицо). При этом в законе об ООО по-прежнему указано, что единоличным исполнительным органом может быть только физическое лицо - при условии, что дела общества не ведет управляющий.

.Новая редакция ГК РФ предоставляет возможность назначения двух директоров, но не содержит положений о том, как действовать, если директорами по одному и тому же вопросу принимаются противоположные решения. Более того, не было введено каких-либо уточняющих положений в отношении разделения ответственности между несколькими директорами, действующими совместно. Также остается открытым вопрос, какой из нескольких директоров будет исполнять функции председателя коллегиального исполнительного органа при его образовании в обществе.

.Изменены правила оплаты уставного капитала при создании хозяйственного общества. Согласно изменениям по общему правилу учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества. Остальную часть уставного капитала хозяйственного общества его участники обязаны внести в течение первого года деятельности общества.

.Новая редакция ГК РФ предусматривает проведение независимым оценщиком денежной оценки любого неденежного вклада, но по закону об ООО независимый оценщик должен привлекаться, только если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более 20 тыс. руб

.С внесение изменений в ГК РФ от 1 сентября 2014 года вводится понятие корпоративного договора. Он же - договор об осуществлении корпоративных (членских) прав, но в законе об ООО о виде такого договора не говорится.

7.Новая редакция ГК РФ предусматривает возможность реорганизации юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (например, слияния и присоединения), а также с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. Ограничения при проведении реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом (п.1 ст.57 ГК РФ <#"justify">На основании изложенных мною проблем, считаю необходимым внести поправки в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", привести его в соответствие с новой редакцией ГК РФ, а также издать Пленум Верховного Суда РФ, в котором были бы разъяснены все спорные и неясные моменты, касающиеся деятельности Обществ с Ограниченной Ответственностью, поскольку многочисленные вопросы и юридические проблемы, которые неминуемо возникают при их функционировании, затрагивают интересы многих лиц. Разрешение этих вопросов будет способствовать успешному функционированию обществ, а значит - и предпринимательской деятельности в целом.

Список литературы


Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014, N 31, ст.4398.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015) // Российская газета. 1994 г.8 декабря.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996 г. N 5, ст.410.

.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета. 1998 г.6 августа.

.Федеральный закон от 2 декабря 1990г. О банках и банковской деятельности (ред. от 29.12.2014), (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Российская газета. 1996 г.6 февраля.

.Федеральный закон от 8 февраля 1998г. Об обществах с ограниченной ответственностью (ред. от 05.05.2014), (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Российская газета. 1998 г.17 февраля.

.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ред. Федерального закона от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 24.

.Федеральный закон от 26 октября 2002г. О несостоятельности (банкротстве) (ред. от 29.12.2014), (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2015) // Российская газета. 2002 г.2 ноября.

.Федеральный закон от 26 июля 2006г. О защите конкуренции (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2006 г. N 31 (1 ч.), ст.3434.

.Закон СССР от 26 мая 1988 г. О кооперации в СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22, ст.355

.Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. О собственности в РСФСР // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30, ст.416.

.Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. О предприятиях и предпринимательской деятельности // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990, N 30, ст.418.

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999г. № 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц // Российская газета. 2002г.22 мая.

Акты судебных органов

15.Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6373/99 от 16 сентября 2014г. // Вестник ВАС РФ. 2014г. № 10.

16.Определение ВАС РФ от 1 октября 2013 г. № ВАС-13083/13 <#"justify">Литература

Учебники и монографии

19.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Отв. ред. проф. Садиков О.Н. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2014. - 300 с.

20.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. Сергеева А.П. - М.: Проспект, 2014. - 245 с.

.Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью/ Борисов А.Н. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2014. - 270 с.

.Авилов Г.Е. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Учебник. / Г.Е. Авилов; - М.: Проспект, 2015. - 300 с.

.Голованов Н.М. Юридические лица. Способы образования: Учебное пособие. / Н.М. Голованов; - М.: Юрист, 2013. - 200 с.

.Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: Учебник / Под ред.Н.Ю. Кругловой; - Образовательно-издательский центр "Академия", 2014. - 380 с.

.Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Т.3.: Учебник. / К.П. Победоносцев; - Издательство АСТ, 2013. - 400 с.

.Сергеева А.П. Гражданское право: Учебник. Часть I. / Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого; - Издательство Версия, 2014. - 400 с.

.Суханова Е.А. Гражданское право. Учебник. Том I. // Под ред. Е.А. Суханова; - Издательский дом Российской академии образования, 2014. - 380 с.

.Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностью: органы и структура управления: курс лекций. / М.Ю. Тихомиров; - М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2015. - 330 с.

.Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т.1.: Учебник. / Г.Ф. Шершеневич; - М.: Спарк, 2014. - 300 с.

Статьи, рецензии

30.Дискуссии в отношении новой редакции Гражданского Кодекса РФ / Л.И. Михеева // Журнал российского права. - 2014. - № 11. - С.23-25.

31.Противоречия в законе, регулирующем деятельность ООО / И.О. Шиткина // Журнал "Законность. - 2015. - № 10. - С.7-10.

.Новое в федеральном законодательстве об ООО / А.А. Егоров // Журнал "Бизнес-адвокат. - 2014. - № 11. - С.34-36.

.Новеллы ГК РФ в 2014г / Е.И. Суханов // Журнал "Право и экономика. - 2014. - № 3. С.16-22.

.Новые положения о юридических лицах / Ирина Дюбина // журнал "Хозяйство и право. - 2015. - № 1. С.13-19.

.Новые положения о юридических лицах / Александра Астафьева // Журнал "Хозяйство и право. - 2015. - № 1.С. 19-21.

.Правовое положение участников ООО / Евгений Жилин // Журнал "Хозяйство и право. - 2015. - № 2. С.11-14.

.Правовое положение участников ООО / Евгения Фролова // "Российская юстиция. - 2014. - № 11. С.13-19.

.Специфика прав и обязанностей участников общества с ограниченной ответственностью / Петникова О.В. // "Право и экономика. - 2015. - № 1. С.33-39.

.Имущественный выдел из общества с ограниченной ответственностью / К.Н. Соколовский // "Российская юстиция. - 2014. - № 9. С.22-26.

Электронные ресурсы

40.Доступ из СПС Консультант Плюс: #"justify">41.Доступ из СПС Гарант: http://www.garant.ru/