Тема: Правовое положение осужденных

  • Вид работы: Контрольная работа
  • Предмет: Основы права

Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Уголовно-исполнительное право»

На тему: «Правовое положение осужденных»





Выполнил: студент 5 курса

юридического факультета

заочной формы обучения

Смелов Алексей Федорович

Проверил: Козлов Александр Евгеньевич





Санкт-Петербург


Содержание


Введение

1. Правовой статус лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы

.1 Правовое положение осужденных к лишению свободы - отражение требования и реализации принципа законности

1.2 Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы

2. Международные стандарты обеспечения прав осужденных к лишению свободы и их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России

Заключение

Список использованной литературы

осужденный правовой исполнительный законность

Введение


Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите наравне со всеми гражданами России.

Государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных. В последнем случае речь идет о законных интересах не только осужденных, но и их родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц, с которыми осужденный связан теми или иными правоотношениями. Наказывая виновного в конкретном преступлении, государство не может ущемлять интересы этих субъектов, никоим образом не связанных с совершенным деянием. Такое правило должно быть соблюдено и в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Законность реализации на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов.

В современных условиях обеспечение правопорядка в Российской Федерации остается не на должном уровне. Меры по противодействию преступности, особенно ее организованным формам, не приносят желаемого результата, поскольку не всегда реализуются последовательно и целеустремленно.

Вследствие этого криминальная обстановка в стране остается достаточно сложной, что создает в обществе атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне.

Однако, несмотря на крайнюю остроту сложившейся криминальной ситуации в России, деятельность силовых структур, правоохранительных и иных государственных органов, судов по борьбе с уголовной преступностью должна строиться на неукоснительном соблюдении законности, охраны прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших. К числу последних относятся лица, отбывающие наказание (осужденные), усиление юридических гарантий прав и законных интересов которых представляется необходимым во избежание произвола государственной власти в борьбе с уголовной преступностью.

Уголовное наказание представляет собой меру государственного принуждения, существенно изменяющего правовое положение (статус) гражданина. Но каким бы суровым оно не было, за осужденными всегда сохраняется определенная сфера дозволенного поведения, состоящая из субъективных прав и законных интересов, которыми он пользовался до осуждения. Из указанных субъективных прав и законных интересов, а также юридических обязанностей (нередко и запретов) складывается правовое положение лиц, отбывающих наказания.

Правовое положение осужденных неодинаково, как различны виды наказаний, которые назначаются осужденному за совершенное преступление. Есть наказания без изоляции осужденного от общества (например, штраф, увольнение от должности, конфискация имущества), которые затрагивают лишь отдельные сферы жизнедеятельности человека, - его имущественные или трудовые отношения.

Имеется наказание в виде лишения свободы, которое существенно изменяет правовой статус гражданина вследствие применения к нему наиболее суровых карательных правоограничений.

Независимо от вида уголовного наказания правовой статус осужденных испытывает влияние и иных факторов. В числе таких факторов важное место занимают международные акты, гарантирующие соблюдение прав человека, и цивилизованные нормы обращения с лицами, отбывающими наказание или подвергнутыми заключению в той или иной форме. Действующее уголовно- исполнительное законодательство в основном отвечает принятым на себя Россией как правопреемницей СССР международным нормам и стандартам.

Однако сложность современного этапа социально-экономического развития России не позволяет реализовать некоторые положения международных актов в законодательстве и практике органов, исполняющих наказания.

Целью работы является изучение правового положения осужденных к лишению свободы.

Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:

. Научный анализ сущности и содержания правового статуса осужденных к лишению свободы,

. Изучение содержания правового статуса осужденных.

. Выявление проблем реализации правового статуса осужденных

.Разработка предложений, по совершенствованию уголовного исполнительного законодательства.

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в сфере реализации прав и свобод осужденных.

Предметом исследования являются нормы уголовного исполнительного законодательства, устанавливающие правовой статус осужденного.

1. Правовой статус лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы


1.1Правовое положение осужденных к лишению свободы - отражение требования и реализации принципа законности


Уголовное наказание в виде лишения свободы представляет собой изоляцию осужденных путем их помещения в специальные государственные учреждения. Содержание их изоляции носит строго правовой характер, в уголовно-исполнительных правоотношениях они выступают как их основной субъект. Лишение свободы кардинально меняет образ жизни осужденного. С момента прибытия в исправительное учреждение его поведение детально регламентируется законом. Правовой регламентации кроме правоограничений карательного характера подвергаются практически все сферы жизнедеятельности осужденного, в том числе такие, которые в обществе регулируются нормами нравственности, этики и морали. Это вызвано, с одной стороны, потребностью упорядочить совместное содержание значительного числа преступников, сосредоточенных на относительно небольшой территории, а с другой - необходимостью четкого определения требований персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, рамками правовых установлений. Таким образом, обеспечивается возможность осуществления осужденными своих прав и законных интересов, не ограниченных законом, либо специально установленных уголовно-исполнительным законодательством.

Детальная регламентация процесса исполнения наказания в виде лишения свободы, а значит, и правового положения лиц, его отбываюших, затруднена из-за разнообразия отношений, в которых участвует осужденный. В этой связи значительное число норм, относящихся к сфере уголовно-исполнительного права, сосредоточено не только в законе, но и в подзаконных, главным образом ведомственных, нормативных правовых актах.

Осужденные к лишению свободы, как субъекты уголовно-исполнительных правоотношений в сфере исполнения наказания обретают определенное правовое положение (статус). Как граждане государства они обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью. Данные конституционные положения обуславливают содержание нормативных правовых актов, закрепляющих ограничения их общегражданских прав и свобод, а также определяющих специальный статус осужденных.

Четкое определение в законе правового положения осужденных является гарантией обеспечения законности в деятельности исправительных учреждений.

Основу правового режима исполнения и отбывания лишения свободы составляют, прежде всего, юридические обязанности осужденных и субъективные права, а также законные интересы. Они определяют всю процедуру уголовно-исполнительной деятельности по достижению поставленных перед наказанием целей, в первую очередь - исправления осужденных.

Правовое положение осужденных, отбывающих лишение свободы на определенный срок, - это, определяемое нормами Конституции РФ, уголовно-исполнительного законодательства и иных федеральных законов, положение осужденных в процедуре отбывания уголовного наказания, при сохранении в нем, не ограниченных законом общегражданских прав и законных интересов, а также обязанностей. Трактовка настоящего понятия правового положения осужденных к лишению свободы в целом совпадает с закрепленным в ч. 2 ст. 10 УИК РФ понятием правового положения осужденных к уголовным наказаниям.

В теории права принято выделять три вида правового статуса личности: общий гражданский правовой статус, специальный правовой статус определенной категории граждан и индивидуальный правовой статус гражданина.

Правовое положение осужденных к лишению свободы - один из видов специального правового статуса.

Основу специального правового статуса осужденных к лишению свободы, составляет общегражданский правовой статус. Это обусловленной сохранением за осужденными к уголовному наказанию лицами гражданства России согласно положению ч. 3 ст. 6 Конституции РФ. В ней закреплено, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Поэтому в Федеральном законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. отсутствует основание лишения гражданства в связи с осуждением гражданина к уголовному наказанию. Кроме того, согласно норме п. «б» ст. 20 указанного закона лицо, осужденное за преступление, на период отбывания уголовного наказания ограничивается в праве на удовлетворение решения о выходе из гражданства России.

Гарантии права осужденных к лишению свободы на гражданство РФ, отражают требования международных актов по вопросам обращения с осужденными, дух принципов законности, демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Это обстоятельство, как отмечается в пенитенциарной науке, позволяет повышать воспитательный потенциал наказания и формировать гражданские чувства осужденных.

Осужденные к лишению свободы пользуются без каких-либо существенных ограничений правами в сфере наследственных, брачно-семейных, трудовых и иных отношений.

Осужденные являются субъектами как общих, гражданских, так и специальных, присущих только условиям отбывания наказания в виде лишения свободы, правовых отношений. Однако основанием возникновения их специального статуса является вступивший в законную силу приговор суда, обращенный к исполнению. Осужденный как субъект уголовно-исполнительных правоотношений, наделяется законом специальными правами, у него появляются законные интересы и он принуждается к выполнению юридических обязанностей.

В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и гражданина. Осужденные к лишению свободы в целях изоляции и ограничения в свободе передвижения, выборе места жительства и места пребывания помещаются в специальные исправительные учреждения и содержатся там под охраной и постоянным надзором. Особенность применяемого к осужденным государственного принуждения заключается в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а также применения исправительного воздействия. В нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения, ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России, регулируемые указанными отраслями законодательства.

В условиях исполнения и отбывания наказания происходят ограничение общих прав граждан, их конкретизация или дополнение. Конкретизация выражается как в уточнении субъективных прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их содержания. Например, конкретные права и обязанности осужденных к лишению свободы в сфере получения ими общего образования дополняются положением о том, что для лиц, не достигших 30 лет это требование является обязательным. Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только условиям отбывания наказания в виде лишения свободы.

В содержании правового положения осужденных к лишению свободы доминирующую роль играют нормы уголовно-исполнительного права, формирующие специальный их статус. Вместе с тем, значительный круг отношений, осужденных регулируется нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. Например, нормы, определяющие гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы.

По своему содержанию правовой статус осужденных к лишению свободы представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется их положение, как совокупность прав, законных интересов и обязанностей, выраженная в нормах различных отраслей права.

Правовое положение осужденных к лишению свободы, как и других категорий осужденных, в советский период в России законодательно определялось не в полной мере и без отражения этого понятия в НТК РСФСР 1924 г. и ИТК РСФСР 1933 г. Само понятие правового положения осужденных к лишению свободы и исправительным работам впервые было закреплено лишь в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г. Оно определялось как ст. 8 «Правовое положение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и исправительных работ»:

Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы и исправительных работ, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, с ограничениями прав и свобод человека и гражданина, предусмотренными федеральным законом для осужденных, а также с ограничениями, вытекающими из приговора суда и режима, установленного настоящим Кодексом для отбывания данных видов наказаний.

Правовое положение осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и исправительных работ, определяется законодательством Российской Федерации, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима, установленного настоящим Кодексом для отбывания данных видов наказаний.

Данное законодательное закрепление правового положения осужденных к уголовным наказаниям вообще и лишению свободы в частности было в определенной степени несколько широким и своим смыслом его пределы выводило за рамки права - допускало возможность ограничений общегражданского статуса осужденных не только законом, но и приговором суда и режимом отбывания наказания. Такое его выражение противоречило принципу законности и подвергалось критике в науке уголовно-исполнительного права.

Новое определение в УИК РФ правового положения осужденных фактически означало переориентацию с разрешительного на общедозволительный принцип правового регулирования в уголовно-исполнительном праве. Это ставило в более определенные и предпочтительные правовые условия осужденных, способствовало реализации принципа законности, усилению правовых гарантий прав осужденных.


.2 Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы


Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, которое осуществляется путем реализации правовых ограничений, возложения на осужденного специальных обязанностей, наделение его правами, вытекающими из характера процедуры исполнения и отбывания наказания.

Для государства, при определении пределов правовых ограничений осужденному, в качестве исходного правового начала выступает общеправовой гражданский статус такого лица.

В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных к лишению свободы представляет разновидность специального правового статуса лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправите гьные работы и т.д.).

Правовой статус осужденных к лишению свободы предполагает необходимость, с одной стороны, в рамках правового формата обеспечить реализацию прав осужденных, их законных интересов, выполнение обязанностей, а с другой - обеспечить исправительные учреждения правовыми средствами исполнения наказания, принуждения осужденных к отбыванию наказания, соблюдению порядка и дисциплины в исправительных учреждений, а также предупреждения среди них новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления.

Ограничения осужденных к лишению свободы в конституционных правах и свободах необходимо оценивать исходя из их социального значения в удовлетворении потребностей и интересов личности. В соответствии с этим все права и свободы личности можно подразделить на три группы: личные, политические и социально-экономические.

Личные права и свободы - это, гарантированные законом и иными социальными институтами права человека, которые характеризуют содержание самоорганизации личности и служат препятствием для незаконного и неодобряемого вторжения в личную жизнь и внутренний мир, а также всякого рода внешнего посягательства.

Личные права и свободы человека объединяют в себе право на: жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных лереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободное определение и указание своей национальной принадлежности, пользование родным языком, свободный выбор языка общения, обучение и творчество, свободное передвижение по территории Российской Федерации, выбор места пребывания и места жительства, свободу совести и вероисповедания (ст. 20-28 Конституции РФ).

Право осужденного на жизнь имеет естественную природу и как социальная ценность получает свое выражение в политико-правовых актах государства. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осужденные к лишению свободы. Неприкосновенность личности в нормах уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется в право осужденных на личную безопасность (ч. 2 ст. 13 УИК РФ), что позволяет конкретному лицу обратиться с заявлением к любому сотруднику исправительного учреждения с заявлением о возникновении в отношении его угрозы личной безопасности. В свою очередь должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности такому лицу. Осужденные, независимо от их согласия, не могут быть объектом медицинских экспериментов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 12 УИК РФ).

Достоинство личности осужденного не только охраняется государством без каких-либо ограничений, (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ), но и является основой для проведения и ним ресоциализационной работы. Европейские тюремные правила, принятых Советом Министров европейских стран в феврале 1987 г., особо подчеркивают это обстоятельство.

Гарантиями охраны чести и достоинства осужденных служат нормы ч. 4 ст. 24 УИК РФ, которые не позволяют представителям средств массовой информации и иными лицами производить кино-, фото-, видеосъемку осужденных, брать у них интервью без их письменного согласия.

Процедура исполнения лишения свободы не ограничивает права осужденных на выражение своей национальной принадлежности. Это касается и языка их общения во взаимодействии с администрацией ИУ и в решении других вопросов, связанных с отбыванием наказания, а также с реализацией иных своих прав. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами в соответствующие органы, общественные объединения «на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания» (ч. 5 ст. 12 УИК РФ).

Учитывая значимость в культуре осужденных, в их нравственном развитии убеждений, религиозного и иного сознания, законодатель особым образом сделал акцент на обеспечении права осужденных на свободу совести и свобода вероисповедания. Затем это право осужденных было закреплено в ст. 14 УИК РФ и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», которые предусматривали возможность совершения религиозных обрядов и церемоний в местах лишения свободы.

Осужденные к лишению свободы прямо ограничены в праве на свободу передвижения. Они обязаны весь срок наказания находиться в исправительном учреждении. Им запрещено нарушать линию охраны объектов исправительных учреждения. Побег из мест лишения свободы согласно ст. 313 УИК РФ является преступлением.

Право на свободу передвижения осужденных к лишению свободы ограничивается значительно, практически в полном объеме. На период отбывания наказания для них вместо права на свободу перемещения устанавливается специальный режим их изоляции: минимальной - в колониях-поселениях, средней - в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов на общих или облегченных условиях содержания и на общих, облегченных или льготных условиях в воспитательных колониях и максимальной - в исправительных колониях особого режима, тюрьмах, а также ШИЗО, ПКТ и одиночных камерах.

Вместе с тем в зависимости от поведения осужденных степень их изоляции может изменяться как в сторону смягчения, вплоть до условно-досрочного освобождения, так и в сторону ужесточения, вплоть до перевода в исправительное учреждение с более строгим режимом содержания.

Политические права и свободы - это закрепленные в Конституции РФ права граждан на участие в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством и обществом, а также на свободу политического самоопределения. Они включают в себя свободу мысли и слова, право на объединение в общественные организации, на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 29-33 Конституции РФ). Эти права осужденных также на период отбывания наказания ограничиваются путем установления форм контроля, приостановления действия.

Осужденные могут свободно высказывать свои мысли, суждения и убеждения по любым вопросам, как в устной, так и в письменной форме, но специфика осуществления изоляции заключается в том, что за ними осуществляется надзор в целях контроля за их поведением. Поэтому объективированные их мысли подвергаются оценке: выступления, суждения, высказывания, угрозы, обращения. Культурно-массовые, спортивные мероприятия осужденных и работа их актива проводятся под контролем администрации ИУ, переписка и публикации осужденных подвергаются цензуре (ч. 2 ст. 91, ч. 1 ст. 111 УИК РФ).

Право граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ) в условиях мест лишения свободы не может быть реализовано. Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях, на наш взгляд, нельзя признать формой объединения граждан. Это особая форма ограниченной самоорганизации осужденных в целях развития полезной инициативы, коллективных начал, духовности, творчества, физических и личных способностей. Таким образом, через самодеятельные организации осужденные имеют возможность на самоорганизацию, самовыражение, проявление способностей работать в специфической общности. Участие осужденных в самодеятельных организациях учитывается при определении степени их исправления.

Как уже отмечалось, Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим в исправительных учреждениях исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Осужденные имеют возможность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных газетах учреждения, но все собрания и печать организуются и находятся под контролем администрации.

Наличие гражданства конкретного человека указывает на политико-правовую, социальную, идейно-нравственную связь и взаимную ответственность индивида и государства. Гражданство человека - это не только юридическое оформление его статуса. Содержательная сторона права на гражданство для физически и психически здорового человека достаточно емко выражается в признании его субъектом политических отношений (участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным). На эту важную сторону гражданства достаточно емко обратил внимание М.В. Баглай: «Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства». Осужденные к лишению свободы ограничены в праве на участие в управлении делами государства (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Они не могут избирать и быть избраны в представительные органы власти. Это положение Конституции РФ, на наш взгляд, сводит на нет право осужденного на гражданство. Лицо, осужденное к лишению свободы, как правило, за тяжкое или особо тяжкое преступление, порицается судом от имени государства за противоправное и явно аморальное поведение. Вместе с тем, отбывание наказания - есть процесс реабилитационный по своему правовому (юридическому) смыслу. Приговор суда, представляющий акт правосудия государства, имеет как ретроспективное, так перспективное значение. Ретроспективное значение его заключается в том, что, в нем виновное лицо порицается в совершении преступления и устанавливается его ответственность в форме наказания или иной меры уголовно-правового характера. Вместе с тем, приговор ставит осужденного в положение субъекта, который через процедуру исполнения и отбывания наказания имеет возможность стать правопослушным гражданином и он именно идентифицирует себя в этом качестве в настоящем и будущем. Для того, чтобы такая идентификация личности осужденного имела место после вынесения приговора, надо признать, что акт правосудия степенью своего порицания формально «отделяет» его от преступления, переводя из категории преступника в категорию лица, обремененного уголовной ответственностью, - осужденного. Это порождает и юридические, и психологические, и социальные предпосылки перспективы исправления осужденного. Однако, Конституция РФ, существенно ограничивая осужденного в правах, как гражданина Российской Федерации, лишая его избирательного права на период отбывания лишения свободы. Тем самым существенно на наш взгляд, деформируется статус осужденного, как гражданина государства, и ослабляется исправительная роль правосудия (правовую связь осужденного и государства становится ограниченной и формальной). Нам представляется, что конституционное ограничение осужденных к лишению свободы активного избирательного права должно быть отменено. И от этого негативного советского наследия необходимо решительно отказаться. Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только не дублирует данное конституционное ограничение, но и закрепляет принцип равенства осужденных перед законом. Однако только осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, согласно норме ч. 3 ст. 32 Конституции РФ ограничены в праве избирать и быть избранным, а также в праве голоса на референдуме. Следует отметить, что в Конституции РФ и ФЗК «О референдуме» сформулировано данное ограничение не совсем определенно и точно. В них отмечено, что не имеют права избирать и быть избранными, также права голоса на референдуме граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Размытость данной нормы заключается в том, что в законодательстве России отсутствует закрепление понятия «места лишения свободы». Ряд авторов учебников Конституционного права РФ и Комментариев к Конституции РФ вообще не дают оценки норме ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, видимо, полагая, что она отвечает духу времени, международным правовым стандартам по правам человека, и не противоречит другим положениям Конституции РФ.

Следует отметить, что в законодательстве и теории права России употребляется ряд схожих понятий и категорий: «места лишения свободы», «места отбывания наказания», «места заключения», «лишение свободы» но отражающих не однозначные правовые явления.

Места лишения свободы в широком смысле слова - это понятие обобщающего значения, которое охватывает собой все легальные места изоляции личности: места предварительного заключения правонарушителей (ИВС), следственные изоляторы, исправительные учреждения, В узком смысле - это исправительные учреждения. Как мы выше отметили, законодательного выражения места лишения свободы нет. Хотя, Конституция РФ данное понятие употребляет.

Понятие места отбывания наказания сформулировано ст. ст. 47, 68, 73 УИК РФ применительно к осужденным к наказаниям в виде ограничения свободы, ареста и лишения свободы.

Места заключения употребляется как синоним мест лишения свободы, а также в качестве мест досудебного заключения (следственный изолятор).

Понятие лишение свободы в теории права употребляется в значении наказания в виде лишения свободы на определенный срок, а также для обозначения всех видов наказаний, связанных с изоляцией осужденных: лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части. Неопределенность конституционного понятия места лишения свободы по приговору суда позволяет по-разному трактовать как, так и связанные с ним последствия. Так, Л.В. Лазарев полагает, что законодатель в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ имел ввиду категорию осужденных к лишению свободы, которые «…сами лишили себя права участвовать в выборах и референдумах, преступив закон». Еще более оригинален подход в трактовке указанного правоограничения у С.А. Пяткиной. Она объясняет невозможность реализации указанного конституционного права «…спецификой данного вида наказания». Такой упрощенный подход к такой серьезной и более глубокой проблеме, мы полагаем, не допустим. Специфика наказания не является препятствием для реализации права голоса осужденных к лишению свободы. Кроме того, закон преступают и другие осужденные, совершая преступления небольшой и средней тяжести. Однако одним из них суд в качестве наказания назначает лишение свободы на определенный срок, а другим, - исправительные работы или осуждает, либо освобождает от его отбывания условно. При этом вторая категория осужденных не утрачивает активного избирательного права.

Григонис Э.П. и Григонис В.П. отмечают, что согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ «…лишены избирательных прав осужденные судом за совершение преступления к лишению свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) или пожизненно (ст. 57 УК РФ) и содержащиеся в местах лишения свободы, к которым, в соответствии с УК РФ и УИК РФ, относятся: колонии-поселения, исправительные колонии, воспитательные колонии для несовершеннолетних и тюрьмы.

Не лишаются избирательных прав лица:

осужденные к лишению свободы условно в порядке ст. 73 УК РФ;

условно-досрочно освобожденные от наказания в виде лишения свободы в порядке ст. 79 УК РФ;

лица, освобожденные от наказания в виде лишения свободы в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ);

беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей в возрасте до 8 лет, к которым применена отсрочка отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 82 УК РФ);

лица, осужденные судом к другим видам наказания, не связанным с лишением свободы, например, с изоляцией от общества, а именно к аресту (ст. 54 УК РФ), к содержанию в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ).

Данное ограничение избирательных прав не распространяется на лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, на подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу (арест, содержание под стражей) и содержащихся в условиях изоляции от общества в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. Однако это правило не распространяется на лиц, осужденных судом к лишению свободы и по различным обстоятельствам, предусмотренным УПК РФ и УИК РФ, содержащихся в следственных изоляторах (лица, доставленные в следственный изолятор для проведения следственных действий; осужденные, оставленные в следственном изоляторе для хозяйственной обслуги и др.).

Однако ни конституционное, ни избирательное, ни уголовно-исполнительное законодательство не содержат толкования правовой категории «места лишения свободы». Нет и такого понятия как «содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Возникает вопрос: Что имел в виду законодатель, формулируя данную норму?

Если буквально следовать норме, то осужденные к смертной казни, впоследствии помилованные, заменой им данного наказания лишением свободы на определенный срок или пожизненно, также осужденные к ограничению свободы, исправительным работам и обязательным работам, которым эти виды наказания заменены на лишение свободы, должны иметь право голоса. Они в местах лишения свободы содержатся на основания не приговора суда, а акта помилования либо иного решения суда, (дополняющего приговор).

Нам представляется, что в процедуре отбывания наказания, осужденный, будучи субъектом социальной реабилитации должен иметь максимально возможные для реализации гражданские права. В этом процессе особенно важны юридические и социальные гарантии государства в форме сохранения действия тех прав осужденных, которые определяют сущность гражданских прав осужденных. Речь идет о возможности сохранения таких политических прав, как право участия осужденных в выборах. Отнимая право голоса у осужденных (ограничивая) государство делает их гражданство достаточно формальным и пассивным, сводя его в основном к обозначению принадлежности субъекта к государству, наделением его правом поживать на территории государства, возложением обязанностей выполнять законы государства. Дело в том, что осужденные к лишению свободы, оказались причастны к криминалу в силу и объективных социальных условий в стране в конкретный исторический период. Осужденные через право голоса могли бы не только реализовать себя как граждане и члены общества, но и влиять на политические и социальные процессы в стране. Исключать их из этого процесса, - значит делать демократию в стране усеченной и недостаточно эффективной.


2. Международные стандарты обеспечения прав осужденных к лишению свободы и их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России


На содержание правового положения осужденных к лишению свободы оказывают влияния ряд факторов: социально-экономическое состояние страны, уровень и динамика преступности, соответствие уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, а также общепринятым международным стандартам обращения с осужденными и заключенными, степень цивилизации и гуманизации деятельности мест лишения свободы, исторически сложившиеся национальные особенности функционирования пенитенциарной системы. Международным правовым актам в сфере исполнения уголовных наказаний отводится особая роль важнейшего социального «инструмента»: фактора коррекции пенитенциарной политики, гуманизации принуждения в форме изоляции осужденных и заключенных; приданию пенитенциарным учреждениям формально определенных и одобренных мировым сообществом условий и методов работы, обобщенного и приемлемого опыта работы для исключения в местах изоляции правонарушителей нарушений прав человека. Российская Федерация позитивно восприняла нормы международного права, касающиеся защиты прав человека и является участником ряда международных договоров. В Конституцией Российской Федерации закреплен принцип верховенства общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации перед нормами национальной правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это положение зафиксировано и в Уголовно-исполнительном кодексе РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15 Конституция РФ, ст. 3 УИК РФ).

Международные документы, по проблемам прав человека в уголовно-исполнительной деятельности, позволяют унифицировать национальное законодательство, для обеспечения осужденным к лишению свободы равные юридические возможности по реализации своих прав и свобод в любом государстве мира. К настоящему моменту действуют ряд международных соглашений о правах человека, которые непосредственно влияют на содержание правового положения осужденных к наказанию в виде лишения свободы. Они обеспечивают защиту наиболее уязвимых для нарушения прав человека при применении принуждения в форме изоляции личности или создают для противодействия этому негативу должные политико-правовые предпосылки.

Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые достаточно полно определен правовой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как государство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интересы осужденных. Кроме того УИК РФ в отдельных статьях впервые определяет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвечающие требованиям международных стандартов, в частности: право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания наказания, право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания: право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания.

Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства в России является следствием признания и отражения рекомендаций международных норм права в правовой материи, а также применения в практике деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако имеются международные стандарты, практическое применение которых требует определенного времени и соответствующих материальных средств, в частности, это касается:

размещения осужденных в отдельных комнатах (камерах);

обеспечения права лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, на эффективную социальную и материальную поддержку после освобождения;

строительство новых и реконструкции старых мест содержания под стражей и учреждений, исполняющих наказания.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым обеспечить осуществление международного сотрудничества на базе изучения деятельности зарубежных тюремных систем, форм и методов работы по соблюдению прав человека в отношении лиц, лишенных свободы, апробирования методик обучения персонала, внедрения в практику работы территориальных органов УИС и учреждений, исполняющих наказания, принципов Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, Европейских пенитенциарных правил.

Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе наиболее актуально: 1) создание условий отбывания наказания, исключающих искажения требований закона; 2) иметь в местах лишения свободы такие места работы, которые бы удовлетворяли материальные, социальные и духовные интересы осужденных; 3) обеспечение защиты осужденных от негативного влияния субкультуры среды мест лишения свободы; 4) повышение профессионального уровня персонала исправительных учреждений; 5) оказание социально-реабилитационной помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания; 6) совершенствование уголовной политики, направленной на эффективное применение и исполнение альтернативных лишению свободы наказаний.

В целях приведения нормативно-правовой базы в области обеспечения прав осужденных в местах лишения свободы в соответствие с требованиями международных стандартов в уголовно-исполнительной системе осуществлен комплекс организационно-управленческих мероприятий:

Указом Президента РФ от 28.12.1996 г. №1783 создана Межведомственная комиссия РФ по делам Совета Европы;

руководителями Минюста и ГУИН изданы указания от 25.11.2002 г. №18/6/2-62 и от 06.12.2002 №18/5/4-145 о порядке ношения специальных средств; указание от 25.11.2002 №18/6/2-617 о снятии с окон камер решеток; указание от 02.12.2002 №18/11296-КЖ об усилении мер по выполнению санитарно-эпидемиологического надзора на объектах УИС.

В течение 2005 г. с участием ФСИН России разработаны и приняты 7 федеральных законов, 5 постановлений и 3 распоряжения Правительства Российской Федерации, направленные на совершенствование уголовно-исполнительной системы и соблюдение прав человека. Совместно с федеральными органами исполнительной власти проведена работа по сопровождению и доработке 13 законопроектов.

Создана вертикаль управления процессом обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, а также всех сотрудников и вольнонаемных работников УИС. Совершенствование правового положения осужденных в местах лишения свободы представляется целесообразным осуществлять по следующим направлениям:

В процессе воспитательной работы с лицами, осужденными к лишению свободы, акцентировать внимание на индивидуальном подходе к осужденным, поскольку «в каждом заключенном надо видеть человека, который нуждается в участии, во внимании к его жизненным проблемам. Такое отношение должно быть нормой общения для всего персонала системы».

Гуманизация наказания обусловливает качественно новый подход к кадровому обеспечению пенитенциарной системы. Это тем более важно, поскольку непосредственная реализация принципов уголовно-исполнительной политики, разработанных на законодательном уровне, замыкается на персонале пенитенциарных учреждений. В условиях реформирования отечественной уголовно-исполнительной системы усложнились задачи ее сотрудников. Особую актуальность приобретает задача повышения уровня гражданской ответственности сотрудников УИС.


Заключение


Правовое положение осужденных к лишению свободы является важнейшим субинститутом уголовно-исполнительного права.

Правовое положение осужденных к лишению свободы представляет собой разновидность специального правового статуса, в основе которого лежит правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Через содержание правового статуса осужденных к лишению свободы законодатель решает важные задачи наказания - реализацию уголовной ответственности в форме наказания (государственного принуждения), а также ресоциализации лиц, совершивших преступление (их исправление и предупреждение совершения новых преступлений, и их готовность к правопослушной жизни в обществе.

Нормы, определяющие правовое положение осужденных к лишению свободы достаточно существенно видоизменяют их общегражданский статус через правовую форму ограничения прав и свобод, наделение их специальными правами, возложения на них специфических обязанностей, а также стимулируя их исправление системой законных интересов.

Для оценки правового положения осужденных к лишению свободы их права и свободы подвергают классификации по категориям на: личные, политические и социально-экономические.

Наибольшим ограничениям при применении и исполнении лишения свободы подвергаются личные и политические права. Политическое избирательное право граждан ограниченно не в силу действия уголовного закона, а Конституции РФ. Тем самым карательный потенциал лишения свободы выходит за рамки, установленные уголовного закона, что требует либо дополнить ст. 56 УК РФ дополнительным правовым ограничением, либо таковое исключить из ч. 3 ст. 32 Конституции РФ.

Учитывая, что лишение свободы на определенный срок, один из самых строгих по объему кары видов наказаний, в котором изоляция осужденных существенным образом затрагивает личную и социальную сферу бытия каждого из них, включая интересы семьи, родственников и близких, государство вынуждено брать на себя решение целого ряда социальных вопросов в отношении лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Для осужденных эта обязанность государства выражается в их праве на социальные гарантии: создание надлежащих бытовых условий, обеспечение одеждой обувью по сезону, питанием, медицинским и санитарным обслуживанием, обучением, профессиональной подготовкой, привитием социально необходимых навыков и умений, документированием каждого из них (удостоверение личности, наличие профессиональной подготовки, указание на другие важные элементы индивидуального статуса).

Важным блоком специального статуса осужденных к лишению свободы являются правоограничения и обязанности, определяющие содержание отбывания наказания в виде лишения свободы.

На сегодняшний день не в полной мере отвечают требованиям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, Европейским пенитенциарным правилам места изоляции осужденных к лишению свободы (исправительные колонии). В них сохраняется концентрационных характер содержания осужденных, что осложняет среду их обитания, повышает риск заболевания туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями.

С проблемой отбывания наказания связана необходимость стимулирования правопослушного поведения осужденных и предупреждения уклонения от отбывания лишения свободы. Этот вопрос в теории уголовного и уголовно-исполнительного права изучен достаточно слабо. До настоящего времени проблема уклонения и злостного уклонения осужденных от отбывания лишения свободы не изучена. Побег осужденных из мест лишения свободы не признан пока наиболее опасной формой злостного уклонение от отбывания лишения свободы. Нуждается дополнительной теоретической оценке система наказаний осужденных к лишению свободы и процедура их применения.



Список использованной литературы


1.Европейские пенитенциарные правила // Защита прав человека в местах лишения свободы: Сб. нормативных актов и официальных актов / Отв. ред. Миронов О.О. - М.: Юриспруденция, 2003.

.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г.).

.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2006 г.).

.Закон РФ от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс Р СФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - №29. - Ст. Ст. 1687, 1688.

.Уголовный кодекс Российской Федерации. (1996 г.). - М.: ТД Велби, Проспект, 2012. - 176 с.

.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. (1996 г.). - М.: ТД Велби, Проспект, 2012. - 96 с.

. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право России. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2002. - 484 с.

.Добрынина М.Л. Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. №3.