Тема: Эмоциональная сфера человека

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Психология

Содержание


Введение

Глава 1. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека

1.1 Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности

1.2 Анализ исследования проблемы

Глава 2. Эмпирическое исследование

.1 Организация исследования

.2 Статистическая обработка данных

.3 Психологическая интерпретация полученных результатов

Заключение

Список литературы


Введение


Формирование эмоциональной сферы личности считается сложным процессом, который происходит под действием ряда внешних и внутренних причин. Причиной внешнего воздействия считается общественная среда, в которой находится человек, причиной внутреннего действия - наследственность, индивидуальности его физиологического становления.

Формирование эмоциональной сферы личности соответствует главным шагам ее психического становления, начиная с раннего детства до зрелого времени.

Психологический аспект. Для каждого шага отличителен определенный уровень нервно - психического реагирования индивида на разные воздействия общественной среды: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), эмоциональный (7-10 лет), эмоционально-идеаторный (12-18лет). В любом из данных шагов появляются чувственные, поведенческие, характерологические специфики, характерные тому либо иному возрасту.

Данные особенности отображают проявления нормального возрастного становления. эмоциональный адаптивный поведение психический

Актуальность. Важным направлением при исследовании развития личности выступает обнаружение особенностей психологической сферы людей. Это дает возможность создать рациональные обстоятельства для их личного развития и успешной общественной адаптации.

Новизна исследования содержится в том, что в отечественной психологии проведено экспериментально-психическое изучение эмоционально-личностных специфик детей и взрослых. Описаны отличительные для людей понимания мимики и психологического состояния человека.

Объект исследования - личность людей.

Предмет исследования - особенности развития эмоциональной сферы личности.

Основная гипотеза исследования. Эмоционально-личностное развитие людей существенным образом определяется спецификой понимания эмоций и эмоциональных состояний человека.

Цель - изучить особенности эмоциональной сферы личности.

Задачи:

)Сделать психологическую диагностику особенностей эмоциональной сферы человека;

)Провести эмпирическое исследование;

)Сделать выводы.


Глава 1. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека


.1Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности


Проблема воздействия чувств на поведение личности считается одной из важных в сегодняшней психологии. Существенное количество изучений отнюдь не исчерпали проблему, скорее, проявили ее глубину, обозначили диапазон направлений анализа психологии поведения. Исследование психологии эмоций позволяет увеличить представления об адаптивной психической активности, о причинах, которые обеспечивают эффективное поведение личности в процессе ее приспособления.

Как известно, эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и эмоциональную оценку реальности, организуя целостные формы действия, разрешающие простые и трудные адаптационные задачи. Эмоции воздействуют на ход развития и функционирования человека, компанию его действия. Выступая в качестве регуляторов действия, эмоции исполняют главную приспособительную функцию в системе взаимодействия человека с внешней средой, в обеспечении функциональных форм ее жизнедеятельности [3,с. 6].

Согласно представлениям Л. С. Выготского, Г. М. Бреслава, В. К. Вилюнаса, Л. К. Изарда, А. Н. Леонтьева и др., чувства, выступая в качестве регуляторов действия, исполняют главную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней сферой, обеспечивая функциональные формы его жизнедеятельности. Нарушения психологической регуляции действия, согласно современным изучениям, конкретно ведут к расстройству адаптации, общественно-эмоциональной деформации личности [7,с. 89].

Таким образом, значимость эмоций в управлении действием человека огромна, фактически все ученые эмоциональной сферы фиксируют мотивирующую значимость чувств, связывают впечатления с потребностями и их удовлетворением.

Почти все современные ученые замечают, что в структуре дезадаптивного действия личности немалое место занимают нарушения, совершенные на фоне особенных психологических состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, враждебность, завышенная ригидность, личная и реактивная тревожность, временные ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, подавленность, страхи разного генеза, эмоциональная интенсивность переживаний, неустойчивый фон настроения, раздражительность, состояние завышенного психологического напряжения [8 с. 11].

Рядом исследователей тщательно исследованы разные проявления дезадаптации, в том числе и психологической, но важной остается проблема значения эмоциональной сферы в адаптации личности. В особенности принципиальным считается изучение процесса адаптации и ее устройств в любом возрасте.

Конкретно подростковый возраст связан с функциональным формированием личности и ее психологической сферы. Весь этот момент представляет собой значительную перестройку ранее сформировавшихся психологических структур и происхождение новых. Этот сложный и долгий ход адаптации подростка к новым общественным условиям собственного становления, сопровождающийся целой палитрой специфичных (нередко внутренне конфликтных) переживаний, выявляет подготовленность к адаптационному действию как фактору личного становления.


1.2 Анализ исследования проблемы


Анализ начался с определенного подхода, который гарантирует исследование темы во всей его структурно-информативной сложности с учетом обилия внешних "надсистемных" взаимосвязей. Система, обеспечивающая психическую активность, как и любая иная многофункциональная система, представляет собой конкретную совокупность подсистем, важнейшей из каких считается система психологического реагирования [2 с. 56].

Из научных способов знания применялся анализ и составление литературных источников по проблеме изучения. Способ исследований (метод 8-цветовых выборов М. Люшера (МЦВ), метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, анализ ситуативной и личной тревожности Д.Спилбергера), способ выборочного опроса (индивидуальный опросник А. Айзенка); автобиографический метод исследования личности; аспекты сложной оценки состояния дезадаптации Л. В. Яссман [10]; беседа; способы статистической обработки приобретенных результатов.

Внедрение модели изучения и раскрытия значения дезадаптации личности [11,с 103], продемонстрировало, что дети и юноши, демонстрирующие неэффективные формы действия в социуме, имеют большой дезадаптивный уровень. При этом, как показывает анализ итогов изучения, у девиантных подопытных критерии дезадаптации выражены на уровне целых подсистем психической адаптации. Однако в особенности - на уровне подсистемы психологического реагирования, завышенная чувственная эмоциональность и эмоциональная насыщенность переживаний, раздражительность, высокий уровень личной и реактивной тревожности, чувственная неустойчивость, высокий уровень психоэмоциональной напряженности, эмоциональная незрелость, несоответствие психологических реакций.

На наш взгляд, выраженные особенности понижают вероятность прогнозирования испытуемыми результатов собственного действия, что сопровождается внешней напряженностью, легко образующейся раздражительностью, конфликтностью, чувством своей неполноценности, закомплексованностью, тревожной настроенностью, лабильностью фона настроения, завышенной психологической возбудимостью, эмоциональной интенсивностью переживаний.

Исследование внушительно демонстрирует подъем неблагоприятной симптоматики на уровне всех подсистем по мере нарастания состояния дезадаптации. Но нарушения в подсистеме психологического реагирования, очевидно, указывают на предпочтительную значимость эмоционального фактора в структуре дезадаптивного действия. Достоверность качественного анализа полученных итогов изучения мы проводили проверку с использованием коэффициента Kendall Tau Correlanions. С помощью состава предоставленного коэффициента мы обнаружили статистически достоверную взаимозависимость между такими параметрами, как дезадаптация и чувственные нарушения: смысл коэффициента составило (t)=0,881 при р=0,00001.

Анализ итогов проделанного нами изучения особенностей психологического реагирования в личностно значимой ситуации девиантных испытуемых молодых людей и школьников с действенным поведением показывает, что девиантные испытуемые применяют в большей степени простые формы эмоционального реагирования, степень регуляции переживаний молодых людей с неэффективным действием подходит наиболее раннему периоду возрастного становления.

Численные характеристики относительного анализа видов эмоционального реагирования социально адаптированных и девиантных людей представлены в таблице 1.

Таблица 1. Типы эмоционального реагирования у социально адаптированных и асоциальных подростков и юношей

ИсследуемыеТипы эмоционального реагирования (%)ПрямоеТрансформацияИнтелектуали-зацияАдаптированные люди4,239,058,6Девиантные общества63,726,99,8t - критерий3,893,013,99Достоверность различий - р0,0040,0040,005

Как видно из таблицы 1, численный анализ полученных итогов с внедрением t-критерия дозволяет говорить о наличии статистически важных отличий между группами испытуемых по видам эмоционального реагирования.

Не считая этого, согласно анализу приобретенных результатов изучения у испытуемых с неэффективными формами действия при переходе от одной возрастной категории к другой не происходит поднятие роли умственных функций в регуляции переживаний. Согласно приобретенным результатам, девиантные испытуемые различного возраста применяют в большей мере функции психологического контролирования и защиты по виду непосредственного реагирования, в меньшей - по виду интеллектуализации и трансформации. При этом при переходе к последующей возрастной группе данные отличия обостряются.

Полученные данные позволяют утверждать, что с годом у молодых людей с неэффективными формами действия происходит повышение непосредственных форм реагирования - с 57,3 % у четырнадцатилетних до 63 % у шестнадцатилетних, значимость различий по способу t - критерия Стьюдента составляет 3,01 при р=0,005, имеет статистически значимый характер (критическое значение t - аспекта с учетом размера выборки составляет 2,36).

Вывод: Таким образом, итоги изучения отображают взаимозависимость эмоционального становления в старших возрастных группах молодых людей с эффективным поведением с интеллектуализацией чувств, повышением значения умственных функций в регуляции переживаний, что, соответственно, гарантирует гибкость психологического реагирования и увеличивает адаптационные способности человека социальном взаимодействии.

Изучение особенностей эмоциональной сферы людей показывает, что эмоционально-личностное развитие людей существенным образом определяется спецификой понимания эмоций и эмоциональных состояний человека и главным образом это понимание имеет большую зависимость от возраста человека.


Глава 2. Эмпирическое исследование


2.1 Организация исследования


Способ: Тест "Оценка типа стрессоустойчивости".

Анализ используется для определения вида реагирования (А либо Б) на напряженную обстановку. Включает 20 утверждений.

Бланк опросника выдается человеку для самостоятельного заполнения и будет сопровождаемым инструкцией последующего содержания:

"На любой вопрос теста вероятны 3 вида ответа: "да", "нет", "не знаю".

Степень стрессоустойчивости определяется путём суммирования оценок подобранных ответов. Данный уровень может быть в диапазоне от 0 до 40 баллов.

На любой вопрос ответу "да" даётся 2 балла,

ответу "нет" - 0 баллов;

ответу "не знаю" - 1 балл.

Если степень стрессоустойчивости находится в диапазоне от 0 до 10 баллов, то такие люди относятся к виду Б - стрессоустойчивые.

Если степень стрессоустойчивости от 10 до 20 баллов, то у таких людей проявляется расположение к виду Б, однако умеренно выраженная. Нередко проявляют стрессоустойчивость, но не постоянно.

Если уровень стрессоустойчивости от 30 до 40 баллов, то эти люди относятся к виду А. Люди такого вида характеризуются рвением к конкурентной борьбе, достижению цели, традиционно бывают не удовлетворены собой и жизненными обстоятельствами, и начинают стремиться к новейшей цели. Нередко они показывают агрессивность, нетерпение, активность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.

Если уровень стрессоустойчивости составляет от 20 до 30 баллов, то у таких людей проявляется расположение к виду А, но умеренно воплощенная. Неустойчивость к стрессам проявляется часто.

Главным шагом психодиагностического освидетельствования являлось исследование личности, общение с ним, с целью проверки его особенностей и характера, обнаружение сопутствующих проблем и прочих нужных данных.

Последующим шагом обследования являлась специальная беседа, целью которой было введение эмоционального контакта с человеком и оценка его отдельно-личных особенностей как психодиагностического контекста его обследования.

Оценка начального уровня общественно-психического стресса и специфики психологического реагирования людей на определенные вопросы и на своё состояние осуществлялась в первый - второй день общения человека с экспертом с использованием последующих способов: изучение личностной и ситуативной тревожности, определение значения депрессии и устойчивость персоны к стрессу.

Задача оценки эмоционального реагирования как приблизительно воздействующего на отношение к вопросам специалиста по психологии реализовывалась в первые 2 дня взаимодействия специалиста и пациента. Выбор указанного периода объяснен тем, что у человека в этот момент можно отследить целую палитру эмоциональных проявлений, т.к. во-первых, человек отвлечен от обычного окружения и остается как бы один на один с профессиональным специалистом.

Во-вторых, прошло время паники, и пациент с большей достоверностью может поведать о собственных чувствах.

В-третьих, это период когда перед человеком стоит непростая задача пройти целый объем курса.

Специфики психодиагностического изучения складывались условиями его выполнения, присущими для подобранного режима.

Таким образом, логика реализации задач изучения обозначила последовательность шагов выполнения исследования: изучение свойств действия в той либо другой ситуации, введение эмоционального контакта с помощью разговора, диагностический шаг изучения, включающий внедрение специальных методик.


2.2 Статистическая обработка данных


Первичная обработка и качественный анализ эмпирических данных осуществлялись посредством использования методов элементарной математической статистики: в каждой группе испытуемых по каждой из диагностических шкал не проективных методик подсчитывались средние значения показателей.


Таблица 2. Сводных данных по методикам

ИспытуемыеПолтест на стессоустойчивостьРеактивная тревожностьЛичностная тревожностьУровень тревожностиУровень депрессииЧ 1м2944501011Ч 2м20355163Ч 3м31394282Ч 4м225749710Ч 5м22334084Ч 6м303131103Ч 7м27354072Ч 8м20323132Ч 9м19604676Ч 10м266151107Ч 11ж37354162Ч 12ж235555810Ч 13ж214450711Ч 14ж30415679Ч 15ж20434395Ч 16ж182951108Ч 17ж18515187Ч 18ж21304023Ч 19ж24494554Ч 20ж2930591810Средне статистическая 24,341,848,28,75,09Контрольная группаЧ 1м24414352Ч 2м222940412Ч 3м20313482Ч 4м165455108Ч 5м175939315Ч 6м19314293Ч 7м20463387Ч 8м205357105Ч 9м245155108Ч 10м27504083Ч 11ж153041510Ч 12ж202943138Ч 13ж215042117Ч 14 ж14414794Ч 15ж283741124Ч 16ж2031601115Ч 17ж23364782Ч 18ж20404471Ч 19ж145540109Ч 20ж122341155Средне статистическая 20,942,644,88,95,9

Таблица 1 - Результаты проверки нормальности распределения количественного значения теста "Оценка типа стрессоустойчивости"

MMeMomax DK-SLillieforsКонтрольная группа (n=20)20,921,318,00,14p > 0.20p > 0.20Группа испытуемых (n=20)25,724,524,00,19p > 0.20p > 0.20

Как демонстрируют итоги анализа нормальности распределений обследованного признака, нужно отвергнуть догадку о нормальности распределения данных переменных, так как, в контрольной группе отличия между мерами центральной тенденции немаловажны, так медиана одинакова 22, а мода - 16 баллам. Значит, нужно использовать непараметрические способы статистики для данных характеристик.

На рис. 1 показано, что в группе случайных испытуемых вид А встречается в 20%, в то время как предоставленная черта в контрольной группе вообще не отмечалась. Это отличие считается достоверным.

Кроме того, отмечается подлинно более невысокая частота в указанной группе предрасположенности к виду Б.

Таким образом, можно заявить, что в группе случайных людей с невысокой стрессоустойчивостью (чистый вид А) встречаются в 20 %, тогда как в контрольной группе, такой вид стрессоустойчивости не встречается, случаев, лица со склонностью к виду А, в 60 % случаев, тогда как в группе контрольных она встречается в 55 %, и лица со склонностью к виду Б (высокая стрессоустойчивость, встречаются в группе случайных только в 20%, тогда как в контрольной в 45%.


Рис. 1 Частота типов стрессоустойчивости в сравниваемых группах


Таким образом, анализ итогов проведенного исследования можно отметить, что психика случайных людей, характеризуется более высокими количественными значениями анализа "Оценка типа стрессоустойчивости", с увеличением частоты реагирования на стресс по типу А, и более частым развитием психической формы тревожности.


2.3 Психологическая интерпретация полученных результатов


По имеющейся биопсихосоциальной модели (Maslow, А.Н. - 1970) имеются 3 категории главных потребностей человека: информационные, технические и эмоциональные. По собственной существенности они располагаются в виде последующей иерархической пирамиды.

. Самореализация.

. Эстетические потребности.

. Необходимости в плане осознания.

. Необходимости быть оценённым.

. Эмоция принадлежности, необходимости в любви и культурные потребности.

. Потребности в отношении безопасности.

. Физические потребности.

Самореализация - требует исполнения и осуществления возможных способностей с внешней помощью и консультированием по половым темам для достижения реабилитации.

Эстетические потребности - исполнение физических и психологических нужд, заинтересованность в собственной внешности и в среде.

Потребности в плане осознания - понимание прогноза заболевания. Анализ вероятно неясных качеств.

Потребности быть оценённым - помощь и ободрение в ходе соблюдения профессиональных советов.

Чувство принадлежности, необходимости в любви и культурные необходимости - дающая поддержку семья, товарищи, нужные для восстановления обычной общественной активности и стиля существования.

Потребности в отношении безопасности - хорошие отношения с специалистом по психологии, что важно для коммуникации, консультаций и информирования. Доверие, почтение и чувство сохранности развиваются во взаимоотношениях с категорией, состоящей из всевозможных специалистов.

Физиологические необходимости - комфорт, необходимая гидратация и питание.

В соответствии с данной схемой главными факторами, содействующими происхождению расстройств психогенного характера, считаются недостающая компетентность пациента и его опасения.

Огромное психотерапевтическое действие на человека имеет очередность и метод подачи материала. В ходе беседы неоднократно контролируется производительность коммуникации с помощью включения в изложение фрагментов, цель которых начать эмоциональное изображение со сторонки пациента.

Один из методов сбросить напряжение - это постоянные физические упражнения. Эти процедуры действуют как отзыв "драться либо убегать", которая дает вероятность организму освободиться от накопившегося в нем напряжения. Потому те пациенты, которые занимаются физическими упражнениями, достигли хороших итогов в деятельности.

В собственной книге "Реакция расслабления" доктор Герберт Бенсон из Гарвардского института фактически показывает позитивное физическое воздействие некоторых из данных способов. [6,c. 117]

И хотя пока нереально до конца понять все физические процессы, происходящие в организме в ответ на различные приемы психической релаксации. Изучения наглядно доказывают, что данные способы помогают людям находить понимание друг с другом посредством эмоций и эмоциональных состояний человека, что и определяет важность нашей темы и доказывает нашу гипотезу.

Заключение


Таким образом:

.В работе с людьми во всём обществе используются самые многообразные способы и приёмы психотерапии. Невзирая на многообразие способов, можно заметить единое свойство: все данные способы и методы ориентированы на естественный мир человека, который под влиянием внешних условий потерпел крушение.

Все методики ориентированы на возобновление душевного мира, на преодоление тягостных чувственных переживаний. Поэтому очень важно человеку развивать в себе эмоциональные характеристики. Тем самым находить между собой взаимопонимание.

.Естественный мир человека является самой большой ценностью для специалиста по психологии, помогающего человеку обрести представление и принятие данного мира для него самого и найти понимание к другим людям.

. Гуманистическая нацеленность способов работы, бережная корректировка, обеспечение выбора самому человеку выявляет широкие возможности психологам в работе с клиентами.

В процессе проделанного нами изучения получилось определить, что интеллектуально сильные люди имеют невысокую выраженность предрасположенности к состоянию тревожности и состоянию фрустрации, они предрасположены к оптимистичному, положительному эмоциональному фону. Отличительным для них так же представляется невысокая степень выраженности таких чувств, как горечь, ярость, отвращение, игнорирование, боязнь, смущение и вина.

Статистический анализ полученных итогов, проведенный с применением способа оценки, позволил определить, что общество группы случайной переживают состояние радости Больше и сильнее, чем контрольная команда людей.

Таким образом, в проведенном нами исследовании была доказана гипотеза о том, что эмоционально-личностное развитие людей существенным образом определяется спецификой понимания эмоций и эмоциональных состояний человека.

Также выполнены все установленные задачи. Тем не менее, исследование проблемы особенностей психологической сферы личности не ограничивается данным изучением. Перспективным представляется дальнейшее исследование предоставленной проблемы с применением иных наборов методов, что даст возможность более подробно и досконально исследовать данный феномен.


Список литературы


1.Алькаев Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука,2008. - 272 с.

.Анаферова Л. И. Системный подход в психологии личности. - В кн.: Принцип системности в психологических исследованиях. - М., 2010. - С. 61-76.

.Бобровский Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2011. - 544 с.

.Валенасс В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. Валенасса, Ю. Гиппенрейтер. - М., 2010. - С. 3-28.

.Высурин Л. С. Учение об эмоциях // Собр. Соч.: В 6 т. Т. 6. - М.: Педагогика, 2011 Бенсон Герберт, изд. "Медицина", оц. 10 (1),2012г..стр: 305.

.Инаев К. Э. Эмоции человека. - СПб.: Издательство "Питер", 2009. - 464 с.

.Ленский А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Валенасса Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.,2010.

9.Литвинова О. В. Эмоциональная регуляция поведения личности: монография. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009 - 161 с.

.Ремакович Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 2011. - 480 с.

.Рубинштейн С. Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.,2012. - С. 152-161.

.Ярунский Л. В. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних: В 3 т. - Т. 3. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПИ, 2010. - 94 с.