Тема: Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

  • Вид работы: Диплом
  • Предмет: Психология

Министерство образования Республики Беларусь

УО "Мозырский государственный педагогический университет

имени И. П. Шамякина"

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра практической психологии и дефектологии








Курсовая работа

по психологии

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте




Капустина Е.В.










Мозырь 2014

Оглавление


Введение

Глава 1. Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте

.1 Общая характеристика дошкольного возраста

.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника

.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте

Выводы к главе 1

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка

.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника

.2 Анализ результатов исследования

.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника

Выводы к главе 2

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение


Дошкольный возраст является сензитивным для эмоционального развития, формирования чувств, переживаний, способов выражения эмоций. Процесс эмоционально-личностного развития в дошкольном возрасте должен опираться на психологические закономерности данного возраста, закономерности развития эмоциональной сферы дошкольника

В группе детского сада нередко существуют конфликтные отношения, связанные с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх). Не менее важно отметить о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. Ведь семейные конфликты создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога: вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их. В практическом отношении важно, опираясь на коммуникативный опыт дошкольника развивать его навыки бесконфликтного общения, навыки сотрудничества.

Мы предполагаем, что конфликты в дошкольном возрасте влияют на эмоциональное развитие ребёнка, поэтому цель курсовой работы: изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.

Задачи исследования:

. Теоретическое изучение психолого - педагогической литературы по проблеме исследования.

. Экспериментально изучить влияние конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.

. Представить игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника.

Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольника.

Предмет исследования: эмоциональное развитие подвержено влиянию конфликта в старшем дошкольном возрасте.

Методы исследования

) Методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

) Методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма

) Методика "Рисунок семьи"

) Опростник "Родительское отношение к ребенку"

Эмпирическая база исследования: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), всего 20 человек, из них 7 мальчиков и 13 девочек. Исследование выполнено на базе ГУО "Ясли сад № 66 г. Бобруйска".

эмоциональный конфликт сценка дошкольный

Глава 1. Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте


.1 Общая характеристика дошкольного возраста


В дошкольный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.

Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями быть как "большой" и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С.Выготскому):

·Негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых).

·Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях).

·Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).

·Своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых).

·Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она "дура").

·Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).

·В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму.

Разрешение данного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.

В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: "Я сам". Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего "Я", тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам. Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он "может", "способен", "умеет", тогда ребенок научится доверять себе [18, с. 144].

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого [19, с. 328].

Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста:

. Формируется первое схематичное цельно - детское мировоззрение.

. Возникают первые этические нормы: "Что есть добро и что есть зло?"

. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.

. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.

Иным образом, происходит формирование ребенка как личности, закладываются основы будущего характера, поведения и т. п.


.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника


Общая характеристика эмоциональной сферы. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т.д.

В дошкольном возрасте происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем [6].

Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Механизм возникновения эмоциональных состояний. По мысли Л.С.Выготского, эмоции возникают в результате оценки самим организмом "своего соотношения со средой" и определяют характер поведения ребенка [2,с.140].

Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.

Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Контроль эмоциональных состояний. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение.

Структура эмоциональных процессов. Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым, в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. В ходе сюжетно-ролевой игры развиваются такие чувства как симпатия, сочувствие, формируется чувство товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действия и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально - выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

Когда дети соревнуются друг с другом в игре, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревновательных играх главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны [15, с. 257].

Сопереживание сверстнику в игре во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количеств негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу снижается.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5 летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, к кому симпатизирует и сочувствует. Взрослый организует совместную деятельность с дошкольником и в игре идет накопление первоначальных нравственных представлений: "можно", "нельзя", "плохо", "хорошо". Ребенок соотносит их со своими действиями и поступками [15, с. 257].

Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г. Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. "Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения с взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном" [16, с. 336-337]. В.С. Мухина указывает, что нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка.

Автор подчеркивает, что стремление дошкольника следовать нравственному эталону опосредованно притязанием на признание со стороны других людей. Таким образом, уже в дошкольном детстве мир социальных отношений "требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка". В.С. Мухина указывает на то, что нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка [8, с. 228 - 230].


.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте


В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Развитие детей в семье, круг интересов родителей, их интеллектуальный уровень , позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания , необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности.

Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослыми. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье.

Лишение ребенка любви и участия взрослого, содержательного общения приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а в следствие этого и к задержке психического развития ребенка, к потере интереса к окружающей жизни.

При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных - у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния, и развивается устойчивое негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. Это приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т. п.) [17,с.138].

И поэтому первоначально только семья с ее своеобразным присущим психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка - определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям, к сверстникам и к самому себе [17, с.147].

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым [11, с. 115; 12, с. 17].

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений эмоциональной сферы можно по следующим признакам:

- Нарушение, какой либо сферы личности, психики ребёнка всегда оказывает негативное воздействие на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют своё развитие.

Нарушение проявляется в поведении, его можно опознать при наблюдении: трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство, проявляющиеся не в критические возрастные периоды.

Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать.

Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий. Задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственно воспитанию.

Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям [9, с.377].

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

- Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Вспыльчивость - скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Повышенная агрессивность детей, выступающая как устойчивое качество личности. Исследования и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего формируется враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных эмоций.

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

привлечение к себе внимания сверстников;

ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство;

защита и месть;

стремление быть главным;

необходимость овладения желанным предметом.

Проявления выраженной склонности к агрессивности:

высокая частота агрессивных действий - в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырёх актов, направленных на причинение вреда сверстникам;

преобладание прямой физической агрессии;

наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе [11, с. 118 ].

Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.

Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего "Я". К этим ситуациям относятся следующие:

игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его стороны;

отказ в чём-то нужном и желанном;

неуважительное отношение со стороны других;

успех и превосходство окружающих, отсутствие похвалы.

Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Всё это приносит ребёнку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать, как одну из конфликтных форм межличностных отношений.

Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.

Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс, недостаток эмоционального общения, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы.

Замкнутость качественно отличается от застенчивости, но в поведенческом плане они бывают похожи.

Особенности поведения застенчивых детей:

избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми, что вызывает эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в робости, неуверенности, напряжении; страх любых публичных выступлений;

повышенная чувствительность к оценке взрослого. Удача вдохновляет и успокаивает, малейшее замечание вызывает новый всплеск робости и смущения;

дисгармония в общей самооценке. С одной стороны, ребёнок имеет высокую общую самооценку, а с другой - сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.

Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция заключается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека.

Тревожность, патологический страх, которые препятствуют общению, развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации.

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив.

Демонстративность как устойчивая личностная особенность. Такое поведение детей выражается в стремлении привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Отношения являются не целью, а средством самоутверждения.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с другими. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой ребёнок постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе. Поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности и помочь ребёнку в её преодолении.

Особенности детей с нарушением социальной компетентности.

Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении, в основе почти всех межличностных проблем выступают сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем определяется фиксацией ребёнка на своих качествах (на оценке себя), он постоянно думает о том, как его оценивают окружающие, остро аффективно переживает их отношение. Эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения. Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего Я специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.

Однако в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных отношений и самосознания ребёнка ещё интенсивно продолжается. На этом этапе, возможно, преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Конфликт в дошкольном возрасте - это определённый тип отношений ребёнка со сверстниками. О.Н. Нифонтова выделяет причины возникновения конфликтных ситуаций у детей:

отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;

неблагоприятная семейная обстановка;

личностная предрасположенность к конфликту.

Обобщив результаты исследований многих педагогов и психологов, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:

поло-ролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения с взрослыми и сверстниками);

способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

самооценка (завышенная адекватная - неадекватная, средняя, заниженная);

усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.) [7, с. 10].


Выводы к главе 1


. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей

2. Развитие детей в семье, круг интересов родителей, их интеллектуальный уровень, позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности.

Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослыми. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье.

. Конфликт в дошкольном возрасте - это определённый тип отношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Выделяют причины возникновения конфликтных ситуаций у детей: отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения; неблагоприятная семейная обстановка;


Глава 2. Экспериментальное изучение влияния конфликтов дошкольников на эмоциональное развитие


.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника


Цель экспериментального исследования: изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста.

Методики исследования

. Методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

. Методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма.

3. Методика "Рисунок семьи"

4. Опростник "Родительское отношение к ребенку"

Описание методик

1. Методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок [15, с. 99-100].

Подготовка исследования. Подобрала ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

Были подготовлены 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования. Исследование проводилось с детьми 5 - 6 лет.

Подготовленные заранее дети разыгрывали перед группой сценки, затем экспериментатор спрашивал у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Обработка данных. Данные оформляют в таблицу, анализируют.

Например, ответы детей по первой ситуации:


Таблица 1

Имена детейЧто чувствуют персонажи этой сценкиУровень эмоциональностиК.Маша М.Лиза С.Арина С.Женя Х.АлинаОн сейчас заплачет. Он несчастный. Ему обидно, что над ним смеются. ВысокийБ.Вика В.Влад Г.Лиза К.Валентин Л.Ульна М.Саша С.ВиталинаОн испугался. Его нужно пожалеть. СреднийА.Саша Б.Маргарита Ж.Настя М.Яна С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.МаксимНекоторые смеялись, а некоторые не знали что он чувствует. Низкий

Точно также и во второй ситуации данные были занесены в таблицу (см. Приложение 2).

После чего, все полученные данные были обработаны и зафиксированы в таблице 2.1.

2. Методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма (по частям) [15, с. 100-102].

Проведение исследования. При просмотре мультфильма "Снежная Королева", наблюдают, как дети воспринимают его.

Обработка данных. Фиксируют эмоциональное поведение детей при просмотре мультфильма и оценивают.

3. Методика "Рисунок семьи" [14, с. 157- 164].

Целью данной методики было выявить отношение ребенка к членам своей семьи. Ведь особенности графических презентаций членов семьи дают информацию об эмоциональном отношении ребенка к отдельным членам семьи, о том, как ребенок их воспринимает, о "Я-образе" ребенка, его половой идентификации и т.д. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Проведение. Используют лист белой бумаги, карандаш и ластик (допустимо использование цветных карандашей). Ребенку дается инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью", не объясняя, что обозначает слово "семья". Если ребенок спросит, что ему рисовать, нужно повторить еще раз инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается.

После выполнения задания нужно получить как можно больше информации вербальным путем и зафиксировать ее.

4. Опросник "Родительское отношение к ребенку"

Родителям было предложено ответить на 61 вопрос: да или нет.

Целью данного опросника было изучить отношение родителей к ребенку. В результате чего, после обработки данных было выяснено, что не все родители отвечали искренно.


.2 Анализ результатов исследования


Результаты изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Полученные данные были занесены в таблицу (см. Приложение 2, I и II ситуации).

Таблица 2.1 Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок

Уровень развития эмоцийМальчикиДевочкиАВ%АВ%Высокий уровень --538,5Средний уровень228,6538,5Низкий уровень571,4323Всего710013100

Табличные данные показывают, что только для 38,5% девочек характерен высокий уровень эмоциональной выразительности, а мальчики вообще с таким уровнем отсутствуют. 28,6% мальчиков и 38,5% девочек в средней степени выражают свои эмоции. Низкий уровень эмоциональных проявлений характерен для 71,4% мальчиков и 23% девочек.

Результаты изучения эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма

Полученные данные были занесены в таблицу 2.2


Таблица 2.2 Эмоциональное проявление детей при просмотре мультфильма

Список детейЭмоциональные реакцииОценкаА.СашаСказал, что ему не интересноНБ.ВикаСлегка отвлекалась, комментировалаСБ.МаргаритаНоль эмоцийНВ.ВладСказал, что на месте Кая убежал бы от Снежной КоролевыСГ.ЛизаБоялась Снежную Королеву, закрывала лицо рукамиСЖ.НастяНоль эмоцийНК.ВалентинРеагировал беспокойноСК.МашаХлопала в ладоши, комментировалаВЛ.УльянаНе понравилась Снежная Королева, потому что она злая. Просто ее ни кто не жалеет и ей неским играть.СМ.ЛизаПолное сочувствие переживаниям героевВМ.СашаСказала, что ее отец похож на Снежную КоролевуСМ.ЯнаНе проявляла интересаНС.АринаЖивая мимика, восклицаниеВС.ВиталинаСпокойное поведение, внимательностьСС.ЖеняГотова была помочь Герде прогнать снежную королевуВС.ИгорьНе проявлял интересаНТ.ДенисНе определил, что ему понравилосьНУ.ВладНе проявлял интересаНХ.АлинаСмотрела с удовольствием. Сказала по секрету, что ей очень понравился мультфильм ВХ.МаксимМешал остальным детям смотреть мультфильмН

На основе этих данных в таблице 2.3 было представлено, сколько же мальчиков и девочек с высоким уровнем эмоциональности, средним и низким при просмотре мультфильма "Снежная Королева".


Таблица 2.3 Эмоциональные проявления детей при просмотре мультфильма

Уровень развития эмоцийМальчикиДевочкиАВ%АВ%Высокий уровень --538,5Средний уровень228,6538,5Низкий уровень571,4323Всего710013100

Таким образом, табличные данные показали, что только для 38,5% девочек характерен высокий уровень эмоциональной выразительности, а мальчики вообще с таким уровнем отсутствуют. 28,6% мальчиков и 38,5% девочек в средней степени выражают свои эмоции. Низкий уровень эмоциональных проявлений характерен для 71,4% мальчиков и 23% девочек.

Таким образом, по данным двух таблиц, т.е. 2.1 и 2.3 видно, что есть дети как с высоким уровнем развития эмоций так со средним и низким. Большее количество детей это дети с низким уровнем и здесь преобладает больший процент мальчиков. Эти все полученные данные можно изобразить в общей схеме, которая наглядно покажет выделенные уровни развития эмоций у детей.

Рис. 2.3 Наглядное изображение уровней развития эмоций.

Примечание: В - высокий уровень развития. С - средний уровень развития. Н - низкий уровень развития.


Результаты восприятия внутрисемейных отношений воспринимаемых ребенком

Для оценки внутрисемейных отношений воспринимаемых ребенком использовалась таблица "Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи" (см. Приложение 3). Таблица 2.4 представляет полученные результаты при обработке рисунков.


Таблица 2.4 Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи

СимптомокомплексДетиАВ%Благоприятная семейная ситуация210Тревожность630Конфликтность420Чувство неполноценности в семейной ситуации15Враждебность в семейной ситуации735Всего20100Примечание: АВ - обсолютная величина.


Табличные данные показывают, что из 20 семей есть 10% семей с благоприятной семейной ситуацией, 30% с тревожностью, 20% с конфликтностью , 5% с чувством неполноценности в семейной ситуации и 35% с враждебностью в семейной ситуации.

Таким образом, по данной таблице видно, что наибольший процент составил симптомокомплекс - враждебность в семейной ситуации.

Эти все данные можно изобразить в схеме, которая наглядно покажет все полученные симптомокомплексы путем рисунка семьи.


Рис. 2.3 Наглядное изображение симптомокомплексов.


Примечание: 1 - чувство неполноценности в семейной ситуации, 2 - благоприятная семейная ситуация, 3 - конфликтность, 4 - тревожность, 5 - враждебность в семейной ситуации


Для того чтобы узнать влияет ли семейная ситуация на эмоциональное развитие детей была построена таблица 2.4


Таблица 2.4

СимптомокомплексДетиВсегоВысокий уровень э.Средний уровень э.Низкий уровень э.Благоприятная семейная ситуация2--2Тревожность24-6Конфликтность-314Чувство неполноценности в семейной ситуации1--1Враждебность в семейной ситуации--77Всего57820

Таким образом, исходя, из данных таблицы можно сделать вывод, что семейная ситуация все-таки влияет на эмоциональное развитие детей. Например, в благоприятной семейной ситуации дети с высоким уровнем эмоциональности, если враждебность в семейной ситуации, то дети с низким эмоциональным уровнем и т. п.

Изучение родительского отношения к ребенку с помощью опросника

Родителям было предложено заполнить опросник состоящий из 61 пункта (см. Приложение 4).

При подсчете баллов по всем шкалам учитывался ответ "да".

Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретировался как:

. "Принятие - отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравиться ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом плюсе шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 2. "Кооперация"- социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, сочувствует ему, старается во всем помочь. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 3. "Симбиоз"- шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

. "Авторитарная гиперсоциолизация" - шкала, отражающая форму и направленность контроля за поведением ребенка. При высоком балле, в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Проявления своеволия строго наказываются. Родитель пристально следит за социальными достижениями своего ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

. "Маленький неудачник"- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются тенденции инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость и, в связи с этим, старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Таблица 2.4 представляет полученные результаты при обработке опросника.


Таблица 2.4 Отношение родителей к детям

Название шкалИмена детейДанные в процентах,%Принятие - отвержениеБ.Вика Б.Маргарита В.Влад Г.Лиза Ж.Настя Л.Ульяна М.Яна С.Арина С.Виталина С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.Алина 65%КооперацияК.Маша М.Саша10%Симбиоз--Гиперсоциализация--Инфантилизация--Принятие - отвержение + КооперацияА.Саша К.Валентин М.Лиза С.Женя Х.Максим 25%

Табличные данные показывают, что 65% составляет шкала "принятие - отвержение" , 10% - шкала "кооперация", а такие шкалы как "симбиоз", "гиперсоциализация" и "инфантилизация" вообще отсутствуют. Но есть семьи, которые входят и в шкалу "принятие - отвержение", и в шкалу "кооперация", они составляют 25%.

Таким образом, если взять данные полученные по изучению эмоционального поведения ребенка при просмотре мультфильма, данные полученные при обработке рисунка и их объединить с полученными результатами при обработке опросника для родителей, то можно сделать вывод, что некоторые из них искажали существующую обстановку в семье.

Можно сделать общий вывод, что для ребенка пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.

Таким образом, можно считать гипотезу доказанной: существует связь между конфликтностью дошкольника и его эмоциональным развитием.


.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника


Цель упражнений:

научить ребенка быть внимательным к себе, своим чувствам и переживаниям,

осознать положительный эмоциональный опыт;

осознать отрицательные эмоции;

осознать свои достижения;

научиться контролировать эмоциональные проявления.

. "Какой я?" [14, с. 196].

Дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопрос "Какой Я". Для описания себя используются характеристики, черты, интересы, чувства, каждое предложение начинается с местоимения "Я".

2. "Волшебники" [14, с. 193].

Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Его задача - дорисовать эти фигуры, превратив одну в "доброго", другого - в "злого" волшебника. Для девочек "волшебников" можно заменить на "волшебниц".

3. "Рисуем настроение" [5, с. 27].

Взрослый. Сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой - хорошее.

Рефлексия.

Какое настроение тебе нравится больше?

Какая из двух частей рисунка - твое настроение сейчас?

Какое настроение у тебя бывает чаще?

Методические рекомендации. Оцените преобладающий у ребенка эмоциональный фон. Отследите динамичность эмоциональных состояний, найдите у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дайте возможность его реализовать. Фиксируется стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть "Плохое настроение", изменить его на позитив.

. "Как ты себя сегодня чувствуешь" [5, с. 32].

Детям предлагают карточки с изображением разных оттенков настроения. Они выбирают те, которые в наибольшей степени соответствуют их настроению сейчас.

. "Я радуюсь, когда…" [5, с. 28].

Взрослый. Давайте поиграем в проговаривании предложений. Я начинаю, а вы заканчиваете предложение.

"Я радуюсь, когда…"

Высказывания детей взрослый записывает

. "Пожелание" [5, с. 25].

Взрослый. Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого Вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными.

Рефлексия.

Какое настроение у тебя сейчас?

Методические рекомендации. На занятии у детей идет формирование положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.


Выводы к главе 2


Мною были проведены следующие методы исследования: методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма, методика "Рисунок семьи" и опросник "Родительское отношение к ребенку".

В результате изучения влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста было выявлено, что для ребенка, пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.


Заключение


В результате психолого-педагогической и социально-психической литературы по проблеме исследования было выявлено:

Конфликт в дошкольном возрасте - это определённый тип отношений ребёнка с взрослыми и сверстниками. Выделяют причины возникновения конфликтных ситуаций у детей: отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения; неблагоприятная семейная обстановка; личностная предрасположенность к конфликту. Методы исследования позволили выявить дошкольников как с высоким уровнем эмоциональности, так со средним и низким. Исследования показали, что решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, т.е. определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому оказывает семья с ее своеобразным психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов). В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу. Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. Но в то же время можно отметить, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т.д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и тем самым повлияют на эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов, одни из которых оказываются ведущими, а другие второстепенными.

Список использованных источников


1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.-144 с.

. Выготский, Л.С.Педагогическая психология.- М.,1980.- 2 т.

. Детская психология: Учеб. пособие/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399 с.

. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. - Минск, Унiверсiтэцкае, 1997.

. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007.- 80 с.

. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. № 9, 1988.

. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Изд. центр "Академия". - 1997. - 608 с.

. Нифонтова, О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.

. Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.

. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694с.

. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.:Владос, 2003. -160 с.

. Смирнова, Е.О., Калягина, Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. № 2. 2005.

. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10.

14. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: "Академия развития", 1996. - 240 с.

15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999 - 336 с.

.Фурманов, И.А., Аладьин, А.А., Фурманова, Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства.- Мн.: "ТЕСЕЙ", 1999. - 157 с.

.Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985. - С. 100-102.

. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.

. Якобсон, С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / Психология формирования и развития личности- М.: Наука, 1981. - 364с.


Приложение 1


Табл.1 Список детей и дополнительные данные

№Имена детейСостав семьиКоличество детейДополнительные данные1А.Сашаполнаяодин в семье-2Б.Викаполнаяодин в семье-3Б.Маргаританеполная (нет папы)одна в семье-4В.Владполнаяодин в семье-5Г.Лизаполнаяодна в семье-6Ж.Настяполная, многодетная3-е (она + 2 брата)-7К.Валентиннеполная (нет папы)один в семье-8К.Машаполная2-е (она + брат)-9Л.Ульянаполная2-е (она + брат)-10М.Лизаполная2-е (она + сестра)-11М.Сашаполная, многодетная3-е (она + 2 сестры)-12М.Янаполнаяодна в семье-13С.Аринаполнаяодна в семьеживут с бабушкой14С.Виталинаполнаяодна в семье-15С.Женянеполная (нет папы)одна в семьеживут с дядей; домашних животных нет16С.Игорьнеполная (нет папы), многодетная3-е (он + брат,сестра)-17Т.Денисполная2-е (он + брат)-18У.Владполная2-е (он + брат)-19Х.Алинаполная2-е (она + сестра)-20Х.Максимполнаяодна в семье-

Приложение 2


Табл.2 Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок I ситуация

Имена детейЧто чувствуют персонажи этой сценкиУровень эмоциональностиК.Маша М.Лиза С.Арина С.Женя Х.АлинаОн сейчас заплачет. Он несчастный. Ему обидно, что над ним смеются. ВысокийБ.Вика В.Влад Г.Лиза К.Валентин Л.Ульна М.Саша С.ВиталинаОн испугался. Его нужно пожалеть. СреднийА.Саша Б.Маргарита Ж.Настя М.Яна С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.МаксимНекоторые смеялись, а некоторые не знали что он чувствует. Низкий

II ситуация

Имена детейЧто чувствуют персонажи этой сценкиУровень эмоциональностиК.Маша М.Лиза С.Арина С.Женя Х.АлинаЕй плохо, обидно. Она сейчас заплачет. Ее жалко. ВысокийБ.Вика В.Влад Г.Лиза К.Валентин Л.Ульна М.Саша С.ВиталинаЖалко. Она хочет играть. СреднийА.Саша Б.Маргарита Ж.Настя М.Яна С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.МаксимЕй просто не хочется играть. Некоторые говорили, что не знают чего она стоит, а некоторые вообще молчали. Низкий

Приложение 3


Табл.3 "Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи"

СимптомокомплексСимптомСписок детейБлагоприятная семейная ситуацияОбщая деятельность всех членов семьиМ.Лиза С.ЖеняПреобладание людей на рисункеИзображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьиОтсутствие штриховкиХорошее качество линийОтсутствие показателей враждебностиАдекватное распределение людей на листеДругие возможные признакиТревожность ШтриховкаВ. Влад К.Валентин К. Маша М.Саша С.Арина С.ВиталинаЛиния основания - полЛиния над рисункомЛиния с сильным нажимомСтираниеПреувеличение внимания к детямПреобладание вещейДвойные или прерывистые линииПодчеркивание отдельных деталейДругие возможные признакиКонфликтность Барьеры между фигурамиБ.Вика Г.Лиза Л.Ульяна Т.ДенисСтирание отдельных фигурОтсутствие отдельных частей тела у некоторых фигурВыделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигурНеадекватная величина отдельных фигурНесоответствие вербального описания и рисункаПреобладание вещейОтсутствие на рисунке некоторых членов семьи Член семьи, стоящий спинойДругие возможные признаки

Приложение 4


Табл.4 Опросник родительского отношения (ответить да или нет)

1.Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

.Я уважаю своего ребенка.

.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

.Я испытываю к ребенку чувство расположения.

.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни..

.Мой ребенок часто неприятен мне.

.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего не стоят.

.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

.Я принимаю участие в своем ребенке.

.К моему ребенку "липнет" все дурное.

.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

.Я жалею своего ребенка.

.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него

.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по- своему прав.

.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

.Я всегда считаюсь с ребенком.

.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

.Основная причина капризов моего ребенка- эгоизм, упрямство и лень.

.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное- приложиться.

.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

.Я разделяю увлечения своего ребенка

.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

.Я понимаю огорчения своего ребенка.

.Мой ребенок часто раздражает меня.

.Воспитание ребенка- сплошная нервотрепка.

.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

.Я не доверяю своему ребенку.

.За строгое воспитание дети благодарят потом.

.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

.Я разделяю интересы своего ребенка.

.Мой ребенок не в состоянии что- либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

.Мой ребенок нравиться мне таким, какой он есть.

.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

.Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.