Особенности органов внутренних дел как юридических лиц.

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Гражданское право



План:


Введение

§ 1. Понятие и признаки юридического лица

§ 2. Правовой статус ОВД как юридического лица

§ 3. Структурные подразделения в системе ОВД

Заключение.

Список используемой литературы

Введение


Органы внутренних дел РФ являются органами исполнительной власти государства, то есть субъектами публичного права, но они также участвуют и в гражданском обороте, где выступают уже как юридические лица - некоммерческие организации, в основном в форме государственных учреждений и являются, таким образом, субъектами гражданского права. Процесс коммерциализации нашего общества, объективной причиной чему послужило перераспределение собственности в стране в пользу частной собственности, коснулся и деятельности органов внутренних дел как юридических лиц.

Это выразилось в неадекватном росте цен на вооружение, специальную и военную технику, товары потребления и другие материальные ценности. В этих условиях обеспечение органов внутренних дел необходимыми средствами для выполнения стоящих перед ними задач приобрело важное значение. Выделяемых, в частности, финансовых средств из федерального бюджета для МВД России явно недостаточно. В этой связи появилась острая необходимость изыскания внутренних резервов и источников финансирования для удовлетворения необходимых потребностей органов внутренних дел. Решению этой проблемы, в определенной мере, способствует участие некоммерческих организаций системы МВД РФ в предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство признает подразделения органов внутренних дел юридическими лицами - некоммерческими организациями, в основном, в форме государственных (бюджетных) учреждений. Предпринимательская деятельность не должна становиться основной целью деятельности таких организаций и полученная прибыль (доход) не может распределяться между ее участниками (членами). Юридические лица системы МВД РФ наделены специальной правосубъектностью, соответствующей выполнению тех задач, для решения которых органы внутренних дел созданы.

Сказанное предопределило выбор темы, предмета, цели и задач настоящей работы.

Целью работы является поиск правовых возможностей повышения эффективности использования в гражданском обороте имущества, находящегося у органов внутренних дел на праве владения, пользования и в определенной степени распоряжения, а также оказания ими разрешенных платных услуг и выполнения работ, результатом которых выступает получение прибыли учреждениями органов внутренних дел.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: - на основе анализа литературы и законодательства, а также правоприменительной практики в данной области положение юридических лиц системы МВД в гражданском законодательстве, показать специфику организации предпринимательской деятельности учреждениями органов внутренних дел.

§ 1. Понятие и признаки юридического лица


Нормы о юридических лицах в рамках отрасли гражданского права выделены в самостоятельный правовой институт, назначение которого объединить группу норм, закрепляющих организационную структуру, имущественное и функциональное единство этих субъектов права, определить границы их правосубъектности, порядок возникновения, реорганизации и ликвидации, а также установить ряд иных предписаний, определяющих в общей совокупности правовое положение этих субъектов гражданских правоотношений.

Юридическим лицом признается организация, созданная в соответствии с нормами права, обладающая внутренним и внешним организационным единством, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и самостоятельно отвечающая по своим долгам и обязательствам этим имуществом, выступающая от своего имени в гражданском обороте, а также в качестве истца или ответчика в суде.[1]

Исходя из данного законодательного определения, существенными признаками организаций, наделенных статусом юридического лица, являются:

1. Имущественная обособленность. Определенная степень имущественной обособленности служит основой гражданской правоспособности и необходимой предпосылкой участия юридического лица в имущественных правоотношениях в качестве субъекта гражданских прав и обязанностей. Обособленность означает, что юридическое лицо имеет только ему принадлежащее имущество и оно отделено (отграничено) от имущества других субъектов гражданского оборота, а так же от имущества его членов и учредителей.

Степень обособления имущества юридических лиц различная и зависит от формы собственности на этой имущество, характера деятельности и других факторов. Из норм ГК РФ следует, что имущество юридического лица может обособляться в трех режимах: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Способ имущественной обособленности является одной из существенных характеристик организационно-правовой формы конкретного юридического лица.

Все имущество юридического лица учитывается на его самостоятельном балансе или проводится по смете расходов, в чем и проявляется внешнее выражение имущественной обособленности.

2. Самостоятельная имущественная ответственность. Всякое юридическое лицо несет ответственность за результаты своей деятельности. По общему правилу оно отвечает по своим долгам самостоятельно всем принадлежащим ему имуществом (кроме учреждений и казенных предприятий). В случае отсутствия у юридического лица необходимых средств для расчетов с кредиторами взыскание может быть обращено на его основные и оборотные средства.[2]

Учредители и собственники юридических лиц не отвечают по их долгам. Поэтому личное имущество членов (учредителей, пайщиков) по общему правилу, в погашении долгов не участвует. Иное может следовать из учредительных документов юридических лиц определенных организационно-правовых форм (общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество, производственный кооператив). Кроме того, в случаях, установленных нормами ГК РФ, допускается субсидиарная ответственность учредителей юридического лица, если в процессе процедуры банкротства будет установлено, что банкротство (несостоятельность) явилось результатом заведомо неправомерных действий учредителей (участников) юридического лица либо других лиц, имеющих право давать обязательные для юридического лица указания или иным образом определять их действия.

3. Организационное единство. Этот признак обеспечивает стабильное существование юридического лица и состоит в том, что данная организация как единое целое способна решать определенные социальные задачи и отличается достаточно четкой внутренней структурой ‑ она имеет органы управления (индивидуальные или коллективные), осуществляющие его правосубъектность, а также соответствующие подразделения для выполнения всего комплекса функций и задач, закрепленных учредительными документами.

Организационное единство юридического лица определяется учредительными документами. Это могут быть устав и учредительный договор либо одна из этих форм. В некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения для организации данного вида (ст. 52 ГК РФ). Нормы ГК РФ определяют обязательное содержание учредительных документов для всех юридических лиц, которое конкретизируется специальными правовыми актами по отдельным организационно-правовым формам юридических лиц. Устав - документ статутный, определяющий правое положение юридического лица.[3] Он утверждается участниками. Учредительный договор относится к договорной группе обязательств по совместной деятельности. В нем определяются права и обязанности учредителей по отношению друг к другу, третьим лицам и будущему юридическому лицу.

4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени (внешняя автономия). В этом признаке получает выражение хозяйственно-оперативная самостоятельность юридического лица, означающая возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и третейском. Поэтому каждое юридическое лицо имеет свое собственное наименование, как правило, фирменное.

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, то есть правоспособности и дееспособности, возникающих одновременно.

По общему правилу, физические и юридические лица наделены равными возможностями участия в гражданском обороте, но некоторые нормы ГК РФ допускают участие в гражданских правоотношениях только физических лиц. Таким образом, специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений.[4]

В отличие от физических лиц правоспособность юридических лиц может быть специальной и универсальной (общей). Специальная правоспособность означает для юридического лица быть субъектом лишь тех правоотношений, которые не противоречат целям и задачам его деятельности, предусмотренной учредительными документами. Поэтому специальная правоспособность юридических лиц именуется целевой или уставной. Предмет уставной деятельности должен быть отражен в учредительных документах юридического лица.

Вид правоспособности юридического лица определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Так, специальной правоспособностью обладают все некоммерческие юридические лица, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Универсальной правоспособностью обладают коммерческие негосударственные юридические лица. Факт обладания ею означает возможность юридического лица иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом и не ущемляющих правомерные интересы других лиц.

Законом определено правило, по которому отдельными видами деятельности (например, медицинскими услугами, страхованием, торговлей и т.д.) юридические лица вправе заниматься лишь при наличии специального разрешения (лицензии), которое выдается компетентными органами, контролирующими законность осуществления той или иной деятельности. Вместе с тем необходимость иметь лицензию для осуществления отдельных видов деятельности не влияет на вид правоспособности юридического лица.

Дееспособность юридического лица есть его возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности через его органы, а в отдельных случаях - через участников. Орган юридического лица – это его часть, которая формирует волю юридического лица. Виды органов юридического лица, их состав и компетенция определяются законами, иными актами и учредительными документами. Органы могут быть назначены собственником имущества, наняты, избраны.

 В корпоративных юридических лицах органы формируются на основе выборов, в унитарных – путем назначения. Действия этих органов осуществляются от имени юридического лица и считаются действиями самого юридического лица. Поэтому орган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.

Гражданские права и обязанности юридического лица могут приобретать его представители, действующие по доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

В целях создания условий для деятельности юридического лица, представления и защиты его интересов вне места нахождения юридического лица допускается создание филиалов и представительств. Обязательным условием является указание в учредительных документах юридического лица о наличии и него таких подразделений (ст.55 ГК РФ). Поэтому и филиал, и представительство подобно самому юридическому лицу, приобретают и утрачивают свой статус с момента внесения соответствующих сведений, изменений и дополнений в государственный реестр юридических лиц. Они не носят статуса юридического лица и действуют на основании положений, утвержденных, создавшим их юридическим лицом. Филиалы и представительства для осуществления своей деятельности наделяются частью имущества юридического лица. Оно учитывается на отдельном балансе, как подразделений, так и самого юридического лица.

Юридическое лицо принимает соответствующие Положения о них, наделяя назначенного руководителя доверенностью на право совершения юридических действий от его имени. Наряду с руководителем филиала или представительства от имени юридического лица могут выступать и другие лица, которым руководитель филиала (представительства) вправе выдать доверенность на совершение отдельных юридических действий. Но выдать доверенность работнику филиала (представительства) его руководитель может лишь при условии, что его собственная доверенность предоставляет ему такое право либо потребность в передоверии возникла вследствие обстоятельств, связанных с охраной интересов юридического лица. В последней ситуации юридическое лицо должно быть извещено о передоверии, что соответствует ст. 187 ГК РФ.

Филиалы, в отличие от представительств, вправе осуществлять все или часть функций юридического лица, но в меньшем объеме, в том числе и представительские. Представительства же лишь представляют юридического лицо вне места его нахождения без права совершать его функции. Главная и общая их особенность заключается в том, что и филиалы и представительства - это неправосубъектные образования, так как своего имущества не имеют, а потому не могут выступать в гражданских правоотношениях ни от своего, ни от чужого имени. В тех правоотношениях, где они принимают участие, стороной является соответствующее юридическое лицо их создавшее. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшее их юридическое лицо.


§ 2. Правовой статус ОВД как юридического лица


Анализируются признаки юридического лица у городского районного органа внутренних дел, определяется возможность участия ОВД в гражданском обороте и пределы такого участия.

Вопросы правового статуса органов внутренних дел как субъектов гражданского права вызывают значительный научный и практический интерес. Это связано с тем, что ОВД являются государственными органами исполнительной власти в сфере правоохранительной деятельности с соответствующими задачами. С другой стороны, ГК РФ и ведомственные нормативные акты закрепляют за ними статус юридического лица с правом участия в гражданском обороте.

В настоящее время, анализируя деятельность органов внутренних дел (ОВД) в области экономических отношений, мы говорим, что ОВД занимаются хозяйственной деятельностью.

Сюда же мы включаем и деятельность, в результате которой ОВД получают доходы (прибыль). Такое толкование хозяйственной деятельности требует некоторого уточнения.

Исследования в области правового регулирования хозяйственной деятельности показали, что во многом она регламентируется нормами административного права, причем зачастую данные нормы подменяют нормы гражданского права.

Так, например, подразделения ГИБДД, горрайорганы внутренних дел осуществляют на возмездной основе технический осмотр транспортных средств. Однако это не позволяет вести речь о сделке между гражданином и горрайорганом о гражданско-правовом характере возникающих при техосмотре отношений. Здесь нет равенства сторон.[5]

Техосмотр проводится в ГИБДД в порядке выполнения возложенных на неё задач и имеет своей целью проверку технического состояния автотранспортных средств. Он проводится в рамках административно- правовых отношений. Не являются сделками и такие действия горрайорганов внутренних дел, как выдача паспортов, приём экзаменов и выдача водительских удостоверений на право управления транспортными средствами и т. д. Сборы с граждан, взимаемые в этих сферах деятельности, поступают в государственный бюджет. Возникающие на этой стадии отношения определяются как отношения по вертикали, субординационные, организационно-регулятивные. К властным отношениям относится и снабжение ОВД материальными и финансовыми ресурсами за счет средств выделяемых из бюджета. По-видимому, финансово-хозяйственной деятельностью ОВД следует называть несвободную деятельность, основанную на отношениях власти – подчинения, из области хозяйственного управления (публичного права). Говоря о хозяйственной деятельности ОВД, мы можем иметь в виду существование хозяйственного законодательства в этой сфере, включающее в себя нормативные акты из различных отраслей права, но не систему и принципы этой деятельности, т. е. мы не ведём речь о хозяйственном праве.[6]

В тех же случаях, когда организация самостоятельно устанавливает договорные отношения, например, по ремонту служебных помещений, строительству жилых домов, по ремонту и профилактическому обслуживанию автотранспорта и другого имущества, по охране квартир собственников, сопровождению грузов и т. д., то здесь участники этих правоотношений выступают как равноправные субъекты. Это уже отношения по горизонтали, равноправные, относящиеся к гражданско-правовым. Здесь присутствует и равноправие сторон и, в определенной мере, автономия воли и имущественная самостоятельность данных субъектов. Если же в результате этой деятельности у организации появляется прибыль, то мы имеем право утверждать, что данная деятельность при наличии дополнительных признаков является предпринимательской, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ и п. 3 ст. 50 ГК РФ. Однако п. 3 ст. 298 ГК РФ использует для разрешенной предпринимательской деятельности учреждений термин «деятельность, приносящая доходы». Законодатель использует разные формулировки для одного и того же явления в зависимости от того, является ли эта деятельность основной или вспомогательной.

Таким образом, понимание финансово-хозяйственной и деятельности ОВД, приносящей доходы (а фактически разрешенной предпринимательской деятельности), лежат в разных плоскостях. Однако, и предпринимательская, и финансово-хозяйственная деятельность являются экономической деятельностью (товарно-денежные отношения). Однако, если мы говорим о свободной хозяйственной деятельности, без отношений власти – подчинения, то мы в определенной степени можем утверждать, что такая хозяйственная деятельность включает в себя как составную часть и предпринимательскую деятельность.

В хозяйственных отношениях могут участвовать все органы внутренних дел. Что же касается гражданско-правовых отношений, в том числе и предпринимательских, то самостоятельно приобретать материальные ценности и оказывать платные услуги, участвовать в других договорных отношениях могут только те организации, которые обладают правами юридического лица.

Юридическим лицом может быть не только система в целом (МВД, УВД), но и ее отдельные структурные подразделения. Существует точка зрения, что они являются юридическими лицами публичного права (государственными корпорациями). Статус юридического лица как правило закреплён в положениях о МВД, УВД и т. д. [3]. Согласно приказу МВД № 420 от 14 сентября 1993 г. «О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел натранспорте» и с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом МВД России № 140 от 16 марта 1996 г., «горрайотделы внутренних дел являются основным звеном системы МВД РФ, от уровня организации которого зависит эффективность борьбы с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Приложение № 10 к приказу МВД РФ № 420 от 14 сентября 1993 г. вводит в действие Типовое положение об Управлении (отделе) внутренних дел города (района), района в городе. П. 1.5

Типового положения определяет отдел внутренних дел как юридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и собственное наименование. Согласно п. 1.14 Положения о Главном управлении внутренних дел города Москвы «ГУВД является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, счета в банковских учреждениях». Приказом МВД РФ № 180 от 8 апреля 1996 г. министрам МВД республик, начальникам ГУВД, УВД субъектов РФ предоставлено право создавать юридические лица (государственные учреждения), подведомственные МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.[7]

Государство признаёт органы внутренних дел юридическими лицами и определяет для них организационно-правовую форму – форму учреждения.


§ 3. Структурные подразделения в системе ОВД


Какие же правовые основания существуют для того, чтобы выявить признаки юридического лица у структурных подразделений ОВД? Проведём сравнительно-правовой анализ.

Понятие «юридическое лицо» – это институт гражданского права. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.[8] Из содержания статьи следует, что юридическими лицами могут быть признаны лишь такие организации, которые обладают следующими признаками:

1) организационным единством,

2) имущественной обособленностью (в том числе имеют самостоятельный баланс или смету),

3) несут самостоятельную имущественную ответственностью,

4) выступают в гражданском обороте и в суде от своего имени.

С позиций названных признаков рассмотрим горрайорган внутренних дел. Организационное единство горрайоргана внутренних дел.

Юридическим лицом может быть не любой коллектив людей, а лишь определённым образом организованный, т. е. представляющий из себя организацию (ст. 48 ГК РФ).

Юридическое лицо должно быть определённым образом организовано в качестве единого целого, должно иметь организационную структуру и органы, осуществляющие его правосубъектность. Организационное единство закрепляется в уставе (положении) юридического лица или в общем для организаций данного типа Горрайорганы внутренних дел действуют на основании положений о них, в частности, положения, утверждённого приказом МВД РФ № 420 от 14 сентября 1993 г. В Положении закреплены задачи, функции, руководящие органы отделов (управлений) внутренних дел.

Для определения организационной структуры горрайоргана как юридического лица следует обратиться к проблеме организационной структуры горрайоргана как органа управления. Организационная структура горрайоргана внутренних дел как юридического лица, вне сомнения, связана с его оргструктурой как органа управления. Однако тождества между ними нет.

В теории управления органами внутренних дел горрайорган внутренних дел рассматривается как совокупность подразделений, входящих как в состав аппарата горрайоргана, так и непосредственно ему подчинённых.

Следовательно, структура горрайоргана как органа управления включает в себя аппарат горрайоргана и подразделения, подчинённые этому аппарату.

Аппарат горрайоргана включает в себя отраслевые (выполняющие основные функции) и функциональные (выполняющие обеспечивающие функции) подразделения и штабные руководства органа. Отраслевые подразделения (службы) представлены отделами (отделениями группами) уголовного розыска, следствия, дознания, ОБПСЭ, государственными противопожарными службами и некоторыми другими подразделениями. Функциональные подразделения (службы) представлены отделением (группой, инспектором) кадров, финансовой частью (бухгалтерией), хозяйственной службой и канцелярией.[9]

В числе подразделений, подчинённых аппарату горрайоргана внутренних дел, называют: подразделения вневедомственной охраны, изоляторы временного содержания, приёмники-распределители для несовершеннолетних, для лиц задержанных за бродяжничество и попрошайничество, специальные приёмники для лиц, арестованных в административном порядке, мед. вытрезвители, подразделения ГИБДД, территориальные отделения милиции и другие формирования милиции.

Таким образом, организационная структура горрайоргана внутренних дел как органа управления – это аппарат горрайоргана и подчиненные ему подразделения. Она включает в себя как подразделения, являющиеся самостоятельными субъектами гражданского права – юридическими лицами (отделы вневедомственной охраны, медицинские вытрезвители и др.), так и подразделения, не обладающие гражданской правосубъектностью (подразделения ДПС ГИБДД, ИВС и др.).

Организационная структура горрайоргана внутренних дел как юридического лица охватывает аппарат горрайоргана и те подчинённые аппарату подразделения, денежными средствами которых распоряжается начальник горрайоргана.

Организационная структура горрайоргана как юридического лица не включает в себя подразделения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Одно юридическое лицо не может быть составной частью другого юридического лица. Это обусловлено экономической сущностью как отдельного звена в цепи товарно-денежных отношений тем, что целое и часть не могут стать в одной цепи рядом. Не следует забывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает для себя гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Действия начальника в пределах его компетенции рассматриваются как действия самого органа внутренних дел. Таким образом, юридическое лицо признаётся волеспособным, так как волеспособны его органы, то есть они могут совершать действия, имеющие юридическое значение. Однако, орган юридического лица не является субъектом каких-либо гражданских прав и обязанностей, обособленных от гражданских прав и обязанностей юридического лица. Именно благодаря наличию соответствующих органов, начальника, осуществляющего руководство учреждением, органы внутренних дел выступают во вне как единое целое, как единый субъект, хотя обладает сложной внутренней структурой. Поэтому следует сказать, что компетенция начальника органа производна от компетенции самого органа и находится в её пределах.

Имущественная обособленность горрайоргана внутренних дел. В самом общем виде имущественная обособленность ГРОВД выражается в наличии у него материально-финансовой базы, состоящей из определённых материальных объектов (вещей), а также денежных средств и прав требования. Иначе говоря, имущества в широком его понимании. Согласно Приложению №1 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями от 21 июля и 24 декабря 1993г.), здесь мы понимаем под имуществом совокупность вещей и прав требования.

Так каков же правовой статус имущества, закреплённого за ОВД? Государство признаёт ОВД юридическими лицами и определяет для них организационно-правовую форму учреждения. В соответствии со ст. 120 ГК учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.[10] По смыслу ст. 120 ГК основной целью создания учреждения являются функции некоммерческого характера. Государственные бюджетные учреждения для того и создаются, чтобы решать специальные, управленческие и иные задачи. Согласно ч. 1 ст. 296 ГК, «учреждение в отношении закреплённого за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями, собственниками и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения».

Данная совокупность прав на имущество, закреплённое в данной статье, получило в науке гражданского права название «право оперативного управления».

Согласно разделу 3, п. 39 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, имущество, закреплённое за Министерством, находится у него на праве оперативного управления. Право оперативного управления, как способ закрепления имущества за несобственником получает всё большее распространение в системе МВД России. Так, Указом Президента РФ от 21 апреля 1996 г. № 572 «О передаче в оперативное управление МВД РФ арендуемых зданий, сооружений и помещений» в п. 1 Правительству РФ приказано обеспечить в установленном порядке ОВД РФ, их подразделениям и учреждениям в оперативное управление арендуемых ими зданий, сооружений и помещений, относящихся к федеральной собственности и используемых для размещения и социально-бытового обслуживания сотрудников и личного состава ОВД.

Так каково же содержание права оперативного управления для ОВД?

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, это право владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник, согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ, вправе по своему усмотрению совершить в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Субъект права оперативного управления согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ осуществляет свои права на имущество в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник в своих действиях руководствуется только указаниями закона, а субъект иных вещных прав не только законом, но и теми условиями (по договору), которые поставил ему собственник того имущества, которым он владеет, пользуется или распоряжается. Право собственности совсем не исчерпывается той «триадой», которая закреплена в действующее гражданском законодательстве. Для права оперативного управления характерна тесная взаимосвязь с обязанностями горрайоргана внутренних дел.

Каждое из правомочий, входящих в право оперативного управления, содержит одновременно определённый элемент обязанности горрайорганов внутренних дел перед государством. РОВД, приобретая право, основанное на законе владения имуществом, вместе с тем обязываются тщательно учитывать все материальные ценности, строго соблюдать правила его хранения и т. д. Право пользования, означающее основанную на законе, возможность эксплуатации имущества путём извлечения из него полезных свойств, одновременно налагает на горрайорганы внутренних дел обязанность использовать имущество наиболее эффективно, в строгом соответствии с его назначением.[11]

Право распоряжения, предоставляющее возможность совершать действия, направленные на изменение юридической принадлежности имущества, означает одновременно обязанность для РОВД распоряжаться имуществом с согласия собственника.

Таким образом, категория оперативного управления, как и категория юридического лица, служит общей универсальной предпосылкой участия учреждений в разнообразных отношениях. Право оперативного управления возникает там, где необходимо признать гражданскую правосубъектность, то есть статус юридического лица за организацией, не являющейся собственником закреплённого за ним имущества.

В соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ним имуществом и имуществом, приобретённым за счёт средств, выделенных ему по смете, например, сдавать в аренду, предоставлять в залог, реализовывать имущество, предоставленное собственником. К сожалению, есть случаи противозаконного использования имущества, закреплённого за различными учреждениями системы МВД России на праве оперативного управления.

Милиция РФ согласно ст. 7 Закона о милиции подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).

Основными задачами криминальной милиции являются предупреждения, пресечение и раскрытие преступлений, по делам, о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и т.д. (ст.8 Закона о милиции).

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные подразделения: подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики, экспертно-криминалистические подразделения, подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подразделения по борьбе с организованной преступностью.

Эти подразделения созданы для решения стоящих перед ними задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.

В соответствии со ст.9 Закона о милиции основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, охрана общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление место нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Местная милиция оказывает содействие криминальной милиции в исполнении и возложенных на нее обязанностей. Милиция общественной безопасности является органом дознания.

В состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, численность финансируется за счет средств федерального бюджета, определяется Правительством РФ.

Численность милиции общественной безопасности, финансируемая за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при ОВД, дежурные части, подразделения ГИБДД и ДПС, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспектора милиции, изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, отряды милиции особого назначения, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, подразделения паспортно-визовой службы, специализированные подразделения дознания и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что отдельные структурные подразделения ОВД и МВД РФ в целом, как субъекты гражданского права, обладают статусом юридического лица в организационно-правовой форме учреждения и имеют возможность участвовать в гражданском обороте в дифференцированных имущественных режимах. С одной стороны, ОВД не вправе самостоятельно распоряжаться средствами, выделенными им по смете, а с другой стороны, должны иметь фактически реализуемое право самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным ими от разрешенной деятельности, приносящей доходы в своих уставных целях.

Заключение


Таким образом, в нашей курсовой работе мы рассмотрели особенности Органов внутренних дел как юридических лиц. Хотелось бы отметить, что понятие «юридическое лицо» – это институт гражданского права. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Финансово-хозяйственная деятельность ОВД, приносящая доходы (а фактически разрешенная предпринимательская деятельность), являются экономической деятельностью (товарно-денежные отношения). Однако, если мы говорим о свободной хозяйственной деятельности, без отношений власти – подчинения, то мы в определенной степени можем утверждать, что такая хозяйственная деятельность включает в себя как составную часть и предпринимательскую деятельность.

Организационная структура горрайоргана внутренних дел как органа управления – это аппарат горрайоргана и подчиненные ему подразделения. Она включает в себя как подразделения, являющиеся самостоятельными субъектами гражданского права – юридическими лицами (отделы вневедомственной охраны, медицинские вытрезвители и др.), так и подразделения, не обладающие гражданской правосубъектностью (подразделения ДПС ГИБДД, ИВС и др.).


Список используемой литературы:


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.)\

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. 138-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.).

3. Жилищный кодекс Российской Федерации. Принят 22 декабря 2004 г. Раздел.VI «Товарищество собственников жилья».

4. Федеральный закон от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 22 декабря 2002 г.) // ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2322;

5. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785; № 28. Ст. 3261; 1999. № 1. Ст. 2.

6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1; 2001. № 33. Ст. 3423.

7. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. (в ред. от 21 марта 2002 г.) «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

9. Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст.1930; 1998. № 30. Ст.3608: Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст.3340; Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.148.

10. Закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (в ред. от 21 марта 2002 г.) // ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3306.

11. Федеральный закон от 7 июля 1993 года № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и ВС РФ. 1993. № 33. Ст.1309.

12. Федеральный закон от 8 августа 2001 (в ред. от 2 ноября 2004 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431. В настоящий закон Федеральным законом от 23 июня 2003 г. введена дополнительная глава «Государственная регистрация индивидуального предпринимателя». См. также: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. « совершенствовании процедуры государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2004. № 10. Ст. 864.

13. Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

14. Дозорцев В. А. Принципиальные черты права собственности в ГК России // Гражданский кодекс России. – М., 1998.

15. Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.

16. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995.

17. Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003.

18. Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 1 Санкт- Петербург, 2002. С. 208.

19. Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998.



[1] Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

[2] Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.

[3] Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995.

[4] Дозорцев В. А. Принципиальные черты права собственности в ГК России // Гражданский кодекс России. – М., 1998. С. 268

[5] Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998. С. 17.

[6] Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003. С. 199.

[7] Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998. С. 18.

[8] Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

[9] Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998.

[10] Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003.

[11] Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.


ая структура горрайоргана внутренних дел как юридического лица охватывает аппарат горрайоргана и те подчинённые аппарату подразделения, денежными средствами которых распоряжается начальник горрайоргана.

Организационная структура горрайоргана как юридического лица не включает в себя подразделения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Одно юридическое лицо не может быть составной частью другого юридического лица. Это обусловлено экономической сущностью как отдельного звена в цепи товарно-денежных отношений тем, что целое и часть не могут стать в одной цепи рядом. Не следует забывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает для себя гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Действия начальника в пределах его компетенции рассматриваются как действия самого органа внутренних дел. Таким образом, юридическое лицо признаётся волеспособным, так как волеспособны его органы, то есть они могут совершать действия, имеющие юридическое значение. Однако, орган юридического лица не является субъектом каких-либо гражданских прав и обязанностей, обособленных от гражданских прав и обязанностей юридического лица. Именно благодаря наличию соответствующих органов, начальника, осуществляющего руководство учреждением, органы внутренних дел выступают во вне как единое целое, как единый субъект, хотя обладает сложной внутренней структурой. Поэтому следует сказать, что компетенция начальника органа производна от компетенции самого органа и находится в её пределах.

Имущественная обособленность горрайоргана внутренних дел. В самом общем виде имущественная обособленность ГРОВД выражается в наличии у него материально-финансовой базы, состоящей из определённых материальных объектов (вещей), а также денежных средств и прав требования. Иначе говоря, имущества в широком его понимании. Согласно Приложению №1 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями от 21 июля и 24 декабря 1993г.), здесь мы понимаем под имуществом совокупность вещей и прав требования.

Так каков же правовой статус имущества, закреплённого за ОВД? Государство признаёт ОВД юридическими лицами и определяет для них организационно-правовую форму учреждения. В соответствии со ст. 120 ГК учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.[10] По смыслу ст. 120 ГК основной целью создания учреждения являются функции некоммерческого характера. Государственные бюджетные учреждения для того и создаются, чтобы решать специальные, управленческие и иные задачи. Согласно ч. 1 ст. 296 ГК, «учреждение в отношении закреплённого за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями, собственниками и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения».

Данная совокупность прав на имущество, закреплённое в данной статье, получило в науке гражданского права название «право оперативного управления».

Согласно разделу 3, п. 39 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, имущество, закреплённое за Министерством, находится у него на праве оперативного управления. Право оперативного управления, как способ закрепления имущества за несобственником получает всё большее распространение в системе МВД России. Так, Указом Президента РФ от 21 апреля 1996 г. № 572 «О передаче в оперативное управление МВД РФ арендуемых зданий, сооружений и помещений» в п. 1 Правительству РФ приказано обеспечить в установленном порядке ОВД РФ, их подразделениям и учреждениям в оперативное управление арендуемых ими зданий, сооружений и помещений, относящихся к федеральной собственности и используемых для размещения и социально-бытового обслуживания сотрудников и личного состава ОВД.

Так каково же содержание права оперативного управления для ОВД?

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, это право владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник, согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ, вправе по своему усмотрению совершить в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Субъект права оперативного управления согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ осуществляет свои права на имущество в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник в своих действиях руководствуется только указаниями закона, а субъект иных вещных прав не только законом, но и теми условиями (по договору), которые поставил ему собственник того имущества, которым он владеет, пользуется или распоряжается. Право собственности совсем не исчерпывается той «триадой», которая закреплена в действующее гражданском законодательстве. Для права оперативного управления характерна тесная взаимосвязь с обязанностями горрайоргана внутренних дел.

Каждое из правомочий, входящих в право оперативного управления, содержит одновременно определённый элемент обязанности горрайорганов внутренних дел перед государством. РОВД, приобретая право, основанное на законе владения имуществом, вместе с тем обязываются тщательно учитывать все материальные ценности, строго соблюдать правила его хранения и т. д. Право пользования, означающее основанную на законе, возможность эксплуатации имущества путём извлечения из него полезных свойств, одновременно налагает на горрайорганы внутренних дел обязанность использовать имущество наиболее эффективно, в строгом соответствии с его назначением.[11]

Право распоряжения, предоставляющее возможность совершать действия, направленные на изменение юридической принадлежности имущества, означает одновременно обязанность для РОВД распоряжаться имуществом с согласия собственника.

Таким образом, категория оперативного управления, как и категория юридического лица, служит общей универсальной предпосылкой участия учреждений в разнообразных отношениях. Право оперативного управления возникает там, где необходимо признать гражданскую правосубъектность, то есть статус юридического лица за организацией, не являющейся собственником закреплённого за ним имущества.

В соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ним имуществом и имуществом, приобретённым за счёт средств, выделенных ему по смете, например, сдавать в аренду, предоставлять в залог, реализовывать имущество, предоставленное собственником. К сожалению, есть случаи противозаконного использования имущества, закреплённого за различными учреждениями системы МВД России на праве оперативного управления.

Милиция РФ согласно ст. 7 Закона о милиции подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).

Основными задачами криминальной милиции являются предупреждения, пресечение и раскрытие преступлений, по делам, о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и т.д. (ст.8 Закона о милиции).

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные подразделения: подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики, экспертно-криминалистические подразделения, подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подразделения по борьбе с организованной преступностью.

Эти подразделения созданы для решения стоящих перед ними задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.

В соответствии со ст.9 Закона о милиции основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, охрана общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление место нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Местная милиция оказывает содействие криминальной милиции в исполнении и возложенных на нее обязанностей. Милиция общественной безопасности является органом дознания.

В состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, численность финансируется за счет средств федерального бюджета, определяется Правительством РФ.

Численность милиции общественной безопасности, финансируемая за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при ОВД, дежурные части, подразделения ГИБДД и ДПС, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспектора милиции, изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, отряды милиции особого назначения, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, подразделения паспортно-визовой службы, специализированные подразделения дознания и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что отдельные структурные подразделения ОВД и МВД РФ в целом, как субъекты гражданского права, обладают статусом юридического лица в организационно-правовой форме учреждения и имеют возможность участвовать в гражданском обороте в дифференцированных имущественных режимах. С одной стороны, ОВД не вправе самостоятельно распоряжаться средствами, выделенными им по смете, а с другой стороны, должны иметь фактически реализуемое право самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным ими от разрешенной деятельности, приносящей доходы в своих уставных целях.

Заключение


Таким образом, в нашей курсовой работе мы рассмотрели особенности Органов внутренних дел как юридических лиц. Хотелось бы отметить, что понятие «юридическое лицо» – это институт гражданского права. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Финансово-хозяйственная деятельность ОВД, приносящая доходы (а фактически разрешенная предпринимательская деятельность), являются экономической деятельностью (товарно-денежные отношения). Однако, если мы говорим о свободной хозяйственной деятельности, без отношений власти – подчинения, то мы в определенной степени можем утверждать, что такая хозяйственная деятельность включает в себя как составную часть и предпринимательскую деятельность.

Организационная структура горрайоргана внутренних дел как органа управления – это аппарат горрайоргана и подчиненные ему подразделения. Она включает в себя как подразделения, являющиеся самостоятельными субъектами гражданского права – юридическими лицами (отделы вневедомственной охраны, медицинские вытрезвители и др.), так и подразделения, не обладающие гражданской правосубъектностью (подразделения ДПС ГИБДД, ИВС и др.).


Список используемой литературы:


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.)\

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. 138-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.).

3. Жилищный кодекс Российской Федерации. Принят 22 декабря 2004 г. Раздел.VI «Товарищество собственников жилья».

4. Федеральный закон от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 22 декабря 2002 г.) // ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2322;

5. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785; № 28. Ст. 3261; 1999. № 1. Ст. 2.

6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1; 2001. № 33. Ст. 3423.

7. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. (в ред. от 21 марта 2002 г.) «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

9. Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст.1930; 1998. № 30. Ст.3608: Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст.3340; Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.148.

10. Закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (в ред. от 21 марта 2002 г.) // ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3306.

11. Федеральный закон от 7 июля 1993 года № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и ВС РФ. 1993. № 33. Ст.1309.

12. Федеральный закон от 8 августа 2001 (в ред. от 2 ноября 2004 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431. В настоящий закон Федеральным законом от 23 июня 2003 г. введена дополнительная глава «Государственная регистрация индивидуального предпринимателя». См. также: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. « совершенствовании процедуры государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2004. № 10. Ст. 864.

13. Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

14. Дозорцев В. А. Принципиальные черты права собственности в ГК России // Гражданский кодекс России. – М., 1998.

15. Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.

16. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995.

17. Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003.

18. Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 1 Санкт- Петербург, 2002. С. 208.

19. Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998.



[1] Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

[2] Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.

[3] Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995.

[4] Дозорцев В. А. Принципиальные черты права собственности в ГК России // Гражданский кодекс России. – М., 1998. С. 268

[5] Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998. С. 17.

[6] Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003. С. 199.

[7] Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998. С. 18.

[8] Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

[9] Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998.

[10] Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003.

[11] Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.