Тема: Правовое положение человека в обществе

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Основы права

Оглавление


Введение

Глава I. Права и свободы

.1 Понятие прав и свобод человека

.2 Основные права и свободы человека

Глава 2. Историко-правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина

.1 Исторические предпосылки развития правового статуса человека и гражданина

.2 Правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина

Глава 3. Правовой статус и фактическое положение человека и личности

.1 Понятие статуса личности

.2 Правовой статус личности в современной России

.3 Виды правового статуса

.4 Правовое и фактическое положение человека

Заключение

Список литературы


Введение


Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. Это одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

Слово статус в переводе с латинского означает «положение», состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет непосредственно о статусе человека. Если давать конкретное определение правовому статусу человека, то его можно охарактеризовать как систему признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Права и обязанности являются основным исходным элементом права.

Правовое положение человека в обществе в первую очередь закрепляется в международных нормативных актах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и др. А также во многих внутригосударственных нормативных актах.

Слова «права человека» - наиболее употребительные в современном лексиконе. Это напрямую связано с наметившимися в российском государстве модернизаторскими усилиями, стремлением реформировать политическую и правовую системы, переориентировать общественные приоритеты с безграничного этатизма к индивидуальным интересам, ценностям человеческой личности. Встав на путь демократических преобразований, государство с неизбежностью становится на путь признания человека высшей ценностью. Именно поэтому данная тема является наиболее актуальной в настоящее время.

В последние годы законодательство страны пополнилось добротными нормативно-правовыми актами, которые признаются как соответствующие мировым стандартам и Европейской Конвенции.

Основной целью данной курсовой является изучение такого вопроса как правовой статус и фактическое положение человека.

Данная в работе цель будет решаться с помощью следующих задач:

Понятие прав и свобод человека;

Историко-правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина;

Правовой статус и фактическое положение человека и личности;


Глава I. Права и свободы


.1 Понятие прав и свобод человека


Возникновение понятия «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V-IV вв. до н.э. древнегреческие мыслители утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о Правах Конституции США (1791 г.). Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вне-национальны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гразеданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.


.2 Основные права и свободы человека

человек права свободы

Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие «основные», «конституционные» и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако, основные права личности - это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, если сопоставить друг дугу ст.17 и ст.55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п.2. ст.17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения).

Основные права являются субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения потребностей, интересов, пользованием теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям.

Наиболее полно права и свободы человека сформулированы во Всеобщей декларации прав человека и принятой 10 декабря 1948 г. Этот документ является основой для определения прав и свобод граждан современных демократических государств, закрепляемых в Конституциях этих стран.

В Конституции РФ закреплено, что основные права и свободы даны человеку от природы, носят естественный характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства и соответствуют международным стандартам.

Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, покидать страну и возвращаться обратно. Право на жизнь закреплено в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и в ст. 20 Конституции РФ.

Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).

Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).

Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в нашем законодательстве, их не было раньше ни в бывшей советской Конституции, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст.2 Конституции РФ).

При этом подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием (ст.18).

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.

Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.45). Данное положение также закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня - это безусловная норма.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе российской.


Глава 2. Историко-правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина


.1 Исторические предпосылки развития правового статуса человека и гражданина


Философско-теоретической основой прав и свобод человека явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XYII-XYIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Ф.М.А. Вольтером (1694-1778). Они утверждали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом. Эти философско-правовые положения юридически закреплены в нормативно-правовых актах того времени - английской Великой Хартии Вольностей 1215 г., Петиции о праве 1628 г., Хабеас Корпус Акт 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и других юридические документах. Так, в Великой хартии вольностей 1215 г., в ст. 39, которую многие ученые-юристы называют «перлом» Английской юриспруденции записано: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны». И это сыграло свою роль в развитии современной юриспруденции и права.

Современному человеку трудно представить, что первые идеи прав и свобод человека воспринимались когда-то как социальная утопия, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. Первые попытки воплотить эти идеи в реальность предприняты в период буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда на законодательном уровне были закреплены основные права и свободы человека, используемые в юридической практике и поныне. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина, а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США).

Однако, фактически, вплоть до социальных потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, вероисповедования, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России, а так же отношение в той же Америке к афроамериканцам.


.2 Правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина


Однако признание обществом идей прав и свобод человека и гражданина предполагало не только некий общественный нормативный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола властей. История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому вполне закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию идеи прав и свобод человека и гражданина как важнейшей фундаментальной юридической и философско-правовой проблемы.

Такое изменение отношения к проблеме прав человека во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей о правах и свободах. Так, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН на третьей сессии приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Трудно переоценить юридическое значение этого нормативно-правового акта. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод человека. Это юридическое определение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: «Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав.

«Сегодня Всеобщая Декларация прав человека - это основной международный правовой акт в области прав и свобод человека. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все новые международные договоры. Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол, предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц. Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека»1.

Международные пакты о правах человека - это договоры, государства - участники которых официально договорились и согласились придерживаться их положений, заключили их с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра прав и свобод человека.

Следует отметить, что международное сотрудничество государств в области прав человека происходит в определенных формах:

) в создании единых универсальных стандартов по поводу того, какие именно права и свободы человека должны уважаться и соблюдаться,

) в принятии на себя государствами-участниками международных договоренностей - обязательств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка,

) в создании специального механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств. Этот механизм включает в себя процедуру представления в различные органы и комитеты (например, в Экономический и Социальный Совет ООН, Комиссию по правам человека) докладов-отчетов государств-участников о проведении ими в жизнь положений соглашений. Представляется важным, что эти доклады рассматриваются на открытых заседаниях, доступных для общественности и прессы. Комиссия по правам человека рассматривает жалобы отдельных лиц о нарушении их прав государствами, в которых они проживают. В настоящее время международный кодекс прав и свобод человека, включает около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся Международный Билль о правах человека, а также следующие принятые на его основе международные нормативно-правовые акты:

о самоопределении народов,

о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства,

о праве на гражданство,

о праве на убежище,

о правах беженцев, о свободе информации,

о свободе ассоциаций,

о браке и семье,

о правах детей и молодежи,

о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д.

К этим нормативно-правовым актам относится также ряд договоренностей, касающихся правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу закона этого государства) и др. Все они дополняют и конкретизируют механизмы выполнения международных соглашений.

Международные нормы и стандарты в области прав и свобод человека устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти правовые нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров о правах человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами. Международная защита прав человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение прав и свобод человека остается, в основном, внутренним делом каждого государства и его Конституции. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его Конституционным законодательством.

Международные правовые документы имеют различную юридическую силу. Ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются лишь нормами, рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, в ней содержатся только 30 рекомендаций, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами. Более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств, в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г.

Другие юридические нормативно-правовые акты представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства на международном форуме, его положения становятся обязательным для применения внутри страны. Примерами таких договоров являются Международные Пакты об экономических, социальных, культурных, гражданских и политических правах: 1966 г., которые были ратифицированы СССР 18 сентября 1973 года, а вступили в силу в 1976 году. Претворение стандартов обоих Пактов является обязанностью всех государств, подписавших данные документы.

Следующим важнейшим шагом в истории развития идей прав и свобод человека после создания ООН стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Он выражает концепцию безопасности и прав и свобод человека, основанную на общепризнанных демократических началах и стандартах, и исходит из того, что от решения многих проблем в гуманитарной области прямо зависит налаживание цивилизованных и корректных международных отношений. Важной исторической вехой в деле укрепления и развития прав и свобод человека стал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.). Документ принят согласием (консенсусом) 33 европейских государств, США и Канады, после двухлетней напряженной работы. Политические обязательства и договоренности по правам человека и основным свободам, содержащиеся в итоговом документе, дали новый импульс развитию процесса, начатого в Хельсинки.

Венская встреча ознаменовала собой принципиально новый этап в Общеевропейском гуманитарном и правовом сотрудничестве, так как в настоящее время именно гуманитарное и правовое сотрудничество является одним из ключевых факторов укрепления безопасности в мире. Понятие безопасности в мире включает в себя не только военно-политическую, но и правовую, гражданскую, социальную, культурную защищенность личности. Проходящий в мире процесс сближения стран и интересов людей требует единства прав и ответственности, создания единого правового пространства для реализации прав и свобод человека.

Во время Венской встречи впервые официально вошел в юридический лексикон термин «человеческое измерение». Это означало поворот хельсинского процесса в сторону человека, его интересов и забот, это сделало человека отправной точкой всех принимаемых договоренностей. Под «человеческим измерением» понимается весь комплекс прав человека: гражданских, политических, экономических, социально-культурных и др., а также контакты между людьми, сотрудничество в области информации, культуры, образования.

Важнейшим достижением Венской встречи явилась договоренность государств-участников способствовать тому, чтобы все люди знали свои права и обязанности. С этой целью государства-участники обязались широко публиковать в СМИ и делать доступными для населения все законы, административные правила и процедуры, поощрять обсуждения в школах и других учебных заведениях вопросы защиты прав человека и основных его свобод.

После 1989 года аналогичные встречи состоялись в Копенгагене (1990 г.) и в Москве (1991 г.). Эти встречи способствовали развитию идей прав и свобод человека. Положения, зафиксированные в вышеуказанных нормативно-правовых актах, позволяют дать определение «прав человека» и назвать условную их классификацию. Философско-правовая концепция прав человека включает в себя два основных момента. Первый состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права «первого поколения» (право на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной жизни) присущи человеку просто потому, что он человек. Это естественные (личные) права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко «второму поколению» прав человека относятся права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях (гражданские, политические, избирательные, социально-культурные и др. права). Философско-правовой основой прав второго поколения является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первого поколения прав составляет естественный порядок. Юрист-правовед Назаров В.Л. подчеркивает, что многообразие характеристик отдельных сторон прав и свобод человека если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно, не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенного объединения их важнейших сущностных признаков. В таком наиболее общем юридическом определении права человека и свободы представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и Международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях. Другое определение прав и свобод человека дано в опубликованном ООН сборнике «Права человека. Вопросы и ответы». «В общих чертах права и свободы человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может биологически существовать как человеческое существо.

Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что права человека и основные свободы дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, возможностей и талантов и удовлетворять духовные и иные запросы. «Права и свободы человека основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой со стороны государства и международного сообщества».


Глава 3. Правовой статус и фактическое положение человека и личности


.1 Понятие статуса личности


Многообразные связи общества и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе.

В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Например, тот факт, что человек является подростком 14-лет определяет его социальный статус. Право же, закрепляя это положение и вводя его в законодательные рамки, определяет, что он имеет паспорт, обязан учиться, частично дееспособен, т.е. может, например, распоряжаться своей собственностью с согласия родителей или попечителей, может нести гражданскую, административную и уголовную ответственность. Таким образом, социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

В догосударственном обществе был определенный статус индивида, но он не был правовым, поскольку еще не было права. Такое неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей частью в дальнейшем и стал правовой статус. Последний, как уже отмечалось, представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством - правоспособностью, дееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.

Понятия «правовой статус» и» правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности используется то или другое выражение. Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Указанные термины совпадают, это слова-синонимы. Подобно тому, например, как «норма» и «правило» определяются обычно друг через друга, «статус» и «положение» также взаимозаменяемы.

Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, степень участия в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов.

Правовой статус, являясь частью, элементом общества, объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, государственных основ данного общества. В связи с чем, его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Так, в разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно проследить, как постепенно меняется правовой статус крестьянина в Древней Греции: «с введением имущественного ценза законодательством Солона, политические права и привилегии граждан уже не зависят от принадлежности к роду, а определяются размером частной собственности. Поэтому даже самые мелкие землевладельцы получают право участвовать в выборах в демократический совет и суд присяжных. Одновременно с этим возрастают их обязанности, например, в создании народного ополчения»1.

Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Так, с введением Советской власти, ликвидацией частной собственности и классовым подходом к жизни общества и государства политических (участие в выборах) и социальных прав (получение продовольственных пайков, ограничение в получении образования) лишаются граждане, не принадлежавшие к «трудящимся», т.е. рабочим и крестьянам.

Итак, правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, в противном случае, он может неправильно понимать или присваивать себе какой-либо статус и неверно ориентировать свое поведение.


.2 Правовой статус личности в современной России


Для современной России понятие «правовой статус», означает не только собственно «юридическое закрепление» статуса социального, но и изменение принципиального подхода к таким понятиям как «личность», «государство», «право», «свобода», и пр. Понимание того, что «демократия» - это не просто устройство политической власти, провозглашение демократических принципов, но, прежде всего взаимная ответственность личности, общества и государства.

Подобная переоценка ценностей, ломка сложившихся устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни в целом не могли не сказаться как на состоянии общества в целом, так и на положении отдельной личности. Социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, угроза экологических и техногенных катастроф, «шоковые» методы проведения реформ 90-х годов ХХ века, привели к существенной дестабилизации правового статуса личности, проявившейся в неустойчивости и слабой социально-правовой защищенности, неспособности государственных властных структур эффективно защитить интересы гражданина, его права и свободы.

В последующие годы в ходе начавшейся стабилизации положения в политической и социально-экономической сферах происходят позитивные изменения во взаимоотношениях государства, общества и личности.

Во-первых, правовой статус личности определяется новой Конституцией Р.Ф., при этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области.

Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; когда главенствующая роль государства в этих отношениях уступает место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами взаимной ответственности, где личность выходит на первое место.

В-третьих, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности.

В-четвертых, меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость.

В-пятых, сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.

Следует отметить, что имеющиеся по данной проблеме исследования (работы Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.А. Кучинскою, Г.В. Мальцева, Е.А. Лукашевой, В.А. Потюлина, В.М. Чхиквадзе и других), хотя и относятся к периоду существования прежнею Союза, сохраняют в целом свое общетеоретическое значение и могут быть использованы «для научного анализа темы, с участием происшедших и происходящих в стране перемен.

Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны следующие особенности:

а) слабая государственная защищенность, неспособность официальных властных структур надежно обеспечить интересы личности, ее права, свободы, честь, достоинство, безопасность; отсутствие четких и эффективных правоохранительных и гарантирующих механизмов;

б) деформированность правового положения личности в связи с процессами суверинизации, межнациональными и региональными конфликтами; в ряде бывших советских республик приняты дискриминационные акты, нарушающие права некоренного населения; появились значительные группы людей вообще без четкого правового статуса (беженцы, мигранты, перемещенные лица); не найдено оптимального сочетания прав человека и прав народов; права человека нередко ставятся ниже права на суверенитет;

в) воздействие на правовой статус таких нравственно-психологических факторов, как потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям, инерция старых идей и взглядов, брожение умов, социальный дискомфорт и неуверенность в своем будущем.

Это, в основном, негативные тенденции. Есть и позитивные. Они состоят в том, что, во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база, причем нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области. Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства, с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества. В-третьих, правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; последний начинает более адекватно отражать существующие реалиии - без камуфляжа, лицемерия, конформизма. В-четвертых, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего всякую инициативу бюрократического централизма - к разумной автономии и самостоятельности. В-пятых, меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость.

Принципиально важным в этом контексте является конституционное положение о том, что закон, устанавливающий или усиливающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Такое правило записано впервые. Указанные новеллы особенно важны в связи с тем, что на протяжении длительного времени правовой статус личности в нашей стране формировался в условиях жестких ограничений.


.3 Виды правового статуса


Различают: а) общий, или конституционный статус гражданина; б) специальный или родовой статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством; е) отраслевые статусы - гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.; ж) статус лиц, работающих в различных сферах или регионах народного хозяйства (например, работников Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее принципиальное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Конституцией страны и не зависит от различных текущих обстоятельств, например, перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным законом. Сюда не входят многочисленные субъективные права и обязанности, постоянно возникающие и прекращающиеся у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, и других ситуаций. Если бы права и обязанности последней из упомянутых групп были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы разный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности общества. Он не может быть изменен без ведома государства, законодателя.

Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, президент РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, главы субъектов федерации, члены избирательных комиссий, депутаты, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, участников войны и т.д.). Указанные слои, базируясь на общем статусе гражданина, могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и др.). Твердое знание каждым своего статуса, своих прав, обязанностей, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах: гражданина своего государства (общий статус), члена определенного слоя или группы (родовой статус), неповторимой личности (индивидуальный статус). Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных - ровно столько, сколько граждан.

Правовой статус, как уже отмечалось, - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Когда-то правовой статус личности отождествлялся с ее правосубъектностью и таким образом состоял из одного элемента. Затем его стали определять как совокупность прав и обязанностей. (два элемента), а сейчас он охватывает около десятка элементов. Эта эволюция - результат развития науки, практики. Изменяется объект - изменяется и понятие, наполняется более широким и глубоким содержанием.

Но широкая трактовка правового статуса не означает охвата им всего и вся, т.е. таких ингредиентов, которые составляют лишь его необходимую среду, обеспечивают нормальное функционирование и развитие. Включение в это понятие новых элементов должно быть продуманным и объективно обусловленным.


.4 Правовое и фактическое положение человека


Правовой статус, выступающий в главной роли системы права, является практически самостоятельным регулятором общественных отношений. С помощью правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую реальность. Государство может лишь воздействовать и неизбежно воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Это воздействие может привести и приводит к прогнозируемым социальным результатам. При этом государство способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими факторами общественной жизни, как объективными, так и субъективными. Поэтому было бы неверным утверждение, что государство дарует права и свободы, поскольку быть или не быть тем или иным из них - в конечном счете зависит не только от государства. В то же время государство является одним из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Причем роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.

Сам же эффект правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития и в том числе - государством. Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития - от религии и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишать политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством. Например, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свободы практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.

Правовой статус по отношению к фактическим возможностям и обязанностям личности, обусловленным обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия или их юридической копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим общественным положением людей. Социальный статус, конечно, является ведущей стороной этого взаимодействия, поскольку является первопричиной возникновения и существования правового статуса. Однако всякое взаимодействие характеризуется взаимными изменениями взаимодействующих сторон. Правовой статус при определенных условиях оказывает собственное воздействие на общественные отношения, в большей или меньшей степени корректируя их.

Характерной чертой правового статуса, в основе которого лежат конституционные права, свободы и обязанности граждан, является его относительная стабильность, неизменность. Это качество правового статуса в сопоставлении с несравнимо более динамичной и изменчивой общественной жизнью позволяет ему играть немаловажную роль, особенно в тех случаях, когда в обществе происходят отрицательные, регрессивные процессы. Правовой статус, оставаясь неизменным и олицетворяя собой определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспечены государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода.

Заключение


Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире - явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми. Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.

Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.

Необходимо продолжать совершенствование российского законодательства в сфере прав и свобод человека. Ведь «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Законодатель должен осветить еще многие вопросы, такие как вопрос отмены смертной казни в России и многие другие. Необходимо также создать все условия для реализации и соблюдения всех прав и свобод человека.

Вопрос о правовом статусе и фактическом положении человека на сегодняшний день остается открытым и нуждается в доработке в различных сферах общественной жизни.


Список литературы


1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М., 2007;

. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;

. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. - 2008;

. Бабаев.В.К. Теория государства и права М., Юристъ, 2007;

. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966;

. Васильев А. В. Государство, право и личность // В мире права. 2009. № 2;

. Лебедев В.А, конспект лекций Теория государства и права. М.2010;

. Локк Д. Избранные философские произведения. Т. II. М. 1960;

. Лукашева Б. А. Права человека. М., 2011;

. Лукашева Е. А. Права и свободы человека и гражданина: совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2009;

. Марченко М.Н. Теория государства и права, Элементарный курс. Норма, М. 2007;

. Монтескье III. Избранные произведения. М. 1955;

. Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2011;

. Чайка Ю. Права человека - приоритет Конституции Российской Федерации // Российская юстиция. 2008. №12;

. Юнусов М.А., Юнусов Э.А. Возникновение обязанностей человека и гражданина // Право и государство. 2007. №12;

. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011;

. www. wikipedia.ru.