Тема: Лесной план субъекта Российской Федерации

  • Вид работы: Реферат
  • Предмет: Основы права

Содержание


Ведение

Лесной план субъекта Российской Федерации

Организация ухода за лесами

Лесохозяйственный регламент

Проект освоения лесов

Использование лесов

Лесная декларация

Государственная инвентаризация лесов и государственный лесной реестр

Заключение и выводы

Использованная литература

Ведение


Лесное законодательство, регулирующее лесные отношения, состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Организация лесных отношений происходит в рамках лесного законодательства, являющегося юридической формой данных отношений.

С целью сохранения единства управления развитием лесных отношений за Российской Федерацией остались закрепленными нормотворческие, контрольно-надзорные и некоторые исполнительно - распорядительные полномочия (состав лесного плана субъекта федерации и порядок его подготовки; состав, порядок разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов; состав проекта освоения лесов и порядок его разработки; установление порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов; порядок проведения государственной инвентаризации лесов; перечень видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре; размер платы за предоставление выписок из государственного реестра; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка и др.)

Одновременно Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов федерации полномочия по распоряжению лесными участками: предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, заключение договоров купли - продажи лесных насаждений, проведение аукционов; организация использования лесов, их охраны (в том числе тушение лесных пожаров), защиты (кроме лесопатологического мониторинга), воспроизводства (кроме лесного семеноводства) и др.; осуществление государственного лесного контроля и надзора.

До последнего времени, основополагающим законодательным актом, регулирующим лесные отношения, был Лесной кодекс Российской Федерации (1997 г.).

декабря 2006 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал новый Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Новый Лесной кодекс вступил в действие с 1 января 2007 года. По мнению Правительства Российской Федерации, разработка и принятие новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации вызваны необходимостью отражения в лесном законодательстве произошедших в последние годы изменений социально-экономической ситуации в стране, обеспечения согласованного и эффективного государственного управления в области использования, охраны, и воспроизводства лесов, необходимостью создания благоприятного климата для осуществления рационального использования лесных ресурсов в условиях экономического роста.

На протяжении всего периода рассмотрения законопроекта в Госдуме он подвергался существенной критике и его текст был кардинально переработан между первым и третьим слушаниями. При рассмотрении Государственной Думой проекта Лесного кодекса была создана Рабочая группа, которая провела 18 заседаний. В течение 1,5 лет в Госдуму поступило более 6 тыс. поправок к законопроекту от граждан, государственных и общественных организаций. Кроме того, поступил ряд замечаний и поручений со стороны Президента Российской Федерации по проекту Лесного кодекса.

Основные замечания касались вопросов собственности на леса, ограничения прав граждан на пребывание в лесах, правового толкования терминов "лес" и "лесные участки", порядка распределения лесных ресурсов и т.д. Лесной кодекс РФ 1997 г. просуществовал 10 лет. По нынешним меркам это немалый срок. К сожалению, тенденции современного законотворческого процесса таковы, что изменения базового федерального законодательства могут происходить настолько часто, насколько только возможно себе это представить.

Новая редакция кодекса наряду с традиционными подходами к ведению лесного хозяйства в России содержит в себе и опыт других лесных держав.

Так, например, в аналогии с лесным законодательством Германии Лесной кодекс относит всю заготовку леса к предпринимательской деятельности и уходит от существующей сегодня классификации рубок главного и промежуточного (некоммерческого) пользования. При этом рубки подразделяются только на сплошные и выборочные, вне зависимости от целей их проведения.

Из канадского опыта ведения лесопользования заимствованы лесная декларация, элементы территориального планирования лесов и подходы к региональному лесоуправлению.

Скандинавские методы ведения лесного хозяйства нашли отражение в части повышения интенсивности лесопользования за счет предварительных (до возраста спелости) рубок-"прореживаний".

И, конечно же, учтен общемировой опыт восстановления вырубленных лесосек - это отнесено кодексом к ответственности лесопользователя и бизнеса в целом.

Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. (ст.2 ЛК). Задача лесного кодекса заключается в обеспечении единообразного и согласованного регулирования лесных отношений в области использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Лесной кодекс состоит из 6 разделов, 20 глав и 138 статей.

раздел "Основные положения" рассматривает Лесное законодательство в целом, его цели и задачи, действие и отношения, которые он регулирует.

Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. (Ст.6 ЛК "Объекты лесных отношений")

Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. (Ст.7 ЛК "Лесной фонд")

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. (Ст.13 ЛК "Участники лесных отношений")

В рамках новых правовых условий субъекты Федерации наделяются всеми правами и полномочиями в использовании, воспроизводстве, охране и защите лесов.

В федеральном ведении сохраняется крайне ограниченный перечень функций:

а) дистанционный мониторинг лесов на предмет охраны и защиты лесов от пожаров, вредителей, болезней и незаконных рубок;

б) государственный мониторинг учета и инвентаризации лесов (при этом предполагается, что все лесопроектные работы будут выполняться по заказам и на средства лесопользователей);

в) лесное семеноводство с ориентацией на ценные породы с улучшенными наследственными свойствами;

г) отраслевая наука и образование;

д) лесохозяйственное нормирование (все нормы впервые будут дифференцированы по лесорастительным районам, предусмотренным новым Лесным кодексом).

Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. (Ст.17 ЛК ")

Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут).

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). (Ст.21 ЛК "Лесные сервитуты")

Как и в прежние годы, уполномоченные органы исполнительной власти вправе вводить ограничения на пребывание граждан в лесах исключительно в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности лесов, а также безопасности самих граждан при проведении арендаторами лесозаготовительных и других работ, соответствующих условиям аренды.

Кроме того, как и прежде, предусмотрены ограничения на пребывание граждан в орехово-промысловых зонах, лесоплодовых насаждениях и лесосеменных заказниках, а также на лесосеменных плантациях и постоянных лесосеменных участках.

лесной лес реестр государственный

Лесной план субъекта Российской Федерации


Правовая основа лесного планирования определена Лесным кодексом РФ в статьях 85 и 86.

В соответствии с утвержденным положением для лесного плана субъекта РФ установлен срок планирования в 10 лет.

Лесной план включает в себя:

А) Характеристику состояния лесов и их использования;

Б) Основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

В) Оценку экономической эффективности реализации мероприятий по освоению лесов. К лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их освоения. Первый подход к лесному планированию основан на методах лесоустроительного проектирования в предположении, что лесной план по своей сути станет обобщением лесохозяйственных регламентов. Второй подход к лесному планированию ориентирует развитие лесного сектора субъекта Федерации на достижения социально-экономических показателей с одновременной оценкой состояния лесов на базе международно признанных критериев и индикаторов.

Сопоставление критериев и индикаторов на год, предшествующий планируемому периоду, и на год, завершающий плановый период, должно выявить положительную или отрицательную динамику состояния лесов в субъекте Федерации. Таким образом лесной план субъекта РФ становится инструментом устойчивого управления лесами на базе международно признанных критериев и индикаторов, что будет способствовать в условиях децентрализации власти формированию эффективной региональной лесной политики.


Организация ухода за лесами


Уход за лесами осуществляется в целях повышения продуктивности лесов, сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения лесомелиоративных и иных мероприятий.

Уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов.


Лесохозяйственный регламент


Лесохозяйственный регламент в соответствии со ст.87 Лесного кодекса РФ является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества или лесопарка.



В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств (лесопарков), в соответствии с частью 5 ст.87 Лесного кодекса РФ устанавливаются:

виды разрешенного пользования лесов,

возраст рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и др. параметры их разрешенного использования,

ограничения использования лесов в случаях запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, запрета на проведение рубок, иных ограничений, установленных Лесным кодексом РФ и др. федеральными законами,

требования к охране, защите и воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент разрабатывается и утверждается для каждого лесничества (лесопарка) на срок до 10 лет органом исполнительной власти субъекта РФ.


Проект освоения лесов


Проект освоения лесов в соответствии со ст.88 Лесного кодекса направлен на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов и их использования в соответствии с разрешенными видами.

Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

) организация использования лесов;

) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. (Ст.12 ЛК "Освоение лесов")

При уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста (рубки ухода за лесом), направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям и экологической роли.

Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.

Для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок:

) спелых, перестойных лесных насаждений;

) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;

) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. (Ст 16 ЛК "Рубки лесных насаждений")


Использование лесов


Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (арендаторами и использующими лесной участок на праве постоянного (бессрочного) пользования) или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий на территориях, свободных от аренды.

К иным мероприятиям по уходу за лесами относятся:

реконструкция малоценных лесных насаждений;

уход за плодоношением древесных пород (в частности кедра);

обрезка сучьев деревьев;

удобрение лесов;

уход за опушками;

уход за подлеском;

уход за лесами путем уничтожения нежелательной древесной растительности и др. мероприятия.

.1 Общие положения об использовании лесов (Статья 24)

. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

.2 Виды использования лесов (Статья 25)

Использование лесов может быть следующих видов:

) заготовка древесины;

) заготовка живицы;

) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

) ведение сельского хозяйства;

) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

) осуществление рекреационной деятельности;

) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

) осуществление религиозной деятельности;

) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Лесное законодательство не допускает использование лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления, предоставляя последним лишь организацию их использования.


Лесная декларация


Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения подается в виде лесной декларации (ст.26), которая ежегодно представляется в органы государственной власти, местного самоуправления лицами, которые получили лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В лесную декларацию вносится следующая информация:

полное наименование лесопользователя - юридического лица, его юридический адрес, номера телефона и факса; для физического лица - ФИО, адрес места жительства, номера телефона и факса;

дата и номер договора;

декларируемый период;

наименование органа, утвердившего экспертизу проекта освоения лесов, и дата утверждения.

Сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к лесной декларации. Лесную декларацию и приложение к ней от имени лесопользователя подписывает руководитель организации либо физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Лесная декларация составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр храниться у лесопользователя, второй экземпляр представляется лесопользователем в орган исполнительной власти. Изменение лесной декларации в течение декларируемого периода осуществляется в случае внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов.

За использование лесов в бюджет вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных отношений. Начальный размер арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется умножением минимального размера платы на площадь арендуемого лесного участка или объем изымаемого лесного ресурса.


Государственная инвентаризация лесов и государственный лесной реестр


Инвентаризация лесов - периодический комплекс работ по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, с установленной нормативной точностью.

Государственная инвентаризация лесов является разновидностью лесоучетных работ, позволяющая государству эффективно управлять лесами.

Требования к объективным данным о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках установлены Лесным кодексом в ст.9 "Государственная инвентаризация лесов" и ст.91 "Государственный лесной реестр".

Объектом инвентаризации являются лесные насаждения, произрастающие на всей площади земель лесного фонда страны и землях иной категории.

Государственная инвентаризация лесов проводится в целях:

)Своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса,

2)Оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов,

)Информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Положение о ведении государственного лесного реестра утверждено постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 года.

Положение устанавливает порядок ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.

Форма реестра, порядок предоставления и правила внесения документированной информации в реестр устанавливаются Министерством природных ресурсов.

Заключение и выводы


В новом Кодексе введена новая классификация лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Леса делятся на три вида - защитные, эксплуатационные и резервные леса. Кроме того, в кодексе осталась правовая норма - особо защитные лесные участки, которая позволяет сохранять наиболее ценные лесные участки в эксплуатационных лесах. В целом это является положительным моментом в регулировании лесных отношений, но важно, чтобы при фактической реализации данных норм не произошла "потеря" уже существующих особо охраняемых территорий, водоохранных зон и прочих защитных лесов.

Существенные изменения произошли в отношении определения правового режима и ограничений использования защитных лесов. Прежде всего, сняты ограничения на проведение рубок в защитных лесах и лесах ООПТ. Единственным ограничением в лесах особо охраняемых природных территорий, а также в лесопарках и городских лесах является запрещение сплошных рубок.

Существенно расширен перечень видов использования лесов, которые по существу являются видами землепользования. Появились такие экзотические виды лесопользования, как осуществление работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной деятельности и т.д. При этом, сняты ограничения по строительству в лесах капитальных и временных сооружений, развитию объектов лесной и промышленной инфраструктуры. Отдельные статьи Кодекса направлены на прямое стимулирование и привлечение инвестиций в промышленное освоение лесов, которое ничего не имеет общего с устойчивым ведением лесного хозяйства интенсивными методами, а направлено на освоение новых лесных массивов и расширение зоны лесопользования.

Практически не вошли в Лесной кодекс предложения по особенностям использования лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые обеспечат сохранение традиционного образа жизни этих народов. Все нормы, касающиеся прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, носят формальный характер и не могут служить гарантией возможности реализации их прав на традиционный образ жизни.

Согласно новому Кодексу, использование лесов осуществляется на правах:

постоянного (бессрочного) пользования лесными участками,

ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут),

аренды,

безвозмездного срочного пользования лесными участками.

По существу, перечисленные права пользования автоматически перенесены из земельного законодательства и не понятно, как эти нормы будут работать применительно к лесным отношениям.

Определено, что заготовка древесины является предпринимательской деятельностью. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Все арендные отношения максимально приведены в соответствие с нормами гражданского права. Заключение договоров аренды осуществляется по результатам аукционов, за исключением случаев предоставления в аренду лесных участков для осуществления работ по изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов

Несмотря на то, что удалось в значительной мере детализировать нормы, касающиеся общедоступного лесопользования, пребывания граждан в лесах, тем не менее в законе осталась неопределенность норм, по которым может быть ограничено или запрещено пребывание граждан в лесах, а также право граждан свободно и бесплатно для собственных нужд осуществлять заготовку дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых и недревесных лесных ресурсов.

Под давлением общественности установлена федеральная собственность на земли лесного фонда и лесные участки из состава этих земель, но при этом полномочия Российской Федерации по управлению лесами переданы на уровень субъектов Российской Федерации и должны осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета. Несмотря на формальное сохранение федеральной собственности на участки лесного фонда, по мнению специалистов, новый Кодекс создает достаточно предпосылок для появления частной собственности на лесные участки и в дальнейшем их купли/ продажи.

В новом Кодексе введена новая классификация лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Леса делятся на три вида - защитные, эксплуатационные и резервные леса. Кроме того, в кодексе осталась правовая норма - особо защитные лесные участки, которая позволяет сохранять наиболее ценные лесные участки в эксплуатационных лесах. В целом это является положительным моментом в регулировании лесных отношений, но важно, чтобы при фактической реализации данных норм не произошла "потеря" уже существующих особо охраняемых территорий, водоохранных зон и прочих защитных лесов.

Существенные изменения произошли в отношении определения правового режима и ограничений использования защитных лесов. Прежде всего, сняты ограничения на проведение рубок в защитных лесах и лесах ООПТ. Единственным ограничением в лесах особо охраняемых природных территорий, а также в лесопарках и городских лесах является запрещение сплошных рубок.

Существенно расширен перечень видов использования лесов, которые по существу являются видами землепользования. Появились такие экзотические виды лесопользования, как осуществление работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной деятельности и т.д. При этом, сняты ограничения по строительству в лесах капитальных и временных сооружений, развитию объектов лесной и промышленной инфраструктуры. Отдельные статьи Кодекса направлены на прямое стимулирование и привлечение инвестиций в промышленное освоение лесов, которое ничего не имеет общего с устойчивым ведением лесного хозяйства интенсивными методами, а направлено на освоение новых лесных массивов и расширение зоны лесопользования.

Практически не вошли в Лесной кодекс предложения по особенностям использования лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые обеспечат сохранение традиционного образа жизни этих народов. Все нормы, касающиеся прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, носят формальный характер и не могут служить гарантией возможности реализации их прав на традиционный образ жизни.

Согласно новому Кодексу, использование лесов осуществляется на правах:

постоянного (бессрочного) пользования лесными участками,

ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут),

аренды,

безвозмездного срочного пользования лесными участками.

По существу, перечисленные права пользования автоматически перенесены из земельного законодательства и не понятно, как эти нормы будут работать применительно к лесным отношениям.

Определено, что заготовка древесины является предпринимательской деятельностью. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Сроки договоров аренды сокращены с 99 лет и могут устанавливаться в пределах от 10 до 49 лет, а для видов лесопользования, связанных со строительством гидросооружений, трубопроводов, добычи полезных ископаемых и прочих нетрадиционных видов лесопользования допускается аренда на срок от 1 года до 49 лет. По истечении срока аренды Кодексом установлено преимущественное право добросовестного арендатора при заключении договора аренды на новый срок.

Кроме того, новый Лесной кодекс не решил старую проблему передачи лесных участков в аренду лесопользователям, имеющим принципиально разные интересы при лесопользовании. Например, Кодекс оставляет без решения традиционный конфликт интересов охотников и лесозаготовителей.

На арендатора возлагаются обязанности по ведению лесного хозяйства, охране и защите леса, но Кодекс не определяет какие мероприятия могут быть включены в эти понятия и в законе отсутствуют четкие требования к лесопользователям по ведению лесного хозяйства, в отношении сохранения биоразнообразия и решении социальных вопросов.

Существенно изменены положения, касающиеся государственного контроля использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В законе есть довольно широкие полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, но практически все полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора переданы субъектам РФ. Кроме того, вместо разрешительной системы лесопользования вводится заявительная система, основанная в основном на декларациях лесопользователей.

В новом Лесном кодексе, существенно расширены полномочия субъектов Российской Федерации. По существу Российская Федерация делегировала почти все свои полномочия в сфере лесных отношений, в области пользования и распоряжения лесами органам государственной власти субъектов РФ. Можно сказать, что произошло самое масштабное перераспределение полномочий по управлению лесами от центра в регионы. В отношении управления лесами новый Кодекс ничего не дает, кроме того, что в качестве основных единиц управления определены лесничества и лесопарки. Согласно закону о введении Лесного кодекса, субъектам РФ передаются лесхозы вместе с их имуществом.

Основными документами являются лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент (составляется на лесничество или лесопарк на срок 10 лет), проект освоения лесов. Существенной проблемой для экологических организаций будет возможность обеспечения мероприятий по сохранению биоразнообразия, сохранению наиболее ценных участков леса и обеспечению мероприятий по предотвращению нелегальных рубок.

По существу новый Лесной кодекс приведет к коренному реформированию всего лесного комплекса, при этом результаты этих реформ непредсказуемы. Маловероятно, что неопределенность этих лесных реформ будет способна стимулировать более эффективную охрану, защиту и использование лесов, ответственное лесопользование и развитие высокотехнологичных перерабатывающих производств, рациональное использование лесных территорий в соответствии с объективными потребностями общества, экономики и природы.

Использованная литература


1) А.П. Петров. Государственное управление лесами: учебное пособие - Пушкино, ВИПКЛХ, 2011 - 166 с.

) В.Н. Петров. Организация, планирование и управление в лесном хозяйстве: Учебное пособие. СПб: Наука, 2010 - 416 с.

) Н.В. Ловцова. Правовое регулирование использования лесов: Учебное пособие - Пушкино, ВИПКЛХ, 2011 - 146 с.

)"Лесной кодекс Российской Федерации"

5)И.С. Мелехов "Лесоводство: ГОУ ВПО МГУЛ. 2007 - 326 с.

)http://www.wwf.ru/about/what_we_do/forests/codecs/forestcode