Тема: Всегда ли целеустремленного человека можно считать самоуправляемым

  • Вид работы: Эссе
  • Предмет: Психология















Эссе

на тему: «Всегда ли целеустремленного человека можно считать самоуправляемым»


Умение человека подчинять свои действия поставленным целям называют - целеустремленностью. Она является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Целеустремленность - понимается как сознательное активное направленность личности на определенном результате деятельности, когда человек поставил себе ясную цель и не спеша достигает ее, и представляет все трудности на пути ее достижения. Различают целеустремленность стратегическую - умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Самоуправление понимается как процесс, протяженный во времени, сопряженный с памятью, устремленный в будущее. Планируя поведение, человек учитывает внешние обстоятельства и свои возможности. На самом деле он руководствуется имеющимися представлениями о том и другом, которые не всегда бывают адекватны реальности.

Человек в процессе жизни удовлетворяет свои потребности, утоляет желания, реагирует на внешние обстоятельства. Каждое сознательное действие осуществляется человеком во имя каких-либо желательных последствий, результатов. Они осознаются как цель, на достижение которой направляется поведение. Универсальным примером такого целенаправленного поведения является самоуправление.

Самоуправляемое поведение - рациональный процесс. Цели формулируются разумом, при этом разные цели конкурируют между собой, а воля решает "хочу" или "надо".

В процессе достижения цели или в невозможности её достижения. Одновременно происходит самообучение - корректируются представления о реальности. В контексте самоуправляемого поведения тезис "Практика - критерий истины" обретает понятную форму.

Целеустремленность - все, что сконцентрировано в этом слове, вполне соответствует тому, о чем мы говорим, рассуждая о сосредоточенности на чем-либо, о самоуправлении, о возможности непосредственно влиять на свою жизнь, свое настоящее и будущее. Однако целеустремленность способна также отображать завершенность интереса, единство целей, отсутствие угнетенных, однако эффективных скрытых задач, для которых открыто признанные цели - только маска. Целеустремленность - эквивалент к ментальному целостному, которую формируют такие процессы, как поглощение знаний, их усвоение, полное погружение в обучение ради самого обучения. Распыление интереса, уловки разрушают ее. Интеллектуальную целостность, честность, искренность положено в основу не только осознания цели, но и активного реагирования [1, c. 54].

Развить эти качества возможно только с помощью осознанных намерений, однако здесь легко ошибиться. Желание - сами собой очень настойчивые. Когда воля других и чужие требования не позволяют им выражаться, они легко и глубоко прячутся. Полный отказ и искреннее приспособления к событиям, которые диктует кто-то извне, почти невозможно, остается только один действенный путь: спланированный бунт или попытка обмануть других. Однако зачастую возникает смятение и распыления интересов, тогда лицо само себя обманывает, что это действительно его намерения, стремясь одновременно поймать двух зайцев. Общественные инстинкты, сильное желание удовлетворить других, добиться их привязанности, общественное воспитание, чувство долга и уважения авторитета, страх перед наказанием - все это порождает нерешительность в попытке приспособиться, подчиниться, сосредоточить внимание на чем-то, чего от нас требуют.

Именно поэтому нельзя утверждать, что целеустремленный человек всегда самоуправляемый. Порою им может управлять другой, внушая или убеждая, иногда даже требуя выполнения тех целей, которые необходимы именно ему. Тогда имеет место своего рода манипуляция одного человека со стороны другого.

Люди добродушные стремятся сделать то, что от них ожидают. Они сознательно думают, что так оно и должно быть. Однако желание никто не отменяет, подавляют только зримые проявления этого желания. Сосредоточение на том, что негативно влияет на желание, утомляет, несмотря на то, что кто-то имеет сознательные стремления. Собственные желания определяют основной ход событий, глубокие эмоциональные реакции. Ум отклоняется от номинальной сути, приближаясь к внутренне желаемому. Систематическое распыление внимания выражает двойственную сущность желания и результата. Стоит только вспомнить свой нынешний опыт или тот, который мы получили в школе, чтобы осознать, как во внешнем действии, лишенном желания или цели, преобладает это влияние рассеянного внимания, двойного сознания [2, c. 6-8].

Мы так привыкли к этому, что вполне допускаем такую двойственность, считая ее почти естественной.

Так могло быть, однако возникают негативные последствия для интеллекта. Очевидно, это потеря энергии мысли, непосредственно достижима тогда, когда кто-то сознательно пытается (или делает вид, что пытается) быть внимательным к чему-то, хотя бессознательно воображение отклоняется от приятных дел. Особенно изысканным и совершенно губительным для эффективной интеллектуальной деятельности является воспитание привычного самообмана, которое сопровождается искаженным чувством реальности.

Двойные жизненные стандарты, в большей или меньшей степени скрываемые частные интересы, с одной стороны, и публично признаны, с другой, разрушают (прежде всего в нас самих) целостность ментальной деятельности, ее совершенство. Так же важно, что возникает раскол между сознательной мыслью, вниманием и импульсивными аффектами, слепыми желаниями. целеустремленность волевой саморазвитие

То, что порой называют строгой дисциплиной, то есть внешним принуждением, давлением, стало уже тенденцией. Мотивированность к наградам, которые важны не только для победителя, но и для его организации, предприятия, имеет схожие последствия.

Но мысли и эмоции невозможно отменить, уничтожить, их трудно подавить, на всякий случай, оставляя для иной задачи. Они двигаются своим хаотичным и неблагоустроенным руслом. То, что в ментальных реакциях врожденное, спонтанное, жизненное, в жизненных условиях остается без употребления, не проверено, а сформированные в этих обстоятельствах навыки способствуют тому, что упомянутые качества становятся все меньше пригодными для выполнения общественных и общепризнанных задач.

Можно провести аналогию с профессией военнослужащего. Зачастую эти люди посвящают всю свою жизнь защите Родины, интересов своей страны. Многие из них получают награды за свои достижения, но, как показывает практика, их целеустремленность, их старания и успехи в большинстве случаев используются высшими чинами с целью внешней демонстрации проведения и реализации качественной работы.

Когда же наступает такой момент как увольнение, человек, который всю свою жизнь отдал служению целям государства, оказывается на «обочине» общества. Он «разбит» и не знает к каким целям идти дальше и каково его призвание в дальнейшей жизни. Именно здесь следует говорить о самоуправляемости, т.е. о том качестве, которое поможет вывести целеустремленность человека на качественно новый уровень, найти и определить новые цели, обозначить для себя новые горизонты, найти занятие, в котором человек может наилучшим образом проявить самого себя.

Известно, что человек - неотъемлемая часть социума. Уйдя с одного места работы, ему необходимо найти новое занятие, новое призвание, занять чем-то свой мозг и тело.

Предназначение социума - жизнь. Это не только работа, но и развлечения, отдых, свободное время для личных дел и культурной самореализации, помощи родным и друзьям, участия в общественных объединениях.

"Человек как существо социальное рождается для того, чтобы выполнить свою первичную задачу создать благоприятные условия собственного существования: дольше и комфортнее прожить, произвести и вырастить потомство, обеспечить себе статус и безопасность, удовлетворить свои культурные запросы, исполнить идеологическую миссию, если его в нее рекрутировали. Для этого человек вступает в сотрудничество и соперничество с себе подобными, создает различные социальные коалиции и институты, начиная от семьи и кончая государством" [3].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что целеустремленность - отличное качество человека, которое помогает в его саморазвитии и развитии социума в целом. Однако, будучи целеустремленной личностью, человек не всегда самоуправляемый. Живя в социуме, он находится под управлением и влиянием других субъектов, которые прямо или косвенно определяют ход как его мыслей, так и его действий.

Говоря о целеустремленности личности, можно закончить словами Ушакова: Целеустремленность - это ясность ума, помогающая определить цель, и сила духа, помогающая достичь цели, невзирая на препятствия.