Реферат: Ответственность за нарушения земельного законодательства в Республике Татарстан

Реферат на тему: “Ответственность за нарушения земельного законодательства” Казань - 2001 ПЛАН 1. Предмет и метод земельного права. 2. Понятие и общая характеристика ответственности за нарушения земельного законодательства. 3. Дисциплинарная ответственность. 4. Административная ответственность. 5. Уголовная ответственность. 6. Гражданско-правовая ответственность. 7. Земельно-правовая ответственность. 8. Список использованных нормативных актов и литературы. §1. Предмет и метод земельного права. 1. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраня­ются в Российской Федерации как основа жизни и деятельнос­ти народов. Поэтому необходимость правовой охраны земель также закреплена в кон­ституционном порядке. Земельное законодательство, развивая конституционные положения, оп­ределяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из основных форм правового регулирования земельных отношений (ст. 73 ЗК РСФСР, ст. 1 ЗК РТ). Вследствие этого земельное право приобретает некоторую специфику в сравнении с другими отраслями права. 2. Самой важной отличительной чертой земельного права является его предмет и метод. Предметом земельного права являются общественные отношения, возникаю­щие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые его нормами. Необходимо, однако, учитывать, что с изменением содержания об­щественных отношений по поводу земли происходят измене­ния в предмете и задачах земельного права, что в свою очередь не может не влиять на институт ответственности за нарушения земельного законодательства. В условиях земельной реформы и перестройки управления экономикой происходят развитие самостоятельности, демократизации зе­мельных отношений, расширение прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, уст­ранение командно-административного метода организации землепользования и землеустройства. Земельное законо­дательство предоставляет возможность выбора форм собствен­ности и хозяйствования на земле. Развиваются институты права частной собственности на землю и аренды земли, государст­венное управление земельным фондом сочетается с широкой самостоятельностью хозяйств - пользователей земли. В советский период понимание пред­мета земельно-правового регулирования упрощалось и своди­лось в основном к порядку предоставления и изъятия земли, определению прав и обязанностей по обработке и охране зе­мель. Вопросы же присвоения результатов труда землеполь­зователей и возникающие в связи с этим отношения с государством - собственником не признавались предметом зе­мельного права. Пользование землей, понимаемое как ее своевременная и качественная обработка, проведение агромелиоративных мероприятий и т. п., не связывалось непосредст­венно с результатами труда на земле и присвоением доходов. К тому же столь узкое понимание пользования землей, как ее обработка, сопровождалось вмешательством органов государст­венного управления и их должностных лиц в технологию зем­леделия и в решение других внутрихозяйственных вопросов, извечно являющихся исключительно заботой самих землеполь­зователей, их повседневной хозяйственной деятельностью (сроки сева, уборка, хранение урожая, заготовка и продажа его и т. д.). Это было обусловлено существовавшей тогда монополией государственной и отрицанием частной собственности граждан и юридических лиц на землю. Конечно, все эти искажения в понимании земельных отно­шений как предмета земельного права приводили к потере у хозяйств материальной заинтересованности в лучшем исполь­зовании земель. Сегодня земельное законодательство рассматривает землю, прежде всего, не как объект администрирования, а как хозяйственную цен­ность. Предприятия, организации, учреждения, а также гражда­не, в чьем бы пользовании ни находились земли, каков бы ни был титул пользования ими, - все они признаются хозяевами находящихся в их владении земельных участков. Им гарантиру­ется право самостоятельно хозяйствовать на земле, приобретен­ное право собственности на земельный участок, собственности на посевы сельскохозяйственных культур и свободного распо­ряжения произведенной продукцией, а также другие права. Тем самым повышается эффективность земельного законодательст­ва, одной из главных целей которого является обеспечение за­интересованности в лучшем использовании земли. 3. Наряду с пред­метом важно выявление особенностей мето­да регулирования земельных отношений. Под методом земельного права понимается способ воздействия норм земельного права на поведение участников земельных отношений. Спецификой метода регулирования земельных правоотношений является то, что в нем доминирующее положение занимает метод администрирования. Предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государст­венного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выку­пе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоот­ношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами "управляющего госу­дарственным земельным имуществом", а не как "власть". Характерное для административно-правового метода регулирования проявление "власти и подчи­нения" не чуждо и земельным отношениям. Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять, Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также не­которые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулирова­нии отношений первичного и вторичного землепользования — в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударст­венный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве — опять-таки в той части, в какой органы земле­устройства правомочны давать обязательные предписания земле­пользователям; при разрешении земельных споров и т. п. С особенной силой административно-правовой метод регули­рования земельных отношений проявляется в случаях обнаруже­ния нарушений земельного законодательства, а также при необхо­димости их предупредить. Здесь проявляется деятельность не только правоохранительных органов (прокуратуры, суда, арбитража), ор­ганов экологического контроля, санитарной службы, но и землеустроитель­ной службы. Важно, однако, всегда иметь в виду, что административный метод распространяется не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следую­щей за этим стадии — при внутрихозяйственном планировании использования земли — применение этого метода ог­раничено, что видно на примере сельского хозяйства. Землепользователи самостоя­тельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий. В условиях демократизации управления экономикой самосто­ятельность землепользователей, в том числе государственных пред­приятий, приобретает еще большее значение, чем это было ранее, так как она необходима для развития и укрепления материальной заинтересованности. С другой сто­роны, значимость земли как основы жизни и деятельности обусловливает контроль землеустрои­тельной службы за правильным использованием земли в сельскохо­зяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллек­тивах. Таким образом, если в одних случаях допускается метод ад­министрирования, то в процессе внутрихозяйственного использо­вания земли — смешанный метод, т.е. в основном свободное до­зволение и в ограниченных законом случаях — администрирова­ние. Средством же, так называемым механизмом воздействия на нарушителя земельного законодательства будет применение к нему указанных в законе мер государственного принуждения. В свете сказанного институт ответственности за нарушения земельного законодательства приобретает особую значимость. §2. Понятие и общая характеристика ответственности за нарушение земельного законодательства. Правовая охрана земель, как один из видов ее охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направ­ленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонаруши­телей. Одним из основных методов правовой охраны земель яв­ляется юридическая ответственность за нарушение земельно­го законодательства. Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяе­мых к физическим или юридическим лицам в случае их не­правомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или нака­зания их за совершение таких действий. Лица, совершающие неправомерные действия, считаются правонарушителями, а сами неправомерные действия - правонарушениями. Приме­няемые к правонарушителям меры называются правовыми санкциями. Содержание правонарушений, как действий, противоречащих требованиям правовой нормы, а также со­держание санкции, как меры государственного воздействия на правонарушителя, должны быть зафиксированы в законе. Так, содержание земельных правонарушений и санкций за их совершение зафиксировано в различных нормативно-правовых и подзаконных актах: Земельном кодексе РСФСР, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе РФ, Земельном Кодексе РТ, Указе Президента РФ "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной зе­мель". Земельное правонарушение, как любое другое, характеризуется четырьмя элементами; объек­том, субъектом, объективной стороной и субъ­ективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Объектом земельного правонарушения является земельный строй, установленный земельным законодательством. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный учас­ток, земельные распорядки, права собственников, владельцев, поль­зователей, арендаторов земли, Объективная сторона земельного правонарушения — это кон­кретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение меже­вых знаков, самовольный захват участка и т. д.). Субъекты земельного правонарушения — это конкретные физические или юридические лица — правообладатели земли, ко­торые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами такой ответственности выступают также должностные лица или руково­дящие работники предприятий, организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и "сторонние" физи­ческие и юридические лица, Субъективную сторону земельного правонарушения составля­ет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности, При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установлен­ные в законодательстве основания и условия ответственности. Основание ответственности — наличие закона, правовой нормы, которыми предус­мотрен тот или иной вид преступления. Условия ответственности также ус­тановлены законодательством. Эти условия делают возможным привлечение субъекта к ответственности, а отсутствие хотя бы одного из них делает таковое невозможным. Такими условиями являются: 1. противоправное поведение субъекта; 2. наличие вреда; 3. наличие прямой причинной связи между вредом и деянием; 4. вина нарушителя. Субъект правонарушения несет ответственность лишь в том случае, если его поведение, деяние (действие или бездействие) яв­ляются противоправными, т. е. если он нарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект не может быть привлечен к ответственности. Ведь в жизни иногда случается, что субъект совершает то или иное деяние, которое можно считать пра­вонарушением, однако оно не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности. Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть имущественным, либо моральным. Имущественный ущерб возни­кает при нарушении законных имущественных интересов собст­венника, владельца, пользователя или арендатора (например, за­грязнение земли, снижение урожайности на целый ряд лет). Мо­ральный вред не причиняет имущественного ущерба, но наносит вред нравственного или физического характера (например, трудо­вой дисциплине, установленному порядку, коллективу, личности). Причинная связь между правонарушением и вредом подтверж­дает, что вред возник именно по этой причине, а не по какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но имеется угроза причинения вреда (если это пря­мо не предусмотрено законом), тогда виновный также может при­влекаться к ответственности. Но если это совсем не связано с дей­ствиями конкретного лица, то такое лицо вообще не может привле­каться к ответственности (например, при стихийном бедствии). Вина правонарушителя - обязательное условие привлече­ния его к ответственности. Без вины нет ответственности. Вина мо­жет быть умышленной или неосторожной, неумышленной, халат­ной. В зависимости от этого устанавливаются разные меры наказа­ния или взыскания. Указанные требования, основания и условия являются обязательными для всех форм собственности. Виды ответственности за нарушения земельного законодательства. Законодательством закреплены следующие основные формы ответственности: 1. дисциплинарная; 2. административная; 3. уголовная; 4. гражданско-правовая. 5. земельно-правовая Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соот­ветствующего правонарушения. Понятие, виды, соста­вы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответст­вующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском и земельном. Важное практическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграничении правонарушений. Дисциплинарный проступок — деяние в виде нарушения трудовой дисциплины при исполнении работы, и меры воздействия (предупреждение, выговор, отстранение от работы и др.) применяются руководителем предприятия в отношении работников, совер­шивших дисциплинарный проступок. Это делается в соответствии с КЗоТ РФ, а также уставами и положениями. Административный проступок - это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами - госу­дарственными инспекторами, административными комиссиями в соответствии с КоАП РСФСР и другими законодательными актами, предусматривающими административную ответственность. Преступление — это уголовно наказуемое, общественно опас­ное деяние (действие или бездействие), и этими признаками оно отличается от остальных правонарушений. Сами же преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания, Гражданско-правовая ответственность наступает в случаях причинения имущественного ущерба, поэтому существует понятие имущественной ответственности по ГК РФ. Она может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дис­циплинарной. административной ответственностью, т. е. граждан­ско-правовая ответственность может "сопровождать" основные формы ответственности. Все сказанное выше прямо и непосредственно относится к от­ветственности за земельные правонарушения. Кроме указанных традиционных форм ответственности за зе­мельные правонарушения, в земельном законодательстве предус­мотрена специальная ответственность, так называемая земельно-правовая ответственность, предусматривающая специальные зе­мельно-правовые меры (например, лишение права землепользо­вания, изъятие земельного участка). Эта ответственность является дополнительной, специальной формой ответственности за земель­ные правонарушения. В то же время она имеет и важное самостоятельное значение. §3. Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства. Хотя в ЗК РСФСР 1991 г. статьи, предусматривающей дис­циплинарную ответственность за земельные правонарушения, не существует, на практике дисциплинарные проступки в области использования и охраны земель совершаются и виновные в их совер­шении привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответ­ствии с КЗоТ РСФСР. Мерам взыскания за нарушения трудовой дисциплины посвя­щена ст. 135 КзоТ. В ней сказано, что "за нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организа­ции применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение". Все земельные правонарушения, связанные с нарушением тру­довой дисциплины в земельных отношениях и носящие характер дисциплинарных проступков, влекут ответственность в соответст­вии с порядком, установленным и рассмотренным выше статьями КЗоТ. Заранее установить весь перечень дисциплинарных зе­мельно-правовых проступков в каких-то правовых актах вряд ли возможно. Данный вопрос решается конкретно в каждом случае. Все деяния (действия или бездействие), нарушающие земель­ное законодательство, но не носящие характер административного проступка или уголовного преступления, относятся к дисциплинар­ным проступкам. Можно привести характерные при­меры, встречающиеся на практике. Работник самовольно (сознательно или неосторожно) переста­вил межевой знак, изменил границы земельных участков. Это на­рушение было вскрыто администрацией предприятия. На виновно­го было наложено дисциплинарное взыскание, межевой знак по­ставлен на свое место. Нарушение устранено, отпала необходимость в наложении на нарушителя административного штрафа. В то же время дисциплинарными проступками являются, на­пример, непринятие мер по борьбе с сорняками сельхозкультур, с водной и ветровой эрозией, нарушение агротехнических правил, правил хранения и применения химических препаратов, привед­ших к ухудшению земель, и проч. Они являются характерными и типичными земельными дисциплинарными правонарушениями. Такие дисциплинарные правонарушения могут совершаться как рядовыми работниками сельхозпредприятий, руководителями сред­него звена, специалистами, так и руководителями предприятий, их заместителями. В случае устранения этих нарушений нет необхо­димости применения (после дисциплинарных мер) мер администра­тивной и уголовной ответственности, Точно так же, например, если несколько тонн минеральных веществ вместо размещения их в приготовленном складе были ос­тавлены в поле и в результате дождей химикаты были смыты в реку, на земле образовались канавы, небольшие овраги, земля была загрязнена, испорчена, налицо дисциплинарное земельное право­нарушение. Руководитель и его заместители, специалисты не при­няли своевременно мер к недопущению подобной ситуации. Поэто­му возможно наложение на них дисциплинарных взысканий либо увольнение их за однократное грубое нарушение трудовой дисцип­лины, невыполнение своих прямых обязанностей (если эти их дея­ния не влекут уголовной или административной ответственности). Возможны и многие другие (в жизни, на практике) дисциплинарные земельные правонарушения, которые влекут дисциплинар­ную ответственность в соответствии с КЗоТ. § 4. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства. Перечень земельных правонарушений, достаточных для привлечения к административной ответственности установлен ст. 125 ЗК РСФСР, Кодексом об административных правонарушениях РСФСР и Указом Президента от 16 декабря 1993 г. "Об усилении государственного контроля за использованием и ох­раной земель". Так как земельное и административное право относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то последние также могут устанавливать в своем законода­тельстве административно-земельные правонарушения и размеры штрафов за них. Например, в Республике Татарстан ответственность за нарушения земельного законодательства установлена Земельным Кодексом РТ и Законом РТ "Об административной ответственности за нарушения земельного законодательства". Что же это за нарушения земельного законодательства, за которые может быть наложена административная ответственность? 1. Самовольное занятие земельных участков. Данное правона­рушение посягает на установленный земельный распорядок. Этот порядок установлен ЗК РСФСР, Земельные участки предоставля­ются решениями органов исполнительной власти Российской Фе­дерации, ее субъектов, местными администрациями в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, аренду. В этой связи любой самовольный захват земельного участка любым ли­цом — юридическим или физическим — есть нарушение установ­ленного земельного распорядка. И кроме того, оно приносит вред экономике, землепользователям, владельцам, собственникам, арен­даторам либо государству (если участок самовольно захватывается из государственных земель и земельного запаса). Самовольно заня­тый земельный участок подлежит возврату без возмещения "за­хватчику" затрат на освоение участка. 2. Самовольное строительство на земельном участке. Даже за­конные собственники, а тем более владельцы, пользователи, арен­даторы обязаны соблюдать правила застройки. Они могут возво­дить постройки и сооружения, но с соблюдением установленных правил застройки. Лицо, самовольно занявшее участок, тем самым уже нарушившее земельное законодательство, не вправе осущест­влять вообще какую-либо застройку. Участок возвращается (собст­веннику, пользователю, владельцу или государству), а постройка сносится нарушителем или за его счет без возмещения затрат. Соб­ственники и владельцы вправе застраивать участки самостоятель­но, но с соблюдением правил застройки, а пользователи и аренда­торы вправе, проводить застройку с согласия собственника. 3. Захламление земель. Данное нарушение отличается от загряз­нения земель тем, что поверхность участка захламлена отходами производства — кирпичом, цементом, стройматериалами и т, д., в результате чего участок невозможно использовать по назначению, рационально, без его восстановления, рекультивации. Поэтому дан­ное нарушение также приносит определенный вред правообладателю земли. Ответственность возлагается на самих правоземлеобладателей. Это собственники, владельцы, пользователи, арендато­ры земельных участков- Захламить участок могут и "сторонние" физические и юридические лица. Нарушение может быть соверше­но как умышленно, так и халатно, по небрежности, неосторожности и может выражаться в бесхозяйственности и непринятии мер по очистке участка. 4. Загрязнение земель химическими и радиоактивными веще­ствами, производственными отходами и сточными водами. В от­личие от захламления загрязнение означает проникновение в поч­ву таких веществ, которые отрицательно меняют ее химический состав, вредно влияющий на плодородие почв, снижают урожай­ность, делают продукцию опасной для людей и животных, в то вре­мя как захламление — это, как отмечалось выше, оставление на почве твердых нерастворимых предметов (а не веществ и элемен­тов). Загрязнителями могут быть как предприятия и организации, так и граждане: предприятия, насосныо станции, атомные станции, автопарки, заводы и фабрики (например, кожевенные, масложировые, бумажные), И те и другие могут быть субъектами ответствен­ности. Нарушение может совершаться как умышленно, так и по неосторожности, халатности, небрежности. Высокие штрафы уста­навливаются в связи с тем, что данное нарушение приносит боль­шой вред — снижение плодородия почв и снижение урожайности, иногда на долгие годы. Если такое загрязнение становится общест­венно опасным, оно превращается в преступление и карается уго­ловной ответственностью. 5. Заражение земель бактериально-паразитическими и каран­тинными вредными организмами. Данное правонарушение, как и предыдущее, также относится к наиболее вредным, так как подоб­ное заражение может приводить к тем же вредным последствиям, Но в отличие от загрязнения заражение заключается в том, что в почву попадают, например, микробы, вредные для здоровья и жиз­ни людей и животных, для сельхозпродукции. Субъектами - загрязнителями здесь могут быть, как правило, научно-исследователь­ские учреждения, ветеринарные и бактериологические лаборатории, опытные станции, имеющие дело с такими вредными организмами. Иногда субъектами могут быть и граждане, но реже. Нарушение может совершаться умыш­ленно и неосторожно. Данное правонарушение может "перерасти" в уголовное преступление. 6. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. В отличие от загрязнения и заражения, которые могут причиняться только химическими веществами и бактериологическими организмами, порча и уничтожение причиняются физическим воздействием (на­пример, рытьем траншей, канав, проездом тяжелого транспорта, установок и др.)- Подобное физическое уничтожение или порча также могут надолго выводить из строя плодородную почву. Нарушение может совершаться умышленна, но не исключается и неосторож­ное поведение причинителя. В данном случае, как правило, причи­няются большие убытки, и особенно в виде упущенной выгоды, ко­торые возмещаются иногда в течение длительного времени вплоть до полного восстановления плодородия почвы- 7. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель. В соответствии с ЗК РСФСР, земли могут предоставляться во вре­менное пользование (например, для геолого-разведывательных и изыскательных работ, для подъездных путей при строительстве и др.). В отличие от предыдущего нарушения, где земли не отводят­ся, но им причиняется ущерб, здесь земля отводится на определен­ный, временный срок. По истечении этого срока такие земельные участки должны быть возвращены собственнику, владельцу, пользователю, арендатору. Невозврат участков в срок означает, по су­ществу, продолжение пользования ими, но уже незаконное, т. е. самовольное. Нарушение совершается, как правило, умышленна, но может совершаться и по небрежности. Субъект нарушения - граждане и юридические лица, получившие землю во временное пользование. 8. Невыполнение обязанностей по приведению временно ис­пользуемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Данное нарушение неразрывно связано с предыдущим. Временный землепользователь, арендатор обязаны не только вернуть участок по истечении срока (это — самостоя­тельное требование), но и вернуть в пригодном для использования состоянии, причем не просто в пригодном, а для использования именно по целевому назначению (например, для сельхозпроизводства и др.). Данное нарушение совершается умышленно. Наруши­тель знает, что он обязан делать, но не делает. Нарушители — те же временные пользователи, арендаторы, т. е. как юридические лица, так и граждане. Временный землепользователь обязан провести все необходимые работы: распашку, восстановление плодородного слоя, ликвидацию всех повреждений почвы, т. е., как это называется в ЗК РСФСР, провести рекультивацию земли. Все эти работы вы­полняются им за свой счет. Если (в крайнем случае) он не делает этого, собственник (владелец) участка может это сделать за свой счет и взыскать с временного пользователя убытки, включая упу­щенную выгоду, 9. Проектирование, размещение, строительство и ввод в экс­плуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние зе­мель. Прежде всего, могут возникнуть трудности, является ли каж­дое из перечисленных деяний оконченным нарушением или окон­ченное нарушение составляют все четыре деяния вместе, в сово­купности. Видимо, без ввода таких предприятий и объектов в экс­плуатацию отрицательного воздействия не будет. Но, с другой сто­роны, такие действия без экологической экспертизы вообще не мо­гут иметь места. В таких случаях на каждой стадии возможно пре­кращение проектирования, размещения и строительства объектов и. кроме того, наложение штрафа на виновных. В каждом случае надо исходить из конкретных обстоятельств. Какие объекты име­ются в виду? Любые, если они отрицательно влияют на состояние земель. Это могут быть гидроэлектростанции, которые выводят ог­ромное количество земель из сельскохозяйственного оборота; гидромелиоративные сооружения, которые могут привести к иссушению земель или, на­оборот, к их заболачиванию, подтоплению и т. д. Действия наруши­телей, как правило, умышленные: они знают об отрицательных пос­ледствиях, но продолжают нарушение, противоправное действие. Особенно если это делается без экологической экспертизы. Без та­кой экспертизы вообще не должно быть никакого строительства. 10. Искажение сведений о состоянии и использовании земель. В соответствии с ЗК РСФСР, каждый землепользователь по требованию земельных органов и их должностных лиц обязан давать правдивую информацию о количестве и качестве земель, их состо­янии. Это необходимо, в частности, для выделения земель кресть­янским (фермерским) хозяйствам; для предоставления во владе­ние, пользование или аренду; для ведения мониторинга земель и земельного кадастра. От этих сведений зависит правильное реше­ние вопросов о предоставлении земель, а 'от неправильной информа­ции могут быть нарушены права граждан и организаций. В атом — вредность данного земельного правонарушения. Нарушителями вы­ступают граждане-собственники, владельцы, пользователи, аренда­торы; должностные лица предприятий (колхозов, совхозов, предпри­ятий, коммерческих организаций и др.); должностные лица земель­ных органов, контрольных органов, ведущих государственный учет земель. Эти нарушения могут отрицательно отразиться на единой государственной регистрации земель как имущества, недвижимости. 11. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие ин­формации о наличии свободного земельного фонда. По существу, здесь объединены два самостоятельных правонарушения. Во-первых, нарушение сроков и сокрытие информации. При­чем они касаются двух случаев: выделение участка из земель за­паса и из земель колхоза или совхоза (другой организации) при выходе колхозника или работника совхоза, товарищества, коопера­тива, для образования крестьянского (фермерского) хозяйства, В первом случае срок рассмотрения заявления (ходатайства) уста­новлен не более 2 месяцев, а во втором случае — месячный срок, Эти два случая земельных правонарушений и штрафов за них пред­усмотрены и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 7 и 8). В этом Законе говорится об ответственности виновных лиц, не расшифровывая их. А в ЗК РСФСР прямо называются должност­ные лица. Имеются в виду как должностные лица колхозов и совхо­зов (допускающих волокиту при рассмотрении заявлений), так и должностные лица земельных комитетов. Во-вторых, сокрытие информации о свободном земельном фон­де, Это также серьезное нарушение, ибо оно ведет к неправильному решению вопросов, нарушению прав граждан. Желание скрыть све­дения о наличии земель возможно у тех же руководителей хозяйств, местных земельных органов и администраций. Они, как правило, и являются субъектами данного земельного правонарушения. 12. Уничтожение межевых знаков. Межевые знаки устанавли­ваются на границах участков собственника, владельца, землеполь­зователя в натуре для отграничения земель одних субъектов права от других. Знаки создают условия для устойчивости права на зем­лю. Уничтожение их ведет к нарушению прав обладателей земли. В результате этого нарушения размер участка у одного землеполь­зователя может уменьшиться, а у другого ("захватчика") увели­читься. По существу, это нарушение дополняется другим наруше­нием — самовольным захватом земли. Межевые знаки могут быть уничтожены как юридическими лицами, так и гражданами, причем умышленно или неосторожно. 13. Нарушение утвержденной градостроительной документа­ции при отводе земель. Данное правонарушение связано с несоблюдением утверж­денных в установленном порядке генеральных планов плани­ровки и застройки городов и поселков городского типа, а также проектов детальной застройки других населенных пунк­тов, что приводит к нарушению установленного порядка изъ­ятия, предоставления и отвода земель. 14. Противоправные действия должностных и юридических лиц, если таковые повлекли за собой самовольный захват земель. Правонарушение имеет ярко выраженный должностной ха­рактер. Оно стало довольно распространенным в последние годы в связи с изменением порядка предоставления земель и компетенции органов, обладающих таким правом. Обычно такие правонарушения связаны либо с правовой неосведомлен­ностью правонарушителей, либо с преднамеренными их дейст­виями на почве меркантильной заинтересованности. И в том, и в другом случаях рост числа таких правонарушений связан с недостаточно жестким контролем со стороны органов, обязан­ных осуществлять контроль в этой сфере. 15. Нарушение установленного режима использования зе­мель природоохранного, природно-заповедного, оздоровитель­ного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся ра­диоактивному загрязнению. Правонарушение имеет экологический, природоохранительный аспект, выражается в виде охоты, рыбной ловли, уничто­жения ценных пород леса, распашки земель, выпаса скота, иной хозяйственной деятельности, не связанной с целевым на­значением этих земель. В последние годы этот вид земельных правонарушений получил значительное распространение, что связано с ослаблением контроля в этой области со стороны специальных природоохранных и правоохранительных органов. Что касается нарушения установленного режима использо­вания земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, то этот вид правонарушений связан с обстоятельствами черно­быльской аварии, в результате которой была загрязнена обшир­ная площадь в пределах Брянской, Орловской, Курской, Тульской, Рязанской и Калужской областей. На этих террито­риях установлен особый режим использования земель, исклю­чающий возможность заражения людей через продукты сельскохозяйственного производства, нарушение которого представляет серьезную опасность для здоровья людей. 16. Нерациональное использование сельскохозяйственных продуктивных земель. Этот, не имевший ранее конкретных признаков показатель эффективности использования земель, получил в действующем законодательстве конкретную определенность. В соответствии с Земельным кодексом нерационально используемыми следует считать такие земли, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет на 20% и более меньше рассчитанной (предпо­лагаемой), полученной по материалам кадастровой оценки. Поэтому сейчас имеется возможность документально подтвер­дить факт совершения данного правонарушения, исключить неоднозначность понимания нерациональности, и, стало быть, -возникновение споров. Методика установления нерациональ­ности использования земель еще недостаточно совершенна (на­пример, как установить нерациональность использования сенокосов, пастбищ), тем не менее, она дает довольно эффек­тивный инструмент для предупреждения и пресечения подоб­ного явления. 17. Невыполнение обязательных мероприятий по улучше­нию земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв. Охрана почв от ветровой и водной эрозии, а также улучше­нию качественного состояния земель является обязанностью всех собственников земли и землепользователей (ст. 53 ЗК РСФСР). Государственный земельный кадастр дает возмож­ность достаточно определенно установить уровень признаков качественного состояния земель и подверженности их эрозион­ным процессам на любой заданный момент и в динамике. Эти данные периодически фиксируются в правоустанавливающих документах физических и юридических лиц и дают возмож­ность устанавливать достаточно определенно наличие упомя­нутого правонарушения, своевременно предупреждать собственников земли и землепользователей о признаках право­нарушения и, в крайних случаях, привлекать к соответствую­щей юридической ответственности. 18. Использование земель не по целевому назначению. Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собст­венность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установлен­ным назначением. Признаки целевого назначения участка обо­значены в самом его определении. Например: для сельско­хозяйственного использования (для ведения крестьянского хо­зяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животно­водства, иных конкретных целей); для несельскохозяйст­венного использования (дачного строительства, жилищного строительства, гаражного строительства, сооружения иных объ­ектов). Отклонение от этих признаков в процессе использова­ния земли указывает на совершаемое правонарушение. 19. Использование земельных участков способами, приво­дящими к порче земель. Содержание данного правонарушения предполагает техно­логические отклонения в способах использования земли (не­правильная обработка почвы, приводящая к их разрушению, технологически неправильный выпас скота, приводящий к уничтожению пастбищ и т. п.). Признаки наличия правонару­шения устанавливаются по данным государственного земельно­го кадастра. 20. Систематическое невнесение платежей за землю. Признак систематичности установлен законодательством в виде неуплаты земельного налога в течение двух лет подряд и непогашении задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные догово­ром аренды. Норма предполагает невнесение платежей. Таким образом, несвоевременное внесение платежей, хотя и систематическое, не является признаком данного правонарушения и не может служить основанием для привлечения к юридической ответст­венности. Что касается арендной платы, то порядок и сроки выплаты ее устанавливаются договором аренды, однако и в этом случае невнесение ее по признакам, приведенным выше, следует счи­тать правонарушением в редакции данного пункта и, следова­тельно, достаточным основанием для привлечения виновных к юридической ответственности. 21. Уклонение от исполнения или несвоевременное испол­нение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земель­ного законодательства. Должностными лицами, имеющими право давать обязательные для исполнения предписания, являются инспекторы всех рангов органов системы Роскомзем. Норма, предписывающая юридическую ответственность за данное правонарушение, имеет большое значение с точки зрения правовой дисциплини­рованности субъектов права на землю и способствует значи­тельному повышению роли и авторитетности инспекторов по использованию и охране земель. По смыслу содержания данно­го правонарушения и нормы, устанавливающей юридическую ответственность за его совершение, следует, что она (ответст­венность) наступает независимо от того был ли субъект при­влечен к ответственности за то правонарушение, по поводу которого было сделано предписание должностным лицом или нет. Например, если было сделано предписание об уст­ранении нарушения, связанного с систематической неупла­той земельного налога, и по истечении указанного в предписании срока окажется, что правонарушение не устра­нено, виновное, в этом лицо может быть привлечено как за систематическую неуплату налога (штраф или изъятие зе­мельного участка), так и за неисполнение предписания ин­спектора по этому вопросу. В дополнение к этим нарушениям земельного законодательства в Земельным Кодексом Республики Татарстан и Законом Республики Татарстан “Об административной ответственности за нарушения земельного законодательства” таковыми признаны также: 1. засорение земель сорными растениями; 2. использование земель способами, приводящими к порче и уничтожению природных ресурсов и археологических объектов и объектов историко-культурного наследия; 3. нарушение обременений земельных участков, установленных в соответствии с земельным законодательством; 4. пользование земельным участком без оформленных в соответствии с законодательством документов, удостоверяющих право на земельный участок; 5. нарушение установленных земельным законодательством сроков возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда для использования в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства; 6. неиспользование земельных участков, предоставленных для определенных целей, в течение сроков, установленных земельным законодательством; 7. воспрепятствование проведению инвентаризации земельных участков в соответствии с земельным законодательством; 8. проведение проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель, без получения в установленном порядке лицензий на эти работы или с нарушением условий, предусмотренных лицензией; 9. нарушение установленного земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, равно как и противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой незаконное занятие земель, нарушения прав собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей. Порядок наложения административных взысканий за нарушения земельного законодательства. В контрольных органах созда­ются инспекции по наложению администра­тивных взысканий, которые на основании протоколов и актов инспекторов о выявленных нарушениях реша­ют вопросы о применении к виновным мер административного воздействия. Штраф может налагаться не сразу. Инспектор, выявив нару­шение, может дать письменное предупреждение - это тоже еще не мера административного взыскания. Если и после этого наруши­тель не устраняет нарушение, инспектор составляет акт и прото­кол о нарушении. Акт составляется при участии землеустроителей и других специалистов, нарушителя и передается в инспекцию. Поскольку штраф указывается в Законе в пределах "от и до", он может быть наложен либо в минимальной сумме, либо в макси­мальной, либо в сумме в пределах "вилки". Это делается по усмот­рению госинспекции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, а также материального положения нарушителя. Штрафы налагаются и взыскиваются в порядке, предусмотренном в законодательстве об административных правонарушениях, т.е. в двухмесячный срок со дня обнаруже­ния правонарушения, а в отдельных случаях — в двухмесячный срок со дня совершения нарушения. В случае неуплаты в 15- днев­ный срок штрафа он взыскивается в бесспорном порядке путем списания со счета юридического лица или удержания из оплаты труда работника. Решения о наложении штрафа могут быть обжа­лованы в суд или в арбитражный суд. Жалобы приостанавливают взыскание штрафа до окончательного решения спора в суде или в арбитражном суде. Незаконно взысканные штрафы подлежат воз­врату. По общему правилу наложение штрафов и других взысканий за указанные нару­шения не освобождает виновных от устранения допущенных нару­шений. Эта важная норма отражает принцип и требование реаль­ного исполнения закона, обязанность любого юридического лица, гражданина, должностных лиц, совершивших правонарушение и привлеченных к административной ответственности, устранить до­пущенное нарушение. §5 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства. К уголовно наказуемым правонарушениям относятся такие противозаконные действия физических лиц, которые представляют собой общественную опасность. С этой точки зрения уголовная ответственность за нарушение земель­ного законодательства наступает в случаях таких общественно опасных действий, как посягательство на установленный земельный правопорядок. В настоящее время уголовная ответственность регулируется УК РФ. В нем предусмотрены ряд деяний, нарушающих земельное законодательство. Причем они сконцентрированы всего в двух статьях – 170 и 254. Статья 170 УК РФ “Регистрация незаконных сделок с землей”: “Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.” Объективная сторона данного преступления может быть выражена в совершении любого из трех действий, затрагивающих земельные отношения: регистрации незаконных сделок, искажения данных кадастра, занижения размеров платежей. Государственный земельный кадастр включает в себя систематизированный свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель в Российской Федерации, сведения о наличии земель, распределении их по категориям, угодьям, собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам, содержит экономическую оценку земли. Ведение кадастра возложено на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Платежи за использование земли включают в себя ежегодный земельный налог с собственников земли, землевладельцев и землепользователей (за исключением арендаторов, вносящих арендную плату арендодателю, с которого взимается плата за землю, переданную в аренду). Взимается также нормативная цена земли, установленная для покупки земли и для получения банковского кредита под залог земельного участка Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, занижение размеров платежей за землю влекут уголовную ответственность, если они совершены должностным лицом, использовавшим для этого свое служебное положение, умышленно и при наличии корыстной или иной личной заинтересованности в совершении указанных действий (в случае получения должностным лицом взятки за совершение таких действий все содеянное квалифицируется как совокупность соответствующих преступлений по правилам, установленным в ст. 17 УК РФ). Статья 254 УК РФ “Порча земли”: “1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет”. Объективная сторона данного преступления выражена законодателем крайне казуистично. Она включает в себя: действия или бездействие, представляющие собой отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами в процессе их (т. е. веществ) хранения, использования и транспортировки; последствия, состоящие в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде; причинную связь между действиями (бездействием) и последствиями. Удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты представляют собой вещества, специально предназначенные для использования в сельскохозяйственном производстве либо для любительского или иного некоммерческого выращивания растений. Требования к ним, равно как и правила обращения с ними закреплены многочисленными нормативно-правовыми актами и являются обязательными. Использование веществ, не являющихся удобрениями, стимуляторами роста растений, и других, не названных в данной статье веществ исключает возможность ее применения независимо от характера наступивших последствий осуществления хозяйственной или иной деятельности. Под хозяйственной или иной деятельностью в смысле данной статьи понимаются все виды воздействия на землю с целью достижения определенных хозяйственных, рекреационных или иных результатов, т. е. выращивание сельскохозяйственных растений, стимулирование дикорастущих растений, проведение экспериментов, связанных с изменением растительного покрова, и проч. Не подпадает под признаки преступления, ответственность за которое установлена статьей 254 УК РФ, порча или загрязнение земли в результате промышленного производства, выбросов и сбросов вредных веществ на землю, размещение на земле отходов в тех случаях, когда эти вещества или отходы не относятся к классу опасных химических или биологических веществ. Специальное земельное законодательство устанавливает особые режимы для почв, подвергшихся сильному негативному воздействию, обозначая их как "деградированные", и определяет перечень таких земель. Например, это земли, загрязненные токсичными промышленными отходами или радиоактивными веществами. Таким образом, загрязнение, отравление и иная порча земли выражаются в деградации земель. Вред, причиненный здоровью человека, может быть любой степени тяжести - от легкого до тяжелого. Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели животных и несельскохозяйственных растений, лесонасаждений, загрязнении водных объектов и гибели водных биоресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т. п. Преступление считается оконченным с момента наступления одного из указанных последствий. Часть 2 статьи 254 УК РФ предусматривает ответственность за совершение данного преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Введение данного квалифицирующего признака и установление повышенной ответственности связано с особым режимом земель в такого рода зонах, существенным ограничением права пользования землями и сложностью восстановления и рекультивации земель в зонах. Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами. Субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла. Лицо осознает нарушение им правил обращения с указанными веществами, предвидит возможность отравления, загрязнения и иной порчи земли вследствие нарушения им этих правил, а также возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, но сознательно допускает их либо относится к наступлению указанных последствий безразлично. Психическое отношение к смерти человека (ч. 3 ст. 254) выражается в неосторожности (в виде как легкомыслия, так и небрежности). При рассмотрении данной статьи возникает один вопрос. Если отравление и загрязнение земли - деяния понятные, то, что означают слова "иная 'порча земли" - не совсем ясно. Видимо, при рассмотрении данной категории дел необходимо исходить из конкрет­ных обстоятельств уголовного дела. В качестве меры уголовной ответственности возможна конфис­кация земельного, участка (как имущества, недвижимости) по при­говору суда (ст. 62—66 УИК РФ). Но при этом в соответствии с Приложением к УИК РФ не может быть конфискован участок ус­тановленной нормы как единственный источник существования се­мьи. Излишек участка сверх нормы может быть конфискован. §6. Гражданско-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства. Гражданско-правовая ответственность (ее еще называют материальной или имущественной) - особый вид юридической ответственности, связанный с необ­ходимостью возмещения материального вреда, как следствия правонарушения. Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может дополнять другие виды ответственности, оставаясь при этом самостоятельным видом юридической ответственности за нарушения земельного законодательства. Все случаи возникновения материального вреда можно разделить на две группы: 1. вред, возникающий в результате совершения неправомер­ных действий, не относящихся к категории сделок; 2. вред, возникающий в результате совершения неправомер­ных (недействительных) сделок с землей. К неправомерным действиям, не являющимся сделками с землей, относятся такие земельные правонарушения как унич­тожение плодородного слоя почвы, захламление, загрязнение вредными и радиоактивными отходами производства, зараже­ние бактериальными и карантинными организмами и болезня­ми, невыполнение субъектами мероприятий по борьбе с эрозией почв, по охране и улучшению земель, проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на качественное состояние земель. Ущерб выражается в прямом ухудшении или уменьшении про­изводительных качеств земли или иных, непосредственно и прочно связанных с ней объектов (уничтожение или уменьше­ние плодородия почв, уничтожение посевов, многолетних на­саждений, повреждение или уничтожение строений и т. п.). Согласно земельному законодательству лица, виновные в совершении правонарушений, повлекших за собой возникнове­ние ущерба, обязаны возместить его в полном объеме, включая упущенную выгоду. Характер возмещения определяется кон­кретными обстоятельствами или договоренностью сторон: при­ведение поврежденных участков в состояние пригодное для использования по целевому назначению, восстановление нару­шенных строений, денежная компенсация или иные виды воз­мещения. При определении конкретных размеров ущерба следует ру­ководствоваться нормами гражданского законодательства с уче­том норм земельного и иного специального законодательства, а также с учетом конкретных обстоятельств совершения правона­рушения. Земельные правонарушения также могут выражаться в виде не­правомерных сделок, совершенных с нарушением требований законодательства. Такие сделки считаются недействительными. Признаки недействительности сделок с имуществом (в том числе и с землей) установлены гражданским законодательством (ст. ст. 153 - 181 ГК РФ). В земельных отношениях могут иметь место любые означенные в этом перечне сделки, поскольку земля является объектом недвижимого имущества. Признаки недействительности сделок с землей тоже имеют общий характер (сделки, совершенные не в соответствии с требованиями закона; сделки, совершенные под влиянием обмана, угроз, насилия и т. п.). Порядок материальной ответственности лиц, виновных в совер­шении недействительных сделок с землей, также регулируется нормами гражданского законодательства. Основные положения этого порядка заключаются в следующем: 1. Если действия сторон недействительной сделки не призна­ются умышленными, а последствия ее совершения не нарушают прав третьих лиц или не затрагивают их законных интересов, то по действующему правилу каждая из сторон возвращает другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возвра­тить натурой - возместить денежную стоимость полученного. 2. Если в недействительной сделке усматриваются дейст­вия, заведомо направленные на нарушение прав и законных интересов третьих лиц, а умышленными признаются действия одной стороны, то эта сторона возвращает другой стороне все полученное по сделке, а полученное последней - взыскивается в доход государства. 3. Если в недействительных сделках, совершаемых с целью нарушения прав и законных интересов третьих лиц, умышленными являются действия обеих сторон, то в доход государства взыскивается все, полученное по сделке обеими сторонами. §7. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства Земельно-правовая ответственность за нарушение земельно­го законодательства представляет собой принудительное изъ­ятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Российским законодательством установлен следующий перечень право­нарушений, совершение которых сопряжено с изъятием у них земельных участков: 1. Использование земельного участка не по целевому назна­чению. 2. Нерациональное использование земельного участка. 3. Использование земельного участка способами, приводя­щими к снижению плодородия почв и ухудшению экологичес­кой обстановки. 4. Неиспользование в течение одного года участка сельско­хозяйственного назначения и в течение двух лет земельных участков несельскохозяйственного назначения. 5. Систематическая неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашение задолженности в течение последующе­го одного года, а также арендной платы в сроки, установлен­ные договором аренды. Изъятие земельных участков у лиц, совершивших указан­ные правонарушения, производится по решению компетентных органов государственной власти по представлению комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке. Обжалование решений приостанавливает их исполнение. Изъятие земельных участков в указанных случаях произво­дится без возмещения стоимости убытков землепользователям, а также стоимости земли их собственникам. В соответствии со ст. 115 Земельного Кодекса Республики Татарстан принудительное изъятие земельного участка допускается при: а) использовании земельного участка не по целевому назначению или не по разрешенному использованию; б) неустранении в сроки, установленные предписанием государственных органов по контролю за использованием и охраной земель, следующих нарушений законодательства: - загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами; - нарушение сроков возврата временно занимаемых земель; - порча и уничтожение плодородного слоя почвы; - засорение сорными растениями; - невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии, предотвращению других негативных процессов, ухудшающих состояние почв; - использование земель способами, приводящими к порче и уничтожению природных ресурсов и археологических объектов и объектов историко-культурного наследия; - нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования; - захламление земель; в) неиспользовании земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение трех лет, за вычетом времени на освоение земельного участка, мелиоративное строительство, восстановление после стихийных бедствий и иные обстоятельства, исключающие такое использование; г) неиспользовании предоставленного для застройки земельного участка в течение трех лет, если договором не установлены более длительные сроки окончания строительства; Порядок прекращения прав на земельный участок, используемый с нарушением земельного законодательства, регламентируется ст. 116 ЗК РТ. Согласно этой статье прекращение права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования земельными участками и их аренды в случае совершения указанных правонарушений производится в следующем порядке. При выявлении указанных нарушений виновные граждане или юридические лица привлекаются к ответственности уполномоченными государственными органами по контролю за использованием и охраной земель в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Одновременно с привлечением к административной ответственности данные органы выносят предупреждение об устранении в срок до трех месяцев допущенных нарушений. В случае неустранения этих нарушений, органы, выявившие нарушение, вносят в уполномоченный орган, предоставивший земельный участок, представление о прекращении прав на этот земельный участок. Прекращение прав на земельные участки производится на основании решения уполномоченного органа в соответствии с законодательством. Собственнику, владельцу, пользователю, арендатору земельного участка копия решения вручается в семидневный срок с момента его принятия и в этот же срок направляется в орган государственной регистрации прав на земельный участок. При несогласии собственника, владельца, пользователя, арендатора земельных участков с решением о прекращении прав на земельный участок он вправе заявить об этом в орган, принявший решение, в пятнадцатидневный срок с момента получения копии решения. В этом случае исполнение решения не производится, а требование о принудительном прекращении прав на земельный участок предъявляется в суд. Государственная регистрация прекращения прав на землю не производится до решения суда. Прекращение права собственности на земельный участок происходит в порядке выкупа, за исключением совершения следующих правонарушений: 1. неустранении в сроки, установленные предписанием государственных органов по контролю за использованием и охраной земель, следующих нарушений законодательства: Ø загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами; Ø нарушение сроков возврата временно занимаемых земель; Ø порча и уничтожение плодородного слоя почвы; Ø засорение сорными растениями; Ø невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии, предотвращению других негативных процессов, ухудшающих состояние почв; Ø использование земель способами, приводящими к порче и уничтожению природных ресурсов и археологических объектов и объектов историко-культурного наследия; Ø нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования; Ø захламление земель; 2. неиспользовании земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение трех лет, за вычетом времени на освоение земельного участка, мелиоративное строительство, восстановление после стихийных бедствий и иные обстоятельства, исключающие такое использование; 3. неиспользовании предоставленного для застройки земельного участка в течение трех лет, если договором не установлены более длительные сроки окончания строительства; Прекращение прав на земельный участок не освобождает виновных лиц от возмещения причиненного ущерба. В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на зем­лю за земельные правонарушения нашли свое разрешение в ст. 284— 287 (т. е. в гл. 17, которая вступит в действие с момента принятия нового Земельного кодекса). В ГК РФ рассматриваемые вопросы разрешены следующим образом. В ст. 284 (она называется "Изъятие земельного участка, кото­рый не используется в соответствии с его назначением") установ­лено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда этот участок предназначен для сельскохозяйствен­ного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также вре­мя, в течение которого участок не мог быть использован по назна­чению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. В соответствии со ст. 285 "Изъятие земельного участка, ис­пользуемого с нарушением законодательства" земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осу­ществляется с грубым нарушением правил рационального исполь­зования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целе­вым назначением или его использование приводит к существенно­му снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо зна­чительному ухудшению экологической обстановки. В ст. 286 "Порядок изъятия земельного участия ввиду его не­надлежащего использования" говорится, что орган государствен­ной власти или его местного самоуправления, уполномоченный при­нимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК РФ, а также порядок обязатель­ного заблаговременного предупреждения собственников о допущен­ных нарушениях определяется земельным законодательством. Если собственник земельного участка письменно уведомит ор­ган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с пуб­личных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд. В ст. 287 "Прекращение прав на земельный участок, принад­лежащих лицам, не являющимся его собственниками" сказано, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих аренда­торам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществля­ется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством. Список использованных нормативных актов и литературы. 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) – Справочная правовая система “Гарант”. 2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая редакция). – Справочная правовая система “Гарант”. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.) – Справочная правовая система “Гарант”. 4. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. (с изменениями от 28 апреля 1993 г.) – Справочная правовая система “Гарант”. 5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (действующая редакция) – Справочная правовая система “Гарант”. 6. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" – Справочная правовая система “Гарант”. 7. Земельный кодекс Республики Татарстан от 10 июля 1998 г. N 1736 (с изменениями от 5 июля 1999 г.) – Справочная правовая система “Гарант”. 8. Закон Республики Татарстан от 9 февраля 1994 г. N 2079-XII "Об административной ответственности за нарушения земельного законодательства" (введен в действие Постановлением ВС РТ N 2080-XII от 09.02.94 г.) (в редакции от 19 мая 2000 г.) – Справочная правовая система “Гарант”. 9. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) – Справочная правовая система “Гарант”. 10. Земельное право России. Учебник – М.:"Былина",1997. 11. Земельное право Учебник для вузов /Под ред. С.А.Боголюбова - М.: Издательская группа “Норма-Инфра-М”, 1999.