Читайте данную работу прямо на сайте или скачайте

Скачайте в формате документа WORD


Государственно-правовое понимание целостности государства

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОУ СПО Социальный колледж №25

                        Шифр_______________

Специальность:______________________

___________________________________

Допущена к защите

Зам. Директора по УПР

                                          А.О.Нарушевич

«___»_____________2006г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:____              Государственно правовое понимание целостности государства _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент:___________________________________      Группа:___________________________

Работа выполнена «___»________________2006г.       Подпись:_________________________

Дата защиты «___»____________________2006г.        Оценка:__________________________

Руководитель курсовой работы:____________________________________________________

Москва 2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Территориальная целостность государства……………………………5

1.1.  Принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ………………………………………………………………………………5

1.2. Федеративная форма административно – территориального устройства государства в России……………………………………………………………..13

4

Глава 2. Правосознание как критерий целостности государства……………..178

2.1. Понятие, значение и виды правосознания…………………………………178

2.2. Особенности российского правосознания и пути его повышения……….25

Заключение……………………………………………………………………….301

Список используемой литературы…………………………………………….....32

ВВЕДЕНИЕ

Тема понимания целостности государства всегда была, есть и будет актуальной. На протяжении всего существования жизни на Земле живые организмы, растения, животные и люди боролись за право находиться на приемлемой для них территории, искали способы получения взаимовыгоды, объединялись в сообщества, стаи, а люди в племена, а позже и в государства.

Со становлением первых государств начались и конфликты, как межгосударственные так и внутригосударственные.  Для того чтобы сохранить границы своих государств люди начали думать о том, как можно добиться административно-территориальной целостности государства и единства граждан этого государства. 

Под определением «целостность государства» я понимаю не только  взаимодействие административно-территориальных границ государства между собой и нерушимость межгосударственных границ, но и целостность, единство народов, проживающих в одном государстве, их приверженность своей стране и стремление подержания единства страны.

Новизна данной работы заключается в том, что в ней рассматриваются все критерии понятия целостности государства: принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ, административно-территориальное деление территорий Российской Федерации и особенности правосознания в России.

Актуальность

Новизна

Цель работы заключается в том, чтобы дать полное и подробное определению «целостности государства», обратить внимание на то, что целостность государства зависит не только от территориального единства государства, но также и от единства народов, проживающих на территории одного государства, показать что административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории, а оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления.

 Объектом исследования данной работы является государство, а предметом – понимание его целостности.

Объект исследования – государство.

Предмет исследования – целостность государства.

Задачами данной курсовой работы  являются:

- и - проблемы (определение правовой основы принципов территориальной целостности;

- рассмотрение административно-территориальних единиц РФ и их взаимодействие;

- рассмотрение правосознания, как одного из критериев целостности государства;

- изучение особенностей правосознания в России и путей его повышения.

не менее 3х)

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к изучаемой проблеме.

ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1            ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И НЕРУШИМОСТИ ГРАНИЦ ГОСУДАРСТВА

Целост­ность территории и неприкосновенность территории настолько глубоко проникают друг в друга, что их следует рассматривать как части одного принципа. Положение о территориальной целостности включает требование не допускать посягательств на территорию, угрожающих ее целостности и единству государств, т. е. ведущих к отторжению части территории. Норма о территориальной неприкосновенности пред­писывает воздерживаться от всех, в том числе косвенных посягательств на территорию других государств, запрещает лю­бые посягательства на чужую территорию.

Для анализа соотношения принципа целостности и неприкосновен­ности государственной территории с принципом нерушимости границ необходимо исследовать три основные группы связей: генетическую, функциональную, структурную, сопоставляя, кроме того, их норматив­ные элементы. Совпадают объект регулятивного воздействия, функ­циональная направленность международно-правового регулирования, целенаправленность этих принципов. Оба выполняют важную охрани­тельную функцию, объектами которой являются территория государств, их единство, государственные границы.[1]

Суверенитет, независимость, территориальная целостность, невме­шательство во внутренние дела декларировались буржуазией в период буржуазных революций на Западе и особенно в период французской революции конца XVIII в. в качестве основных начал отношений между государствами.[2] Принцип территориальной целостности госу­дарств получил закрепление в конституциях, иных законодательных актах буржуазных государств, в международных договорах и соглаше­ниях. Однако в процессе международного общения государств эксплуа­таторского типа данный принцип имел ограниченное применение.

В современном международном праве принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, предусматривающий недопустимость всех насильственных прямых и косвенных посяга­тельств на территорию других государств.

Нельзя согласиться с мнением Г. В. Шармазанашвили, что «нарушение территориальной неприкосновенности возможно лишь при при­менении вооруженной силы».[3] Действия, нарушающие неприкосновен­ность государственной территории, могут быть как военными, так и невоенными, с использованием силы и угрозы ее и ненасильственными (например, полеты иностранных военных судов в воздушном простран­стве других стран без разрешения последних, морской промысел в тер­риториальных водах иностранных государств и т. д.).

Возникновение принципа нерушимости границ относится к друго­му историческому периоду. Практика развития международных отношений после второй мировой войны потребовала дальнейшего уточне­ния и развития принципа целостности и неприкосновенности государ­ственной территории, прежде всего применительно к европейскому кон­тиненту. Норма о нерушимости границ, выдвинутая по инициативе со­циалистических стран — участниц Варшавского Договора, после признания ее рядом государств и закрепления в договорах и соглашениям стала самостоятельным принципом, международного права. Выдвижение принципа нерушимости границ, диктовалось необходимостью исключить возможность превращения их в объект вооруженных конфликтов и территориальных споров, обеспе­чить безопасность, прочность, устойчивость и полную неприкосновен­ность границ в Европе и во всем мире.

Одна из важных теоретических проблем, еще не решенных в науке международного права, — определение правовой основы принципов территориальной целостности и неприкосновенности госу­дарств, нерушимости границ. Юридической основой первого является принцип уважения государственного суверенитета, поскольку террито­риальное верховенство, составляющее часть понятия государственного суверенитета, закрепляет осуществление государством полной власти; на своей территории, что влечет обязанность других субъектов между­народного права уважать эту власть, не допускать посягательств на территориальную целостность и политическую независимость государ­ства. Принцип целостности и неприкосновенности государственной тер­ритории вытекает из принципа уважения государственного суверени­тета также и потому, что нарушение целостности территории приводит к изменению объема территориального суверенитета государства.

Правовая основа принципа нерушимости границ — принцип терри­ториальной целостности и неприкосновенности государств, на базе которого он возник как выражение объективной потребности усилить неприкосновенность и стабильность границ и по отношению к которо­му выполняет обеспечительную функцию, имея тот же предмет регу­лятивного воздействия — территорию и границы, конкретизируя, углубляя, дополняя и актуализируя его правовое содержание.

Именно во взаимосвязанности и взаимодополняемости состоит взаимодействие рассматриваемых принципов. Их формулировки содержат положение о запрещении прежде всего посягательств на территориальную целост­ность государств. Так, принцип нерушимости границ предписывает воздерживаться, в частности, «от любых требований или действий, на­правленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника». Принцип территориальной целостности госу­дарств включает обязательство воздерживаться от любых действий, ведущих к нарушению территориальной целостности государства-уча­стника. Территориальная целостность государств должна соблюдаться в пределах существующих границ.

Практическая необходимость точной квалификации нарушений це­лостности и неприкосновенности территории и нерушимости границ, требует более полного и глубокого раскрытия нормативного содержа­ния данных принципов, выработки комплекса их юридических предпи­саний и перечня императивных требований, запрещающих определен­ные действия. Целесообразно сконструировать модель структуры ис­следуемых принципов. В содержании принципа целостности и непри­косновенности государственной территории можно выделить следую­щие нормативные элементы:

1) уважение целостности государственной территории;

 2) обязательство государств воздерживаться от вторже­ния, нападения, захвата и оккупации чужих территорий;

3) недопустимость любых, прямых или косвенных, посягательств на государственную территорию;

 4) обязательство государств воздержи­ваться от применения силы и угрозы ею против территориальной це­лостности и неприкосновенности государств;

5) неприкосно­венность границ;

 6) обязательство государств воздерживаться от раз­жигания пограничных конфликтов и совершения пограничных прово­каций.

Принцип нерушимости границ включает:

1) признание существую­щих границ;

2) неприкосновенность границ;

3) обязательство госу­дарств воздерживаться от применения силы и угрозы ею с целью на­рушения или изменения границ других государств;

4) недопустимость любых прямых и косвенных посягательств на границы;

5) стабиль­ность границ и в основе своей их неизменяемость;

6) обязательства государств воздерживаться от выдвижения территориальных требова­ний и претензий;

 7) обязательство государств воздерживаться от раз­жигания пограничных конфликтов и совершения пограничных прово­каций.

Следовательно, принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ имеют одинаковую предметную направлен­ность—обеспечение безопасности и целостности территории и непри­косновенности границ, а также ряд совпадающих нормативных эле­ментов. Принцип нерушимости границ в большей степени, чем прин­цип территориальной целостности и неприкосновенности государств обеспечивает неприкосновенность и особенно стабильность границ, обя­зывая не оспаривать их и не требовать изменений, что отвечает инте­ресам укрепления мира и развития добрососедских отношений между государствами.

В содержании принципа нерушимости границ следует выделить и такой нормативный элемент, как юридическое предписание для госу­дарств воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на границы. Выражение «любые посягательства» относится к воздей­ствиям на границы в любой форме и под любым предлогом: военные, невоенные, прямые, косвенные, развязывание пограничных конфликтов, совершение пограничных провокаций, подстрекательство к пересмотру границ, поощрение к нарушению границ, подрывная деятельность с целью добиться изменения границ между государствами, реваншист­ская пропаганда, действия, направленные на подрыв международных договоров, закрепляющих границы.

Предписание воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории лю­бого государства-участника, устанавливает прямую связь принципа нерушимости границ с принципом территориальной целостности и не­прикосновенности государств. Термин «узурпация» означает овладение, противозаконный захват, присвоение себе чужих прав на что-либо, в данном случае на государственную территорию. В то же время предполагается запрещение применения силы с целью изменить границы, ибо это приводит к возникновению вооруженного конфликта, локальной войне, серьезно угрожающих сохранению всеобщего мира и безопасности. Сила и угроза ею — наиболее опасное средство, с по­мощью которого отдельные государства пытаются «регулировать» и «решать» свои территориальные проблемы.

Государства, принимая обязательство соблюдать принцип неруши­мости границ, тем самым признают окончательный характер этих гра­ниц, установленных в соответствии с нормами международного права, а следовательно, и принадлежность территорий, находящихся под их суверенитетом. Предусмотрена недопустимость аннулирования призна­ния в отношении указанных границ.

Новым и особенно ценным положением в содержании принципа нерушимости границ является запрещение выдвигать территориальные требования и претензии, поскольку они представляют собой опасный и наиболее распространенный вид посягательств на границы, идеоло­гическую подготовку к прямой агрессии, вооруженному конфликту, разжиганию территориального спора, совершению пограничной прово­кации. Полный отказ от территориальных претензий содействует реаль­ному укреплению целостности и неприкосновенности территории кон­кретных государств, обеспечению нерушимости их границ. Признание государствами нерушимости границ означает, что в настоящее время, с точки зрения этих государств, не существует каких-либо обстоя­тельств, оправдывающих территориальные требования и претензии на пересмотр границ. Государства обязаны аннулировать требования на территории других государств Европы, запретить всякую реваншист­скую деятельность, не допускать создания организаций, стремящихся добиться пересмотра границ.. Это особенно актуально в связи с активи­зацией деятельности реваншистских организаций в ФРГ.

Государство, ставшее объектом такого рода посягательств, вправе рассматривать их как враждебные действия, нарушающие его права и законные интересы. Следовательно, из содержания принципа неру­шимости границ вытекает невозможность легализации территориаль­ных требований и претензий.

Новым аспектом действия принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств, имеющим практическую важность, является обязательство воздерживаться от инспирирования и поддерж­ки сепаратистских движений,[4] которые противоречат юридическому требованию этого принципа не осуществлять насильственного (навязы­ваемого извне) расчленения территории какого-либо государства, ведущего к его ослаблению и в конечном итоге подчинению крупнейшим империалистическим державам или проявляющим гегемонистские устремления реакционным режимам.

Новым в формулировке принципа территориальной целостности государств в Заключительном акте выступает именно предписание, запрещающее «любые действия, несовместимые с целями и принципа­ми Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого госу­дарства-участника». Действия против единства государств квалифици­руются как нарушение принципа территориальной целостности госу­дарств. Подлежит уточнению точка зрения Б. М. Клименко, согласно которой «территориальным конфликтом является и сепаратизм». По­ощряемые извне сепаратистские движения — своеобразный вид пося­гательства на целостность территории других стран, направлены на ее раздел и, следовательно, против единства государств.

Еще одна важная теоретическая проблема — определение про­странственных пределов действия принципа нерушимости границ. Вы­вод И. П. Блищепко, что этот принцип «носит универсальный харак­тер и подлежит применению на всех континентах», преждевремен. Вместе с тем анализ международных договоров, заключенных государ­ствами, расположенными на разных континентах, обобщение практики межгосударственных отношений дают основания утверждать, что по своим юридическим свойствам и постоянному расширению сферы дей­ствия нормативной регламентации принцип нерушимости границ по­степенно приближается к статусу универсального общепризнанного принципа международного права. Имеется достаточно правовых пред­посылок для его универсализации. Так, Заключительный акт подписан и такими странами, часть или вся территория которых находится вне Европы; государства-участники признали нерушимыми все границы друг друга — как европейские, так и неевропейские; многие элементы принципа нерушимости границ уже получили закрепление в содержа­нии общепризнанных и общеобязательных принципов международного права и отражены в ряде двусторонних правовых актов государств различных регионов и т. д.

Признание принципа нерушимости границ служит обеспечению падежной безопасности государственной территории и границ. Завер­шением процесса всеобщего признания этого принципа и придания ему четкой правовой формы должна стать всесторонняя и детальная раз­работка и подписание универсального Договора о нерушимости границ.

1.2 ФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА

Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.

Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием.

 В составе Российской Федерации двадцать одна республика, семь краев, сорок восемь областей, два города федерального значения, одна автономная область, девять автономных округов.

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 году на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире федерации — Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке представительства штатов в конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты — палату представителей, число конгрессменов, в которой зависит от населения штатов, и сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения, представлен двумя сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.

Территории федераций состоят из территорий, входящих в них государств и государственных образований. “Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 года об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций, таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьдесят девять лет существования Союза.

Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с федеральной Конституцией и законодательством, Конституции и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории федерации.

Признаком федеративных государств является наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

Независимо от форм национально-государственного устройства, территории государств подразделяются на административно-территориальные единицы.

Административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются экономический, национальный и политический.

Экономический принцип предполагает учет естественно-географических и производственных особенностей страны, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.

Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию разделены по различным административно-территориальным единицам.

 Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Комплексное применение экономического, национального и политического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факторов позволяет осуществить рациональное выделение административно-территориальных единиц. Их характерными признаками являются: четко очерченные границы, компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, право населения формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально-политической организации и получает статус административно-территориальной единицы.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет особенности, а ее подразделения свои наименования.

Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зависит настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.

Россия многонациональна и федеративная. Это должно лежать в основе российской государственной политики. Учет особенностей республик и регионов, наделение их равными социально-экономическими, бюджетно- финансовыми и иными, связанными с собственностью и рыночными отношениями, правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим стратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие его народов. Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по национально-территориальному принципу, образование территориальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности, где это не ущемляет интересы других народов.

Все это призвано способствовать укреплению российской государственности, объединившей в Федерацию многие народы, исторические судьбы которых нерасторжимы.

ГЛАВА 2. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК КРИТЕРИЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА

2.1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально – политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Специфика правосознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую очередь правосознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Значение правосознания в правовой жизни общества раскрывается через его функции. В теории государства и права принято выделять следующие функции правосознания:

1) познавательную;

2) оценочную;

3) регулятивную.

Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни.
Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым.
Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей, по установлению различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того, чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правосознания.

Важно выполнение правосознанием функции регулирования поведения человека, т.е. роль его как «механизма срабатывания» правового предписания в сознании человека и проявления его в поступках, действиях. Эта функция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание выступает как мотив конкретного вида проведения.

С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами.

Таким образом, правосознание представляет собой органическое единство познавательных, оценочных и установочных элементов.

 

В теории государства и права выработано понятие структуры правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризуют два пласта – правовая идеология и правовая психология.

Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Правовая психология своего рода стихийный,
«несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.
Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится к области правовой психологии.

Правовая психология – наиболее распространенная форма сознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Именно в сфере правовых реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности – гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология – наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие виды индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование правовой психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициями и обычаями и т.д.).

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, т.е. систематизированное научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеологи дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.

В разработке правовых идей, теоретических проблем права, правового регулирования специалисты опираются на накопленные знания, обобщают наличный опыт правовой жизни общества, учитывают позитивные и возможные негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных изменений в системе правовых органов, в их функционировании при определенных показателях в социально-политической, экономической и культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии причастные к этому компетентные специалисты используют материалы конкретных социологических исследований, статистические данные о состоянии экономических, демографических процессов в обществе, учитывают общественное мнение, настроения в отдельных социальных группах, картину и динамику правонарушений.

Необходимо также добавить, что правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно- чувственный аспект правовых явлений, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Помимо структуры выделяют также несколько видоввиды (уровни) правосознания.

Обыденное правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Обыденное сознание ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника – индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей.

Профессиональное правосознание – понятия, представления, убеждения, традиции, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Однако практика показывает, что различные профессиональные группы правоведов не одинаково воспринимают юридическую действительность. Судья относится и оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор – иначе, чем адвокат, следователь – иначе, чем эксперт-криминалист, юристконсульт банка – иначе, чем преподаватель юридического факультета и так далее, хотя все они получили высшее юридическое образования. Столь пестрое многообразие правовых сознаний объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.

Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства. Носителями этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы.

Правосознание можно классифицировать по его субъектам, носителям.
Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как правосознание индивидуальное и коллективное. Коллективное правосознание в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное правосознание.

Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д.

Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп – групповым. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

Групповое правосознание нужно отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей.

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.

2.2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования безусловно необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности в правосознании.

На идеологическом уровне, не говоря уже об обыденном сознании, еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений – представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление права с законом и т.д.

.
Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный «антиюридическим морализмом»,
[3] при котором право предстает как второстепенное, нижестоящее по отношению к нравственным началам.

Здесь же коренятьсякоренятся и источники правового нигилизма, принявшего широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее «войной законов», национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей т.п. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов не правового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка.

Таким образом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе.
Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами: криминализацией государственности и огосударствлением криминала.

Криминализация государственности в сегодняшней России предопределяется уникальной ролью коррупции как единственного и де-факто легализованного способа самоорганизации государственного механизма. Суть проблемы состоит в том, что государственная система в России в ее нынешнем проявлении не может быть названа коррумпированной – она коррупциогенна, поскольку практически не предоставляет госчиновникам возможности для некоррумпированного существования.

Процесс криминализации идет не только «сверху», путем укоренения системы, провоцирующей криминал, но и «снизу», путем «огосударствления» преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся прерогативой государственных институтов.

Насильственно вытесняемое за пределы законопослушного поведения общество стихийно пытается выработать новые принципы бытового поведения, новую реальную этику, разделяемую обществом в целом и соответствующую общественно-экономической практике. В рамках «реальной этики» происходит постоянное столкновение бытового здравого смысла с практически бездействующим законодательством, которое, в силу своего несоответствия здравому смыслу, осознается обществом как «неправедное» и «не подлежащее исполнению». В результате в обществе вырабатываются стереотипы асоциального поведения, готовность к байкотированиюбойкотированию судебной и правоохранительной систем, к массовому отторжению официальной власти как «не имеющей морального права» на регулирование общественных отношений.

Образующийся вакуум частично заполняют различные неформальные способы социально-экономической саморегуляции, среди которых на первое место выходят способы, связанные с деятельностью организованных преступных группировок. Реальный бизнес все в большей степени склонен воспринимать ОПГ как власть и относиться к ней с активной лояльностью. ОПГ выступают в качестве сборщика налогов и защитник, выполняют арбитражные функции, а главное – действуют на основе негласных принципов правил, признаваемых значительной частью общества в качестве справедливых и естественных.

В обществе воспроизводится на новом уровне фиктивный характер официальной правовой системы, свойственный советскому периоду – когда основы писаного права носили большей частью декларативный, идеологический характер, а повседневная жизнь государства и общества регулировалась сложной системой закрытых партийных инструкций, общепризнанных негласных принципов, устных согласований и т.д. Только сегодня это «прецедентное право» по-русски приобретает характер, все более сходный по форме и содержанию с нормами уголовно-лагерной, воровской самоорганизации.

В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение к закону, путем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников.

Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, коррупцией, таким состоянием правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии.
Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях, бытовых и социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

3. конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Можно также сказать, что суть правового воспитания - это формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно- обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способы решения проблем

Выводы данного реферата заключаются в том, что кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.

Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание, как одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой культуры.

Одним из основных направлений в деле повышения правовой культуры общества должно быть правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях.

Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.

Тем более важно обучать этому, будущих юристов – профессионалов, чтобы основной целью своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Определение правовой основы принципов территориальной целостности и неприкосновенности госу­дарств, нерушимости границ – это одна из важных теоретических проблем, еще не решенных в науке международного права. Юридической основой территориальной целостности является принцип уважения государственного суверенитета, поскольку террито­риальное верховенство, составляющее часть понятия государственного суверенитета, закрепляет осуществление государством полной власти на своей территории, что влечет обязанность других субъектов между­народного права уважать эту власть, не допускать посягательств на территориальную целостность и политическую независимость государ­ства. Принцип целостности и неприкосновенности государственной тер­ритории вытекает из принципа уважения государственного суверени­тета также и потому, что нарушение целостности территории приводит к изменению объема территориального суверенитета государства.

В то время как для поддержания территориальной целостности и нерушимости границ требуется взаимодействие всех административно-территориальных единиц, уважение суверенитета государства, то кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека. Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание, как одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере. Одним из основных направлений в деле повышения правовой культуры общества должно быть правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Также очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее. М., 1999., 198с.

2. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.,
2003., 231с.

3. Белова Л. И. Принцип территориальной целостности. М., 2004, 312с.

4. Блищенко И. П. Прецеденты в международном праве. М., 1977, 167с.

5. Клименко Б. М. Государственная территория. М., 1987, 258с.

6. Клименко Б. М. Мирное решение территориальных споров. М., 2003, 184с.

7. Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания. М.,  2005., 195с.

8. Международное право. / Отв. ред. Ф. И. Кожевников. М., 2001, 342с.

9. Моммен А. Политические исследования. М., 2000., 257с.

10. Общая теория права под ред. А.С.Пигалкина. М., 2004., 248с.

11. Старушенко Г. Б.  Мировой революционный процесс и современное международное право. М., 2002, 304с.;

12. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.:
2003., 237с.

13. Теория государства и права  под ред. Н.И.Матузова. 2004., 327с.

14. Ушаков Н. А., Решетов Ю. А. Правовые проблемы европейской безопас­ности и развития сотрудничества европейских государств. М., 2001, 296с.

15. Шармазанашвили Г. В. От права войны к праву мира. М., 1967, 275с.

16. Конституция Российской Федерации



[1] Белова Л. И. Принцип территориальной целостности  2004, с. 22.

[2] Клименко Б. М. Государственная территория, 1987, с. 43.

[3] Шармазанашвили Г. В. От права войны к праву мира. М., 1967, с. 103.

[4] Старушенко Г. Б.  Мировой революционный процесс и современное международное право. М., 2002, с. 194—196