Читайте данную работу прямо на сайте или скачайте

Скачайте в формате документа WORD


Шпоры по ТГП

12. Понятие и сущность права.Существуют 2 подхода к определению понятия права:1)в обще-социальном смысле(моральное право, право народов);2)в специально- юр. смысле, как юр. инструмент, связанный с гос-вом. Право(в юр.см.)-это система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общест-ую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществен. отношений. Признаки права: 1)связь с гос-вом( право влияет на гос-во путём создания условий и порядка формирования и функционирования гос. аппарата, в свою очередь гос-во издаёт, реализует и охраняет прав-ые нормы) 2):волевой хар-р (право возникает одновременно с гос-ом сл-но оно призвано выражать интересы гос-ва)  3)общеобязательность (право обязывает всех субъектов правоотношений выполнять закреплённые в НПА прав-ые нормы); 4)нормативность (прав-ая норма предст. Собой правило поведения общеобязательное для всех); 5) формальная определённость (письменная фиксация прав-х. норм в НПА) 6)системность (все прав-ые нормы находяться в единой системе); 7)принудительный хар-тер (право всегда предусматривает санкции за невыполнение прав-х предписаний). При рассмотрении сущности учитываются 2 аспекта:1)любое право прежде всего регулятор(формальная сторона);2)чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).Отсюда 2 подхода к сущности: 1)классовый -право определяется как система гарантированных гос-вом юр.норм, выражающих возведённую в закон гос. волю экономически господствующего класса; 2)обще-социальный, право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами. Есть ещё религиозный, национальный, расовый подходы к сущности права, где перечисленные выше интересы преобладают в з-нах и подзаконных актах, правовых обычаях, нормативных договорах и т.д.

13. Соотношение П и Г: Право(в юр.см.)-это система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществен. отношений. Гос-во – организация полит-ой власти общества, охватывающая опред-ую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Единство состоит в том, что государство и право:1) возникают и развиваются совместно; , 2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии; 3) выступают средствами управления, инструментами власти; 4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и обще­ственные интересы; 5)основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п. Различия между государством и правом:1)если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; 2)если государство выражает силу, то право — волю; 3)если первичным элементом государства является государст­венный орган, то первичным элементом права — норма;4)они также не совпадают по формам, функциям. Взаимодействие гос-ва и права: — с одной стороны, воздействие гос-ва на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотвор­чество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);и— с другой стороны, право воздействует на государство, упоря-„очивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношений между государ­ством и правом: 1)когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств); 2)когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

14. Понятие и признаки гос-ва: Гос-во – организация полит-ой власти общества, охватывающая опред-ую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Признаки гос-ва: 1) Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, объединяемого им по признаку гражданства.2)Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.  3) Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная преро­гатива государства. 4) Государство есть сложный механизм управления обществом, разносторонними социальными сферами, представляющий собой систему гос-ных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. 5) Гос-во — единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, полиция),

9. Причины возникновения государства. Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные.

Формирование государства — длительный процесс, ко­торый у различных народов шел разными путями. Восточ­ный путь возникновения государства - "азиатский способ производства" (Древний Восток,  Афри­ка, Америка, Океания, Египет, Китай). Здесь очень устойчивыми, традици­онными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллектив­ная собственность. Управление общественной собственно­стью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все бо­лее обособлялись от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возник­новения государственности отличается от других вариантов  тем, что здесь родоплеменная знать, ис­полнявшая общественные должности, плавно трансформи­ровалась в государственные органы (государственно-чинов­ничий аппарат), а общественная (коллективная) собствен­ность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значе­ния. На рассматриваемый путь зарождения государства зна­чительное влияние оказали географические условия, необ­ходимость выполнения крупномасштабных общественных работ. Вост-ые гос-ва  были абсолютными монархиями, обладали мощным чиновничь­им аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. По другому историческому пути шел процесс возник­новения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслое­ние общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. (Афины, Рим). В Риме на возникновение классов и государ­ства большое влияние оказала длительная борьба двух  свободных членов родоплеменного общества — пат­рициев и плебеев. В результате побед плебеев в нем ут­вердились демократические порядки: равноправие всех сво­бодных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы высказаны две точки зрения:1) что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарож­далось феодальное государство (прежде все­го  Германия и Россия). 2)что после разложения родового строя здесь наступает предшес-твующий феодализму длительный период, в ходе кото­рого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, но кре­стьяне сохраняют свободу и собственность на землю.Т.О. под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факто­ров происходит расслоение первобытного общества, обостря­ются его противоречия, вследствие чего родовая организа­ция социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организа-ционная форма общества – государство.

10. Возникновение права. Право как социальный институт возникает практически вместе с гос-вом, т.к. во многом они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. Выделится из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай. Обычаи регулировали отношения и передавались из поколения в поколение. Они выражали интересы всех членов сообщества и были присущи не отдельным личностям, а объединённым социальным группам. Личные интересы членов сообщества во внимание не принимались. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае желаемый результат не будет достигнут или поступок одного вызовет нежелательные последствия для всего сообщества. Обычаи часто облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, но и угрозой наказания свыше. Однако обычаи, религиозные заповеди не содержали чётких дозволений, , ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – нечто. В тоже время переход к производящей экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что изменилось само положение человека в обществе. Всё это принесло относительную свободу индивиду, однако жить в независимости от общества нельзя. Т.к. при всякой полной свободе происходит столкновение интересов отдельных индивидов и их групп. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную, получая возможность более полного развития. В таком обществе начинают складываться институты, которые выступают гарантами осуществления и защит интересов от произвола и обмана со стороны других лиц. В такой роли выступали и выступают органы, 

1 Юр. Наука.  Все науки деляться на 2 осн-ых вида: 1)есте-ые науки; 2)общест-ые науки(изучают общ-во или социкс во всех её проявлениях. Объектом общ. наук  яв-ся общ-ое сознание, общ-ые отношения и общ-ые институты. К общест. наукам  относятся политология, социология, история, культур-я, филос-я и др. В том числе и юрид. наука. Общест. науки имеют разный предмет изучения. Юридич-ая наука  изучает правовые отношения (м/у студентом и ВУЗом), права сознания и государственно-правовых институтов (гос-во, полит-ая партия, общес-ые организации и т. д.). Всё выше перечисленное – есть предмет. Всё это объединяется в правовую систему общ-ва. Правовая система – совокупность праовых яв-ий, правовых средств, правовых процессов и механизмов, направленных на регуляцию общ-ых отношений.  1) право ( предст. собой систему правовых норм, регулирующих общ–ые отношения); 2) правосознание (-совокупность идей взглядов, представлений о правовых явлениях и средствах. Состоит из 2-х эл-тов: прав. психология и прав. идеология);  3) субъект права (- лица, обладающие правовым статусом, т. е. совокупность прав и обязанностей. К ним отонястся: физ=ие лица, юрид-ие, коллективные); 4) юрид-ая практика (субъеты взаимодействия м/у собой н6а основе права, вступая на юрид-ие отношения образуют юрид-ую практику. Юрид. Практика – это юрид-ая деятельность и созданный на её основе соц-о-правовой опыт. Пр-р: судебный процесс,деятельность адвоката и т.д.)  5) провопорядок (это урегулированные нормами права общест-ые отношения). Система юрид-ой науки: 1)теритич. юридические науки (ТГП); 2) историч. юрид-ие науки (история ГиП); 3) отраслевые юрид-ие науки (гражд-ое, финансовое, семейное); 4) межотраслевые юрид. науки (право-охранительные органы); 6)международное частное и публичное право.

2. Место и роль теории права и государства в системе юридических наук. Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук:

1.Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки. 2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права России, зарубежных стран, история полити­ческих и правовых учений. 3. Специальные отраслевые юридические науки: государст­венное (конституционное) право, административное право, тру­довое право, гражданское право и др. 4. Юридические науки, тесно связанные со специальными от­раслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, , криминоло­гия и др. 5. Технико-прикладные юридические науки, широко поль­зующиеся данными других наук, в том числе математики, статис­тики, медицины, психологии. Это крими­налистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статисти­ка. 6. Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право. Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права. Например, предмет науки административного права составляют нормы, регулирую­щие общественные отношения. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связан­ные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголов­ного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний. Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую дея­тельность государств, отношения между ними и другими участ­никами (субъектами) международного общения. Поскольку все виды правовых наук, за исключением теории государства и права, изучают отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы государства и права, то их называют частными или структурными юри­дическими науками. Ни одна из частных, структурных юридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется существование и назначение такой от­дельной самостоятельной юридической науки, как теория госу­дарства и права. Все отраслевые юридические науки — государственное (кон­ституционное) право, административное, трудовое и др. — руководствуются разработан­ными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятия­ми государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотно­шения, субъективного права и юридической обязанности и т.д. Все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отрасле­вых наук о государстве и праве. Их фактический материал и тео­ретические обобщения — один из важнейших источников суще­ствования и развития теории государства и права. Тесно соотносится теория государства и права с международ­ным правом и другими науками о государстве и праве.

специально призванными стоять на страже законности и право­порядка. 6) Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.

 15  Классовое и общесоциальное в сущности государства.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функ­ционирование. Таким главным в государ­стве являются власть, ее принадлежность и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадле­жит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Иногда гос-ая власть оказывается в руках узкой группы, либо отдельных лиц, выражает их интере­сы, но такая власть обычно выражает свои интересы. Сторонники теории элит, получившей распрост­ранение в XX в., считают, что народные массы не способ­ны осуществить власть, управлять общественными делами, что гос-ая власть должна бесконтрольно принад­лежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны професси­оналы-управленцы, менеджеры. Только они способны опре­делять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Эти теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидно­стей демократической доктрины исходят из того, что пер­воисточником власти является народ, что гос-ая власть должна осуществляться в интересах и под кон­тролем народа. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД. Марксистская теория  доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается клас­совая сущность гос-ва как машины, посред­ством которой экономически господствующий класс стано­вится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опираю­щуюся на силу, на принуждение. Классовый характер гос-ва — его сущностная сторона, его ос­новное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где су­ществует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах гос-во по­степенно становится эффективным механизмом преодоле­ния общественных противоречий не путем насилия и подав­ления, а достижения общественного компромисса. Само су­ществование гос-ва в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫ­МИ потребностями и интересами, что предполагает разум­ное сотрудничество различных сил. Классовость современного гос-ва ото­шла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социаль­ного компромисса, на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства тре­бует учета обоих начал. Игнорирование любого из них дела­ет характеристику этой сущности односторонней. 

16.  Правовое гос-во -такая организация политич. власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос.власти в целях недопущения злоупотреблений. Идея правового гос-ва возникла как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.2 основных принципа(2 стороны сущности)прав.гос-ва:1)наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, создание для личности режима правового стимулирования(социальная, содержательная сторона);2)наиболее последовательное связывание с помощью права гос.власти ,формирование правового режима ограничения(формально -юр. сторона). Первый признак закреплён в Конст.ч.2. «человек, его права и свободы явл. высшей ценностью».Правовое гос-во должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. других междун. актах и признаются правовыми гос-вами. Второй принцип осуществляется разными способами, каждый из которых явл. самостоятельным принципом: 1)разделение властей; 2) федерализм. 3) верховенство закона; 4)взаимная ответственность гос-ва и личности. Кроме основных есть ещё высокий уровень правосознания, наличие гражданского общества. .Идея правового гос-ва предполагает разрушение монополии гос-ва на власть,с изменением соотношения свободы гос-ва и об-ва в пользу последнего и отдельной личности. 

 

представляющие общество и наделёнными определёнными властными полномочиями. В роли таких институтов выступали вожди, жрецы, а впоследствии  церковь, и государство. Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Право, как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытно-общинного строя. Право, в отличии от обычая, формируется государством. Органы гос-ва становятся осн-ми структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юрид-ие санкции.  11. теорий происхождения ТГП Однозначного ответа на этот вопрос нет. Теологическая (религиозная) теория средние века Аврелий Августин, Фома Аквинский Гос. возникло по воле Бога. Гос., его институ­ты, власть: вечны; незыблемы, святы, их возникновение не зависит от воли чело­века; теория призывает принять гос. и власть как данность, полученную свыше; признать власть Монархов святой и происходящей от Бога, полностью и во всем подчиняться власти церковной и земной. Патриархальная теория Аристотель- государство возникает по модели семьи. Власть правителя является продолжением отцовской власти в семье, М-х является отцом всего народа, король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи), власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема,подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. Договорная теория (ес­тественно-правовая). XVII - XVIII вв., Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо. В основе государства лежит так называемый "общественный договор". Смысл идеи "общественного договора"- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, каждый преследовал только свои интересы, что приводило к "войне всех против всех", в результате этой войны неорганизованное общество могло уничтожить само себя, чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор",в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;в результате был создан институт согласования совмест­ной жизни - государство.Органическая теория анг.Гербер­том Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом . гос. возникает и развивается подобно биологическому организму, люди образуют государство, как клетки - живой организм; государственные институты подобны частям организма: правители -головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кро­веносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, ра­бочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.; Психологической теории Петражицкий ,Фрейд государство воз­никло благодаря особым свойствам психики человека т.е желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; желание, способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле. желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бро­сить ему вызов, совершать преступления и т. д. и необходимость их обуздания. Теория насилия Шан Ян (390 - 338 до н. э.) – кит. Карл Каутский- гос. возникло путем насилия: одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:Для поддержания установленного порядка требовалось насилие (чи­новники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается госу­дарство. сбор налогов, правоохранительная деятельность;  Ирригационная (водная) теория мыслителями Древнего Востока (Китая, Егип­та), Гос. возникло в целях коллектив­ного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).Крестьянин-индивидуалист, а также группа крестьян не могли исполь­зовать самостоятельно ресурсы крупных рек для ведения хозяйства. Для этого (рытье каналов, строительство плотин) необходима была моби­лизация усилий всех людей, живущих вдоль реки.В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древ­ний Китай Экономической (классовой) теории считаются К. Маркс Ф. Энгельс ,В. Ленин (1870 - 1924). Государство возникло на классово-экономической основе: произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта)произошло расслоение общества на классы – эксплуатируемых, эксплуататоров, появились частная собственность и публичная власть, для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, был создан специальный аппарат принуждения - государство.

3 . Понятие и предмет ТГП:

Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук. Как наука, ТГиП представляет собой совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функциях государства и права, об их типах, сущности и формах. ТГиП характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической науке. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной дей­ствительности. ТГиП изучает общие закономер­ности возникновения, развития, назначения и функциони­рования государства и права. Она как бы вытесняет государ­ство и право из всей системы общественных явлений и ис­следует их внутренние закономерности. ТГП ин­тересует не только социально-экономическая обусловлен­ность государственных и правовых явлений, но и возраста­ющее влияние последних на экономику, социальную и ду­ховную жизнь общества. Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и го­сударства, роль и место государства и права в политичес­кой системе общества. Она изучает не только государствен­но-правовые явления и процессы, но и представления лю­дей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание. Государство и право связаны друг с другом. А потому ТГП не изолирован­ные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целост­ной наукой, она подразделяется на 2 структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение). Единство по­зволяет изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государствен­ном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом уг­лубленному анализу и государства, и права. ГГП имеет двойную связь с различными отраслевыми юр. науками: ТГП вырабатывает осн-ые категории, принципы и функции для всех отраслей права; а отрасли юрид-ой науки с учётом требований практики изменяются и влияют на ТГП.  Предметом ТГП высту­пают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

4. ТГП в системе гуманитарных наук.

Научные дисциплины, образующие в совей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на 3 группы: технические, естественные, гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество, человека, соц-ые отношения и институты. Юрид-ие науки – часть гуманитарных наук, т.к. гос-во и право выступают социальными институтами. ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, соц-ей, полит-ей и т.д. С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции  ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГП даёт конкретный материал для широких философских обобщений.  Особенности ТГП как науки состоят в том, что она яв-ся: 1) гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – гос-во и право (этим она отличается от технических и естес-ых наук); 2) политико- юридической, изучающей такие соц-ые институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); 3) теоретической, изучающей наиболее общие закономерности гос-ва и права(этим она отличается от других юрид-их наук).

30.Англо-саксонская правовая семья. К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Среди признаков данной семьи можно выделить следующие: - основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); - юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер; - ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов; - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом; - главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; - отсутствуют кодифицированные отрасли права; - отсутствует классическое деление права на частное и публичное; - статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

31. Романо-германская правовая семья. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.
Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: - единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); - главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; - имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; - высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; - весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); - деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; - правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; - особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

32. Мусульманская правовая семья. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: - главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; - источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов; - весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; - особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; - отсутствует деление права на частное и публичное; - нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; - судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; - во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).

33.Прав.статус личности

Понятие «личность» характеризует человека   с социальной стороны, кот. осознает себя, свою роль и место в об-ве( «человек» биологический субъект, представитель животного мира, понятие гражданин характеризует человека с юр. стороны). Бывают случае когда человек не обладает качествами личности(признан судом недееспособным вследствие психического заболевания). Правовой статус-это юридически закреплённое положение субъекта в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос.органов и должностных лиц, с помощью кот. они выполняют свои социальные функции.

43.Понятие,признаки и виды правонарушений.

Правонарушение- виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам об-ва, гос-ва, личности. Признаки: деяние (действие или бездействие); вина; противоправность, вредный результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юр. ответственность. В зависимости от значимости делятся на : преступления- максимальная степень общественной вредности, посягают на значимые социальные интересы, охраняемые уголовным законодательством. Перечень уголовных деяний исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит; проступки - отличаются меньшей степенью опасности , совершаются  в различных сферах общественной деятельности. Поступки классифицируются: 1)гражданские ( в сфере имущественных и личных неимущественных отношений); 2) административные( правонарушения общественного порядка, в области исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-ва).3) дисциплинарные (совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок предприятий) 4) процессуальные( посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, пример неявка в суд свидетеля).

44   состав правонарушений.

Это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юр. ответственности. В юр. состав входят:1) субъект правонарушения( праводееспособное лицо или организация,совершившие данное деяние);2) объект(то на что посягает правонарушение-жизнь, здоровье, имущество и т.д.); 3)субъективная сторона правонарушения(совокупность признаков, характеризующих отношение лица к деянию и последствиям). Это вина ( псих-ое отношение лица к совершённому им противоправному деянию. 2 формы вины: умысел и неосторожность. Прямой умысел -когда лицо сознаёт общественно опасный хар-р своего поведения, предвидит и желает наступление вредных последствий, косвенный умысел -сознаёт опасный хар-р своих деяний, предвидит  возможность наступление вредных последствий , не желает, но допускает их наступление. Неосторожность: 2 формы: легкомыслие и небрежность. Легкомыслие -предвидит опасное поведение, но самонадеянно рассчитывает на его предотвращение; небрежность - не предвидит опасного деяния, но при внимательности  должен и мог предвидеть); 4) объективная сторона - совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение: деяние, противоправность(формальный аспект).вредный результат(содержательный аспект),причинная связь между деянием и вредным результатом( само поведение- причина, вредный результат - следствие).

45.Понятие, признаки юр.ответственности.

Юр. ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершённое правонарушение. Эти меры: личного характера(лишение свободы); имущественного хар-ка(штраф);организационного хар-ка(увольнение). Основная цель-обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Функции:1) штрафная -наказание виновного лица, причинение ему личных, имущественных или организационных обременений.2) правовосстановительная, позволяет взыскать с нарушителя причиненный вред; 3) воспитательная- формирует правомерное поведение, предупреждает новое правонарушение. Основные принципы: справедливость, гуманизм(запрет на применение мер наказания, кот. унижают человека);законность; обоснованность и др. Признаки ответственности:1)устанавливается гос-вом в правовых нормах;2)опирается на гос.принуждение; 3)применяется специально уполномоченным гос.органом; 4)выражается в определенных отрицательных последствиях(имущественных, личностных, организационных ); 5)выступает формой реализации санкции в конкретном случае и к конкретному лицу(но не тождественна санкции,как части структуры нормы права);6) возлагается в процессуальной форме; 7) наступает только за совершённое правонарушение Юридическим основанием ответственности выступают норма права и правоприменительный акт, где устанавливается конкретный объем и форма принудительных мер(приказ администрации, приговор,решение суда и т.д.)

46 Понятие,принципы законности

Законность -это соблюдение всеми субъектами права законных и подзаконных актов. Для Зак-ти. необходимо: 1) наличие правовых, справедливых, научно-обоснованных законов(содержательная сторона);2)их выполнение(формальная сторона).Принципы: 1) единство(понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны);2)верховенство Конституции и закона;3) гарантированность прав и свобод; 4) связь законности с культурой( от культурного уровня должностных лиц зависит состояние законности 5) недопустимость подмены законности целесообразностью;;6) принцип презумпции невиновности

5. Функции ТГП. Функция в любой науки - самостоятельные направления в исследовании деятельности. Функции  ТГП- те реальные из­менения, которые данная наука способна производить в обще­ственном сознании, государствоведческой и юридической прак­тике. Принято выделять онтологическую, гносеологическую, или по­знавательную, теоретическую, методологическую, мировоззренче­скую,прогностическую, идеологическую и практическую функции данной науки. Онтологическая функция- Онтология есть учение о бытии. Здесь ТГП отвечает на вопро­сы: что есть государство и право, как и почему они возникли, что представляют собой в данный момент, какова их судьба и др .Гносеологическая, или познавательная- Гносеология — это наука о познании. Суть этой функции — в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Теоретическая ф. -  выражается в  ее способности описывать и объяснять существующую гос-ую и юрид-ую практику, правовые системы, формулировать общие и специфические законы их развития, прогнозировать развитие права, юрид-ой науки и практики. Методологическая - выражается в способности науки вы­рабатывать общие понятия и категории, методы познания государ­ственно-правовых явлений, которые используются отраслевыми науками. Эта функция является теоретическим фундаментом  для комплекса отраслевых наук. Прагматическая - ТГП  выступает основой функционирования государства и права, формулирует ре­комендации для решения многочисленных проблем государствен­но-правового строительства. Существующие перед государством цели правового регулирования общественных отно­шений могут быть успешно реализованы лишь при условии подго­товки и принятия совершенных законов и иных нормативных ак­тов. Прагматическую функцию следует рас­сматривать в единстве с прогностической. Прогностическая - проявляет­ся при определении путей совершенствования законодательства и практики его применения. Основываясь на положениях ТГП, можно предсказать результат действия принятых законов, иных правовых актов. Мировоззренческая  - миро­воззрение выступает как система обобщенных взглядов на объек­тивный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружа­ющей их действительности и самим себе. Мировоззрение включает совокупность философских, политических, правовых, этических и др. взглядов и пред­ставлений. ТГП выполняет циви­лизующую (образовательную, воспитательную) функцию. Она форми­рует юрид-ое мышление и соответствующее сознание, опреде­ляет правовое поведение, воздействует на индивидуальную, группо­вую и массовую психологию. Знание основ государственно-право­вой жизни необходимо не только как элемент гуманитарного обра­зования, но и для определения своего выбора в жизни. ТГП выступает в качестве специальной научной дисциплины, призван­ной ознакомить студентов с исходными понятиями правовой науки. От других юрид-их дисциплин   ТГП отличается тем, что в рамках ее предмета вырабатываются и форму­лируются общие положения, имеющие нормативный характер и вы­ступающие в качестве принципов права (правовых аксиом, презумп­ций, исходных нормативных положений и др.)- С этой точки зрения ТГП выполняет и регулятивную функцию.

6. Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Методология-наука о средствах познания правовых яв-ий. В методологию включены:принципы науч-го познания; научные подходы; методы познания; мировоззрение исследователя; научные понятия и категории.  Методы ТГП: 1) Всеобщие методы - это фило-ие, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Можно выделить метафизику и диалектику - материалистическую и идеалистическую; последняя может выступать как объективный или субъективный идеализм. Причины возникновения и  существования ГиП объективный идеализм связывает с божественной силой; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая диалектика - с социально-экон-ми изменениями в обществе (появлением частной собственности). 2) Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. Сюда относят: - анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); - синтез (изучение явления путем условного объединения его— составных частей); - системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); - функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим). 3) Частнонаучные  - это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений технических, есте-ых и гум-ых наук. К ним относят: - конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования и др. приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере); - статистический (позволяет получить колич-ые показатели государственно-правового явления); - кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и средств кибернетики познать государственно-правовые явления). 4) метод правового эксперимента(прав-го регулир-ия)- для познания различных прав-ых яв-ий на опред-ой территории путём введения новых условий).


 Именно права и обязанности основа правового статуса. Его структура: 1)права и обязанности;2)законные интересы; 3) правосубъектность; 4)гражданство;5)юридическая ответственность;6)правовые принципы. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий статус-статус лица, как гражданина гос-ва, закреплённый в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус - фиксирует особенности положения определённых категорий граждан(студентов, участников войны, адвокатов и т.д.),обеспечивает выполнение их специальных функций. Индивидуальный стату с-выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность) и представляет совокупность специфических прав и обязанностей личности.

29. Осн. Прав-ые семьи народов:

Исторически в каждой стране действуют свои право­вые обычаи, , законодательство, сформировались особенности правового менталите­та, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позво­ляет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, право­сознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в "правовые семьи", объединяющие несколько родственных в правовом отноше­нии стран. Существует несколько критериев объединения, клас­сификации правовых систем различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития).Т.е., системы связаны между собой ис­торически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах,). 2. Общность источников, форм закрепления и выраже­ния норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях,), об их роли, значении, соот­ношении. 3. Структурное единство, сходство. Правовые систе­мы стран, входящих в одну правовую семью, должны обла­дать сходством структурного построения нормативно-пра­вового материала. Как правило, это находит выражение на уровне строения нормы права, ее эле­ментов, а также на уровне строения круп­ных блоков нормативного материала (отраслей, суботрас­лей, других подразделений). 4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства,., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи. 5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обыч­но используют тождественные или сходные по своему зна­чению термины, что объясняется единством их происхож­дения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, спосо­бы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Ка­нада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Амери­ки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) рели­гиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве госу­дарственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социа­листическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

24.Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства  -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

-   конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

-   конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета;

-   сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

-   государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

,закреплен в Конституции. Гарантии ЗАК.- это средства и условия, обеспечивающие  соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав гражданина интересов общества и гос-ва. Виды гарантии:1)социально-экономические (уровень благосостояния об-ва, степень экономического развития, экономическая свобода и т.д.)2)политические(степень демократизма, многопартийность, разделение властей и т.д.) 3)организационные (деятельность органов, контролирующих законы- прокуратура, суд, милиция и т.д.) 4)общественные( комплекс мер применяемых общественность в целях борьбы с нарушениями законодательства); 5)идеологические (степень правосознания); 6)специально-юридические (презумпция невиновности, институты возбуждения уголовного дела,процедуры рассмотрения дел и т.д.)

47. Понятие правопорядка.(ПР).

ПР. представляет собой систему общественных отношений, в кот. поведение субъектов явл. правомерным, это состояние урегулированности социальных связей. ПР.-результат действия права и законности.,его социальное назначение-развитие об-ва на основе справедливости, способность гарантировать основные права и свободы человека, возможность обеспечение и соблюдение групповых интересов. Особенности ПР.:1) он запланирован в нормах права; 2)обеспечивается гос-вом.3)делает человека более свободным, облегчает жизнь.4) возникает в результате реализации правовых норм; 5) выступает итогом законности. Следует различать понятие ПР. и обществен. порядок (это состояние упорядоченности общ. отношений, кот. достигается не только с помощью правовых норм-законности, но и социальных норм-дисциплины),это понятие более широкое, основой его явл.ПР. Законность, демократия и ПР. взаимосвязаны. Подлинная демократия невозможна без ПР. и законности, но и ПР. и законность не будут приносить людям пользу без демократии,, с помощью кот. можно изменять нормативную базу законности и ПР. Укреплению ПР. способствуют такие проявления демократии как демократичность законов, контроль об-ва за реализацией законов,и др.

28   Термин правовая система общества в нашей стране появился в 60-х г. с изданием книги Рене Давида «Основные правовые семьи современности». Функции правовой системы общества: охранительная, регулятивная, аккумулирующая, идеологическая, воспитательная.  Гл. цель правовой системы общества – это стабилизация общест-ых отношений посредством права. Здесь характерна связь прав-ой системы общества и механизма прав-го регулирования. Механизм пра.-го регулирования состоит из нескольких стадий: 1) правотворчество (это регламентированный процесс издания норм-о-правовых актов. Законотворчество – 1 из видов правотворчества. Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: а) выроботка концепций законопроекта; б) составление законопроекта;  в) внесение и рассмотрение законопроекта в законод-ом органе в нескольких чтениях; г) принятие законопроекта; д) рассмотрение верхней палатой; е) утверждение президентом.); 2) реализация права(сформулированные прав-ые предписания НПА в виде прав, обязанностей и запретов нуждаются в своей ревлизации. Формы реализации права :использование, соблюдение, исполнение, применение(это правоприменительный процесс компетентных или уполномоченных субъектов) ; 3) охрана права.   

23    Федеративное гос-во- это сложное, союзное гос-во, созданное в результате добровольного объединения нескольких суверенных гос-в, именуемых членами или субъектами федерации, части которого яв-ся государственными образованиями и обладают гос-ым суверенитетом и другими признаками государственности; в нем существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как например, в России, США. Субъекты федерации обладают суверенитетом, их наименование в каждом фед-ом гос-ве различно. Есть  штаты, кантоны, субъекты и т.д. Здесь действует 2 уровня власти, 2 системы законодательства, 2 системы налогообложения и может быть самост-ое гражданство субъектов РФ.  Федерации могут быть построены по территориальному либо по национально – территориальному принципу. 

7. К принципам познания относят исходные, руководящие идеи, положения, которым обязан руководствоваться исследователь. Принципы познания являются составной частью всеобщего или диалектического метода. Такие принципы сформулированы диалектической логикой и к ним относятся: принцип объективности, означающий, что  в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, не искажая их сути, не идеализируя их; принцип историзма познания,т. е. правовые явления изучаются на протяжении всего периода их исторического развития принцип  актуальности; принцип оперативности (необходимо проводить исследования тех яв-ий, кот-ые заслуживают быстрого реагирования); принцип научности (изучение правовых яв-ий следует проводить с учетом всех подпунктов выработанных наукой); принцип плюрализма (получил свое юрид-ое закрепление в консти-ии в 1993г. Плюрализм означает признание множества сущностей – это  фил-ий подход. В РФ юрид-ки закреплена многопартийная система и право на сущ-ие различных идеологий. Для науки-это исследование правовых яв-ий должно основываться на признании всех имеющихся точек зрения, взглядов, которые выработаны наукой.

8.. Власть и социальный нормы в догосударственный период:

Общество возникло гораздо раньше гос-ва. Исторически первой формой организации догосудар­ственного общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали и коллективный труд, об­щее производство. Род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного об­щества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Здесь избирались предводители  на срок или для выполнения определенных дел. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик, ни его родичи. Отношения первобытного общества регули­ровались обычаями — исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и поступков. Обычаи догосударственного общества были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Человек являлся частью природы,его права и обя­занности как- бы сливались воедино.  Особое место здесь занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

21.  Формы государственного правления: Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: -    как создаются высшие органы государства, и какого их строение; - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; -    как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на : - монархические (единоличные, наследственные) -   республиканские (коллегиальные, выборные). Признаки монархии: власть передаётся по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от населения. Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Власть передается по наследству, осущ-ся бессрочно. Обычно ограничения определяются конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической .Неограниченные монархии: единственный носитель суверенитета государства – монарх. Ограниченные – в которых наряду с монархами носителями суверенитета выступают высшие ОГВ, ограничивающие власть главы государства (Англия, Япония). Республика – выборность власти; срочность; зависимость от избирателей. Республики бывают президентскими (США, Сирия), парламентскими (Германия, Италия) и смешанными (Франция, Финляндия).

19  Разделение властей.

Главное требование принципа разд. властей в том, что для обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы,учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос.власть на законод.(избранную народом),исполнител. (назначаемую представител.органом власти) и судебную(выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).Каждая из этих ветвей власти явл. самостоятельной, осуществляет свои функции посредством особой системы органов. Система «сдержек и противовесов» установленная в Констит.з-нах, представляет собой совокупность правовых ограничений. Для законодательной: жёсткая юр. процедура законодательного процесса, кот. регламентирует основные его стадии. Важную роль играет Президент, кот. имеет право применить отлагательное вето при  поспешных решениях  законодателя. Конституц. суд имеет право блокировать все не конституц. решения. Для исполнител.: ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на принятие актов, затрагивающих такие отношения, кот. должны быть урегулированы законом; Сюда также можно отнести сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной: правоограничивающие средства, выражающиеся в Констит., процессуальном законод.,в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, право на защиту,равенстве граждан перед законом и судом . Запрещается осуществлять функции, принадлежащие по з-ну другому органу, «дозволено только то,что не запрещено з-ном».

38.  Струк­ту­ра пра­во­вой нор­мы и фор­мы ее из­ло­же­ния в нор­ма­тив­ном ак­те Пра­во­вая нор­ма име­ет свою внут­рен­нюю струк­ту­ру, ко­то­рая на­счи­ты­ва­ет 3 эле­мен­та: ги­по­те­зу, дис­по­зи­цию и санк­цию. Ги­по­те­за (пред­по­ло­же­ние) ука­зы­ва­ет на та­кие жиз­нен­ные об­стоя­тель­ст­ва, при ко­то­рых субъ­ек­ты долж­ны ис­пол­нять ус­та­нов­лен­ные пра­ви­ла. Ими мо­гут быть: дос­ти­же­ние оп­ре­де­лен­но­го воз­рас­та для по­лу­че­ния пен­сии или пе­ри­од, на ко­то­рый вве­де­но чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние в оп­ре­де­лен­ной ме­ст­но­сти стра­ны и т.д. Дис­по­зи­ция (рас­по­ря­же­ние) - это та­кая часть нор­мы, ко­то­рая фор­му­ли­ру­ет са­мо пра­ви­ло по­ве­де­ния, оп­ре­де­ляя пра­ва и обя­зан­но­сти субъ­ек­тов пра­во­от­но­ше­ния. На­при­мер, пра­во на по­лу­че­ние пен­сии, обя­зан­ность яв­лять­ся по по­ве­ст­ке в суд, воз­дер­жать­ся от ка­ких-ли­бо по­ступ­ков и т.д. Санк­ция (взы­ска­ние) - это та­кая часть нор­мы, ко­то­рая ука­зы­ва­ет на при­ну­ди­тель­ные ме­ры воз­дей­ст­вия, ко­то­рые долж­ны быть при­ме­не­ны к на­ру­ши­те­лям дан­но­го пра­ви­ла по­ве­де­ния. Смысл санк­ции - пре­ду­пре­дить воз­мож­ные на­ру­ше­ния ус­та­нов­лен­но­го пра­ви­ла по­ве­де­ния или вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость, ко­гда на­ру­ше­ние уже со­вер­ши­лось. Структура юр-й нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов; 2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юр-й науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

42. Понятие и виды систематизации нормативно правовых актов.Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему. Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде­ленную систему.Систематизация существует как правовая категория и реализуется в 3-х видах:

Инкорпорация – объединение законов в сборники по предметному или хронологическому критерию. (тетрадь)

Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера.

-по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

-по субъектам (соответственно принявшим органам)

-по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и т.д.).

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс­твующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными ис­точниками достоверной правовой информацииНеофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.Консолидация – объединение нормативно-правовых актов в один новый причем это объединение посвященных одному предмету регулированию (тетрадь)

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее из­данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

(объединяются) в единый акт.

Кодификация  - особый вид систематизации в виде сборников нормативно правовых актов объединенных одним предметом регулирования. (тетрадь)

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных отношений.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы. Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный за­конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголов­ный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу­лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис­ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.). Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов. В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация. Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован­ного акта. Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему существенно облегчается реализация норм права.