пїњ

Ћќ√»„≈— јя ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј Ѕј јЋј¬–ј-ѕ≈ƒј√ќ√ј

NAUKA- RASTUDENT.RU
электронный журнал

ЂNAUKA- RASTUDENT.RUї
Ёлектронный научно-практический журнал
√рафик выхода: ежемес€чно
языки: русский, английский, немецкий, французский ISSN: 2311-8814
ЁЋ є ‘— 77 - 57839 от 25 апрел€ 2014 года
“ерритори€ распространени€: –оссийска€ ‘едераци€, зарубежные страны
»здатель: »ѕ  озлов ѕ.≈.
”чредитель: —околова ј.—.
ћесто издани€: г. ”фа, –оссийска€ ‘едераци€
ѕрием статей по e-mail: rastudent@yandex.ru
ћесто издани€: г. ”фа, –оссийска€ ‘едераци€
Ўестакова Ћ.√. Ћогическа€ подготовка бакалавра-педагога // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 13 (013-2015) / [Ёлектронный ресурс] - –ежим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/13/2367/
© Ўестакова Ћ.√., 2015 © »ѕ  озлов ѕ.≈., 2015
”ƒ : 378
Ўестакова Ћиди€ √еннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент
—оликамский государственный педагогический институт (филиал) ѕермский государственный национальный исследовательский университет г. —оликамск, –оссийска€ ‘едераци€
Ћогическа€ подготовка бакалавра-педагога
јннотаци€: ¬ статье рассматриваютс€ вопросы логической подготовки бакалавров педагогических направлений.  урс "‘ормальна€ логика" направлен на формирование у студентов готовности развивать у школьников приемы логического мышлени€. ќписаны рекомендации к организации зан€тий, выделены услови€, которые позвол€т формировать у студентов профессиональные компетенции на материале названного курса.
 лючевые слова: обучение формальной логике, логическа€ подготовка студентов.
Shestakova Lydia Gennad'evna
candidate of pedagogical Sciences
associate Professor Solikamsk state pedagogical Institute (branch) Perm state national research University, Solikamsk, Russian Federation
The logical training bachelor's degree in pedagogy
Abstract: The article considers the questions of logical bachelor pedagogical directions. The course "Formal logic" is aimed at developing students, willingness to develop in pupils the techniques lo-logical thinking. Describes best practices for the classroom and highlighted the conditions that will enable the formation of students, professional competence in the material of the above mentioned course.
Keywords: teaching formal logic, logical training of students
—егодн€ человеку необходимо ориентироватьс€ в огромном потоке информации, уметь подходить к ней с определенной долей критичности, проводить анализ и оценку. ¬остребованными €вл€ютс€ умени€ аргументировать и обосновывать, доказывать и опровергать, выдвигать гипотезы и провер€ть их, четко и грамотно излагать свои мысли. Ќет
сомнени€, что в основе перечисленных умений должна лежать достаточна€ формально-логическа€ подготовка.  ак известно, формальна€ логика - наука о законах выводного знани€, то есть знани€, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращени€ в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применени€ законов и правил мышлени€. ‘ормальна€ логика вырабатывает привычку думать, анализировать свои и чужие мысли, содействует формированию св€зной и €сной речи, умений убеждать и обосновывать свои идеи.
«адача формировани€ логического мышлени€ всегда сто€ла перед системой образовани€. ќбщеизвестно, что дл€ формировани€ у школьников логического мышлени€ необходима целенаправленна€ работа, в отсутствии которой, как показывает практика, дети часто не просто не усваивают правильных (логических) принципов и законов мышлени€, у них закрепл€ютс€ искаженные, не отвечающие действительности приемы, а, следовательно, и ущербный стиль мышлени€. ƒл€ того чтобы учитель мог целенаправленно и планомерно осуществл€ть работу по формированию у школьников логического мышлени€, необходимо овладеть определенным комплексом знаний и умений. ¬ св€зи с этим, думаетс€, будет уместно ввести в учебный план подготовки бакалавров педагогических направлений дисциплину (или модуль) Ђ‘ормальна€ логикаї.
“ак как содержание данного курса достаточно традиционное (описание представлено в работе [1]), думаетс€, нет необходимости его здесь приводить. Ѕолее подробно остановимс€ на методических моментах.
ѕри организации преподавани€ курса по формальной логике необходимо учитывать, что приобретаемые студентом знани€ и умени€ могут успешно использоватьс€ при работе на других зан€ти€х (дисциплины предметной подготовки, педагогические, методические). «нани€ формальной логики активно используютс€ на зан€ти€х по ћетодике обучени€ и воспитани€ (в области профил€). ¬ св€зи с этим в процессе преподавани€
Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 13 (013-2015)
курса формальной логики необходимо вскрывать значимость изучаемого материала и демонстрировать возможность его применени€ в различных област€х. ¬ажно показать значение формально-логического материала дл€ формировани€ логической культуры человека.
Ќа лекци€х используютс€ приемы проблемного изложени€; вопросы, активизирующие аудиторию, повышающие интерес к преподаваемой дисциплине. ѕривлекаетс€ материал из истории развити€ логики, истории философии. ѕри организации работы на семинарских зан€ти€х можно предлагать студентам проводить критический анализ самосто€тельно изученных источников (точек зрени€, позиций), давать их оценку, высказывать и обосновывать собственную точку зрени€. ѕри ответе на вопросы просить иллюстрировать общие положени€ собственными примерами, разрабатывать фрагменты уроков дл€ школьников, Ђпроигрыватьї их.
¬ ходе изучени€ курса Ђ‘ормальна€ логикаї удел€етс€ внимание не только формированию предметных знаний и умений, но и закладываетс€ основа дл€ проведени€ соответствующей работы со школьниками по развитию у них приемов логического мышлени€. ќбращаем внимание студентов на следующее.
¬о-первых, отработка логического содержани€ в принципе не требует значительных временных затрат, так как может проходить параллельно с усвоением предметного материала как на уроках естественно-математического цикла, так и гуманитарного. ƒл€ этого можно предлагать ученикам определенного вида задани€, вскрывать возможности применени€ логических знаний, указывать и исправл€ть логические ошибки и неточности, допускаемые школьниками в своих ответах, рассуждени€х и т.д. ’очетс€ также обратить внимание на то, что после первичной отработки логические знани€ и умени€ начинают оказывать положительное вли€ние на усвоение и осознание учебного содержани€ других предметов.
Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 13 (013-2015)
¬о-вторых, школьные предметы предусматривают работу учеников с пон€ти€ми и их определени€ми.  ак показывает практика, учащиес€, не име€ представлений о сущности определени€, его логической структуре и правилах конструировани€, формально заучивают их наизусть, а через какое-то врем€ забывают. ѕри необходимости восстановить в пам€ти забытое определение часто перечисл€ют все, что знают о данном пон€тии. ƒл€ устранени€ этого недостатка и отработки соответствующего блока логического содержани€ на уроках можно проводить следующую работу:
Х четко выдел€ть структурные элементы определени€ (вновь вводимый термин, родовое пон€тие, видовое отличие дл€ €вных определений; перечень требований и отношений дл€ не€вных);
Х следить за логической грамотностью, корректностью и четкостью определений;
Х при возможности использовани€ индуктивного пути введени€ пон€ти€ предлагать ученикам самосто€тельно выдел€ть родовое пон€тие, видовое отличие и формулировать определение;
Х предлагать задани€: Ђ¬ерно ли сформулировано определение?ї, Ђ»справь ошибкуї и т.д.;
Х указывать (и объ€сн€ть) неточности в ответах одноклассников, исправл€ть их.
¬-третьих, ученик практически посто€нно работает с рассуждени€ми, где используютс€ различные виды умозаключений. ¬ св€зи с этим полезно (как дл€ формировани€ логической культуры, так и дл€ усвоени€ предметного содержани€) определ€ть построено ли рассуждение на основе индукции, дедукции или по аналогии, достоверность его вывода.  роме доказательства и обосновани€ предлагать школьникам проводить опровержени€, находить ошибки и логические неточности в готовых рассуждени€х, доказательствах и решени€х. «десь полезны следующие виды работы:
Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 13 (013-2015)
Х выполнение заданий типа: Ђ¬ерно ли?ї, ЂЌайди ошибку, по€сни ее причину и исправьї, Ђѕроведи проверку (своего или чужого рассуждени€)ї, Ђѕрокомментируй (оцени) ответї и т.д.;
Х постановка вопросов одноклассникам и соответственно ответы на вопросы;
Х анализ готовых текстов (рассуждений) с позиции обоснованности точки зрени€ автора, логичности и последовательности изложени€;
Х работа с логическими и математическими софизмами, парадоксами, вы€вление ошибок и противоречий (особое место занимают софизмы, в основе которых лежат ошибки, часто допускаемые школьниками).
¬-четвертых, учебные предметы школьного курса имеют возможность дл€ дальнейшей отработки представлений о гипотезе и умени€ работать с ней. “ак на уроках математики на основе рассмотрени€ частных случаев (конкретных задач, примеров) школьники выдвигают предположени€ о формулировках теорем. ѕри работе с задачей высказываютс€ гипотезы о возможных пут€х (приемах) ее решени€. Ќа уроках физики при соответствующей организации обучени€ школьники усваивают приемы установлени€ в науке эмпирических законов. ƒл€ этого с помощью опытов и демонстрационного эксперимента школьникам предлагают попытатьс€ вы€вить зависимость между величинами и выдвинуть гипотезу, объ€сн€ющую наблюдаемое €вление. «атем рассматриваетс€ материал, раскрывающий работу ученых по подтверждению полученной гипотезы. јналогична€ работа может проводитьс€ и на других предметах школьного курса.
 роме описанных приемов дл€ отработки представлений о гипотезе, а также умений работать с ней желательно при изучении предметного содержани€ знакомить учеников с материалом, раскрывающим основные этапы развити€, по которым прошла соответствующа€ научна€ область. ѕри
Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 13 (013-2015) этом важно не просто сообщать готовые знани€, но и показывать, как оно получено, какие были в науке выдвинуты гипотезы, какие из них после подтверждени€ зан€ли место научных законов, а какие попали в историю в качестве заблуждений. ∆елательно также остановитьс€ на тех гипотезах, которые в насто€щее врем€ еще не удалось ни опровергнуть, ни доказать.
’очетс€ отметить, что работа с гипотезами способствует не только формированию логической строгости мышлени€, но и усвоению приемов и способов, которые будут необходимы человеку в его профессиональной де€тельности.   этим приемам относ€тс€:
Х наблюдение, отбор €влений, выделение и рассмотрение частных случаев, их сравнение и сопоставление;
Х выдвижение предположени€ (гипотезы), объ€сн€ющей наблюдаемые €влени€, полученные результаты и т.д.;
Х обоснование (доказательство) или опровержение либо непосредственно гипотезы, либо следствий, полученных из нее.
ќрганизованна€ подобным образом работа позвол€ет формировать у будущих учителей и комплекс логического содержани€, и профессиональные компетенции, умение организовать целенаправленную работу со школьниками по развитию у них логического мышлени€, логической культуры. —туденты оказываютс€ подготовленными как в теоретическом, так и в методическом плане. ѕозднее на зан€ти€х по методическим дисциплинам приобретенные на рассмотренном курсе знани€ и умени€ расшир€ютс€ и встраиваютс€ в общую профессиональную подготовку студента.
—писок литературы:
1. Ўестакова, Ћ.√. ‘ормальна€ логика. Ёлективный курс. -—оликамск: —√ѕ», 2009. - 92 с.
© Ўестакова Ћ.√., 2015
ƒата публикации: 27.01.2015

пїњ