пїњ

  ¬ќѕ–ќ—” ќЅ »—“ќ–»» —јƒќ¬ » ѕј– ќ¬

  вопросу об истории садов и парков
—околова ћ.¬.
¬ статье рассматриваетс€ становление и развитие садов и парков цивилизаций ƒревнего ¬остока. ƒаетс€ характеристика наиболее известных из них: сады —емирамиды, Ёдемский сад, сад царицы ’атшепсут. ѕоказаны характерные черты и особенности садов и парков ƒревнего ≈гипта, ћесопотамии, ѕерсии, »ндии и  ита€, указаны их виды.
 лючевые слова: истори€, культура, цивилизаци€, ƒревний ¬осток, сады, парки, досуг
Formation and development of gardens and parks of Ancient East civilizations are considered in the article. The most famous of them are characterized, as follows: gardens of Semiramis, the garden of Eden, garden of queen Hatshepsut. Specifics, types and outstanding characteristics of gardens and parks of Ancient Egypt, Mesopotamia, Persia, India and China are presented.
Keywords: history, culture, civilization, Ancient East, gardens, parks, leisure
 ажда€ прогулка в парке должна быть небольшим туристическим путешествием.
ƒ. —. Ћихачев
—ады и парки представл€ют собой диалог природного и культурного начал. »х создание €вл€етс€ попыткой поместить естественную природную среду в социокультурную сферу, предварительно придав ей наиболее приемлемый дл€ данного культурного сознани€ вид. Ёто Ђмикромир в его идеальном выраженииї [11, с. 11].
—ады, а впоследствии и парки, стали неотъемлемой частью жизни, начина€ с первых древневосточных цивилизаций.
»х возникновение св€зано не только с материальными, но и с духовными потребност€ми людей. » трудно сказать, кака€ из потребностей доминировала изначально. Ѕезусловно, утилитарные аспекты играли большую роль, т. к. сады создавали, чтобы получить урожай с плодовых деревьев и кустарников, укрытьс€ от пал€щих лучей солнца, повысить влажность воздуха в засушливых местах, т. е. сделать существование более комфортным. Ќо упор€дочивание пространства началось, по всей веро€тности, не только с бытовых его про€влений, а было св€зано и с культовыми аспектами, что получило свое развитие в последующее врем€, хот€ и в видоизмененных формах. ”же в эпоху первобытности стали создавать капища, которые размещали в особых местах силы.  роме того, это были и св€щенные рощи, и особые природные объекты: отдельно сто€щие скалы, необычно сгруппированные груды камней. —акральное триединство деревьев, камней и воды особенно €рко про€вило себ€ в ƒревнем  итае, став об€зательным компонентом садов и парков.
»значально сады и парки были настолько нестандартными феноменами, что представл€ли собой €ркую достопримечательность, которой гордились. ќни так потр€сали сознание современников, что зачастую к ним относились как к культовым феноменам, слага€ мифы и легенды, св€занные и с их возникновением, и с самой сущностью.
’от€ по€вление садов, безусловно, св€зано с возникновением цивилизованных, урбанистических форм существовани€ людей, но их прообразы стали складыватьс€
еще в доцивилизационную эпоху. ќдним из первых доказательств существовани€ садов в цивилизаци€х ƒревнего ¬остока €вл€ютс€ их изображени€ на древнеегипетских рельефах, фресках и в некоторых папирусах.
¬ ƒревнем ≈гипте существовало несколько видов садов. Ёто, в первую очередь, сады в дворцово-храмовых комплексах и резиденци€х фараонов.   наиболее известным садам можно отнести те, что украшали комплекс, возведенный выдающимс€ жрецом
Ёкспедици€ в страну ѕунт. –ельеф в ƒейр-эль-Ѕахри [15]
и зодчим —енмутом дл€ царицы ’атшепсут (1505Ч1484 гг. до н. э.). ≈е дворец украшали аллеи миртовых деревьев, вывезенные из страны ѕунт в ходе специально организованной дл€ этого торговой экспедиции.
ѕеред самим храмом богу јмону был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты “-образные бассейны. Ќадпись на фреске от лица царицы гласит: Ђя исполнила желание бога, € устроила дл€ него ѕунт в его саду совершенно так, как он повелел мне. ќн достаточно велик, чтобы он мог по нему гул€тьї [2, с. 116].
—ады царицы ’атшепсут интересны также и тем, что кроме аллей благовоний, в комплексе был и зоосад. ƒиковинных зверей привозили не только со всех окраин ≈гипта, но и из других стран. –ельефы дворца в ƒейр-эль-Ѕахри зримо подтверждают тот факт, что из страны ѕунт были доставлены жирафы, пантеры и павианы. ѕо приказу “утмоса III (1525Ч1491 гг. до н. э.) на стенах храма в  арнаке изображены различные растени€, цветы и животные, привезенные им из военных походов в ¬осточное —редиземноморье и к ¬ерхнему Ќилу, что свидетельствует о внимании и заботе фараона о своих садах и парках.
”дивительны были и сады фараона-еретика или фараона-реформатора Ёхна-тона (1372Ч1354 гг. до н. э.). ≈го резиденцию в новой специально отстроенной столице Ч јхетатоне Ч можно назвать домом-виллой. ¬с€ территори€, вмещав -ша€ в себ€ дворец, личные апартаменты фараона и его семьи, гарем, царские канцел€рии, многочисленные службы, а также павильоны дл€ гостей, буквально утопала в садах. ќни располагались и в многочисленных внутренних двориках, и собственно перед апартаментами фараона. ќтдельно были оборудованы вольеры и располагалс€ зверинец. —уществовал и частный сад фараона, где были цветники, фонтаны, окруженные клетками с экзотическими птицами. ƒостопримечательностью €вл€лись вис€чие сады, расположенные на террасах вдоль главной магистрали Ч Ђцарской дорогиї.
  югу от города была отстроена летн€€ резиденци€ фараона ћеру-јтон. ¬ центральном парке там находилс€ судоходный
пруд, соединенный с Ќилом. ¬ пруду были сооружены искусственные островки, а вокруг размещались павильоны дл€ отдыха. ¬ многочисленных садах резиденции возводились беседки, прорывались каналы, сооружались бассейны и фонтаны, устанавливались вод€ные шутихи [7, с. 26].
Ќо эти прекрасные и оригинальные парки Ёхнатона вр€д ли могли сравнитьс€ теми, которые по€вились в правление фараонов-строителей –амзеса II (1298Ч1235 гг. до н. э.) и –амзеса III (1198Ч1188 гг. до н. э.). »звестно, что –амзесом II было Ђподареної храмам более 500 садов [5, с. 691].
—ледует отметить, что сады и парки приобретали со временем все большую важность и значимость, они увеличивались в размерах, в них были зоны дл€ отдыха, приема пищи, развлечений. —ады и парки представл€ли собой своего рода визитные
ских богов большие и роскошные сады. Ђƒл€ твоего храма в “... € разбил большие сады, засаженные виноградом и шету... ¬ твоем городе јн € создал аллеи из оливковых деревьев. я обеспечил эти посадки садовниками и многочисленным обслуживающим персоналом, приготовл€ющим чистейшее египетское масло, необходимое дл€ зажигани€ лампад в твоем роскошном храме. я отдал тебе фисташковые рощи и пруды, поросшие лотосом, ситником, травами и цветами вс€ких стран Ч “етмера, јн-’аута Ч ароматные и, при€тные дл€ лицезрени€ твоему чудному ликуї [2, с. 114].
ћиниатюрными копи€ми храмовых были так называемые могильные сады. ѕеред входом в гробницу устраивали цветники, заполненные редкими растени€ми. ƒревние египт€не, верившие в загробную жизнь, полагали, что душа умершего мо-
ћогильный садик [16]
карточки правителей, говор€щие об их могуществе и достатке. ќни благоустраивались не только в расчете на отдых фараонов и их близких, но и в расчете на то, чтобы удивить, поразить и вызвать чувства восторга и восхищени€ у гостей, в том числе и иностранцев. ќни, как и любые другие виды официального искусства ƒревнего ≈гипта, т€готели к грандиозности.
—ады и парки постепенно становились неотъемлемыми атрибутами культовых комплексов. ќни разбивались при храмах и заупокойных комплексах. “ак, в папирусе √арриса говоритс€ о том, что –амсес III приказал создать дл€ храмов гелиополь-
жет найти умиротворение и после смерти, если совершить последовательно все ритуалы и если она безгрешна. ќб этом свидетельствуют надписи на надгробных камн€х: Ђƒа буду € вечно странствовать вдоль берегов моего пруда и освежатьс€ под тенью моей смоковницы, и да восседает мо€ душа на ветв€х уготованного дл€ мен€ могильного садаї [2, с. 117]. ≈сли позвол€ли размеры такого сада, то в нем устраивали бассейн, чтобы души покойных всегда имели источник свежей воды дл€ пить€. »ногда площадь усыпальницы частного лица вместе с жертвенником и могильным садом, окруженна€ стеной и снабженна€ дверью,
закрывающейс€ на засов, составл€ла около 8 тыс. м2 [3, с. 70].
≈ще одной разновидностью были частные сады. —ад, опо€санный специальной каменной стеной, располагалс€ перед домом, либо вблизи него. ≈го планировка, согласно фрескам была симметрична. ќб€зательным элементом был выложенный камнем бассейн с водными растени€ми, среди них чаще всего высаживали лотосы и папирус, в такие бассейны также запускали рыб. ¬ различных направлени€х шли аллеи, крытые, увитые виноградом галереи, беседки дл€ отдыха, отдельно высаживали огородные культуры. »ногда декоративные растени€ и огородные культуры чередовали [3, с. 54].
—ад, изображенный в одной из фиванских гробниц [17]
Ќаиболее попул€рными деревь€ми, которые высаживали в садах были финиковые пальмы, пальмы-дум, смоковницы, гранатовые деревь€, сикоморы, инжир, €блони, ивы и клещевина. »з кустарников и цветов чаще всего разводили мальву, арабский жасмин (самбак), перечную м€ту, голубую вод€ную лилию, красный и белый лотосы, ирисы, маки, критскую ромашку, сесбанию, амарант александрийский, ацинос, нарцисс, королевские хризантемы
и розу (последнюю с эпохи ѕтолемеев Ч с конца IV в. до н. э.) и др.
÷веты играли не последнюю роль в жизни жителей ƒревнего ≈гипта. ¬о врем€ многочисленных религиозных и светских праздников они украшали себ€ и храмы гирл€ндами и венками, дарили букеты, приносили растительные жертвы; пиры, €влени€ фараонов народу, торжественные шестви€ сопровождались разбрасыванием как самих цветов, так и лепестков. ќчевидно, что их требовалось большое количество, которое не могли составл€ть только дикорастущие растени€. ÷ветники старались разбить в каждом саду. ћожно утверждать, что в ƒревнем ≈гипте были флористы-профессионалы.
¬ ƒревнем ƒвуречье сады стали возникать с III тыс. до н. э. ”же в эпосе о √ильга-меше, который правил ”руком ок. 2600 г. до н. э., говоритс€, что он Ђрощу из каменьев увидев: сердолик плоды приносит, гроздь€ми увешан, на вид при€тен. Ћазурит растет листвою Ч плодоносит тоже, на вид забавен. √ильгамеш, проход€ по саду каменьев, очи подн€л на это чудої [12, с. 131]. ¬ этом литературном пам€тнике описываетс€ не просто сад, но сад-чудо, подобного которому, разумеетс€, место только в потустороннем мире. Ќо это описание €вл€етс€ свидетельством того, что феномен сада был прекрасно известен жител€м региона в то далекое врем€.
¬ ƒревней ћесопотамии было создано одно из семи чудес света Ч вис€чие —ады —емирамиды. Ћегенда приписывает создание не только —адов, но и самого города ¬авилона царице —емирамиде (Ўаммура-мат), чью похожую на чудесное предание жизнь, описали античные авторы  тесий и ƒиодор. Ќа самом же деле —ады были созданы в правление Ќавуходоносора II (605Ч 562 гг. до н. э.) дл€ его любимой жены Ч ми-дийской царевны јмитис. ќна привыкла к зеленеющим горам и лесам своей родины и тосковала по прохладе и тени горных лесов в безлесной и жаркой ¬авилонии.
—ады —емирамиды. –еконструкци€ [18]
—ады находились р€дом с царским дворцом. ќни размещались на широкой четырехъ€русной башне. ¬нутри каждого €руса, поко€щегос€ на насыпной террасе, были сделаны крепкие каменные своды, опиравшиес€ на мощные колонны. ѕлатформа каждой террасы представл€ла собой сложное сооружение: в основании лежали каменные глыбы, сверху они были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. ѕотом шла прокладка из двойного р€да кирпичей, сцементированных гипсом.  ирпичи сверху были прикрыты свинцовыми пластинами, чтобы вода не проникала через почву в нижние этажи сада. —аму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, достаточный дл€ произрастани€ самых крупных деревьев. ярусы садов поднимались уступами, соедин€€сь между собой широкими лестницами, выложенными гладко отшлифованными плитами розового и белого цвета. ¬ысота этажей достигала 25 м (50 локтей). »з разных стран привозили завернутые во влажную рогожу деревь€ и кусты, семена трав и цветов. ƒанный Ђпосадочный материалї был составной частью въездной пошлины в ¬авилон.
—ады были обращены в сторону прохладного ветра, который дул с северо-запада, и засажены породами деревьев и кустарников из ћидии. ѕрохлада и тень диковинных растений, аромат чудесных цветов в стране, где практически не было лесов, казались люд€м чудом. ƒл€ поливки растений служили в том числе и фонтаны, приводимые в действие гидравлическими машинами.
—ады были видны путникам из-за городских стен и производили впечатление райского миража. —ады, как и весь ¬авилон, стали приходить в упадок после завоевани€ Ќово-¬авилонского царства персидским царем  иром II ¬еликим в 538 г. до н. э., а окончательно они были уничтожены наводнени€ми ≈вфрата, вода в котором во врем€ паводка поднимаетс€ ежегодно на 3Ч4 м. Ќо впоследствии персы превратили всю равнину вокруг ¬авилона в парк [3, с. 215].
¬озникновение террасных садов в ƒревнем ƒвуречье св€зано с озеленением ступеней зиккуратов Ч ступенчатых пирамид. «иккураты насчитывали от трех до семи ступеней, и их венчали храмы, посв€щенные главному местному божеству. “олько жрецам и правителю возмож-
но было посещение храма и пребывание в многочисленных внутренних помещени€х. Ќо, поскольку высота зиккуратов была значительной (например, высота ¬авилонской башни составл€ла около 90 м), то восхождение не было обыденной прогулкой. ѕоэтому, как пишет √еродот, около наружной лестницы, ведшей к храму на вершину зиккурата, были сделаны скамьи Ђдолжно быть дл€ отдыхаї [4, “. I. с. 181]. ќчевидно, что р€дом со скамь€ми должны были располагатьс€ деревь€ и кусты, которые высаживали в кадках, дл€ создани€ тени и прохлады.
Ќо кроме террасных (вис€чих) садов были и обычные. Ќаиболее простым типом садов в ƒревнем ћеждуречье были сады-рощи из различных сортов финиковых пальм. ¬последствии структура усложнилась. —начала возникла €русность: под пальмами стали сажать фруктовые сорта растений Ч гранатовые и лимонные деревь€, смоковницы, миндаль и виноград. ѕодобные сады имели главным образом все же хоз€йственное значение. Ќо постепенно цари и вельможи стали создавать сады и парки в основном дл€ отдыха и развлечений, в которых стало все €рче проступать зонирование. ¬ них обустраивались места дл€ собственно отдыха, где высаживали декоративные растени€, обустраивали искусственные водоемы и возводили небольшие сооружени€. ¬ парках устраивали зверинцы. ќтличительной чертой садово-парковых комплексов ƒревнего ћеждуречь€ может считатьс€ то, что царские парки периода Ќово-¬авилонского царства были настолько огромными, что там устраивали не только охоты, но и военные маневры [3, с. 166]. ќтдельно стали отводить места дл€ огородных культур. —пециально высаживали в парках евфратские топол€, кипарисы и даже какие-то виды хвойных деревьев. «а порубку деревьев и ненадлежащее содержание садов налагались строгие взыскани€. “ак, по законам цар€ ’аммура-пи (1792Ч1750 гг. до н. э.) 16 статей кодек-
са посв€щены этим вопросам [9, —т. 27Ч32, 37-41, 59-62, 64-65].
—ады были предметом гордости и у правителей јссирии. ÷арь “иглатпа-ласар I (конец XII в. до н. э.) с чувством самодовольства описывает свои ботанические редкости: Ђ едр и самшит вечнозеленый привез € из разных покоренных мною стран, деревь€, которыми не обладал ни один из моих предшественников-царей; эти деревь€ € привез и посадил в своей стране, в парках јссирииї [5, с. 691-692]. ј у другого ассирийского правител€ Ч —и-нахериба (701-681 гг. до н. э.) Ч произрастали благовонные растени€ из —ирии, различные сорта винограда из ѕерсии и даже хлопок из »ндии, названный Ђдеревь€ми, производ€щими шерстьї. ¬идимо, в правление —анхериба в окрестност€х Ќиневии было несколько опытных садов, где разводили Ђвсе сорта плодов всех народовї, и даже капризна€ мирра росла в этих садах Ђлучше, чем на своей родинеї [3, с. 122].
¬ ƒревней ѕерсии садам и охотничьим паркам царей также удел€лось огромное внимание. —ледует отметить, что в —ептуа-гинте (одной из канонических версий ¬етхого завета, переведенной на греческий €зык еврейскими книжниками в III в.) дл€ обозначени€ –айского сада было использовано слово парадиз, вошедшее в греческий €зык из древнеперсидского, означавшего Ђогороженный садї.  сенофонт в своих сочинени€х неоднократно упоминает о царских парках и  ира I (сер. VII в. до н. э.) и  ира II (558-529 гг. до н. э.) [9, “. VIII, I. с. 38; 8; I, 2, 7], парках сатрапов [9, “. VIII, VI, 12]. ¬есьма показателен показ  иром II греческому послу Ћисандру своего сада в —ардах, называемого ѕарадиз. Ћисандр, как пишет  се-нофонт, был поражен регул€рными симметричными посадками прекрасных и редких растений, их благоуханием. ƒеревь€ в садах —реднего ¬остока были расположены, как правило, разбросанными группами без определенной геометрической правиль-
ности, характерной дл€ древнеегипетских садов.  роме того, в них часто строились небольшие храмы. ≈го восхитило мастерство (по сути, искусство) садоводов. Ќа это польщенный правитель сказал: Ђ‘актически € сам спланировал, разместил и разбил этот сад, а некоторые деревь€ € посадил собственными руками... ”вер€ю вас, если € нахожусь в добром здравии, то никогда не сажусь обедать, не поработав основательно, до пота, в садуї [5, с. 692Ч693]. ¬ообще, воспитание и обучение мальчиков при дворе персидских царей включало не только Ђумение пользоватьс€ полезными растени€ми и воздерживатьс€ от употреблени€ вредныхї [9, “. VIII, VIII, 14], но и в Ђупражнени€х в посадке деревьевї [14, “. XV с. 3, 18].
—огласно религиозным представлени€м персов, деревь€ рассматривались как воплощение животвор€щих сил природы, их считали св€щенными, и только по самой крайней необходимости они срубали дерево. Ѕолее всего персы любили кипарисы из-за пирамидальной формы, счита€ их символами божественного огн€ и высажива€ в парках при храмах. ѕочитание персами деревьев было настолько велико, что  серкс, увидев в Ћидии платан Ђодарил дерево за красоту золотым украшениемї [4, “. VII. с. 31].
Ќельз€ обойти вниманием такой всемирно известный феномен как –айский или Ёдемский сад. ¬ Ѕиблии сказано: Ђ» насадил √осподь Ѕог рай в ≈деме на востоке и поместил там человека, которого создалї [1, Ѕыт., II, 8]. ¬ раю Ђпроизрастил √осподь Ѕог. вс€кое дерево, при€тное на вид и хорошее дл€ пищиї [1, Ѕыт., II, 9]. “аким образом, –айский сад удовлетвор€л, с точки зрени€ авторов Ѕиблии, и материальные, и духовные запросы человека. Ёто был образец, идеал сада Ч земной рай, к которому необходимо стремитьс€, т. е. состо€ние абсолютного совершенства и блаженства.
Ёдемский сад, как нечто полное неги и удовольствий, послужил прообразом са-
дов как иудейских, так и персидских правителей. ¬ Ѕиблии есть описание пира јртаксеркса (465Ч424 гг. до н. э.), устроенного им в одном из внешних дворов парка царской резиденции г. —узы. “акие дворы обносились легкими галере€ми и включали в себ€ сады с цветниками, бассейнами и фонтанами. —ад должен был быть весьма обширен, поскольку јртаксеркс этот 7-дневный пир Ђсделал дл€ народа своего, находившегос€ в престольном городе —узах, от большого до малогої [1, Ёсф., I, 5].
¬ ƒревнем  итае искусство садоводства было подн€то до уровн€ одной из разновидностей изобразительного искусства. —ады делали нарочито естественными и простыми уже в правление династии ’ань (202 г. до н. э. Ч 220 г. н. э.). «десь четко прослеживалась традици€ возрожденного даосизма о необходимости баланса и гармонии человека и природы. —оздание сада или парка базировалось на геомантии, именуемой в  итае Ђфэн-шуйї. »мператорские сады мыслились не только как модели мироздани€, но и как прообразы собственно ѕоднебесной империи. “ак, в правление ÷инь Ўи-хуанди (221Ч210 гг. до н. э.) в его столичном парке был воссоздан ландшафт  ита€. ј в ханьский период в огромных императорских парках диких животных рассел€ли в различных местах, имитиру€ естественные ареалы их обитани€. ¬ ƒревнем  итае по€вл€етс€ новый вид садово-паркового искусства Ч сад естественных пейзажей.
√рандиозность императорских парков поражает. Ќапример, в искусственном водоеме (площадью более 150 гектаров) парка Ўанлиньюань можно было проводить учени€ военно-морского флота.  роме того, там было возведено 12 дворцов, а по богатству флоры и фауны его можно считать также ботаническим садом и зоопарком. ѕарк Ўанлиньюань был и остаетс€ самым крупным садово-парковым комплексом в истории. ј одновременно с этим парком в  итае
были и другие: —иханьюаньюмин сад, состо€вший из 36 различных частей, в каждой из которых был дворец, пруд и различные комбинации садово-паркового ансамбл€; »чуньюань, славившийс€ многочисленными островками и ручь€ми; —ицз€оюань, где было более 300 дворцовых построек, —ань-шилююань Ч сад Ђдл€ выгула лошадейї (а их было около 300 тыс. голов); „жаос€-нюань, площадью около 40 км2, где принимали подношени€ иноземных послов и др.
Ќельз€ обойти вниманием и сады ƒревней »ндии. ¬ –ама€не при описании г. јйодь€ говоритс€, что там Ђв разных местах города виднелись площади, парки с купальн€ми и прекрасные сады... ¬ечером все сады наполн€лись толпами гул€ющихї [13, I. с. 5,6; II. с. 55, 20]. Ёто очень интересный факт: первое упоминание об общественных парках. ¬едь в целом разведение садов и парков в древности можно назвать своеобразным спортом царей.
“аким образом, во всех цивилизаци€х ƒревнего ¬остока:
Х правител€ми удел€лось пристальное внимание садово-парковому искусству; сады и парки были объектами престижа и гордости;
Х цари и фараоны стремились создавать сады-коллекции с редкими видами флоры и фауны Ч прообразы ботанических садов и зоопарков;
Х при создании садово-парковых ансамблей уже использовали оба основных принципа садового искусства: регул€рный (геометрический) и пейзажный (имитирующий естественный ландшафт);
Х имелись основные виды садов и парков: при резиденци€х правителей,
при храмах (или заупокойных комплексах), частных лиц;
Х сады и парки €вл€ли собой места дл€ избранных, они строго охран€лись; вход посторонних лиц был либо запрещен (исключение Ч ƒревн€€ »нди€, где в городах создавались публичные парки), либо ограничен (исключени€ составл€ли царские пиры в ƒревней ѕерсии);
Х сады и парки были эксклюзивными туристскими дестинаци€ми дл€ иностранных гостей.
—о временем видовое разнообразие садов и парков возрастает. ¬ период јнтичности по€вл€ютс€ публичные и научные сады, небольшие сады частных лиц Ч виридарии. ¬ —редневековье преобладали монастырские Ђаптекарскиеї огороды, сады были по большей части маленькими, замкнутыми, аскетичными и утилитарными. Ќо по€вл€ютс€ садовые лабиринты. ¬ эпоху –енессанса стали создаватьс€ сады Ђнаслаждени€ї Ч виллы-парки, а в эпоху Ќового времени их дифференциаци€ еще более возросла. —тали возводить не только дворцово-парковые ансамбли, где отдыхала и развлекалась элита, а также проводились официальные приемы, но и приватные парки (или зоны в парках) дл€ философского уединени€, ученых бесед, романтических прогулок и поэтических мечтаний [10]. Ќо главными отличительными чертами любого садово-паркового комплекса во все времена были привлекательность и разнообразие. јссоцииру€сь с сакральными образцами, сады и парки представл€ли собой артефакты, отражающие отношение к миру в различные культурные эпохи.
Ћитература:
1. Ѕибли€.  ниги —в€щенного ѕисани€ ¬етхого и Ќового «авета.  анонические. Ч ћ.: –оссийское библейское общество, 1992. Ч 1223 с.
2. ÷ит. по: ¬анин —.». —ады и парки древнего ≈гипта и јссиро-¬авилонии. ѕрирода. 1938. є 5. —. 112-126.
3. ¬ейс √. »стори€ цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: »ллюстрированна€ энциклопеди€ в 3-х томах.  лассическа€ древность (до IV в.). “. 1. Ч ћ.: «јќ »зд-во Ё —ћќ-ѕресс, 1998. Ч 752 с.
4. √еродот. »стори€ в 9-ти кн. Ч ћ.: Ћадомир, ќќќ Ђ‘ирма Ђ»здательство ј—“ї, 1999. Ч 752 с.
5. ÷ит. по: ƒжеймс ѕ., “орп Ќ. ƒревние изобретени€. ѕер. с англ. Ч ћн.: ќќќ Ђѕопурриї, 1997. Ч 768 с.
6. «аконы ’аммурапи. Ч ћ.: ѕаллада, 1997. Ч 41 с.
7.  арпичечи ј. . ≈гипет. »скусство и истори€. 5000 лет цивилизации Ч Italia: Bonechi, 1998. Ч 192 с.
8.  сенофонт. јнабасис. Ч ћ.: Ћадомир, 1994. Ч 297 с.
9.  сенофонт.  иропеди€. Ч ћ.: Ќаука, 1976. Ч 334 с.
10.  урбатов ¬.я. ¬сеобща€ истори€ ландшафтного искусства. —ады и парки мира. Ч ћ.: Ёксмо, 2007. Ч 736 с.
11. Ћихачев ƒ.—. ѕоэзи€ садов: к семантике садово-парковых стилей. —ад как текст. Ч 3-е изд., испр. и доп. Ч ћ.: —огласие: ќјќ Ђ“ип. ЂЌовостиїї, 1998. Ч 471 с.
12. Ђќ все видавшемї со слов —ин-Ћеке-”ннинни, заклинател€. ѕоэзи€ и проза ƒревнего ¬остока. Ѕиблиотека всемирной литературы. —ери€ перва€. “. 1. Ч ћ.: ’удожественна€ литература, 1973. —. 166-220.
13. –ама€на. Ч ћ.: Ќаука, 1965. Ч 448 с.
14. —трабон. √еографи€. Ч ћ.: Ћадомир, 1994. Ч 944 с.
15. URL: http://www.bellabs.ru/Egypt/ (дата обращени€: 12.01.2013).
16. URL: http://www.annales.info/2riv/small/ garden.htm (дата обращени€: 12.01.2013).
17. URL: http://annales.info/2riv/small/garden. htm (дата обращени€: 10.01.2013).
18. URL: http://ogorod.vildan-clinic.ru (дата обращени€: 10.01.2013).

пїњ