пїњ

  ¬ќѕ–ќ—” ќЅ »—“ќ„Ќ» ј’ »«”„≈Ќ»я —ќ¬≈“— ќ… ‘ќ“ќ√–ј‘»» » —ќ¬≈“— »’ ‘ќ“ќ√–ј‘»„≈— »’ ¬џ—“ј¬ќ  1920 1930-’ √ќƒќ¬

–аздел 2
»— ”——“¬ќ¬≈ƒ≈Ќ»≈
–едактор раздела:
“јћј–ј ћ»’ј…Ћќ¬Ќј —“≈ѕјЌ— јя - доктор искусствоведени€, профессор јлтайского государственного университета (г. Ѕарнаул)
”ƒ  7.038.53:77
Drozdova-Pichurina NN. TO THE QUESTION OF THE SOVIET PHOTOGRAPHY STUDY SOURCES AND THE STUDY SOURCES OF THE SOVIET PHOTO EXHIBITIONS AT 1920s-1930s. The typology of the visual and textual sources of the soviet photography history and the history of soviet photo exhibitions in 1920s - 1930s is presented in this article. The way of step-by-step analysis of sources is proposed.
Key words: soviet photography, photo exhibitions, 1920s- 1930s, sources, analysis of sources.
Ќ.Ќ. ƒроздова-ѕичурина, аспирант каф. художественного образовани€ и музейной педагогики –оссийского гос. педагогического университета им. ј.». √ерцена, г. —анкт-ѕетербург, E-mail: hoffnung4@yandex.ru
  ¬ќѕ–ќ—” ќЅ »—“ќ„Ќ» ј’ »«”„≈Ќ»я —ќ¬≈“— ќ… ‘ќ“ќ√–ј‘»» » —ќ¬≈“— »’ ‘ќ“ќ√–ј‘»„≈— »’ ¬џ—“ј¬ќ  1920 - 1930-’ √ќƒќ¬
¬ статье представленатипологизаци€ визуальных и текстуальных источников изучени€ советской фотографии и фотовыставок 1920-1930-х годов. ѕредложен способ поэтапного анализа данных источников.
 лючевые слова: советска€ фотографи€, фотографические выставки, 1920 - 1930-е годы, источники, источниковедческий анализ.
»скусствоведческое исследование как теоретических, так и исторических аспектов советской фотографии и советских фотографических выставок 1920 - 1930-х годов не может обойтись без анализа исторических источников. Ќар€ду с изучением историографии такой анализ €вл€етс€ необходимым этапом исследовани€. ѕод источниками в данном случае мы подразумеваем комплекс исторических материалов, по которым можно наиболее полно представить описываемое событие. ѕри этом исследователь сталкиваетс€ с р€дом научных проблем, св€занных с вы€влением, систематизацией, типологизацией и методикой анализа этих источников. ¬ этом случае, на наш взгл€д, целесообразно использовать уже разработанные принципы источниковедени€, дисциплины, котора€ сложилась в рамках методологии исторического исследовани€.
—труктура источниковедческого исследовани€ описана в коллективном труде отечественных ученых Ђ»сточниковедение: “еори€. »стори€. ћетод. »сточники российской историиї. “акже там указываютс€ цели метода источниковедени€: Ђ1) установить информационные возможности источника (или р€да однородных источников) дл€ получени€ фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверности и новизна этих данных); 2) аргументировано оценить значение источника (или р€да однородных источников) с такой точки зрени€ї [1, с. 122]. ¬ соответствии с этими цел€ми, представл€етс€ возможным использование указанной структуры применительно к нашей проблематике.
–азделение источников изучени€ советской фотографии и советских фотовыставок 1920 - 1930-х годов целесообразно провести по двум основным группам: визуальные и текстуальные источники.
¬изуальными источниками €вл€ютс€ сами фотографии, которые были созданы советскими фотомастерами и фотолюбител€ми в период 1920 - 1930-х годов и, в частности, представлены на фотовыставках указанного периода. »зыскание многих из них сопр€жено с р€дом трудностей. ¬о-первых, это очень большой объем экспонировавшегос€ материала. ¬ыставки фотографии в первые дес€тилети€ советского государства
насчитывали по несколько сотен и даже тыс€ч экспонатов. »менно поэтому процесс вы€влени€ и изучени€ в рамках локального исследовани€ всего массива фотоизображений представл€етс€ невозможным. ¬о-вторых, многие из фотографий были утер€ны с течением времени. ¬-третьих, некоторые авторы, принимавшие участие в выставках, либо считались долгие годы в истории советской фотографии второстепенными, и известны лишь немногие их работы, либо вообще упоминаютс€ лишь в каталогах выставок, и их творчество совершенно неизвестно и не представлено ни в печатной прессе того времени, ни в архивах (в основном это касаетс€ фотолюбителького движени€). “е же фотографии, которые мы имеем возможность привлекать в качестве визуальных источников, доступны в основном в виде копий. «десь существует несколько путей их поисков. “ак как молода€ советска€ власть приписывала в качестве главных функций и задач фотографии агитацию, пропаганду и информацию, то многие снимки до того, как стать экспонатами выставок исполн€ли роль иллюстрации к стать€м в газетах и журналах, таких как Ђ———– на стройкеї, Ђ»звести€ї, Ђ—оветское искусствої и многие другие. Ёто обсто€тельство позвол€ет не только найти необходимый источник, но и проанализировать его первичную идейную нагрузку не в качестве произведени€ искусства. ѕомимо этого специализированные журналы по фотографии помещали на своих страницах крупные и достаточно качественные дл€ своего времени иллюстрации. “акже многочисленные альбомы по истории советской фотографии, изданные как в советский, так и в постсоветский период, содержат богатый иллюстративный материал. », конечно, основными в поиске фотоизображений €вл€ютс€ архивы, как государственные (÷√ј ‘‘ƒ, √ј ‘ƒ), так и архивы отдельных музеев и ведомств.
¬ итоге мы имеем дело с достаточно обширным, хот€ и не исчерпывающим тему визуальным материалом.
¬торую группу - текстуальные источники в свою очередь можно разделить на несколько качественно различных типов. ѕрежде всего, это каталоги выставок.  аталоги €вл€ютс€ одним из основных источников изучени€ фотовыставок. Ќекоторые из этих каталогов уже упоминались в работе ¬.“. —тигнеева
Ђ¬ек фотографии. 1894 - 1994: ќчерки истории отечественной фотографииї [2], например, каталог Ђ¬ыставки советской фотографии за 10 летї, каталоги четырех выставок Ђ»скусство движени€ї, фотовыставки журнала Ђќгонекї, а также Ђ¬ыставки работ мастеров советского фотоискусстваї. Ќо при этом автор лишь ссылаетс€ на эти источники, не став€ перед собой задачу подробного анализа каждого из них, как и не €вл€етс€ ключевым в его работе анализ самих выставок.
¬торой тип текстуальных источников - это статьи и заметки в периодических издани€х. »спользовать статьи и заметки в качестве источников нам позвол€ет специфический директивный характер большинства из них, а также особенности отражени€ в них обсто€тельств организации выставок.
“ретий тип текстуальных источников представлен стенограммами дискуссий по фотовыставкам 1920 - 1930-х годов, наход€щимис€ в государственных архивах.
„етвертый тип текстуальных источников - официальные декреты и постановлени€, касающиес€ организации фотографических институций и фотографических выставок.
ѕ€тый тип текстуальных источников - внутренн€€ документаци€ государственных учреждений, принимавших участие в организации фотовыставок, представленна€ официальной перепиской, приказами и т.д.
¬се перечисленные типы источников позвол€ют про€снить многие аспекты не только организации и бытовани€ фотографических выставок, но и существенно дополнить информацию относительно практики фотоискусства и теоретическом дискурсе о фотографии этого времени.
Ќа первом этапе анализа источников необходимо рассматривать исторические услови€ его возникновени€. ¬ соответствии с этим источник представл€етс€ как материальный продукт, исторический феномен. ƒл€ искусствоведческого исследовани€ чрезвычайно важно вы€вить услови€, задачи и цели возникновени€ источников, а также реконструировать тот социальный контекст, в котором они были созданы. ƒл€ исследуемого исторического периода этот этап наиболее актуален в св€зи с проблематикой взаимоотношений советской власти и искусства, развити€ государственной культурной политики и цензуры. ¬ отношении визуальных источников 1920 - 1930-х годов проблема достоверности отображаемых событий и цензуры, в частности, встает чрезвычайно остро, так как мы имеем дело с большим пластом фотодокументов, которые прошли в разные периоды истории многократные изменени€, ретушь.
ќсобое место занимает также проблема авторства источников. ¬ нашем случае на этом этапе необходимо дополнительное изучение биографий участников дискуссий, авторов статей и заметок, авторов-составителей каталогов фотовыставок с точки зрени€ их политических, идеологических позиций, а также степени ло€льности к действующим культурным институци€м и участи€ в развитии теоретических основ советского фотоискусст-
Ѕиблиографический список
ва. “акже особое место должно удел€тьс€ таким произведени€м коллективного творчества как официальные декреты и постановлени€ (четвертый тип текстуальных источников), в этом случае проблема авторства отражает культурно-социальные цели таких источников. јвторство фотографий в данном случае также может в значительной степени повли€ть на их анализ как источников. ѕосредством рассмотрени€ биографий фотографов вы€вл€етс€ включенность таких источников в структуру общего развити€ фотоискусства или же отказ от прин€тых эстетических и идеологических установок.
—ледующим этапом €вл€етс€ вы€вление обсто€тельств создани€ источников, которые повли€ли на достоверность сведений, оценочные суждени€, полноту сообщаемой в них информации. Ќа этом этапе упоминаетс€ истори€ текстов источников. ¬ данном случае можно выделить характерные особенности ранее указанных источников. “ак, архивные материалы, представленные стенограммами дискуссий и внутренней документацией учреждений (третий и четвертый типы текстуальных источников), не только не предназначались к изданию изначально, но и впоследствии ни разу не были опубликованы или проанализированы, что указывает на цель исключительно протоколировани€ и отсутствие дальнейшей рефлексии на данные тексты. ¬ отличие от каталогов фотовыставок (первый тип текстуальных источников), которые представлены в единственном издании, но при этом рассчитаны на знакомство с ними как специалистов, так и широкой публики.
Ќа этапе интерпретации источника, целью которой €вл€етс€ установка его смысла с учетом временной, культурной дистанций, дл€ искусствоведени€ представл€етс€ целесообразным использование Ђтипизирующегої метода, то есть соотнесени€ источника с соответствующим типом культуры, в данном случае советской.
јнализ самого содержани€ источника должен быть проведен с позиции современного исследовател€. ¬ этой св€зи необходимо установить степень информативности каждого источника.
¬се указанные этапы анализа источников могут в равной степени примен€тьс€ как к визуальным источникам, так и ко всем типам текстуальных источников. ѕри этом необходимо помнить о критерии объективности, которым должен руководствоватьс€ исследователь. ѕредставл€етс€, что именно сейчас, по прошествии более двадцати лет после распада ———–, стало возможно непредвз€тое научное исследование, не ограниченное рамками идеологии, а также позицией критики советской культуры.
ќбращение не только к визуальным, но и к архивным материалам дает нам конкретный материал дл€ исследовани€. —истемное осмысление нового материала в совокупности с историографическим исследованием может значительно расширить научное представление о практике фотоискусства указанного периода.
1. »сточниковедение. “еори€. »стори€. ћетод. »сточники российской истории: учеб.пособие / ».Ќ. ƒанилевский, ¬.¬.  абанов,
ќ.ћ. ћедушевска€, ћ.‘. –ум€нцева. - ћ., 1998.
2. —тигнеев, ¬.“. ¬ек фотографии. 1894 - 1994: очерки истории отечественной фотографии. - ћ., 2007.
Bibliography
1. Istochnikovedenie. Teoriya. Istoriya. Metod. Istochniki rossiyjskoyj istorii: ucheb.posobie / I.N. Danilevskiyj, V.V. Kabanov, O.M. Medushevskaya, M.F. Rumyanceva. - M., 1998.
2. Stigneev, V.T. Vek fotografii. 1894 - 1994: ocherki istorii otechestvennoyj fotografii. - M., 2007.
—тать€ поступила в редакцию 06.02.13
”ƒ  72.01.:378
Naumova V.I., Sidorov V.A. CREATIVE CONCEPTS OF OUTSTANDING MASTERS OF NEWEST ARCHITECTURE.Problems of architectural education, professionalism, cultural level - current priorities of many countries.Architecture XX-XXI centuries, creative concepts masters - at the forefront of a long list of attention training in the field of architectural activities.
Key words style inarchitecture,newest architecture development,renovationprojects,metabolism,post-modernism,ecology, sustainability, symbiosis; fields of profession.
¬.». Ќаумова, проф., д-р искусствоведени€, ¬осточно- азахстанский гос. технический университет им. ƒ. —ерикбаева, E-mail: arhisit@gmail.com; ¬.ј. —идоров, проф., д-р искусствоведени€, јлтайский гос. технический университет им. ».». ѕолзунова, г. Ѕарнаул, E-mail: fda_sidorov@mail.ru

пїњ