пїњ

  ¬ќѕ–ќ—” ќЅ »—’ќƒЌџ’  ќћѕќЌ≈Ќ“ј’ –јЌЌ≈—–≈ƒЌ≈¬≈ ќ¬ќ√ќ  ”Ћ№“”–ќ√≈Ќ≈«ј Ћ≈—ќ—“≈ѕЌќ√ќ «ј”–јЋ№я (ѕќ ƒјЌЌџћ »«”„≈Ќ»я √ќЌ„ј–—“¬ј)

  ¬ќѕ–ќ—” ќЅ »—’ќƒЌџ’  ќћѕќЌ≈Ќ“ј’ –јЌЌ≈—–≈ƒЌ≈¬≈ ќ¬ќ√ќ  ”Ћ№“”–ќ√≈Ќ≈«ј Ћ≈—ќ—“≈ѕЌќ√ќ «ј”–јЋ№я (по данным изучени€ гончарства)
Ќ.ѕ. ћатвеева*, Ћ.—.  обелева**
–ассматриваютс€ проблемы культурогенеза в лесостепной зоне ”рала и «аураль€ по данным технологического анализа керамики могильников \”-” вв.  озлов ћыс-2 и ”стюг-1. ѕо формам и декору посуды выделены четыре типологические группы: саргатска€, карымска€, бакальска€ и Ђпсевдокушна-ренковска€ї. ѕо составу формовочных масс, способам конструировани€ и обработке поверхности просматриваютс€ две гончарные традиции: местна€ и чужеродна€. ƒелаетс€ вывод о саргатском технологическом наследии в бакальском гончарстве, полной переработке карымского таежного компонента, наличии существенного среднеазиатского суперстрата, а также о несомненной трансл€ции этих традиций с востока на запад с мигрантными группами.
–аннее средневековье, культурогенез, бакальска€, саргатска€, карымска€, кушнаренковска€, кара€куповска€ культуры, технологи€ гончарства.
Ќачало средневековой эпохи в лесостепной зоне западной части «ападной —ибири в насто€щее врем€ св€зываетс€ с формированием бакальской культуры [—альников, 1956, с. 211-214; ¬икторова, ћорозов, 1993, с. 178; ћаслюженко, 2005, с. 172; ћатвеева и др., 2008, с. 157, 176], в лесостепной зоне Ч карымской (или карымского этапа нижнеобской культуры) [‘едорова и др., 1991;  арачаров, 2010, с. 251]. ѕоскольку в  озловом ћысу-2 и ”стюге-1 уже оформившимис€ предстали керамическа€ традици€ и особенности погребений, бакальскую культуру можно считать сложившейс€ к середине IV в. н.э. [ћатвеева, 2012а, с. 84; 2012б]. ќднако пам€тники самого раннего ее этапа (ћ^ вв.) в «ауралье, такие как вышеназванные могильники и »пкульский [„икунова, 2011], не выгл€д€т однородными, особенно с точки зрени€ состава керамических коллекций. ¬ них в различных пропорци€х представлены комплексы разных типологических групп, уже выделенных к моменту раскопок этих некрополей в качестве самосто€тельных археологических культур: саргатской, карымской, кушнаренковской, собственно бакальской керамики. ¬озникает вопрос: €вл€ютс€ ли вышеперечисленные компоненты слагаемыми бакальской культуры или сопутствуют ей как включени€ импорта вследствие активной торговли в лесостепном и степном регионах.
¬ данной статье мы провели специальную работу1 по анализу форм и технологии изготовлени€ разнородной посуды двух пам€тников Ч ”стюг-1 и  озловского, с тем чтобы вы€вить существенные черты гончарства. ѕри характеристике сосудов была использована программа статистической обработки ¬.‘. √енинга [1973, с. 114-135; 1992].  ерамику, изученную с точки зрени€ состава формовочных масс и способов конструировани€, в основном по целым экземпл€рам, мы разделили на четыре группы. ¬ бакальскую попали приземистые горшковидные формы с округлым дном, короткой шейкой и небрежными узорами по венчику и шейке в виде отпечатков гребенки, нарезок, Ђзащиповї, разнообразных вдавлений, типичные и дл€ поселенческих пам€тников (рис. 1).
¬ Ђпсевдокушнаренковскуюї мы включили все сосуды Ђчужеродногої дл€ бакальских комплексов вида: тонкостенные кувшины, плоскодонные горшки с ручками и без них, декорированные металлическими орнаментирами и фигурными штампами (рис. 2). ¬ саргатскую группу, вз€тую исключительно дл€ сравнени€ гончарных традиций при общности сырьевых ресурсов местности, были объединены только материалы с ”стюга-1, из могил, датированных 111-11 вв. до н.э., и погребени€ 3 кургана 29, куда такой кувшинчик попал, видимо, в качестве Ђантиквариатаї (рис. 3, 6).  арымска€ типологическа€ группа в нашей выборке представлена только со-
1
–абота выполнена при поддержке гранта –√Ќ‘ 12-01-00329 Ђћиграции в лесостепном и подтаежном «ауралье в эпоху ¬еликого переселени€ народов и формирование раннесредневековых общностей ”рала и «ападной —ибириї.
судами  озлова ћыса-2, поскольку единственный в ”стюге-1 Ђкарымскийї сосуд €вл€етс€ синкретичным, так как использован фигурный штамп на кувшиновидном изделии (рис. 3, 4).
—остав формовочных масс определ€лс€ с использованием метода бинокул€рной микроскопии. ¬ыделено три их основных рецепта: 1) глина + жженые кости + песок; 2) глина + песок (разного размера, иногда со слюдистыми включени€ми); 3) глина + песок + шамот.
–ис. 1.  ерамика бакальской культуры: 1 Ч ”1-2/09-VII; 2 Ч ”1/40-X; 3 Ч ”1-35/»-76; 4 Ч ”1-14-31;
5 Ч ”1-28-72; б Ч ”1-35/»-77; 7 Ч ”1/2-26-67; в Ч ”1-3Ч09-XI; 9 Ч ”1-35/ћ-67; 10 Ч ”1-25/XXVI;
11 Ч ”1-25/XLIX; 12 Ч ”1/12-26-IV; 13 Ч ”1/12-25-166, 168, 169, 176
”становлено, что формовка сосудов осуществл€лась комбинированным ленточно-лоскутным способом. ¬ отдельных случа€х верхн€€ часть сосуда лепилась с использованием лент, нижн€€ Ч лоскутов. «атем обе части соедин€лись. »ногда придонна€ часть изготавливалась из одного куска глины, в виде чашечки или лепешки. ” нескольких образцов округлое дно специально уплощали. √орловина практически всегда лепилась отдельно, а затем прикрепл€лась к тулову. ” нескольких образцов ее прикладывали к тулову с внутренней стороны, из-за чего на шейке есть Ђшовї или небольшой карнизик. ѕосле формовки поверхность заглаживалась, в некоторых случа€х заметны следы зубчатого инструмента с неровным краем (щепа, гребенка?). ѕотом проводилось лощение. »ногда перед процедурой лощени€ наносилс€ орнамент. ќб этом свидетельствуют следы затертости на орнаменте.
“аблица 1
 ерамика бакальской культуры
Ўифр ‘орма ¬енчик —остав  онструирование ќбработка поверхности ќрнамент
”1/12-26- IV √оршок с пр€мой, слегка отогнутой горловиной «аострен √ + Ў + ѕ– √орловина изготовлена отдельно от тулова. “улово из двух частей. ƒно в виде лепешки прилеплено с внешней стороны ¬нешн€€ Ч заглажена слегка залощена ѕо внешнему краю треугольными наколами
”1/ 12-26-1 ‘рагмент банки —легка отогнут, заострен √ + ѕ– много ? ¬нешн€€ Ч заглажена и слегка залощена √ребенчатым штампом, композици€ из трех горизонтальных линий в технике протащенной гребенки и одного р€да круглых €мок между ними.
”1/ 12-25166, 168, 169, 176 ќбъемистый горшок с низкой горловиной ”площен Ўейка выражена небольшим карнизом √ + Ў + ћѕ √орловина изготовлена отдельно от тулова. ¬енчик налеплен на горловину в завершающей стадии конструировани€ »знутри и снаружи Ч заглаживание и легкое лощение ѕо карнизу Ч р€д насечек. ѕо плечикам Ч сетка гребенчатым штампом, поставленным под углом и р€д €мок
”1/ 12-25- 211 √оршок с пр€мой горловиной, слегка отогнутой ќкруглый, загнут вовнутрь √ + ѕ– много ? ¬нешн€€ Ч хорошо заглажена. »знутри Ч следы щепы  ост€ным или металлическим инструментом с острым углом. ѕо шейке Ч р€д округлых €мок этим же орудием
”1/ 12-26-67 √оршок ќкруглый √ + Ў + ћѕ ? —наружи Ч следы заглаживани€ щепой сверху вниз
”1/ 12-25-90 √оршочек «аострен √ + ћѕ “улово сделано из одного куска глины, к нему прикреплена достаточно высока€, слегка отогнута€ горловина ќчень грубо, пальцами — внутренней стороны венчика Ч вдавлени€ми. ѕо плечикам Ч р€д вдавлений узкого, плоского, закругленного с одной стороны инструмента
”1/ 40-’ √оршок с очень низкой горловиной —кошен вовнутрь √ + ћѕ —осуд из двух частей. √орловина и плечики соединены с туловом. ¬ месте креплени€ фиксируетс€ небольшое утолщение »знутри и снаружи хорошо заглажен ¬енчик Ч полукруглыми вдавле-ни€ми. √орловина Ч р€дом кольцевых вдавлений обрубленным концом кости птицы. ѕо тулову Ч р€д зигзагов гребенкой, а также р€д кольцевых вдавлений
”1-14-24 «акрыта€ банка ”площен, имеет небольшой карниз √ + Ў + ћѕ ? —наружи Ч хорошо заглажена, слегка залощена. »знутри Ч следы заглаживани€ щепой ¬енчик Ч по внутреннему краю. Ќа тулове Ч четыре р€да вдавлений частью челюсти мелкого хищного животного (?)
”1-2-1/ 09 √оршок с узкой горловиной, уплощенным дном. ѕлоский √ + Ў √орловина изготовлена отдельно, а затем прикреплена к тулову ¬нешн€€ Ч хорошо заглажена, слегка залощена ¬енчик Ч с внешней стороны округлыми вдавлени€ми. ѕо шейке Ч €мками квадратными
”1-2/ 09^11 √оршок с высокой узкой горловиной —легка отогнут √ + ћѕ много + Ў очень мало ? ¬нешн€€ Ч сильно залощена ¬енчик Ч с нарезками по внешнему краю
”1-28-72 ѕриземистый горшок с низкой горловиной  рай слегка отогнут ¬енчик плоский √ + ѕ– много —осуд собиралс€ из двух частей. ƒно в виде чашки крепили к тулову. √орловину обозначили пальцевыми вдавлени€ми при прикреплении к тулову последней ленты ¬нешн€€ Ч заглажена и слегка залощена — внешней и с внутренней стороны р€дами семечковидных вдавлений
”1/4-09- 456 «акрыта€ банка ѕлоский √ + Ў ѕлечики и придонна€ часть Ђсклеивалисьї в месте максимального диаметра по тулову ¬нешн€€ Ч очень грубо, Ђрасчесыї, выполненные щепой
”1/4-09- 449 √оршочек, горловина пр€ма€, низка€ ¬енчик уплощен √ + ћѕ √орловина изготавливалась отдельно от тулова, затем к нему крепилась »знутри и снаружи щепой, затем слегка залощена ѕо венчику Ч вдавлени€ми, выполненными углом плоского инструмента; по горловине Ч р€дом округлых €мок
”1-3-09- XI ќткрыта€ банка круглодонна€ ”площен ? ? ¬нешн€€ Ч щепой, затем слегка залощена
”1-35/11-77 √оршок, горловина пр€ма€, невысока€ —кошен и уплощен √ + ќ »з трех частей: горловина, плечики и придонна€ часть ¬нешн€€ Ч заглажена, затем слегка залощена — внешней и внутренней стороны Ч р€дами семечковидных вдавлений
”1-35/ 11-69 √оршок с очень низкой пр€мой горловиной ”площен √ + ћѕ + ќ ? ¬нешн€€ Ч слегка залощена ¬енчик Ч Ђзащипамиї, шейка Ч круглыми €мками
ќкончание табл. 1
Ўифр ‘орма ¬енчик —остав  онструирование ќбработка поверхности ќрнамент
”1-35/ 11-67 √оршок маленький с невысокой, широкой горловиной —легка приплюснут, дно уплощено √ + ѕ– + ќ ? «аглажена, скорее всего пальцами
”1-35/ 11-76 «акрыта€ баночка, дно плоское ”площен √ + ѕ– + ќ ? «аглажена, скорее всего пальцами
”1-14-31 √оршок с невысокой сильно отогнутой горловиной «аострен √ + ћѕ “улово из двух частей склеенных в месте максимального диаметра. √орловина в виде последней верхней ленты отогнута наружу «алощена ¬енчик по внешнему краю Ч защипами
”1-25/ XXVI —редний горшок с невысокой, пр€мой горловиной ќтогнут √ + ѕ– много √орловина соединена с туловом с внутренней стороны, дно в виде чашечки прикрепили также отдельно ¬нешн€€ и внутренн€€ Ч хаотичные следы инструмента с неровным краем
”1-25/ хих √оршок, с невысокой, узкой наклоненной вовнутрь горловиной —кошен вовнутрь √ + ѕ + Ў »з четырех частей: горловина, плечики и придонна€ часть, затем крепили дно в виде небольшой лепешки «аглажена и слегка залощена
 ћ-07 /98 Ѕанка  рай уплощен √ + ѕ– —оединены горловина, плечики и придонна€ часть ¬нешн€€ Ч заглажена и слегка залощена. ќрнамент частично затерт в результате обработки поверхности ¬енчик Ч с внешней стороны отпечатками пр€моугольного инструмента. √орловина Ч р€дом оттисков мелкозубой гребенки и р€дом округлых €мок, плечики Ч свисающими заштрихованными треугольниками
 ћ-10/ 18-2 √оршок —кошен √ + ѕ– много ? Ќа внешней Ч горизонтальные Ђрасчесыї зубчатого инструмента ¬енчик, горловина Ч гребенкой в виде зигзага. ѕоверх него Ч р€д €мок, нанесенных п€тиугольным в сечении инструментом
 ћ-10/ 21 √орловина сосуда «аострен √ + ѕ + Ў ? ¬нешн€€ Ч залощена ¬енчик Ч семечковидными вдавле-ни€ми и р€дом жемчужин
 ћ-10/4 √оршок ? √ + ѕ + Ў ? ? Ђ≈лочкойї, выполненной в гребенчатой технике
ѕримечание: √ Ч глина, ∆  Ч жженые кости, ћѕ Ч мелкий песок, Ў Ч шамот,  ѕ Ч крупный песок, ѕ– Ч песок разнокалиберный; ќ Ч органика естественного происхождени€.
»сход€ из количественных показателей можно сказать, что вс€ коллекци€ неоднородна. ѕо форме организации дна из данной выборки к плоскодонным можно отнести только 4 экз. из ”стюга-1 (кург. 13, погр. 3; кург. 28, насыпь; кург. 28, погр. 2; кург. 35, погр. 3-2). ќбща€ конфигураци€ тулова (табл. 5, ‘≈) у сосудов с горловиной выражена наличием средних (19 шт.) или высоких (6 шт.) плечиков. —огласно высотному указателю ‘ƒ, определ€ющему общую профилировку линии тулова, большинство сосудов Ђприплюснутыеї (17 шт.) или округлые (8 шт.). ƒл€ комплекса наиболее показательные признаки Ч ширина горловины (‘Ѕ) и обща€ пропорци€ сосудов (‘ј). —огласно табл. 5, характеризующей целые формы, 10 сосудов имеют узкую горловину, 10 Ч горловину средней ширины и 6 Ч широкую. »з них 6 банок, остальные Ч горшки. ѕри этом обобщающим признаком, характеризующим весь комплекс, €вл€етс€ высота горловины (табл. 5, ‘Ѕ). Ѕольшинство образцов обладают очень низкой или низкой горловиной.
ѕо составу теста бакальскую посуду можно признать запесоченной, при этом 10 ед. имеют композицию Ђглина + песокї, 10 ед. Ч Ђглина + песок + шамотї (но шамота обычно мало), дл€ 4 ед. установлено включение в состав органики естественного происхождени€. Ћепили сосуды в четыре этапа: сначала тулово, потом днище к тулову, потом горловину к тулову, часто еще венчик на горловину в завершение. ¬енчику придавали плоскую форму. „асть сосудов залощены (15 ед.), остальные Ч грубо заглажены щепой или пальцами. ƒл€ данной группы выделено п€ть орнаментальных мотивов (рис. 1). ’арактерны Ђелочкаї (в данном случае нанесенна€ штампованной Ђгребенкойї), решетка (нарезкой), горизонтальные линии из €мок или разнообразных наколов, защипов, ногтевых отпечатков. Ќаблюдаютс€ вариации декоративных элементов и техники нанесени€ выделенных мотивов (табл. 1).
ѕро€вл€етс€ преемственность бакальского комплекса с саргатской керамикой “оболо-»ртышь€, но только в части форм и орнаментов, что уже отмечено Ѕ.Ѕ. ќвчинниковой [1987, с. 139-140]. ƒобавим, что и в формовочных массах саргатских сосудов преобладает состав с песком и шамотом. Ќекоторые аналогии по формам нашей посуде можно усмотреть во всех основных типах мазунинско-бахмутинской керамики, однако состав теста (добавлен в основном мелкий песок) и декор существенно различаютс€, за исключением „ужь€ловского городища, где орнаменты близки бакальским [ќстанина, 1997, табл. 30; рис. 50; с. 100]. ѕо нашим наблюдени€м при просмотре музейных фондов в Ќациональном музее Ѕашкирии, значительное сходство по формам и декору устюжска€ керамика бакальского типа имеет с кара€куповским типом посуды, особенно с Ќово-“урбаслинского селища за 1958 г., где посуда также из теста с песком и шамотом. » в коллекции  ара€куповского городища керамический материал близок по облику бакальскому, но там сосуды изготовлены из смеси с песком, шамотом и с обильной примесью органики, имеют пористую структуру.  ара€куповска€ керамика с “аптыковского городища,  а-занларовского-1, Ѕирского могильника, как нам кажетс€, демонстрирует самосто€тельное дальнейшее развитие приуральской гончарной традиции Ч она становитс€ стандартизованно тонкостенной, запесоченной, мелко декорированной с обилием €мочных по€сов.
Ђѕсевдокушнаренковска€ї группа на две трети представлена кувшинами (10 ед. из 16), остальные Ч тонкостенные маленькие горшочки (табл. 2). —реди тех и других встречаютс€ плоскодонные и со слегка уплощенным дном формы. –учки имелись только у 5 кувшинов (рис. 2). ѕо составу теста эта группа керамики значительно отличаетс€ от других: формовочна€ масса в большинстве случаев, кроме мелкого песка, содержит жженую кость, поэтому сосуды тонкие и легкие. ќднако есть и толстостенные и тонкостенные кувшины только с песком (4 ед.). »нтересно, что по способу формовки посуда данного типа также несколько отличаетс€ от бакаль-ской: емкости лепились из трех частей: тулово + днище + горловина, но округлую чашечку донца затем сплющивали. ќдин экземпл€р изготовлен выбивкой из куска глины. –€д кувшинов имеют валик в месте склейки горловины с плечиками. ѕочти все емкости тщательно заглажены и залощены. “ехнологи€ орнаментации также специфическа€: металлическим орнаментиром, фигурным штампом, зубами мелкого хищника.  омпозиции нанесены только по шейке и плечикам, но мелкими, плотными р€дами горизонтальных линий, зигзагов, решетки.
Ќа основании применени€ жженой кости и формовки оригинальных узкогорлых кувшинов с ручками, а также декора металлическими орнаментирами, которые не наход€т аналогий в предшествующих и синхронных пам€тниках “оболо-»шимь€, эту группу посуды следует признать импортной. ќднако присутствующие в ней сосуды из запесоченного теста, без добавлени€ кости, могли быть изготовлены на месте в районе ”стюга-1 как подражание привозным: это широка€ кружка с ручкой без орнамента из погр. 2 кург. 28 (рис. 2, 10), неорнаментированный горшок из погр. 3 кург. 35, кувшиновидный сосуд из погр. 2 кург. 14. ќни могут происходить и с какой-то другой территории, где также были местными копи€ми импортных форм.
ѕоиск места происхождени€ технологии Ђжженой кости и кувшинных формї затруднен отсутствием массовых определений состава формовочных масс в пам€тниках сопредельных территорий, но любопытно отметить, что эти приемы видим как исключение в саргатской культуре (табл. 3). ƒанное наблюдение может указывать на традиционный дл€ региона южный источник заимствований, св€занный с движением товаров по караванным пут€м из —редней јзии [ћатвеева, 1997]. ¬ частности, жжена€ кость как отощитель присутствует в одной из групп сарматской керамики ёжного ѕриураль€ и там также €вл€етс€ чуждой чертой гончарства [ раева, 2008].
¬ джетыасарском регионе точных аналогий вышеописанным формам и технологии не имеетс€. Ќекоторое сходство обнаруживаем с посудой катакомбных могильников —редней —ырдарьи и предгорьев  аратау вв. н.э., где распространены закрытые баночки с наклоненной вовнутрь закраиной, использовавшиес€ как кружки, высокогорлые кувшины с узким дном, шаровидные горшки с петлевидной ручкой, расположенной на плечиках, там же встречены приемы насечени€ валиков при переходе от шейки к тулову, декорирование полой тростниковой трубочкой [Ќурмуханбетов, 1975, с. 109; Ѕайпаков, ѕодушкин, 1989, с. 112, 114], однако там керамика преимущественно ангобированна€.
“аблица 2
Ђѕсевдокушнаренковскийї тип посуды
Ўифр форма —остав  онструирование ѕоверхность ќрнамент
”1-28- 75  увшин плоскодонный толстостенный с пр€мой высокой горловиной. –учка утер€на √ + ∆  + ћѕ √орловина сделана отдельно от тулова из двух лент, частично налепленных друг на друга. ¬тора€ лента использована дл€ более надежной фиксации с туловом сосуда ’аотично борозд€щим инструментом Ч щепой (?). ѕосле этого слегка пролощили
”1-13/ 10 38  увшин толсто-стенный с пр€мой высокой горловиной, край слегка отогнут. ¬енчик уплощен. –учка пр€моугольна€ в сечении. √+ ∆ + ћѕ √орловина изготавливалась отдельно от тулова, место ее креплени€ к тулову обозначено небольшим валиком ¬нешн€€ заглажена и слегка залощена ѕо горловине и плечикам, ручке Ч р€ды вдавлений фигурного штампа с неровным краем (возможно, фрагмент челюсти мелкого хищного животного)
”1/12-26 III √оршочек с пр€мой, слегка отогнутой горловиной, венчик заострен √+ ∆  очень мало + ѕ– »з трех отдельных частей: горловина, тулово, дно (в виде чашечки прикреплено к тулову) »знутри Ч следы щепы. ¬нешн€€ Ч залощена
”1-28- 3  ружка толсто-стенна€ с пр€мой низкой горловиной, край слегка отогнут. ¬енчик уплощен. –учка, пр€моугольна€ в сечении. ѕо другую сторону от ручки - 2 отверсти€. ƒно уплощено √ + ћѕ √орловина изготавливалась отдельно от тулова. –учку крепили в последний момент ¬нешн€€ Ч заглажена и слегка залощена
”1-28- 287  руглодонный кувшинчик, горловина пр€ма€, край слегка отогнут. ¬енчик уплощен. √ + ∆  √орловина сделана отдельно и соединена с туловом, собранным из двух частей в месте максимального диаметра по тулову. ƒно было округлым, затем его сплюснули ¬нешн€€ Ч заглажена и слегка залощена
”1/4-09  увшинчик с пр€мой высокой горловиной. ¬енчик уплощен и орнаментирован по внешнему краю √ + ∆  + ѕ √орловина изготавливалась отдельно, а затем соедин€лась с туловом «аглажена и залощена ѕо горловине Ч четыре резные линии, между ними вписаны зигзаги
”1-35/ IIЧ71  увшин, горловина пр€ма€, высока€, край слегка отогнут √ + ѕ– много √орловина изготавливалась отдельно, а затем соедин€лась с туловом «аглажена и залощена, лощение производили по уже орнаментированной поверхности ¬енчик Ч фигурным штампом; горловина Ч 4 резные линии, между ними 3 р€да вдавлений фигурного штампа, плечики Ч 2 р€да вдавлений
”1- 34/ II-66  увшин, горловина пр€ма€, высока€ край слегка отогнут. ¬енчик округлый √ + ∆  + ѕ √орловина сделана отдельно от тулова. “улово из двух частей. ƒно в виде небольшой лепешки прилеплено с внешней стороны «аглажена, не залощена
”1-35/ II-68 √оршок плоскодонный, горловина пр€ма€, невысока€, край слегка отогнут. ¬енчик округлый √+ ћѕ+ ∆  √орловина изготавливалась отдельно от тулова, затем к нему крепилась «аглажена, затем слегка залощена
”1-35/ »-72 √оршок шаровидный, горловина пр€ма€, невысока€. ¬енчик округлый √ + ћѕ + Ў ƒно в виде чашечки крепилось отдельно »знутри и снаружи заглажена, но не залощена √орловина и плечики Ч 2 р€да оттисков треугольного металлического штампа, шейка Ч ромбы в той же технике
”1-12/ 25ЧXLVII √оршок с пр€мой низкой горловиной, венчик уплощен. ƒно, плоское, скошенное на один край √+  ѕ + ∆  мало ? »знутри Ч следы работы щепой, внешн€€ сильно залощена
”1-35/ »-75  увшин с ручкой пр€моугольного сечени€, с пр€мой высокой горловиной, край слегка отогнут. ¬енчик уплощен √ + ∆  + ћѕ √орловина сделана отдельно, затем крепилась к тулову, ручка присоедин€лась в последний момент ¬нешн€€ Ч заглажена и залощена √орловина Ч р€ды оттисков квадратного штампа, шейка Ч р€д оттисков треугольного штампа, плечики Ч 2 р€да квадратных оттисков. –учка Ч оттиски треугольного штампа
”1--35/ II-63  увшин с пр€мой высокой горловиной, край слегка отогнут, дно уплощено √ + ћѕ + ∆  √орловина изготавливалась отдельно, затем крепилась к тулову «аглажена и залощена в области горловины и плеч
”1-35/ II-56 √оршок с пр€мой высокой горловиной, край слегка отогнут. ¬енчик округлый √ + ћѕ ¬ыбивка? ¬нешн€€ Ч заглажена и залощена
”1-14- 25 ‘рагмент сосуда с высокой горло-виной и слегка отогнутым краем. ¬енчик уплощен √ + ћѕ ? «аглажена, но не залощена ѕ€ть резных горизонтальных линий и зигзаг между ними, небрежно
”1-12- 25- XLVIII  увшин со слегка отогнутой, невысокой горловиной. ¬енчик приплюснут, с одной из сторон -ручка, пр€моугольна€ в сечении √ + ћѕ √орловина изготавливалась отдельно ¬нешн€€ Ч заглажена и залощена ¬енчик Ч семечковидные вдавлени€, частично затертые при лощении; горловина и плечики Ч сетка гребенчатым штампом (зубцы округлые в сечении) и р€д оттисков трапециевидного в сечении металлического штампа
–ис. 2. Ђѕсевдокушнаренковскийї тип посуды:
1 Ч ”1/12Ч26ЧIII; 2 Ч ”1/11-35-72; 3 Ч ”1/11-34-66; 4 Ч ”1/11-35-68; 5 Ч ”1/12-25-’1_”Ў; 6 Ч ”1/10-28-287;
7 Ч ”1/12-25-’1_”11; 8 Ч ”1/11-35-63; 9 Ч ”1/11-35-75; 10 Ч ”1/10-28-3; 11 Ч ”1/11-35-56; 12 Ч ”1/11-35-71
¬ажен вопрос: насколько близок данный тип керамики собственно кушнаренковской.  уш-наренковска€ культура, распространенна€ в бассейнах  амы и Ѕелой на два века позднее, характеризуетс€ тщательной выделкой посуды из хорошо отмученного теста с мелким песком, заглаживанием с водой и лощением, тонкостенностью, высококачественным обжигом [ћажитов, 1977, с. 60]. » хот€ орнаменты нашей выборки наход€т в ней аналогии, но формы не тождественны. ¬ приуральских комплексах преобладают плавно профилированные высоких или средних пропорций [Ѕелавин и др., 2009, с. 145], в устюжском Ч с узкой высокой шейкой, резко переход€щей в раздутое тулово (рис. 2). ѕромежуточных по хронологии комплексов между устюжским и приуральскими пока не известно, ближайший территориально ѕерейминский могильник синхронен ранним собственно кушнаренковским пам€тникам. ѕричем из найденных там 10 сосудов 5 ед. идентичны кушнаренковским по форме и декору Ч плоскодонные и круглодонные кувшины с шейкой раструбом, но происход€т они из двух могил (погр. 7 и 8), причем наход€тс€ в изолированных от бакальских сосудов из курганных погребений комплексах. ѕоэтому предполагаем, что кушнаренковска€ гончарна€ традици€ возникла около VI в. и имела общие с
устюжским комплексом прототипы. ”стюжска€ выборка (табл. 2) мало похожа на мазунинско-бахмутинскую керамику, она скорее Ђсреднеазиатска€ї по общему облику, чем приуральска€. ќ формах посуды мазунинской культуры известно, что нар€ду с приземистыми горшками и чашами в коллекци€х имеютс€ единичные формы с ребром, ручками, плоским или круглым дном, орнаментированные в основном €мками [ расноперов, 2008, с. 57]. ¬ состав их глин€ного теста, кроме песка, вход€т раковина и растительность [ќстанина, 1997, с. 100].
“аблица 3
—аргатский тип керамики (!!!-!! вв. до н.э.)
Ўифр ‘орма —остав  онструирование ќбработка поверхности ќрнамент
”1-29-IX  увшинчик, горловина пр€ма€, высока€, узка€. ¬енчик уплощен √ +  ѕ (калиброванный) √орловина изготавливалась отдельно от тулова, место ее креплени€ к тулову обозначено небольшим валиком «аглажена и залощена. ќбжигали в костре вверх дном ѕо плечикам свисающими треугольниками, выполненными в резной технике
”1-5/ 09-^  увшинчик, горловина пр€ма€, высока€, узка€, край слегка отогнут, венчик заострен √+ ћѕ + ∆  мало √орловина изготавливалась отдельно от тулова, затем к нему крепилась ¬нешн€€ Ч залощена. √орловина изнутри и снаружи Ч инструментом с мелкими зазубринами на конце ѕо внешнему краю венчика; по горловине Ч р€дом треугольных вдавлений, по плечикам Ч свисающими резными треугольниками
”1-12- 27^^ √оршок с низкой горловиной. ¬енчик округлый, слегка отогнутый √ + ћѕ √орловина крепилась к тулову с внутренней стороны, из-за чего на шейке есть небольшой карнизик ¬нешн€€ Ч хаотично обработана по всей площади зубчатым инструментом ¬нешн€€ поверхность сосуда хаотично обработана по всей поверхности зубчатым инструментом
–ис. 3.  ерамика карымского (1-4) и саргатского (5-7) типов:
1 Ч  ћ/07-110; 2 Ч  ћ/10-18 3; 3 Ч  ћ/ 10-18 1; 4 Ч ”1/ 09-3 30; 5 Ч ”1/ 09-5 IX; 6 Ч ”1/10-29 IX;
7 Ч ”1/12-27 XXIX
 арымский тип посуды, определенный как по формам, так и по декору, довольно хорошо представлен в коллекции  озлова ћыса-2 (рис. 3), там он составл€ет около 25 % всей посуды и содержитс€ в одних и тех же могилах с бакальскими горшками [ћатвеева, 2012в, табл. 6].  роме их совместного использовани€ в быту, можно отметить один и тот же состав их теста Ч с разнокалиберным песком (табл. 1 и 4). »з-за малых размеров просмотренных целых экземпл€ров характер конструировани€ установить не удалось.  ак нам кажетс€, карымское вли€ние на сложение бакальской керамической традиции обнаруживаетс€ в увеличении доли мисок по сравнению с предшествующим временем, а также по€влении воротничков и карнизиков на венчиках, в декоре по€сами €мок и наклонной гребенки. ”толщенные венчики вышеописанного вида предположительно возникли из-за дополнительного прилепа ленты по бортику, что ранее также было не известно в конструировании емкостей на лесостепной территории.
Ќесомненно вли€ние карымской фигурно-штамповой орнаментации на сложение кушна-ренковских декоров, как уже отмечалось многими исследовател€ми, при выразительном различии форм.
“аблица 4
 арымский тип посуды
Ўифр ‘орма —остав ѕоверхность ќрнамент
 ћ-07/ 110 ћиска с горловиной, слегка наклоненной вовнутрь. ¬енчик скошен вовнутрь, уплощен √ + ѕ– + Ў ¬нешн€€ Ч заглажена, не залощена, видны Ђрасчесыї гребенкой ¬енчик Ч семечковидными вдавлени€ми. √орловина и плечики Ч р€дами отступающего 5-зубого гребенчатого штампа, округлыми €мками и двум€ горизонтальными резными лини€ми. “улово Ч ковровый орнамент оттисков фигурного штампа, ромбовидного в сечении и полого внутри. Ётим же штампом орнаментирована центральна€ часть дна
 ћ 10/ 18-1 —осуд с низкой слегка отогнутой горловиной. ¬енчик приострен √ + ѕ– (много) ? »знутри Ч семечковидными вдавлени€ми. √орловина Ч 2 р€да отступающих вдавлений гребенки, по тулову Ч 4 р€да оттисков фигурного крестообразного штампа, смещенными друг относительно друга в шахматном пор€дке
 ћ 10/ 18-3 ‘р. стенки сосуда √ + ѕ —висающими треугольниками, составленными из оттисков ромбического штампа
“аблица 5
–аспределение указателей целых сосудов всех типологических групп
по категори€м размеров
ќчень малый ћалый —редний Ѕольшой ќчень большой
‘ј ƒо 0,40 0,41-0,80 0,81-1,20 1,21-1,60 —выше 1,60
 ол-во 0 1 14 6 5
‘Ѕ ƒо 0,50 0,51-1,50 1,51-3,0 3,01-5,00 —выше 5,00
 ол-во 22 4 0 0 0
‘¬ ƒо 0,32 0,33-0,50 0,51-0,65 0,66-1,00 —выше 1,00
 ол-во 0 10 10 6 0
‘√ ƒо 0,0 0,01-0,26 0,27-0,57 0,58-1,0 —выше 1,00
 ол-во 3 4 2 6 0
‘ƒ ƒо 0,50 0,51-0,85 0,86-1,15 1,16-1,50 —выше 1,51
 ол-во 1 17 8 0 0
‘≈ —выше 2,00 1,01-2,00 0,51-1,00 0,26-0,50 ƒо 0,25
 ол-во 0 0 19 6 0
‘∆ ƒо 0,25 0,26-0,56 0,57-1,00 1,01-1,50 —выше 1,51
 ол-во 0 9 10 2 0
‘» —выше 1,50 1,01-1,50 0,57-1,00 0,25-0,57 ƒо 0,25
 ол-во 0 9 14 2 0
¬ целом, сравнива€ способы формовки и составы глин€ного теста посуды четырех типологических групп, следует сказать, что по технологии выдел€ютс€ два массива: местна€ керамика с песком, а иногда с песком и шамотом, и привозна€ Ч со жженой костью. ѕричем в местную уже интегрировались заимствованные кувшиновидные и мисковидные формы вместе со способами их лепки, которые в саргатское врем€ были крайне редки. »нтересно, что местное население не восприн€ло фигурно-штамповые узоры. ќни почти неизменными, как и в таежной зоне, присутствуют еще на посуде  озлова ћыса-2, но уже в сильно трансформированном виде эпизодически встречаютс€ на Ђпсевдокушнаренковскойї части керамического комплекса ”стю-
га-1. ƒанный тип керамики, будь он гомогенным, следовало бы назвать Ђустюжскимї. Ќо до вы€снени€ технологии изготовлени€ и центров производства Ђгунно-сарматскойї керамики ёжного ”рала [Ѕоталов, √уцалов, 2000, с. 137, рис. 39] сохран€етс€ веро€тность встретить в этом степном массиве материалов сходные с нашими приемы гончарства.
ѕроделанный анализ подтверждает саргатское технологическое наследие в производстве лесостепной керамики эпохи раннего средневековь€, а также показывает почти полную переработку таежного карымского культурного импульса.  роме того, можно считать, что роль среднеазиатского (центрально-казахстанского?) компонента в формировании бакальской культуры уже в !”-” вв. была существенной. ¬ дальнейшем к решению вопросов о количестве и датировке миграционных волн в ѕриуралье с востока, так интересующих большинство исследователей культурогенеза обсуждаемого периода, и роли в них бакальского населени€ и других групп кочевников следует, видимо, также привлечь данные по технологии гончарства и решать их при опоре на стратифицированные участки поселений из бассейнов рек ”фы и —ылвы.
Ѕ»ЅЋ»ќ√–ј‘»„≈— »… —ѕ»—ќ 
Ѕайпаков  .ћ., ѕодушкин ј.Ќ. ѕам€тники земледельческо-скотоводческой культуры ёжного  азахстана. јлма-јта: Ќаука, 1989. 160 с.
Ѕелавин ј.ћ., »ванов ¬.ј.,  рыласова Ќ. Ѕ. ”гры ѕредураль€. ”фа: »зд. дом Ѕѕ√”, 2009. 286 с.
Ѕоталов —.√., √уцалов —.ё. √унно-сарматы ”рало- азахстанских степей. „ел€бинск: –ифей, 2000. 267 с.
¬икторова ¬.ƒ., ћорозов ¬.ћ. —реднее «ауралье в эпоху позднего железного века //  очевники урало-казахстанских степей. ≈катеринбург: Ќаука, 1993. —. 173-192.
√енинг ¬.‘. ѕрограмма статистической обработки керамики из археологических раскопок // —ј. 1973. є 1. —.114-135.
√енинг ¬.‘. ƒревн€€ керамика: методы и программы исследовани€ в археологии.  иев: Ќаук. думка, 1992. 188 с.
 раева Ћ.ј. √ончарство ранних кочевников ёжного ѕриураль€ в VI-I вв. до н.э.: јвтореф. дис. ... канд. ист. наук. ћ., 2008.
 расноперов ј.ј. ѕогребальна€ керамика ѕрикамь€ пь€ноборско-мазунинского времени //  ультуры степей ≈вразии второй половины 1 тыс. н.э.: “ез. докл. —амара, 2008. —. 55-61.
 арачаров  .√. —редневековье на —редней и Ќижней ќби // III —ев. археол. конгр.: “ез. докл. ’анты-ћансийск, 2010. —. 251-253.
ћатвеева Ќ.ѕ. ќ торговых св€з€х «ападной —ибири и ÷ентральной јзии в раннем железном веке // –ј. 1997. є 2. C. 63-77.
ћатвеева Ќ.ѕ. ћогильник  озлов ћыс-2 и проблема хронологии переходного периода о раннего к позднему железному веку в «ауралье // јрхеологи€, этнографи€ и антропологи€ ≈вразии. 2012а. є 4. —. 70-85.
ћатвеева Ќ.ѕ. ћогильник ”стюг-1 по раскопкам 2009-2010 годов // Ab origine: јрхеолого-этногр. сб. “юм. гос. ун-та. “юмень: »зд-во “юм√”, 2012б. ¬ып. 4. —. 38-76.
ћатвеева Ќ.ѕ.  озловский могильник эпохи ¬еликого переселени€ народов. “юмень: »зд-во “юм√”, 2012в. 178 с.
ћатвеева Ќ.ѕ., Ѕерлина —.¬., –афикова “.Ќ.  оловское городище. јрхеолого-палеоэкологическое исследование. Ќовосибирск: Ќаука, 2008. 228 с. (ƒревности »нгальской долины; ¬ып. 2).
ћажитов Ќ.ј. ёжный ”рал в VII-XIV вв. ћ.: Ќаука, 1977. 240 с.
ћаслюженко ƒ.Ќ. ѕроисхождение и ранний период эволюции бакальской культуры (не археологический взгл€д на археологическую проблему) // ѕроблемы историко-культурного развити€ древних и традиционных обществ «ападной —ибири и сопредельных территорий: ћатериалы XIII «ападносибирской конф. “омск, 2005. —. 172-175.
Ќурмуханбетов ¬.Ќ.  атакомбы Ѕориджарского могильника // ƒревности  азахстана. јлма-јта: Ќаука, 1975. —. 106-115.
ќвчинникова Ѕ.Ѕ. ќ зауральских пам€тниках сылвенской этнокультурной области конца I Ч начала II тыс€челети€ нашей эры // –анний железный век и средневековье ”рало-»ртышского междуречь€. „ел€бинск: „ел√”, 1987. —. 133-142.
ќстанина “.». Ќаселение —реднего ѕрикамь€ в III-V вв. н.э. »жевск: ”дм. Ќ»»яЋ» ”рќ –јЌ, 1997. 328 с.
—альников  .¬. »сетские древние поселени€ // —ј. 1956. XXV. —. 189-214.
‘едорова Ќ.¬., «ыков ј.ѕ., ћорозов ¬.ћ., “ерехова Ћ.ћ. —ургутское ѕриобье в эпоху —редневековь€ // ¬ј”. ≈катеринбург, 1991. ¬ып. 20. —. 126-144.
„икунова ».ё. »пкульский могильник как источник по изучению этнокультурной ситуации в раннем средневековье в ѕритоболье // “р. III ¬серос. археол. съезда. ¬ел. Ќовгород; —тара€ –усса, 2011. “. 2. —. 112-113.
*“юменский государственный университет nataliamatveeva 1703@yandex.ru **Ќовосибирск, »јЁ“ —ќ –јЌ LilyaKobeleva@yandex.ru
The article considers questions of cultural genesis in the forest-and-steppe zone of the Urals and Trans Urals, following data of technological analysis regarding pottery from burial places of Kozlov Mys-2 and Ustyug-1 of IV-V cc. Following shapes and ornamentation of the pottery, subject to identification being 4 typological groups: the Sargatka, Karym, Bakal and Ђpseudo-Kushnarenkovoї. Following composition of the molding compound, molding methods and surface treatment, one could trace two pottery traditions: local and foreign. The authors come to a conclusion on the Sargatka technological heritage in the Bakal pottery, a total transformation of the Karym taiga component, the availability of substantial Middle Asian superstratum, as well as the undoubted translation of these traditions from east to west together with migrant groups.
The Early Middle Ages, cultural genesis, the Bakal culture, the Sargatka culture, the Karym-like culture, the Kushnarenkovo-like culture, the Karayakupovo-like culture, pottery technology.

пїњ