пїњ

 ќЌ÷≈ѕ“”јЋ№Ќќ≈ ¬»ƒ≈Ќ»≈ ѕ≈–≈’ќƒЌќ√ќ ѕ≈–»ќƒј ¬  ќЌ“≈ —“≈ Ё «»—“≈Ќ÷»јЋ»«ћј

”ƒ  140.8
 ќЌ÷≈ѕ“”јЋ№Ќќ≈ ¬»ƒ≈Ќ»≈ ѕ≈–≈’ќƒЌќ√ќ ѕ≈–»ќƒј ¬  ќЌ“≈ —“≈ Ё «»—“≈Ќ÷»јЋ»«ћј
© Ўаммазова ≈катерина ёрьевна, кандидат философских наук, ассистент кафедры истории, философии, социологии и политологии  азанского государственного медицинского университета. –осси€, 420012, г.  азань, ул. Ѕутлерова, 49. E-mail: shammazova.ekate@mail.ru
¬ статье рассмотрен концепт Ђпереходный периодї с теоретических позиций экзистенциализма. ѕереходный период в данном контексте рассматриваетс€ автором в качестве преп€тстви€, предела и его преступани€. ѕоказано, что преодоление преп€тстви€, предел и его преступание - свидетельство того, что переходный период наполн€етс€ значимыми смыслами, которые касаютс€ существовани€ индивида. Ёти процессы базируютс€ на основе опыта преодолени€ (границы, рубежа, предела, порога), которые человек сам обнаруживает и учреждает. ѕереживаема€ ситуаци€ запускает ответную реакцию, котора€ €вл€етс€ не р€довой, одной из других, а той, котора€ вли€ет на дальнейшее целостное существование. јвтор приходит к выводу, что экзистенциальные (переходные) периоды €вл€ютс€ неотъемлемым атрибутом жизненного пути человека, они необходимы дл€ его самопознани€ и самосовершенствовани€.  лючевые слова: экзистенци€, порог, предел, преступание, рубеж.
CONCEPTUAL VISION OF TRANSITION PERIOD IN THE CONTEXT OF EXISTENTIALISM
Shammazova Ekaterina Yu., PhD in Philosophy, Assistant, department of history, philosophy, sociology and political science, Kazan State Medical University. 49, Butlerova, Kazan, 420012, Russia.
In the article the concept Ђtransition periodї is considered on the theoretical ground of existentialism. The author analyzes the transition period as an obstacle, a limit and its exceeding. It is revealed that overcoming obstacles, the limit and its exceeding are illustrations of the phenomenon that the transition period is filled with significant meanings related to individual's existence. These processes are based on the exp e-rience of exceeding (boundary, limit, threshold) that a person himself discovers and establishes. The experiencing situation triggers a response that is not ordinary, one of the others, but rather one that affects the further future of holistic existence. The author comes to conclusion that the existential (transitional) periods are the inherent part of someone's way of life, they are necessary for his self-knowledge and self-improvement.
Keywords: existence, threshold, limit, exceeding, boundary.
 онцептульное видение, так или иначе, фигурирует сегодн€ в разнообразных социологических, исторических и философских концепци€х. јктивное использование пон€ти€ Ђконцептї обусловлено приходом во второй половине XX в. в гуманитаристику постмодернистской матрицы, котора€ сделала неустойчивыми и нежизнеспособными многие классические конструкции, в частности Ђпон€тиеї. ќдним из центральных терминов в сфере гуманитарного познани€ стал Ђконцептї, более адекватно про€вл€ющий себ€ в тех сферах, где есть обращение к человеку, его познанию и де€тельности.
ѕодобного рода видение обнаруживает себ€, прежде всего, в форме, способах построени€ концепта, который отражает динамическое единство процесса и результата концептуализации, то есть самого акта и предмета, на который он направлен. ¬ процессе творчества в концепте не просто отражаетс€ объективный мир, но одновременно и создаетс€ (по заданным социально-культурной обстановкой правилам и программам), формиру€ тем самым определенную, оригинальную картину мира.
ћы исходим из идеи, что философи€ представл€ет собой интеллектуальную де€тельность по конструированию различных концептов. Ќа этой основе в данной работе осуществл€етс€ теоретическое осмысление феномена называемого переходным периодом. “еоретико-методологические основани€ его интерпретации задаютс€ философской рефлексией, сочетающейс€ с потенциалом, который предлагаетс€ в рамках экзистенциализма. ѕервые идеи экзистенциализма были озвучены в середине XIX века в трудах —.  ьеркегора. Ќаибольша€ попул€рность данного течени€ приходитс€ на нестабильные годы первой половины и середины XX в. (труды ћ. ’айдеггера,  . ясперса, ∆. ѕ. —артра, ј.  амю и др.).
≈. ё. Ўаммазова.  онцептуальное видение переходного периода в контексте экзистенциализма
Ќачнем с категории Ђэкзистенци€ї (Ђсуществованиеї), от которой берет название направление. —амо слово имеет латинские корни и буквально переводитс€ как Ђвыделитьс€, по€вл€тьс€ї. —уществование - не статический процесс, поскольку св€зан с возникновением или становлением.
— позиции —.  ьеркегора, экзистенци€ - это не определенна€ и изначально заданна€ человеку сущность, а наоборот - Ђоткрыта€ возможностьї; человеческое существование предшествует человеческой сущности, то есть человек не рождаетс€ человеком, а становитс€ им. Ёто переживание подлинности своего я, тем самым определение —еб€, Ђвновь-открытиеї —еб€. Ђ¬озвращениеї к истинному я и есть экзистенци€.
Ёкзистенци€ - €вление кратковременное, это не предзаданность человеческого существа, а всегда Ђвновь совершениеї. ѕережива€ ее, не следует считать, что она схвачена, усвоена навсегда, что субъект в любой момент может вновь прочувствовать ее. ѕроживание экзистенции зависит не только и не столько от человека, сколько от внешнего вмешательства в его жизнь. “ак, она провоцируетс€ определенными ситуаци€ми, которые  . ясперс называет пограничными [5].
ѕограничные ситуации вырывают человека из повседневного привычного, мирного существовани€, лишают его спокойстви€, стабильности. ќни переворачивают его мир с ног на голову, не дава€ взамен ничего, на что можно оперетьс€. “аким образом, погранична€ ситуаци€ ставит под вопрос все, что было дорого дл€ человека, на чем он основывал себ€ и жизнь. ¬се привычные ориентиры разбились вдребезги, более не остаетс€ ничего. ¬ернее, остаетс€ только это Ќичто, перед ужасом которого предстает человек. ѕеред ним раскрываетс€ подлинное я, лишенное всего наносного, человек сталкиваетс€ с пределом и границей самого себ€. Ётот предел не есть внешние рамки, в которых он вынужден существовать. Ёто предел внутренний, собственна€ граница, нечто последнее и глубочайшее.
ѕребывание в Ђпограничной экзистенцииї можно интерпретировать как особое бытие в Ђпереходном периодеї, неопределенном и хаотичном. ѕереходный период здесь осмысливаетс€ как преп€тствие, предел и его преступание. “аким образом, преодоление преп€тствий, предел и его престу-пание - свидетельства того, что переходный период наполн€етс€ значимыми смыслами, которые касаютс€ существовани€.
ѕреодоление пределов и преступание осуществл€ютс€ на основе опыта преодолени€ (границы, рубежа, предела, порога). ƒл€ того чтобы преодолеть преп€тствие, нужно предварительно его предположить, обозначить. ѕреп€тстви€ может преподнести сама жизнь в виде неожиданности, болезни, несчасти€, угрозы, всевозможных ограничений, или человек сам периодически поднимает планку, чтобы ее преодолеть. “аким образом, человек на прот€жении жизни преодолевает разного рода ограничени€. ѕри этом индивид переживает эти преодолени€ (границы) как свои пределы, и переживание это таково, что оно почти всегда предполагает возможность этого преодолени€, хот€ эта возможность может быть и не реализована.
ѕереживание собственных пределов предполагает возможность преодолени€, побуждает к созданию ответной тактики - побега, хитрости, восстани€ или смирени€, или каких-либо еще нестандартных, оригинальных сочетаний. ¬ любом случае в переживаемой ситуации происходит ответна€ реакци€, котора€ €вл€етс€ не р€довой, одной из других, а той, котора€ вли€ет на дальнейшее целостное существование. ќпыт преодолени€ предела или согласно ∆. Ѕатаю Ђбыти€ под вопросомї фактически означает один и тот же опыт. Ђ“о, что обнаруживает твою границу, ставит теб€ под вопрос. » наоборот, то, что ставит теб€ под вопрос, обнаруживает твою границуї [1, с. 67].
Ёта Ђпостановка себ€ под вопросї есть главное условие в деле Ђстроительстваї человеком самого себ€. — этого начинаетс€ человек, ведь полноценной личностью он становитс€ не сразу. Ќа этом пути ему надо создать самого себ€! Ќелегка жизнь людей, стрем€щихс€ создавать себ€, не поддаватьс€ изменчивым обсто€тельствам жизни и избегать протоптанных, избитых дорог.
ѕо —артру, человек свободен и ответственен за то, чем €вл€етс€ [3]. Ёкзистенци€ необходима дл€ самопознани€ и самосовершенствовани€ себ€. ћожно рискнуть и сказать, что место этических категорий добра и зла, должного и запретного в этике экзистенциализма занимают пон€ти€ подлинного и неподлинного я и личного существовани€. Ёкзистенци€ дает человеку шанс приблизитьс€ к подлинности, ощутить себ€ и мир поистине насто€щим.
Ёкзистенциальные (переходные) периоды €вл€ютс€ неотъемлемым атрибутом жизненного пути человека. ¬ эти отрезки времени, которые могут продолжатьс€ несколько лет, происходит разрушение бывших защитных механизмов, обостр€етс€ чувствительность. Ђ аждый переход на новую ступень заставл€ет отказыватьс€ от какой-то магии, от какой-то иллюзии безопасности и удобного привычного чувства Ђэгої во им€ развити€ нашей неординарностиї [2, с. 21].
ќпыт преодолени€ предела измен€ет существующее состо€ние и трансформирует его в состо€ние переживани€ переходного периода, который, тем не менее, не напоминает перерыв. Ётот перерыв как перемена, которую можно трактовать как интервал в де€тельности, где ничего не происходит, врем€ отдыха, приостановку текущего напр€женного режима. — другой стороны, перемена - это трансформаци€, причем чаще всего настолько стремительна€ и резка€, что невозможно установить переходы между смен€ющими друг друга состо€ни€ми. » все переходные периоды в определенном отношении - Ђприостановкиї, зависани€, выпадени€ из графика, повороты вокруг собственной оси.
“аким образом, если человек хочет расти и развиватьс€, то он должен стремитьс€ изменить что-то в себе и в своей жизни. »наче говор€, Ђперейти от одного способа быти€ к другомуї [4, с. 113]. ¬о врем€ этого периода разрушающие или конструктивные изменени€ не только предсказуемы, но и желаемы [2]. ѕсихологи€ индивидуального развити€ считает эти изменени€ предсказуемыми и закономерными, хот€ они, как правило, воспринимаютс€ как неожиданные, несвоевременные и внезапные, провоцируемые различными социальными обсто€тельствами. ¬озникает нека€ ситуаци€, требующа€ от индивида что-то выполнить: прин€ть решение, определитьс€, выбрать, собратьс€ заново и т.п.
Ћитература
1. Ѕатай∆. ¬нутренний опыт. - —ѕб.: AXIOMA - ћифрил, 1997. - 336 с.
2. √еннеп ј. ќбр€ды перехода. —истематическое изучение обр€дов. - ћ.: ¬осточна€ литература, 1999. -
198 с.
3. —артр ∆.-ѕ. Ёкзистенциализм - это гуманизм [Ёлектронный ресурс]. - URL: http://psylib.org.ua/ books/sartr01
4. Ёлиаде ћ. —в€щенное и мирское / пер. с фр. Ќ.  . √арбовского. - ћ.: »зд-во ћ√”, 1994. - 144 с.
5. ясперс  . —мысл и назначение истории. - ћ.: ѕолитиздат, 1991. - 527 с.

пїњ