пїњ

 ќЌ÷≈ѕ“ Ђ“¬ќ–„≈—“¬ќї ¬ Ћ»–» ≈ ј. Ќ. ћј… ќ¬ј (Ќј ћј“≈–»јЋ≈ ÷» Ћј ЂEXCELSIORї)

”ƒ  821.161.1 -1 (ћайков ј. Ќ.) Ђ18ї
ЅЅ  Ў««(2–ос=–ус)5-8,445 √—Ќ“» 16.21.27  од ¬ј  10.01.01
 од ¬ј  10.02.01
≈. ѕ. √аранина
ѕавлодар,  азахстан
 ќЌ÷≈ѕ“ Ђ“¬ќ–„≈—“¬ќї ¬ Ћ»–» ≈ ј. Ќ. ћј… ќ¬ј (Ќј ћј“≈–»јЋ≈ ÷» Ћј ЂEXCELSIORї)
јЌЌќ“ј÷»я. —тать€ посв€щена изучению концепта Ђтворчествої в лирике ј. Ќ. ћайкова на материале цикла ЂExcelsiorї. ¬ статье предприн€та попытка комплексного рассмотрени€ концепта Ђтворчествої в произведени€х поэта, его ассоциативных св€зей, культурных и индивидуальных особенностей.
 Ћё„≈¬џ≈ —Ћќ¬ј: концепт, культура, лирика, цикл, ассоциаци€, номинаци€.
—ведени€ об авторе: √аранина ≈катерина ѕетровна, преподаватель кафедры русского €зыка и литературы ѕавлодарского государственного педагогического института.
јдрес: 140000, –еспублика  азахстан, г. ѕавлодар, ул. “орайгырова, д. 58.
E-mail: kate1917@mail.ru. ≈. P. Garanina
Pavlodar, Kazakhstan
THE CONCEPT OF ЂCREATIVITYї IN THE A.N. MAIKOVS LYRIC (ON THE MATERIAL OF CYCLE ЂEXCELSIORї)
ABSTRACT. The article is devoted to the study of the concept of Ђcreativityї in the A.N. Maikovs lyric on the material of cycle ЂExcelsiorї. In paper attempts a comprehensive review of the concept of Ђcreativityї in the works of the poet, his associative relationships, cultural and individual characteristics.
KEY WORDS! concept, culture, lyrics, cycle, association, nomination.
About the author: Garanina Yekaterina Petrovna, teacher of Russian language and literature faculty of Pavlodar State pedagogical institute.
¬ насто€щее врем€ в филологии на первый план стоит антропоцентрическа€ парадигма, в рамках которой €зык изучаетс€ в неразрывной св€зи с культурой, обществом и человеком - носителем €зыка.  ак писала известный учЄный-лингвокультуролог ¬. ј. ћаслова, Ђвсе €зыкознание пронизано культурно-историческим содержанием, ибо своим предметом имеет €зык, который €вл€етс€ условием, основой и продуктом культурыї [ћаслова 2001: 26].
»зучение национальной культуры невозможно без изучени€ €зыка - не только его структурных основ, но, главное, без изучени€ того национального культурного духа, который фиксирует €зык. ѕо словам ¬. ј. ћасловой, Ђкультура формирует и организует мысль €зыковой личности, формирует и €зыковые категории и концепты. »зучение культуры через €зык - иде€, котора€ Ђносилась в воздухеї в последние годы: о том, что €зыковой материал €вл€етс€ наиболее весомой, часто самодовлеющей, информацией о мире и человеке в немї [ћаслова 2001: 27]. »зучение €зыка с таких позиций осуществл€етс€ лингвокультурологией, одним из основных пон€тий которой €вл€етс€ концепт. ё. —. —тепанов определ€л концепт следующим образом: Ђ онцепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека... ” концепта сложна€ структура. — одной стороны, к ней принадлежит все, что принадлежит строению пон€ти€; с другой стороны, в структуру концепта входит все то, что и делает его фактом культуры - исходна€ форма (этимологи€); сжата€ до основных признаков содержани€ истори€; современные ассоциации; оценки и т.д.ї [—тепанов 1997: 41].
ƒл€ каждой национальной культуры существует набор концептов, имеющих особую важность.  ак правило, эти концепты зафиксированы в большом количестве текстов, написанных на данном €зыке, в том числе - и в художественных произведени€х.  онцепт Ђтворчествої в лирике большинства русских (и не только русских) поэтов XIX века €вл€етс€ одним из ключевых. ј. Ќ. ћайков в этом отношении - не исключение.  онцепт Ђтворчествої так или иначе проходит через всю его лирику, однако мы остановимс€ на анализе данного концепта в цикле ЂExcelsiorї. “акой выбор литературного материала объ€сн€етс€ несколькими причинами. ¬о-первых, данный цикл занимает в лирике ј. Ќ. ћайкова особое место. »значально, по замыслу автора, он должен был стать его итоговой лирической книгой, своеобразным подведением поэтических выводов, творческим завершением литературной де€тельности. Ётот замысел не был воплощЄн в жизнь, но, тем не менее, ЂExcelsiorї стоит особн€ком среди лирических циклов поэта: этот цикл составл€лс€ с особой тщательностью (хот€ ј. Ќ. ћайков и вообще удел€л большое внимание композиции своих циклов), и в нЄм сконцентрированы все важнейшие дл€ его творчества темы, идеи, мотивы. ¬о-вторых, тема творчества занимает в ЂExcelsiorї центральное место; ни в каком другом цикле она не раскрыта так детализировано, подробно, сложно и неоднозначно. ћожно сказать, что ЂExcelsiorї - это предельна€ аккумул€ци€ темы творчества в лирике ј. Ќ. ћайкова, еЄ сгусток. “о, что в других циклах дано намЄками, отдельными детал€ми, в рассматриваемом цикле предстаЄт в собранном, сконцентрированном виде. ¬виду названных причин рассмотрение концепта Ђтворчествої в лирике ј. Ќ. ћайкова представл€етс€ наиболее удобным именно на материале этого цикла.
¬ состав цикла ЂExcelsiorї в окончательном авторском варианте (при публикации в последнем прижизненном трЄхтомном собрании сочинений 1893 года) вошло 20 стихотворений. ¬ этих двадцати стихотворени€х само слово Ђтворчествої встречаетс€ один раз (в стихотворении Ђ¬. и ј. ї), зато цикл содержит несколько однокоренных слов к
© √аранина ≈. ѕ., 2014
слова Ђтворчествої: трижды - слово Ђтвореньеї (в стихотворени€х Ђќ царство вечной юностиї, Ђ≈сть мысли тайные в душевной глубинеї, Ђ¬. и ј. ї), дважды - слово Ђтворческийї (стихотворени€ Ђ’удожникуї, Ђ¬чера - и в самый миг разлуки...ї), один раз - слово Ђтвориї (стихотворение Ђ¬. и ј.ї). ≈сли начать анализ изучаемого концепта, опалкива€сь от данной группы слов, то можно сказать, что концепт Ђтворчествої включает в себ€ следующие опорные смысловые моменты: творчество - это процесс (к которому можно, например, призывать -Ђтвориї), свойство некоторых психических процессов в душе творца (например, Ђтворческий восторгї, Ђтворческа€ силаї) и результат (Ђтворениеї - то, что получаетс€ в процессе творчества). ƒанный лексический р€д описывает концепт Ђтворчествої в самом общем виде, но наибольший интерес может представл€ть анализ ассоциативных св€зей концепта Ђтворчествої с другими лексическими номинантами.
¬о-первых, следует отметить, что пон€тие творчества как процесса неразрывно св€зано с пон€тием творца как субъекта данного процесса. ≈стественно, что дл€ ј. Ќ. ћайкова пон€тие творца, прежде всего, св€зываетс€ с образом поэта: данна€ номинаци€ встречаетс€ в цикле п€ть раз (стихотворени€ Ђ„ужой дл€ всехї, Ђ¬дохновенье -дуновеньеї, Ђ≈сть мысли тайные в душевной глубинеї, Ђћы выросли в суровой школеї, Ђ¬. и ј. ї). ѕомимо этой номинации, творец может именоватьс€ в цикле художником, что в контексте цикла указывает не только на творца, работающего в сфере изобразительного искусства, но и на творца в самом общем смысле слова: художник - это любой творец, любой создатель. ≈го положение в окружающем мире носит двойственный характер: с одной стороны, творец всегда одинок по самой своей природе: Ђ„ужой дл€ всехї. “ворец противопоставлен обычным люд€м, миру и толпе: Ђ“ы - на горе, II ќни - в долине...ї [ћайков 1984: 246]. “акое положение объ€сн€етс€ тем, что художник, в отличие от других людей, стоит над своим временем, над своим веком, он св€зан с вечностью, его творчество имеет способность прорастать сквозь врем€: ЂЌе отставай от века! - лозунг лживый, II  оран толпы. Ќет, выше века будь!... II Ќет! ћысль тво€ пусть зреет и растЄт, II Ћишь в вечное корн€ми углубл€€сь, II » горизонт свой ширит, возвыша€сь// Ќад уровнем мимобегущих вод!ї [ћайков 1984: 251].
— другой стороны, художник - главна€ ценность своего времени, он воплощает культуру, лучшее, что есть в человечестве. ѕоэтому толпе важно знать, что художник существует в этом мире, даже если мир его не понимает: Ђ„ужой дл€ всех, II —о всеми в мире - II “аков, поэт, II “вой жребий в мире!...// »х дух привык II  о тьме и ночи, II » голый свет II »м режет очи, - II Ќо ведь и им, II Ќа самом пире, II »м нужно знать, II „то он есть в мире...ї [ћайков 1984: 246].
»нтересной особенностью цикла €вл€етс€ то, что в нЄм широко использована антономаси€: общее пон€тие творца замен€етс€ в нЄм собственными именами поэтов и художников, которые дл€ ј. Ќ. ћайкова, видимо, в наибольшей степени воплощали пон€тие творческого духа.   таким заменам относ€тс€ как исторические дл€ эпохи ј. Ќ. ћайкова имена (Ћизипп, ѕракситель, –афаэль и ѕушкин, который воплощает в себе вершину русской поэзии, еЄ си€ющий идеал), так и имена поэтов - современников ј. Ќ. ћайкова (ј. ј. √оленищев- утузов, ¬еликий кн€зь  онстантин  онстантинович, писавший под псевдонимом  . –.). —ледует отметить, что ј. Ќ. ћайков использует имена, которые выстраиваютс€, так сказать, в хронологическую цепь: древность и далЄкое прошлое (Ћизипп, ѕракситель, –афаэль) - недавнее прошлое, составл€ющее славу русской поэзии (ѕушкин) - насто€щее (сам ј. Ќ. ћайков) - будущее (имена русских поэтов - младших современников ј. Ќ. ћайкова, в которых он видел продолжателей своего творческого дела. » √оленищев- утузов, и  . –. были молодыми поэтами так называемой Ђклассической школыї, продолжател€ми пушкинской линии в русской поэзии конца XIX века). “аким образом, в пон€тие творчества вноситс€ дополнительный опенок: творчество как непрерывный процесс, как посто€нна€ смена поколений, при которой одни творцы смен€ютс€ другими, но сам процесс творчества бессмертен.
—реди всех указанных номинаций, называющих исторических персонажей, особн€ком стоит номинаци€, называюща€ литературного персонажа, который, к тому же, не €вл€етс€ творцом в собственном смысле слова, - ƒон  ихот (стихотворение Ђћы выросли в суровой школеї). ¬ведение этого образа в цикл вносит дополнительный опенок в пон€тие творца в том смысле, в каком воспринимал образ испанского идальго ј. Ќ. ћайков. ќбраз ƒон  ихота за врем€ своего существовани€ подвергалс€ самым разнообразным толковани€м. ¬ цикле ј. Ќ. ћайкова ƒон  ихот - это символ возвышенного духа, который пожертвует всем ради выполнени€ своей задачи. ќднако богата€ истори€ образа приводит к тому, что он поневоле обрастает дополнительными смыслами, которые могут быть и не про€влены в тексте непосредственно. “ак, в этот образ дополнительным значением входит пон€тие несовременности, несовпадени€ со своим веком, со своим временем; бескорысти€ и пренебрежени€ материальными ценност€ми; непримиримости к порокам и бездуховности; смешного внешнего облика при величии внутреннего. ¬се эти смысловые элементы накладываютс€ дополнительными значени€ми на пон€тие поэта (художника) как творца - субъекта творчества.
¬о-вторых, пон€тие творчества как процесса св€зано с представлением об особом душевном (и духовном) состо€нии, в котором этот процесс возможен. “ворчество предстаЄт в цикле сложным в психологическом отношении €влением, которое носит одновременно интеллектуальный (Ђесть мысли тайные в душевной глубинеї, Ђвозвышенна€ мысль достойной хочет брониї, Ђмысль тво€ пусть зреет и растЄтї, Ђћы выросли в суровой школе, II ¬ предань€х рыцарских веков, II» зрели разумом и волей II —реди лишений и трудовї [ћайков 1984: 250, 251, 252]), эмоциональный (Ђи образ весь си€л - огнЄм души твоей!.. »сполнен радости, иль гнева, иль печалиї, Ђчтоб € и плакал, и сме€лс€ї, ЂЌет, ћуза - строга€ богин€: II ≈й слава мира - тлен и прах! II ≈й сердце чистое - св€тын€, //»
ум, окрепнувший в трудах!ї [ћайков 1984: 251, 255]) и духовный (Ђдуновенье ƒуха божь€ї [ћайков 1984: 250]) характер.
“радиционным дл€ русской и европейской романтической культуры €вл€етс€ представление о том, что процесс творчества невозможен без особого душевного состо€ни€ - вдохновени€. Ёто мы можем наблюдать и в рассматриваемом цикле ј. Ќ. ћайкова. —лово Ђвдохновениеї встречаетс€ в нЄм п€ть раз (стихотворени€ Ђ¬дохновенье - дуновеньеї, Ђ’удожникуї, Ђј. ј. √оленищеву- утузовуї, Ђћысль поэтическа€ -нет!ї, Ђ¬. и ј. ї) (плюс один раз - прилагательное Ђвдохновенныйї - в стихотворении Ђќставь, оставь!ї).  онтексты, в которые помещено данное слово в стихах позвол€ет говорить о том, что вдохновение рассматриваетс€ ј. Ќ. ћайковым в ключе, обычном дл€ традиций романтической поэзии: вдохновенье - это Ђдуновенье Ѕожь€ духаї; оно неразрывно св€зано с пон€тием особой, божественной или природной одарЄнности поэта, оно сходит на поэта свыше, само собой, без зова, и им, соответственно, невозможно управл€ть (Ђ¬дохновенье - дуновенье II ƒуха Ѕожь€!.. ѕронеслось...ї, Ђ  тебе слетело вдохновенье - II ≈го счерпай всЄ зараз, II ѕокуда творческий восторг твой не погас...// ќно недолго светит с вышины...// » твоего блаженства миг недолог!ї [ћайков 1984: 250]). ѕоследн€€ цитата показывает также, что вдохновение - временное состо€ние, которое €вл€етс€ наивысшей точкой духовного подъЄма, но поэт должен торопитьс€ Ђпоймать егої, пока оно с ним.  роме того, вдохновенье - это изменЄнное психологическое состо€ние, в котором поэт не похож на обычного человека (и даже на самого себ€ в обыденной жизни): дл€ поэта в состо€нии вдохновень€ свойствен Ђтворческий восторгї, Ђтворческа€ силаї. “ворчество же без вдохновени€ невозможно.
ќднако следует отметить и одну особенность концепта Ђтворчествої, котора€ свойственна€ именно лирике ј. Ќ. ћайкова. ≈сли представление о вдохновении как о необходимом условии поэтического творчества €вно уходит корн€ми в романтизм, то представление о труде как о необходимом условии творчества встречаетс€ в литературе реже. ¬ исследуемом же цикле номинаци€ Ђтрудї дл€ описани€ процесса творчества и психологического состо€ни€ творца используетс€ четыре раза (стихотворени€ Ђќкончен трудї, Ђќтвет Ћ.ї). “аким образом, можно видеть, что дл€ ј. Ќ. ћайкова творчество - это сли€ние вдохновени€ и труда, это вдохновенный труд. ¬ каком-то смысле, это парадокс, но в лирике ј. Ќ. ћайкова это не единственный парадокс, вход€щий в смысловое поле концепта Ђтворчествої.
“ак, можно говорить о парадоксальности эмоциональной составл€ющей данного концепта: пон€тие творчества включает в себ€ одновременно и радость, и страдание: образы, которые создаЄт художник, Ђвыстраданы имї (стихотворение Ђ¬оплощЄнна€, св€та€...ї), Ђвенец свой творческа€ сила II куЄт лишь из душевных мукї [ћайков 1984: 256] (стихотворение Ђ¬чера - и в самый миг разлукиї), но в то же врем€ художник счастлив своим творчеством (Ђсчастливый –афаэльї, Ђ—в€та€ лира ѕушкина, II ≈го кристальный стих, II ћоцартовы мелодии -II ¬сЄ радостное в нихї [ћайков 1984: 245]). “аким образом, можно говорить о том, что концепт Ђтворчествої имеет в лирике ј. Ќ. ћайкова амбивалентную эмоциональную окраску.
¬-третьих, пон€тие творчества неразрывно св€зано с пон€тием творени€ как его результата. ¬ цикле ј. Ќ. ћайкова слово Ђтворениеї повтор€етс€, как уже было сказано, трижды.  роме того, цикл содержит многочисленные номинации, которые конкретизируют это пон€тие: скульптуры (Ђси€ющие мраморыї), картины (Ђбессмертные ћадонныї), музыка (Ђћоцартовы мелодииї), стихи (Ђбессмертный стихї, Ђ» вот - нежданно, к нелюдиму, II ¬аш стих €вл€етс€ ко мне...ї [ћайков 1984: 254]).
Ќо особый интерес дл€ понимани€ специфики концепта Ђтворчествої в лирике ј. Ќ. ћайкова представл€ют не только пр€мые номинации, называющие результат творческих усилий (скульптуры, картины или стихи), но ассоциативные описани€ и номинации. “ак, в стихотворении Ђ≈сть мысли тайные в душевной глубинеї поэтические мысли, из которых растут стихи, уподобл€ютс€ дет€м, на которых смотрит мать: Ђ» сходишь к ним порой украдкой и тайком, II —тоишь, любуешьс€ таинственным их сном, II  ак мать, сто€ща€ с заботою безмолвной II Ќад сп€щими детьми, в светлице, тайны полной...ї [ћайков 1984: 250]. ¬ стихотворении Ђ¬дохновенье -дуновеньеї стихи, которые пишет поэт, уподобл€ютс€ медной скульптуре: Ђ¬миг поэт душой воспр€нет II » подхватит налету, II ќтольЄт и отчеканит II¬ медном образе - мечту!ї [ћайков 1984: 250]. Ќо самое интересное ассоциативное описание творческого мира содержит стихотворение Ђ≈. ». ¬. ¬еликому кн€зю  онстантину  онстантиновичуї, в котором художественный мир, создаваемый поэтом, уподобл€етс€ реальному миру, сотворЄнному Ѕогом, - природе: Ђ«ачем смущать мен€ под старость! II ”ж на покой € собралс€- II ”брал пол€, срубил леса, II» если нова€ где зарость II ќт старых т€нетс€ корней, II “о это -бедные побеги, II ¬ которых нет уж прежних дней II Ќи величавости, ни неги...ї [ћайков 1984: 253].
¬се эти ассоциативные описани€ накладывают на пон€ти€ Ђтворениеї и Ђтворецї интересные добавочные смыслы. “ворец - это одновременно и создатель, и родитель, его творени€ - это и его дети, и нечто материальное -созданные им предметы. ¬ наивысшем творческом подъЄме творец уподобл€етс€ Ѕогу, а созданные им творени€ представл€ютс€ целым миром, со своими собственными пространством и временем. “ворени€ поэта, то есть стихи, могут носить амбивалентный характер: возника€ из мысли или душевного движени€ (то есть чего-то нематериального) и €вл€€сь, по сути, тоже нематериальными, они могут уподобл€тьс€ медным стату€м, то есть слово воспринимаетс€ как что-то вещественное, как какой-то артефакт. ¬ то же врем€ стихи могут расти, как леса, как пол€ (которые поэт под старость срубает и убирает), то есть они воспринимаютс€ как что-то природное, естественное.
ќсобенностью лирики ј. Ќ. ћайкова €вл€етс€ тот факт, что концепт Ђтворчествої и пон€тие Ђтворени€ї дл€ него нос€т нравственный характер. ƒл€ ј. Ќ. ћайкова не свойствен имморализм, дл€ него в об€зательном пор€дке, когда он рассуждает о творчестве, став€тс€ нравственные вопросы. “ак, дл€ описани€ творческих €влений ј. Ќ. ћайковым неоднократно употребл€етс€ слово Ђсв€тойї (Ђсв€тын€ї): Ђсв€та€ лира ѕушкинаї, ЂЌо он в св€той своей задаче II ”ж не уступит ничего!ї, ЂЌет, муза - строга€ богин€:...// ≈й сердце чистое - св€тын€!...ї, Ђ¬оплощЄнна€, св€та€, II ¬ оба€ньи красоты, II “ы, земле почти чужа€, II ћысль художника - что ты?ї [ћайков 1984: 245, 252, 255]. —в€тость творчества св€зана с его нравственной силой, с тем, что творец способен вложить в своЄ творение нравственный образец. ¬рем€ и век могут не принимать этот образец, но это не отмен€ет того факта, что он остаЄтс€ воплощением вечного нравственного идеала: Ђѕоэт той школы и закала, II ¬о всеоружии всегда, II¬ сей век јстарты и ¬аала II ѕорой смешон, быть может...ƒа! II ≈го кон€ равн€ют с кл€чей, II » с ƒон- ихотом самого, - II Ќо он в св€той своей задаче II ”ж не уступит ничего!ї [ћайков 1984: 252]. — другой стороны, концепт Ђтворчествої неразрывно св€зан с пон€тием красоты, так как сам смысл творчества состоит в создании красоты: Ђќ царство вечной юности II» вечной красоты! II¬ творень€х светлых гениев II Ќам чувствуешьс€ ты!ї [ћайков 1984: 245].
“аким образом, можно видеть, что концепт Ђтворчествої в лирике ј. Ќ. ћайкова представл€ет собой сложное смысловое образование, в котором можно выделить смысловое €дро и смысловую периферию, образованную системой ассоциативных св€зей.
Ћ»“≈–ј“”–ј
ћайков ј. Ќ. —очинени€ в двух томах. “. 1. ћ.: ѕравда, 1984. 576 с.
ћаслова ¬. ј. Ћингвокультурологи€. ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2001. 208 с.
—тепанов ё. —.  онстанты: —ловарь русской культуры. ќпыт исследовани€. ћ.: Ўкола Ђязыки русской культурыї, 1997. —. 40-76.

пїњ