пїњ

 ќЌ÷≈ѕ÷»я ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ѕ≈–—ќЌјЋќћ ¬ “≈ќ–»» » ѕ–ј “» ≈  Ћј——»„≈— ќ√ќ ћ≈Ќ≈ƒ∆ћ≈Ќ“ј

© 2005 ё.». “арасов, ≈.Ѕ. „у€ко ”ƒ  338.24 ЅЅ  65.050 “ 19
 онцепци€ управлени€ персоналом в теории и практике классического менеджмента
јннотаци€:
¬ статье даетс€ анализ истории развити€ теории управлени€. ќбосновываетс€ методологи€ организации каждого принципа производительности, способствующих формированию эффективности труда и системы методов управлени€ персоналом.
 лючевые слова:
“еори€ управлени€, методологи€ организации принципа производственного труда, система управлени€ персоналом.
”правление - одна из важнейших сфер человеческой де€тельности. ”спешна€ работа предпри€тий, общественных организаций и государства чаще всего объ€сн€етс€ хорошим или эффективным управлением.
—оздание теории управлени€ произошло сравнительно недавно, в XX веке. “огда как практика управлени€ насчитывает тыс€чи лет. ќпределенные принципы управлени€ и некоторые его закономерности были покрыты тайной и передавались как ценнейшее наследие членами культурных организаций, жрецами наследным правител€м царствующих династий. »звестно, что жрецы занимались не только религиозной де€тельностью, но также заведовали сбором налогов, управл€ли государственной казной, принимали самое активное участие в регулировании бюджета. ¬ результате среди служителей культа сформировалс€ определенный слой, который
профессионально занималс€ экономическими и управленческими процедурами планового, контрольного характера и, кроме того, бухгалтерской де€тельностью. “аким образом, развитие сферы экономических и управленческих знании развивалось в тесной св€зи и, по существу, параллельно. Ѕолее нагл€дно, свидетельство этому сооружение пирамид в ƒревнем ≈гипте, которое послужило сильным толчком в развитии планировани€ и той отрасли управлени€, которую сейчас называют управлением персонала. ƒостаточно сказать, что блоки, из которых строились пирамиды весили около двух с половиной тонн каждый. ѕричем производились они далеко от места строительства и их изготовлени€, перевозки и установки требовали детального планировани€. —ложную задачу при этом представл€ло управление дес€тью тыс€чами рабочих, зан€тых на строительстве, длившемс€ до двадцати лет.
»звестно также, что при строительстве храма —оломона в »ерусалиме в начале первого тыс€челети€ до нашей эры примен€лс€ режим организации труда, аналогичный вахтовому методу, имеющему и сейчас довольно широкое распространение в нефте- и газодобывающей промышленности. —емьдес€т тыс€ч подносчиков и восемьдес€т тыс€ч каменщиков, труд которых контролировалс€ трем€ тыс€чами надсмотрщиков, после мес€ца труда на строительстве
храма замен€лись и на два мес€ца распускались по домам (1, с. 250).
Ѕольшой вклад в развитие управленческого и экономического потенциала был сделан в ¬авилоне. ѕрежде всего это относитс€ к  одексу ’аммурапи, в котором нашло свое отражение юридическое оформление многих вопросов оплаты труда, среди которых - вопросы минимальной заработной платы, контрол€ и ответственности. Ёто произошло четыре тыс€чи лет тому назад. —пуст€ полторы тыс€чи лет на текстильных фабриках этой страны стала примен€тьс€ прогрессивна€ система заработной платы, а также система контрол€ за движением сырь€ и материалов.
Ќемаловажное значение дл€ развити€ современной науки управлени€ имело философское наследие ƒревней √реции. ќно послужило толчком к развитию диалектической формы мышлени€. »менно в јфинах следует искать истоки демократического управлени€, а в —парте, небольшом древнегреческом государстве, истоки тоталитаризма и способов управлени€, характерных дл€ этого стро€, основанных на жесткой дисциплине, подчинении и систематическом терроре.
¬се эти открыти€, включа€ и знаменитую систему территориального управлени€ ƒиоклехтиана в ƒревнем –име и административную организацию –имской католической церкви, использовавшей принципы функционализма уже во втором столетии, существенно обогащали управление, но раздел€лись между собой огромными, в масштабе человеческой жизни, промежутками времени. “ер€лись важные детали в осуществлении тех или иных управленческих процедур, мен€лись услови€, и казалось, что прежний опыт уже не имеет никакой ценности. ќднако огромное значение управлени€ и прежде всего, управлени€ людьми дл€ достижени€ определенных целей осознавалось всеми сло€ми общества и потребовало дальнейшего развити€ управленческих нововведений. »менно такой постановке вопроса послужила велика€ индустриальна€ революци€ XXII - XVIII веков, котора€ стимулировала развитие европейского капитализма, и тем самым дала теории и практике управленческой де€тельности больше, чем все предшествующее ему врем€. » именно с этого
исторического периода позитивные изменени€ в теории и практике управлени€ приобрели регул€рный характер. Ётот период характеризуетс€ широким распространением р€да радикальных нововведений, в частности, парового двигател€, послуживший мощным толчком в развитии индустрии. ¬ результате предпри€ти€ стали перерастать границы мануфактурного хоз€йства и существенно усложн€тьс€. –езко возросла потребность в капиталах дл€ развити€ фабрик, что привело к широкому распространению акционерного капитала. ”сложнение управленческой де€тельности способствовало по€влению наемных управл€ющих, специалистов в определенных сферах управленческой де€тельности. “аким образом, постепенное привлечение к области управлени€ не только собственников, но и специалистов, не владеющих ею непосредственно, но реально ею управл€ющих, стало заметным €влением социальной жизни того времени. ”правленцам-менеджерам слой собственников акционеров как бы делегировал реализацию их интересов с передачей всех необходимых дл€ этого прав. Ёто был чрезвычайно важный этап в эволюции развити€ общества.
“еоретической базой, отчасти социальной моделью развити€ экономического общества со свободным рынком стал трактат в области экономической теории Ђ»сследование природы и причин богатства народовї, опубликованный в 1776 году шотландским ученым, профессором јдамом —митом. Ётот классический труд чрезвычайно многогранен. —пециалисты в области экономики, философии, социологии, менеджмента нашли в нем много концептуальных идей и оценили их в соответствии со своим образом мышлени€ в свете решени€ своих специфических задач.
«начительный вклад в теорию менеджмента внес один из его последователей французский ученый ∆. Ѕ. —эй. »менно он перевел книгу јдама —мита ЂЅогатство народовї на французский €зык. ≈го основные идеи в области классической экономики широко известны в отечественной литературе по истории экономических учений. ƒостаточно отметить, что на рубеже XVIII и XIX веков ∆. Ѕ. —эй ввел в научный оборот термин предприниматель (еп1гергепешг) и разработал концепцию предпринимательской де€тельности, содержащей революционные идеи о динамическом неравновесии экономики. »деи ∆,Ѕ. —эй€ нашли впоследствии достойное продолжение в трудах ». Ўумпетера, особенно в области эволюционного волнового развити€ экономики.
ќпределенный вклад в становление и развитие менеджмента внес и  арл ћаркс. ќн детально проанализировал вли€ние фактора технического прогресса на важнейшие результаты социально-экономической де€тельности и развити€ производства. “очную оценку и перспективы развити€ нового сло€ наемных управл€ющих дал в одной из своих статей, написанной в 1881 году, ‘. Ёнгельс. Ђ∆елезные дороги и значительна€ часть морских пароходов принадлежит не отдельным капиталистам, которые сами ведут свои дела, а акционерным компани€м, дела которых ведут за них наемные лица - служащие... „то же касаетс€ директоров и держателей акций, то те и другие знают, что, чем менее первые вмешиваютс€ в управление, а последние - в наблюдение, тем лучше дл€ предпри€ти€. —лабое и большей частью небрежное наблюдение €вл€етс€ единственной функцией, остающейс€ в руках владельцев предпри€тий... —оциальна€ функци€ капиталиста перешла здесь в руки служащих, получающих заработную плату, а
капиталист продолжает класть в карман в виде дивидендов вознаграждени€ за эти функции, хот€ он перестал их выполн€тьї (2, с.297 - 298).  ак видим теори€ развити€ менеджмента вступает в новую фазу, в фазу формировани€ научной теории производственного менеджмента,
требующей специалистов высокой квалификации, занимающихс€ организацией труда рабочих на
производстве и, прежде всего, на крупных предпри€ти€х, т.е. наступил классический период развити€ менеджмента, св€занный с конкретными именами практиков и ученых. —ледует заметить, что до этого периода менеджмент и наука управлени€ персоналом не различались. » более того, наиболее принципиальные моменты научного менеджмента относились, прежде всего, к управлению персоналом. ѕо существу теори€ и практика управлени€ персоналом составл€ли его основное содержание.
ќсновоположником научного менеджмента считаетс€ американский инженер-механик ‘редерик ”инслоу “ейлор. »м разработана система научного менеджмента, в основу которой легли четыре принципа:
Х јдминистраци€ берет на себ€ выработку научного фундамента, замен€ющего собой старые традиционные и грубо практические методы, дл€ каждого отдельного действи€ во всех различных разновидност€х труда, примен€емых в предпри€тии.
Х јдминистраци€ производит на основе научно-установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то врем€ как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировалс€ так хорошо, как умел.
Х јдминистраци€ осуществл€ет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижени€ соответстви€ всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.
Х ”станавливаетс€ почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предпри€ти€ и рабочими. ...¬ыработку многочисленных правил, законов и формул, которые замен€т собою личное суждение индивидуального рабочего и которые могут быть с пользой примен€емы только после того, как был произведен систематический учет, измерени€ и так далее их действи€ї (1, с.241 - 242).
 ак видим, разработанна€ система организации труда персонала, €вл€етс€ нововведением в области менеджмента и управлени€ персоналом. ќна впервые позвол€ет примен€ть на предпри€ти€х хронометраж времени на выполнение определенной работы на основе анализа работы наиболее умелого работника, а точнее не только устанавливать нормы времени на выполнение конкретной повтор€ющейс€ операции, но и разрабатывать наиболее рациональные методы ее выполнени€.  роме этого, дл€ каждой конкретной работы по системе “эйлора предполагалось специально подбирать и обучать рабочих рациональным приемам ее выполнени€, заинтересовывать рабочих в более интенсивном труде. ¬ систему вводилась дифференцированна€ заработна€ плата (надбавки от 30 % до 100 %). ѕричем в ходе экспериментов “эйлор дл€ оценки интенсивности труда использовал показатель темпа, который нашел свое применение в современных услови€х.
—истема “эйлора включает в себ€ также основы демократического регулировани€ трудовыми
отношени€ми, выразивша€с€ в правовой основе в виде норм труда, т.е. исключала произвол и волюнтаризм администрации, бесконтрольное понижение норм времени. —истема предполагала в процессе своего развити€ нормирование труда не только рабочих, но и трудовой де€тельности административного персонала включа€ линейных и функциональных руководителей. ”в€зывать выполнение норм с оплатой труда. —ледует отметить, что в своих исследовани€х ‘редерик “эйлор убедительно обосновал необходимость перехода от военных (Ђлинейныхї) структур управлени€ к линейнофункциональным. (1, с.271 - 272). ѕри этом коренным образом мен€лись приоритеты линейных руководителей низовых звеньев (дес€тников, мастеров) от дисциплинарного надзора к контролю за методами труда рабочих, обучению и демонстрации правильного образа действи€. “аким образом, ошибки подчиненного рассматривались уже как следствие недостатка руководства, что, как показала практика, оказало чрезвычайно важное вли€ние на развитие менеджмента.
¬ажно отметить, что система содержит в себе принципы саморазвити€. ‘редерик “эйлор убедительно обосновал и изложил процедуру внедрени€ управленческого нововведени€. “ак, например, он акцентировал внимание на принципиальных моментах реализации радикальных управленческих нововведений на предпри€тии. ќсобое внимание он придавал психологическим аспектам реализации нововведений: разъ€снению целей и задач нововведени€ в управленческой среде, формированию инновационной команды, неизбежности конфликтов в процессе внедрени€ управленческих инноваций.
Ђѕрежде чем производить какие-либо радикальные реформы по улучшению системы управлени€, желательно, а большей частью необходимо, чтобы директора и главные владельцы предпри€тий пон€ли хот€ бы в общих чертах, что повлечет за собой реформа... ќни должны пон€ть общую философию этой системы и убедитьс€, что как целое она должна гармонически выражать наличие руковод€щих идей и что принципы превосходные при одном типе администрации, совершенно неуместны при другом. »м следует объ€снить, что содержание специального штата дл€ проведени€ новой системы окупаетс€ также как содержание специальных чертежников и рабочих дл€ создани€ нового инвентар€; что пока нова€ система вводитс€, необходимо иметь почти двойное количество административного персонала против того времени, когда эта система уже введена... ƒалее, чрезвычайно важно, чтобы не только директорам предпри€тий, но и всем лицам, причастным к администрации, был дан пространный обзор общих целей, которые ставит себе система, и способов их достижени€... ќни должны быть подготовлены к потере некоторых ценных работников, которые не смогут примиритьс€ с новыми пор€дками, и к посто€нному возмущенному протесту многих старых преданных служащих, которые не увид€т в новой системе ничего, кроме причуд и нового разорени€ї. (1, с.290 - 291).
Ёти методические замечани€ “эйлора по осуществлению управленческих нововведений адекватны к современным услови€м инновационной де€тельности, а их действенность подтверждена мировой практикой реализации управленческих инноваций. ѕоэтому
‘редерик “эйлор по праву считаетс€ основателем классического менеджмента.
ќпределенную роль в развитие научного менеджмента в двадцатые годы внес и американский ученый-аналитик √еррингтон Ёмерсон. »м написаны несколько книг по теории менеджмента и управлению персоналом, в которых он развил свою концепцию эффективности организации труда на предпри€ти€х. Ќаиболее €сно она бала выражена в его известной книге Ђƒвенадцать принципов производительностиї (1912 г.), которую в насто€щее врем€ относ€т к классике менеджмента.
¬ этой книге √. Ёмерсон обосновывает методологию организации каждого принципа производительности, способствующей формированию эффективности труда. “аких принципов, по мнению Ёмерсона двенадцать (3, с.30), а именно:
1. точно поставленные идеалы или цели;
2. здравый смысл;
3. компетентна€ консультаци€;
4. дисциплина;
5. справедливое отношение к персоналу;
6. быстрый, надежный, полный, точный и посто€нный учет;
7. диспетчирование;
8. нормы и расписани€;
9. нормализаци€ условий;
10. нормирование операций;
11. писанные стандартные инструкции;
12. вознаграждение за производительность.
јнализ выше перечисленных принципов √. Ёмерсона позвол€ет сделать вывод, что они €вл€ютс€ как бы функци€ми управлени€, и кажда€ из них имеет свое предназначение. Ќапример, первые два принципа касаютс€ выбора стратегии, далее следуют принципы, обеспечивающие реализацию стратегических установок в процессе оперативного управлени€. «атем идут учет и координаци€ действий (диспетчирование), коррекци€ организационных установок на базе нормировани€ и улучшении условий труда и, наконец, стимулирование за достигнутые результаты. ¬се это представл€етс€ вполне логичным и дл€ современного специалиста.
√ерриштон Ёмерсон считал, что Ђадминистраци€ об€зана знать нужды и желани€ рабочих и считатьс€ с ними: она об€зана прислушиватьс€ и к их указани€м производственного характераї (3; с.30).
“аким образом, своеобразный комплексный подход к организации труда, принципы которой в одинаковой степени распростран€ютс€ на всех наемных работников, то есть равно как на рабочих, так и на служащих, был и остаетс€ существенным вкладом √ еррингтона Ёмерсона в развитие управлени€ персоналом.
—реди европейских ученых, внесших наибольший вклад в развитие теории управлени€, особое место занимает французский горный инженер јнри ‘айоль. ¬ отличие от известных основателей американского менеджмента он сконцентрировал свое внимание не на оперативном производственном менеджменте, а на высшем административном управлении. ќн первый за€вил о необходимости организации специального обучени€ управленческих служащих, администраторов и тем самым по праву считаетс€ классиком управленческой науки. ¬ своей книге Ђќбщее и промышленное управлениеї пишет:
Ђ”правл€ть - значит предвидеть, распор€жатьс€, координировать и контролировать;
- предвидеть, т.е. учитывать гр€дущее и вырабатывать программу действи€;
- организовывать, то есть строить двойной -материальный и социальный организм предпри€ти€;
- распор€жатьс€, то есть заставл€ть персонал надлежаще работать;
- координировать, то есть св€зывать, объедин€ть, гармонировать все действи€ и все усили€;
- контролировать, то есть заботитьс€ о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отдельным распор€жени€м.
ѕри таком понимании управление не €вл€етс€ ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой об€занностью начальника или директоров предпри€ти€ї. (1 с. 12).'
«аслуга јнри ‘айол€ заключаетс€ еще и в том, что он дал четкое, €сное определение персонала. ќн писал: Ђ...ѕерсонал составл€ет следующий иерархический р€д: рабочие, мастера, заведующие мастерскими, заведующие отделами, начальники служб, директор. ≈сли предпри€тие охватывает несколько больших различных учреждений, то иерархический р€д дополн€етс€ главным директоромї (1, с.20 - 21). ѕрактически во всех монографи€х и учебниках по менеджменту и управлению персоналом, где излагаетс€ либо анализируетс€ управленческа€ теори€ ј. ‘айол€, особое, а часто основное, внимание удел€етс€ его знаменитым четырнадцати принципам управлени€, содержание которых заключаетс€ в следующем:
1. –азделение труда, цель которого состоит в повышении количества и качества производства при тех же затратах.
2. ¬ласть - ответственность.
¬ласть есть право отдавать распор€жени€ и сила, принуждающа€ им подчин€тьс€. ¬ласть немыслима без ответственности, то есть без санкции - награды или кары -сопровождающей ее действи€... ¬сюду, где действует власть, возникает и ответственность.
3. ƒисциплина.
ƒисциплина - это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себ€, внешние знаки уважени€, про€вл€емые соответственно установленному между предпри€тием и его служащими соглашению... —осто€ние дисциплины в каком-либо социальном образовании существенно зависит от достоинства его руководителей.
4. ≈динство распор€дительства.
—лужащему может давать приказани€ относительно какого-либо действи€ только один начальник... Ќи в одном из случаев не бывает приспособлени€ социального организма к дуализму распор€дительства... ¬виду того, что это правило нельз€ не признать фундаментальным, € его включаю в число принципов.
5. ≈динство руководства.
Ётот принцип можно выразить так: один
руководитель и одна программа дл€ совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
6. ѕодчинение частных интересов общим.
Ётот принцип гласит, что в предпри€тии интересы служащих или группы служащих не должны ставитьс€ выше интересов предпри€ти€. Ћицом к лицу здесь сто€т две категории интересов различного пор€дка, но одинаково
заслуживающих признани€; необходимо постаратьс€ их согласовать. Ёто одно из крупных трудностей управлени€.
7. ¬ознаграждение персонала.
¬ознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. ќна должна быть справедливой и по возможности удовлетвор€ть персонал и предпри€тие, нанимател€ и служащего.
8. ÷ентрализаци€.
÷ентрализаци€ не €вл€етс€ системой управлени€, хорошей или плохой сама по себе; она может быть прин€та или отвергнута в зависимости от тенденции руководителей и от обсто€тельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. ¬опрос о централизации или децентрализации - вопрос меры. ƒело сводитс€ к нахождению степени централизации, наиболее
благопри€тной дл€ предпри€ти€.
9. »ерархи€.
»ерархи€ есть р€д руковод€щих должностей, начина€ с низших и конча€ высшими.
10. ѕор€док.
ќбщеизвестна формула материального пор€дка: определенное место дл€ каждой вещи и вс€ка€ вещь на своем месте. ‘ормула социального пор€дка такова же: определенное место дл€ каждого лица и каждое лицо на своем месте.
11. —праведливость.
ƒл€ того, чтобы поощрить персонал к исполнению своих об€занностей с полным рвением и преданностью, надо относитьс€ к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетани€ благожелательности с правосудием.
12. ѕосто€нство состава персонала.
“екучесть персонала €вл€етс€ одновременно причиной и следствием плохого состо€ни€ дел. “ем не менее, смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального
образовани€; некоторые служащие тер€ют способность выполн€ть свои функции, другие же оказываютс€ неспособными брать на себ€ ответственную работу.
“аким образом, подобно другим принципам - и принцип нетекучести рабочего состава имеет свою меру.
13. »нициатива.
»нициативой мы называем возможность создани€ и осуществлени€ плана. —вобода предложени€ и
осуществлени€ точно так же относитс€ к категории инициативы.
14. ≈динение персонала.
Ќе надо раздел€ть персонал. –аздел€ть враждебные нам силы дл€ того, чтобы их ослабить, - дело искусное; но раздел€ть свои собственные силы в предпри€тии - т€жела€ ошибка. (1, с. 20 - 42).
 ак видим, принципы по управлению персоналом, разработанные ј. ‘айолем обеспечивают целостность социального организма, способного эффективно решать проблемы своего развити€ в тесной взаимосв€зи между исполнител€ми и руководител€ми, причем на демократической основе. ѕомимо важных процедурных условии эффективного управлени€, таких как разделение труда; единство распор€дительства, единство руководства; дисциплина; иерархи€; централизаци€ способствуют совершенствованию и саморазвитию социального организма на основе сочетани€ власти и ответственности; подчинени€ частных интересов общему делу,
справедливости, развити€ инициативы, привлека€ персонал к разработке решений, единени€ персонала. “акие нововведени€ в управление персоналом совершенно гармоничны иде€м, нашедшим свою эффективную реализацию в современных услови€х общественного развити€.
 роме принципиальных основ управлени€, јнри ‘айоль разработал и основы функционального управлени€ (Ђэлементы управлени€ї). ≈го идеи о взаимосв€зи управленческих функций, организации распор€дительства (Ђискусство управл€ть людьмиї), координировани€ и контрол€ нашли развитие в трудах современных специалистов. “аким образом, јнри ‘айоль в своих трудах заложил основы методологии современного менеджмента и управлени€ персоналом и тем самым достойно представил европейскую школу управлени€ на фоне классического американского менеджмента.
ќднако специфика исторического периода, развитие производительных сил и производственных отношений на американских промышленных предпри€ти€х в конце XIX-начало XX века, наложили на науки свой отпечаток, который нельз€ недооценивать при изучении классического, или традиционного менеджмента. ƒело в том, что в эти годы ускоренными темпами начал развиватьс€ научно-технический прогресс. ѕо€вилась крупнейша€ отрасль - автомобилестроение. ƒостаточно сказать, что в 1922 году каждый второй автомобиль в мире был изготовлен на заводах ‘орда. » подходы классического менеджмента к решению производственных задач в новых услови€х социально-экономических и производственных инноваций начали давать заметные сбои, которые чувствительно стали отражатьс€ на экономической эффективности предпри€ти€.
Ётому подтверждение, управленческие инновации классического менеджмента если не исключали, то крайне ограничивали возможности дл€ творчества в рамках
системы их распространени€. ѕричем механизм реализации и развити€ потенциала этой системы управлени€ был крайне у€звим к изменени€м, обусловленным воздействием рыночной среды, например, к необходимости быстрого видоизменени€ продукции. Ќарушалась синхронизаци€ производства, система разделени€ труда и стереотипы рационализации труда. ¬озникали огромные трудности с массовым пересмотром норм времени. “аким образом, практика и методологические подходы классического менеджмента вступили в противоречие с техническими инноваци€ми, то есть техническим прогрессом. ѕрактика показала, что наиболее сильно преимущества классического менеджмента про€вл€ютс€ в ситуации, дл€ которой характерно относительно стабильное техническое строение капитала, невысока€ смен€емость ассортимента выпускаемой продукции, недостаток рабочих мест. ѕри иных услови€х эффективность методов классического менеджмента значительно снижалась.
“аким образом, стало очевидным, что дл€ успешного решени€ производственных задач в новых, нестабильных услови€х рынка требуютс€ другие подходы и концепции управлени€, которые основаны на иной культуре мышлени€, предполагающей более гибкие
организационные и мотивационные модели реализации классических принципов управлени€.
ѕримечани€:
1. Ѕернал ƒж ƒесмонд. ћир без войны / ѕер. с англ.: »ностранна€ литература, 1960. - 500 с.
2. Ѕерн ј. ƒжон. —мена богов на американском деловом олимпе. - «а рубежом, 1993, є 36.
3. Ѕогданов ј. ј. “ектологи€ (всеобща€ организационна€ наука).  нига 1. - ћ.: Ёкономика, 1989. - 304 с.

пїњ