пїњ

  истории изучени€ Ђ“аинственных повестейї ». —. “ургенева

ё. Ќ. —енькина
  »—“ќ–»» »«”„≈Ќ»я Ђ“ј»Ќ—“¬≈ЌЌџ’ ѕќ¬≈—“≈…ї
». —. “”–√≈Ќ≈¬ј
–абота представлена кафедрой истори€ русской литературы XI - XIX вв. ќрловского государственного университета. Ќаучный руководитель - доктор филологических наук, профессор √. Ѕ.  урл€ндска€
“аинственные силы рассматриваютс€ ». —. “ургеневым не с позиций вульгарно-механического позитивизма, как полагают многие ученые, а с позиций признани€ религиозного смысла жизни.
Mysterious forces are considered by I. Turgenev not in the aspect of natural-scientific empiricism, as many scientists suppose, but from the positions of religious life sense.
¬ 1870-1880-е гг. “ургенев создает р€д произведений, в центре которых изображение иррациональных, таинственных сторон человеческой психики.
Ђ“аинственные повестиї имеют особое значение в творчестве “ургенева. ¬ науке их интерпретаци€ даетс€ в неразрывной св€зи с вопросом о мировоззрении писател€, с его представлени€ми о человеке как выразителе Ђвсеобщего целогої. ¬месте с тем идейно-эстетическую и этико-философ-скую позицию “ургенева в Ђтаинственных повест€хї исследователи до сих пор определ€ют по-разному.
ќбъедин€ет ученых стремление пон€ть природу иррационального, сверхъестественного. ≈ще в начале XX в. в личности
тургеневского персонажа отметили острое внимание “ургенева к Ђтаинственным силамї быти€. “ак, по мысли ћ. ј. ѕетровского, писатель усматривает Ђдве сферы быти€, две стихии: одну - стройную, логически €сную, гармонирующую с рациональным миросозерцанием писател€, и бок о бок с нею другую - иррациональную, со всей системой ее отрицательных атрибутов: в отношении познавательном - Ђнепон€тнуюї, Ђнеестественнуюї, Ђневедомуюї, Ђнеобыкновеннуюї, Ђтаинственнуюї, в отношении этическом - определенно злую, скорее всего смертоноснуюї1. ќба эти Ђр€да атрибутовї сход€тс€, как в фокусе, в одном признаке - в признаке Ђстрашногої2. ѕо мнению исследовател€, внимание писател€
  истории изучени€ Ђ“аинственных повестейї ». —. “ургенева
к сфере неведомых, таинственных сил Ђникак не св€зано с его мировоззренческими позици€миї, а объ€сн€етс€ лишь Ђчуткостью поэта к про€влени€м иррациональной, необъ€снимойї3, таинственной стихии. ћ. √ершензон в книге Ђћечта и мысль “ургеневаї тоже поднимает вопрос о присутствии в произведени€х писател€ иррациональной сферы быти€, о невозможности, бессмысленности борьбы тургеневских героев с ’аосом: Ђ—удьба подстерегает его (человека. - ё. —.) на каждом шагу, - а действует она через темные силы, кип€щие в нем самомї4. Ђ—трашна€ стихи€ї, полагает ученый, Ђцарит в душе человекаї; более того Ђстихийные влечени€ <...> духа <...> и есть природа в немї5. ѕо мнению Ѕ.  . «айцева, Ђмагическое, таинственно-колдовское наиболееї Ђвлеклої6 писател€.
¬ советский период ученые вид€т в “ургеневе в основном атеиста и материалиста. “ак, —. ≈. Ўаталов, обраща€сь к анализу Ђ лары ћиличї, замечает, что проблему Ђлюбви, смерти и бессмерти€ї писатель решает в духе своих атеистических представлений: Ђ— удивительным мастерством “ургенев показал, как одно маленькое отступление от материализма, одна небольша€ уступка идеализму вовлекает јратова в процесс неотвратимого сближени€ с защитниками религииї7. ћежду тем многие исследователи не отрицают присутстви€ Ђтаинственногої в произведени€х писател€, но по-разному объ€сн€ют причины наличи€ загадочных €влений в произведени€х “ургенева. ≈ще Ћ. ¬. ѕумп€нский в вступительной статье к восьмому тому —обрани€ сочинений “ургенева (1929 г.) Ђтаинственноеї у писател€ объ€сн€ет его увлечением оккультной эмпирией, св€зывает Ђтаинственныеї новеллы “ургенева с его признанием возможности общени€ с сверхъестественным миром. ѕисатель, признава€ их Ђналичностьї, считает, что они доступны опытному познанию. ѕо сути дела, исследователь лишает Ђтаинственноеї фантастики и настаивает, что Ђтаинственное у него (“ургенева. - ё. —.) име-
ет догматическое, а не фантастическое, как у √офмана значениеї8.
¬ книге Ђ“ургенев и русский реализмї √.Ѕ€лый соотносит Ђтаинственное началої в тургеневских произведени€х с эмпирическим мистицизмом писател€. ”ченый объ€сн€ет эту склонность “ургенева модным в то врем€ увлечением естественнонаучным эмпиризмом, стиравшим грани между €влени€ми физическими и психическими, и этим открывавшее путь дл€ оживлени€ веры в бессмертие души. —огласно √. ¬€лому, “ургенев вводит в свои произведени€ элементы Ђпозитивной таинственностиї9. ¬ интересной работе Ђ“ургенев - новеллистї ј. Ѕ. ћуратов подчас противоречи-во подходит к проблеме Ђтаинственногої в творчестве “ургенева. ѕо мнению ученого, писатель €вл€етс€ сторонником того естественнонаучного эмпиризма, согласно которому можно вступать в общение с €влени€ми потустороннего мира. ¬ то же врем€ исследователь считает, что “ургеневу присуще сознание существовани€ ЂЌеведомогої, которое не поддаетс€ познанию и анализу. ј. Ѕ. ћуратов признает внимание писател€ к Ђтайным силам жизниї, полагает, что Ђтаинственноеї в повест€х “ургенева выступает фантастикой, а не оккультной эмпирией.
—овременные исследователи ищут новые подходы в изучении Ђтаинственных повестейї “ургенева и осмысливают творчество писател€ в целом и его поздние произведени€, исход€ из философско-он-тологических и антропологических взгл€дов “ургенева. ¬след за Ѕ.  . «айцевым, ¬. Ќ. “опоров утверждает, что за видимым миром “ургеневу Ђоткрывались очертани€ иного мира, таинственного, чаще недоброго, св€занного с мучительными почти физическими страдани€миї10. “ургенев верил в реальность сверхчувственного мира и, более того, Ђв минуты мистического прорыва она открывалась ему именно как реальность бесспорна€ и несомненна€, по крайней мере, в ее переживании. “о, что эта
23 1
ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ » √”ћјЌ»“ј–Ќџ≈ Ќј” »
мистика была, по слову Ѕ.  . «айцева, Ђне православна€, сомневатьс€ не приходитс€...ї11
ќбращает на себ€ внимание книга √. Ѕ.  урл€ндской Ђ». —. “ургенев. ћировоззрение, метод, традицииї, в которой поднимаетс€ вопрос о диалектике религиозно-философских искани€х “ургенева. ќтмечаетс€, что Ђмистическоеї открываетс€ “ургеневу не только Ђдионисическойї темной стороной, но также и своей светлой, Ђаполлоновскойї12 стороной, когда он обращаетс€ к религиозно-нравственным переживани€м человека. Ђ“аинственные повестиї “ургенева ученый анализирует в аспекте своеобрази€ его мировоззрени€, оплодотворенного вниманием к иррациональному, Ђтаинственномуї началу быти€. »нтерес “ургенева к м€тежной стихии страсти, котора€ представл€лась ему Ђроковойї и Ђтемнойї определ€етс€ тесной св€зью писател€ с романтическим искусством. Ќе случайно, в реалистическом творчестве писател€ обнаруживаетс€ романтические тенденции: Ђѕроблему идеала и действительности “ургенев всегда решал с реалистических позиций, но вместе с тем и использовал идейно-художественные достижени€ романтического искусства, когда обращалс€ к изображению идейно-эмоционального мира своих мечтателейї13.
Ђ“аинственные повестиї рассматриваютс€ как следствие интереса “ургенева к истории Ђестественнонаучного эмпиризмаї (ѕумп€нский, Ѕ€лый, ћуратов). ƒругие же исследователи считают: сверхъестественное в произведени€х “ургенева - это те таинственные силы жизни, которые непознава-
емы и разрушительны. ѕотусторонн€€ реальность не подлежит разумному освоению (√ершензон, ѕетровский, «айцев,  урл€нд-ска€, “опоров). Ќе смотр€ на различное толкование категории ЂЌеведомогої в творчестве “ургенева, ученые приход€т к единому представлению о миропонимании писател€, главенствующее место в котором занимает концепци€ человека, двойственна€ природа человеческой натуры. “ургенев узревает конкретно-чувствительное и сверхприродное в человеке. „еловек представлен не только в конкретно-исторический момент, но и принадлежит миру других измерений, €вл€етс€ частью мироздани€. „еловек и ѕрирода - центральные категории в творчестве “ургенева. ∆изнь, мироздание лишены смысла, души, поэтому писател€ не покидает ощущение ¬селенского одиночества пред пугающей пустотой  осмоса. ћир есть бессознательна€ движуща€ матери€. „еловек одинок, слаб, остро чувствует свою случайность в этом бездон-ном мире. —в€зь с ѕриродой осуществл€етс€ по-разному. “ургеневских романтиков-индивидуалистов пугает эта космическа€ пустота, они вступают в €вное противоречие с ѕриродой. ѕрирода дл€ них - равнодушна€, слепорожденна€ стихи€, несуща€ нечто зловещее. –омантики доброй созерцательности красоты сливаютс€ с ѕриродой как с гармонией. »менно они ощущают свою св€зь с таинственным миром. ¬ своих искани€х “ургенев приходит к преодолению космического пессимизма и признает существование вселенской гармонии, венцом которой €вл€етс€ любовь. „еловек и природа, по мысли “ургенева, есть единое целое.
ѕ–»ћ≈„јЌ»я
1 ѕетровский ћ. ј “аинственное у “ургенева // “в-во “ургенева. —б. ст. под. ред. ». Ќ. –озанова и ё. ћ. —околова. ћ., 1920. —. 73.
2 “ам же. —. 73.
3 “ам же. —. 71.
4 √ершензон ћ. ћечта и мысль “ургенева. ћ., 1919. —. 57.
5 “ам же. —. 94.
6 «айцев Ѕ. ∆изнь “ургенева // ∆уковский. ∆изнь “ургенева. „ехов. ћ., 1999. —. 279.
7 Ўаталов —. ≈. ’удожественный мир ». —. “ургенева. ћ., 1979. —. 290.
8 ѕумп€нский Ћ. ¬. √руппа Ђтаинственных повестейї. ¬ступительна€ стать€ // ».—.“ургенев. ћ.; Ћ., 1929. “. VIII. —. 17.
9 Ѕ€лый √. ». —. “ургенев и русский реализм. ћ.; Ћ., 1962. —. 209.
10 “опоров ¬. Ќ. —транный “ургенев (четыре главы). ћ., 1998. —. 49.
11 “ам же. —. 49.
12  урл€ндска€ √. Ѕ. ». —. “ургенев. ћировоззрение, метод, традиции. “ула, 2001. —. 8.
13 “ам же. —. 102.

пїњ