пїњ

  »—“ќ јћ ѕ≈¬„≈— »’ Ў ќЋ. ¬ј–»јЌ“  Ћј——»‘» ј÷»»

»з всего изложенного выше можно за- смыслового значени€ —лова, а, следователь-
ключить, что в контексте исламского богос- но, как атрибут благочестивого (то есть адек-
лужени€ мелодизм правомерно рассматри- ватного) звучани€ —в€щенного текста, и вме-
вать как форму художественного воплощени€ сте с тем - как критерий адекватности этого
и, одновременно, как средство концентрации звучани€.
Ћитература
1. јль-√азали ј. ј. Ёликсир счасть€. - —ѕб.: ѕетербургское востоковедение, 2000. - 326 с.
2. јл€утдинов ». “аджвид. ѕравила чтени€  орана. - —ѕб.: ƒил€, 2008. - 363 с.
3. Ѕобровский ¬. ѕ. ќ переменности функций музыкальной формы. - ћ.: ћузыка, 1970. - 336 с.
4. ƒжани-«аде “. ћ. ¬ербальное - невербальное в музыкальной культуре исламской цивилизации. -51 с. [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://persia.ru/culture/music.
5.  оран / ред. ». ё.  рачковский. - ћ.: јЌ—-ѕринт, 1990. - 512 с.
6. ћурад ’. ѕуть к  орану. - ћ., 1997. - 121 с.
7. —айфуллина √. – ћузыка св€щенного —лова: чтение  орана в традиционной татаро-мусульманской культуре. -  азань: “атполиграф, 1999. - 232 с.
8. Salaf Forum [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://salaf-forum.ru.
Literatura
1. AlТ-Gazali A. A. Jeliksir schastТja. - SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2000. - 326 s.
2. Aljautdinov I. Tadzhvid. Pravila chtenija Korana. - SPb.: Dilja, 2008. - 363 s.
3. Bobrovskij V. P. O peremennosti funkcij muzykalТnoj formy. - M.: Muzyka, 1970. - 336 s.
4. Dzhani-Zade T. M. VerbalТnoe - neverbalТnoe v muzykalТnoj kulТture islamskoj civilizacii. - 51 s. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://persia.ru/culture/music.
5. Koran / red. I. Ju. Krachkovskij. - M.: ANS-Print, 1990. - 512 s.
6. Murad H. PutТ k Koranu. - M., 1997. - 121 s.
7. Sajfullina G. R. Muzyka svjashhennogo Slova: chtenie Korana v tradicionnoj tataro-musulТmanskoj
kulТture. - KazanТ: Tatpoligraf, 1999. - 232 s.
8. Salaf Forum [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://salaf-forum.ru.
”ƒ  13.07.25+18.01
“. ё. √ордеева
  »—“ќ јћ ѕ≈¬„≈— »’ Ў ќЋ. ¬ј–»јЌ“  Ћј——»‘» ј÷»»
ƒанна€ стать€ продолжает и углубл€ет исследовани€, св€занные с певческим звуком. ќна посв€щена вопросу происхождени€ вокальных школ и проблеме их классификации. ѕо€вление певческих школ объ€сн€етс€ энтелехийными процессами творческого мыследвижени€. ѕредлагаетс€ вариант классификации вокальных школ, обусловленный доминирующим полем хронотопических состо€ний, которое определ€ет смысл их существовани€.
 лючевые слова: певческий звук, певческий голос, вокальное искусство, вокальна€ школа, энтелехи€, хронотоп, мыслежест, орнаментально-мыслительные структуры, классификаци€.
T. Yu. Gordeeva
TO THE ORIGIN OF SINGING SCHOOLS. A VARIANT OF CLASSIFICATION
In this article we have presented and deepened the studies of a vocal sound. The article is devoted to the origin of signing schools and the problem of classification thereof. Signing schools are shown to occur as a result of entelechetic processes of creative thinking. A variant of classification of vocal schools is proposed based on prevailing field of chronotopic moduses which determines their reason for existence.
Keywords: Vocal sound, Signing voice, Vocal art, Vocal school, Entelechy, Chronotopos, Mental movement, Decorative mental structures, Classification.
Ќа генезис певческого звука оказывают свое воздействие многие факторы. —реди них: вид пространственно-временных матриц, тип мыслежеста, заложенный в пси-хоидном бессознательном, и закрепившийс€ в архетипах коллективного бессознательного данной культуры, музыкальный инструментарий рассматриваемой эпохи, разговорный €зык, эстетические представлени€. ¬ данной работе мы обратимс€ к анализу истоков певческих школ, сосредоточив внимание на энтелехийных процессах звукообразовани€, взаимосв€зи их с пространственно временными представлени€ми, и в соответствии с результатами анализа наметим первую классификацию мировых вокальных школ и традиций пени€.
ѕо словам ƒж. ћихайлова, Ђв некотором смысле музыку можно назвать искусством ориентировани€ во времени и пространстве. “ам, где музыка более естественно и пр€мо св€зана с органикой человека, она безошибочно УкоординируетФ его в параметрах этих констант... ќщущение времени и пространства, чему музыка служит весьма надежным показателем, во многом определ€ет своеобразие той или иной культурыї (цит. по: [6, с. 23]). ѕоскольку пение €вилось первым музыкальным про€влением человека, то все вышесказанное, в первую очередь, относитс€ к этому виду искусства. Ёлементарной составл€ющей певческого процесса €вл€етс€ певческий звук.
¬ философско-культурологическом исследовании Ђћузыкальный звук как феномен культурыї, посв€щенном, в частности, певческому звуку, он был определен и обоснован как €вление двойственной природы: телесномыслительной. — одной стороны, его можно представить в виде многовариантной расположенности во времени и в пространстве, а с другой стороны, его возникновение св€зано с жесто-мыслительной активностью человека. ¬ результате посто€нной игры за полное тождество внутренних представлений о певческом звуке и их внешних воплощений формируютс€ инварианты, определ€ющие лицо той или иной певческой культуры.
¬ той же работе было показано, что певческий звук как звук музыкальный, как художественное €вление рождаетс€ на границе сли€ни€ - отталкивани€ двух потоков: недостижимого идеального многоликого внутреннего образа, очертани€ которого сами посто€нно ускользают из предощущаемых границ, а также пространства возможностей его реального воплощени€. ѕосто€нно возобновл€ющиес€ попытки достигнуть идеального совпадени€ привод€т то к сближению внешней формы с мысленным образом, то к отдалению от него. Ётот процесс прит€жений-отталкиваний вызывает посто€нную перемену, корректировку, уточнение внутренней формы и насыщает звук энтелехией. “ермин Ђэнтелехи€ї был введен в философию јристотелем с целью выразить единство неоднородных усилий мысли, на-
правленных на осуществление переходов потенциального в реальное. ќсуществл€€ такие переходы, энтелехи€ обладает не только собственной субстанцией, но и имеет причину и цель своего движени€ в самой себе. Ётот термин встречаетс€ также у Ћейбница и √уссерл€. ¬ трактовке √.  набе энтелехи€ - сложнейшее пон€тие, одно из тех предельных, которые не поддаютс€ полной рационализации и требуют Ђвживани€ї.
¬ Ђ—ловаре иностранных словї энтелехи€ определ€етс€ как Ђтелеологическое пон€тие достижени€ цели, осуществл€емое нематериальным де€тельным началом, которое ...определ€ет развитие материиї [10, с. 814]. ¬ Ђ—ловаре философских терминовї читаем, что Ђ.в р€де значений энтелехи€ совпадает с термином Уэнерги€Ф, и они употребл€ютс€ как синонимы, а в р€де - они различаютс€, и энерги€ обозначает сам процесс перехода вещи из состо€ни€ потенциального в актуальное, а энтелехи€ - конечный результат, цель этого процессаї [11, с. 731] .
—инцов ≈. полагает, что если под энтелехией понимать одно из ее про€влений -переход потенций мышлени€ в формы их реализаций, то дл€ обладани€ источником самодвижени€, энтелехи€ должна осуществл€тьс€ как процесс, цель которого - создать эффект Ђнеравновесного тождестваї (в толковании этого €влени€ ‘. √егелем) [9]. ќграниченность средств материального мира воплотить неукротимую фантазию творческого духа всегда приводит только к частичной реализации внутренней формы и, в этом случае действительно возникает ситуаци€ Ђнеравновесного тождестваї между мыслимым и реализованным.  аждый акт такой частичной реализации потенциального становитс€ залогом самовозбуждени€ новых мыслительных возможностей и источником энтелехии.  ак и любое действие, данный процесс сопровождаетс€ энергетическим посылом.
Ћюба€ певческа€ школа осуществл€ет усиление энтелехийных процессов, выраба-
тывает энергию энтелехии, возникающей при переходе внутренних форм звука во внешнее воплощение. ќна возбуждает энтелехийные процессы в сознании певца, запускает творческий процесс игры в совпадение представл€емого и реального звучани€ голоса, благодар€ чему осуществл€етс€ работа по совершенствованию певческой школы. ¬ ходе овладени€ профессиональным мастерством образы внутренней формы певческого звука уточн€ютс€, все более насыщаютс€ энергией, и соответственно растет значение их энергетической напр€женности. ѕол€ высокого напр€жени€ инициируют движение энергетического потока от источника с большим энергетическим потенциалом к источнику с меньшим, поэтому накапливающа€с€ энерги€ Ђнедовоплощенныхї в реальном звучании внутренних образов звука, обладающа€ огромным энергетическим потенциалом, стремитс€ €вить себ€ в реальном пространстве, а энерги€ недопро€вленной внутренней формы вновь становитс€ источником энте-лехийных процессов. Ќеобходимо заметить, что мыследвижение может определ€тьс€ различными внутренними образами, формирующими множественную внутреннюю форму. Ќапример, не только эстетическими представлени€ми о качестве звучани€ голоса, как в школе бельканто, но и представлением об особом, отрешенном от мира состо€нии души, как при пении древнерусского знаменного распева, или переживанием божественного слова в древнегреческих мистери€х. √лавное дл€ нас то, что при этом возникает энтелехийный процесс, сопровождающийс€ посылом энергии внутренней мыслефор-мы в реальное пространство и увеличением энергетического зар€да окружающей звучание тишины.
—инцов ≈. пишет, что в культурной составл€ющей музыкального звука лежат Ђпринципы соотнесенности звучащего УтелаФ с окружающим его Унедопро€вленным пространствомФ звука. Ёто его потенциальные
возможности €вить себ€ как множество иных проектов звука, заложенных в Упространстве тишиныФ. Ёто те его нереализованные возможности, что перешли в Дминус-звучаниеФ, активность которого по отношению к звучащей Уткани звукаФ необычайно высока. » формы этой активности, способы обнаружить ѕрисутствие (расположение) минус-звучани€ в Утеле звукаФ, по всей видимости, по-разному закреплены в музыкальной культуре. Ќапример, в вокальных школахї [9, с. 169]. ѕовышенна€ напр€женность недопро€вленного образа внутренней формы требует более совершенного техне, а, следовательно, возникает насто€тельна€ необходимость в разнообразных певческих школах, шлифующих тот или иной вид мастерства.
“аким образом, первый вывод, к которому мы приходим, это то, что вокальна€ школа представл€ет собой способ обнаружить то или иное расположение минус-звучани€, про€вить те или иные формы мыслительной активности на фоне происход€щих при этом процессов энтелехии.
»сследу€ проблему певческих школ, стрем€сь вникнуть в смысл их генезиса и выбрать ориентиры их классификации, необходимо иметь в виду тезис ћ. Ѕахтина о том, что мы вступаем в сферу смыслов через ворота хронотоповї. ћ. —тарчеус, исследу€ хронотопы музыкального мышлени€, отмечает, что Ђсами того не замеча€, мы пребываем в мире речевых, двигательных, психо-эмоциональных, мыслительных, коммуникативных, социокультурных (обр€довых), космогонических, мифологических и других хронотопов. „еловеческое познание, переживание и действие осуществл€ютс€ в конкретном и едином пространстве-времени, которое определ€ет их смысл. Ћегко и незаметно дл€ самих себ€ мы настраиваемс€ на хронотопические отношени€ вербальных €зыков и ситуаций общени€, двигательных действий и эмоциональных состо€нийї
[12, с. 157]. ≈. —инцов описал и подробно исследовал в своих работах орнаментальнопластический процесс мышлени€ как мета€зык хронотопических представлений культуры. ќн определил орнамент как некий Ђначальный символї психологической св€зи пространства-времени (хронотопа). ’от€ ƒж. ћихайлов и не употребл€ет термин Ђхронотопї, но, по сути дела, говорит о нем и замечает, что Ђвременна€ характеристика модели и ее структурность в конечном счете определ€ютс€ тем импульсивным энергетическим зар€дом, который ее порождаетї (цит. по: [6, с. 20]). ћ. —тарчеус отмечает, что кажда€ музыкальна€ культура обладает своими характерными особенност€ми музыкальных хронотопов [12], или же, следу€ за мыслью —инцова, можно говорить о том, что музыкальные культуры различаютс€ типами мыслительных орнаментов [9]. ѕопробуем на основе вышесказанного взаимоув€зать хронотопы, орнаментальные структуры, энергетический потенциал и типы певческих культур.
–азмышл€€ над тем, что неизменность и текучесть процесса перерождени€ орнаментально-мыслительных структур сознани€ сопровождаетс€ по€влением аттракторов, вокруг которых формируютс€ некие ризомные Ђразрастани€ї из орнаментально-жестовых структур, можно отметить процесс концентрации в них огромного потенциала энергии, так как люба€ шарообразна€ форма по закону сохранени€ энергии аккумулирует наибольший запас энергии. —плета€сь в ризомный клубок, соединившиес€ зар€ды в многократном размере усиливают энергетический потенциал внутренних форм мысленных образов. ¬еро€тно, поэтому Ё.  урт писал, что психическа€ энерги€ уже трепещет в нас, прежде чем зазвучать [3]. “репещуща€ в нас энерги€, энерги€ Ђсгустковї орнаментальножестовых мыслительных структур, источник энтелехии, Ђнематериального де€тельного
началаї, наполн€ет собой различные пол€ хронотопов, св€занных с музыкой: хронотопов эмоциональных состо€ний, психологических настроев, двигательных, мыслительных и прочих других видов. ”читыва€ положение ƒж. ћихайлова о том, что систему слушательского воспри€ти€ можно в схематизированном виде представить как совокупность четырех моментов [6]: интеллектуального. эмоционального, психологического, физиологического, ограничим вз€тое во внимание количество полей хронотопов в соответствии с этой схемой слушательского воспри€ти€.  ак показывает исторический анализ певческих культур, интенционально настроенное сознание неким образом выстраивает иерархию хронотопических полей, ориентирует энтелехийные процессы на игру с определенными типами хронотипических представлений. ¬ результате мы приходим еще к одному выводу. –азличие вокальных школ определ€етс€ доминирующим полем хронотопиче-ских представлений. ќпира€сь на сделанные выводы, попытаемс€ наметить следующую классификацию мировых вокальных школ и традиций пени€.
¬о-первых, обозначим вокальные школы, определ€емые хронотопами интеллектуальных состо€ний.   ним относ€тс€ италь€нска€ школа бельканто, все западноевропейские школы академического, оперного пени€. ¬ данном направлении выдел€етс€ интонационный хронотоп, насыщенный энтелехией верной интонации. Ђѕереплавив в себе эмоциональные, моторные, коммуникативные и иные хронотопические отношени€, сам интонационный хронотоп музыки становитс€ УворотамиФ в различные смысловые пол€ одновременної [12, с. 128]. ¬ажное значение играет также в данных вокальных школах музыкально-акустический хронотоп, систематизирующий обертоновую палитру музыкального тона, и вли€ющий в конечном итоге на расширение певческого диапа-
зона. Ћаури-¬ольпи отмечал как основную особенность школ академического направлени€ - воспитание высокого и сверхвысокого регистров и обладание певцом однотембрового двухоктавного диапазона.
ƒалее выделим школы, определ€емые хронотопами психологического состо€ни€, то есть культивирующие способность вживани€ в духовный мир, переживать божественное.   этому направлению относ€тс€ мистериальные центры ƒревней »ндии и ƒревней √реции, школы древнерусского православного пени€. ћ. —тарчеус пишет: Ђ” каждого сакрального обр€да или сценического действа имеютс€ свои устойчивые хронотопы, которые ввод€т людей в требуемые психологические состо€ни€, повышают их чувствительность к определенным воздействи€мї [12, с. 157]. Ќ. јндгуладзе приводит пример следующего рассуждени€ индийской музыкальной философии: Ђ“ворчество музыканта духовного характера. ќн должен найти внутренний источник, центр своего Ђяї -Ѕинду. Ѕинду-символ вечности. «десь создаетс€ истинное звучание при помощи праны (жизненной энергии - “. √.). ћузыкант своим дыханием выносит наружу это звучание и выражает его звуками. <...> ѕрекрасным считаетс€ звук, указывающий на высочайший смысл. ћузыка - это взгл€д вовнутрь, постижение духовных глубин человекаї (см.: [1, с. 106-107]). Ётому рассуждению вторит следующее, которое относитс€ к толкованию одного из древнерусских знаков знаменного распева - статьи. «вук, обозначаемый статьей, должен был быть продолжителен по звучанию и оканчиватьс€ паузой, во врем€ которой поющий имел бы возможность отрефлексировать пропетое.
ћонасыпов Ў., исследу€ де€тельность древнегреческих мистериальных центров, пришел к выводу, что Ђдл€ греков в их мыслительной де€тельности была важна не столько пам€ть, сколько способность вживатьс€ в ду-
ховный мир, переживать божественное... ѕоэтому в орфических мистери€х совершенствование сценического вокального искусства св€зывалось прежде всего с необходимостью постижени€ космической природы человеческого существа, а также с непосредственным переживанием божественного (духовного) —лова, изливающегос€ в актерской речи и пенииї [4, с. 186]. јктер или певец не просто произносил текст, но вживалс€ в суть каждого слова, представл€л как образ, расшифровывал их, как символ, Ђпереживалї.
ќсновой древнерусского православного церковного пени€ был знаменный распев. —уществовала важна€ особенность в понимании знаменной системы пени€ как Ђбогослужебного пени€ї, направленного в отличие от светского пени€ не на усладу души, а на вхождение в особое духовное состо€ние, как поющих, так и слушающих. ѕроцесс исполнени€ представл€л собой некий процесс Ђдуховного проживани€ї певчими исполн€емого ими песнопени€. ѕевцам необходимо было каждый вид песнопени€ насыщать тем или иным молитвенным тонусом, чтобы вовлекать всех верующих в процесс Ђдуховного проживани€ї службы. ¬ отношении интонационного хронотопа школы знаменного пени€ Ќиколаева пишет, что Ђподобный подход по отношению к православному богослужебному пению не приемлем. ќн противоречит его природе, так как полностью игнорирует заложенное в нем духовное начало. “ем более он недопустим при характеристике знаменной системы пени€, поскольку в ƒревней –уси точности звуковысотного интонировани€ стали придавать важное значение только тогда, когда уже отчетливо наметились первые признаки ее кризисаї [5, с. 26-27].
¬ качестве третьего направлени€ обозначим школы, определ€емые хронотопами эмоционального состо€ни€. —юда относ€тс€ средневековые цеха менестрелей, мейстерзингеров, миннезингеров, школа современ-
ного эстрадного пени€. ». —илантьева пишет: Ђ.мощным фактором модальности представл€етс€ эмоци€. ѕереживани€ и чувственные ощущени€, как результат воображаемой логики персонажного мышлени€, рождают в исполнителе неисчислимое богатство тончайших оттенков психических состо€ний, переливающихс€ в интонациюї [7, с. 80]. √оворить об искусстве эстрады возможно в св€зи с большими артистами этого жанра. »х заслуга состоит не столько в певческом голосе, сколько в талантливо найденном амплуа, с помощью которого передаетс€ смысл стихотворных текстов посредством музыки и пени€. Ђѕредметное содержание, выраженное в слове, формирует музыкальное полотно, выступа€ программой; вокальна€ музыка получает внутреннюю форму в виде поэтического слова, несущего концепцию, смысл, эмоциональное зерної [7, с. 72].
», наконец, к четвертому направлению отнесем вокальные школы, определ€емые хронотопами физиологического состо€ни€. «десь, в первую очередь, выдел€ютс€ певческие традиции јфрики и, как следствие, джазовое пение. ƒж. ћихайлов отмечал, что певческие традиции јфрики - Ђискусство пр€мого поглощени€, где импульс важнее и структуры, и образа. јфриканское искусство отличаетс€ от европейского тем, что сам процесс развертывани€ звуковой материи важнее результата, потому что моментальный, Ђкорпускул€рныйї, если можно так выразитьс€ обмен информацией идет с необычайной интенсивностью. .—ила воздействи€ африканской музыки как раз в этой неразрывной слитности звука с движением, где пластическое импульсивное начало объективно св€зано со звуковым потоком. јфриканец не мыслит музыку без движени€, без ее пластического переживани€. Ёта неделимость подчеркиваетс€ удивительным €влением мелоритма - жесткой и посто€нной св€зи интонации с ритмомї [6, с. 19].
“рейси ’. описывает вокальный стиль энергией стремлени€ обнаружить то или иное
африканского народа чопи следующим об- Ђминус-звучаниеї, звучание тишины.  лас-
разом: Ђѕение тесно св€зано с танцевальной сифицировав самобытные певческие школы
традицией: танцоры сами исполн€ют песни. в соответствии с доминирующим полем хро-
 ак правило, они поют в унисон, и только из- нотопических состо€ний, которое определ€ет
редка их ведущий позвол€ет себе гармониче- смысл их существовани€, мы выделили четы-
ские пассажи. —очетание сильных молодых ре направлени€. ¬окальные школы, опреде-
голосов с м€гко звучащим аккомпанементом л€емые хронотопами: 1) интеллектуального
тимбила создает волнующую выразительную состо€ни€; 2) психологического состо€ни€;
музыкуї [6, с. 148]. ¬ данном направлении 3) эмоционального состо€ни€; 4) физиоло-
вокальных школ и певческих традиций вы- гического состо€ни€. “аким образом, та или
дел€етс€ архитектонический хронотоп, тесно ина€ певческа€ культура наполн€ет матри-
св€занный с ритмом. Ђ„увство ритма опира- цу пространственно-временных ощущений
етс€ на способность слышать архитектониче- теми состо€ни€ми, которые обладают дл€ нее
ские отношени€, а архитектоника немыслима некой Ђразрешающей способностьюї, при-
без ритма и симметрии, котора€ в некотором нос€т истинное удовлетворение ее слушате-
смысле выражает ритмы целогої [12, с. 160]. л€м, иначе, как отмечает ƒж. ћихайлов, она
»так, исток певческих школ берет свое представл€ет собой не более, чем Ђкультур-
начало от переполненного энтелехийной ный придатокї в жизни общества [6].
Ћитература
1. јндгуладзе Ќ. Homo cantor: ќчерки вокального искусства. - ћ., 2003.
2. √ордеева “. ё. ћузыкальный звук как феномен культуры. - ћ., 2007.
3.  урт Ё. ќсновы линеарного контрапункта. - ћ., 1931.
4. ћонасыпов Ў. Ђ...«авет из времен мистерийї. јнтропософские секреты голоса и речи // ћузыкальна€ јкадеми€. - 1999. - є 4. - —. 185-190.
5. Ќиколаева ≈. ¬. »стори€ музыкального образовани€: ƒревн€€ –усь:  онец ’ - середина XVII столети€. - ћ., 2003.
6. ќчерки музыкальной культуры народов “ропической јфрики / под ред. Ћ. √олден. - ћ., 1973.
7. —илантьева ». ». ѕроблема перевоплощени€ исполнител€ в вокально-сценическом искусстве: автореф. дис. . д-ра искусствоведени€. - ћ., 2007.
8. —инцов ≈. ¬. ќрнамент как мета€зык хронотопических представлений культуры (к развитию одной идеи ».  анта) // ¬естник —ам√” - 1999. - є 3 (13). - —. 45-49.
9. —инцов ≈. ¬. ѕрирода невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышлени€ в визуальной орнаментике и музыке. -  азань, 2003.
10. —ловарь иностранных слов. - ћ., 1980. - —. 814.
11. —ловарь философских терминов. - ћ., 2007. - —. 731.
12. —тарчеус ћ. ќ хронотопах музыкального мышлени€ // ћузыкальна€ академи€. - 2004. - є 3. -—. 156-163.
Literatura
1. Andguladze N. Homo cantor: Ocherki vokalТnogo iskusstva. - M., 2003.
2. Gordeeva T. Ju. MuzykalТnyj zvuk kak fenomen kulТtury. - M., 2007.
3. Kurt Je. Osnovy linearnogo kontrapunkta. - M., 1931.
4. Monasypov Sh. Ђ...Zavet iz vremen misterijї. Antroposofskie sekrety golosa i rechi // MuzykalТnaja Akademija. - 1999. - є 4. - S. 185-190.
5. Nikolaeva E. V Istorija muzykalТnogo obrazovanija: Drevnjaja RusТ: Konec X - seredina XVII stole-tija. - M., 2003.
6. Ocherki muzykal'noj kul'tury narodov Tropicheskoj Afriki / pod red. L. Golden. - M., 1973.
7. Silant'eva I. I. Problema perevoploshhenija ispolnitelja v vokal'no-scenicheskom iskusstve: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedenija. - M., 2007.
8. Sincov E. V. Ornament kak metajazyk hronotopicheskih predstavlenij kul'tury (k razvitiju odnoj idei I. Kanta) // Vestnik SamGU. - 1999. - є 3 (13). - S. 45-49.
9. Sincov E. V. Priroda nevyrazimogo v iskusstve i kul'ture: k probleme zhesto-plasticheskih osnovanij hudozhestvennogo myshlenija v vizual'noj ornamentike i muzyke. - Kazan', 2003.
10. Slovar' inostrannyh slov. - M., 1980. - S. 814.
11. Slovar' filosofskih terminov. - M., 2007. - S. 731.
12. Starcheus M. O hronotopah muzykal'nogo myshlenija // Muzykal'naja akademija. - 2004. - є 3. -
S. 156-163.
”ƒ  7
Ќ. ¬. ћедведева
–ј«¬»“»≈ ’ќ–ќ¬ќ√ќ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№—“¬ј ¬ ”—Ћќ¬»я’ »Ќƒ”—“–»јЋ№Ќќ√ќ –≈√»ќЌј (Ќј ѕ–»ћ≈–≈  ≈ћ≈–ќ¬— ќ… ќЅЋј—“»)
—тать€ посв€щена изучению процесса становлени€ и развити€ хорового искусства  емеровской области в XX веке в контексте музыкальной жизни индустриального региона. ќсновное внимание акцентируетс€ на услови€х бытовани€ хоровой культуры в социокультурной жизни региона, определ€ютс€ решающие причины дл€ активизации хоровой жизнеде€тельности.
 лючевые слова: хорова€ культура, индустриальный регион;  емеровска€ область; хоровые коллективы; самоде€тельное творчество.
N. V. Medvedeva
DEVELOPMENT OF CHORAL PERFOMANCE IN THE CONDITIONS OF THE INDUSTRIAL REGION (ON THE EXAMPLE OF KEMEROVO REGION)
The article is devoted to studying of the process of formation and development of choral art of the Kemerovo region in the XX century in a context of musical life of the industrial region. The main attention is accented on the conditions of an existing of choral culture in sociocul-tural life of the region, the main reasons for activization of choral activity are defined in the article.
Keywords: choral culture; industrial region; Kemerovo region; choral collectives; amateur creativity.
–азвитие того или иного вида музыкаль- взаимонаправленна: с одной стороны, сре-
ного исполнительства тесно св€зано с общим да способствует развитию исполнительства,
состо€нием культурной среды. Ёта св€зь с другой - последнее участвует в формирова-

пїњ