пїњ

»«ћ≈Ќ≈ЌЌџ≈ —ќ—“ќяЌ»я —ќ«ЌјЌ»я ¬ ћ»—“»„≈— ќћ ќѕџ“≈ —”‘»«ћј

”„≈Ќџ≈ «јѕ»— »  ј«јЌ— ќ√ќ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”Ќ»¬≈–—»“≈“ј “ом 151, кн. 1 √уманитарные науки 2009
‘»Ћќ—ќ‘— »≈ Ќј” »
”ƒ  2-1
»«ћ≈Ќ≈ЌЌџ≈ —ќ—“ќяЌ»я —ќ«ЌјЌ»я ¬ ћ»—“»„≈— ќћ ќѕџ“≈ —”‘»«ћј
–.». јбакаров, ¬.¬.  оролев јннотаци€
¬ статье рассматриваютс€ сущностные характеристики измененных состо€ний сознани€. ѕроводитс€ анализ их истоков, содержани€ и формы про€влени€ в мистическом опыте суфизма. –аскрываютс€ аспекты взаимосв€зи и идентичности экстатических состо€ний в различных религиозных системах. јнализируетс€ их роль и место в процессе формировани€ мистического мировоззрени€.
 лючевые слова: измененные состо€ни€ сознани€, религи€, суфизм, мистический опыт, эзотеризм.
 ак известно, суфийский мистический путь познани€ сосредоточивает свое внимание на интуиции как основном методе постижени€ истины. ѕоследователи суфизма настаивали на том, что лишь особые экстатические или, как мы дальше будем их обозначать, измененные состо€ни€ сознани€ способны приоткрыть перед человеком завесу невежества и слепоты и дать ему представление об »стинной –еальности.
»змененные состо€ни€ сознани€ (»——) сегодн€ €вл€ютс€ объектом пристального внимани€ не только психологов и психиатров, но и, хот€ и в меньшей степени, философов. Ќесмотр€ на то, что »—— - собирательное название состо€ний сознани€, отвечающих признакам нарушени€ сознани€, этот термин используетс€ и дл€ описани€ психики здоровых людей. »—— можно рассматривать как составную часть бодрствовани€ здорового человека, вызываемую различными причинами, котора€, как правило, недолговечна и смен€етс€ состо€ни€ми сознани€, свойственными спокойному бодрствованию.
ѕри этом индивид не только не избегает подобных состо€ний, но даже, напротив, начинает стремитьс€ к ним, преобразу€ в результате свои ощущени€ в представлени€ о себе и окружающем мире. Ђ...Ќаше нормальное или, как мы его называем, разумное состо€ние представл€ет лишь одну из форм сознани€, причем другие, совершенно от него отличные, существуют р€дом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкойї [1, с. 302], - считает американский философ и психолог ”. ƒжеймс. » именно от культуры и психических особенностей конкретного индивида завис€т последстви€ таких состо€ний - отбросит
ли он их как Ђнаваждениеї или Ђположитї их в Ђфундаментї собственной жизненной концепции.
ћногие специалисты, изуча€ »—— в мистическом опыте, выдел€ли несколько черт, характерных именно дл€ мистических переживаний. —реди них такие, как неизреченность, интуитивность, кратковременность и безде€тельность воли. ѕод неизреченностью понимаетс€ отсутствие возможности дл€ мистика выразить свое состо€ние с помощью слов. Ђ»бо реальность, к которой стремитс€ мистик, непостижима, ее невозможно пон€ть или объ€снить обычным способом, ее смысл не способны раскрыть ни философи€, ни разум, прозрение каких-то ее сторон доступно только мудрости сердца, гносисуї [2, с. 13].
Ќесмотр€ на то что мистические состо€ни€ относ€тс€ скорее к эмоциональной сфере, дл€ мистика они €вл€ютс€ единственной возможной формой познани€ (»стины), когда лишь при помощи интуиции человек может вознестись в Ѕожественное присутствие. » хот€ процесс сли€ни€ с јбсолютным в мусульманском мистическом пути познани€ длительный, включающий в себ€ множество Ђступенейї, Ђсто€нокї пути, сам момент пребывани€ в экстатическом состо€нии, как правило, не длитс€ долго. Ќо при этом такие состо€ни€ расшир€ют и обогащают внутренний мир мистика и остаютс€ в его пам€ти и сознании как наиболее важный и ценный опыт на прот€жении всей его жизни.
¬ качестве отличительной черты »—— в мистическом опыте ислама (как практически и в любых других религиозно-мистических течени€х) можно также выделить то, что, по сути, экстатические состо€ни€ вызываютс€ именно вследствие сознательно-волевых усилий личности (психофизические упражнени€ и т. д.). Ќо если состо€ние сознани€ приобретает присущие данному переживанию признаки, то в этом случае и сознание, и вол€ мистика оказываютс€ как бы нереализованными, не принимающими никакого участи€ в данном опыте или даже наход€щимис€ во власти какой-то высшей силы.
¬ современной философии все чаще слышитс€ мнение о необходимости более внимательного отношени€ к Ђскрытымї формам познани€. ѕри этом подразумеваетс€, что тот значимый духовный опыт, который человек способен обрести в измененных состо€ни€х сознани€, может нести в себе определенный гносеологический потенциал и в некоторых случа€х €вл€тьс€ даже чем-то большим, чем знание, опирающеес€ на разум.
»сход€ из представлений о многомерности человеческого сознани€, многие исследователи, анализиру€ »——, говор€т о присущих ему способност€х преодолевать узкие рамки аналитического разума.
¬ формате нашей темы вновь актуализировалась проблема соотношени€ сознательного и бессознательного. ƒл€ этих сфер психики характерны, скорее, противоречивые отношени€, чем состо€ние гармонии. ѕам€ть, мышление, воображение напр€мую завис€т от бессознательного. ќно способно не только вли€ть на творческую энергию индивида, но и принимать непосредственное участие в решении сложных проблем.
—егодн€ накоплено уже большое количество сведений по проблеме измененных состо€ний сознани€ (библиографические списки, посв€щенные исключительно »——, достигают тыс€чи и более наименований) (см. [3, с. 25]).
ѕри этом признаки нарушени€ нормальной работы сознани€, характерные дл€ экстатических состо€ний мусульманского мистического опыта (в принципе, это может относитьс€ к любой форме мистического мировоспри€ти€), как-то: отрешенность от реального мира и отражение его лишь в виде отдельных бессв€зных фрагментов; дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах; ситуации нарушени€ мыслительных, сознательно-волевых процессов с ослаблением или полной невозможностью суждений, затруднени€ в запоминании -большинством исследователей в современной литературе уже не раздел€ютс€ на возникающие при €сном сознании (норма) и помраченном (при психической патологии).
—егодн€ наибольший интерес дл€ изучени€ представл€ют собой искусственно вызываемые »——, в том числе в рамках мистического познани€, хот€ услови€ их возникновени€ могут присутствовать и в естественном ритме существовани€ индивида. Ћ.». —пивак €вл€етс€ автором одной из наиболее полных типологий »——, в которой он раздел€ет их на искусственно вызванные, спонтанно возникающие и психотехнически обусловленные [4, с. 48-55].
  искусственно вызываемым можно отнести »——, возникающие под действием психоактивных веществ или психоактивных процедур (примерами могут служить, соответственно, прием психотометиков или сенсорна€ деприваци€ (перегрузка)).
—понтанно возникающие »—— могут по€вл€тьс€ при обычных дл€ данного человека услови€х (скажем, засыпание или значительное напр€жение), а также необычных, но естественных обсто€тельствах (в частности, при нормальных родах) или экстремальных услови€х жизни или работы.
ѕсихотехнически обусловленные »—— сопровождают процессы психической регул€ции или саморегул€ции в современной психотерапии, регул€ции посредством экстрасенсорного воздействи€, а также религиозно-мистических обр€дов в традиционных культурах и субкультурах.
ѕричины по€влени€ »—— можно разделить на психологические, физиологические и химические.
ѕод психологическими причинами возникновени€ »—— понимаютс€, как правило, глубокие переживани€, гипнотические состо€ни€, аутогенна€ тренировка, медитаци€, творческие озарени€, ритуальные обр€ды и др.
‘изиологические причины - это нарушение режима сна, физическое и умственное перенапр€жение, воздержание от пищи, дыхательные упражнени€, монотони€, ритуальные действи€, пл€ски и т. д.
  химическим факторам относ€тс€: алкогольна€ интоксикаци€, пребывание в загр€зненной атмосфере, воздействие медицинских препаратов (пептидов, ноотропов, стимул€торов, наркотиков, галлюциногенов) и сборов некоторых видов растений [4, с. 48-55].
—ледует отметить, что анализ мистической практики в суфизме нагл€дно показывает наличие в познавательных процедурах мусульманского мистицизма элементов, направленных на достижение экстатического состо€ни€ и психологического, и физиологического, и химического характера.
Ѕольшой интерес представл€ет исследование прохождени€ индивидом »—— одного из ведущих специалистов в этой области „арльза “арта [5, с. 78].
—огласно его исследовани€м начальную стадию можно определить как нарушение обычного состо€ни€ сознани€ под воздействием вышеперечисленных факторов. ѕри этом и степень такого воздействи€, и его внутреннее содержание напр€мую св€заны с конкретной природой факторов, €вл€ющихс€ причиной возникновени€ подобного рода состо€ний (специфических верований, химических веществ, психологического и физического состо€ни€ индивида, окружающей обстановки и др.). ѕосле завершени€ перехода к новому состо€нию сознание снова стабилизируетс€. “акже отмечаетс€ больша€ веро€тность развити€ способности индивида входить в »—— [6, с. 164].
ќчень любопытен в этом плане феномен обратной толерантности (весьма странный с точки зрени€ фармакологии), когда повторные приемы препарата не уменьшают, а усиливают эффект.
Ётот факт имеет определенные следстви€. ¬о-первых, индивид приобретает способность чаще и легче входить в определенные состо€ни€. “ак, многие последователи мусульманского мистического течени€, достигавшие в своей практике сли€ни€ с јбсолютом, многократно за€вл€ли о своей увеличивавшейс€ с каждым разом способности постижени€ »стины без вс€кой внешней подготовки. ѕри этом они утверждали, что степень и глубина их способности Ђпогружени€ї в Ѕога посто€нно и неуклонно увеличиваетс€. ’от€ многие из них при этом не исключали использование дл€ достижени€ такого состо€ни€ вспомогательных средств, применение которых осуждалось представител€ми умеренного суфизма (наркотических веществ, ритмических действий, музыки и др.).
¬о-вторых, качества и способности, про€вл€ющиес€ в экстатических состо€ни€х сознани€, могут стать доступными и в состо€нии обыденного бодрствовани€. “ак последователи суфизма, овладевшие состо€нием предельного поко€ и концентрации, со временем станов€тс€ более спокойными и сосредоточенными и в обыкновенном состо€нии. »ли, иначе говор€, результатом пребывани€ суфи€ в подобного рода состо€ни€х со временем станов€тс€ определенные изменени€ свойств обыденного состо€ни€ сознани€, и, по выражению –. ”олша, Ђвспышки света станов€тс€ посто€нным си€ниемї [6, с. 165].
ѕереживание »—— в рамках суфизма было и остаетс€ сугубо индивидуальным опытом и способно оказывать самое разнообразное вли€ние как на психику, так и на психосоматику индивида. ‘ормы выражени€ »—— исключительно многообразны. “ак, например, мистические состо€ни€ сознани€ представл€ют собой особого рода »——, в них человек осознает прикосновение к чему-то Ѕожественному. ќни могут возникать спонтанно или достигатьс€ особой практикой.
ћистическое течение в исламе указывает на то, что соединение человека с Ѕогом, как правило, - процесс длительный, включающий в себ€ определенное количество ступеней и Ђсто€нокї. ѕродвижение по этому пути требовало от мюрида соблюдени€ определенных правил и норм, полного самоотречени€ и, зачастую, самоист€зани€. “ак что в суфизме, как и во всех древних мистических системах, был разработан р€д техник вхождени€ в такие состо€ни€, которые в большинстве своем удивительно похожи друг на друга.
«а последние годы в –оссии, как и во всем мире, возникло множество новых религиозных движений (Ќ–ƒ), которые часто называют также Ђнетрадиционными религи€миї или Ђтоталитарнымиї сектами. ѕроблема Ќ–ƒ интересуют
нас, прежде всего, с позиции исследовани€ их методов дл€ достижени€ измененных состо€ний сознани€, а также сравнени€ психофизических упражнений, направленных на достижение »—— в Ќ–ƒ и в мистическом течении ислама.
Ќаибольшую обеспокоенность специалистов, занимающихс€ контролем за де€тельностью Ќ–ƒ, вызывает применение последними особой психотехники, именуемой Ђкодированиеї или Ђпромывание мозговї [7, с. 40-54]. “ак, р€д религиозных новообразований обвин€етс€ в применении таких приемов погружени€ в »——, как изол€ци€ от внешнего мира, недосыпание, недоедание и т. п.
Ётот факт представл€етс€ нам очень интересным в св€зи с тем, что основными методами на пути у суфиев были с первых лет существовани€ и до наших дней пост и бодрствование. —читалось, что мистик, желающий приобщитьс€ к Ѕожественному, об€зан как можно меньше спать, есть, общатьс€ с другими людьми. Ќеобходимо также отметить, что в Ќ–ƒ, как и в суфизме, все эти моменты предшествуют моменту Ђобращени€ї, что заметно отличаетс€ от процедуры, прин€той у ортодоксального религиозного построени€.
—реди наиболее известных приемов и техник, используемых членами новых религиозных образований дл€ контрол€ над сознанием человека, различают следующие: групповое давление (игры, пение и пр.); воздействие лестью, прикосновени€ми, любовью; изол€ци€ индивида от мира; использование техники остановки мышлени€ с помощью монотонии, пени€ и упражнений; формирование состо€ни€ эмоциональной у€звимости (поддержание состо€ни€ чувства страха, вины); загрузка воспри€ти€ контролируемой информацией; нарушение суточного ритма, отказ от сна и пищи [7, с. 40-54].
ƒаже поверхностный анализ мистического опыта в исламе, касающийс€ аскетической практики и психофизических упражнений, нагл€дно показывает, что психотехнические составл€ющие техники достижени€ экстатических состо€ний сознани€ как в суфизме, так и в Ќ–ƒ практически идентичны. » довольно больша€ часть мистического опыта в исламе также направлена именно на подавление сознательно-волевых процессов. “аким образом, приемы и методы членов Ќ–ƒ €вл€ютс€ нечем-то принципиально новым, а всего лишь вульгаризированным вариантом древних религиозно-мистических практик.
—ледовательно, можно сделать вывод о том, что вне зависимости от мировоззрени€ и целей как в новых религиозных движени€х, так и в суфизме формирование »—— происходит целенаправленно и в подходе к достижению таких состо€ний сознани€ лежат одни и те же принципы. » это закономерно, ибо людей, исповедующих разные религии, как и людей с различной философией, объедин€ет то, что они при этом принадлежат одному Ђвидуї, то есть физически и психически схожи между собой.  ак говорил я. Ѕеме, Ђ.все люди таковы, будь они христиане, иудеи, турки или €зычники; в ком есть любовь и кротость, в том есть и свет Ѕожий. »ли ты скажешь, что нет? » турки, и иудеи, и €зычники не живут ли в том же самом теле, в котором живешь и ты, и пользуютс€ силою того же тела, которою пользуешьс€ и ты, и обладают той же плотью, как и ты, и твой Ѕог есть также и их Ѕогї [8, с. 332-333]. ѕри этом в исламском мистицизме остаетс€ все-таки больше Ђпространстваї дл€ собственных духовных усилий личности. Ќо неизбежно возникает вопрос: почему при этом идентичные психотехнические приемы не дают каких-либо однозначных результатов?
 ак известно, знание в суфизме эзотерично, то есть доступно лишь небольшому количеству людей. —ами суфии объ€сн€ют это тем, что »стина не только не нужна каждому отдельному представителю общества, но и внутренн€€ природа суфиев более совершенна, чем у обычного человека, вследствие чего знание €вл€етс€ уделом избранных. ЂЁта заплатанна€ одежда должна быть при-уготована в предвечностиї, ибо, как бы ни старалс€ человек достигнуть уровн€ суфи€, Ђни один осел не может превратитьс€ в лошадь благодар€ лишь усили€м и старани€мї [9, с. 44-50].
¬ этой св€зи очень интересным €вл€етс€ тот факт, что характер и глубина измененных состо€ний сознани€ определ€ютс€ не только внешними факторами, но и физической природой, наследственностью, зрелостью личности, мерой ее духовности. “аким образом, вопрос, касающийс€ избранности Ђдрузей Ѕогаї (как они себ€ называют), может иметь и такое, достаточно тривиальное, объ€снение.
¬ результате применени€ описанных приемов и техник у суфи€ наступает такое состо€ние сознани€, дл€ которого характерны Ђопустошенностьї, Ђбессодержательностьї, Ђбеспредметностьї. ѕроисходит временное опустошение функций всех психических подсистем; сознание остаетс€, но нет объекта сознани€ и нет сознаваемого. Ёто позвол€ет мусульманским мистикам говорить о мистическом опыте именно как об опыте единени€, растворени€ в Ѕоге. ѕо€вление такого состо€ни€ сознани€ происходит как бы внезапно, толчком, хот€ и €вл€етс€ определенной стадией тщательно разработанного процесса познани€.
Summary
R.I. Abakarov, V. V. Korolev. Altered States of Consciousness in the Mystic Experience of Sufism.
The article deals with the essential characteristics of mind state change. Their origins, etymology and functioning in the mystic aspect of Sufism are analyzed. Mechanisms of interconnection and identity of mystic conditions of mind in various religions as well as their role and importance in the process of mystic outlook formation are studied.
Key words: altered states of consciousness, religion, Sufism, mystic experience, esoterics, Muslim mysticism, psychotechnique.
Ћитература
1. ƒжеймс ”. ћногообразие религиозного опыта. - ћ.: Ќаука, 1993. - 432 с.
2. Ўиммельј. ћир исламского мистицизма / ѕер. с англ. - ћ.: јлетейа: Ёнигма, 2000. - 414 с.
3. »змененные состо€ни€ сознани€: современные исследовани€: Ќаучно-аналитический обзор. - ћ.: »Ќ»ќЌ –јЌ, 1995. - 56 c.
4. —пивак Ћ.»., —пивакƒ.Ћ. »змененные состо€ни€ сознани€: типологи€, семиотика, психофизиологи€ // —ознание и психическа€ реальность. - 1996. - “. 1, є 4. -—. 48-55.
5. Tart C. States of Consciousness. - N. Y.: E.P. Dutton & Co., 1975 - 305 p.
6. ”олш –. ƒух шаманизма / ѕер. с англ. - ћ.: »зд-во трансперсонального ин-та, 1996. - 288 с.
7. Ёкспертные заключени€ об јум —енрикЄ II Ќезавис. психиатр. журн. - 1995. -є 11. - —. 40-54.
¬. Ѕеме я. јврора, или ”тренн€€ зар€ в восхождении I ѕер. с нем. - —ѕб.: јзбука-классика, 2000. - 411 с.
9. јс-—арадж. —амое блистательное в суфизме II ’рестомати€ по исламу. - ћ.: Ќаука, »зд. фирма Ђ¬осточна€ литератураї, 1997. - —. 44-50.
10.  ныш ј.Ё. ћусульманский мистицизм. - ћ.; —ѕб.: ƒил€, 2004. - 453 с.
ѕоступила в редакцию 11.09.0¬
 оролев ¬алерий ¬асильевич - кандидат философских наук, заведующий кафедрой религиоведени€  азанского государственного университета.
E-mail: philosophy.dep@ksu.ru
јбакаров –услан »самутдинович - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры Ђ—оциально-культурный сервис и туризмї ƒагестанского государственного технического университета, г. ћахачкала.

пїњ