ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

УДК 930.1:796
Ю. В. ВОРОЖКО Е. С. ЛЮБИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются проблемы периодизации истории науки о физической культуре и спорте, её критерии; анализируются тенденции и проблемы развития спортивной науки. Ключевые слова: история, историография, наука о физической культуре и спорте, периодизация.
Вот уже несколько тысяч лет существует наша цивилизация. Она находится в постоянном развитии и эволюционирует. В процессе своей жизни человек сталкивается с различными явлениями, которые он пытается объяснить, исходя из практической необходимости. Так и возникали науки.
Цель дан ной статьи — разработатьиериодизацию истории о физической культуре и спорте, определить ее критерии и выявить основные тенденции развития спортивной науки на примере российской историографии.
В российской историографии существует множество взглядов исследователей на периодизацию развития науки. Так, относительно даты и места рождения науки НИ. Кузнецова выделяет пять точек зрения:
— наука была всегда, ибо она органично присуща практической и познавательной деятельности человека;
— наука возникла в Древней Греции в V в. до н.э., именно здесь впервые знание соединилось с обоснованием;
— наука возникла в Западной Европе в Позднее Средневековье (XII-XIV века} вместе с особым интересом к опытному знанию и математике;
— наука начинается с XVI -XVII века работами Кеплера, Гюйгенса, и особенно Галилея и Ньютона, разработавшими первую теоретическую модель физики на языке математики;
— наука начинается с первой трети XIX века, когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием [ 1).
Еще одна периодизация, в которой различают следующие большие периоды истории науки, характеризующиеся устойчивыми чертами и особенностями рационального проекта,— это классический и неклассический типы научной рациональности. Существуют также соображения в пользу того, что сейчас уже можно говорить о становлении особого новейшего, ностнеклассическоготипа.
На каждом из этапов развития науки научное познание усложняло свою организацию. Совершались новые откры тия, создавались новые научные направления и новые научные дисциплины, формировалась дисциплинарная организация науки, возникла сис-
тема научных дисциплин со сложными связями между ними. Развитие научного познания сопровождается и шггеграцией наук.
Вместе с тем началась и институализация, связанная с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности — научных кадров. Как социальный институт наука начала формироваться в XVII —XVIII вв., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. К середине XIX в. формируется дисциплинарная организация науки, возникает система дисциплин со сложными связями между ними. В XX п. наука превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.
В процессе развития науки менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В XIX в. к мировоззренческой функции науки добавилась функция быть производительной силой. В первой половине XX в. наука стала приобретать еще одну функцию — она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности.
Таким образом, современная наука в целом пред-сталяет собой сложную развивающуюся, структурированную систему, которая включает блоки естественных, социальных и гуманитарных наук.
Наряду с развитием всех наук, на основе общих законов и закономерностей, развивалась наука о физической культуре и спорте (далее ФиС). На наш взгляд, её историю можно условно раздели ть на следующие периоды (табл. I). Постепенно, методом проб и ошибок свое развитие она начала еще в древности. Но такой, какой мы ее видим сейчас, стала относительно недавно — в XIX — XX вв.
Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено многими
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК Н» 4 (#9) 2010
Периодизация истории российской науки о физической культуре и спорте
Хр01юл0П1- Передо Принцип 1 ^ртднгмы (западноевропейский Меподрлопо<есх><е Парадигмы (российский Особа вюсгн исторического
«НЧГКИР рпмки генезиса Вгф(М1ГГ) тродщнп вариант) (шиитим науки
XVI а — отирая (Пред! пука кумуяяпшный Кджгичеомя ГногеомгнческиЛ Классическая — 1Чч*чпурный
пиливши (XVI и —Х1Хп.) |XVIв. - МОШ13М 19911Т. характер гючшгиы
XIX в —складывание естественных ипук •гторая нал. XI Хв.) -переход к уш пюрсалыюму
к XVII ын —складывание ооциялыю- монизму В СОЦИОЛЫЮ-гуманнтприых науках.
М.) ЦГГОрОб гумшпппрных 1 тук - «часпадй»
(плоение ИСИ ЯМЧбОСИЙ
XIX п. плюрализм а еггесгосннык науках
1)|тгорпя 11. Российская наука: Неклаогсеюская 1 Наука как ыа
1Х1ЛСЯШНЛ 1 .Зарождение и стнапдение (ВТОрОН пол. Г1 юссолопгссскнП теоретического
XIX в. -1917 г. вузовской туки XIX и. - 1930« гг.) плн*|или:\м м>днления и
11917 г - 2.Раэдедение учебной и научной сознания
1920ч» гсууа |>УхГГЫ Сояллиие при вузах шучш^нсследавлгсльсхих 2. Запаздывании«*, АОГОНЯКЯШ<Й,
3)1920-« - институтов, ускоренный
1930« пууа 3 Раямше научной работы нп хармаер развития.
4» 1960« - кафедральному принципу. Я Значительное
»•|Х‘Л>1Н.» 1ЗДО-х 4 Антенное |пзвер1ыманне МИР Нвкласогаеаам влияние западной
ГОЛРС1 в опар ограслевых проблемных пауки.
1960е - 1970« лабораторий. 1991г. — ibvn.No 4. Возможность
1Т. «.Золотой пек» спиршвиоА XXI в. нтольэовання
.*)) Серсуупи науки». Сюмивлеине зпрувежнип 1 енп ЛТП
1380-х тих« — 5 Реформнроппнне наухн с посткласапсчгкой Ь. Экстенсивный
1991г. целью создания одтюн системы НИР пи темам и программам КрИ'ШС муки 1 гул. |« иипии Ь. Огромная роль государства.
0)1991 г - 6 Пркдашиие крнзиап, поиски Г«ХТН1ЖЛЛССИЧССКЛЯ Сшшргетиха — Странке
по нпстнпдее путей эффективного [мзнигия (1950-е годы - учеюй о методологических
премя ! 1ИИ. проблемшле лаборатории. ПННГЫ, НаЦИПНаЛ1.НЬК* программы. начало XXI о.) полипе Иных глмоортшгзугатнхея шктемах границ мседнепнплн-1и|ш(]й интеграции
факторами и, несомненно, материальной жизнью первобытного общества. Издавна человек занимался охотой, рыболовством и собирательством. Всё это вырабатывало физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам, развивалась наблюдательность, пополнялисьпрактическиезнания. Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков, таких как ловкость, физическая сила, выносливость. Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к появлению физических упражнений. У древнейшего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия, передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древ1 его человека к тому, что он обратил внимание на явление уттражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей д еятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничество, выработку плана совместных дейсгвий. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных ак тов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения.
В развитии физической культуры Древняя Греция сыграла очень большую роль. Не только во времена
существования древнегреческих государств, но и в последующей эпохе, вплоть до нашего времени, из физической культуры Греции заимствуется многое, начиная от физических упражнений идо организации соревнований, в том числе олимпийских игр.
Физическое воспитание в Древней Греции развивалась как составная часть античной культуры, начиная с самых ранних периодов ее истории. Еще в условиях родового сфоя греческие племена ему, а также различным соревнованиям, уделяли большое впи-мание. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов, а грекам приходилось вести длительные войны для установления своего господства на Балканском полуострове и в бассейне Эгейского моря. Исходя из своих религиозных представлений, |реки счи тали, что и бот очень любят физическую силу и проявление ее в состязаниях, поэтому соревнования атлетов очень рано становятся частью религиозных обрядов.
Физическое воспитание в Риме отличалось от воспитания населявших Италию греков. Спортивные игры были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культурами, поклонениям семейным божествам и иочитаниям предков. Согласно преданиям, в программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. Образ главного бога покровителя, ритуал
и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более «римский» характер.
В конце шестого века до н. э. Рим стал республикой. Во времена завоевательных походов постепенно менялась структура общества, а вместе с ней менялся и характер римской физической культуры. С арены цирка исчезли представления, во время которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием. Прежние гимнастические традиции были забы ты или перекочевали в во-енные лагеря в качестве элементов военной подготовки.
Позднее, в Римской империи были стремления культивировать состязания по греческому образцу. Во время консульских праздников устраивались соревнования в беге, верховой езде и гребле с участием граждан Рима. Император Октавиан Август (63 г. до н.э. - 14 г. до н.э.) попытался возобновить троянские игры в цирке. Более удачной оказалась попытка Домициана (24 октября 51 г.— 18 сентября 96 г.), чьи игры, учрежденные в 86-м году, просуществовали вплоть до развала Западной Римской империи.
Своеобразное развитие физического воспитания в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории культуры. Она зарождалась как ритуальное обрамление военных упражнений, служила средством сплочения народных масс.
В 394 г. и. э. Римский император Феодосий I издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции. Надолго он стал привилегией «избранного» меньшинства, престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами (2].
Только лишь в начале XIX в. спорт получил всеобщее признание в Европе и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. В самом же возрождении Олимпийских игр современности важную роль сыграл французский общественный деятель, педагог, историк Пьерде Кубертен. В конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта появляется термин «физическая культура», но он не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры». Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе (3).
Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда
и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.
В обществе физическая культура способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельностьгосударствешпих и общественных организаций в области ФиС.
Термин «физическая культура» очень часто сочетается с термином «спорт», когда говорят «физическая культура и спорт». Союз «и» здесь подчеркивает и сходство, и различие. Спорт в большой части входит в состав физической культуры, а именно в той части, которая включает большинство современных видов спорта, являющихся высокоактивными видами двигательной деятельности, приводящей при определенных условиях к выдающимся показателям физического совершенства индивида. Вместе с тем нельзя не согласиться, что термин «спорт» не всецело поглощен понятием «физическая культура». Спорт включает кроме двигательно-активных видов и ряд других, не связанных с повышенной двигательной ак-тивностью (например, шахматный спорт и другие ви-ды, в состязаниях по которым доминирует абстрактно-логическое противоборство соперников). Это значит, что понятия «физическая культура» и «спорт» соот-носятся друге другом в соотношении частичного совпадения |4).
В узком смысле спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность. В широком смысле (но не чрезмерно расширительном) понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к дос тижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности.
Спорт —составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Он исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития [5].
Оформление теории спорта в качестве относительно самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно — в XX веке, хотя осмысление явлений спорта на каком-то уровне шло с давних пор — вместе с развитием спортивной практики и дало некоторые серьезные обобщения уже в первый период расцвета олимпийских игр в древности. Одним из главных стимулов, ускоривших формирование современной теории спорта, стало возобновление Олимпийских игр в новое время на рубеже XIX — XX веков и обусловленное этим интенсивное развертывание мировою спортивного движения.
Приблизительно до второй половины прошлого века проблематика теории спорта рассматривалась преимущественно в рамках теории и методики физического воспитания. Со временем, однако, всё более обращалось внимание на то, что предмет теории физического воспитании только в некоторой мере совпадает с предметом теории спорта и »по для полного охвата проблематики познания сущности спорта, закономерностей его функционирования и развития 1гужна специальная, избирательно ориентированная на эту проблематику отрасль научного знания.
Общепризнано, что выдающийся вклад в становление теории спорта внесли советские специалисты,
чему способствовал ряд обстоятельств. Весьма важную предпосылочную роль гут сыграл высокий уровень развития естественных и гуманитарных наук, достигнутый в стране еще к исходу XIX — первой половине XX века (6).
Утвердилось представление о том, что теория спорта есть обобщающая отрасль научного знания, призванная отображать сущность спорта, общие закономерности его функционирования и дальнейшего развития в обществе; при этом ее стержневым разделом является концепция об основном содержании и формах оптимального построения подготовки спортсмена к высоким достижениям в спорте, наиболее существенных закономерностях, путях и условиях спортивного совершенствования.
С появлением теории спорта свое развитие начала спортивная наука. Это произошло с необходимостью выхода спортсмена на новый уровень. «Большие» спортсмены, как правило, очень тонко анализируют свой организм, свою психику и за счет этого точно подводят себя к соревнованию и в целом достигают высоких результатов. В этом вопросе много неясного, стихийного, а норой и загадочного, так что без науки не обойтись (7|.
Таким образом, спорт высших достижений вступил в ту стадию своего развития, когда использование данных науки в работе тренера является не просто даштЮ научно-техническому прогрессу, а жизненной задачей, без решения которой нельзя рассчитывать на устойчивый закономерный успех |8].
Благодаря непрерывно растущему «общественному интересу» к спорту произошел и резкий скачок в разви тии науки о спорте, выразившийся в создании множества учебных кафедр, исследовательских программ и появлении оригинальных диссертационных исследований.
Значительным событием в развитии науки о спорте как о самостоятельном явлении стала защита В. А. Деминым первой в этой отрасли диссертации по мстодологаи. Одной из заслуг этого исследования является то, что он стал изучать спорт с точки зрения системной концепции, которой является психологическая теория деятельности. Опираясь на потреб-ностно-мотивационпую сферу личности спортсменов, он успешно дифференцировал тех, кто занимается конкретным видом спорта для повышения собственных психофизических возможностей, оттех, кто стремится к достижению высшего спортивного результата на международной арене. Так была создана научная предпосылка к разделению спорта на спорт для всех и спорт высших результатов |9).
Спорт—это системное явление, поэтому те проблемы, которые присущи ему (коммерциализация, допинг, предвзятое судейство и др.), носят системный характер, и их невозможно решать без опоры на науку о спорте [4].
К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом в области спорта.
После распадэ СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону (3).
Несмотря на все эти негативные явления, в России продолжает развиваться наука о спорте. В основе ее лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести теорию построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, И.П. Ратов) (10).
Современная теория спорта как научное направление, в рамках которого спорт изучается как це-
лостное явление, по мнению исследователей, должна базироваться на трех равноправных «китах»: спортивной педагогике, биологии спорта, философии спорта. Связь между ними можно выделить следующим образом. Педагогика должна отвечать на вопрос, как строить тренировочный процесс? Биология спорта — на вопрос, почему необходимо именно так строить тренировочный процесс? Философия спорта — на вопрос, для чего необходимо именно гак строить тренировочный процесс?
В конце прошлого столетия практика спорта значительно опережала теорию в лице науки о физическом воспитании; сейчас в России наблюдается феномен опережения наукой практики спорта (7).
В настоящее время мы наблюдаем заметный подъем в развитии спортивной науки. Государство уделяет большое вниманию развитию спорта в нашей стране, финансирует исследования в этой области, поощряют их участников, строит новые спортивные сооружения, отвечающие всем европейским стандартам. Всё чаще российские спортсмены занимают призовые места на международных соревнованиях. И в этом, несомненно, огромная заслуга спортивной науки.
Библиографический список
1. Кузнецова, Н.И. Возникновение науки / Н.И. Кузнецова // Философия и методология науки. Ч. 1. — М.: SvR - Аргус, 1994. — С. 35 - 38.
2. Гайл. В.В. Становление образования в сфере физической культуры как элемента российской системы образования на Урале / В.В. Гайл// Физическая культура и олимпийское движение на Урале: сб. тез. докл — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 1999. — 29 с.
3. Гайл. В.В. Становление российской системы физической культуры на Урале в конце XIX - начале XX в. / В.В. Гайл // Физическая культура в образовательном процессе : межвуэ. сб. науч. тр. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 1999. - С 129- 152.
4. Кун, А. Всеобщая история физической культуры и спорта (Текст! / Кун. Л. - М. : Budapest, 1978. - 211 с.
5. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие / Б.Р. Голощапов. — М. : Академия, 2002. — 312 с.
6. Сутула. B.A.. Ян Цзинь-Тянь. Основные тенденции исторического развития воспитательного направления в физической культуре в период Нового времени / В. А. Сутула. Ян Цзинь-Тянь // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр.; под ред. С. С. Ермаковой. - Харьков: ХГПН, 2000. - Ne 21. - С. 27 - 32.
7. Матвеев. Л.П. Общая теория спорта /ЛП Матвеев. — М.: Просвещение, 1988. — С. 7- 19.
8. Кулинко, Н.Ф. История физической культуры и спорта: учеб. пособие / Н.Ф. Кулинко. — Оренбург: Оренбургское книжн. изд-во, 1997. — 274 с.
9. Пронин, С А. Анализ документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта / С. А П ронин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - Ne 6, —С. 60 —62.
10. Столбов, В.В. История физической культуры: учебник / В.В. Столбов. — М. : Просвещение, 1989. — 423 с.
ВОРОЖКО Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории.
ЛЮБИНА Екатерина Сергеевна, студентка 220-й труппы факультета туризма, рекреации и реабилитации.
Адрес для переписки: е-шаИ: naukasibgufk@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 24.12.2009 г.
© Ю. В. Ворожко, Е. С. Любина