пїњ

»—“ќ–»ќ√–ј‘»я »—“ќ–»» –ќ——»…— ќ… Ќј” » ¬ —‘≈–≈ ‘»«»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ » —ѕќ–“ј: “≈Ќƒ≈Ќ÷»» » ѕ–ќЅЋ≈ћџ –ј«¬»“»я

”ƒ  930.1:796
ё. ¬. ¬ќ–ќ∆ ќ ≈. —. ЋёЅ»Ќј
—ибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. ќмск
»—“ќ–»ќ√–ј‘»я »—“ќ–»» –ќ——»…— ќ… Ќј” » ¬ —‘≈–≈ ‘»«»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ » —ѕќ–“ј: “≈Ќƒ≈Ќ÷»» » ѕ–ќЅЋ≈ћџ –ј«¬»“»я
¬ статье рассматриваютс€ проблемы периодизации истории науки о физической культуре и спорте, еЄ критерии; анализируютс€ тенденции и проблемы развити€ спортивной науки.  лючевые слова: истори€, историографи€, наука о физической культуре и спорте, периодизаци€.
¬от уже несколько тыс€ч лет существует наша цивилизаци€. ќна находитс€ в посто€нном развитии и эволюционирует. ¬ процессе своей жизни человек сталкиваетс€ с различными €влени€ми, которые он пытаетс€ объ€снить, исход€ из практической необходимости. “ак и возникали науки.
÷ель дан ной статьи Ч разработатьиериодизацию истории о физической культуре и спорте, определить ее критерии и вы€вить основные тенденции развити€ спортивной науки на примере российской историографии.
¬ российской историографии существует множество взгл€дов исследователей на периодизацию развити€ науки. “ак, относительно даты и места рождени€ науки Ќ».  узнецова выдел€ет п€ть точек зрени€:
Ч наука была всегда, ибо она органично присуща практической и познавательной де€тельности человека;
Ч наука возникла в ƒревней √реции в V в. до н.э., именно здесь впервые знание соединилось с обоснованием;
Ч наука возникла в «ападной ≈вропе в ѕозднее —редневековье (XII-XIV века} вместе с особым интересом к опытному знанию и математике;
Ч наука начинаетс€ с XVI -XVII века работами  еплера, √юйгенса, и особенно √алиле€ и Ќьютона, разработавшими первую теоретическую модель физики на €зыке математики;
Ч наука начинаетс€ с первой трети XIX века, когда исследовательска€ де€тельность была объединена с высшим образованием [ 1).
≈ще одна периодизаци€, в которой различают следующие большие периоды истории науки, характеризующиес€ устойчивыми чертами и особенност€ми рационального проекта,Ч это классический и неклассический типы научной рациональности. —уществуют также соображени€ в пользу того, что сейчас уже можно говорить о становлении особого новейшего, ностнеклассическоготипа.
Ќа каждом из этапов развити€ науки научное познание усложн€ло свою организацию. —овершались новые откры ти€, создавались новые научные направлени€ и новые научные дисциплины, формировалась дисциплинарна€ организаци€ науки, возникла сис-
тема научных дисциплин со сложными св€з€ми между ними. –азвитие научного познани€ сопровождаетс€ и шггеграцией наук.
¬месте с тем началась и институализаци€, св€занна€ с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной де€тельности Ч научных кадров.  ак социальный институт наука начала формироватьс€ в XVII ЧXVIII вв., когда в ≈вропе возникли первые научные общества, академии и научные журналы.   середине XIX в. формируетс€ дисциплинарна€ организаци€ науки, возникает система дисциплин со сложными св€з€ми между ними. ¬ XX п. наука превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединени€ ученых, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.
¬ процессе развити€ науки мен€лись ее функции в социальной жизни. ¬ эпоху становлени€ естествознани€ наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрени€. ¬ XIX в. к мировоззренческой функции науки добавилась функци€ быть производительной силой. ¬ первой половине XX в. наука стала приобретать еще одну функцию Ч она стала превращатьс€ в социальную силу, внедр€€сь в различные сферы социальной жизни и регулиру€ различные виды человеческой де€тельности.
“аким образом, современна€ наука в целом пред-стал€ет собой сложную развивающуюс€, структурированную систему, котора€ включает блоки естественных, социальных и гуманитарных наук.
Ќар€ду с развитием всех наук, на основе общих законов и закономерностей, развивалась наука о физической культуре и спорте (далее ‘и—). Ќа наш взгл€д, еЄ историю можно условно раздели ть на следующие периоды (табл. I). ѕостепенно, методом проб и ошибок свое развитие она начала еще в древности. Ќо такой, какой мы ее видим сейчас, стала относительно недавно Ч в XIX Ч XX вв.
¬озникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено многими
ќћ— »… Ќј”„Ќџ… ¬≈—“Ќ»  Ќї 4 (#9) 2010
ѕериодизаци€ истории российской науки о физической культуре и спорте
’р01юл0ѕ1- ѕередо ѕринцип 1 ^ртднгмы (западноевропейский ћеподрлопо<есх><е ѕарадигмы (российский ќсоба вюсгн исторического
ЂЌ„√ »– рпмки генезиса ¬гф(ћ1√√) тродщнп вариант) (шиитим науки
XVI а Ч отира€ (ѕред! пука куму€€пшный  джгичеом€ √ногеомгнческиЋ  лассическа€ Ч 1„ч*чпурный
пиливши (XVI и Ч’1’п.) |XVIв. - ћќЎ13ћ 19911“. характер гючшгиы
XIX в Чскладывание естественных ипук Хгтора€ нал. XI ’в.) -переход к уш пюрсалыюму
к XVII ын Чскладывание ооци€лыю- монизму ¬ —ќ÷»ќЋџё-гуманнтприых науках.
ћ.) ÷√√ќрќб гумшпппрных 1 тук - Ђчаспадйї
(плоение »—» яћ„бќ—»…
XIX п. плюрализм а еггесгосннык науках
1)|тгорп€ 11. –оссийска€ наука: Ќеклаогсеюска€ 1 Ќаука как ыа
1’1Ћ—яЎЌЋ 1 .«арождение и стнапдение (¬“ќрќЌ пол. √1 юссолопгссскнѕ теоретического
XIX в. -1917 г. вузовской туки XIX и. - 1930Ђ гг.) плн*|или:\м м>днлени€ и
11917 г - 2.–аэдедение учебной и научной сознани€
1920чї гсууа |>”х√√џ —о€ллиие при вузах шучш^нсследавлгсльсхих 2. «апаздыванииЂ*, јќ√ќЌя яЎ<…,
3)1920-Ђ - институтов, ускоренный
1930Ђ пууа 3 –а€мше научной работы нп хармаер развити€.
4ї 1960Ђ - кафедральному принципу. я «начительное
їХ|’СЋ>1Ќ.ї 1«ƒќ-х 4 јнтенное |пзвер1ыманне ћ»– Ќвкласогаеаам вли€ние западной
√ќЋ–—1 в опар ограслевых проблемных пауки.
1960е - 1970Ђ лабораторий. 1991г. Ч ibvn.No 4. ¬озможность
1“. Ђ.«олотой пекї спиршвиој XXI в. нтольэованн€
.*)) —ерсуупи наукиї. —юмивлеине зпрувежнип 1 енп Ћ“ѕ
1380-х тихЂ Ч 5 –еформнроппнне наухн с посткласапсчгкой №. Ёкстенсивный
1991г. целью создани€ одтюн системы Ќ»– пи темам и программам  р»'Ў— муки 1 гул. |Ђ иипии №. ќгромна€ роль государства.
0)1991 г - 6 ѕркдашиие крнзиап, поиски √Ђ’“Ќ1∆ЋЋ——»„—— Ћя —шшргетиха Ч —транке
по нпстнпдее путей эффективного [мзниги€ (1950-е годы - учеюй о методологических
прем€ ! 1»». проблемшле лаборатории. ѕЌЌ√џ, Ќа÷»ѕЌаЋ1.Ќ№ * программы. начало XXI о.) полипе »ных глмоортшгзугатнхе€ шктемах границ мседнепнплн-1и|ш(]й интеграции
факторами и, несомненно, материальной жизнью первобытного общества. »здавна человек занималс€ охотой, рыболовством и собирательством. ¬сЄ это вырабатывало физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам, развивалась наблюдательность, пополн€лисьпрактическиезнани€. »зготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развити€ человека, определенных двигательных навыков, таких как ловкость, физическа€ сила, выносливость. ќднако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к по€влению физических упражнений. ” древнейшего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохран€ли оруди€, передавали из поколени€ в поколение навыки их изготовлени€ и использовани€). »менно это привело древ1 его человека к тому, что он обратил внимание на €вление уттражн€емости в процессе труда. ‘изические упражнени€ €вл€лись не только средством подготовки к предсто€щей д е€тельности, но и служили дл€ передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничество, выработку плана совместных дейсгвий. — этого момента и начинаетс€ постепенное отделение р€да двигательных ак тов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнени€.
¬ развитии физической культуры ƒревн€€ √реци€ сыграла очень большую роль. Ќе только во времена
существовани€ древнегреческих государств, но и в последующей эпохе, вплоть до нашего времени, из физической культуры √реции заимствуетс€ многое, начина€ от физических упражнений идо организации соревнований, в том числе олимпийских игр.
‘изическое воспитание в ƒревней √реции развивалась как составна€ часть античной культуры, начина€ с самых ранних периодов ее истории. ≈ще в услови€х родового сфо€ греческие племена ему, а также различным соревновани€м, удел€ли большое впи-мание. —ила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов, а грекам приходилось вести длительные войны дл€ установлени€ своего господства на Ѕалканском полуострове и в бассейне Ёгейского мор€. »сход€ из своих религиозных представлений, |реки счи тали, что и бот очень люб€т физическую силу и про€вление ее в сост€зани€х, поэтому соревновани€ атлетов очень рано станов€тс€ частью религиозных обр€дов.
‘изическое воспитание в –име отличалось от воспитани€ насел€вших »талию греков. —портивные игры были самым тесным образом св€заны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культурами, поклонени€м семейным божествам и иочитани€м предков. —огласно предани€м, в программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. ќбраз главного бога покровител€, ритуал
и сами игры с изменением соотношени€ сил приобретали постепенно все более Ђримскийї характер.
¬ конце шестого века до н. э. –им стал республикой. ¬о времена завоевательных походов постепенно мен€лась структура общества, а вместе с ней мен€лс€ и характер римской физической культуры. — арены цирка исчезли представлени€, во врем€ которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием. ѕрежние гимнастические традиции были забы ты или перекочевали в во-енные лагер€ в качестве элементов военной подготовки.
ѕозднее, в –имской империи были стремлени€ культивировать сост€зани€ по греческому образцу. ¬о врем€ консульских праздников устраивались соревновани€ в беге, верховой езде и гребле с участием граждан –има. »мператор ќктавиан јвгуст (63 г. до н.э. - 14 г. до н.э.) попыталс€ возобновить тро€нские игры в цирке. Ѕолее удачной оказалась попытка ƒомициана (24 окт€бр€ 51 г.Ч 18 сент€бр€ 96 г.), чьи игры, учрежденные в 86-м году, просуществовали вплоть до развала «ападной –имской империи.
—воеобразное развитие физического воспитани€ в ƒревнем –име представл€ет собой ценный опыт в истории культуры. ќна зарождалась как ритуальное обрамление военных упражнений, служила средством сплочени€ народных масс.
¬ 394 г. и. э. –имский император ‘еодосий I издал указ, запрещающий дальнейшее проведение ќлимпийских игр. »мператор прин€л христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославл€ющие €зыческих богов. » полторы тыс€чи лет игры не проводились. ¬ последующие века спорт потер€л то демократическое значение, которое придавали ему в ƒревней √реции. Ќадолго он стал привилегией Ђизбранногої меньшинства, престал играть роль наиболее доступного средства общени€ между народами (2].
“олько лишь в начале XIX в. спорт получил всеобщее признание в ≈вропе и возникло стремление организовать нечто подобное ќлимпийским играм. ¬ самом же возрождении ќлимпийских игр современности важную роль сыграл французский общественный де€тель, педагог, историк ѕьерде  убертен. ¬ конце XIX века в јнглии в период бурного становлени€ современного спорта по€вл€етс€ термин Ђфизическа€ культураї, но он не нашел широкого употреблени€ на «ападе и со временем практически исчез из обихода. ¬ –оссии, напротив, войд€ в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин Ђфизическа€ культураї получил свое признание во всех высоких советских инстанци€х и прочно вошел в научный и практический лексикон. ¬ 1918 году в ћоскве был открыт институт физической культуры, в 1919 году ¬сеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал Ђ‘изическа€ культураї, а с 1925 года и по насто€щее врем€ Ч журнал Ђ“еори€ и практика физической культурыї. ”же само наименование Ђфизическа€ культураї указывает на ее принадлежность к культуре. ‘изическа€ культура Ч это вид общей культуры, сторона де€тельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствовани€ человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, св€занные с выполнением им об€занностей в обществе (3).
ќсновные элементы физической культуры: физические упражнени€, их комплексы и соревновани€ по ним, закаливание организма, гигиена труда
и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха дл€ лиц умственного труда.
¬ обществе физическа€ культура способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опираетс€ на многостороннюю де€тельностьгосударствешпих и общественных организаций в области ‘и—.
“ермин Ђфизическа€ культураї очень часто сочетаетс€ с термином Ђспортї, когда говор€т Ђфизическа€ культура и спортї. —оюз Ђиї здесь подчеркивает и сходство, и различие. —порт в большой части входит в состав физической культуры, а именно в той части, котора€ включает большинство современных видов спорта, €вл€ющихс€ высокоактивными видами двигательной де€тельности, привод€щей при определенных услови€х к выдающимс€ показател€м физического совершенства индивида. ¬месте с тем нельз€ не согласитьс€, что термин Ђспортї не всецело поглощен пон€тием Ђфизическа€ культураї. —порт включает кроме двигательно-активных видов и р€д других, не св€занных с повышенной двигательной ак-тивностью (например, шахматный спорт и другие ви-ды, в сост€зани€х по которым доминирует абстрактно-логическое противоборство соперников). Ёто значит, что пон€ти€ Ђфизическа€ культураї и Ђспортї соот-нос€тс€ друге другом в соотношении частичного совпадени€ |4).
¬ узком смысле спорт представл€ет собой собственно соревновательную де€тельность. ¬ широком смысле (но не чрезмерно расширительном) пон€тие Ђспортї охватывает собственно соревновательную де€тельность, процесс подготовки к дос тижени€м в ней, а также специфические межчеловеческие отношени€, возникающие на основе этой де€тельности.
—порт Чсоставна€ часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитани€, система организации и проведени€ соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных зан€тий. ќн исторически сложилс€ как особа€ сфера вы€влени€ и унифицированного сравнени€ достижений людей в определЄнных видах физических упражнений, уровн€ их физического развити€ [5].
ќформление теории спорта в качестве относительно самосто€тельной отрасли научного знани€ началось сравнительно недавно Ч в XX веке, хот€ осмысление €влений спорта на каком-то уровне шло с давних пор Ч вместе с развитием спортивной практики и дало некоторые серьезные обобщени€ уже в первый период расцвета олимпийских игр в древности. ќдним из главных стимулов, ускоривших формирование современной теории спорта, стало возобновление ќлимпийских игр в новое врем€ на рубеже XIX Ч XX веков и обусловленное этим интенсивное развертывание мировою спортивного движени€.
ѕриблизительно до второй половины прошлого века проблематика теории спорта рассматривалась преимущественно в рамках теории и методики физического воспитани€. —о временем, однако, всЄ более обращалось внимание на то, что предмет теории физического воспитании только в некоторой мере совпадает с предметом теории спорта и їпо дл€ полного охвата проблематики познани€ сущности спорта, закономерностей его функционировани€ и развити€ 1гужна специальна€, избирательно ориентированна€ на эту проблематику отрасль научного знани€.
ќбщепризнано, что выдающийс€ вклад в становление теории спорта внесли советские специалисты,
чему способствовал р€д обсто€тельств. ¬есьма важную предпосылочную роль гут сыграл высокий уровень развити€ естественных и гуманитарных наук, достигнутый в стране еще к исходу XIX Ч первой половине XX века (6).
”твердилось представление о том, что теори€ спорта есть обобщающа€ отрасль научного знани€, призванна€ отображать сущность спорта, общие закономерности его функционировани€ и дальнейшего развити€ в обществе; при этом ее стержневым разделом €вл€етс€ концепци€ об основном содержании и формах оптимального построени€ подготовки спортсмена к высоким достижени€м в спорте, наиболее существенных закономерност€х, пут€х и услови€х спортивного совершенствовани€.
— по€влением теории спорта свое развитие начала спортивна€ наука. Ёто произошло с необходимостью выхода спортсмена на новый уровень. ЂЅольшиеї спортсмены, как правило, очень тонко анализируют свой организм, свою психику и за счет этого точно подвод€т себ€ к соревнованию и в целом достигают высоких результатов. ¬ этом вопросе много не€сного, стихийного, а норой и загадочного, так что без науки не обойтись (7|.
“аким образом, спорт высших достижений вступил в ту стадию своего развити€, когда использование данных науки в работе тренера €вл€етс€ не просто даштё научно-техническому прогрессу, а жизненной задачей, без решени€ которой нельз€ рассчитывать на устойчивый закономерный успех |8].
Ѕлагодар€ непрерывно растущему Ђобщественному интересуї к спорту произошел и резкий скачок в разви тии науки о спорте, выразившийс€ в создании множества учебных кафедр, исследовательских программ и по€влении оригинальных диссертационных исследований.
«начительным событием в развитии науки о спорте как о самосто€тельном €влении стала защита ¬. ј. ƒеминым первой в этой отрасли диссертации по мстодологаи. ќдной из заслуг этого исследовани€ €вл€етс€ то, что он стал изучать спорт с точки зрени€ системной концепции, которой €вл€етс€ психологическа€ теори€ де€тельности. ќпира€сь на потреб-ностно-мотивационпую сферу личности спортсменов, он успешно дифференцировал тех, кто занимаетс€ конкретным видом спорта дл€ повышени€ собственных психофизических возможностей, оттех, кто стремитс€ к достижению высшего спортивного результата на международной арене. “ак была создана научна€ предпосылка к разделению спорта на спорт дл€ всех и спорт высших результатов |9).
—портЧэто системное €вление, поэтому те проблемы, которые присущи ему (коммерциализаци€, допинг, предвз€тое судейство и др.), нос€т системный характер, и их невозможно решать без опоры на науку о спорте [4].
  моменту распада ———– страна обладала достаточным научным потенциалом в области спорта.
ѕосле распадэ ———– положение спортивной науки в –оссии во многом изменилось в худшую сторону (3).
Ќесмотр€ на все эти негативные €влени€, в –оссии продолжает развиватьс€ наука о спорте. ¬ основе ее лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области важнейших проблем спортивной де€тельности.   ним следует отнести теорию построени€ спортивной тренировки, пути повышени€ качества тренировочного процесса (Ћ.ѕ. ћатвеев, ¬.ћ. «ациорский, ».ѕ. –атов) (10).
—овременна€ теори€ спорта как научное направление, в рамках которого спорт изучаетс€ как це-
лостное €вление, по мнению исследователей, должна базироватьс€ на трех равноправных Ђкитахї: спортивной педагогике, биологии спорта, философии спорта. —в€зь между ними можно выделить следующим образом. ѕедагогика должна отвечать на вопрос, как строить тренировочный процесс? Ѕиологи€ спорта Ч на вопрос, почему необходимо именно так строить тренировочный процесс? ‘илософи€ спорта Ч на вопрос, дл€ чего необходимо именно гак строить тренировочный процесс?
¬ конце прошлого столети€ практика спорта значительно опережала теорию в лице науки о физическом воспитании; сейчас в –оссии наблюдаетс€ феномен опережени€ наукой практики спорта (7).
¬ насто€щее врем€ мы наблюдаем заметный подъем в развитии спортивной науки. √осударство удел€ет большое вниманию развитию спорта в нашей стране, финансирует исследовани€ в этой области, поощр€ют их участников, строит новые спортивные сооружени€, отвечающие всем европейским стандартам. ¬сЄ чаще российские спортсмены занимают призовые места на международных соревновани€х. » в этом, несомненно, огромна€ заслуга спортивной науки.
Ѕиблиографический список
1.  узнецова, Ќ.». ¬озникновение науки / Ќ.».  узнецова // ‘илософи€ и методологи€ науки. „. 1. Ч ћ.: SvR - јргус, 1994. Ч —. 35 - 38.
2. √айл. ¬.¬. —тановление образовани€ в сфере физической культуры как элемента российской системы образовани€ на ”рале / ¬.¬. √айл// ‘изическа€ культура и олимпийское движение на ”рале: сб. тез. докл Ч ≈катеринбург: ”√“”-”ѕ», 1999. Ч 29 с.
3. √айл. ¬.¬. —тановление российской системы физической культуры на ”рале в конце XIX - начале XX в. / ¬.¬. √айл // ‘изическа€ культура в образовательном процессе : межвуэ. сб. науч. тр. - ≈катеринбург : ”√“”-”ѕ», 1999. - — 129- 152.
4.  ун, ј. ¬сеобща€ истори€ физической культуры и спорта (“екст! /  ун. Ћ. - ћ. : Budapest, 1978. - 211 с.
5. √олощапов, Ѕ.–. »стори€ физической культуры и спорта: учеб. пособие / Ѕ.–. √олощапов. Ч ћ. : јкадеми€, 2002. Ч 312 с.
6. —утула. B.A.. ян ÷зинь-“€нь. ќсновные тенденции исторического развити€ воспитательного направлени€ в физической культуре в период Ќового времени / ¬. ј. —утула. ян ÷зинь-“€нь // ‘изическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр.; под ред. —. —. ≈рмаковой. - ’арьков: ’√ѕЌ, 2000. - Ne 21. - —. 27 - 32.
7. ћатвеев. Ћ.ѕ. ќбща€ теори€ спорта /Ћѕ ћатвеев. Ч ћ.: ѕросвещение, 1988. Ч —. 7- 19.
8.  улинко, Ќ.‘. »стори€ физической культуры и спорта: учеб. пособие / Ќ.‘.  улинко. Ч ќренбург: ќренбургское книжн. изд-во, 1997. Ч 274 с.
9. ѕронин, — ј. јнализ документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта / —. ј ѕ ронин // “еори€ и практика физической культуры. - 2007. - Ne 6, Ч—. 60 Ч62.
10. —толбов, ¬.¬. »стори€ физической культуры: учебник / ¬.¬. —толбов. Ч ћ. : ѕросвещение, 1989. Ч 423 с.
¬ќ–ќ∆ ќ ёрий ¬икторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории.
ЋёЅ»Ќј ≈катерина —ергеевна, студентка 220-й труппы факультета туризма, рекреации и реабилитации.
јдрес дл€ переписки: е-ша»: naukasibgufk@yandex.ru
—тать€ поступила в редакцию 24.12.2009 г.
© ё. ¬. ¬орожко, ≈. —. Ћюбина

пїњ