пїњ

»—“ќ–»ќ√–ј‘»„≈— »… ќЅ«ќ– Ћ»“≈–ј“”–џ  ќЌ÷ј XIX-Ќј„јЋј 90-’ √ќƒќ¬ XX ¬≈ ј ѕќ ѕ–ќЅЋ≈ћјћ –≈‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я —»—“≈ћџ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ ƒќ–≈¬ќЋё÷»ќЌЌќ… –ќ——»»

»—“ќ–»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
”ƒ  930.01:37.09:016
3. —. јл€зова
»—“ќ–»ќ√–ј‘»„≈— »… ќЅ«ќ– Ћ»“≈–ј“”–џ  ќЌ÷ј ’1’-Ќј„јЋј 90-’ √ќƒќ¬ XX ¬≈ ј ѕќ ѕ–ќЅЋ≈ћјћ –≈‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я —»—“≈ћџ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ ƒќ–≈¬ќЋё÷»ќЌЌќ… –ќ——»»
–ассматриваютс€ основные работы по истории образовани€ конца XIX- начала 90-х годов XX века, в которых затрагиваютс€ вопросы реформировани€ системы образовани€ в дореволюционной –оссии.
 лючевые слова: истори€ образовани€, реформирование образовани€, истори€ высшего образовани€, истори€ дореволюционной школы, историографический обзор.
“ема реформировани€ системы образовани€ –оссии вызывала интерес дореволюционных исследователей, изучалась в советский период отечественной историографии, она столь же актуальна и дл€ современных исследователей.
»зучение истории развити€ образовани€ в –оссии началось еще в XIX в. ѕервые публикации немногочисленны в силу сложности задач обобщени€ и систематизации материалов, раскрывающих основные тенденции в реформировании системы образовани€ –оссии.
¬о второй половине XIX в. вышли в свет первые работы обобщающего характера √. јппельрота, ћ. ‘. ¬ладимирского-Ѕуданова, √.  . Ўмидта и др. [1]. ¬ конце XIX-начале XX в. были опубликованы фундаментальные труды по истории школы √. ј. ‘аль-борка и ¬. ». „арнолуского, —. ¬. –ождественского, ¬. ¬.  аллаш, Ќ. ¬. „ехова [2]. ¬ этот же период по€вл€ютс€ обзорные работы —. «наменского и √. √ен-кел€, монографии по истории педагогики ћ. ». ƒем-кова, —. ». «олотарЄва,  . ≈льницкого, ѕ. —околова, ј. ѕ. ћедведкова, ѕ. ‘.  аптерева [3]. ƒл€ историографии этого периода характерны две тенденции: одни авторы, как —. ¬. –ождественский и ¬. ¬.  ал-лаш, сосредоточивают свое внимание на правительственной де€тельности в области образовани€ и подчеркивают ведущую роль ћинистерства народного просвещени€ в развитии образовани€ в –оссии. ƒруга€ тенденци€ св€зана с представител€ми земских кругов - √. ј. ‘альборк, ¬. ». „арнолуский, ≈. ј. «в€гинцев и др., которые, напротив, выдел€ют прогрессивную роль общественной инициативы и критикуют де€тельность правительства как консервативную, не отвечающую требовани€м времени.
÷енный материал дл€ исследователей истории образовани€ представл€ет фундаментальный труд историка русского просвещени€ XVЎ-XIX вв., профессора —. ¬. –ождественского Ђ»сторический обзор де€тельности ћинистерства народного просвещени€ 1802-1902 гг.ї. “руд —. ¬. –ождественского содержит анализ законодательства и перечень важнейших
административных распор€жений по народному просвещению. јвтор рассмотрел все перемены, происходившие на прот€жении столети€ в российской системе народного образовани€, распределив главы по царствовани€м, а внутри царствований - по де€тельности на своих постах министров народного просвещени€. „аста€ смена глав ћинистерства народного просвещени€, по мнению автора, носила €рко выраженный субъективный характер и не способствовала стабильности в системе российского образовани€. ќсвеща€ детально фактическую сторону событий, автор воздерживалс€ от критических оценок правительственных меропри€тий в отношении школы, предоставл€€ право читателю самому сделать выводы, опира€сь на приведенные в работе материалы.
¬ажное место в историографии образовани€ начала XX в. зан€ли работы √. ј. ‘альборка, ¬. ». „арнолуского, Ќ. ¬. „ехова. јвторы либерального направлени€ требовали широких социально-экономических реформ системы народного образовани€, выступали за ликвидацию пережитков сословного образовани€, введение всеобщего и бесплатного обучени€, увеличение финансировани€ народного просвещени€, улучшение материально-технической базы. », конечно же, особо отмечали роль земства в решении этих вопросов. —овместный труд „арнолуского и ‘альборка ЂЌародное образование в –оссииї, созданный на основе материалов переписи 1893 г., сыграл большую роль в развитии начальной школы.
ќсобое место в дореволюционной историографии занимают публикации представителей отечественной общественно-педагогической мысли: ученых-педаго-гов, писателей, учителей-практиков, земских де€телей, газетных и журнальных публицистов, чьи труды отражали общественные взгл€ды на проблемы развити€ начального народного образовани€. Ёто работы Ќ. X. Ѕунге, Ќ. ». ѕирогова,  . ƒ. ”шинского, Ћ. Ќ. “олстого, ƒ. ». ћенделеева и др. [4]. ¬ своих работах они предлагали альтернативные методы и пути совершенствовани€ системы российского образова-
ни€, значительна€ часть которых нашла свое отражение в нормативно-правовой базе реформ.
ќсобенно стоит выделить исторические очерки ѕ. Ќ. ћилюкова [5]. ¬ фундаментальном труде по истории русской цивилизации Ђќчерки по истории русской культурыї он прослеживает генезис образовани€ на прот€жени€ двух веков и показывает те изменени€, которые произошли в высшей школе к началу XX в. јвтор дает статистику и оценку создани€ и развити€ школ грамот, земской, церковно-приходской школ во второй половине XIX столети€. ¬ очерке Ђ”ниверситеты в –оссииї, помещенном в 68-м томе энциклопедического словар€ Ѕрокгауза и Ёфрона, подробно описываетс€ развитие университетского образовани€ в –оссии. –аботы ѕ. Ќ. ћилюкова интересны с двух точек зрени€ - как труды крупнейшего историка своего времени и как главного теоретика и лидера конституционно-демократической партии. ѕ. Ќ. ћилюков св€зывал перспективы политического и государственного преобразовани€ –оссии с развитием образовани€ и науки, а становление гражданского общества с развитием правовой грамотности населени€.
—ледует отметить, что дореволюционные работы носили в большей степени публицистический и статистический характер. ќднако, €вл€€сь современниками образовательных процессов, многие из авторов не только констатировали какие-либо факты становлени€ отечественного образовани€, но и стремились к анализу педагогической де€тельности своего времени.
¬ первые послереволюционные дес€тилети€ количество научных публикаций и крупных исследований по общим вопросам истории развити€ российской школы заметно снижаетс€. ѕроблематика работ 20-х гг. в основном св€зана с актуальными задачами строительства новой системы просвещени€ и носит конкретно-исторический характер. ÷ентральными темами работ этого периода стали трудова€ школа и внешкольное образование как необходимое условие ускоренного подъема образовательного и культурного уровн€ страны [6].
¬ работах второй половины 30-х-нач. 50-х гг. наблюдаетс€ попытка преодолени€ негативного отношени€ к отечественному педагогическому наследию, несмотр€ по усиливающуюс€ тенденцию идеологизации.
¬ 30-е гг. выходит первый советский учебник ≈. Ќ. ћедынского Ђ»стори€ русской педагогикиї, в котором рассматриваютс€ вопросы возникновени€ и развити€ русской школы и педагогической мысли в –оссии [7]. ќднако оценка школы и педагогики дана под вли€нием официальной точки зрени€ и идеологических стереотипов конца 30-40-х гг., в зависимости от преобладани€ тех или иных установок учебник несколько раз перерабатывалс€ ≈. Ќ. ћедынским и переиздавалс€.
  началу 50-х гг. XX в. относ€тс€ первые обобщающие работы по истории начальной дореволюционной школы. —овместное монографическое исследование Ќ. ј.  онстантинова и ¬. я. —труминского [8] охватывает период с  иевской –уси до 1917 г. јвторы вскользь рассматривают вопросы просвещени€ в  иевской –уси, первых школах и первых учебных пособи€х, реформ ѕетра в области культуры, удел€€ основное внимание меропри€ти€м правительства в 6080-х гг. XIX в. и де€тельности земств в области начального народного образовани€; довольно подробно излагают вопросы теории начального образовани€ в 60-х гг. XIX в. и общественно-педагогического движени€ того времени.
»зучение истории русской мужской гимназии второй половины XIX в. представлена в работе Ў. ». √анелина Ђќчерки по истории средней школы в –оссии второй половины XIX векаї [9], издание которого было удостоено в 1951 г. первой премии им.  . ƒ. ”шинского. –абота исследовател€ носит фундаментальный характер, построена на основе использовани€ широкого круга архивных материалов, официальных изданий, исторических записок и отчетов отдельных учебных заведений, педагогической журналистики и т. д. ¬ круг исследований автор включил де€тельность многих методистов, р€довых учителей, что позволило по-новому осветить вопросы, касающиес€ содержани€ обучени€ в гимнази€х, показать борьбу методических течений.
’од образовательных реформ в –оссии в XIX в. представлен в трудах известного исследовател€ истории образовани€, чл.-корр. јѕЌ –—‘—–, профессора ¬. «. —мирнова [10]. ¬ монографии Ђ–еформа начальной и средней школы в 60-е гг. XIX векаї автор охарактеризовал основные этапы разработки и проведени€ реформ 1861-1862 гг., рассмотрел де€тельность гимназий и прогимназий по проекту устава 1863 г., подробно проанализировал основы гимназического воспитани€ (по уставу 1864 г.). ¬. «. —мирнов использовал большое количество фактического и статистического материала, на основе которых представил детальную сравнительную характеристику проектов школьного устава с 1860 по 1863 г. ¬ другой очерковой работе ¬. «. —мирнова Ђќчерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX векаї кратко излагаютс€ педагогические взгл€ды видных общественных и прогрессивных педагогов XIX в., их роль в создании оригинальной российской системы образовани€, свободной от западных вли€ний. √лавное внимание автор уделил освещению педагогических взгл€дов ¬. √. Ѕелинского, Ќ. √. ƒобролюбова, Ќ. √. „ернышевского,  . ƒ. ”шинского, Ќ. ј.  орфа, ¬. ». ¬одовозова и др. ќтдельные очерки в книге посв€щены Ќ. ». ѕирогову и Ћ. Ќ. “олстому.
¬ 40-50-х гг. по решению XX съезда  ѕ—— в —оветском —оюзе открываютс€ первые учебные военные заведени€, вследствие чего возрос интерес к
учебно-воспитательным заведени€м закрытого типа. ѕервой попыткой показать учебную и воспитательную работу в наиболее распространенных в дореволюционной –оссии школах интернатного типа - кадетских корпусах и военных гимназий стала книга Ќ. ». јлпатова Ђ”чебно-воспитательна€ работа в дореволюционной школе интернатного типаї [11]. ѕедагогическа€ де€тельность автора в свое врем€ начиналась с воспитател€ детского дома. Ќа основе изучени€ архивных документов истори€ кадетских корпусов и военных гимназий автором представлена как часть общего школьного дела в дореволюционной –оссии. Ќ. ». јлпатов также рассмотрел специфические особенности, какие были присущи этим учебным заведени€м. ћатериал в книге расположен в хронологическом пор€дке, что позвол€ет лучше представить развитие учебных заведений данного типа.
—реди исследований этого периода по проблемам профессионального и педагогического образовани€ следует выделить работы лауреата премии им.  . ƒ. ”шинского, доктора педагогических наук, профессора Ќ. Ќ.  узьмина [12]. Ќебольшие по объему учебно-методические работы по истории учительских институтов и учительских семинарий стали первыми работами обобщающего характера по истории этих учебных заведений, не потер€вшими свою научную ценность и актуальность и на сегодн€шний день. ¬ другом монографическом исследовании Ќ. Ќ.  узьмина ЂЌизшее и среднее специальное образование в дореволюционной –оссииї рассматриваютс€ вопросы истории и содержани€ работы средних и низших промышленных, сельскохоз€йственных, мореходных и железнодорожных учебных заведений. ќтдельные главы посв€щены истории специальных курсов и классов при общеобразовательных учебных заведени€х, а также женскому профессиональному образованию в дореволюционной –оссии. ѕо этой теме автор защитил докторскую диссертацию в 1972 г.
¬ 1976 г. вышла в свет книга √. ». ўетининой Ђ”ниверситеты в –оссии и устав 1884 г.ї [13]. ¬ монографии затронуты такие проблемы, как университетска€ автономи€, государственна€ образовательна€ политика, отношение к профессиональной школе правительства, итоги реализации университетского устава 1884 г., а также отношение русской общественности к университетском вопросу и студенческому движению тех лет.
— середины 70-х гг. публикуетс€ р€д трудов Ё. ƒ. ƒнепрова, —. ‘. ≈горова, ‘. √. ѕаначина, Ѕ.  . “ебиева [14] по истории российской школы. подготовки учительских кадров, общественно-педагогического движени€ и профессионального образовани€ второй половины XIX в.
Ё. ƒ. ƒнепров известен с 60-х гг. как исследователь истории системы образовани€ в –оссии и общественно-педагогического движени€. ¬ 1979 г. в сотрудничестве с научной библиотекой им.  . ƒ. ”шин-
ского им был подготовлен фундаментальный библиографический указатель советской литературы по истории школы и педагогики дореволюционной –оссии, изданной с 1918 по 1977 г., в котором была предприн€та масштабна€ попытка систематизации и обобщени€ исследований в этой области [15]. ¬ 90-х гг.
Ё. ƒ. ƒнепров становитс€ активным участником разработки правовой базы школьной реформы в –оссийской ‘едерации, «акона об образовании.
¬ спецкурсе дл€ студентов педагогических институтов, разработанном ј. ¬. ќсосковым [16], рассматриваютс€ наиболее важные вопросы начального образовани€ в дореволюционной –оссии, начина€ с 60-х гг. –абота показывает теоретическую и практическую де€тельность лучших педагогов этого времени
Ќ. ј.  орф, Ќ. ‘. Ѕунакова, ¬. ѕ. ¬ахтерова, основное внимание удел€€ де€тельности  . ƒ. ”шинского. ќсобо останавливаетс€ автор на новом типе народной школы, по€вившиеес€ в конце XIX в., - общественно-городской начальной народной школе, а также дал характеристику примерного учебного плана земской начальной школы начала XX в. –абота содержит большое количество статистических данных и фактического материала.
Ќачина€ с 80-х гг. заметно активизируютс€ исследовани€ в области истории зарождени€ и становлени€ российской системы образовани€, что несомненным образом было св€зано с кризисной ситуацией в образовательной сфере и необходимостью кардинальных реформ в ней. »сследователи отмечают, что изучение опыта подготовки и проведени€ реформ в профессионально-образовательной сфере в XIX в. позвол€ет лучше пон€ть этот сложный процесс, избежать ошибок и просчетов в насто€щем. ”слови€, в которых разрабатывались и проводились эти реформы, были во многом схожи с ситуацией в стране конца 80-х-начала 90-х гг. ќтсюда главными задачами станов€тс€ в первую очередь освобождение историко-педагогического знани€ от ортодоксальности, догматизма, от пр€молинейных и примитивно-классовых установок, восстановление объективной картины состо€ни€ образовательных процессов в дореволюционной –оссии. Ёто стало возможным с введением в научный оборот новых архивных источников, документов, отчетов и т. д.
— 80-х гг. начинаетс€ выпуск целой серии обобщающих очерков по истории школы и педагогической мысли народов ———– (последний выпуск вышел в 1991 г.), в которых представлен богатый теоретический и фактический материал по истории развити€ отечественного образовани€ с древнейших времен до конца XIX в. [17]
Ѕольшой объем исследований конца 80-х - начала 90-х гг. посв€щен вопросам истории высшего образовани€. ќрганизационному устройству и де€тельности российской высшей школе посв€щена монографи€ ј. ≈. »ванова Ђ¬ысша€ школа в –оссии в
конце XIX - начале XX вв.ї [18]; центральной темой исследований в монографии –. √. Ёймонтовой Ђ–усские университеты на пут€х реформы: шестидес€тые годы XIX векаї [19] стала истори€ подготовки и реализации университетской реформы 1863 г., политика правительства в области высшего образовани€, студенческие волнени€, внимание видных ученых, педагогов, общественных де€телей к университетскому вопросу.
ѕроблемы введени€ начального обучени€ в дореволюционной –оссии, а также про€влени€ общественных и частных инициатив обобщались в р€де диссертаций конца 80-х гг. [20]. ¬ круг главных вопросов своих исследований авторы включили земскую концепцию народного образовани€, просветительскую
де€тельность духовенства, совершенствование системы управлени€ народным образованием, учебнометодический вопрос и мн. др.
“аким образом, историографический обзор литературы по проблемам реформировани€ системы образовани€ в дореволюционной –оссии позвол€ет сделать вывод, что изучение динамики развити€ отечественного образовани€ в рассматриваемый период нашло определенное отражение в исторической и педагогической литературе. ќднако изученность вопросов реформировани€ и развити€ образовани€ еще недостаточна. ѕоэтому актуальность и необходимость продолжени€ широкого и многоаспектного исследовани€, осмыслени€ исторического пути формировани€ и развити€ образовани€ в –оссии очевидна.
—писок литературы
1. јппельрот √. ќсновное народное образование „. 1-2. ћ., 1857, 1858; Ўмидт √.  . »стори€ средних учебных заведений в –оссии. —ѕб., 1876.
2. –ождественский —. ¬. »сторический обзор де€тельности ћинистерства народного просвещени€. —ѕб., 1902; ќн же. ќчерки по истории систем народного просвещени€ в –оссии в XVIII - XIX веках. —ѕб, 1912; ќн же. ћатериалы дл€ истории учебных реформ в –оссии в XVIII - XIX вв. (приложение к Ђќчеркам по истории системы народного просвещени€ в –оссии в XVIII - XIX векахї; ‘альборк √. ј., „арнолуский ¬. Ќародное образование в –оссии. —ѕб., 1899; ќн же. «емство и народное образование. —ѕб., 1910; „арнолуский ¬. Ќародное образование в –оссии. —ѕб., 1900; ќн же. ќсновные вопросы организации школы в –оссии. —ѕб., 1909; „ехов Ќ. ¬. Ќародное образование в –оссии в 60-х годах XX века. —ѕб., 1912; ќн же. “ипы русской школы в их историческом развитии. ћ., 1923; «в€гинцев ≈. ј. ѕолвека земской де€тельности по народному образованию. ѕг., 1917; ћордовцев ƒ. Ћ. ƒес€тилетие русского земства. 1864-1875. —ѕб., 1877 и др.
3. «наменский —. —редн€€ школа за последние года. ћ., 1909; √енкель √. Ќародное образование на «ападе и у нас. —ѕб., 1911;  аптерев ѕ. ‘. »стори€ русской педагогики. ѕетроград, 1915 и др.
4. —амыми известными €вл€ютс€ работы Ќ. ». ѕирогова (Ђ¬опросы жизниї, Ђ¬згл€д на общий устав наших университетовї),  . ƒ. ”шинского (Ђ„еловек как предмет воспитани€ї, Ђ“руд в его психологическом и воспитательном значенииї), Ћ. Ќ. “олстого (Ђќ народном образованииї, Ђ¬оспитание и образованиеї), ƒ. ». ћенделеева (Ђ«аметки о народном просвещенииї, Ђќ направлении русского просвещени€ и о необходимости подготовки учителейї), Ќ. X. Ѕунге (Ђќ современном направлении русских университетовї).
5. ћилюков ѕ. Ќ. ќчерки русской культуры. ќчерк IV Ўкола и просвещение. ћ., 1896; ќн же. ”ниверситеты в –оссии // Ёнциклопеди€ Ѕрокгауза и Ёфрона. “. 68.
6. “рудова€ школа в свете истории и современности: сб. ст. / под ред. ћ. ћ. –убинштейна, 1924; ‘ортунатов ј. ј. “еори€ трудовой школы в ее историческом развитии, 1925; «еленко ¬. ј. ѕрактика внешкольного образовани€ в –оссии. 1919, 1923; ћедынский ≈. Ќ. Ёнциклопеди€ внешкольного образовани€. “. 1-3. 1925 и др.).
7. ћедынский ≈. Ќ. »стори€ русской педагогики. ћ., 1938.
8.  онстантинов Ќ. ј., —труминский Ќ. ј. ќчерки по истории начального образовани€ в –оссии. ћ., 1953;  онстантинов Ќ. ј. ќчерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до ‘евральской революции 1917 года). ћ., 1947.
9. √анелин Ў. ». ќчерки по истории средней школы в –оссии второй половины XIX века. ћ., 1954.
10. —мирнов ¬. «. –еформа начальной и средней школы в 60-е гг. XIX века. ћ., 1954; ќн же. ќчерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. ћ., 1963.
11. јлпатов Ќ. ». ”чебно-воспитательна€ работа в дореволюционной школе интернатного типа: из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в –оссии. ћ., 1958.
12.  узьмин Ќ. Ќ. Ќизшее и среднее профессиональное образование: очерки истории школы и педагогической мысли народов ———– ¬тора€ половина XIX века. ћ., 1976; ќн же. ”чительские семинарии –оссии и их место в подготовке учителей начальной школы.  урган, 1970. ќн же. ”чительские институты в –оссии. „ел€бинск, 1975.
13. ўетинина √. ». ”ниверситеты в –оссии и ”став 1884 г. ћ., 1976; яковлев ¬. ѕ. ѕолитика царского правительства в университетском вопросе // ¬естн. Ћ√”. »ст., €зык, литература. 1969. є 2. —. 157-164; ћихайлова ћ. ¬. ѕервые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в –оссии нач. XX в.: дис. ... канд. пед. наук. ћ., 1966.
14. ƒнепров Ё. ƒ. Ўкола в –оссии во второй половине XIX века // —оветска€ педагогика. 1975. є 9. —. 113-124; “ебиев Ѕ.  . ѕроблема внешкольного образовани€ в общественно-педагогическом движении в –оссии конца XIX-начала XX века. ћ., 1984; ѕаначин ‘. √. ѕедагогическое образование в –оссии. ћ., 1979; ќн же. ”чительские и революционное движение в –оссии (XIX Ч н. XX вв.): историкопедагогические очерки. ћ., 1986.
15. —оветска€ литература по истории школы и педагогики дореволюционной –оссии, 1918-1977: библиографический указатель / под ред. Ё. ƒ. ƒнепрова. ћ., 1979.
16. ќсосков ј. ¬. Ќачальное образование в дореволюционной –оссии (1861-1917 гг.). ћ., 1982.
17. ќчерки истории школы и педагогической мысли народов ———– XVIII в.- перва€ пол. XIX в. / под ред. ћ. ‘. Ўабаевой. ћ., 1973; ќчерки истории школы и педагогической мысли народов ———– в конце XIX-начале XX вв. / под ред. Ё. ƒ. ƒнепрова. ћ., 1991; ќчерки истории школы и педагогической мысли народов ———– второй пол. XIX в. / под ред. ј. ». ѕискунова. ћ., 1976; ќчерки истории школы и
педагогической мысли народов ———– с древнейших времен до конца XVII в. / под ред. Ё. ƒ. ƒнепрова. ћ., 1989.
18. »ванов ј. ≈. ¬ысша€ школа в –оссии в конце XIX-начале XX вв. ћ., 1991.
19. Ёймонтова – √. –усские университеты на пут€х реформы: шестидес€тые годы XIX века. ћ., 1993.
20. ћихайлова ћ. ¬. ќбщественные педагогические и просветительские организации дореволюционной –оссии (середина XIX-начало XX вв.). ћ., 1993; Ўевелев ј. Ќ. ¬заимоотношени€ государства и педагогической общественности в процессе формировани€ образовательной политики 60-80-х гг. XIX века. ћ., 1991.
јл€зова 3. —., заведующа€ Ѕ»÷ ЌЅ “√ѕ”
“омский государственный педагогический университет.
”л.  иевска€, 60, г. “омск, “омска€ область, –осси€, 634061.
E-mail: AlyazovaZS@tspu.edu.ru
ћатериал поступил в редакцию 06.11.2009
Z. S. Alyazova
HISTORIOGRAPHIC REVIEW OF THE LITERATURE FROM THE LATE 19th CENTURY TILL THE EARLY 90-S OF THE 20th CENTURY ON THE PROBLEM REFORMING OF EDUCATION SYSTEM IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
The investigation is devoted to the history of education from the late 19th century till the early 90s of the 20th century. The problem of educational system reforming in pre-revolutionary Russia are investigated.
Key words: history of education, educational reforming, history of higher education, history ofpre-revolutionary school, historiographical review.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634041.
E-mail: AlyazovaZS@tspu.edu.ru

пїњ