пїњ

»сторико-культурный ландшафт: воспри€тие пространства в мировоззрении народа —аха

Ќ.  . ƒанилова
»—“ќ–» ќ- ”Ћ№“”–Ќџ… ЋјЌƒЎј‘“: ¬ќ—ѕ–»я“»≈ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј ¬ ћ»–ќ¬ќ««–≈Ќ»» Ќј–ќƒј —ј’ј
–абота представлена сектором этнологических исследований »нститута гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов —евера —ибирского отделени€ –оссийской академии наук (г. якутск).
Ќаучный руководитель - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ≈. Ќ. –оманова
¬ статье рассматриваютс€ локальные варианты освоенных пространств €кутского этноса, различающиес€ как по степени хоз€йственной де€тельности, так и по религиозно-мифологическим воззрени€м, согласно установкам традиционного мировоззрени€. ¬ контексте пространственных отношений „еловек характеризуетс€ как неразрывна€ часть природы.
The article presents the local variants of the developed spaces of the Y akut ethnos, which differ both in the degree of economic activity and in religious and mythological views according to the traditional world outlook. A man is characterised in the context of spatial attitudes as an indissoluble part of nature.
¬ гуманитарной науке (в частности, в этнологии), последнее врем€ все большее внимани€ удел€етс€ изучению культурного ландшафта как Ђкультуры этнического сообщества, сформировавшуюс€ в определенных природно-географических услови€х, вз€тую в ее целостностиї, наиболее полно отража€ при этом суть этнокультурной его концепции1.
 ультурный ландшафт можно рассматривать не только как объективное геоизображение местности, но и как гуманитарную категорию, сопр€женную с традиционным мировоззрением, т. е. как освоенное человеком организованное пространство и вычлененное из окружающего ’аоса четко отграниченной периферийной областью.
¬ традиционном мировоззрении выдел€ютс€ следующие типы воспри€ти€ пространства: географическое, трансцендентальное и социальное.
√еографическое пространство в силу реальной ос€заемости измер€етс€ физическими и де€тельными характеристиками. ¬ картине мира народа саха оно воспринималась как пространственна€ сфера из не-
скольких, включенных друг в друга кругов, ст€гивающихс€ к одной точке, символическому центру пространства - „еловеку (хоз€йственно освоенное пространство алаас -двор - жилище). ƒл€ каждого локуса были характерны свой семантический центр и периферийна€ область. “ак, центром алаас выступал џтык мае (св€щенное дерево, в котором обитала дух-хоз€йка местности јан јлахчын ’отун), на пограничной территории алаас находилс€ аартык, через который осуществл€лс€ вход в другое пространство2.
“рансцендентальное пространство разделено на 3 плоскости по вертикальной структуре: ¬ерхний мир, —редний мир и Ќижний мир. ќбъединены по основному признаку -неос€заемости, умозрительности.
—оциальное пространство в силу слабой выделенности человека из природы рассматриваетс€ как социумность. —ущность человеческа€ была изначально соединена с природой и таким образом пространство, населенное людьми, распредел€лось на плоскости, определ€емое ландшафтной средой и отношением человека к природе в его
культурной де€тельности. “ак, социальное пространство делитс€ на 3 плоскости: верхн€€ плоскость - это скотоводы алаас ого-лоро (букв.: дети аласов), или дойду сирин дъоно (букв.: люди срединной земли, люди с центра); средн€€ плоскость - охотники тыа сахата (букв.: лесной €кут); нижнюю занимают рыболовы (озерные €куты) - ба-лыксыт или сымакыт (букв. питающийс€ гнилой рыбой)3.
¬ традиционном мировоззрении народа саха, освоенное пространство определ€етс€ как родна€ земл€ - тЄрЄЄбют сир (земл€, на котором человек родилс€). “аким образом, человек становитс€ буквально тождественным с пространством родной земли, и представл€ет собой часть этого пространственного континуума. ѕоэтому, в гостевом этикете прин€то первым делом задавать вопросы касательно его родовой принадлежности как основного фактора определени€ его региональной принадлежности: Ђ имтэн кииннээх, хантан хаанна-ах кики буолагын? (ќткуда родом, от кого пуп имеешь?)ї. Ќа этот вопрос обычно отвечают: Ђƒойду сирин кикитэбин (€ человек с центраї (т. е. имеетс€ в виду локальна€ группа центральных €кутов); ЂЅюлюю бЄ-лЄхтЄн сылдъабынї (из группы улусов ¬и-люйского региона); Ђ’отуттан сылдъабынї (представитель северной локальной группы).
¬нутри эти группы подраздел€ютс€ по видам хоз€йственной де€тельности, которые также представлены природными объектами: лесные (таежные) €куты - охотники (ойуур сахалара), озерные (речные) €куты - рыболовы (балыксыттар), алас-ные €куты (алаас сахалара). ќзерными (речными) и лесными (таежными) считались €куты вилюйской и северной групп, так как охота и рыболовство занимало важную роль в их хоз€йственной де€тельности, а заречные (центральные) €куты занимались в основном скотоводством, поэтому определ€лись как Ђаласные €кутыї. “аким образом, природные объекты (лес, озе-
ро, долина) представл€лись как часть жизненного пространства человека в традиционном обществе или как определ€ющее составное историко-культурного ландшафта народа саха.
Ћандшафтное распределение субэтни-ческих групп €кутов нашло отражение и в пласте архаических верований. “ак, таежна€ культура более характерна дл€ периферийных групп €кутского этноса (вилюй-ские, южные, северные), а коневодческа€ (скотоводческа€) - у центральных, заречных групп.
÷ентральна€ часть освоенного пространства всегда характеризуетс€ как центр (дойду - букв.: средний мир), а перифери€ -через лес и реку, которые в мифоритуальной традиции выступают как погранична€ область освоенного пространства. ѕоэтому, про людей с дальних местностей говорили: тюбэ кикитэ (человек с далеких мест), юрэх бакын кикитэ (букв. человек из верховьев реки), тыаттан сылдъар (букв. человек из леса), ойуур сахата (лесной €кут).
»нтересно то, что от размера ландшафта и характера его расположени€ на локусе зависит Ђэмоциональна€ окрашенностьї и воспри€тие данного жизненного пространства. ¬оспри€тие пространства определ€лось пон€тием Ђдойду тыына (дыхание местности)ї4. ¬ религиозно-мифологическом сознании дыхание (тыын) представл€лось животворным единым природным началом, обладавшим универсальным свойством придавать всему сущему кут - душу. “ак, при соприкосновении с землей, новорожденный с первым криком надел€етс€ буор кут (земл€-душа) Ђсиргэ тюспют си-лик, окко тюспют онокууї (букв.: облик павший на землю; жребий, павший на траву)5. “аким образом, человек находилс€ в гармоничном единстве с окружающей средой, а родна€ земл€ выступала своего рода источником жизненной энергии, материнским началом6.
ѕо представлени€м саха, существуют места с Ђлегким дыханиемї и с Ђт€желым
10 1
дыханиемї.  аждый природный объект, в том числе и человек, которого €куты считали дитем природы, надел€лс€ присущими этой местности качествами. “ак, жители местности с Ђлегким дыханиемї отличались общительностью, веселым нравом, темпераментом, а обитатели мест Ђс т€желым дыханиемї - молчаливостью, медлительностью.
¬идимо поэтому, столь велико значение в моделировании человеческого мира, конкретное расположение в природном ландшафте освоенного пространства. ѕоэтому, в народных поговорках говоритс€, что люди с центра, считаютс€ счастливыми, удачливыми ( иэн сир кикитэ кэскиллэ-эх, дойду кикитэ дъоллоох - ” человека с большой земли счастливое будущее), а про людей с оркаины говор€т: ыыра кыара5ас кики сымыыттаагар бютэй (букв.: человек с тесного пространства замкнутый бывает)7.
ћежду тем не вс€кое пространство было пригодно дл€ обживани€ местности. “ак, дл€ идеального места жительства подходил алаас8 - луговое пространство, окруженное лесом. ќдним из об€зательных критериев Ђидеального местаї €вл€етс€ наличие озера или речки, которую €куты называли ува-жительно Ёбэ (бабушка, госпожа).
¬ категорию непригодных дл€ человека местностей входили следующие компоненты ландшафта: открытые (великие) долины (акагас сирдэр), долины с быстрой речкой (сююрюктээх юрэхтээх акагас сирдэр), сакральные (св€щенные) места (ытык сирдэр), Ђнечистыеї места (абаакылаах сирдэр), места с Ђплохим дыханиемї (кукаган тыыннаах сирдэр) и глухие места в непроходимых лесах (ойуур быыкыгар). Ќазвани€ всех этих местностей €куты бо€лись говорить вслух и примен€ли к ним условные обозначени€, как-то: били сир (то место), онно (там), сэттээх сир (плохое место)9.
„тобы ненароком не оскорбить духа св€щенного места, €куты совершали различные жертвоприношени€: прив€зывали салама к деревь€м, оставл€ли еду. —читалось также, если путник мимо пройдет около великой долины и не почтит духа-хоз€-ина местности жертвоприношением, то тот посылает вдогонку ему за оскорбление разные напасти и несчасть€. ј нечистые места старались обходить стороной, если же приходилось пересекать территорию, то проходили задом наперед, пута€, таким образом, свои следы, а приход€ домой, очищались дымокуром10.
 ак известно, в пространственной структуре, каждый отдельный локус был отделен от другого локуса природной (лес, озеро, гора) или вещно оформленной гра-ницей (изгородь). —огласно установкам традиционного мировоззрени€, переступив границу отдельного пространства (местности), требовалось совершить жертвоприношение, которое соблюдаетс€ и в наше врем€.
“аким образом, в статье под термином Ђкультурный ландшафтї рассматриваетс€ освоенное пространство природно-географических локусов, различающихс€ как по степени хоз€йственной де€тельности, так и по религиозно-мифологическим воззрени€м. –ассматрива€ Ђдуховную нагружен-ностьї освоенного пространства, можно придти к выводу, что культурный ландшафт - исторически равновесна€ система, в которой пространство освоено утилитар-но, семантически и символически, а природное и культурное представл€ютс€ как, дополн€ющее друг друга единое целое. “ак, в традиционном мировоззрении культурный ландшафт выступает как организованное и наполненное сакральными объектами освоенное пространство.
ѕ–»ћ≈„јЌ»я
1 алуцков ¬. Ќ., »ванова ј. ј., ƒавыдова ё. ј. и др.  ультурный ландшафт –усского —евера. ћ.: –осЌ»» природного и культурного наследи€, 1998. —. 21.
2 “олковый словарь €кутского €зыка / ѕод ред. —лепцова ѕ. ј. Ќовосибирск: Ќаука, 2004. “. 1. —. 173-179.
3  олодезников —.  .  артина мира в традиционном мировоззрении €кутов: јвтореф. дис. на соиск. уч.степени канд. истор. наук. ћ., 1996. —. 9.
4 Ѕравина –. ».  онцепци€ жизни и смерти в культуре этноса (на материале традиций саха). Ќовосибирск: Ќаука, 2005. —. 24.
5  улаковский ј. ≈. Ќаучные труды / ѕодг. к печати Ќ. ¬. ≈мель€нов, ѕ. ј. —лепцов. якутск:  н. изд-во, 1979. —. 164.
6 «десь образ изначальной ћатери-земли как хранительницы жизненного начала и соотноситс€ с общей идеей освоенного и защищенного пространства.
7 јрхив яЌ÷ —ќ –јЌ. —аввин ј. ј. ћатериалы по истории и этнографии €кутов. 1934-1948 гг. // ‘. 4. ќп. 12. ƒ. 10. Ћ. 15.
8 —ледует отметить, что алас характерен только дл€ €кутского географического ландшафта, так как аласы - это плоские понижени€ в районах распространени€ многолетнемерзлых горных пород, образующихс€ в результате протаивани€ и просадки грунта.
9 ѕолевые материалы. Ќикитин  . Ќ. 1936 г. р., ¬ерхневилюйский улус, с. ¬ерхневилюйск.
10 јрхив яЌ÷ —ќ –јЌ. —аввин ј. ј. Ётнографические записи и заметки. 1934-1944 гг. // ‘. 4. ќп. 12. ƒ. 30. Ћ. 67.

пїњ