пїњ

»—“ќ–» ќ- ”Ћ№“”–Ќќ≈ Ќј—Ћ≈ƒ»≈ —. ѕ. ЅјЋƒј≈¬ј: ћј“≈–»јЋџ ѕќ Ѕ”ƒƒ»«ћ”

 ”Ћ№“”–ќЋќ√»я
”ƒ  294.3 ЅЅ  86.3
ћ. ¬. јюшеева
”лан-”дэ
»сторико-культурное наследие —. ѕ. Ѕалдаева: материалы по буддизму
¬ статье дан краткий обзор материалов по буддизму из личного фонда —. ѕ. Ѕалдаева, хран€щегос€ в ÷ентре восточных рукописей и ксилографов »ћЅ“ —ќ –јЌ. Ћичный фонд —. ѕ. Ѕалдаева насчитывает 1443 ед. хр. ¬ы€влены интересные сведени€ по истории распространени€ буддизма среди бур€т, даны описани€ религиозных обр€дов, приведены статистические данные по численности прихожан и лам в разные годы. ћатериалы, собранные —. ѕ. Ѕалдаевым из различных источников и его полевые записи, представл€ют собой ценный источник по истории, религии и культуре бур€тского народа.
 лючевые слова: —. ѕ. Ѕалдаев, личный архив, истори€ буддизма, культурное наследие
M. V. Ayusheyeva
Ulan-Ude
Historical and Cultural Heritage of S.P. Baldaev: Documents on Buddhism
The article gives a short review of materials on Buddhism kept in S.P. BaldaevТs private archives, stored in the Center of Oriental Manuscripts and Xylographs of IMBTS of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. His archives consist of 1443 archival units. In the article important data on history of Buddhism among the Buryat population, descriptions of religious practices, statistical data about parishioners and lamas during different periods are presented. S. P. BaldaevТs documents collected from various sources and his field materials are a valuable source on history, religion and culture of the Buryats.
Keywords: S. P. Baldaev, private archive, history of Buddhism, cultural heritage
¬ ÷ентре восточных рукописей и ксилографов »нститута монголоведени€, буддо-логии и тибетологии хранитс€ личный фонд —. ѕ. Ѕалдаева, насчитывающий 1443 единицы хранени€. ћатериалы фонда сгруппированы в 8 разделов, каждый из которых включает в себ€ подразделы и более мелкие тематические делени€: 1) материалы к биографии —. ѕ. Ѕалдаева, 2) переписка —. ѕ. Ѕалдаева. 3) материалы по служебной и общественной де€тельности, 4) творческие материалы —. ѕ. Ѕалдаева, 5) материалы, собранные фондообразователем, 6) библиографи€, 7) фотографии, 8) материалы из газет. —амый обширный раздел - это материалы, собранные фондообразователем, подраздел€ющие-
с€ на 20 тематических групп, такие как этнографи€, фольклор, литература, шаманство и другое.
—ергей ѕетрович занималс€ изучением истории бур€тского народа, его фольклора, литературы, этнографии, глубоко, а главное, широко охватыва€ доступный ему материал, работа€ в архивах и обща€сь с информантами. ћатериалы его личного фонда отличает разносторонность интересов ученого. ”никальность материалов, собранных неутомимым исследователем —. ѕ. Ѕалдаевым, их научную и историческую значимость сложно переоценить. ≈ще предстоит огромна€ работа по изучению этих материалов, изданию и вводу их в научный оборот.
—реди собранных им материалов можно выделить несколько важных тем - это, прежде всего фольклор, этнографи€ бур€тского народа, истори€ —ибири и монгольских племен, шаманство. ¬опросам шаманской практики, описанию различных культов, поверий —. ѕ. Ѕалдаев удел€л значительное внимание. ѕоскольку изучение истории происхождени€ и расселени€ бур€тских родов невозможно без изучени€ верований и религиозных практик народа, от своих информантов он записывал не только фольклорные материалы, но и родовые легенды, предани€, родословные, тексты шаманских призываний.
—ледует отметить, что большее внимание —. ѕ. Ѕалдаев удел€л изучению фольклора, истории и этнографии предбайкальских бур€т, которые в основном были шаманистами. ќтсюда преобладание в личном фонде —. ѕ. Ѕалдаева материалов по шаманству бур€т. —огласно описи дел, насчитываетс€ более 200 единиц хранени€, в которых отражены такие вопросы, как сущность шаманства, шаманы, шаманские принадлежности, культы, поверь€, призывани€, хады, тайлганы, онго-ны и многое другое.
¬опросам христианской и буддийской религии уделено значительно меньше внимани€. јрхивные дела, характеризующие данные вопросы, объединены в один общий подраздел Ђћиссионерство, станы, училища, кадрыї. ¬нутри которого имеютс€ всего три дела, отражающие в заголовках, свою сопричастность с бытованием буддийской религии среди бур€т: є 1334. Ђ л€твенное обещание ламаистского вероисповедани€ї (7 л.); є 1335. Ђ»нструкци€ о выборах дацанских должностейї (14 л.); є 1336 Ђƒацаны «абайкальской областиї (11 л.).
ƒело 1334 Ђ л€твенное обещание ламаистского вероисповедани€ї представл€ет собой перевод на русский €зык кл€твенной прис€ги, котора€ зачитывалась хамбо-ламой при вступлении в должность. ¬ документе имеетс€ запись о том, что ÷ыван ћошиев, ширетуй „жахуртайского1 дацана, приводил к прис€ге хамбо-ламу „ойван-ƒоржи ≈ши-∆амсуева и что при этом присутствовал военный губернатор и наказной атаман «абайкальского казачьего войска генерал-майор «апольский. ƒан-
1 «агустайского (?). ѕо данному написанию сложно установить правильное название дацана.
на€ прис€га была переведена с монгольского €зыка переводчиком »ркутского общего губернского управлени€, коллежским секретарем Ћаврентием Ўергиным. Ёти сведени€ были выписаны —ергеем ѕетровичем из »ркутских ≈пархиальных ¬едомостей є 38 за 1884 г. ¬ тексте прис€ги упоминаютс€ имена русских самодержцев, а именно императора Ќикола€ ѕавловича и наследника престола јлександра Ќиколаевича.
Ќазвание дела 1335 Ђ»нструкци€ о выборах дацанских должностейї (14 л.) не совсем точно отражает содержание папки; внутри дела находитс€ три рукописных документа: 1) отрывок из Ђѕоложени€ о ламайском духовенстве ¬осточной —ибириї, ІІ 9-61;
2) выписка из Ђ¬ысочайше утвержденного в 15 день ма€ 1853 г. журнала —ибирского комитета, заключающего в себе ¬ысочайшее ≈го »мператорского ¬еличества повелениеї, в которой сообщаетс€ о разрешении свободного исповедани€ ламаистской религии бур€тами; 3) предписание ¬оенному губернатору «абайкальского области из √лавного управлени€ ¬осточной —ибири от 18 но€бр€ 1859 г. за є 1454, в котором содержатс€ некоторые разъ€снени€ к Ђѕоложению о ламайском духовенствеї.
“екст первых двух документов написан в двух колонках: в левой представлен текст на русском €зыке, а в правой - перевод на старописьменный монгольский €зык. ќписание данного материала содержитс€ на л. 25 в деле 817 Ђ”казы царского правительства, —перанского, указы и приказы о землевладении, о праве бур€т, об упразднении бур€тских дум и т. д. ї (44 л.).
ƒело 1336 Ђƒацаны «абайкальской областиї содержит таблицу, в которой приведен список дацанов по уездам, имена насто€телей, даты открыти€ и численность комплектных лам [‘онд 36. ќп. 1. ƒ. 1336, л. 1-6]. —ведени€ были почерпнуты —. ѕ. Ѕалдаевым из Ђѕам€тной книжки «абайкальской области. 1914 г.ї. ¬сего перечислено 37 дацанов.
“акже в деле содержатс€ сведени€ о п€ти дацанах тунгусов - √унэйском, Ѕэрцуйском, “арбагатайском, ’ужиртайском, “огчинском. —ообщаетс€ о том, что бур€тский «угалай-ский дацан был основан благодар€ ходатайству кн€з€ √антимурова. »нтересны сведени€ о том, что в 1901 г. ∆амбасан-гэгэн в сопро-
вождении лам  ыренского дацана побывал среди койморских бур€т, занималс€ распространением буддийской религии, сжигал шаманские принадлежности.
¬ личном фонде —. ѕ. Ѕалдаева материалы о буддизме не ограничиваютс€ этими трем€ делами. ћы обнаружили отрывочные сведени€, включенные в р€д других архивных дел, в заголовках которых не отражаетс€ религиозна€ тематика. Ќапример, в деле 744 Ђќтношени€ между русским государством и инородцами. ѕерепись населени€ с 1699Ч 1916 гг.ї (143 л.) привод€тс€ статистические данные по дацанам, а также их стоимость: Ђ„исло душ по приходам: 1. ƒацан —онголова рода: прихожан 5877 душ, лам штатных - 60;
2. ƒацан √эгэту€ (казаки): прихожан - 3566.
3. ƒацан јтаганова рода: прихожан 575, лам штатных - 16... —тоимость дацанов: √усино-озерский - 96600, Ѕултумурский - 78620; ’а-хюртаевский - 25100ї [‘. 36. ќп. 1. ƒ. 744. Ћ. 53].
ƒело 745 Ђћатериалы о племенах и родах сибирских народов (черновой)ї (135 л.) на лл. 49-50 говоритс€ о распространении буддизма в баргузинской долине, в частности, что с 1800 г. в долину Ѕаргузина стали приезжать ламы из хоринских и селенгин-ских дацанов с миссионерской целью. Ћамы разъезжали по улусам, учили бур€тской грамоте, занимались врачебной де€тельностью. ѕервый дацан был построен в 1865 г.; после того как буддизм укрепилс€ среди баргузин-цев дацан перенесли к подножию горы Ѕархан уула.
ƒело 746 Ђћатериалы по колонизации —ибири русскимиї (121 л.) содержит краткие выписки о дацанах (л. 111 а Ђƒацаныї), почерпнутые из журнала Ђ—ын ќтечестваї, є 4, с. 237-249.
¬ деле 751 Ђћатериалы по статистике –оссииї (147 л.) на л. 40 приводитс€ таблица Ђƒацаны Ѕур€тииї, сведени€ в которой расположены по следующим пунктам: Ђназвание дацановї, Ђгод основани€ї, Ђштатї и Ђгде находитс€ї. ƒанные сведени€, выписанные из Ђ»ркутских губернских новостейї за 1916 г., дополн€ют материал из дела 1336. ¬сего перечислено 32 дацана и вне таблицы записаны еще 5 дацанов, а именно: Ђ1. јларский 1811. 2.  еренский 1812 г. 3. “агархайский 1916 г.
4.  ырменский 1911 г. 5. ћуринский 1918 г.ї.
¬ деле 786 Ђѕеревод летописи ’убитуеваї (2 тетр.) также перечислены дацаны »ркутской губернии с указанием штата и времени постройки. —ледует отметить некоторую противоречивость сведений, что большей частью относитс€ к заблуждени€м информантов, тем не менее, данные материалы представл€ют научный интерес, и неточности ничуть не умал€ют заслуг —. ѕ. Ѕалдаева как этнографа-собирател€.
¬ деле 745 Ђћатериалы о племенах и родах сибирских народов (черновик)ї (135 л.) на л. 57 о дацане в ¬ерхоленском уезде говоритс€ следующее: Ђ¬  ырменском улусе был построен дацан в 1915 г. благодар€ старани€м hарамбо јгвана ƒоржиева, выходца из среды тамошних бур€тї.
¬ деле 752 Ђћатериалы об исследовател€х —ибири, о народах «ападной и ¬осточной —ибири (7 раб. тетр.)ї, в 4-й тетради, на л. 5-8 содержатс€ две заметки Ђќ ламстве и ламах ¬. —ибириї и Ђ√раф —. ¬. –агузинский и ламыї, в которых привод€тс€ выдержки из газеты Ђ¬осточное обозрениеї за 1887 г. (є 12, с. 9-11; є 38, с. 5). »злагаетс€ кратка€ истори€ буддизма в «абайкалье: строительство новых каменных зданий дацанов, покупка буддийских книг, открытие школы цаннит, штатное количество лам, инспекци€ буддийских дацанов и т. д. ƒанные относ€тс€ к периоду 1712-1851 гг.
¬ деле 776 Ђ—татистика движени€ населени€ бур€тского народа. 1916 г.ї на л. 7 содержитс€ выдержка из Ђ–усского вестникаї за 1842 г. (є 7-9, с. 116-117) о том, что Ђв 1842 г. в «абайкалье было 10 дацанов, в них штатных лам - 782 чел.ї.
ƒело 778 Ђ»з истории баргузинских бур€т. 1933-1965ї (178 л.) на 31 л. и др. нар€ду с этнографическими сообщени€ми о бур€тах содержит краткие сообщени€, по которым можно воссоздать духовную жизнь бур€т; в частности встречаютс€ краткие сообщени€ об образовании лам, о численности лам, о совершение обр€дов и пр.
ƒело 779 Ђ¬оспоминани€ о тункинских бур€тах и русских. 1910-1912 гг.ї (100 л.) содержит воспоминани€ —. ѕ. Ѕалдаева о его поездке в  ыренский дацан в дни —агаалга-на: Ђќстановились у ламы ƒондакова. ... ќн прин€л очень любезно и радушно, отвел отдельный чистенький домик, дал дл€ прислу-
живани€ хуварака, мальчик лет 17. ¬ дацане он имел три домика, в одном жил сам, в другом жили хувараки, третьем - приезжие гости - прихожане. ¬о всех домах у него была образцова€ чистота, ни где ни пылинки, ни соринки. ”хаживали и убирали комнаты ученики - хувараки.  аждый из них имел, кроме учебы, определенную нагрузку. ќдин готовил обед дл€ своего наставника, другой убирал комнаты, третий колол дрова и топил печи, четвертый носил воду, п€тый сопровождал его во врем€ поездок дл€ исполнени€ треб верующим, шестой был ...1 во врем€ исполнени€ богослужени€ и т. д. —таршие ученики несли определенные должности при службах дацана. ƒацанское образование имело два уклона - лекторское и богословское, первые изучали астрологию, медицину, анатомию человека и аптекарское дело (собирали, изучали травы и растени€, составл€ли микстуры), а вторые изучали догматику, каноны, философию буддизма, чины богослужений и пр.   —агаалгану в дацан съехалось очень много народу, дацаны и дугуны были полны людьми, совершались богослужени€ беспрерывно. ћы посетили дацан, смотрели торжественное богослужение, где участвовало много народу. Ћамы читали не то пением, не то говорили особым речитативом. ¬ дацане было холодно, печей вовсе не было, бедные хувараки в халатах без шапок и рукавиц коченели от холода. ƒацан был украшен в индо-тибетском вкусе богато и с некоторым вкусомї [‘. 36, ќп. 1, ƒ. 779. Ћ. 91-93]. ƒалее —. ѕ. Ѕалдаев описывает внутреннюю обстановку гостевого домика другого ламы, подмеча€ богатое убранство и интерьер комнаты.
¬ деле 820 Ђ”лусы и роды бур€тї (193 л.) на лл. 167-171 содержитс€ информаци€ о —оодой-ламе в трех вариантах. «а некоторыми разночтени€ми во всех трех верси€х повествуетс€ о том, что —оодой-лама был из бедной семьи, с детства отличалс€ острым умом, обучалс€ в Ёрдэни-дзу, где получил степень габжи. ѕосле возвращени€ из ћонголии поступил штатным ламой в Ѕаргузинский дацан. ¬ 1895 г. в составе бур€тской делегации (куда входили баргузинские бур€ты тайша –. —отиев, Ѕатор Ќатакиев, ∆эгжэд ÷эдэнов и Ўандаржаб јрсаланов) присутствовал на
1 Ѕарабанщиком (?). —лово написано не разборчиво.
коронации Ќикола€ II. ѕриводитс€ истори€ о том, как —оодой-лама первым встретил Ќикола€ II и подал прошение, так как сто€л у правой двери, в то врем€ как все собрались у левой двери, из которой €кобы должен был выйти император. —оодой-лама умер в 1916 г. в возрасте 42 лет, в год лошади. —ообщаетс€, что его оригинальные сочинени€ по догматам буддизма хранились у Ѕу€нтуева Ѕухы, как ближайшего родственника.
¬ деле 835 Ђ–одо-племенна€ структура племени хориї (134 л.) на л. 98 имеетс€ кратка€ заметка ЂЁгитуйский дацанї, в которой говоритс€ о постройке дацана в 1817 г. Ќа его строительство было собрано ламами со всех хоринских бур€т-монголов 30000 р. ѕри дацане имелась школа чойра.
ƒело 886 Ђ√енеалоги€ селенгинских и джидинских бур€т-монголов Ѕћј——–ї (133 л.) содержит интересные сведени€ по истории, этнографии, фольклору, происхождению и расселению селенгинских и джидинских бур€т, в том числе и о распространении среди них буддийского учени€. Ќа л. 38 имеютс€ две краткие заметки Ђƒацаны ƒжи-дыї и Ђјрхив √эгэтуевкого дацанаї, в которых перечисл€ютс€ 7 дацанов: —онгольский или ’илгантуйский дацан, ’ул-Ќурский или √усиноозерский дацан, ƒэрэстуйский или јтаганский дацан, јцайский, Ѕургалтайский, √эгэтуевский, янгажинский дацаны. —ообщаетс€, что Ђƒэрэстуйский дацан был посв€щен грозному докшиту ∆амцарану. ќн воплотилс€ в Ўариевых трех ханов и боролс€ с √эсэром. ѕоэтому в ƒэрэстуе нельз€ ни рассказывать, ни петь √эсэра. Ћюди јтаганова рода не читали √эсэра и не рассказывалиї. ѕо поводу архива √эгэтуйского дацана сказано, что архив √эгэтуйского дацана хранилс€ в одном амбаре, аккуратно сложенный на полках, им очень дорожили ширетуи. јрхив был сожжен по распор€жению аймцентра. »мущество дацана было увезено на 15 подводах ламой из “ункинского дацана √енин-ƒарма Ўой-жоловым. ƒанные сведени€ были записаны —. ѕ. Ѕалдаевым со слов ƒорджи Ѕадмажапо-ва, 84 лет, в улусе √эгэтуй в 1944 г. ƒалее на л. 109 сообщаетс€, что численность духовных лиц в янгажинском дацане достигала 500 чел., была начальна€ школа дл€ хувараков.
ƒело 890 Ђ–одовые легенды и генеалогии иволгинских, селенгинских, джидинских
бур€тї (200 л.) также содержит сведени€ по истории буддизма в «абайкалье. “ак, на лл. 102-106 имеетс€ заметка под названием Ђ–одословное хамбо ламы ƒоржо «а€еваї, в которой нар€ду с биографией хамбо-ламы «а€ева1 также говоритс€ о борьбе лам с шаманами, с красношапочными ламами, о де€тельности ѕ. Ѕадмаева.
¬ деле є 891 Ђћатериалы по селен-гинским бур€там (—еленгинска€ степна€ дума, роды, списки тайшей, дацаны и т. д.). 1944-1971 гг.ї (81 л.) содержатс€ сведени€ по буддизму среди селенгинских бур€т, краткие биографические сведени€ о хамбо «а€еве и других ламах. ѕеречисл€ютс€ сабдаки - горные духи —еленги: 1) ”лзээтэ, 2) Ѕарахигар,
3) Ѕуурал, 4) ’ухэ €маата, 5) Ѕа€н хонгор, 6) Ѕурэн хаан, 7) Ѕа€н тогод. ѕриводитс€ кратка€ истори€ возникновени€ культа и описание чествовани€ сабдаков јра-’урэтского улуса —еленги. “ак, хоз€ев имеют в јра ’э-рээте горы ”лзээтэ, Ѕарьхигар и Ѕуурал. »х хоз€евами были древние шаманы, привезенные с собою босхулами-монголами. ¬ этом поклонении принимали участие приходские ламы - читали условленные молитвы за здравие людей, за размножение скота, за урожай трав и хлебов, а после того как они уезжали в дацан, старейшины рода проводили обр€д по шаманскому обычаю: с чашей молочной водки в руках становились в р€д, старики совершали сэржэм. ѕри этом на горе ”лзээтэ читали следующее: Ђјл€сдаhан дайдамнай / јлтайн арбан гурбан гуриби, / ’Yлбeeриhэн дайдамнай / ’Yхын хорин гурбан гуриби, / ’уужэhэн дайдамнай / ’удын голой хухэ х€аг / ћулыЋэн газармнай / ћуринэй саган хээр, / јлууршанай ерэхэдэнь, јм€а амишалжа, / Ёнэ дайда руу ерэлэйбди, / ћуухайшуулай добтолходонь / ћултаржа тэргэдэжэ / »бал-гым голдон ерэлэйбди, / ’эрээтын голдонь hууришалайбди. / Ёнэ дайда€а эзхлэйшэн, / ’ан дайда€а хараашан, / јдуутай ба€н бол-гогты, / јшатай унэр болгогты, / ћалтама hуултэй мала Yргэнэбди, / ћYндэр мэтэ ар-хи€а баринабди! / ”та наhа гуйнабди, / ”даан жаргал эрэнэбди!ї [‘. 36, ќп. 1, ƒ. 891. Ћ. 24 и далее].
1 ѕодробно о биографии хамбо-ламы ƒ.-ƒ. «а€ева см. в кн.: ¬анникова ÷. ѕ. »стори€ бур€тского буддизма: источники, переводы, исследовани€. ”лан-”дэ: »зд-во ЅЌ÷ —ќ –јЌ, 2006. —. 145.
—огласно сведени€м —. ѕ. Ѕалдаева, буддийский хурал ћайдари в янгажинском дацане проводили 6 июн€, а 9 июн€ праздновали обоо, замен€ющим шаманские тайл-ганы. —реди праздников у сонголов отмечен обоо найр в улусе ’илганта, который длилс€ целые сутки, а годовой дацангайн найр проходил на прот€жении 2-3 дней. –елигиозного буддийского праздника ÷ам у сонголов и табангутов не было, но хурал ћайдар праздновали во всех дацанах «абайкаль€ [‘. 36. ќп. 1. ƒ. 891. Ћ. 39-40].
ќтмечаетс€, что в сонгольском приходском дацане было около 500 лам и хувараков. ƒалее сообщаетс€ о ревнител€х ламаизма -ламах «а€еве, Ѕаторове Ўандабе и рабжам-ба Ѕахлаеве. Ђќни построили дацаны в ”бэр ’урээте и јра ’урээте. ƒацаны были небольшие. ќба имели по 6 человек штатных лам и по сто хувараков. Ћама Ѕахлаев јра жам-ба был родом из улуса јра јшаабагатскогої [‘. 36. ќп. 1, ƒ. 891. Ћ. 53].
ƒело 1361 Ђћатериалы по народному образованию јгинского национального округа. 1945 г.ї (1 тетрадь, 37 л.) содержит заметку о ЂЅуддийских духовных школахї, в которой рассматриваетс€ система буддийского образовани€, духовные ученые степени лам, такие как гэбши, габжа, дооромбо, лхарамба, а также процедура получени€ этих степеней и прочее. Ёти сведени€ были записаны от ∆алсара€ ∆амбалова (колхоз имени „калова, јра-’ангилского сомона, јгинского аймака, „итинской области, июль 1945 г.).
ƒело 1412 ЂЋитература о буддизмеї (5 л.) содержит библиографию работ по буддизму из 22 наименований, с краткими аннотаци€ми на некоторые источники.
ƒело 831 ЂЅур€тские роды —еленги, вышедшие из ’алхиї (33 л.) содержит этнографические сведени€ о сонголах. —ообщаетс€, что сонголы построили первый дацан и приглашали в него лам из ’алхи. ќтмечаетс€, что ƒамба-ƒаржа «а€ев, автор путешестви€ по “ибету, много сделал дл€ распространени€ ламаизма среди бур€т.
»нтересны сведени€, приводимые —. ѕ. Ѕалдаевым, в отношении гонений на шаманов представител€ми буддийской религии, тонкие замечани€ о противодействии христианизации населени€ и пр.
¬се эти краткие заметки, разбросанные в многочисленных работах ученого, позвол€ют сделать вывод, что —. ѕ. Ѕалдаев живо интересовалс€ историей функционировани€ и распространени€ буддийской религии.
—. ѕ. Ѕалдаев провел колоссальную работу с источниками, архивными материалами, его работы изобилуют подобными выдержками и выписками, сделанными из книжных изданий середины и конца XIX в., которые в большинстве своем недоступны дл€ современных исследователей. ≈го выписки отличают тщательные отсылки к источникам, он всегда указывает, из какой книги была вз€та та или ина€ информаци€, от кого и когда была записана.
¬ одной из работ —. ѕ. Ѕалдаев подписалс€ как собиратель-фольклорист и, говор€ о причинах, побудивших его записать свои воспоминани€, написал следующее: Ђони будут некоторым материалом дл€ будущего поколени€, льющим некоторый свет на жизнь
и нравы школьной жизни давно ушедшего времениї [‘. 36. ќп. 1. ƒ. 1361. Ћ. 32]. ƒумаю, эти слова —ерге€ ѕетровича можно отнести и к его кратким запис€м о буддийской религии, ее бытовании в среде бур€т, истории распространени€ и т. д. «аметки по буддизму, разбросанные в его многочисленных трудах, свидетельствуют и о комплексном подходе автора к изучаемым проблемам. Ќевозможно полно представить картину быта, услови€ жизни бур€тского населени€ не учитыва€ духовную сторону его жизни, потому, рассматрива€ такие вопросы, как статистика, образование и другие, —. ѕ. Ѕалдаев не мог не записать, подметить, подчеркнуть религиозное положение бур€т. ¬ св€зи с чем предстоит кропотлива€ работа по изданию, изучению и вводу в научный оборот уникального историко-культурного наследи€, которое тщательно собрал, записал и сохранил дл€ нас —ергей ѕетрович Ѕалдаев.

пїњ