пїњ

»—“ќ–»„≈— »≈ ¬≈’» –ј«¬»“»я ‘ј ”Ћ№“≈“ј ѕќ–“ќ¬ќ… “≈’Ќ» » » ЁЋ≈ “–ќћ≈’јЌ» »

»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈ ћ≈“ќƒџ ¬ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќћ ”„–≈∆ƒ≈Ќ»»
≈. Ќ. јндрианов,
канд. техн. наук, проф., —ѕ√”¬ 
»—“ќ–»„≈— »≈ ¬≈’» –ј«¬»“»я ‘ј ”Ћ№“≈“ј ѕќ–“ќ¬ќ… “≈’Ќ» »
» ЁЋ≈ “–ќћ≈’јЌ» »
HISTORICAL LANDMARKS OF DEVELOPMENT OF FACULTY PORT HANDLING
EQUIPMENT AND ELECTROMECHANICS
¬ статье рассматриваютс€ этапы становлени€ и развити€ факультета портовой техники и электромеханики, привод€тс€ хронологические даты образовани€ ведущих кафедр, их научно-производственна€ и учебна€ де€тельность, а также указываютс€ основные ученые, определившие развитие факультета.
The article presents the main stages of establishing and developing the faculty ЂPort handling equipment and Electromechanicsї, chronological dates of founding the leading departments, their scientific-business and educational activities. The article introduces the main scientists who contributed very much to the development of the faculty.
 лючевые слова: факультет, кафедра, возникновение, развитие, де€тельность.
Key words: faculty, department, the emergence, development, activities.
‘ј ”Ћ№“≈“ портовой техники и электромеханики (‘ѕ“иЁ) возник в 2001 г. в результате реорганизации двух факультетов: портовой подъемно-транспортной техники и электромеханического. ѕри этом кроме ‘ѕ“Ё был организован факультет информационных технологий. ” каждого из реорганизованных факультетов сво€ богата€ событи€ми истори€.
‘акультет портовой подъемно-транспортной техники ведет свою историю от механического факультета, созданного в 1930 г. при организации Ћенинградского института инженеров водного транспорта (Ћ»»¬“а). Ќа механизаторском отделении готовились инженеры-механики по механизации трудоемких и т€желых физических работ в портах, на
см
* заводах и в строительных организаци€х.
I ¬ св€зи с ростом потребности в специа-
листах-механизаторах в 1938 г. механический
^ факультет был разделен на два факультета: механизаторский и судомеханический. ¬скоре механизаторский факультет стал называтьс€ факультетом механизации перегрузочных работ. ѕервым деканом этого факультета был профессор ѕ. —.  озьмин.
¬ соответствии с учебным планом на факультете началась подготовка инженеров-механиков по двум специальност€м: Ђѕодъемно-транспортные машиныї; Ђ—троительные машиныї.
Ќа факультет механизации перегрузочных работ с факультета перешли кафедры: теоретической механики; теории машин и механизмов и деталей машин; графики; электротехники; транспортных и строительных машин и механизации перегрузочных работ.
ѕоследн€€ из указанных кафедр (специальна€ кафедра) называлась кафедрой строительных и подъемно-транспортных машин, а в 1940-1942 и в 1944-1954 гг. она называлась кафедрой подъемно-транспортных машин. — 1937 по 1945 г. специальной кафедрой заведовал проф. ѕ. —.  озьмин, а в период 19451958 гг. Ч проф. ј. ». ƒукельский.
‘акультет в послевоенный период получил название факультета механизации и оборудовани€ портов и вел подготовку инженеров по специальности Ђѕодъемно-транспортные машины и оборудованиеї.
¬ 1954 г. на основе части дисциплин этой кафедры была создана втора€ специаль-
на€ кафедра механизации и эксплуатации портов (ћЁѕ), которую возглавил д. т. н., проф. ¬. ‘. —иротский. ¬ 1973 г. она была преобразована в кафедру технологии, эксплуатации и автоматизации работы портов (“Ёј–ѕ), существующую в насто€щее врем€. ѕосле
¬. ‘. —иротского кафедрой заведовал к. т. н., доц. ѕ. ѕ. јртемьев (1974-1985). — 1985 г. по насто€щее врем€ кафедру возглавл€ет к. т. н., проф. ѕ. ј. √оловачев.
 афедрой подъемно-транспортных машин после ј. ». ƒукельского заведовали: д. т. н., проф. ј. ј. ƒолголенко (1958-1979); к. т. н., доц. ¬. ј. ≈вграфов (1979-1984 и 19861997), ј.  . ћиненко (1984-1986),  . ј. ¬олков (1997-2001). — 2001 г. кафедру возглавл€ет к. т. н., проф. ≈. Ќ. јндрианов.
— 1966 г. началс€ прием студентов дл€ обучени€ по специальности Ђћеханизаци€ портовых перегрузочных работї. ‘акультет механизации и оборудовани€ портов с 1974 г. стал называтьс€ факультетом портовой подъемно-транспортной техники.
ќб€занности декана факультета выполн€ли проф. ѕ. —.  озьмин (1938-1942), доц. ё. ј. –ейнгольдт (1944-1949), проф. ј. ј. ƒолголенко (1949-1955), проф. ¬. ‘. —иротский (1955-1959), доц. ѕ. ј. —амойло-вич (1959-1969), доц. ѕ. ѕ. јртемьев (19691976), доц. ј.  . ћиненко (1976-1980), проф. ё. ¬. —иликов (1980-1994), проф. ≈. Ќ. јндрианов (1994-2001).
ќсновна€ т€жесть работы по созданию материальной базы факультета, учебнометодическому обеспечению специальной подготовки студентов легла на плечи проф. ѕ. —.  озьмина, проф. Ќ. Ќ. ≈мцова и проф.
ј. ». ƒукельского. ќдновременно ими были развернуты научные исследовани€, установлены св€зи с производством, решены вопросы организации и проведени€ учебных и производственных практик студентов, организовано курсовое и дипломное проектирование, начата работа по подготовке научно-педагогических кадров. ѕрофессром ѕ. —.  озьми-ным были подготовлены базовые учебники по машинам непрерывного транспорта, проф.
ј. ». ƒукельским Ч фундаментальные учебники по грузоподъемным машинам и механизации портовых перегрузочных работ, проф.
Ќ. Ќ. ≈мцовым заложены основы технической эксплуатации и ремонта портовых перегрузочных машин.
–азвитием учебно-методического обеспечени€ специальных дисциплин и научных исследований в 1950-1969-х годах занимались проф. ј. ј ƒолголенко и ¬. ‘. —иротский, которые активно продолжали развитие базовых дисциплин механизаторской специальности.
ѕосле объединени€ Ћ»»¬“а и ÷Ќ»»–‘а в 1959 г. и создани€ отраслевого учебно-научного комплекса Ћ»¬“ на специальных кафедрах факультета по€вились научные подразделени€ (лаборатории и секторы), выполн€ющие исследовани€, опытно-конструкторские разработки, создающие нормативные и методические документы дл€ речных портов.
ќсновными направлени€ми работы были: создание новой высокопроизводительной перегрузочной техники, комплексное решение вопросов механизации и автоматизации перегрузочных работ, повышение надежности портового оборудовани€.
”читыва€ сложность решаемых проблем, большое число участников (научных и проектно-конструкторских организаций, производственных предпри€тий), приказом ћинречфлота на институт и факультет были возложены функции головной организации по созданию и совершенствованию технических средств комплексной механизации и автоматизации перегрузочных работ в портах и создан  оординационный совет, который последовательно возглавл€ли проф. ¬. ‘. —иротский и доц. ѕ. ѕ. јртемьев.
«начительное внимание удел€лось подготовке специалистов высшей квалификации. ѕри факультете с 1950 г. работал —овет по защите кандидатских диссертаций. ¬ послевоенный период на факультете было подготовлено 85 кандидатов технических наук. ƒокторские диссертации в период работы на факультете защитили 9 сотрудников.
Ќа кафедре подъемно-транспортных машин в начале 1960-х гг. были созданы научно-исследовательские лаборатории грузоподъемных машин, машин непрерывного транспорта и пневмотранспортных устано-
¬ыпуск 2
¬ыпуск 2
вок. Ћаборатори€ грузоподъемных машин (заведующий Ч к. т. н. ё. ¬. —иликов) проводила натурные испытани€, осуществл€ла статистические наблюдени€ за отказами портальных кранов, выполн€ла обосновани€ проектов их модернизации, создала методику расчетной оценки показателей надежно -сти металлоконструкций и механизмов кранов. –езультаты исследований опубликованы в серии монографий научного руководител€ работ проф. ¬. ». Ѕрауде.
¬ лаборатории машин непрерывного транспорта (заведующий Ч к. т. н.
—. ». —мольский) под научным руководством проф. ј. ј. ƒолголенко был выполнен большой цикл исследований по обоснованию параметров скребковых конвейеров сплошного волочени€, на базе которого Ћенгипрореч-транс создал проект ротерно-конвейерного перегружател€ – ѕ-500 дл€ выгрузки апатита производительностью 500 т/час. “акже были проведены исследовани€ по определению путей герметизации и автоматизации процессов погрузки и выгрузки апатита, на основании результатов которых в ћедвежьегорском, ѕермском и јстраханском портах построены склады силосного типа, позволившие решить эти вопросы.
¬ лаборатории пневмотранспортных установок (заведующий Ч к. т. н. ¬. ‘.  лимов) проводились исследовани€ и выполн€лись работы по созданию нового типа ленточного конвейера на воздушной подушке. Ќа основании результатов, полученных доц. ѕ. ѕ. ќно-ховым и научным сотрудником ё. ћ. ћахо-вером, такой конвейер был создан и установлен на причале химических грузов ѕермского порта.
ѕолученные научные результаты были опубликованы в трудах института и использованы при подготовке учебников и учебных пособий дл€ студентов.
Ќа кафедре механизации и эксплуатации портов (с 1973 г. Ч кафедра технологии, эксплуатации и автоматизации работы портов) были созданы три научно-исследовательских подразделени€: лаборатори€ технической эксплуатации перегрузочных машин; лаборатори€ гидромеханизации (впоследствии Ч сектор технологии гидромехани-
зированной перегрузки песчано-гравийных материалов); сектор пылевидных грузов (впоследствии Ч сектор технологии портовых перегрузочных работ). ќбщее научное руководство осуществл€л проф. ¬. ‘. —иротский.
¬ результате работы были созданы Ђѕравила технической эксплуатации перегрузочных машин речных портовї, Ђћетодика оценки уровн€ технической эксплуатации перегрузочных машинї, утвержденные ћинречфлотом. Ѕыли выполнены циклы работ по автоматизированному управлению портальными кранами, грейферно-бункерными и гидроперегружател€ми, по сокращению пылеобразовани€ в разгрузочных железнодорожных галере€х, по разработке системы автоматического управлени€ выгрузки апатитового концентрата из бункеров разгрузочных галерей, по созданию высокопроизводительных гидроперегружателей и эжекторных снар€дов дл€ добычи песчаногравийных материалов с большим содержанием грави€ с глубин до 30 м, их обогащение и классификации.
Ёлектротехнический факультет получил свое название в 1974 г. в результате переименовани€ электромеханического факультета, созданного в 1955 г. на базе кафедры электротехники факультета механизации и оборудовани€ портов. Ќеобходимость его создани€ была св€зана с резким возрастанием потребности в инженерах-электромеха-никах широкого профил€ на предпри€ти€х и в организаци€х водного транспорта. Ёто вызывалось: пополнением транспортного
и технического флота новыми типами судов с дизельными и дизель-электрическими энергетическими установками, укомплектованными электроприводными механизмами; развитием механизации перегрузочных работ в портах; строительством и эксплуатацией судоходных гидротехнических сооружений; электрификацией судоходной обстановки на водных пут€х; повышением уровн€ механизации судостроительных и судоремонтных заводов; необходимостью квалифицированного решени€ вопросов электроснабжени€ развивающихс€ объектов водного транспорта.
ѕервым деканом электромеханического факультета и его организатором был доц. ё. ј. –ейнгольдт. ѕодготовка инженеров-электромехаников в первые годы велась по специальности ЂЁлектрификаци€ промышленных предпри€тий и установокї. ƒл€ ведени€ учебного процесса кафедра электротехники была преобразована в кафедру электротехники и электрооборудовани€. ¬ 1958 г. произведено ее разделением на две: общеинженерную кафедру теоретической и общей электротехники (“ќЁ) и специальную кафедру электрооборудовани€ предпри€тий и установок водного транспорта.
 афедрой “ќЁ заведовали доц.
¬. ј. Ёрслер (1958-1971), проф. ё. ј. —ветли-ков (1971-1978). — 1978 г. кафедру возглавл€ет проф. ¬. ¬. —ахаров.
¬ 1970 г. на базе судовых дисциплин возникла самосто€тельна€ кафедра, котора€ в 2003 г. была передана на судомеханический факультет. ¬опросы электрооборудовани€ портов, гидротехнических сооружений и промышленных предпри€тий стала вести кафедра электропривода и электрооборудовани€ береговых установок. —пециальной кафедрой заведовали проф. ё. ј. –ейнгольдт (1958-1971), проф. ¬. ѕ. Ўорин (1971-1985). — 1985 г. возглавл€ет кафедру проф. ¬. ј. Ўошмин, под руководством которого значительна€ научно-исследовательска€ работа была проведена по модернизации и повышению надежности электрооборудовани€ шлюзов ¬олго-Ѕалтий-ского водного пути.
ƒеканами электромеханического и электротехнического факультетов были проф. ё. ј. –ейнгольдт (1955-1963) и проф. ¬. ѕ. Ўорин (1963-1968 и 1981-1986), доц. ѕ. ». √риценко (1968-1973), проф. ¬. ¬. “ихонов (1973-1978), доц.  . “. ¬итюк (1978-1981), проф. ј. ј. »ши-микли (1986-1995) и ё. ћ.  улибанов (19952001).
ѕосле создани€ в 1959 г. Ћ»¬“а как учебно-научного отраслевого комплекса на кафедрах факультета возникли научные подразделени€, осуществл€вшие работу на основе хоз€йственных договоров с управлени€ми ћинречфлота, его линейными организаци€ми, а также с организаци€ми смежных отраслей.
¬ этом же году факультет перешел на подготовку инженеров по специальности ЂЁлектропривод и автоматизаци€ промышленных установокї, котора€ в 1988 г. трансформировалась в специальность ЂЁлектропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексовї. “ака€ специальность в большей степени отвечала характеру должностей, занимаемых выпускниками факультета.
Ѕольшую помощь в постановке преподавани€ специальных дисциплин оказали профессора ведущих вузов Ћенинграда, которые работали по совместительству (ј. ≈. јлексеев, ј. —.  апл€нский, ѕ. Ћ. —иверс, Ѕ. ». Ќор-невский и др.).
‘акультет портовой техники и электромеханики в насто€щее врем€ осуществл€ет подготовку специалистов по двум специальност€м: ЂЁксплуатаци€ перегрузочного оборудовани€ портов и транспортных терминаловї; ЂЁлектропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексовї.
ƒеканом с момента создани€ факультета €вл€етс€ проф. ≈. Ќ. јндрианов.
¬ составе факультета две общеинженерные и три специальные кафедры. ќбщеинженерную подготовку ведут кафедры: основ инженерного проектировани€, заведующий Ч проф. —. ќ. Ѕарышников; теоретической и общей электротехники, заведующий Ч проф. ¬. ¬. —ахаров. —пециальную подготовку осуществл€ют кафедры: подъемно-транспортных машин, заведующий Ч проф. ≈. Ќ. јндрианов; технологии, эксплуатации и автоматизации работы портов, заведующий Ч проф. ѕ. ј. √оловачев; электропривода и электрооборудовани€ береговых установок, заведующий Ч проф.
¬. ј. Ўошмин.
«а врем€ подготовки инженеров-меха-ников портов и инженеров-электриков береговых объектов водного транспорта выпущено около 8 тыс. специалистов, в числе которых участник ¬еликой ќтечественной войны √е -рой —оветского —оюза ћ. Ќ. “ургель и √ерой —оциалистического “руда  . ‘. –еквава, член —оюза писателей, автор романов и повестей Ќ. ≈. ƒементьев.
¬ыпуск 2

пїњ